Постановление №02-13-71-2016 Постановление №02-13-71-2016 о назначении административного ... от 6 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 02-13-71-2016

о назначении административного наказания

30 сентября 2016 года                                                                                   г. Новосибирск

И.о. руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области , рассмотрев протокол № 02-13-71-2016 от 16 сентября 2016 года и материалы дела об административном правонарушении, возбужденного по ч. 2 ст. 41.31 КоАП РФ в отношении юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью «ЭнергоРесурс» (ИНН 5438315772, КПП 543801001, дата государственной регистрации юридического лица 31.03.2005г., место нахождения и почтовый адрес: 633411, Новосибирская область, Тогучинский район, р.п. Горный, ул. Планетная, д.1), далее  ООО «ЭнергоРесурс»,

в присутствии – директора ООО «ЭнергоРесурс» "...", избран на должность Протоколом № 22 общего собрания участников от 13.06.2013г.; «…» по доверенности от 12.09.2016г.

УСТАНОВИЛ:

Решением Комиссии Новосибирского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 08.08.2016 года по результатам рассмотрения дела № 02-01-06-10-16 от 20.05.2016 года ООО «ЭнергоРесурс» признано:

- занимающим доминирующее положение на рынке услуг горячего водоснабжения в границах расположения инженерно-технических сетей, находящихся в собственности администрации рабочего поселка Горный Тогучинского района Новосибирской области;

- нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» путем ограничения (приостановления) поставки коммунального ресурса (горячей воды) в многоквартирные дома № 3,9 по улице Молодежная р.п. Горный Тогучинского р-на Новосибирской области.

Решением Комиссии Новосибирского УФАС России установлено следующее.

В  Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступило обращение ГЖИ НСО по поводу неправомерного ограничения (приостановления) ООО «ЭнергоРесурс» поставки коммунального ресурса (горячей воды) в многоквартирные дома № 3, 9 по улице Молодежная р.п. Горный Тогучинского р-на Новосибирской обл.

ООО «ЭнергоРесурс» письмом исх. № 108 от 12.02.2016 сообщило ООО «Союз» об ограничении предоставления коммунальных ресурсов по горячему водоснабжению с 13.02.2016 в связи с задолженностью ООО «Союз» за предоставленные коммунальные ресурсы.

13.02.2016 ООО «Союз» были составлены акты об ограничении предоставления коммунального ресурса по горячему водоснабжению в квартирах №№ 63, 51, 25, 9, МКД № 3 по ул. Молодежная.

17.02.2016 ООО «Союз» были составлены акты о возобновлении подачи горячего водоснабжения вышеуказанным потребителям.

На заседании Комиссии 03.08.2016 представитель ООО «ЭнергоРесурс» признал, что Общество вводило ограничения на услуги горячего водоснабжения - по 12 часов в день, 4 дня, а именно: 13.02.2016 (с 8:00 до 18:00), 14.02.2016 (с 8:00 до 18:00), 15.02.2016 (с 20:00 до 08:00), 16.02.2016 (с 20:00 до 08:00).

Между ООО «Союз» и ООО «ЭнергоРесурс» заключен договор №1 купли-продажи, поставки теплоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения от 08.09.2015г. П. 4.2.3 Договора предусматривает право ресурсоснабжающей организации в случаях, предусмотренных законодательством РФ, вводить или отменять мероприятия по ограничению либо прекращению подачи коммунального ресурса.

В силу п. 29 Постановления Правительства РФ от 14.02.2012 №124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг», в договоре ресурсоснабжения предусматривается порядок приостановления и ограничения подачи коммунального ресурса в аварийных ситуациях, в период проведения планово-профилактического ремонта централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и в случае наличия у исполнителя задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за поставленный коммунальный ресурс в размере, превышающем стоимость соответствующего коммунального ресурса за 1 расчетный период (расчетный месяц), а также ответственность сторон за нарушение этого порядка. Указанный порядок определяется в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения с учетом требований, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг, и должен исключать возможность приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг потребителям, добросовестно исполняющим свои обязательства по оплате коммунальных услуг.

В силу п. 114 Правил № 354, при ограничении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно уменьшает объем (количество) подачи потребителю коммунального ресурса соответствующего вида и (или) вводит график предоставления коммунальной услуги в течение суток.

При приостановлении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно прекращает подачу потребителю коммунального ресурса соответствующего вида.

Пунктом 19 Правил № 354 установлено, что исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:

а) исполнитель в письменной форме направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня передачи потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доводится до сведения потребителя путем вручения ему под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения);

б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку.

Согласно п. 11 ст. 7 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение осуществляются в соответствии с правилами горячего водоснабжения и правилами холодного водоснабжения и водоотведения.

Пунктом 87 Правил горячего водоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 г. № 642 (далее – Правила горячего водоснабжения) установлены случаи, при которых предусмотрено прекращение или ограничение горячего водоснабжения либо транспортировки горячей воды.

Пункт 88 Правил горячего водоснабжения устанавливает, что организация, осуществляющая горячее водоснабжение, либо организация, осуществляющая транспортировку горячей воды, уведомляет абонентов о прекращении или об ограничении горячего водоснабжения либо транспортировки горячей воды в случаях, указанных в подпунктах "в" - "е" пункта 87 настоящих Правил, не менее чем за 3 дня до планируемого прекращения или ограничения.

Таким образом, ООО «ЭнергоРесурс» были нарушены вышеуказанные требования данных нормативных актов о предварительном уведомлении ООО «Союз» о прекращении (ограничении) горячего водоснабжения.

Таким образом, ограничение (приостановление) ООО «ЭнергоРесурс» поставки коммунального ресурса (горячей воды) в многоквартирные дома № 3, 9 по улице Молодежная р.п. Горный Тогучинского р-на Новосибирской области и, как следствие, лишение ООО «Союз» возможности оказывать коммунальные услуги потребителям в точках поставки уже свидетельствует о том, что указанными действиями создается угроза нарушения прав добросовестных абонентов на получение соответствующих коммунальных услуг (Определение Верховного Суда РФ от 11 июня 2015 г. № 308-КГ15-2046).

Пунктом 121 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2012г. № 354, предусмотрено, что ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается.

Пунктом 122 Правил № 354 установлено, что действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Наличие у управляющей организации задолженности перед ООО «ЭнергоРесурс» за поставленный коммунальный ресурс не является основанием прекращения оказания услуг по горячему водоснабжению, в соответствии с действующим законодательством. Взаимоотношения ресурсоснабжающей организации с поставщиками ресурсов относятся к внутрихозяйственной деятельности Общества и в соответствии с действующим законодательством не являются основанием для прекращения оказания услуг потребителям, исполняющим свои обязательства по оплате (Решение Арбитражного суда Новосибирской области по делу № А45-27888/2015 от 23.03.2015г.).

Таким образом, спор двух хозяйствующих субъектов, один из которых занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, не должен иметь в качестве последствия угрозу причинения вреда добросовестным абонентам, независимо от наличия либо отсутствия задолженности за поставленный коммунальный ресурс.

В соответствии со ст. 4 Закона «О естественных монополиях», настоящим Федеральным законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий в сфере водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.

Частью 5 статьи 5 Закона № 135-ФЗ установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта  – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Статьей 3 Закона «О естественных монополиях» установлено, что естественная монополия - состояние рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, про изводимые субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Доминирующее положение в данном случае устанавливается, исходя из определения естественной монополии, понимаемой как состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Приказом департамента по тарифам Новосибирской области от 27.11.2012 № 730-ТЭ "Об установлении тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую Обществом с ограниченной ответственностью "ЭнергоРесурс" потребителям" утвержден тариф на тепловую энергию для потребителей ООО "ЭнергоРесурс".

В соответствии с Аналитическим отчетом Отдела товарных и финансовых рынков Новосибирского УФАС России установлено, что рынок услуг горячего водоснабжения в границах расположения инженерно-технических сетей, находящихся в собственности администрации рабочего поселка Горный Тогучинского района Новосибирской области, через которые ООО «ЭнергоРесурс» оказывало вышеназванные услуги в период с 2015 г. по 1 квартал 2016 г. являлся рынком, функционирующим в условиях естественной монополии.

Таким образом, ООО «ЭнергоРесурс» являлось в указанный период субъектом естественной монополии и, соответственно, в силу прямого указания закона занимало доминирующее положение на рынке услуг горячего водоснабжения в границах расположения инженерно-технических сетей, находящихся в собственности администрации рабочего поселка Горный Тогучинского района Новосибирской области, через которые ООО «ЭнергоРесурс» оказывало вышеназванные услуги.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно прийти к выводу, что данные действия по ограничению (приостановлению) поставки коммунального ресурса (горячей воды) в многоквартирные дома № 3,9 по улице Молодежная р.п. Горный Тогучинского р-на Новосибирской области, являются злоупотреблением ООО «ЭнергоРесурс» своим доминирующим положением на вышеуказанном рынке.

В соответствии со статьей 10  ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. № 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Таким образом, в действиях ООО «ЭнергоРесурс», занимающего доминирующее положение на рынке услуг горячего водоснабжения в границах расположения инженерно-технических сетей, находящихся в собственности администрации рабочего поселка Горный Тогучинского района Новосибирской области, по ограничению (приостановлению) поставки коммунального ресурса (горячей воды) в многоквартирные дома № 3,9 по улице Молодежная р.п. Горный Тогучинского р-на Новосибирской области, присутствует нарушение ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Ответственность юридического лица за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, предусмотрена частью 2 статьи 14.31 Кодекса об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Таким образом, ООО «ЭнергоРесурс» за нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», несет ответственность в соответствии с частью 2 статьи 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Место совершения административного правонарушения – р.п. Горный Тогучинского р-на Новосибирской области.

Время совершения административного правонарушения – с 13.02.2016г. по 16.02.2016г.

Ответчиком по существу вменяемого административного правонарушения при рассмотрении дела даны следующие объяснения.

Ограничение поставки горячей воды было вынужденной мерой и носило временный характер. Ограничение было введено только на 4 дня. У Общества не было цели нанести вред жителям поселка. Общество заблуждалось и полагало введением данного ограничения побудить к действиям управляющую компанию, которая не выполняет своих обязательств по оплате задолженности. В связи с тем, что оплата задолженности не производится, у предприятия нет возможности приобрести уголь на отопительный сезон.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.

У Общества имелась возможность для соблюдения норм антимонопольного законодательства, в частности, имелась возможность обеспечить поставку коммунального ресурса (горячей воды) в многоквартирные дома № 3,9, по улице Молодежная р.п. Горный Тогучинского р-на Новосибирской области.

Таким образом, Общество не предприняло зависящих от него мер, необходимых и достаточных для соблюдения требований антимонопольного законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, что подтверждает наличие вины в действиях ответчика.

В соответствии с частью 2 статьи 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Совокупная сумма выручки ООО «ЭнергоРесурс» составила 91 561 878 рублей (далее совокупная сумма выручки).

Сумма выручки, полученной ООО «ЭнергоРесурс» в 2015 году на рынке услуг горячего водоснабжения в границах расположения инженерно-технических сетей, находящихся в собственности администрации рабочего поселка Горный Тогучинского района Новосибирской области, составила 13 941 715  руб. 65 коп. (далее сумма выручки от реализации товара).

ООО «ЭнергоРесурс», признанному нарушившим часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с Решением по делу № 02-01-06-10-16 от 08.08.2016 года выдано Предписание № 02-01-06-10-16. ООО «ЭнергоРесурс» предписано в срок до 12.09.2016 года прекратить нарушение антимонопольного законодательства.

ООО «ЭнергоРесурс» письмом вх. № 4323э от 15.09.2016г. сообщило об исполнении предписания антимонопольного органа, представив документы, что ограничения на поставку (снабжение) горячей водой МКД №№ 3, 9 по улице Молодежная р.п. Горный Тогучинского р-на Новосибирской области были сняты и горячее водоснабжение было восстановлено в полном объеме.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор), является обстоятельством, смягчающим административную ответственность.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение, является обстоятельством, смягчающим административную ответственность.

При рассмотрении дела учтены вышеуказанные обстоятельства, смягчающие административную ответственность.

Отягчающие обстоятельства, закрепленные ст. 4.3. КоАП РФ при рассмотрении дела, не установлены.

Руководствуясь статьями 23.48 и частью 2 статьи 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях, учитывая отсутствие отягчающих и наличие смягчающих обстоятельств,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать ООО «ЭнергоРесурс» (ИНН 5438315772, КПП 543801001, дата государственной регистрации юридического лица 31.03.2005г., место нахождения и почтовый адрес: 633411, Новосибирская область, Тогучинский район, р.п. Горный, ул. Планетная, д.1) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31  КоАП РФ.

2. Применить к ООО «ЭнергоРесурс» (ИНН 5438315772, КПП 543801001, дата государственной регистрации юридического лица 31.03.2005г., место нахождения и почтовый адрес: 633411, Новосибирская область, Тогучинский район, р.п. Горный, ул. Планетная, д.1) меру ответственности в виде административного штрафа в размере 135 932  (сто тридцать пять тысяч девятьсот тридцать два) рубля.

Согласно части 1 статьи 32.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу постановления о наложении административного штрафа либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях статьей 31.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях на р/с 40 101 810 900 000 010 001 Сибирское ГУ Банка России г. Новосибирска, БИК 045004001.

Получатель: Управление Федерального казначейства по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России), ИНН 5405116098/КПП 540501001, код БК 161 1 16 02010 01 6000 140, ОКТМО 50701000. УИН 0319806761100300000579070.

Назначение платежа: административные штрафы, зачисляемые в федеральный бюджет.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, постановление в соответствии с действующим законодательством направляется судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в соответствии со ст. 30.1-30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В соответствии со ст. 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях резолютивная часть постановления объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны