Решение б/н Решение по делу №02-01-38-10-12 в отношении ОАО «Станкосиб» от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

        по делу № 02-01-38-10-12

 

Резолютивная часть решения объявлена  3 октября 2012 года            г. Новосибирск

Решение изготовлено в полном объеме   11 октября 2012 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Ельчанинов А.А. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Князькова С.Е.– начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,

Пронина Н.В. –главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,

в присутствии: представителя заявителя ООО СЦ «Холодильщик» «…»

представителей ответчика – генерального директора ОАО «Станкосиб» «…»

  рассмотрев дело № 02-01-38-10-12 от 06.09.2012 г. по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Станкосиб» (ИНН 5405109132, 630083, г.Новосибирск, ул.Большевистская,131) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона  № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступило обращение ООО «Сервис-центр «Холодильщик» с жалобой на действия ОАО «Станкосиб» по вопросу взимания платы за доставку воды по сетям ОАО «Станкосиб» без утверждения соответствующего тарифа.

ООО «Сервис-центр «Холодильщик» является собственником здания по адресу: г.Новосибирск, ул.Большевистская,131 (свидетельство о государственной регистрации права 54-АБ №286349 и свидетельство о государственной регистрации права 54-АБ №200059.

Между ООО «Сервис-центр «Холодильщик» и ОАО «Станкосиб» (ИНН 5405109132, г.Новосибирск, улю.Большевистская,131) заключен договор оказания услуг №2800 юр от 28.12.2007 г.

В соответствии с предметом договора №2800юр Исполнитель (ОАО «Станкосиб») обязуется оказать услуги по обеспечению тепловой энергией, водоснабжению и канализации, а Заказчик (ООО «Сервис-центр «Холодильщик») обязуется оплачивать оказываемые услуги на условиях договора.

В соответствии с пунктом 3.1 Договора №2800 юр Заказчик (ООО «Сервис-центр «Холодильщик») ежемесячно оплачивает оказываемые услуги, путем предоплаты до первого числа текущего месяца:

- за потребляемую холодную воду – по тарифам, применяемым МУП «Горводоканал» исходя из показаний приборов учета (п.3.1.1 Договора);

- за доставку холодной воды по сетям Исполнителя (ОАО «Станкосиб») дополнительно в размере 50 % от суммы, установленной по приборам учета (п. 3.1.3 Договора).

Согласно правилам пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила) "водоснабжение" - технологический процесс, обеспечивающий забор, подготовку, транспортировку и передачу абонентам питьевой воды; "водоотведение" – это технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения канализации.

Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» закреплено, что подлежат регулированию тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

В соответствии с Федеральным законом №210-ФЗ организация коммунального комплекса - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения; системы коммунальной инфраструктуры - совокупность производственных, имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, технологически связанных между собой, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.  Таким образом, ОАО «Станкосиб» является организацией коммунального комплекса для ООО «Сервис-центр «Холодильщик».

Исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность и нормативное правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) является Департамент по тарифам Новосибирской области в соответствии с пунктом 12 части 7 «Положения о Департаменте по тарифам Новосибирской области», утв. постановлением Губернатора Новосибирской области № 326 от 18.10.2010 г.).

Следовательно,  Департамент по тарифам Новосибирской области является органом исполнительной власти, уполномоченным на установление тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения.

Формулировка «плата за доставку холодной воды по сетям ОАО «Станкосиб», содержащаяся в договоре об оказании услуг №2800юр от 28.12.2007 г., и формулировка «услуги по водоотведению и водоснабжению», содержащаяся в Правилах, по сути, означают одно и то же – технологический процесс, обеспечивающий транспортировку и передачу абонентам питьевой воды, а также прием сточных вод Потребителей с последующей передачей их на очистные сооружения канализации на возмездной основе.

Таким образом, плата за услуги водоснабжения и водоотведения, выставляемые ОАО «Станкосиб» в рамках договора №2800юр составляет 28,78 руб/м3. Оплата заявителем вышеуказанных услуг по тарифу ОАО «Станкосиб» подтверждается актами и платежными поручениями.

Тариф на водоснабжение и водоотведения для ОАО «Станкосиб» не установлен. Следовательно, при оказании услуг доставки воды по своим сетям, ОАО «Станкосиб» должно применять тарифы, установленные для МУП «Горводоканал», либо обратиться в Департамент по тарифам НСО за утверждением тарифа на услуги водоснабжения и водоотведения и после утверждения тарифа применять его для расчетов с ООО «Сервис-центр «Холодильщик».

Услуги водоснабжения и водоотведения в силу  ст. 4 ФЗ от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Частью 5 статьи 5 № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» определено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Доминирующее положение в данном случае устанавливается исходя из определения естественной монополии, понимаемой как состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Очевидность доминирующего положения субъекта естественной монополии (в данном случае ОАО «Станкосиб») исключает необходимость проведения  антимонопольным органом анализа конкурентной среды. Данный вывод соответствует позиции  арбитражных судов (Постановление ФАС Уральского округа от 11.12.2008 г. № Ф09-9319/08-С1, Решение Арбитражного суда Омской области от 17.08.2010 г, № А46-6206/2010, Постановление ФАС Северо-западного округа от 13.08.2007 г. № А56-12283/2006).

При наличии технологического присоединения к передающим системам, которое является необходимым условием получения услуг водоснабжения и водоотведения, хозяйствующий субъект, водопроводные сети которого участвуют в процессе оказания услуг транспортировки питьевой воды и производственно-бытовых стоков, является субъектом естественной монополии и данный субъект обязан соблюдать соответствующие требования действующего законодательства в сфере водоснабжения, поскольку получение вышеуказанных услуг от водопроводных сетей иного хозяйствующего субъекта невозможно без осуществления вновь процедуры технологического присоединения, требующего дополнительных финансовых и временных затрат.

Таким образом, ОАО «Станкосиб» является субъектом естественной монополии и, соответственно, в силу прямого указания закона занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг водоснабжения и водоотведения в границах расположения сетей водоснабжения, принадлежащих ОАО «Станкосиб» на праве собственности.

Пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона  № 135-ФЗ от 26.07.2006 г.  «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

В действиях ОАО «Станкосиб», занимающего доминирующее положение на рынке водоснабжения и водоотведения в границах расположения своих сетей водоснабжения, по установлению и взиманию с ООО «Сервис-центр «Холодильщик»» платы за доставку воды по сетям ОАО «Станкосиб» по тарифу, неутвержденному в уполномоченном органе (Департаменте по тарифам Новосибирской области) присутствуют признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г.  «О защите конкуренции».

В связи с изложенными обстоятельствами Приказом Новосибирского УФАС России № 244 от 06.09.2012 г. в  отношении ОАО «Станкосиб» возбуждено дело по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года № 135-ФЗ, выразившегося в установлении и взимании с ООО «Сервис-центр «Холодильщик»» платы за доставку воды по сетям ОАО «Станкосиб» по тарифу, неутвержденному в уполномоченном органе (Департаменте по тарифам Новосибирской области).

Ответчик по существу рассматриваемого дела представлены объяснения, суть которых в следующем.

Между ОАО «Станкосиб» (Исполнитель) и ООО «СЦ «Холодильщик» (Заказчик) заключен Договор об оказании услуг № 2800юр от «28» декабря 2007 г. (далее - Договор).

Редакция указанного Договора утверждена судебными актами арбитражных судов по делу № А45-2784/2008-4/34, вступившими в законную силу (Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2008 г.; Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 января 2009 года; Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 4620/09 от 30 апреля 2009 г.).

В соответствии с пунктами З.1., З.1.1., 3.1.3. Договора (в редакции арбитражных судов). Заказчик ежемесячно оплачивает оказываемые услуги, путем предоплаты до первого числа текущего месяца:

За потребляемую холодную воду - по тарифам, применяемым МУП «Горводоканал», исходя из показаний надлежащим образом поверенных приборов учета и согласованных лимитов;

За доставку холодной воды по сетям Исполнителя Заказчик производит дополнительную оплату в размере 50% от суммы, установленной по приборам учета.

При оценке законности данных условий Договора арбитражные суды апелляционной, кассационной и надзорной инстанций руководствовались, в том числе, нормами Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федерального закона от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 г. № 167.

Это отражено в Постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2008 г., в Постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 января 2009 года, в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 4620/09 от 30 апреля 2009 г.

С учетом требований указанных нормативно-правовых актов, пункт 3.1.3. Договора был признан арбитражными судами не противоречащим действующему законодательству и принят в редакции, изложенной выше.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Следовательно, во взаимоотношениях с ООО «СЦ «Холодильщик» по водоснабжению и водоотведению ОАО «Станкосиб» должно руководствоваться судебными актами арбитражных судов, вступившими в законную силу.

Какие-либо акты (приказы, решения, определения, предписания), принимаемые органами исполнительной власти, не могут противоречить решению суда, вступившему в законную силу.

Выводы Новосибирского УФАС России о том, что ОАО «Станкосиб» является организацией коммунального комплекса для ООО «СЦ «Холодильщик», должно обратиться в Департамент по тарифам Новосибирской области за утверждением тарифа на услуги водоснабжения и водоотведения и после утверждения тарифа применять его для расчетов с ООО «СЦ «Холодильщик», являются ошибочными.

Изучив материалы дела, доводы заявителей и ответчика в полном объеме, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

В Определении ВАС РФ №4620/09 от 30.04.2009 указано, что в  силу положений Федерального закона от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» государственному регулированию подлежат тарифы и на товары и услуги организаций – производителей в сфере водоснабжения и водоотведения. ОАО «Станкосиб» является абонентом организации водопроводно-канализационного хозяйства, поэтому не может быть признано производителем в вышеуказанной сфере.

В связи с тем, что ОАО «Станкосиб» не является ресурсоснабжающей организацией в сфере водоснабжения и водоотведения, то тариф на доставку воды не подлежит государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

Таким образом, в действиях ОАО «Станкосиб» отсутствуют  признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».

В связи с изложенным, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48  Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела № 02-01-38-10-12 по признакам нарушения ОАО «Станкосиб» п.10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

 

Председатель Комиссии                                   ____________                     А.А. Ельчанинов

Члены Комиссии:                                           ____________                      С.Е. Князькова

                                                                        ____________                    Н.В. Пронина

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны