Решение б/н Решение по делу №02-01-42-10-13 в отношении ОАО «Новосибирск... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № 02-01-42-10-13

 

Резолютивная часть решения оглашена 17.12.2013                      г. Новосибирск

Решение в полном объёме изготовлено26.12.2013                     

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Камнева Н.П. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Князькова С.Е. – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;

Потапова О.В. – специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,

 в присутствии:

«…»

рассмотрев дело № 02-01-42-10-13  от  21.11.2013 по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Новосибирский сельский строительный комбинат» (далее – ОАО «НССК») (ИНН 5403100399, 630024, г. Новосибирск, ул. Бетонная, д. 4) п. 10  ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В  Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее – Управление) обратилось ОАО «СИБИКУБ» (далее – заявитель)  по вопросу навязывания невыгодных условий договора о возмещении затрат, связанных с содержанием и обслуживанием электросетей  ОАО «Новосибирский сельский строительный комбинат» (далее – «ОАО «НССК», завод).

В своем обращении заявитель указывает, что с 1998 года складские помещения ОАО «СИБИКУБ», расположенные по адресу: ул. Сибиряков – Гвардейцев, д. 45а  были подключены к электрическим сетям ОАО «НССК». Расчет за потребленную электроэнергию производился с ОАО «НССК».

02.07.2013 ОАО «СИБИКУБ»  и  ОАО «Новосибирскэнергосбыт» (далее – гарантирующий поставщик) заключили прямой договор энергоснабжения № 0-5840, в соответствии с которым оплата за потребленную электроэнергию производится в адрес гарантирующего поставщика, о чем был поставлен в известность завод.

Заявителем было направлено предложение о заключении договора на оказание услуг по ремонту и эксплуатации электрических сетей по разумной и обоснованной стоимости.

В свою очередь ОАО «НССК» предложило  заявителю заключить договор о порядке возмещения затрат.  В соответствии с п. 4.1 проекта данного договора к стоимости каждого кВт/ч потребленной электроэнергии добавляется 6 % за компенсацию технологических потерь, 22 % за услуги по трансформации электроэнергии и 1,66 руб. – стоимость затрат на содержание электроцеха (77 % от стоимости 1 кВт/ч в июле 2013 года).

Таким образом, суммарная доплата за 1 кВт/ч составляет 105 % по варианту договора ОАО «НССК».

В настоящее время, несмотря на оплату за электроэнергию гарантирующему поставщику, ОАО «НССК» продолжает выставлять счета в адрес заявителя как «аванс за энергоресурсы».

В связи с вышеизложенным, заявитель считает действия ОАО «НССК» противоречащими действующему законодательству Российской Федерации.

В данный момент электроснабжение от объектов электросетевого хозяйства ОАО «НССК» является единственным источником электроэнергии для ОАО СИБИКУБ».

Позиция ОАО «НССК» по рассматриваемому вопросу заключается в следующем. ОАО «СИБИКУБ» электроэнергия поставляется от подстанции «Ефремовская», где установлены коммерческие приборы учета ОАО «НССК», транзитом через электросети ОАО «НССК» по кабелю, который является собственностью завода, ремонтируется, эксплуатируется заводом. ОАО «НССК» содержит этот кабель и несет затраты, связанные с его содержанием.

При транспортировке электроэнергии по основному кабелю АСБ3x240, L=1400 м от подстанции «Ефремовская» до ЦРП 10 кВ ОАО «НССК»; АСБ 3x95, L=450 м  от ЦРП 10 кВ до ТП-7; АВВГ 3x70, L=300 м от ТП-7 до ВРУ ОАО «СИБИКУБ» происходят технологические потери электроэнергии, которые определяются расчетом в зависимости от длины материала, сечения электрокабелей, периода потребления, пропорционально расходу электроэнергии. Следовательно, чем больше потребляется электроэнергии, тем больше возникает суммарных технологических потерь.

Таким образом, в связи с потреблением ОАО «СИБИКУБ» электроэнергии по кабелям, возникают технологические потери, которые должны быть отнесены к затратам, которые возмещаются потребителями электроэнергии, так как данные потери возникли именно в связи с потреблением электроэнегии заявителем.

Договором от 02.07.2013 № О-5840, заключенным между ОАО «СИБИКУБ» и ОАО «Новосибирскэнергосбыт», предусмотрено возмещение потерь электроэнергии ОАО «СИБИКУБ» в линии 0,4 кВ, так как приборы учета установлены ниже границы раздела эти потери электроэнергии заявитель возмещает, точно также заявителем должны быть возмещены потери по 10 кВ линии от коммерческого прибора учета ОАО «НССК» до границы раздела с ОАО «СИБИКУБ».

ОАО «НССК», ссылаясь на судебную практику (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14.02.2013 № А03-5584/2012), обосновывает взимание платы за технологические потери и услуги по трансформации электроэнергии с заявителя, затратами, понесенными в результате потребления ОАО «СИБИКУБ»  электроэнергии, которые, по мнению завода, должны компенсироваться заявителем пропорционально потребленной электрической энергии. Данные затраты определяются расчетом по смете к тарифу ОАО «Новосибирскэнергосбыт» за каждый потребленный кВт.

ОАО «НССК» несет затраты, связанные с ремонтом, эксплуатацией, оплатой земельного налога, содержанием ЦРП, КПТН и кабельных линий электропередач, поэтому,  считает, что оплата услуг по содержанию – это неотъемлемая часть предложенного договора о порядке возмещения затрат.

По мнению ОАО «НССК»,  мотивы взимания платы за технологические потери и услуги трансформации электроэнергии  поддерживает Федеральный закон «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 № 35-ФЗ и последующие Постановления Правительства Российской Федерации, регулирующие розничный рынок электроэнергии, в которых получили нормативно – правовое закрепление такие виды деятельности, как деятельность по купле – продаже электрической энергии и деятельность по оказанию услуг по ее передаче.

Как пояснило ОАО «НССК», порядок расчетов за потребляемую электроэнергию,  услуги по передаче и ответственность за несвоевременную оплату определяются ОАО «НССК» не самостоятельно, а на основании договора от 02.02.2011 № 126, заключенного с ОАО «Новосибирскэнергосбыт».

Указанным договором предусмотрена ответственность ОАО «НССК» за несвоевременную оплату потребленной электроэнергии, к которым относится не только уплата пени за несвоевременную оплату, но и нормы, определяющие порядок ограничения подачи и отключения электроэнергии.

ОАО «НССК» считает, что аналогичную ответственность должен нести потребитель электроэнергии, получающий электроэнергию по сетям завода. Так, в случае отсутствия такой меры ответственности как ограничение подачи электроэнергии, либо ее отключение поставит ОАО «НССК» в зависимое от потребителя положение, что противоречит принципам гражданского законодательства Российской Федерации.

В настоящее время между ОАО «НССК» и ОАО «СИБИКУБ» отсутствуют договорные отношения, которые должны быть определены в предложенном договоре о порядке возмещения затрат на потребленную электроэнергию.

Как и в случае прямого договора ОАО «СИБИКУБ» с ОАО «Новосибирскэнергосбыт» электроэнергия и затраты по передаче должны быть оплачены. Затраты, которые несет ОАО «НССК» не компенсируются, следовательно по аналогии договоров ОАО «Новосибирскэнергосбыт», ОАО «СИБИКУБ» должно быть отключено от подачи электроэнергии.

ОАО «СИБИКУБ» не будет нести расходы на оплату ОАО «НССК» технологических потерь электроэнергии в том случае, если заявитель организует подключение своего предприятия напрямую от подстанции «Ефремовская», минуя сети ОАО «НССК».

 Кроме того, завод пояснил, что не является сетевой организацией. ОАО «НССК» владеет объектами электросетевого хозяйства и осуществляет деятельность в электроэнергетике для удовлетворения собственных производственных нужд и ежемесячно передает потребителям по принадлежащим ему сетям электроэнергию, не превышающую объема собственных производственных нужд.

Согласно договору ОАО «НССК» не имеет права изменять тариф и присоединять к своим сетям потребителей без согласования с гарантирующим поставщиком, но затраты, которые возникают после границы раздела с ОАО «Новосибирскэнегосбыт» необходимо возмещать.

ОАО «НССК» также указал, что считает обоснованным предъявление компенсации этих затрат ОАО «СИБИКУБ».

В подтверждение своих доводов ОАО «НССК» представило расчет потерь электроэнергии при передаче электрической энергии в 10 кВ линии от п/с «Ефремовская» до ЦРП – 10 кВ, в соответствии с которым потери электрической энергии составляют 5,7 %; расчет потерь при передаче электрической энергии от ЦРП – 10 кВ до ТП – 7 составляют 4,83 %.

Предприятием представлена также Смета затрат на оказание услуг по трансформации электроэнергии (10 КВ – 0,4 кВ) на ТП-7 (далее – Смета)  (прилагается).

ОАО «СИБИКУБ» полагает, что  оплата за обслуживание электросетей согласно Сметы незаконна, а взаимосвязь данных затрат с потребленной электроэнергией неправильна. Стоимость обслуживания электросетей зависит от их количества, а не от объема переданной по ним электроэнергии.

ОАО «СИБИКУБ» указало, что готово оплачивать затраты на обслуживание одной КЛ-10 кВ к ТП-7 и самой ТП-7, совместно с другими потребителями, подключенными к ней, при этом эта  оплата должна быть намного меньше оплаты, предложенной ОАО «НССК».

Величина потерь электроэнергии, рассчитанных ОАО «НССК» больше, подлежащих оплате нормативных потерь в КЛ-10 кВ к ТП-7 и транформаторе ТП-7 при трансформации электроэнергии. Оплате подлежат технические нормативные потери в трансформаторе, а не затраты из Сметы с 10 до 0,4 кВ.

Таким образом, заявитель приходит к выводу о том, что суммарная величина оплаты, предлагаемая со стороны ОАО «НССК», примерно в 10 раз больше законной и обоснованной оплаты за обслуживание электрических сетей и компенсации нормативных потерь электрической энергии.

ОАО «СИБИКУБ» направляло письмо ОАО «НССК» (№ 35 от 16.09.2013), в котором ответчику предлагалось утвердить размер доплаты за эксплуатацию своих электрических сетей и величину нормативных потерь в Департаменте по тарифам Новосибирской области (далее – ДТ НСО).

Как следует из материалов, представленных ОАО «СИБИКУБ», ОАО «НССК» антимонопольному органу для изучения, завод не обращался в ДТ НСО по вопросу утверждения вышеназванного тарифа на передачу электроэнергии.

Согласно ч. 4 ст. 23.1 Федерального закона «Об электроэнергетике», цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов) подлежат государственному регулированию.

В соответствии с п. 65 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109, тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказываются территориальными сетевыми организациями на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

Положением о департаменте по тарифам Новосибирской области, утв. Постановлением Губернатора  Новосибирской области от 25.02.2013 № 74-п,  определено, что установление  цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней цен тарифов на услуги по передаче электрической энергии по указанным электрическим сетям; индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу входит в полномочия Департамента по тарифам Новосибирской области.

Следовательно, Департамент по тарифам Новосибирской области является органом исполнительной власти, уполномоченным на установление тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

Согласно разделу VIII Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 № 20-э/2, тариф на услуги по передаче электрической энергии определяется исходя из стоимости работ, выполняемых организацией, эксплуатирующей на правах собственности или на иных законных основаниях электрические сети и/или устройства преобразования электрической энергии, в результате которых обеспечиваются:

- передача электрической энергии (мощности) как потребителям, присоединенным к данной сети, так и отпускаемой в электрические сети других организаций (собственников);

- поддержание в пределах государственных стандартов качества передаваемой электрической энергии;                                                                                         

- содержание в соответствии с техническими требованиями к устройству и эксплуатации собственных электроустановок и электрических сетей, технологического оборудования, зданий и энергетических сооружений, связанных с эксплуатацией электрических сетей.  

В связи с изложенным, ОАО «НССК», осуществляя услугу по передаче электрической энергии, для возмещения соответствующих затрат (эксплуатационных расходов), связанных с передачей электрической энергии, содержанием, эксплуатацией объектов электросетевого хозяйства, обязано было обратиться в уполномоченный орган за утверждением соответствующего тарифа. Установление и взимание   платы за услугу по передаче электрической энергии по самостоятельно установленному тарифу нарушает установленный вышеперечисленными нормативными правовыми актами порядок ценообразования.      

При анализе полученных в ходе рассмотрения заявления ОАО «СИБИКУБ» документов также установлено следующее.

Владение ОАО «НССК» объектами электросетевого хозяйства подтверждается актами разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, а также представленным заводом перечнем, согласно которому   ОАО «НССК» владеет ЦРП,  7 трансформаторными подстанциями, кабельными сетями  ~ 25 км, двумя электрокабелями. К электрическим сетям ОАО «НССК» присоединено 6 потребителей - ЗАО «Сибстальторг», ООО ПКФ «Эпикур», ИП Алексеенко Г.П., ОАО «СИБИКУБ», ООО «ССМ», ООО компания «Юнистрой». В соответствии с заключенными между ОАО «НССК» и потребителями договорами на потребление  электрической энергии (№ 48 от 01.06.2013 г. с ЗАО «Сибстальторг», № 44/1 от 01.06.2013 г. с ООО «Сельстроймонтаж и др.) заводом взимается плата за транспортировку электрической энергии согласно смете (п. 3.2., 4.1. договоров), что также подтверждается представленными ОАО «НССК» счетами, счет-фактурами и платежными поручениями (имеются в материалах).

Смета затрат на оказание услуг по трансформации электроэнергии и  Смета затрат по электроцеху на 2013 год утверждены генеральным директором  ОАО «НССК».

 Согласно ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» под услугой по передаче электрической энергии понимается комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями.        При этом коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, считается территориальной сетевой организацией.

Следовательно, ОАО «НССК» является территориальной сетевой организацией, поскольку  посредством организационно и технологически связанных действий осуществляет  на платной основе передачу (транспортировку) потребителям, поставляемой ОАО «Новосибирскэнергосбыт» электрической энергии через принадлежащие Обществу технические устройства электрических сетей (оказывает услугу по передаче электрической энергии).                                                     

Услуги по передаче  электрической энергии  в силу  ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995  № 147-ФЗ «О естественных монополиях» отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.                                        

Ч. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции определено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Доминирующее положение в данном случае устанавливается исходя из определения естественной монополии, понимаемой как состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

При наличии технологического присоединения к передающим системам, которое является необходимым условием получения услуг по передаче электрической энергии, хозяйствующий субъект, объекты сетевого хозяйства которого участвуют в процессе передачи электрической энергии, является субъектом естественной монополии и данный субъект обязан соблюдать соответствующие требования действующего законодательства в сфере энергетики, поскольку получение услуг по передаче  электрической энергии через любые другие сетевые объекты иного хозяйствующего субъекта невозможно без осуществления вновь процедуры технологического присоединения, требующего дополнительных финансовых и временных затрат.

Таким образом, ОАО «НССК» является субъектом рынка по передаче электрической энергии, что следует, в том числе из положений Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», по смыслу которого, услуги как по технологическому присоединению к электрическим сетям, так и по перетоку электрической энергии (в случае невозможности непосредственного присоединения к электрическим сетям энергоснабжающей организации) самостоятельного значения не имеют, а осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителей, являясь обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии.

Очевидность доминирующего положения субъекта естественной монополии (в данном случае ОАО «НССК») исключает необходимость проведения  антимонопольным органом анализа конкурентной среды.

Данный вывод соответствует позиции  арбитражных судов (Постановление ФАС Уральского округа от 11.12.2008 г. № Ф09-9319/08-С1, Решение Арбитражного суда Омской области от 17.08.2010, № А46-6206/2010, Постановление ФАС Северо-западного округа от 13.08.2007 № А56-12283/2006).

Таким образом, ОАО «НССК» является субъектом естественной монополии и, соответственно, в силу прямого указания закона занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах расположения объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих ОАО «НССК».

П. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Действия ОАО «НССК», занимающего доминирующее положение на рынке услуг по передаче (перетоку) электрической энергии в границах расположения своих электрических сетей, по установлению для потребителей, присоединенных к сетям  предприятия, платы за услугу по передаче электрической энергии без утверждения соответствующего тарифа в Департаменте по тарифам Новосибирской области содержат признаки нарушения  п. 10  ч. 1 ст. 10  Закона о защите конкуренции.

В связи с указанными обстоятельствами Приказом Новосибирского УФАС России № 358 от 21.11.2013 в отношении ОАО «НССК» возбуждено дело № 02-01-42-10-13 о нарушении антимонопольного законодательства.

Дополнительно ОАО «СИБИКУБ» представило в Новосибирское УФАС России копию письма (исх. № 208 от 19.11.2013), адресованного ОАО «НССК» заявителю, в котором содержится информация о намерении ОАО «НССК» совершить действия, направленные на полное отключение объекта заявителя от электрической энергии 21.11.2013, со ссылкой на Правила полного и частичного ограничения режима потребления энергии, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее – Правила № 442) (исх. № 208 от 19.11.2013).

Изучив данное письмо, Новосибирским УФАС России направлен уточняющий запрос информации в адрес ОАО «НССК» с целью установления причин и мотивации завода к отключению электроэнергии ОАО «СИБИКУБ» (исх. № 02-9250 от 18.11.2013).

В ответ на указанный запрос ОАО «НССК» представило сведения о том, что ограничение режима потребления электроэнергии ОАО «СИБИКУБ» не производилось, сохраняется штатный режим поставки электрической энергии на объекты заявителя.

Кроме того, ОАО «НССК»  сообщило, что в соответствии с п. 2 б Правил № 442 между заводом и ОАО «СИБИКУБ» заключено соглашение о возмещении затрат, связанных с передачей электроэнергии от п/с «Ефремовская» по сетям ОАО «НССК», затрат, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электроэнергии.

К письму приложен согласованный и подписанный сторонами Протокол разработки плана взаимодействия ОАО «НССК» и ОАО «СИБИКУБ» по вопросам электроснабжения потребителей ОАО «СИБИКУБ» через электрические сети ОАО «НССК» от 20.11.2013, (вх. № 1622 от 27.11.2013).

Ответчиком по существу рассматриваемого дела представлены письменные объяснения (письмо от 10.12.2013 № 234/1) суть которых в следующем.

Исходя из обращения ОАО «СИБИКУБ», поступившего в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области, ОАО «СИБИКУБ» просит определить законность и обоснованность действий ОАО «НССК» по требованию доплаты (компенсации) за потребляемую электроприемниками ОАО «СИБИКУБ» электроэнергии (105 % за 1 кВт в час).

До настоящего времени между ОАО «НССК» и ОАО «СИБИКУБ» договора, который бы предусматривал взимание платы за услугу по передаче электрической энергии (возмещении затрат, связанных с перетоком электроэнергии по сетям ОАО «НССК») не заключено, кроме того, заключение подобного договора невозможно, так как ОАО «НССК» подобные услуги не оказывает.

С июля 2013 года и по настоящее время между ОАО «НССК» и ОАО «СИБИКУБ» ведутся переговоры (путем обмена письмами, предоставлений копий документов, личных встреч и др.) по окончательному определению перечня возмездных услуг, оказываемых ОАО «НССК» по преобразованию электроэнергии, ремонту и эксплуатации электрических сетей.

20.11.2013 между ОАО «СИБИКУБ» и ОАО «НССК» был утвержден двухсторонний протокол по разработке плана взаимодействия по вопросам электроснабжения потребителей ОАО «СИБИКУБ» через электрические сети ОАО «НССК». Данным протоколом согласован размер потерь электроэнергии, подлежащей оплате, который зависит от величины потребляемой ОАО «СИБИКУБ» электроэнергии.

В настоящее время сторонами проводится согласование сметы затрат на ремонт и эксплуатацию электрических сетей.

До настоящего времени со стороны ОАО «СИБИКУБ» никакой оплаты за услугу по передаче электрической энергии (возмещении затрат, связанных с перетоком электроэнергии по сетям ОАО «НССК») не производится, переток электроэнергии осуществляется бесперебойно.

ОАО «НССК» считает, что в действиях завода не содержится признаков правонарушения, предусмотренного п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции», так как все взаимоотношения двух хозяйствующих субъектов находятся в стадии согласования и разработки.

ОАО «НССК» не является сетевой организацией, так как не входит в единую национальную электросеть (Реестр объектов электросетевого хозяйства, утвержденный Постановлением Правительства Российской федерации от 28.10.2013 № 648).

Отличие сетевой организации в том, что она является профессиональным участником рынка, систематически оказывающим соответствующие услуги, которые в свою очередь составляют основную часть оборота компании.

ОАО «НССК» является потребителем электроэнергии, которое и осуществляет потребление электроэнергии для удовлетворения собственных производственных нужд, и принадлежащее ОАО «НССК» электросетевое хозяйство не используется для последующего развития или извлечения прибыли, а количество передаваемой энергии другим лицам не превышает количества электроэнергии, которое ОАО «НССК» потребляет для удовлетворения собственных производственных нужд.

Критерий для определения деятельности компании в области электроэнергетики как основной указан в Положении «Об особенностях функционирования хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в области электроэнергетики преимущественно для удовлетворения собственных производственных нужд», утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.2006 № 355.

В соответствии с п. 4 указанного Положения субъект признается лицом, осуществляющим деятельность в области электроэнергетики преимущественно для удовлетворения собственных производственных нужд и на него не распространяется правило о разделении по видам деятельности в электроэнергетике, если объем электрической энергии, ежемесячно передаваемой по принадлежащему хозяйствующему субъекту электрическим сетям другим лицам, не превышает объема ежемесячного потребления хозяйствующим субъектом электрической энергии для удовлетворения собственных производственных нужд.

17.12.2013 на заседании Комиссии представитель ОАО «НССК» заявил ходатайство о прекращении производства по делу в виду отсутствия состава правонарушения (письмо от 17.12.2013 № 238). Также уточнил, что счета, выставляемые ОАО «СИБИКУБ», являлись авансовыми платежами, которые формируются автоматически. В настоящее время между ОАО «НССК» и ОАО «СИБИКУБ» данный вопрос урегулирован.

Кроме того, на основании заявления ОАО «СИБИКУБ», направленного в ДТ НСО, 23.12.2013 ОАО «НССК» приглашено на заседание, для урегулирования вопроса о взимании тарифа на передачу электроэнергии.

Рассмотрев ходатайство о прекращении производства по делу Комиссия его отклонила.

На заседании Комиссии заявитель поддержал доводы, изложенные в заявлении в полном объеме.

Изучив материалы дела, доводы ответчика в полном объеме, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

Понятие территориальной сетевой организации определено  статьей 3
 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "Об электроэнергетике", согласно которой  территориальной сетевой организации является  коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети. При этом под услугой по передаче электрической энергии понимается  комплекс организационно и технологически связанных действий, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей. Таким образом, объем передаваемой энергии,  величина дохода от оказания услуг по передаче электрической энергии в общем обороте компании, нахождение в Реестре, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.10.13 № 648, не являются критериями для признания (либо не  признания) компании  территориальной сетевой организацией.

Как следует из материалов дела ОАО «НССК»  владеет объектами электросетевого хозяйства (ЦРП,  7 трансформаторными подстанциями, кабельными сетями  ~ 25 км, двумя электрокабелями). В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35 «Об электроэнергетике» объектами электросетевого хозяйства являются  линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование. ЗАО «Сибстальторг», ООО ПКФ «Эпикур», ИП Алексеенко Г.П., ОАО «СИБИКУБ», ООО «ССМ», ООО компания «Юнистрой», присоединенные к объектам электросетевого хозяйства ОАО «НССК» получают электрическую энергию от подстанций завода, следовательно с помощью указанных вышеуказанных объектов электросетевого хозяйства осуществляется  передача электрической энергии.

Таким образом, ОАО «НССК» посредством организационно и технологически связанных действий осуществляет потребителям  передачу поставляемой ОАО «Новосибирскэнергосбыт» электрической энергии через принадлежащие заводу технические устройства электрических сетей и взимает за эту услугу оплату по самостоятельно установленному тарифу, что подтверждается договорами № 48 от 01.06.2013 г., № 44/1 от 01.06.2013 г., заключенными  ответчиком с потребителями электрической энергии, счетами, счет-фактурами и платежными поручениями (имеются в материалах дела). На основании вышеизложенного, в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» ОАО «НССК» является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии.

Комиссия Новосибирского УФАС России не отрицает права ответчика на возмещение затрат, которые Общество несет при осуществлении пропуска электрической энергии через принадлежащие ему объекты электросетевого хозяйства (возмещение эксплуатационных расходов), однако, действующим законодательством Российской Федерации предусмотрен единственно возможный порядок возмещения данных затрат посредством установления тарифа на передачу электрической энергии в уполномоченном органе.      Взимание ОАО «НССК»  с потребителей, получающих электроэнергию через сети завода, платы за услугу по передаче электрической энергии без утверждения соответствующего тарифа в органе исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов (Департаменте по тарифам Новосибирской области), не соответствует установленному нормативными правовыми актам порядку ценообразования, является злоупотреблением ОАО «НССК» своим доминирующим  положением  на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах расположения сетей Общества, следовательно, нарушает п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона  от 26.07.2006  «О защите конкуренции» № 135-ФЗ.     

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать ОАО «НССК» занимающим доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах расположения сетей  Общества, в соответствии с ч. 5  ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».                        

2. Признать ОАО «НССК» нарушившим п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», путем установления и взимания с потребителей, получающих электрическую энергию через объекты электросетевого хозяйства завода, платы за услугу по передаче электрической энергии без утверждения соответствующего тарифа в органе исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов (Департаменте по тарифам Новосибирской области).

3. Выдать ОАО «НССК» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства  (п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона № от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»), а именно: не взимать с потребителей, получающих электрическую энергию через объекты электросетевого хозяйства завода, плату за услугу по передаче электрической энергии по не установленному  уполномоченным органом тарифу.      

4. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 02-01-42-10-13

 

26.12.2013                                                                                        г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Камнева Н.П. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Князькова С.Е. – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;

Потапова О.В. – специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,

руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1-4 ст. 41, п. 5 ч. 1 ст. 49, ст.50 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» на основании своего решения от 26.12.2013 по делу № 02-01-42-10-13 от 21.11.2013 года о нарушении открытым акционерным обществом «Новосибирский сельский строительный комбинат» (ИНН 5403100399, 633024, г. Новосибирск, ул. Бетонная, д. 4) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

ОАО «НССК» в срок до 30.01.2014  прекратить нарушение п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно: не взимать с потребителей, получающих электрическую энергию через объекты электросетевого хозяйства ОАО «НССК»,  плату за услугу по передаче электрической энергии по тарифу, не установленному уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов (Департаментом по тарифам Новосибирской области).

Об исполнении данного предписания с приложением копий подтверждающих документов ОАО «НССК» необходимо сообщить в Новосибирское УФАС России в срок до 03.02.2014.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ч. 2 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством  Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны