Постановление №02-13-3-2015 Постановление №02-13-3-2015 о назначении административного н... от 2 февраля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 02-13-3-2015

о назначении административного наказания

28 января 2015 года                                                                                   г. Новосибирск

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области Камнева Наталья Петровна, рассмотрев протокол № 02-13-3-2015 от 14 января 2015 г. и материалы дела об административном правонарушении № 02-13-3-2015, возбужденного в отношении юридического лица - Федерального государственного унитарного предприятия «Энергетик» (ИНН 5433103453, дата регистрации 26.11.2002 г., юридический адрес: 630526, Новосибирская область, Новосибирский район, п. Мичуринский, проезд Автомобилистов, д. 1а, почтовый адрес: 630051, Новосибирская область, Новосибирский район, р.п. Краснообск, а/я 388), далее – ФГУП «Энергетик»,

в присутствии «…»

УСТАНОВИЛ:

Решением Комиссии Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства от 28 октября 2014 г. по результатам рассмотрения дела № 02-01-45-10-14 от 19.09.2014 г. ФГУП «Энергетик» признано:

  1. Занимающим доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах расположения сетей Предприятия, в соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».

2. Нарушившим пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» путем уклонения от заключения договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям дополнительной мощности в количестве 10 кВт для электроснабжения объектов: индивидуальных жилых домов по адресу: 630526, Новосибирская область, п. Мичуринский, СНТ «Элитное-М», «…» с гр. «…» и выдачи гр. «…» технических условий к указанным договорам.

3. Нарушившим пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» путем уклонения от заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям дополнительной мощности в количестве 15 кВт для электроснабжения объекта: индивидуального жилого дома по адресу: 630526, Новосибирская область, п. Мичуринский, СНТ «Элитное-М», «…» с гр. «…» и выдачи гр. «…» технических условий к указанному договору.

Комиссией Новосибирского УФАС России установлено следующее.

 ФГУП «Энергетик», получив заявки «…»о заключении договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям дополнительной мощности в количестве 10 кВт для энергоснабжения индивидуального жилого дома, а также заявку гр. «…» о заключении договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям дополнительной мощности в количестве 15 кВт для энергоснабжения индивидуального жилого дома, уклонилось от заключения с заявителями указанных договоров и выдачи технических условий.

Согласно п. 2 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861 (далее – Правила технологического присоединения), действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных реконструируемых энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

В соответствии с Правилами технологического присоединения для осуществления технологического присоединения заявителю необходимо обратиться с соответствующей заявкой в сетевую организацию.

Согласно п. 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. №861 сетевые организации  - организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

Приказом департамента по тарифам Новосибирской области от 24.12.2013 г. № 448-ТП была установлена плата за технологическое присоединение к сетям ФГУП «Энергетик». Приказами департамента по тарифам Новосибирской области от 29.12.2009 г. 84-Е, от 29.05.2012 г. № 85-ЭЭ для ФГУП «Энергетик» установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии, а также необходимая для предприятия валовая выручка.

Таким образом, ФГУП «Энергетик» является сетевой организацией, оказывает услуги по передаче электрической энергии, и обязано соблюдать Правила технологического присоединения.

В ответах исх. № 01-420 от 10.04.2014 г., 01-486 от 24.04.2014 г., на заявки гр. «…» и «…» о заключении договоров технологического присоединения ФГУП «Энергетик»  указало, что исходя из требований абзаца 1 части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии носит однократный характер и осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.

Земельные участки заявителей входят в состав земель СНТ «Элитное-М». Жилые дома заявителей надлежащим образом присоединены к электрическим сетям товарищества. СНТ «Элитное-М» была выделена электрическая мощность для электроснабжения земельных участков, входящих в состав товарищества, в том числе и земельных участков заявителей, в связи с чем, для получения дополнительной мощности для электроснабжения дачного участка заявителям необходимо обратиться в СНТ «Элитное-М».

На не предоставление заявителями каких-либо документов, необходимых для заключения договора технологического присоединения ФГУП «Энергетик» заявителям в ответах на заявки не указало.

В соответствии с Разъяснениями ФАС России «По вопросам, касающимся технологического присоединения к электрическим сетям», а также Методическими рекомендациями ФАС России по вопросу квалификации действий сетевой организации по неисполнению договоров на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям в случае, когда такому исполнению препятствуют действия иных лиц, направленными в адрес Новосибирского УФАС России письмом исх. № ЦА/26196/14 от 30.06.2014 г. в случае, если решение о заключении договора СНТ с сетевой организацией было принято на общем собрании членов СНТ или собрании уполномоченных и решением правления, и в договоре об осуществлении технологического присоединения была учтена мощность на энергопринимающее устройство заявителя, то технологическое присоединение энергопринимающего устройства заявителя должно осуществляться в рамках договора между СНТ и сетевой организацией.

Однако, в случае, если решение о заключении договора СНТ с сетевой организацией не было принято на общем собрании членов СНТ или собрании уполномоченных и решением правления или в договоре об осуществлении технологического присоединении не была учтена мощность на энергопринимающее устройство заявителя, то технологическое присоединение энергопринимающего устройства заявителя может осуществляться в рамках индивидуального договора между физическим лицом и сетевой организацией.

Технологическое присоединение энергопринимающих устройств граждан, ведущих индивидуальное хозяйство на территории СНТ, а также граждан, не являющихся членами ГСК, осуществляется в индивидуальном порядке. Следовательно, при технологическом присоединении энергопринимающих устройств указанных потребителей урегулирование отношений с СНТ и ГСК является обязанностью сетевой организации.

В данном случае, так как заявителям потребовалась дополнительная мощность, что указано в заявках вх. № 550 от 27.03.2014 г., вх. № 551 от 27.03.2014 г., вх. № 647 от 10.04.2014 г., заявители вправе обратиться для заключения договора об осуществлении технологического присоединения в сетевую организацию, а не в СНТ, так как максимальная мощность, выделенная ранее СНТ, должна быть увеличена. В данном случае, как следует из указанных разъяснений ФАС России, обращение для выделения дополнительной мощности в адрес СНТ, а не сетевой организации является правом, а не обязанностью гражданина, желающего увеличить выделенную ему электрическую мощность. Учитывая, что Правилами технологического присоединения предусмотрено, что для осуществления технологического присоединения необходимо обратиться в адрес сетевой организации, при этом на случаи присоединения дополнительной мощности также распространяется порядок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, установленный Правилами технологического присоединения, гражданин вправе по своему выбору обратиться непосредственно в сетевую организацию, а сетевая организация не вправе отказать заявителю в заключении договора технологического присоединения.

В соответствии с п. 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861 (далее – Правила технологического присоединения) сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил (в том числе, заявители - физические лица в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику), обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Согласно п. 4, 6 Правил технологического присоединения, любые лица имеют право на технологическое присоединение построенных ими линий электропередачи к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

В соответствии с п. 15 Правил технологического присоединения в адрес заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки.

В адрес заявителей, за исключением заявителей, указанных в абзацах первом и втором п. 15 Правил технологического присоединения, сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки.

Согласно представленным заявителями сведениям, а также пояснениям сетевой организации, при рассмотрении заявок гр. «…»,«…» вх. № 550 от 27.03.2014 г., вх. № 551 от 27.03.2014 г., вх. № 647 от 10.04.2014 г. данная норма сетевой организацией была нарушена. В нарушение п. 3, 15 Правил технологического присоединения ФГУП «Энергетик» не направило гр. «…».,«…» проекты договоров об осуществлении технологического присоединения и технические условия к ним, неправомерно отказав заявителям в заключении договоров.

Таким образом, ФГУП «Энергетик» в установленный действующим законодательством срок не направило заявителям для подписания проект договора об осуществлении технологического присоединения с приложением технических условий, тем самым нарушив п. 3, 15 Правил технологического присоединения.

Как указано выше, ФГУП «Энергетик» является сетевой организацией и оказывает услуги по передаче электрической энергии.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественной монополии.

Частью 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, услуги по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению к электрической сети оказываются непосредственно с целью обеспечения возможности последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение. Следовательно, услуги по осуществлению технологического присоединения не образуют отдельного вида экономической деятельности и являются нераздельной частью рынка передачи электрической энергии.

На основании изложенного ФГУП «Энергетик»  является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, частью которого являются услуги по осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона  от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Таким образом, действия ФГУП «Энергетик» нарушают пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», путем уклонения от заключения с заявителями-физическими лицами договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также выдачи технических условий к договорам, что не соответствует п. 3, 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 861 от 27.12.2004 года.

Ответственность юридического лица, являющегося субъектом естественной монополии, за совершение действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации предусмотрена частью 2 статьи 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Таким образом, ФГУП «Энергетик» за нарушение пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» несет ответственность в соответствии с частью 2 статьи 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Место совершения административного правонарушения – Новосибирский район Новосибирской области.

Время совершения административного правонарушения – с 10.04.2014 г. (дата направления в адрес гр. «…»ответа на заявки о заключении договоров технологического присоединения с отказом в заключении договора исх. № 01-420) по 19.11.2014 г. (дата направления в адрес гр. «…»письма исх. № 01-4086, которым ФГУП «Энергетик» уведомило гр. «…»о неполном предоставлении в адрес ФГУП «Энергетик» в составе заявок на заключение договоров об осуществлении технологического присоединения вх. № 550, 551 от 27.03.2014 г. документов и сведений, необходимых для заключения договора об осуществлении технологического присоединения в соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861, с указанием перечня документов и сведений, которые необходимо предоставить для заключения договора); с 24.04.2014 г. (дата направления в адрес гр. «…»ответа на заявку о заключении договора технологического присоединения с отказом в заключении договора исх. № 01-486) по 20.11.2014 г. (дата направления в адрес гр«…»письма исх. № 01-4093, которым ФГУП «Энергетик» уведомило гр. «…» о неполном предоставлении в адрес ФГУП «Энергетик» в составе заявки на заключение договора об осуществлении технологического присоединения вх. № 647 от 10.04.2014 г. документов и сведений, необходимых для заключения договора об осуществлении технологического присоединения в соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861, с указанием перечня документов и сведений, которые необходимо предоставить для заключения договора).

При составлении протокола об административном правонарушении, а также при рассмотрении дела ФГУП «Энергетик» представило следующие объяснения.

Исходя из требований абзаца 1 части 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии носит однократный характер и осуществляется в порядке установленном Правительством Российской Федерации.

Земельные участки с энергопринимающими устройствами, принадлежащие гр«…»., гр. «…»и входящие в состав земель садоводческого товарищества, присоединены к электрическим сетям СНТ «Элитное-М». Граждане «…» и «…» оплачивали потребленную ими электроэнергию на расчетный счет СНТ «Элитное-М» согласно показаниям прибора учета СНТ.

У гр. «…» и «…» изначально отсутствовали намерения заключить договор технологического присоединения к электрическим сетям, поскольку их обращение в сетевую организацию за так называемой «дополнительной мощностью» не что иное, как возможность получить документы, подтверждающие факт технологического присоединения для заключения договора энергоснабжения напрямую с ОАО «Новосибирскэнергосбыт», минуя СНТ «Элитное-М» в нарушение требований ст. 8 ФЗ № 66-ФЗ от 15.04.1998 г. «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Указанные граждане в июне 2014 г. обратились к гарантирующему поставщику по вопросу заключения договора. В настоящее время между ОАО «Новосибирскэнергосбыт» и гражданами «…» и «…» заключены договоры энергоснабжения для бытовых нужд.

Заявки, представленные гражданами «…» и «…»., не соответствуют требованиям Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861, т.к. отсутствует информация о наименовании и месте нахождения энергопринимающих устройств; о сроках проектирования и поэтапного введения в эксплуатацию энергопринимающих устройств (в том числе по этапам и очередям); о наименовании организации - субъекта розничного рынка, с которым заявитель намеревается заключить договор, обеспечивающий продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, с указанием соответствующего вида договора; копии документов, подтверждающих право собственности или иное законное основание на энергопринимающее устройство.

В ноябре 2014 г., в соответствии с Решением Новосибирского УФАС России № 02-01-45-10-14 и Предписаниями № 02-01-45-1-10-14, 02-01-45-2-10-14, в адрес гр«…».,«…»были направлены письма о предоставлении ими в сетевую организацию недостающих документов в составе заявок на технологическое присоединение. От указанных граждан не поступали недостающие документы, предусмотренные требованиями Постановления Правительства РФ № 861 от 27.12.2004 г. В устном телефонном разговоре 22.12.2014 г. гр. «…» сообщил, что он утратил интерес к ФГУП «Энергетик» по вопросу технологического присоединения так как заключил договор энергоснабжения напрямую с ОАО «Новосибирскэнергосбыт».

22.12.2014 г. ФГУП «Энергетик» обратилось в адрес Арбитражного суда Новосибирской области с заявлением об обжаловании Решения и Предписаний Новосибирского УФАС России.

Согласно части 2 статьи 49 Закона «О защите конкуренции» дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия. В силу указанной нормы, датой принятия оспариваемого решения и предписания антимонопольного органа является дата его изготовления. В соответствии со ст. 193 ГК РФ срок на обжалование истекает 27.01.2015 г. В соответствии с ФЗ от 26.07.2006 Г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и Постановлением Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 30.06.2008 г. № 30 «О некоторых вопросах возникающих в связи с применением Арбитражными судами антимонопольного законодательства» в случае обжалования решения или предписания антимонопольного органа до вступления решения суда в законную силу исполнение предписания приостанавливается.

Исходя из системного толкования пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и пункта 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.06.2008 г. № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», следует, что сфера применения Закона о защите конкуренции ограничена определенным кругом общественных отношений. Нарушением антимонопольного законодательства являются не любые действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, а только те, которые направлены на сохранение или укрепление своего положения на соответствующем товарном рынке с использованием запрещенных методов, наносящих ущерб конкурентам и (или) иным лицам. При этом злоупотребление субъективным правом как оценочная категория может выражаться в наступлении негативных последствий для охраняемых законом общественных отношений.

В действиях ФГУП «Энергетик» отсутствуют признаки противоправного поведения, квалифицирующие признаки злоупотребления предприятием своим доминирующим положением на соответствующем товарном рынке, наличие либо угроза наступления негативных последствий относительно интересов заявителей - физических лиц ввиду выявленных ими действий (бездействия) предприятия в рамках конкретных правоотношений по технологическому присоединению.

На основании изложенного ФГУП «Энергетик» считает, что у Новосибирского УФАС России отсутствуют основания для возбуждения в отношении ФГУП «Энергетик» производства по делу об административном правонарушении по факту совершения действий, признанных Комиссий Новосибирского УФАС России нарушением пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».

Данная позиция не может быть принята ввиду следующего.

В соответствии с Разъяснениями ФАС России «По вопросам, касающимся технологического присоединения к электрическим сетям», а также Методическими рекомендациями ФАС России по вопросу квалификации действий сетевой организации по неисполнению договоров на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям в случае, когда такому исполнению препятствуют действия иных лиц, направленными в адрес Новосибирского УФАС России письмом исх. № ЦА/26196/14 от 30.06.2014 г. в случае, если решение о заключении договора СНТ с сетевой организацией было принято на общем собрании членов СНТ или собрании уполномоченных и решением правления, и в договоре об осуществлении технологического присоединения была учтена мощность на энергопринимающее устройство заявителя, то технологическое присоединение энергопринимающего устройства заявителя должно осуществляться в рамках договора между СНТ и сетевой организацией.

Однако, в случае, если решение о заключении договора СНТ с сетевой организацией не было принято на общем собрании членов СНТ или собрании уполномоченных и решением правления или в договоре об осуществлении технологического присоединении не была учтена мощность на энергопринимающее устройство заявителя, то технологическое присоединение энергопринимающего устройства заявителя может осуществляться в рамках индивидуального договора между физическим лицом и сетевой организацией.

Технологическое присоединение энергопринимающих устройств граждан, ведущих индивидуальное хозяйство на территории СНТ, а также граждан, не являющихся членами ГСК, осуществляется в индивидуальном порядке. Следовательно, при технологическом присоединении энергопринимающих устройств указанных потребителей урегулирование отношений с СНТ и ГСК является обязанностью сетевой организации.

В случае, если сетевая организация уклоняется от заключения договора об осуществлении технологического присоединения с этими потребителями и указывает на необходимость обращения потребителя за технологическим присоединением непосредственно в СНТ или ГСК в связи с тем, что в документах о праве собственности указано место расположения территория СНТ, то такие действия могут содержать признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Пунктом 3 Правил технологического присоединения установлено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Заключение договора является обязательным для сетевой организации. Указание в документах о праве собственности такого месторасположения земельного участка/энергопринимающего устройства как территория СНТ или ГСК не снимает с сетевой организации обязанности по заключению договора об осуществлении технологического присоединения, и не является основанием для заключения договора на технологическое присоединение между потребителем и СНТ.

Пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, выразившиеся в экономически или технологически не обоснованном отказе, либо уклонении от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Таким образом, действия сетевой организации по отказу от заключения договора в связи с указанием в документах о праве собственности конкретного места расположения земельного участка - территория СНТ, являются нарушением пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Данная позиция также подтверждена постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А03-21093/2013.

Факт отсутствия у гр. «…»членства в СНТ «Элитное-М» подтверждается протоколом собрания членов правления СНТ «Элитное-М» от 14.11.2013 г. «…»уведомила СНТ «Элитное-М» о прекращении членства в СНТ заявлением от 20.06.2014 г., направленным в адрес товарищества 01.08.2014 г., что подтверждается копией квитанции об отправке ФГУП «Почта России» и описью вложения. В указанном заявлении заявитель сообщает, что с 2013 г. неоднократно направляла в адрес СНТ «Элитное-М» заявления о выходе из СНТ, однако, председатель СНТ игнорировал и не принимал данные заявления.

Кроме того, Новосибирским УФАС России установлено, что согласно условиям договора пользования электроэнергией от 01.05.1990 г., заключенного между СНТ «Элитное-М» и ФГУП «Энергетик», товариществу была выделена мощность в размере 117,5 кВт. При этом, согласно сведениям, представленным сетевой организацией, в СНТ «Элитное-М» насчитывается 529 земельных участков, в отношении которых было произведено технологическое присоединение, т. е. на один участок приходится менее 0,3 кВт. Из величины выделенной товариществу мощности и значительного количества земельных участков на территории товарищества явно следует, что для обеспечения бытовых нужд граждан-собственников технологически присоединенных ранее в надлежащем порядке объектов электросетевого хозяйства выделенной мощности может быть недостаточно, в связи с чем, может потребоваться выделение дополнительной мощности, которая не была предусмотрена договором, ранее заключенным между СНТ «Элитное-М» и ФГУП «Энергетик».

Необходимо отметить, что, СНТ «Элитное-М» в ответ на запрос информации Новосибирского УФАС России сообщило, что члены СНТ и граждане, ведущие садоводство в индивидуальном порядке на территории СНТ не обращались в правление СНТ «Элитное-М» по вопросу выделения дополнительной электрической мощности для электроснабжения объектов потребителей.

Таким образом, в Новосибирское УФАС России не представлены документы, подтверждающие наличие решения о заключении договора СНТ с сетевой организацией, принятого на общем собрании членов СНТ «Элитное-М» или собрании уполномоченных и решением правления.

В данном случае, так как заявителям потребовалась дополнительная мощность, что указано в заявках вх. № 550 от 27.03.2014 г., вх. № 551 от 27.03.2014 г., вх. № 647 от 10.04.2014 г., заявители вправе обратиться для заключения договора об осуществлении технологического присоединения в сетевую организацию, а не в СНТ, так как максимальная мощность, выделенная ранее СНТ, должна быть увеличена. В данном случае, как следует из указанных разъяснений ФАС России, обращение для выделения дополнительной мощности в адрес СНТ, а не сетевой организации является правом, а не обязанностью гражданина, желающего увеличить выделенную ему электрическую мощность. Учитывая, что Правилами технологического присоединения предусмотрено, что для осуществления технологического присоединения необходимо обратиться в адрес сетевой организации, при этом на случаи присоединения дополнительной мощности также распространяется порядок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, установленный Правилами технологического присоединения, гражданин вправе по своему выбору обратиться непосредственно в сетевую организацию, а сетевая организация не вправе отказать заявителю в заключении договора технологического присоединения.

По поводу доводов ФГУП «Энергетик»  о неполном предоставлении заявителями документов, необходимых в соответствии с действующим законодательством для заключения договора об осуществлении технологического присоединения, необходимо отметить следующее.

В заявке гр. «…» вх. № 647 от 10.04.2014 г. указано, что присоединить к электрическим сетям необходимо индивидуальный жилой дом, адрес жилого дома отражен в заявке. Кроме того, заявителями при подаче заявок были представлены копии свидетельств о праве собственности на жилые дома, что подтверждает ФГУП «Энергетик» в письме исх. № 01-613 от 29.05.2014 г. (вх. № Новосибирского УФАС России 5917 от 04.06.2014 г.). Однако, заявители действительно представили в адрес сетевой организации не все документы и сведения, предусмотренные Правилами технологического присоединения (п. 9, 10, 14 Правил).

В ответах на заявки гр. «…»«…». на заключение договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям дополнительной мощности исх. № 01-486 от 24.04.2014 г., исх. № 01-420 от 10.04.2014 г. ФГУП «Энергетик»  порекомендовало заявителям обратиться по данному вопросу в адрес СНТ «Элитное-М», при этом о не предоставлении каких-либо документов сетевая организация заявителям не сообщила, не исполнив обязанность, возложенную на сетевую организацию в соответствии с п. 15 Правил технологического присоединения, согласно которому, при отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация уведомляет об этом заявителя в течение 6 рабочих дней с даты получения заявки и направляет ему для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней с даты получения недостающих сведений.

В письмах вх. № 8017 от 28.07.2014 г., вх. № 8152 от 30.07.2014 г., в которых ФГУП «Энергетик» сообщило о невозможности исполнения предупреждений Новосибирского УФАС России, в частности, предприятие указывает на неполное предоставление заявителями документов, необходимых для заключения договора об осуществлении технологического присоединения. Однако, предприятием не предоставлено доказательств исполнения обязанности по уведомлению заявителя о неполном предоставлении документов в срок, установленный Правилами технологического присоединения.

Также необходимо отметить, что желание граждан, ведущих садоводство в индивидуальном порядке на территории СНТ, заключить договор об осуществлении технологического присоединения с сетевой организацией в целях заключения прямого договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком не может быть расценено, как злоупотребление правом, так как данные права предоставлены гражданам в соответствии с действующим законодательством.

Факт совершения ФГУП «Энергетик» нарушения антимонопольного законодательства подтвержден документально, и последующий отказ гр. «…».,«…» от намерений заключить с предприятием договор об осуществлении технологического присоединения не имеет существенного значения для данного дела, так как в то время, когда у заявителей имелись намерения заключить с ФГУП «Энергетик» договоры об осуществлении технологического присоединения (факт наличия у заявителей соответствующих намерений подтверждается их обращениями в адрес ФГУП «Энергетик»), предприятие неправомерно отказало заявителям в заключении договора, совершив тем самым нарушение пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», за которое предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ.

По поводу доводов ФГУП «Энергетик», о том, что для получения дополнительной электрической мощности заявители должны обращаться в СНТ «Элитное-М» необходимо также отметить следующее. В соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 26 Федерального Закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» владелец энергопринимаюшего устройства или объекта электроэнергетики, ранее технологически присоединенных в надлежащем порядке, по согласованию с сетевой организацией вправе присоединить к своим сетям иного владельца объекта электроэнергетики (иного потребителя) при условии соблюдения выданных ранее технических условий. В этом случае между указанными владельцем энергопринимающего устройства и иным потребителем заключается договор технологического присоединения, плата по такому договору устанавливается в соответствии с правилами и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, и деятельность по оказанию услуг по технологическому присоединению и услуг по передаче электрической энергии регулируется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для сетевых организаций. Однако из содержания данной нормы права явно следует, что присоединение к своим сетям иного владельца объекта электроэнергетики (иного потребителя) является правом, а не обязанностью владельца энергопринимаюшего устройства или объекта электроэнергетики, ранее технологически присоединенных в надлежащем порядке.

На основании изложенного, действия ФГУП «Энергетик» по не направлению заявителям-физическим лицам для подписания договоров на осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств, а также технических условий к договорам, что не соответсвует п. 3, 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 861 от 27.12.2004 года, нарушают пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции». Результатом вышеперечисленных действий (бездействия) ОАО ФГУП «Энергетик» явилось ущемление интересов заявителей – гр. «…» и «…»., что подтверждается обращением заявителей в Новосибирское УФАС России.

В соответствии с п.10.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.31 КоАП РФ, является вступление в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации. Решение должно быть изготовлено в полном объеме в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня оглашения его резолютивной части. Дата изготовления решения в окончательной форме является датой его принятия.

Закон о защите конкуренции не устанавливает, что датой вступления в силу решения антимонопольного органа является иная дата нежели дата принятия этого решения (то есть дата его изготовления в полном объеме).

Кроме того, статья 52 Закона о защите конкуренции предусматривает, что в случае обжалования решения или предписания антимонопольного органа до вступления решения суда в законную силу приостанавливается лишь исполнение предписания антимонопольного органа. При этом не указано, что обжалование решения откладывает его вступление в законную силу.

С учетом этого судам следует исходить из того, что с момента изготовления решения антимонопольного органа в полном объеме антимонопольный орган вправе возбудить дело об административном правонарушении независимо от того, обжаловано ли соответствующее решение в судебном порядке.

В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

На основании вышеизложенного, антимонопольный орган вправе возбуждать дела об административном правонарушении и применять к нарушителям меры административной ответственности в случаях, когда решение и предписание антимонопольного органа обжалованы. При этом лицо, привлеченное к административной ответственности в случае несогласия с вменяемым правонарушением вправе обжаловать постановление о назначении административного наказания.

Таким образом, ФГУП «Энергетик» за нарушение пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» несет ответственность в соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

Факт совершения ФГУП «Энергетик» административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении № 02-13-3-2015 от 14 января 2015 г., а также иными материалами дела об административном правонарушении № 02-13-3-2015.

Согласно ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты меры по их соблюдению. Правовая возможность исполнения существующей обязанности определяется отсутствием объективных препятствий для выполнения указанных обязанностей, то есть обстоятельств, не зависящих от воли обязанного лица.

У ФГУП «Энергетик» имелась возможность для соблюдения норм антимонопольного законодательства, а именно направить гр. «…».,«…»для подписания проекты договоров на осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств, а также технических условий к договорам, что предусмотрено п. 3, 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 861 от 27.12.2004 года. Таким образом, ФГУП «Энергетик» не предприняло всех зависящих от него мер, необходимых и достаточных для соблюдения требований антимонопольного законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, что подтверждает наличие вины в действиях ответчика.

В соответствии с частью 2 статьи 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Сумма выручки, полученной ФГУП «Энергетик» на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии (сумма выручки от реализации товара за 2013 год) составила «…» (без НДС).

Совокупная сумма выручки ФГУП «Энергетик» за 2013 г. составила «…». (без НДС).

Срок давности привлечения ФГУП «Энергетик» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

При разрешении вопроса о виде и размере административного наказания учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица (личность виновного, его имущественное положение), обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Письмом вх. № 1114 от 28.11.2014 г. ФГУП «Энергетик» уведомило Новосибирское УФАС России об исполнении Предписаний о прекращении нарушения антимонопольного законодательства № 02-01-45-1-10-14, 02-01-45-2-10-14.

В соответствии с п. 7 ч.1 ст. 4.2 КоАП РФ добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор), является обстоятельством, смягчающим административную ответственность.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.

Руководствуясь статьями 23.48, 29.9, частью 2 статьи 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях, учитывая наличие смягчающих и отсутствие отягчающих обстоятельств,

 ПОСТАНОВИЛ:

Признать Федеральное государственное унитарное предприятие «Энергетик» (ИНН 5433103453, дата регистрации 26.11.2002 г., юридический адрес: 630526, Новосибирская область, Новосибирский район, п. Мичуринский, проезд Автомобилистов, д. 1а, почтовый адрес: 630051, Новосибирская область, Новосибирский район, р.п. Краснообск, а/я 388) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 629 320 (шестьсот двадцать девять тысяч триста двадцать) рублей.

Согласно части 1 статьи 32.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу постановления о наложении административного штрафа либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях на р/с 40 101 810 900 000 010 001 ГРКЦ ГУ Банка России по Новосибирской области, г. Новосибирск, БИК 045004001.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Получатель: Управление Федерального казначейства по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России), ИНН 5405116098/КПП 540501001, код БК 161 1 16 02010 01 6000 140, ОКТМО 50701000.

Назначение платежа: административные штрафы, зачисляемые в федеральный бюджет.

Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу 223-02-65.

Согласно  части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В  соответствии  с  пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление   по  делу  об  административном  правонарушении  может  быть обжаловано  в  арбитражный  суд  в  течение  10  дней  со  дня вручения или получения копии постановления.

Согласно статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном  правонарушении вступает в законную силу после истечения срока,   установленного для обжалования постановления   по   делу  об административном  правонарушении,  если  указанное  постановление  не  было обжаловано или опротестовано.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, постановление в соответствии с действующим законодательством направляется судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Согласно требованиям ст. 29.11 КоАП РФ резолютивная часть данного постановления по делу об административном правонарушении оглашена в полном объёме немедленно по окончании рассмотрения дела.

Заместитель руководителя управления                                                                         Н.П. Камнева

Постановление о назначении административного наказания получено: «___»_______________________ г.

 

Постановление о назначении административного наказания вступило в законную силу: «___»___________________ г.

Связанные организации

Связанные организации не указаны