Решение б/н Решение по делу №02-01-35-10-12 в отношении ООО «Речные круи... от 4 января 2013 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 02-01-35-10-12

 

Резолютивная часть решения объявлена 21.09.2012 года                    г. Новосибирск

Решение изготовлено в полном объеме 28.09.2012 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Ельчанинов А.А. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Князькова С.Е. – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;

Бориленко Н.Д. -  главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,

в присутствии:

«…»

рассмотрев дело 02-01-35-10-12 от 27.04.2012 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Речные круизы» (ИНН5405303676, 630009, г. Новосибирск, ул. Добролюбова, 2)  пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступило обращение гр. «…» (вх. №7742 от 08.09.2011) с жалобой на действия ООО «Речные круизы» по необоснованному повышению стоимости перевозки речным транспортом.

Заявитель сообщает, что произошло повышение стоимости перевозки пассажиров на теплоходах ООО «Речные круизы» по маршруту до о. Кораблик: в 2010 году стоимость билета в будние дни составляла 120 руб., в пятницу, субботу, воскресенье – 150 руб., а в 2011 году – 250 и 300 руб. соответственно.

Заявитель считает, что действия ООО «Речные круизы» по повышению цены не обоснованы и нарушают антимонопольное законодательство.

«…» был дан промежуточный ответ (исх. №02-7568 от 01.12.2011) о том, что в отношении ООО «Речные круизы» исполнительные органы государственной власти Новосибирской области в настоящее время не реализовывают право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок на услуги по перевозке пассажиров и багажа речным транспортом. Следовательно, ООО «Речные круизы» вправе самостоятельно устанавливать стоимость перевозки пассажиров по р. Обь до о. Кораблик.

Рассмотрение заявления в части экономической обоснованности тарифов ООО «Речные круизы» на перевозку пассажиров по прогулочной линии «Речной вокзал – о. Кораблик» было приостановлено в связи с прекращением навигации до момента возобновления деятельности ООО «Речные круизы».

Деятельность ООО «Речные круизы» и рассмотрение заявления были возобновлены в мае 2012 года

В результате рассмотрения данного заявления, представленной сторонами информации и действующих нормативно-правовых документов установлено следующее.

1. В ответ на запросы Новосибирского УФАС России ООО «Речные круизы» (исх. №22 от 02.05.2012 и №27 от 22.05.2012)  сообщило, что в период навигации 2010 года (01.05.2010 -01.10.2010) тариф на 1 взрослого пассажира по прогулочной линии «Речной вокзал – о. Кораблик» был равен 150 руб. (с понедельника по четверг) и 200 руб. (с пятницы по воскресенье). В период навигации 2011 года (01.05.2011-01.10.2011) тарифы соответственно составили 250 руб. и 300 руб. В начале навигации 2012 года тарифы на перевозку по сравнению с 2011 годом не изменились.

Повышение тарифов в 2011 году ООО «Речные круизы» объясняет повышением отчислений в фонды ОМС, социального и пенсионного страхования; ростом стоимости ГСМ и повышением уровня заработной платы сотрудников ООО «Речные круизы».

ООО «Речные круизы представило калькуляции стоимости перевозки 1 пассажира по прогулочной линии «Речной вокзал – о. Кораблик» в навигацию 2010 года и 2011 года, подтвержденные данными оборотно - сальдовых ведомостей по счету 20 (затраты на содержание теплоходов «Прокопьевск», «Москва-122», «Москва-193») и по счету 26 (общехозяйственные расходы).

Анализ экономической обоснованности тарифов ООО «Речные круизы» на перевозку пассажиров по прогулочной линии «Речной вокзал – о. Кораблик» в 2011 году по сравнению с 2010 годом можно провести на базе следующей таблицы:

 

 

 

показатель

2010 г.

2011 г.

% изменения

Тариф 1 (будни), руб./чел.

150

250

+67%

Тариф 2 (выходные), руб./чел.

200

300

+50%

Себестоимость перевозки, руб./чел.

150,34

207,93

+38%

Стоимость перевозки с учетом рентабельности, руб./чел.

180,00

260,00

+44%

 

 

Таким образом, темп повышения тарифов (от +50% до +67%) на перевозку пассажиров по прогулочной линии «Речной вокзал – о. Кораблик» в 2011 году превышает темп повышения себестоимости перевозки и уровня рентабельности (+44%). Следовательно, повышение тарифов ООО «Речные круизы» на перевозку пассажиров по прогулочной линии «Речной вокзал – о. Кораблик» в 2011 г. является необоснованным.

 Согласно отчету Отдела товарных и финансовых рынков Новосибирского УФАС России доля ООО «Речные круизы» на рынке услуг по перевозке пассажиров внутренним водным транспортом (подчиняющейся расписанию) по прогулочной линии «Речной вокзал – о. Кораблик» в 2010-2011 г.г. составила 100%.

На основании пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» «доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50%...», следовательно, можно сделать вывод о том, что ООО «Речные круизы» занимает доминирующее положение с долей более 50% на указанном рынке.

Пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара.

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно - тарифное регулирование (далее – сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

Услуги по перевозке пассажиров речным транспортом осуществляет также ОАО «Новосибирский речной порт» по маршруту «Речной вокзал – Седова Заимка». Услуги по перевозке по маршруту «Речной вокзал – Седова Заимка» не являются сопоставимым товарным рынком  для услуг перевозке по маршруту «Речной вокзал – Седова Заимка» по следующим основаниям.

В ответ на запрос Новосибирского УФАС России министерство транспорта и дорожного строительства НСО (исх. №671/21 от 25.11.2011) сообщило, что в 2011 году согласовывало размер платы за перевозку пассажиров и их багажа внутренним водным транспортом и возмещало недополученные доходы перевозчику в связи с перевозкой льготных категорий пассажиров и применением установленной платы в отношении ОАО «Новосибирский речной порт» на основании заключенного договора №28/03/11-1Т от 28.03.2011 по маршруту «Речной вокзал – Седова Заимка».

В отношении ООО «Речные круизы» исполнительные органы государственной власти Новосибирской области в настоящее время не реализовывают право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок на услуги по перевозке пассажиров и багажа речным транспортом.

Таким образом, на рынке услуг по перевозке пассажиров речным транспортом по маршруту «Речной вокзал – о. Кораблик» и на рынке услуг по перевозке пассажиров речным транспортом по маршруту «Речной вокзал – Седова Заимка» различаются условия в части государственного регулирования тарифов.

Следовательно, для рынка услуг по перевозке пассажиров речным транспортом по маршруту «Речной вокзал – о. Кораблик» отсутствует сопоставимый товарный рынок.

К тому же протяженность данных маршрутов различна и составляет 10 км по маршруту «Речной вокзал – о. Кораблик – Речной вокзал» (исх. ООО «Речные круизы» №22 от 02.05.2012 г.) и 100 км «Речной вокзал – Седова Заимка – Речной вокзал» (согласно Приложению 2 к Договору №28/03/11-1Т от 28.03.2011 г.).

Норма прибыли (уровень рентабельности) на рынке услуг по перевозке пассажиров речным транспортом не является регулируемой. Являясь единственным продавцом на рынке услуг по перевозке пассажиров речным транспортом по маршруту «Речной вокзал – о. Кораблик» в течение 2010-2011 г., ООО «Речные круизы» самостоятельно установил рентабельность оказания услуг на уровне 20-25% (согласно представленным калькуляциям). Следовательно, ООО «Речные круизы» признает данный уровень рентабельности экономически и коммерчески обоснованным.

При этом степень увеличения тарифов на перевозку пассажиров по прогулочной линии «Речной вокзал – о. Кораблик» в 2011 г. по сравнению с 2010 г. (+67% в будние дни и +50% в выходные дни) превышает степень увеличения расходов (себестоимости) и прибыли (рентабельности) (44%). Таким образом, тарифы 2011 г. превышают сумму расходов, необходимых для производства и реализации услуг по перевозке пассажиров, и прибыли.

Следовательно, в действиях ООО «Речные круизы», занимающего доминирующее положение, по установлению необоснованно высоких тарифов на перевозку пассажиров речным транспортом по прогулочной линии «Речной вокзал – о. Кораблик» в 2011 г.  присутствуют признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции». Результатом указанных действий является ущемление интересов пассажиров речного транспорта.

В связи вышеизложенным, Новосибирское УФАС России возбудило в отношении ООО «Речные круизы» рассматриваемое дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 2 статьи 45 ФЗ «О защите конкуренции», учитывая наличие ходатайства  «…» от 18.09.2012 о рассмотрении указанного дела в  ее отсутствие в случае неявки, Комиссия Новосибирского УФАС России рассмотрела дело №02-01-35-10-12 в отсутствие заявителя.

ООО «Речные круизы» не представило объяснения по существу настоящего дела, запрошенные Определением Новосибирского УФАС России от 23.08.2012 о назначении дела №02-01-35-10-12 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению.

При рассмотрении дела Комиссией Новосибирского УФАС России президент ООО «Речные круизы» «…» дал следующие пояснения.

ООО «Речные круизы» создано в 2006 году и не повышало тарифы на перевозку пассажиров по прогулочной линии «Речной вокзал – о. Кораблик» до 2011 года. Возможно, эта тарифная политика Общества была неоправданной, поскольку издержки на оказание данной услуги росли из года в год и, учитывая указанные обстоятельства, необходимо было повышать тарифы постепенно.

Кроме того, значительные средства идут на погашение кредита, взятого ООО «Речные круизы» в 2011 году, который был необходим Обществу для осуществления хозяйственной деятельности.

В связи с завершением строительства речного вокзала, ликвидацией ограждения стройки и обеспечения более простой доступности причала, к которому пришвартованы суда ООО «Речные круизы», руководство Общества надеется на увеличение количества пассажиров, желающих совершить прогулку по реке. Указанное обстоятельство поможет улучшить экономическое положение ООО «Речные круизы», что позволит в следующую навигацию снизить тарифы.

 ООО «Речные круизы» выразило сомнение по поводу того, что оно занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по перевозке пассажиров внутренним водным транспортом по прогулочной линии «Речной вокзал – о. Кораблик» в 2010-2011 г.г., ссылаясь при этом на следующее.

Кроме ООО «Речные круизы» по прогулочной линии «Речной вокзал – о. Кораблик» выполняют рейсы теплоходы, которые не являются собственностью ООО «Речные круизы», а принадлежат иным собственникам. Данные теплоходы («Лучезарный», «Веселый», «Глазунов», «Меридиан» и т.д.) швартуются у дебаркадеров, расположенных в акватории р. Обь. Также Комиссии был передан список с указанием дат, когда указанные суда выполняли прогулочные рейсы.

ООО «Речные круизы» выразило готовность не составлять расписание рейсов своих теплоходов по маршруту «Речной вокзал – о. Кораблик», поскольку наличие расписания и работа в соответствии с этим расписание привели к негативным последствиям.

Основной целью деятельности любой коммерческой организации, в том числе – ООО «Речные круизы» является получение прибыли. Маршрут  «Речной вокзал – о. Кораблик» является коммерческим, а тарифы на водном транспорте не подлежат регулированию. В соответствии с указанными обстоятельствами устанавливает тарифы на свои услуги самостоятельно.

Комиссия не принимает доводы ООО «Речные круизы» в связи со следующим.

Исходя из объяснений президента ООО «Речные круизы», политика в период деятельности Общества осуществлялась без должного экономического анализа результатов хозяйственной деятельности. В том числе, очевидно, не был проведен анализ соответствия действовавших тарифов затратам, которое несло Общество. В результате проводилась тарифная политика, которая выразилась в резком повышении тарифов на перевозку пассажиров по прогулочной линии «Речной вокзал – о. Кораблик» в 2011 году, в то время как с 2006 года указанные тарифы не менялись. Возможно, такая  тарифная политика являлась ошибочной, поскольку привела к вышеописанным последствиям.

Статьей 2 ГК РФ установлено, что «… предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнение работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».

ООО «Речные круизы» является коммерческой организацией, осуществляет на свой риск предпринимательскую деятельность по оказанию услуги «перевозка пассажиров по прогулочной линии «Речной вокзал – о. Кораблик». При этом оно само должно соизмерять потенциальные возможности своего предприятия в установленной сфере деятельности с возможным экономическим эффектом от реализации этой деятельности, а также проводить регулярный анализ хозяйственной деятельности Общества с целью ее прогнозирования на будущие периоды.

Комиссия также не принимает доводы ООО «Речные круизы» по поводу отсутствия доминирующего положения указанного хозяйствующего субъекта в связи со следующим.

Объяснения и информация ООО «Речные круизы» о наличии иных хозяйствующих субъектов, выполняющих аналогичные прогулочные рейсы, в том числе по маршруту «Речной вокзал – о. Кораблик», не являются подтверждением того, что ООО «Речные круизы» и иные хозяйствующие субъекты оказывают одну и ту же услугу. Как пояснил представитель ООО «Речные круизы», иные хозяйствующие субъекты, выполняющие аналогичные прогулочные рейсы, работают не во все дни недели, а также время их отправления ничем не урегулировано, то есть рейсы выполняются не по расписанию. Следовательно, ООО «Речные круизы» оказывает услугу перевозки пассажиров водным транспортом (подчиняющейся расписанию) по прогулочной линии «Речной вокзал – о. Кораблик», которая является невзаимозаменяемой с другими видами услуг перевозки пассажиров водным транспортом.

Представитель ООО «Речные круизы»  на заседании Комиссии подтвердил достоверность представленной информации. Следовательно выводы Новосибирского УФАС России о том, что темп повышения тарифов (от +50% до +67%) на перевозку пассажиров по прогулочной линии «Речной вокзал – о. Кораблик» в 2011 году превышает темп повышения себестоимости перевозки и уровня рентабельности (+44%) основан на данных, которые содержатся в калькуляциях тарифа и которые подтверждены первичными документами, представленными  ООО «Речные круизы» в соответствии с запросом Новосибирского УФАС России.

Таким образом, ООО «Речные круизы», занимая доминирующее положение с долей более 50 % на рынке оказания услуг по перевозке пассажиров внутренним водным транспортом (подчиняющейся расписанию) по прогулочной линии «Речной вокзал – о. Кораблик» в 2010-2011 годах совершило действия по установлению необоснованно высоких тарифов (монопольно высокой цены) на перевозку пассажиров речным транспортом по прогулочной линии «Речной вокзал – о. Кораблик» в 2011 г.  которые нарушают пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции». Результатом указанных действий является ущемление интересов пассажиров речного транспорта.

Учитывая изложенные обстоятельства и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41,  статьей 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать Общество с ограниченной ответственностью «Речные круизы» занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по перевозке пассажиров внутренним водным транспортом (подчиняющейся расписанию) по прогулочной линии «Речной вокзал – о. Кораблик» в 2010-2011 г.г. на основании пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона  № 135-ФЗ от 26.07.2006 г.  «О защите конкуренции». 

        2. Признать Общество с ограниченной ответственностью «Речные круизы» нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» путем установления необоснованно высоких тарифов (монопольно высокой цены) на перевозку пассажиров речным транспортом по прогулочной линии «Речной вокзал – о. Кораблик» в 2011 г. 

3. Выдать  Обществу с ограниченной ответственностью «Речные круизы» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в установлении необоснованно высоких тарифов (монопольно высокой цены) на перевозку пассажиров речным транспортом по прогулочной линии «Речной вокзал – о. Кораблик» в 2011 г. 

Для исполнения указанного предписания Обществу с ограниченной ответственностью «Речные круизы» необходимо установить на предстоящую навигацию 2013 года экономически обоснованную стоимость перевозки пассажиров на теплоходах ООО «Речные круизы» по маршруту до о. Кораблик.

4. Признать, что основания для выдачи предписания и (или) принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

 

 

 

Председатель Комиссии                                  __________                            А.А. Ельчанинов

 

 

Члены Комиссии:          __________                          С.Е. Князькова   

                                  

                                                            ___________            Н.Д. Бориленко

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны