Постановление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 02-13-30-2017 о назначении административн... от 22 июня 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 02-13-30-2017

о назначении административного наказания

14 июня 2017 года                                                                                      г. Новосибирск

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области Камнева Наталья Петровна, рассмотрев протокол № 02-13-30-2017 от 25 апреля 2017 г. и материалы административного дела, возбужденного в отношении юридического лица – Муниципального унитарного предприятия г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» (далее – МУП «Спецавтохозяйство») (ИНН 5403103135, КПП 540301001, дата регистрации 28.08.1995 г., юридический адрес: 630088, г. Новосибирск, ул. Северный проезд, д. 10),

в присутствии представителя МУП «Спецавтохозяйство» - <...>, действующего на основании доверенности № 240 от 22.07.2016 г.

УСТАНОВИЛ:

Решением Комиссии Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства от 30.12.2016 г. по результатам рассмотрения дела № 02-01-12-10-16 от 17.10.2016 г. МУП «Спецавтохозяйство» признано:

1. Занимающим доминирующее положение на рынке услуг по приему, складированию и утилизации ТБО, образующихся на территории г. Новосибирска (прием ТБО и эксплуатация полигона) на основании п.1 ч.1 ст. 5 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.06г. №135-ФЗ.

2. Нарушившим пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» путем отказа и дальнейшего уклонения от заключения с ООО «Вербена» договора на размещение (захоронение) твердых бытовых отходов.

В соответствии с Решением Новосибирского УФАС России № 02-01-12-10-16 от 30.12.2016 г. МУП «Спецавтохозяйство» было выдано предписание № 02-01-12-10-16 от 30.12.2016 г.

МУП «Спецавтохозяйство» предписано устранить нарушение пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции», выразившееся в отказе и дальнейшем уклонении от заключения с ООО «Вербена» договора на размещение (захоронение) твердых бытовых отходов.

С целью устранения нарушения Предприятию в срок до 20.02.2017 г. необходимо было направить в адрес ООО «Вербена» проект договора на размещение (захоронение) твердых бытовых отходов.

Письмом вх. № 1545 от 21.02.2017 г. МУП «Спецавтохозяйство» в качестве документов, подтверждающих исполнение Предписания № 02-01-12-10-16 от 30.12.2016 г., представило копию сопроводительного письма в адрес ООО «Вербена» исх. № 62 от 20.02.2017 г. о направлении проекта договора на размещение (захоронение) твердых коммунальных отходов, копию квитанции об отправке письма. Копия проекта договора в Новосибирское УФАС России не представлена.

13.03.2017 г. в Новосибирское УФАС России поступило обращение ООО «Вербена» с жалобой на действия МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» по неисполнению Предписания Новосибирского УФАС России от 30.12.2016 г. по делу № 02-01-12-10-16.

Новосибирским УФАС России был направлен запрос информации в адрес МУП «Спецавтохозяйство», которым в том числе, была запрошена копия проекта договора, направленного в адрес ООО «Вербена» письмом МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» исх. № 62 от 20.02.2017 г.

Письмом вх. № 2900 от 31.03.2017 г. МУП «Спецавтохозяйство» представило в Новосибирское УФАС России копию письма Предприятия исх. № 62 от 20.02.2017 г., адресованного ООО «Вербена», с приложением проекта договора № ____/ПС-17 от 20.02.2017 г. и дополнительного соглашения без номера и даты. Указанный проект договора и дополнительное соглашение не заполнены в части сведений о Заказчике (наименование и иные данные), не подписаны со стороны МУП «Спецавтохозяйство», как Исполнителя, а также не указана цена договора.

Направление не заполненного и не подписанного проекта договора, в том числе, без указания цены договора, не может считаться надлежащим исполнением Предписания.

МУП «Спецавтохозяйство» до настоящего времени не обжаловало Предписание № 02-01-12-10-16 от 30.12.2016 г. в установленном порядке.

Частью 2 статьи 51 ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что  неисполнение в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства влечет за собой административную ответственность. В части 4 статьи 51 ФЗ «О защите конкуренции» указано, что под неисполнением в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства понимается исполнение предписания частично в указанный этим предписанием срок или уклонение от его исполнения.

Таким образом, Новосибирское УФАС России приходит к выводу об уклонении МУП «Спецавтохозяйство» от исполнения выданного ему Предписания в установленный срок.

Ответственность юридических лиц за неисполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке установлена частью 2.2. статьи 19.5 Кодекса об административных правонарушениях.

Таким образом, МУП «Спецавтохозяйство»  за неисполнение Предписания № 02-01-12-10-16 от 30.12.2016 г. в установленный срок несет административную ответственность в соответствии с ч. 2.2. ст. 19.5. КоАП РФ.

Место совершения нарушения - г. Новосибирск.

Время совершения правонарушения – 21.02.2017 г.

При составлении протокола об административном правонарушении МУП «Спецавтохозяйство» представлены следующие объяснения по существу дела.

Предприятие не согласно с протоколом. МУП «Спецавтохозяйство» было предписано направить проект договора. Предприятие направило ООО «Вербена» проект. Законодательством РФ не установлены требования к проекту договора.

МУП «Спецавтохозяйство» также направило в ООО «Вербена» дополнительное соглашение, в котором необходимо указать коэффициенты уплотнения ТБО на каждую машину. Это является существенным условием договора согласно постановлениям Правительства № 505, 1076.

Без информации о коэффициенте уплотнения и проверки информации о достоверности указанных контрагентом размеров Предприятие не может заключить договор.

Цена не является существенным условием, тем более размер тарифа указан Департаментом по тарифам НСО и различается по полугодиям, а объемов ТБО от ООО «Вербена» в МУП «САХ» не поступало.

При рассмотрении дела представитель МУП «Спецавтохозяйство» по существу данного дела пояснил следующее.

В связи с изменением законодательства обязанность по заключению договора с ООО «Вербена» у МУП «Спецавтохозяйство» отсутствует. Обязанности принимать отходы у Предприятия нет. Для заключения договора необходима лицензия. Лицензия на перевозку отходов, выданная ООО «Вербена», действует только на территории г. Бердска. При этом МУП «Спецавтохозяйство» имеет полигоны только на территории г. Новосибирска. Согласно схеме обращения с отходами на территории Новосибирской области, полигоны принимают отходы только от организаций Новосибирска, а ООО «Вербена» осуществляет деятельность в г. Бердске.

МУП «Спецавтохозяйство» считает, что у Министерства ЖКХиЭ НСО нет полномочий по разъяснению положений действующего законодательства.

МУП «Спецавтохозяйство» 3 раза направляло заказным письмом проекты договоров в адрес ООО «Вербена» - в январе 2016 г. (подтверждающие документы не сохранились), в 2016 г. при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства, а также при исполнении Предписания Новосибирского УФАС России.

МУП «Спецавтохозяйство» направило в адрес ООО «Вербена» договор и дополнительное соглашение. Постановлением Правительства РФ № 1076 предусмотрено, что для заключения договора на утилизацию отходов необходимыми являются существенные условия – коэффициент уплотнения отходов, характеристики транспортных средств. Предприятие направило в адрес заявителя не подписанный проект договора, сформированный с помощью «1С», в связи с тем, что не могло подписать договор без существенных условий.

По поводу данных доводов ответчика необходимо отметить следующее.

  Факт совершения МУП «Спецавтохозяйство» нарушения антимонопольного законодательства установлен Решением Комиссии Новосибирского УФАС России от 30.12.2016 г. по делу № 02-01-12-10-16. Правовая оценка доводов, заявленных Предприятием при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства была дана в Решении Комиссии по делу № 02-01-12-10-16.

В соответствии с Решением Новосибирского УФАС России № 02-01-12-10-16 от 30.12.2016 г. МУП «Спецавтохозяйство» было выдано предписание № 02-01-12-10-16 от 30.12.2016 г. Указанные Решение и Предписание не были обжалованы Предприятием в установленный срок.

На Интернет-сайте ООО «Вербена» по адресу https://verbena.pro/about/ размещена выданная ООО «Вербена» (ИНН 5406662452, ОГРН 1115476028568) Федеральной службой по надзору в сфере природопользования лицензия № 054 00055 от 31.08.2011 г. на осуществление деятельности по сбору отходов IV класса опасности, транспортирование отходов IV класса опасности, лицензия предоставлена бессрочно, переоформлена на основании решения лицензирующего органа от 23.06.2016 г. № 0859.

В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» полномочия по осуществлению лицензионного контроля отнесены к компетенции лицензирующих органов - уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и (или) их территориальных органов, а в случае передачи осуществления полномочий Российской Федерации в области лицензирования органам государственной власти субъектов Российской Федерации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. МУП «Спецавтохозяйство», как организация, осуществляющая деятельность по размещению (захоронению отходов) не является субъектом, уполномоченным на осуществление лицензионного контроля. Следовательно, рассмотрение вопросов наличия/отсутствия у ООО «Вербена» лицензии на транспортировку отходов на территории г. Новосибирска не относится к компетенции МУП «Спецавтохозяйство». Необходимо также отметить, что ООО «Вербена» вправе воспользоваться услугами подрядной организации по транспортировке отходов.

Документами и сведениями, представленными МУП «Спецавтохозяйство» (реестр договоров, копии договоров на размещение отходов, заключенных в 2016 году, пояснения представителя ответчика о том, что Предприятие в отсутствие у него статуса регионального оператора фактически оказывает услуги по размещению (захоронению) отходов и заключает соответствующие договоры) (материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства № 02-01-12-10-16) подтверждается, что МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» в отсутствие у Предприятия статуса оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, фактически оказывает услуги по размещению (захоронению) твердых бытовых отходов и не прекратило деятельность по заключению соответствующих договоров с новыми потребителями, следовательно, у Предприятия имелась возможность заключить соответствующий договор с ООО «Вербена», однако, Предприятие неправомерно отказало ООО «Вербена» в заключении договора, а в последующем также уклонилось от исполнения выданного ему антимонопольным органом предупреждения, содержащего требование о направлении в адрес ООО «Вербена» проекта договора.

По поводу доводов МУП «Спецавтохозяйство» о том, что Предприятием не были получены от антимонопольного органа разъяснения по вопросу наличия у Предприятия обязанности заключить договор с ООО «Вербена» необходимо отметить, что Новосибирским УФАС России было направлено в адрес МУП «Спецавтохозяйство» соответствующее предупреждение исх. № 02-12038 от 01.12.2015 г., содержащее требование направить в адрес заявителя проект договора. Сроки исполнения указанного предупреждения неоднократно продлялись, однако, данное предупреждение не отзывалось антимонопольным органом. Кроме того, в адрес МУП «Спецавтохозяйство» также было направлено для сведения письмо с разъяснениями по указанному вопросу МЖКХиЭ НСО исх. № 2494-05/21 от 08.06.2016 г. Из указанных документов следует, что обязанность заключить с ООО «Вербена» договор на размещение твердых бытовых отходов у Предприятия имеется.

По поводу доводов ответчика о том, что Генеральной схемой очистки территории города Новосибирска для Предприятия установлена обязанность принимать ТБО с территории 10 районов города Новосибирска, город Бердск в их число не входит, при этом фактическим aдpecoм ООО «Вербена» является город Бердск, в связи с чем, заключение МУП «СAX» договора на вывоз ТБО с территории города Бердска числе прочего будет противоречить и Генеральной схеме очистки территории города Новосибирска, необходимо отметить следующее.

В своем обращении в Новосибирское УФАС России ООО «Вербена» указывает, что Общество осуществляет транспортировку твердых бытовых отходов от предприятий и учреждений бюджетной сферы, жилого фонда города Новосибирска. Кроме того, согласно сведениям, размещенным на сайте Федеральной налоговой службы РФ (выписка из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Вербена»), на бланке ООО «Вербена», а также указанным в заявке ООО «Веребена» на заключение договора на размещение ТБО вх. № МУП «Спецавтохозяйство» 6446 от 16.07.2015 г. указан адрес ООО «Вербена» (в том числе, юридический адрес) – г. Новосибирск, ул. Мичурина, д. 12а, оф. 402.

При этом в соответствии с ч. 2 ст. 54 Гражданского кодекса РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа.

Почтовый адрес ООО «Вербена» действительно находится в Бердске, однако, данное обстоятельство не является подтверждением того, что Общество не осуществляет транспортировку твердых бытовых отходов от предприятий и учреждений бюджетной сферы, жилого фонда города Новосибирска.

Кроме того, согласно представленным МУП «Спецавтохозяйство» сведениям из реестра заключенных на 2016 г. договоров, Предприятие осуществляет захоронение отходов, образующихся как на территории районов г. Новосибирска, так и на территории Новосибирской области.

Письмом вх. № 10591 от 29.11.2016 г. МУП «Спецавтохозяйство» представило в Новосибирское УФАС России копию письма Предприятия исх. № 11 от 21.01.2016 г., адресованного ООО «Вербена», с запросом документов, необходимых для заключения договора на размещение (захоронение) твердых коммунальных отходов, а также с приложением проекта договора. Необходимо отметить, что на указанной копии письма отсутствует отметка о вручении письма представителю ООО «Вербена», документы, подтверждающие отправку указанного письма в январе 2016 г. в Новосибирское УФАС России не представлены. МУП «Спецавтохозяйство» на заседании Комиссии Новосибирского УФАС России представлена квитанция, выданная ФГУП «Почта России», об отправке МУП «САХ» заказного письма ООО «Вербена» по адресу: 630091, Новосибирская область, г. Новосибирск 05.12.2016 г. При этом в указанной квитанции отсутствует расшифровка (опись) направляемых документов. Учитывая, что в МУП «Спецавтохозяйство» также отсутствуют документы, подтверждающие отправку в январе 2016 г. письма исх. № 11 в адрес ООО «Вербена», а также данные на заседании Комиссии Новосибирского УФАС России 05.12.2016 г. пояснения представителя ООО «Вербена» о том, что указанное письмо в адрес заявителя не поступало, факт направления со стороны МУП «Спецавтохозяйство» в адрес ООО «Вербена» проекта договора на размещение твердых бытовых отходов до вынесения Комиссией Новосибирского УФАС России Решения от 30.12.2016 г. по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 02-01-12-10-16 документально не подтвержден.

Кроме того, в соответствии с разъяснениями ФАС России № ВК/26417/17 от 19.04.2017 г. в соответствии с пп. «б» ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2016 г. № 486-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» тарифы на услуги организаций коммунального комплекса, утвержденные в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее – Закон об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса), применяются до 1 января 2018 года.

В развитие норм Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» утверждены постановление Правительства РФ от 30.05.2016 г. № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» и приказ ФАС России от 21.11.2016 г. № 1638/16 «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами» (далее – Методические указания).

В этой связи вне зависимости от даты наделения юридического лица статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами органам исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов либо в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта РФ органам местного самоуправления (далее – органы регулирования) необходимо обеспечить установление тарифов на обработку, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на 2018 год и последующие годы в соответствии с требованиями и в сроки, установленные Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 г. № 484 (далее соответственно – Основы ценообразования, Правила регулирования).

В соответствии с п. 6 Правил регулирования до 1 сентября года, предшествующего очередному периоду регулирования (до 01.09.2017), регулируемые организации должны представить в органы регулирования предложение об установлении предельных тарифов на обработку, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

Предельные тарифы устанавливаются органами регулирования до начала очередного периода регулирования, но не позднее 20 декабря года, предшествующего очередному периоду регулирования (до 20.12.2017).

Таким образом, МУП «Спецавтохозяйство» обязано оказывать услуги по размещению (захоронению) твердых бытовых отходов, несмотря на отсутствие у Предприятия статуса регионального оператора.

Кроме того, материалами дела о нарушении антимонопольного законодательства № 02-01-12-10-16 подтверждается фактическое оказание Предприятием указанных услуг.

Письмом вх. № 2900 от 31.03.2017 г. МУП «Спецавтохозяйство» представило в Новосибирское УФАС России копию письма Предприятия исх. № 62 от 20.02.2017 г., адресованного ООО «Вербена», с приложением проекта договора № ____/ПС-17 от 20.02.2017 г. и дополнительного соглашения без номера и даты. Указанный проект договора и дополнительное соглашение не заполнены в части сведений о Заказчике (наименование и иные данные), не подписаны со стороны МУП «Спецавтохозяйство», как Исполнителя, а также не указана цена договора.

Направление не заполненного и не подписанного проекта договора, в том числе, без указания цены договора, не может считаться надлежащим исполнением Предписания.

По поводу доводов МУП «Спецавтохозяйство» о том, что МУП «Спецавтохозяйство» направило в адрес ООО «Вербена» договор и дополнительное соглашение, которым определены существенные условия, необходимые в соответствии с Постановлениями Правительства РФ для заключения договора – коэффициент уплотнения отходов, характеристики транспортных средств, в адрес заявителя был направлен не подписанный проект договора, в связи с тем, что МУП «Спецавтохозяйство» не могло подписать договор без существенных условий, необходимо отметить следующее.

Согласно документам, представленным МУП «Спецавтохозяйство», условия договора – характеристики транспортного средства и коэффициенты сжатия отходов, определяются дополнительным соглашением к договору. При этом согласно п. 5.2 проекта договора коэффициент сжатия ТКО в бункерах-пресскамерах специализированных автомашин-мусоровозов организаций, передающих ТКО, для утилизации (размещения) определяется законодательством РФ. Из изложенного следует, что у МУП «Спецавтохозяйство» имелась возможность направления в адрес ООО «Вербена» заполненного и подписанного проекта договора, с указанием в проекте договора, что характеристики транспортного средства и коэффициенты сжатия отходов, определяются дополнительным соглашением, являющимся неотъемлемой частью договора.

Также МУП «Спецавтохозяйство» в подтверждение отправки проекта договора ООО «Вербена» представлена копия квитанции об отправке, в которой в качестве получателя указано ООО «Вербена», адрес получателя – 630091, Новосибирская область, г. Новосибирск. Таким образом, представленная МУП «Спецавтохозяйство» копия квитанции не позволяет сделать вывод об адресе, на который были направлены документы. 13.03.2017 г. в Новосибирское УФАС России поступило обращение ООО «Вербена» с жалобой на действия МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» по неисполнению Предписания Новосибирского УФАС России от 30.12.2016 г. по делу № 02-01-12-10-16, в котором ООО «Вербена» сообщает, что в адрес Общества не был направлен договор на размещение твердых бытовых отходов.

Таким образом, МУП «Спецавтохозяйство»  за неисполнение Предписания № 02-01-12-10-16 от 30.12.2016 г. в установленный срок несет административную ответственность в соответствии с ч. 2.2. ст. 19.5. КоАП РФ.

Согласно ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты меры по их соблюдению. Правовая возможность исполнения существующей обязанности определяется отсутствием объективных препятствий для выполнения указанных обязанностей, то есть обстоятельств, не зависящих от воли обязанного лица.

У МУП «Спецавтохозяйство» имелась возможность для соблюдения норм антимонопольного законодательства, а именно – исполнить надлежащим образом Предписание № 02-01-12-10-16 от 30.12.2016 г. в установленный срок. Таким образом, МУП «Спецавтохозяйство» не предприняло всех зависящих от него мер, необходимых и достаточных для соблюдения требований законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, что подтверждает наличие вины в действиях ответчика.

В соответствии с частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях 2.2. невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке и совершении предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации действий, направленных на обеспечение конкуренции, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, не установлено.

Руководствуясь статьей 23.48 и частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, учитывая отсутствие смягчающих и отягчающих обстоятельств,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать Муниципальное унитарное предприятие г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» (далее – МУП «Спецавтохозяйство») (ИНН 5403103135, КПП 540301001, дата регистрации 28.08.1995 г., юридический адрес: 630088, г. Новосибирск, ул. Северный проезд, д. 10) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2.2 статьи 19.5 КоАП РФ.

2. Применить к Муниципальному унитарному предприятию г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» (далее – МУП «Спецавтохозяйство») (ИНН 5403103135, КПП 540301001, дата регистрации 28.08.1995 г., юридический адрес: 630088, г. Новосибирск, ул. Северный проезд, д. 10) меру ответственности в виде административного штрафа в размере 300 000 (триста тысяч) рублей.

Связанные организации

Связанные организации не указаны