Решение №02-13-62-2012 Постановление №02-13-62-2012 о назначении административного ... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 02-13-62-2012

о назначении административного наказания

 

25 декабря 2012 года                                                                                 г. Новосибирск

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области Камнева Наталья Петровна, рассмотрев протокол №02-13-62-2012 от 19 октября 2012 года и материалы дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью «РЭУ № 2» (далее ООО «РЭУ № 2») (ИНН 5404244700, 630100, г. Новосибирск, ул. Дружбы, 6)  (ООО «РЭУ № 2»),

в отсутствие законного представителя  ООО «РЭУ № 2», надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении (определение № 02-13-62-2012 от 21.11.2012 года, направленное письмом исх. № 02-8249 от 23.11.2012 г., получено ООО «РЭУ № 2» 13.12.2012 года, что подтверждается отчетом об отслеживании почтовых отправлений ФГУП «Почта России», почтовый идентификатор 63001156240189), руководствуясь частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Решением Комиссии Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства по результатам рассмотрения дела № 02-01-30-10-12 от  03.08.2012 г. ООО «РЭУ № 2» признано:

- занимающим доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах расположения сетей  Общества в соответствии с   частью  5  статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

- нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в препятствовании перетоку электрической энергии для ГК «Коммунальник» через объекты электросетевого хозяйства ООО «РЭУ  № 2».

18.06.2012 года ООО «РЭУ № 2» было произведено отключение электроэнергии на объектах ГК «Коммунальник».

19.06.2012 года ООО «РЭУ № 2» в адрес ГК «Коммунальник» было выдано предписание, в котором сообщается, что в связи с неудовлетворительным техническим состоянием электрокабеля и коммутационных устройств нет возможности дальнейшего подключения коммутационного устройства и использования электрощитовой, находящейся в здании по адресу ул. Дружбы, д.6, необходимо найти другой источник электрического питания.

Решением Комиссии Новосибирского УФАС России установлено следующее.

Объекты электросетевого хозяйства заявителя (ГК «Коммунальник») опосредовано, через сети иного владельца, а конкретно, от ВРУ (вводно-распределительное устройство) административного здания ул. Дружбы, д. 6,  (ООО «РЭУ № 2) присоединены к сетям сетевой организации ОАО «РЭС» (технологическое присоединение объектов ГК «Коммунальник» было осуществлено, о чем свидетельствуют акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон).

В соответствии с п.1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2009 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

В соответствии с п. 33 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (Правила недискриминационного доступа), а также пунктом 2 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации, перерыв в передаче электрической энергии, прекращение или ограничение режима передачи электрической энергии допускаются по соглашению сторон, а также в случае выявления неудовлетворительного состояния энергетических установок (энергопринимающих устройств) потребителя, удостоверенного органом государственного энергетического надзора, которое угрожает аварией или создает угрозу жизни и здоровью людей. При этом должен быть соблюден порядок введения ограничения режима потребления.

Согласно подпункту в пункта 2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства от 4 мая 2012 года № 442, ограничение режима потребления электрической энергии вводится при удостоверении в установленном порядке неудовлетворительного состояния объектов электросетевого хозяйства, энергетических установок, энергопринимающих устройств потребителя, что создает угрозу жизни и здоровью людей и (или) угрозу возникновения технологических нарушений на указанных объектах, установках (устройствах), а также объектах электросетевого хозяйства сетевых организаций. Данное ограничение вводится на основании предписания органа государственного энергетического надзора (то есть Ростехнадзором) о необходимости введения ограничения режима потребления.  Таким образом, предписание ГК «Коммунальник» выдано не надлежащим лицом. ООО «РЭУ № 2» осуществило отключение электроэнергии без соблюдения установленного порядка введения ограничения режима потребления электроэнергии, данные действия Общества являются препятствованием перетоку электроэнергии.

Так как владельцем ВРУ, к которому подключены объекты ГК «Коммунальник»,  является ООО «РЭУ № 2», соответственно, ООО «РЭУ № 2» обеспечивает передачу поставляемой ОАО «Новосибирскэнергосбыт» электрической энергии через свои технические устройства, то есть фактически оказывает ГК «Коммунальник» услуги по передаче электрической энергии, поскольку согласно статье 3 ФЗ от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» под услугой по передаче электрической энергии понимается комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями.        При этом коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, считается территориальной сетевой организацией в соответствии  со ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике». Следовательно, ООО «РЭУ № 2» является территориальной сетевой организацией, поскольку  посредством организационно и технологически связанных действий осуществляет потребителям  передачу поставляемой ОАО «Новосибирскэнергосбыт» электрической энергии через принадлежащие Обществу технические устройства электрических сетей (оказывает услугу по передаче электрической энергии).           

Согласно пункту 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку электрической энергии через их объекты для такого потребителя.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона  № 135-ФЗ от 26.07.2006 г.  «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. При этом необходимо отметить, что в соответствии с Постановлением  Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 г. № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.

Услуги по передаче  электрической энергии  в силу  ст. 4 ФЗ от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. 

Частью 5 статьи 5  № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» определено, что доминирующим признается положение  хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Доминирующее положение в данном случае  устанавливается исходя из определения естественной монополии, понимаемой как состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

При наличии технологического присоединения к передающим системам, которое является необходимым условием получения услуг по передаче электрической энергии, хозяйствующий субъект, объекты сетевого хозяйства которого участвуют в процессе передачи электрической энергии, является субъектом естественной монополии и данный субъект обязан соблюдать соответствующие требования действующего законодательства в сфере энергетики, поскольку получение услуг по передаче  электрической энергии через любые другие сетевые объекты иного хозяйствующего субъекта невозможно без осуществления вновь процедуры технологического присоединения, требующего дополнительных финансовых и временных затрат.

Таким образом, ООО «РЭУ № 2» является субъектом естественной монополии и, соответственно, в силу прямого указания закона (ч. 5 статьи 5  ФЗ «О защите конкуренции»)  занимает доминирующее положение  на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии потребителям, присоединенным к сетям ООО «РЭУ № 2» в границах сетей Общества.

ООО «РЭУ № 2», препятствуя перетоку электрической энергии для ГК «Коммунальник» через свои объекты электросетевого хозяйства, злоупотребляет своим доминирующим положением на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах расположения сетей Общества и ущемляет интересы ГК «Коммунальник», следовательно, нарушает часть 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г.  «О защите конкуренции».

Ответственность за совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых, в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации,  предусмотрена частью 2 статьи 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях.       

Место совершения нарушения -  г. Новосибирск. Время совершения правонарушения  - с 18.06.2012 по настоящее время.

ООО «РЭУ № 2» по факту возбуждения дела об административном правонарушении  представило следующие объяснения.

В протоколе об административном правонарушении не учтены многие документы и свидетельства, говорящие об обратном, о чем УФАС по НСО было извещено, а именно: недействительность акта разграничения; письмо Ростехнадзора о том, что вопрос дальнейшей эксплуатации электрооборудования решается собственником  этого оборудования; решение прокуратуры о правомерности отключения электроэнергии.

По поводу доводов ответчика Новосибирское УФАС России считает необходимым отметить следующее.

Письмо Ростехнадзора (полученное после рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства) подтверждает, что у уполномоченного органа отсутствовали основания для выдачи предписания об ограничении режима потребления электроэнергии, соответственно, у ООО «РЭУ № 2» отсутствовали основания отключать электроэнергию у ГК «Коммунальник». Изложенное свидетельствует о неправомерности отключения электроэнергии ООО «РЭУ № 2», законности вынесенного антимонопольным органом решения и выданного предписания.

Прокуратура Ленинского района города Новосибирска не является органом государственного энергетического контроля, соответственно решение прокуратуры не является доказательством законности действий ООО «РЭУ № 2» по отключению электроэнергии и подтверждением соблюдения установленного порядка введения ограничения режима потребления электроэнергии.

Таким образом,  ООО «РЭУ № 2» за  нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г.  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» несет административную ответственность в соответствии с частью 2  статьи 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.

У Общества имелась возможность для соблюдения норм антимонопольного законодательства, в том числе осуществлять контроль  и предпринимать соответствующие организационные и управленческие решения, направленные на  обеспечение  соответствия требованиям ФЗ «О защите конкуренции». В частности имелась возможность  соблюсти порядок введения полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, установленный постановлением Правительства от 4 мая 2012 года № 442, путем удостоверения  в установленном порядке неудовлетворительного состояния электрооборудования, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению Правил № 442.

Таким образом, Общество не предприняло всех зависящих от него мер, необходимых и достаточных для соблюдения требований антимонопольного законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, что подтверждает наличие вины в действиях ответчика.

В  соответствии с частью 2  статьи 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Совокупная сумма выручки ООО «РЭУ № 2» составила 24 348 357 руб.  (далее совокупная сумма выручки).

В связи с тем, что передача электрической энергии в 2011 году осуществлялась ООО «РЭУ № 2» на безвозмездной основе, выручка, полученная от оказания услуг по передаче электрической энергии отсутствует.

В соответствии с Предписанием № 02-01-30-10-12 от 03.09.2012 года ООО «РЭУ № 2» необходимо было в срок до 17.09.2012 года прекратить нарушение антимонопольного законодательства, а именно: возобновить переток электрической энергии к энергопринимающим устройствам ГК «Коммунальник» по первоначальной схеме электроснабжения от ВРУ административного здания по ул. Дружбы, 6.

По ходатайству ООО «РЭУ № 2» (вх. №8039 от 27.09.2012 года) срок исполнения Предписания № 02-01-30-10-12 от 03.09.2012 года был продлен до 16.10.2012 года. До  настоящего времени информация об исполнении Предписания № 02-01-30-10-12 от 03.09.2012 года от ООО «РЭУ № 2» в Новосибирское УФАС России не поступала.

Неисполнение предписания антимонопольного органа в установленный срок является продолжением противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченного органа прекратить его, следовательно, является обстоятельством, отягчающим административную ответственность в соответствии со статьей 4.3. Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность, закрепленные статьей 4.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ, не установлены.

Руководствуясь статьями 23.48 и частью 2 статьи 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях, учитывая отсутствие смягчающих и наличие отягчающих обстоятельств,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать Общество с ограниченной ответственностью «РЭУ № 2» (ИНН 5404244700, 630100, г. Новосибирск, ул. Дружбы, 6) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31  КоАП РФ.

2. Применить к ООО «РЭУ № 2» (ИНН 5404244700, 630100, г. Новосибирск, ул. Дружбы, 6) меру ответственности в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. (сто тысяч рублей).

 

Согласно части 1 статьи 32.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу постановления о наложении административного штрафа либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях статьей 31.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях на р/с 40 101 810 900 000 010 001 ГРКЦ ГУ Банка России по Новосибирской области, г. Новосибирск, БИК 045004001.

Получатель: Управление Федерального казначейства по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России), ИНН 5405116098/КПП 540501001, код БК 161 1 16 02010 01 6000 140, ОКАТО 50401000000.

Назначение платежа: административные штрафы, зачисляемые в федеральный бюджет.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, постановление в соответствии с действующим законодательством направляется судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в соответствии со ст. 30.1-30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.[1]

 

Заместитель руководителя управления                                                                         Н.П. Камнева            

 

Постановление о назначении административного наказания получено: «___»________2012 г.

 

Постановление о назначении административного наказания вступило в законную силу: «___»___________ 2012 г.

 


[1] В соответствии со ст. 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу. В случае рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания течение срока давности продлевается на срок рассрочки.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны