Постановление №02-13-44-2016 ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 02-13-44-2016 о назначении административного... от 24 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 02-13-44-2016

о назначении административного наказания

20 июня 2016 года                                                                                                        г. Новосибирск

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области Гаврилов Сергей Григорьевич, рассмотрев протокол № 02-13-44-2016 от 07 июня 2016 года и материалы дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении юридического лица – Акционерного общества «Аэропорт Толмачево» (ИНН 5448100208, КПП 544801001, адрес: 633104, Новосибирская область, г. Обь, территория аэропорта Толмачево; далее – АО «Аэропорт Толмачево», до переименования – ОАО «Аэропорт Толмачево»),

в присутствии  Самкова Алексея Вячеславовича, действующего по доверенности от         № 16075 от 15.04.2016,

УСТАНОВИЛ:

Решением Комиссии Новосибирского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 06 мая 2016 года по результатам рассмотрения дела № 02-01-03-10-16 ОАО «Аэропорт Толмачево» признано:

1) занимающим доминирующее положение на рынке услуг по обеспечению авиационной безопасности в границах аэропорта Толмачево, в соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции». 

2) нарушившим пункт 10 части 1  статьи  10  Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» путем установления и взимания платы за оказание услуг по проведению инструктажа и организации выдачи пропусков в контролируемую зону аэропорта Толмачево лицам, которые являются плательщиками сбора за обеспечение авиационной безопасности или адрес (местонахождение) которых расположен в пределах контролируемой территории аэропорта Толмачево.

В Новосибирское УФАС России из Новосибирской транспортной прокуратуры поступили материалы (вход. № 11864 от 23.12.2015) по вопросу правомерности взимания ОАО «Аэропорт Толмачево» платы за проведение инструктажей и выдачу пропусков с организаций, расположенных на служебно-технической и контролируемой территории аэропорта.

Исчерпывающий перечень аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации определен положениями Приказа Минтранса России от 17.07.2012 № 241 (далее – Перечень № 241).

Положениями пункта 3.2 Перечня № 241 установлен аэропортовый сбор за обеспечение авиационной безопасности в зоне аэропорта, взимаемый исключительно с авиационных перевозчиков. При этом в стоимостную основу ставок сбора не включается стоимость пропусков, выдаваемых организациям и физическим лицам, не являющимся плательщиками данного сбора и адрес (местонахождение) которых располагается за пределами контролируемой территории аэропорта.

Таким образом, деятельность ОАО «Аэропорт Толмачево» по оформлению временных и постоянных пропусков непосредственно работникам ФКУ «Сибирский АПСЦ», их инструктаж являются неотъемлемой частью пропускного режима и способом его осуществления.

По мнению Новосибирской транспортной прокуратуры в действиях ОАО «Аэропорт Толмачево», выразившихся во взимании денежных средств за проведение инструктажей, а также за выдачу пропусков с организаций, расположенных на служебно-технической, а также контролируемой территории аэропорта, усматриваются признаки злоупотребления доминирующим положением, влекущие нарушение прав и законных интересов предприятий, расположенных в пределах служебно-технической, контролируемой зон аэропорта.

На запрос Новосибирского УФАС России ОАО «Аэропорт Толмачево» представило письмом от 03.02.2016 № 29/87, в том числе следующие сведения.

В соответствии с положениями статьи 64 Воздушного кодекса Российской Федерации, Приказом Минтранса России от 17.07.2012 № 241 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации» следует, что стоимость пропусков для лиц, не являющихся перевозчиками и лиц, место нахождения которых расположено вне контролируемой зоны не подлежит государственному регулированию, может быть установлена Аэропортом самостоятельно и плата за такие пропуска может правомерно взиматься на основании заключаемых договоров возмездного оказания услуг.

В настоящее время ОАО «Аэропорт Толмачево» имеет договорные отношения возмездного оказания услуг более чем с тридцатью организациями, не являющимися плательщиками сбора за обеспечение авиационной безопасности и адрес которых находится за пределами контролируемой территории аэропорта. Общество по заявкам контрагентов проводит инструктажи в отношении указанных лиц и организует выдачу соответствующих пропусков для физических лиц и на транспортные средства для прохода/проезда на охраняемую территорию аэропорта. Стоимость услуг по проведению инструктажей и организации выдачи пропусков определяется согласно утвержденным ОАО «Аэропорт Толмачево» прейскурантам.

В пояснениях от 14.04.2016 № 29/268 по делу о нарушении антимонопольного законодательства ОАО «Аэропорт Толмачево» указало следующее.

Положение о пропускном и внутриобъектовом режиме в аэропортах, авиапредприятиях, организациях и учреждениях гражданской авиации (утверждены Приказом Федеральной авиационной службы России от 20.01.1998 № 22) определяет:

- пропускной режим – это совокупность правил и процедур допуска лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта (авиапредприятия) (пункт 2.1);

- внутриобъектовый режим – это совокупность организационно-технических мероприятий и правил, направленных на обеспечение порядка передвижения лиц и транспортных средств в контролируемой зоне аэропорта (авиапредприятия) (пункт 3.1)

Администрацией ОАО «Аэропорт Толмачево» разработана и утверждена «Инструкция по пропускному и внутриобъектовому режиму в международном аэропорту Толмачево».

Вышеуказанная инструкция содержит определение контролируемой зоны аэропорта – это рабочая площадь аэропорта, прилегающая к ней территория и расположенные вблизи здания или часть их, доступ в которые контролируется службой авиационной безопасности аэропорта.

На основании пункта 3.2.1 Перечня № 241 стоимость пропусков для лиц, не являющихся перевозчиками, и лиц, место нахождение которых расположено вне контролируемой зоны не подлежит государственному регулированию, может быть установлена Аэропортом самостоятельно и плата за такие пропуска может правомерно взиматься на основании заключаемых договоров возмездного оказания услуг.

По вопросу оказания платных услуг по организации выдачи пропусков на основании заключенных договоров с ООО «Глобус», ФГУП «Сибирский центр авиационной метрологии» (ФГУП «СИБЦАМ»), ООО «Сибирь Техник», ПАО «Авиакомпания «Сибирь», ОАО «Авиационная компания «Трансаэро» ответчик поясняет следующее.

Неотъемлемой частью осуществления пропускного и внутриобъектового режима в рамках обеспечения авиационной безопасности в аэропорту является деятельность по оформлению и выдаче пропусков для лиц и транспортных средств для входа/въезда именно в контролируемую зону аэропорта.

Из Прейскурантов №№ 2/2-1-2014-1, 2/2-1-2015-1, действовавших в ОАО «Аэропорт Толмачево» видно, что установлена платность оформления пропусков как в контролируемую зону аэропорта, так и на служебно-техническую территорию.

Территория аэропорта Новосибирск (Толмачево) имеет следующее деление:

- неконтролируемая зона – это территория аэропорта и здания, куда пассажиры, а также лица, не являющиеся пассажирами, имеют свободный доступ. К ним относится: привокзальная площадь, здания аэровокзалов (кроме стерильных зон), выдачи багажа, гостиница, павильоны, камеры хранения;

- контролируемая зона аэропорта (определение дано выше);

- служебно-техническая территория аэропорта – это часть территории аэропорта, в которой расположены режимные объекты (помещения), производственные службы, а также средства и объекты, представляющие собой уязвимые места, повреждение или разрушение которых может привести к серьезным нарушениям в работе аэропорта. 

Порядок доступа лиц и въезда транспортных средств на служебно-техническую территорию определяется действующей в ОАО «Аэропорт Толмачево» Инструкцией по пропускному и внутриобъектовому режиму на служебно-технической территории международного аэропорта Толмачево.

В ставку сбора за обеспечение авиационной безопасности не включается осуществление пропускного режима на служебно-техническую территорию аэропорта, данные затраты при формировании стоимостной основы взимаемого с авиаперевозчиков сбора согласно Перечня № 241 не учитываются. Следовательно, установление стоимости оформления пропусков на данный вид территории аэропорта находится вне сферы государственного регулирования и может устанавливаться Аэропортом самостоятельно. Доступ на служебно-техническую территорию и платность оформления пропусков регулируется на договорной основе.

Поскольку каждый из вышеуказанных контрагентов, на основании поданных заявок в соответствии с заключенными договорами, осуществлял доступ (пропуск лиц или въезд транспортных средств) в служебно-техническую территорию аэропорта и производил плату за организацию выдачи пропусков из общих сумм оплаты следует исключить по 2014 году – 724028,59 руб., по 2015 году – 649961,31 руб.

По вопросу оформления пропусков в контролируемую зону аэропорта ФГУП «СИБЦАМ» и ООО «Сибирь Техник» ответчик пояснил, что согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, место нахождения определено:

- ФГУП «СИБЦАМ» - 633102, Новосибирская область, г. Обь, территория аэропорта Толмачево;

- ООО «Сибирь Техник» - 633102, Новосибирская область, г. Обь.

Отсутствие указания в адресе улицы, проспекта и т.д., номера строения, здания и т.д. не позволяет определить место нахождения указанных юридических лиц именно в контролируемой зоне аэропорта.

ОАО «Аэропорт Толмачево» считает, что правовых оснований привлечения его к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства не имеется, поскольку ОАО «Аэропорт Толмачево», оказывая услуги по организации выдачи пропусков, взимает плату согласно утвержденным прейскурантам и не нарушает установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

ОАО «Аэропорт Толмачево» представило копию Приказа от 18.04.2016 № 391  «Об оплате при оформлении пропусков».

Приказом от 18.04.2016 № 391 определено, что при проведении инструктажей и организации выдачи пропусков для лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта не взимать плату с лиц, являющихся плательщиками сбора за обеспечение авиационной безопасности (авиаперевозчиков) и лиц, адрес (местонахождение) которых располагается в пределах контролируемой зоны аэропорта; начальнику службы авиационной безопасности в срок до 30.04.2016 следует организовать внесение изменений в действующие договоры с авиакомпаниями и юридическими лицами, с местонахождением в контролируемой зоне аэропорта Новосибирск (Толмачево), в части исключения взимания платы за инструктаж и выдачу пропусков в контролируемую зону аэропорта.

Комиссией Новосибирского УФАС России в результате рассмотрения материалов дела № 02-01-03-10-16 установлено следующее.

В соответствии с пунктами 1, 2 Воздушного кодекса Российской Федерации оказание услуг в области гражданской авиации осуществляется на платной основе (тарифы, сборы), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Перечень тарифов на услуги в области гражданской авиации и сборов за данные услуги, правила формирования указанных тарифов и сборов, правила взимания рассчитанной на основе указанных тарифов и сборов платы за услуги в области гражданской авиации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Согласно пункту 3 Воздушного кодекса РФ тарифы на относящиеся к сфере естественной монополии услуги в области гражданской авиации и ставки сборов за данные услуги устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.

Приказом Минтранса России от 17.07.2012 №241 утвержден Перечень и правила формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации (далее – Перечень № 241).

Согласно пункту 3.2. Перечня № 241 в аэропортовые сборы включен сбор за обеспечение авиационной безопасности.

В соответствии с пунктом 3.2.1. Перечня № 241 сбор устанавливается за обеспечение авиационной безопасности в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», Федеральными авиационными правилами «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 ноября 2005 г. № 142 (далее – ФАП № 142), включая:

осуществление пропускного и внутриобъектового режима в аэропорту;

охрану контролируемой территории аэропорта, включая охрану воздушных судов на стоянках и объектов жизнеобеспечения аэропорта;

досмотр членов экипажей воздушных судов;

досмотр пассажиров и ручной клади;

досмотр багажа;

досмотр грузов и почты;

досмотр воздушного судна и его бортовых запасов;

маркировку багажа, грузов, почты и бортовых запасов;

поддержание готовности сил и средств аэропорта к действиям по пресечению актов незаконного вмешательства;

координацию деятельности служб авиационной безопасности эксплуатантов в зоне аэропорта;

предоставление персонала и технических средств для оформления и доставки оружия, боеприпасов и патронов к нему, специальных средств включая снятие и погрузку оружейного ящика на/с борт/а воздушного судна в соответствии с требованиями и правилами, принятыми в гражданской авиации, и установленным порядком их перевозки воздушными судами.

В стоимостную основу ставок сбора не включается стоимость пропусков, выдаваемых организациям и физическим лицам, не являющимся плательщиками данного сбора и адрес (местонахождение) которых располагается за пределами контролируемой территории аэропорта.

В соответствии с пунктами 4, 10, 11, 14 ФАП № 142 авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности (далее - САБ) аэропортов, подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации, органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.

САБ аэропортов и САБ эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными задачами.

Пропускной и внутриобъектовый режим в аэропорту организуется в соответствии с инструкцией по пропускному и внутриобъектовому режиму, которая утверждается администрацией аэропорта по согласованию с территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и подразделением вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации, осуществляющим охрану аэропортов и объектов их инфраструктуры.

Инструкция должна предусматривать в том числе ограничения проезда и нахождения транспортных средств на перроне, рулежных дорожках, взлетно-посадочных полосах аэропорта.

Авиационный персонал, работники авиационных предприятий и иные лица, осуществляющие свою деятельность на территории аэропорта, обязаны соблюдать требования инструкции по пропускному и внутриобъектовому режиму.

Авиационный персонал, работники авиационных предприятий и иные лица, осуществляющие свою деятельность на территории аэропорта, сотрудники пограничных, таможенных и иных органов, осуществляющих государственный контроль, а также автотранспорт допускаются в контролируемую зону аэропорта по пропускам установленного в данном аэропорту образца и в соответствии с требованиями инструкции по пропускному и внутриобъектовому режиму.

Пропускной и внутриобъектовый режим в аэропортах, авиапредприятиях, организациях и учреждениях гражданской авиации предполагает совокупность правил и процедур допуска лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта (авиапредприятия).

Указанные лица при нахождении в контролируемой зоне аэропорта должны иметь на верхней одежде с левой стороны личные пропуска с фотографиями и указанием секторов допуска.

Таким образом, исходя из анализа норм действующего законодательства, деятельность по оформлению и выдаче пропусков, в том числе по проведению инструктажа и организации выдачи пропусков, для лиц и транспортных средств сторонних организаций для въезда/входа в контролируемую зону аэропорта, является неотъемлемой частью пропускного внутриобъектового режима в рамках обеспечения авиационной безопасности в аэропорту и способом его осуществления. 

Стоимость пропусков определяется аэропортом самостоятельно только для тех  лиц, в отношении которых выполняется одновременно два условия, а именно: это лицо не должно являться плательщиком сбора за обеспечение авиационной безопасности и его адрес (местонахождение) располагается за пределами контролируемой территории аэропорта.

Следовательно, стоимость пропусков,  в том числе проведение инструктажа и организация выдачи пропусков, для лиц, являющихся плательщиками сбора за обеспечение авиационной безопасности или адрес (местонахождение) которых располагается в пределах контролируемой территории аэропорта, включается в стоимостную основу ставки сбора за обеспечение авиационной безопасности.

Услуги в аэропортах в силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

ОАО «Аэропорт Толмачево» включено в реестр субъектов естественных монополий в раздел 2 «Услуги аэропортов» на основании Решения Правления МАП России № 18/2-а/п от 25.05.1998.

Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 № 293 «О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» утвержден перечень услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством. В указанный перечень включены услуги по обеспечению авиационной безопасности.

Приказом ФСТ РФ от 10.06.2011 № 137-т/7 «Об утверждении тарифов (сборов) на услуги в аэропорту, оказываемые ОАО «Аэропорт Толмачево», установлен размер сбора за обеспечение авиационной безопасности.

Письмом от 19.01.2016 № 02-333 Новосибирским УФАС России у ОАО «Аэропорт Толмачево» запрошены копии действовавших в 2014 г., 2015 г. договоров на оказание услуг по проведению инструктажа и организации выдачи пропусков с контрагентами, являющимися плательщиками сбора за обеспечение авиационной безопасности или адрес (местонахождение) которых располагается в пределах контролируемой территории аэропорта Толмачево.

На данный запрос ОАО «Аэропорт Толмачево» представлены договоры со следующими контрагентами:

- ООО «Глобус»; Договор от 21.02.2008 № 4-080086. ООО «Глобус» является плательщиком сбора за обеспечение авиационной безопасности в аэропорту Толмачево;

- ФГУП «Сибирский центр авиационной метрологии»; Договор от 06.07.2004 № 3310220504. Согласно сведениям из ЕГРЮЛ адрес (место нахождения) ФГУП «СИБЦАМ»: 633102, Новосибирская область, г. Обь, территория аэропорта Толмачево;

- ОАО «Авиакомпания «Сибирь»; Договор от 22.01.2008 от № 4-08005 и Договор от 12.11.2014 от № 31-141087. ПАО «Авиакомпания «Сибирь» (переименовано, ранее ОАО «Авиакомпания «Сибирь») является плательщиком сбора за обеспечение авиационной безопасности в аэропорту Толмачево;

- ООО «Сибирь Техник»; Договор от 01.04.2005 № 3039105. Согласно сведениям из ЕГРЮЛ адрес (место нахождения) ООО «Сибирь Техник»: 633102, Новосибирская область, г. Обь.

- ОАО «Авиационная компания «Трансаэро»; Договор от 29.11.2013 № 31-13094. ОАО «Авиационная компания «Трансаэро» является плательщиком сбора за обеспечение авиационной безопасности в аэропорту Толмачево.

Так как ОАО «Авиационная компания «Трансаэро», ПАО «Авиакомпания «Сибирь», ООО «Глобус» являются плательщиками сбора за обеспечение авиационной безопасности, а адрес (местонахождение), ФГУП «Сибирский центр авиационной метрологии», ООО «Сибирь Техник» расположен в пределах контролируемой территории аэропорта Толмачево (что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц и схемой территории аэропорта Новосибирск (Толмачево)), стоимость пропусков для указанных хозяйствующих субъектов в контролируемую зону аэропорта должна быть включена в стоимостную основу ставки сбора за обеспечение авиационной безопасности.

ОАО «Аэропорт Толмачево» получена выручка от оказания услуг по проведению инструктажа и организации выдачи пропусков для доступа в контролируемую зону аэропорта вышеуказанным хозяйствующим субъектам за 2014-2015 г.г.

Согласно пункту 3.4 определения от 19.04.2016 об отложении рассмотрения дела № 02-01-03-10-16 ОАО «Аэропорт Толмачево» необходимо было представить сумму выручки от оказания услуг по проведению инструктажа и организации выдачи пропусков в контролируемую зону аэропорта контрагентам, которые являются плательщиками сбора за обеспечение авиационной безопасности или адрес (местонахождение) которых располагается в пределах контролируемой территории аэропорта Толмачево, за 2014 г., 2015 г., 1 квартал 2016 года, без учета НДС.

ОАО «Аэропорт Толмачево» представило указанные сведения в Справках о сумме выручки от оказания услуг по проведению инструктажа, организации движения на охраняемой территории и выдачи пропусков в контролируемую зону аэропорта Новосибирск (Толмачево) за 2014 г., 2015 г., 1 квартал 2016г.

Из представленных справок и пояснений представителей ОАО «Аэропорт Толмачево» следует, что плата за проведение инструктажа и организацию выдачи пропусков в контролируемую зону аэропорта Толмачево в отсутствие заключенных договоров об оказании соответствующих услуг и согласно прейскуранту взималась, в том числе с авиакомпаний ЗАО «Авиакомпания «Ангара», ПАО «Аэрофлот», ООО «Авиакомпания «Волга-Днепр», ПАО «Авиакомпания «Ютэйр», АО «Авиакомпания «Якутия», ООО «АЗУР эйр», ООО «Авиакомпания «ЭйрБриджКарго», которые являются плательщиками сбора за обеспечение авиационной безопасности в аэропорту Толмачево.

Таким образом, ОАО «Аэропорт Томлмачево» получило выручку от оказания услуг по проведению инструктажа и организации выдачи пропусков в контролируемую зону аэропорта контрагентам, которые являются плательщиками сбора за обеспечение авиационной безопасности или адрес (местонахождение) которых располагается в пределах контролируемой территории аэропорта Толмачево, за 2014 г. – 483 718,16 руб.,  2015 г. – 737 308,07 руб., 1 квартал 2016 г. – 159 260,79 руб. (без НДС).

Взимание платы  за проведение инструктажа и организацию выдачи пропусков устанавливается ОАО «Аэропорт Толмачево» Прейскурантом на услуги службы авиационной безопасности.

Прейскурантом за проведение 1-го инструктажа по движению на охраняемой территории аэропорта и организацию выдачи пропусков установлены тарифы раздельно в отношении служебно-технической территории аэропорта и контролируемой зоны аэропорта.

При этом ни представленными договорами с ОАО «Авиационная компания «Трансаэро», ПАО «Авиакомпания «Сибирь», ООО «Глобус», ФГУП «Сибирский центр авиационной метрологии», ООО «Сибирь Техник», ни Прейскурантами на услуги службы авиационной безопасности ОАО «Аэропорт Толмачево» не установлена безвозмездность проведения инструктажа и организации выдачи пропусков в контролируемую зону для контрагентов, которые являются плательщиками сбора за обеспечение авиационной безопасности или адрес (местонахождение) которых располагается в пределах контролируемой территории аэропорта Толмачево.

Таким образом, установление и взимание ОАО «Аэропорт Толмачево» платы за выдачу пропусков, в том числе за проведение инструктажа и организацию выдачи пропусков в контролируемую зону аэропорта Толмачево, в соответствии с Прейскурантом на услуги службы авиационной безопасности, в отношении лиц, которые являются плательщиками сбора за обеспечение авиационной безопасности или адрес (местонахождение) которых располагается в пределах контролируемой территории аэропорта Толмачево, являются нарушением пункта 3.2.1. Перечня № 241.

В силу пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Новосибирским УФАС России проведен Обзор состояния конкуренции на рынке услуг по обеспечению авиационной безопасности в границах аэропорта Толмачево за 2014, 2015 г.г., по результатам которого составлен Аналитический отчет от 31.03.2016.

Согласно Аналитическому отчету от 31.03.2016 ОАО «Аэропорт Толмачево» в 2014 г., 2015 г. занимало доминирующее положение на рынке услуг по обеспечению авиационной безопасности в границах аэропорта Толмачево, что включает осуществление пропускного и внутриобъектового режима в Аэропорту.

Таким образом, действия АО «Аэропорт Толмачево» по установлению и взиманию платы за оказание услуг по проведению инструктажа и организации выдачи пропусков в контролируемую зону аэропорта Толмачево лицам, которые являются плательщиками сбора за обеспечение авиационной безопасности или адрес (местонахождение) которых расположен в пределах контролируемой территории аэропорта Толмачево, являются нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В силу части 2 статьи 14.31. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 КоАП РФ, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Таким образом, АО «Аэропорт Толмачево» за вышеуказанное нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 27.06.2006  №135-ФЗ «О защите конкуренции», несет административную ответственность в соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

Место совершения административного правонарушения – г. Обь, Новосибирской области.

Время совершения административного правонарушения – с 01.01.2014 года до 01.05.2016.

Новосибирское УФАС России считает, что у АО «Аэропорт Толмачево» имелась возможность для соблюдения норм антимонопольного законодательства, а именно, возможность не устанавливать и не взимать плату за оказание услуг по проведению инструктажа и организации выдачи пропусков в контролируемую зону аэропорта Толмачево лицам, которые являются плательщиками сбора за обеспечение авиационной безопасности или адрес (местонахождение) которых расположен в пределах контролируемой территории аэропорта Толмачево.

Таким образом, АО «Аэропорт Толмачево» не предприняло всех зависящих от него мер, необходимых и достаточных для соблюдения требований антимонопольного законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, что подтверждает наличие вины в действиях ответчика.

Согласно письму АО «Аэропорт Толмачево» от 26.04.2016 №29/302 сумма выручки от оказания услуг по проведению инструктажа и организации движения на охраняемой территории и выдачи пропусков в контролируемую зону аэропорта контрагентам, которые являются плательщиками сбора за обеспечение авиационной безопасности или адрес (местонахождение) которых располагается в пределах контролируемой территории аэропорта Толмачево, за 2015 год составила 737308,07 руб. без учета НДС.

Совокупная сумма выручки АО «Аэропорт Толмачево» от реализации всех товаров (работ, услуг) за 2015 год (без НДС) составила 5 349 261  тыс. руб.

В адрес Новосибирского УФАС России письмом вх. № 5099 от 07.06.2016 АО «Аэропорт Толмачево» сообщило о выполнении предписания № 02-01-03-10-16 от 06.05.2016 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, выданного Комиссией Новосибирского УФАС России на основании решения по делу № 02-01-03-10-16.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность в соответствии с пунктом 7 статьи 4.2 КоАП РФ, является добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор).

Обстоятельств, отягчающих  административную ответственность в соответствии с КоАП РФ, не установлено.

Руководствуясь статьей 23.48, частью 2 статьи 14.31 и статьей 29.10 КоАП РФ, учитывая наличие смягчающих и отсутствие отягчающих обстоятельств,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать Акционерное общество «Аэропорт Толмачево» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31  КоАП РФ.

2. Применить к Акционерному обществу «Аэропорт Толмачево» меру ответственности в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) руб.

Согласно части 1 статьи 32.2. КоАП РФ штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу постановления о наложении административного штрафа либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5. КоАП РФ, на р/с 40 101 810 900 000 010 001 Сибирского ГУ Банка России г. Новосибирска, БИК 045004001.

Получатель: Управление Федерального казначейства по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России), ИНН 5405116098/КПП 540501001, код БК 161 1 16 02010 01 6000 140, ОКТМО 50701000. УИН: 0319806761062100000473380.

Назначение платежа: административные штрафы, зачисляемые в федеральный бюджет.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, постановление в соответствии с действующим законодательством направляется судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в соответствии со ст. 30.1-30.3 КоАП РФ в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.[1]

В соответствии со статьей 29.11 КоАП РФ резолютивная часть постановления объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела.         


[1] В соответствии со ст. 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу. В случае рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания течение срока давности продлевается на срок рассрочки.

Связанные организации

Связанные организации не указаны