Решение б/н Решение по делу №02-01-39-10-12 в отношении ЗАО «ГРАД-СТРОЙ» от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

        по делу № 02-01-39-10-12

 

Резолютивная часть решения объявлена  28 сентября 2012 года            г. Новосибирск

Решение изготовлено в полном объеме    8 октября 2012 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Ельчанинов А.А. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Князькова С.Е.– начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,

Пронина Н.В. –главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,

в присутствии: представителей заявителя ПК «ПСФ «Строитель» «…»

представителя ответчика – ЗАО «ГРАД-СТРОЙ» «…»

рассмотрев дело № 02-01-39-10-12 от 06.09.2012 г. по признакам нарушения Закрытым акционерным обществом «ГРАД-СТРОЙ» (ИНН 5407234724, 630039, г.Новосибирск, ул.Днепровская,34) части 1 статьи 10 Федерального закона  № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области обратилось ПК «ПСФ «Строитель» с жалобой на действия ЗАО «ГРАД-СТРОЙ» по вопросу препятствования перетоку электрической энергии на энергопринимающие устройства заявителя.

В ходе рассмотрения заявления установлено следующее.

ПК ПСФ «Строитель» является собственником здания, расположенного по адресу: г.Новосибирск, ул. Днепровская,19. Энергопринимающие устройства, расположенные в данном здании, технологически присоединены к ТП 3307 (В материалах дела имеется акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности).

Между ПСФ «Строитель» и ЗАО «ГРАД-СТРОЙ» в период с 01.01.2009 г. по 05.07.2012 г. действовал договор на передачу электрической энергии №02-2/2009Э. Согласно п.1.1. Договора ЗАО «ГРАД-СТРОЙ» обязуется с согласия «Энергоснабжающей организации» (гарантирующего поставщика) передавать ПК  ПСФ «Строитель» через свою подстанцию ТП 3307 электроэнергию.

Согласие гарантирующего поставщика на передачу электрической энергии на энергопринимающие устройства ПСФ «Строитель» через ТП 3307 отражено в договоре от 06.04.2004, заключенном между ОАО «Новосибирскэнерго» (в настоящее время ОАО «Новосибирскэнергосбыт») и ЗАО «ГРАД-СТРОЙ», в котором согласно приложению №3.1 ПК ПСФ «Строитель» указан в качестве субабонента с разрешенной нагрузкой 73,5 кВт.

05.07.2012 г. между ОАО «Новосибирскэнергосбыт» и ПК ПСФ «Строитель» заключен договор энергоснабжения №0-5649 в отношении объекта, расположенного по адресу: г.Новосибирск, ул.Днепровская,19.

В адрес ЗАО «ГРАД-СТРОЙ» было направлено уведомление ОАО «Новосибирскэнергосбыт» №ДО-4427 от 26.07.2012 о заключении договора энергоснабжения №0-5649 от 05.07.2012 г. с ПСФ «Строитель» с проектом дополнительного соглашения от 25.07.2012 о внесении изменения в договор на подачу и потребление электрической энергии №651 от 06.04.2004 в части оформления транзитного пропуска электрической энергии в электрические сети ПК «ПСФ «Строитель». В направленном уведомлении также содержится ссылка на ч.4 ст.26 ФЗ «Об электроэнергетике» «иные владельцы объектов электросетевого хозяйства, к которым технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов». 30.07.2012 г. данное уведомление получено ЗАО «ГРАД-СТРОЙ».

15 августа 2012 г. главным инженером ОАО «Новосибирскэнергосбыт» был составлен акт об отсутствии напряжения на энергопринимающих устройствах ПК «ПСФ «Строитель», присоединенных к сетям ЗАО «ГРАД-СТРОЙ».

ЗАО «ГРАД-СТРОЙ» принадлежат на праве собственности объекты электросетевого хозяйства, в частности – ТП 3307 и кабельные линии.

На основании Договора электроснабжения №651 от 06.04.2004 ЗАО «ГРАД-СТРОЙ» является Абонентом ОАО «Новосибирскэнергосбыт». В приложении №3.1 вышеуказанного договора установлен перечень субабонентов, присоединенных к сетям Абонента:

- ОАО «МаиС-компания»;

- ОАО «Санвент»;

- ОАО «ГипродорНИИ»;

- горнолыжный клуб «Сибиряк»;

  ПК ПСФ «Строитель».

ЗАО «ГРАД-СТРОЙ» является владельцем трансформаторной подстанции ТП 3307 (свидетельство о праве собственности 54-АБ №220542).

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» ЗАО «ГРАД-СТРОЙ» является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, с использованием принадлежащих ей на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектов электросетевого хозяйства.

В соответствии с п.1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2009 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

Согласно пункту 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя.         

В соответствии с п. 33 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (Правила недискриминационного доступа), а также пунктом 2 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации, перерыв в передаче электрической энергии, прекращение или ограничение режима передачи электрической энергии допускаются по соглашению сторон, а также в случае выявления неудовлетворительного состояния энергетических установок (энергопринимающих устройств) потребителя, удостоверенного органом государственного энергетического надзора, которое угрожает аварией или создает угрозу жизни и здоровью людей. При этом должен быть соблюден порядок введения ограничения режима потребления.

В соответствии с пунктом 2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утв. Постановлением Правительства от 04.05.2012 №442 (далее - Правила №442) ограничение режима потребления электрической энергии вводится при наступлении любого из следующих обстоятельств:

а) соглашение сторон договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности));

б) нарушение своих обязательств потребителем, выразившееся в:

неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа, а для граждан-потребителей за 2 расчетных периода, либо к образованию задолженности потребителя перед энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке, в размере, установленном в договоре;

возникновении у потребителя услуг по передаче электрической энергии задолженности по оплате услуг по передаче электрической энергии, соответствующей одному периоду между установленными договором сроками платежа, а если потребителем является гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация, которая в соответствии с Основными положениями продает электрическую энергию сетевой организации для целей компенсации потерь электрической энергии) - в возникновении у него задолженности в указанном размере, рассчитанной за вычетом задолженности сетевой организации по оплате электрической энергии для компенсации потерь электрической энергии перед этим гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией);

выявлении факта осуществления потребителем безучетного потребления электрической энергии;

невыполнении потребителем условий договора, касающихся обеспечения функционирования устройств релейной защиты, противоаварийной и режимной автоматики, устройств компенсации реактивной мощности;

подключении потребителем к принадлежащим ему энергопринимающим устройствам электропотребляющего оборудования, повлекшем нарушение характеристик технологического присоединения, указанных в документах о технологическом присоединении;

в) удостоверение в установленном порядке неудовлетворительного состояния объектов электросетевого хозяйства, энергетических установок, энергопринимающих устройств потребителя, что создает угрозу жизни и здоровью людей и (или) угрозу возникновения технологических нарушений на указанных объектах, установках (устройствах), а также объектах электросетевого хозяйства сетевых организаций;

г) возникновение (угроза возникновения) аварийных электроэнергетических режимов;

д) приостановление или прекращение исполнения обязательств потребителя по договору о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии и мощности;

е) прекращение обязательств по снабжению электрической энергией (мощностью) и (или) оказанию услуг по передаче электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) и (или) договору оказания услуг по передаче электрической энергии (далее - прекращение обязательств сторон по договору), в том числе по причине смены собственника или владельца объектов электросетевого хозяйства, к которым технологически присоединены такие энергопринимающие устройства, если при этом в отношении таких энергопринимающих устройств не заключен и не вступил в силу новый договор, на основании которого осуществляется продажа электрической энергии (мощности) и (или) оказание услуг по передаче электрической энергии;

ж) выявление гарантирующим поставщиком факта ненадлежащего технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя к объектам электросетевого хозяйства;

з) необходимость проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации, к которым присоединены энергопринимающие устройства потребителя, либо необходимость проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций (иных владельцев объектов электросетевого хозяйства) в случае, если проведение таких работ невозможно без ограничения режима потребления;

и) поступление от потребителя заявления о введении в отношении него ограничения режима потребления в случае, если у потребителя отсутствует техническая возможность введения ограничения самостоятельно;

к) нарушение потребителем введенного ранее в отношении него ограничения режима потребления при сохранении обстоятельств из числа указанных в настоящем пункте, послуживших основанием для его введения.

В соответствии с пунктом 7 Правил №442 инициатор введения ограничения не позднее чем за 10 дней до заявляемой им даты введения ограничения режима потребления направляет исполнителю уведомление о необходимости введения ограничения режима потребления, с указанием причины введения ограничения.

ЗАО «ГРАД-СТРОЙ» направило в ПК «ПСФ «Строитель» уведомление о наличии задолженности за потребляемую электрическую энергию.

Услуги по передаче  электрической энергии  в силу  ст. 4 ФЗ от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Частью 5 статьи 5 № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» определено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Доминирующее положение в данном случае устанавливается исходя из определения естественной монополии, понимаемой как состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

При наличии технологического присоединения к передающим системам, которое является необходимым условием получения услуг по передаче электрической энергии, хозяйствующий субъект, объекты сетевого хозяйства которого участвуют в процессе передачи электрической энергии, является субъектом естественной монополии и данный субъект обязан соблюдать соответствующие требования действующего законодательства в сфере энергетики, поскольку получение услуг по передаче  электрической энергии через любые другие сетевые объекты иного хозяйствующего субъекта невозможно без осуществления вновь процедуры технологического присоединения, требующего дополнительных финансовых и временных затрат.

Таким образом, ЗАО «ГРАД-СТРОЙ» является субъектом рынка по передаче электрической энергии, что следует, в том числе из положений Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», по смыслу которого, услуги как по технологическому присоединению к электрическим сетям, так и по перетоку электрической энергии (в случае невозможности непосредственного присоединения к электрическим сетям энергоснабжающей организации) самостоятельного значения не имеют, а осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителей, являясь обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии.

Очевидность доминирующего положения субъекта естественной монополии (в данном случае ЗАО «ГРАД-СТРОЙ») исключает необходимость проведения  антимонопольным органом анализа конкурентной среды. Данный вывод соответствует позиции  арбитражных судов (Постановление ФАС Уральского округа от 11.12.2008 г. № Ф09-9319/08-С1, Решение Арбитражного суда Омской области от 17.08.2010 г, № А46-6206/2010, Постановление ФАС Северо-западного округа от 13.08.2007 г. № А56-12283/2006).

Таким образом, ЗАО «ГРАД-СТРОЙ» является субъектом естественной монополии и, соответственно, в силу прямого указания закона занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах расположения объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих ЗАО «ГРАД-СТРОЙ» на праве собственности.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ (ФЗ «О защите конкуренции») запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

При этом необходимо отметить, что в соответствии с Постановлением  Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 г. № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.

Действия ЗАО «ГРАД-СТРОЙ» по прекращению передачи (перетока) электрической энергии на объекты ПК «ПСФ «Строитель» ущемляют интересы ПК «ПСФ «Строитель», содержат признаки нарушения  части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

В связи с изложенными обстоятельствами, Приказом Новосибирского УФАС России № 239 от 06.09.2012 г. в  отношении ЗАО «ГРАД-СТРОЙ» возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года № 135-ФЗ, выразившегося в необоснованном прекращении передачи (перетока) электрической энергии через объекты электросетевого хозяйства ЗАО «ГРАД-СТРОЙ» на помещения ПК ПСФ «Строитель», что не соответствует пунктам 6 и 33 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861 и приводит к ущемлению интересов ПК «ПСФ «Строитель».

На заседании Комиссии представитель ЗАО «ГРАД-СТРОЙ» пояснил следующее.

Отключение электрической энергии на энергопринимающие устройства ПК «ПСФ «Строитель» было произведено 28.03.2012 г. в связи с наличием задолженности по оплате за электрическую энергию в размере 75957,42 руб. 4 апреля 2012 г. были проведены профилактические испытания трансформатора в ТП 3307, в результате профилактических испытаний была обнаружена течь трансформатора. 11 апреля 2012 г. всем потребителям, энергопринимающие устройства которых присоединены к ТП 3307, направлены письма-уведомления об ограничении перетока электрической энергии через ТП 3307. Таким образом, отсутствовал переток электрической энергии через ТП 3307 в период с 11.04.2012 г. по 17.09.2012 г. 17 сентября 2012 г. подача электрической энергии на энергопринимающие устройства ПК «ПСФ «Строитель» через ТП 3307, принадлежащую на праве собственности ЗАО «ГРАД-СТРОЙ», возобновлена.

На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России представитель заявителя поддержал ранее изложенные доводы, а также сообщил следующее.

Задолженность по оплате за потребленную электрическую энергию у ПК «ПСФ «Строитель» отсутствует. Задолженность, на которую ссылается ЗАО «ГРАД-СТРОЙ», образовалась в результате неоплаты услуг по обслуживанию трансформаторной подстанции в период с сентября 2011 по март 2012 г. Взимание данной платы по неутвержденному в уполномоченном органе тарифу нарушает антимонопольное законодательство. В связи с этим данные услуги не оплачивались с сентября 2011 г.

Изучив материалы дела, доводы заявителей и ответчика в полном объеме, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с подпунктом б пункта 2 Постановления №442 ограничение режима потребления может быть введено при нарушении потребителем своих обязательств потребителем, выразившихся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности), в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа. Сумма в размере 5642,42 руб. (разница между суммой задолженности и 7 месячной оплатой услуг по передаче электрической энергии по неустановленному тарифу) образовала задолженность перед гарантирующим поставщиком в размере, не превышающем один период. Таким образом, введение ограничения режима потребления в отношении ПК «ПСФ «Строитель» произведено с нарушением законодательства Российской Федерации. Данный вывод также подтверждается решением Арбитражного суда Новосибирской области от 24.08.2012 по делу №А45-18305/2012.

Вывод о том, что трансформаторная подстанция находится в аварийном состоянии и потребители, имеющие технологическое присоединение к ТП 3307, с 11.04.2012 г. не получают электрическую энергию через данную ТП, опровергаются Определением Арбитражного суда Новосибирской области от 14.09.2012 по делу №А45-18305/2012.

17 сентября 2012 г. представителями ЗАО «ГРАД-СТРОЙ» и ПК «ПСФ «Строитель» составлен акт о возобновлении режима потребления электрической энергии.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» ЗАО «ГРАД-СТРОЙ» является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, с использованием принадлежащих ей на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектов электросетевого хозяйства.

В соответствии с п.1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2009 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

Согласно пункту 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя.         

Действия ЗАО «ГРАД-СТРОЙ» по прекращению в период с 28.03.2012 по 17.09.2012 г. передачи (перетока) электрической энергии на объекты ПК «ПСФ «Строитель» ущемляют интересы ПК «ПСФ «Строитель», нарушают  часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ЗАО «ГРАД-СТРОЙ» занимающим доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах расположения сетей  Общества, в соответствии с ч. 5  статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».              

2.  Признать ЗАО «ГРАД-СТРОЙ» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2009 №135-ФЗ путем необоснованного прекращения в период с 28.03.2012 г. по 17.09.2012 г. передачи (перетока) электрической энергии через объекты электросетевого хозяйства ЗАО «ГРАД-СТРОЙ» на помещения ПК ПСФ «Строитель», что имеет своим результатом ущемление его интересов.

3. Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства ЗАО «ГРАД-СТРОЙ» не выдавать в связи с добровольным устранением нарушения.

4. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

 

Председатель Комиссии                                   ____________                     А.А. Ельчанинов

 

Члены Комиссии:                                           ____________                     С.Е. Князькова

                                                                      

                                                                        ____________                    Н.В. Пронина

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны