Постановление №02-13-75-2015 в отношении ЖСК «Дубравушка» от 17 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 02-13-75-2015

о назначении административного наказания

11 декабря 2015  года                                                                                           г. Новосибирск

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области , рассмотрев протокол № 02-13-75-2015 от 27 ноября 2015 года и материалы дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении юридического лица – Жилищно-строительного кооператива «Дубравушка» (ИНН 5407197060/КПП 540701001, юридический адрес: 630132, г. Новосибирск, ул. Красноярская, д.40), далее – ЖСК «Дубравушка»,

           в присутствии:

- «…», председателя Правления ЖСК «Дубравушка»;

- «…», представителя ЖСК «Дубравушка», действующего по доверенности от 23.12.2014г.,

УСТАНОВИЛ:

Решением Комиссии Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства от 14 октября 2015 года по результатам рассмотрения дела № 02-01-49-10-14 ЖСК «Дубравушка» признано:

  1. Занимающим доминирующее положение на рынке услуг в сфере водоснабжения и водоотведения, а именно по технологическому подключению (присоединению), транспортировке (распределению) воды и сточных вод   в  границах присоединенных водопроводных сетей, в соответствии с частью 5 статьи 5 ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «О защите конкуренции»
  2. Нарушившим пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» путем отказа от заключения договоров о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения и о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоснабжения в отношении строящегося объекта ОАО «Трансервис», расположенного по адресу: г. Новосибирск, ул. 2-я Ельцовка, 64 стр.

  Решением Комиссии Новосибирского УФАС России установлено следующее.

Общество «Трансервис» является собственником земельного участка с кадастровым номером 54:35:032040:39, на котором осуществляется строительство гостиницы с подземной автостоянкой и трансформаторной подстанцией, инженерно-технического объекта (котельная), открытой площадкой для стоянки автомобилей, расположенных по адресу: город Новосибирск, Заельцовский район, улица 2-я Ельцовка, строение 64 в соответствии с разрешением на строительство.

В целях подключения к централизованной системе водоснабжения и водоотведения заявитель обратился к предприятию «Горводоканал» для определения точек присоединения к сетям с максимальной нагрузкой 4,67 куб.м/час. Ближайшие точки присоединения к строящемуся зданию определены на участке сетей, принадлежащих ЖСК «Дубравушка» и присоединённых к централизованной системе.

Участок сетей холодного водоснабжения и водоотведения, в границах которого техническими условиями определены точки подключения для заявителя, принадлежит ответчику.

Заявитель обратился к ответчику (ЖСК «Дубравушка») с заявкой на заключение договора на подключение.

Письмом исх. № 02/04/1 от 02.04.13 ЖСК «Дубравушка в адрес МУП «Горводоканал» было направлено согласие на подключение строящегося объекта ОАО «Трансервис» к  сети водоснабжения и водоотведения. На основании данного согласия  МУП «Горводоканал» разработаны и выданы заявителю (ОАО «Трансервис») технические условия подключения объекта капитального строительства к инженерным сетям № 5-13-1321 от 23.04.14 г. Письмом № 08/05 от 08.05.2014 г. в адрес  МУП «Горводоканал» ЖСК «Дубравушка» подтвердило ранее выданное согласие на врезку в свои сети водоснабжения и водоотведения объекта ОАО «Трансервис». На основании данных документов МУП «Горводоканал» были подготовлены и направлены  для подписания  проекты трехсторонних  договоров о подключении к централизованной системе  водоснабжения и водоотведения, которые ЖСК  не  подписаны. Необходимо отметить, что установление правомочности лиц,  подписавших от имени ЖСК вышеуказанные письма,  не относится к компетенции антимонопольного органа.

Согласно письму  МУП «Горводоканал» № 6-1573 от 15.04.2014г. водоснабжение ЖСК «Дубравушка»  осуществляется по кольцевому трубопроводу Д=325 мм по ул. Победы. Оптимальная пропускная способность водопровода Д=325 мм составляет 295 куб. м /час. В соответствии с выданными техническими условиями № 5-3963 от 18.05.2011г. максимальный расход ЖСК «Дубравушка» составляет 450 куб. м/сутки. При данном расходе  скорости в трубопроводе составляют 0,18 м/с (оптимальная скорость для водопровода Д=325 мм 1,11 м/с). Подключение к указанному водопроводу комплекса зданий с водопотреблением 101 куб.м/сутки практически не скажется на режиме подачи воды существующим потребителям.

Вышеуказанное подтверждает наличие технической возможности для подключения (технологического присоединения) строящегося объекта ОАО «Трансервис» к инженерным сетям  ЖСК «Дубравушка» и отсутствие у МУП г. Новосибирска «Горводоканал» законодательно предусмотренных оснований для отказа заявителю  в заключении договора о подключении (технологическом присоединении). В ходе рассмотрения заявления установлено наличие двух письменных согласий № 02/04/1 от 02.04.2013 г.  № 08/05 от 08.05.2014г. ЖСК «Дубравушка», направленных в адрес МУП «Горводоканал»,  в которых кооператив разрешает подключение к своим сетям водоснабжения и водоотведения строящегося объекта ОАО «Трансервис». При этом в данных письмах № 02/04/1 от 02.04.2013 г.  № 08/05 от 08.05.2014г. отсутствует какое-либо указание, на то, что они являются предварительным согласованием подключения.                 

Исходя из положений ст. 18 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О водоснабжении и водоотведении" техническую возможность подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) системе водоотведения определяет организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в данном случае МУП «Горводоканал». Как указывалось выше письмо МУП «Горводоканал» № 6-1573 от 15.04.2014г.  подтверждает наличие технической возможности для подключения объекта заявителя к сетям ЖСК, что свидетельствует о необоснованности отказа кооператива в подключении объекта заявителя.

 Согласно Договору № 6873-Д от 29.12.2004 г. на отпуск питьевой воды и прием сточных вод между ЖСК «Дубравушка» и МУП «Горводоканал» и акту разграничения ответственности, являющегося приложением к данному договору, Кооператив является основным абонентом, владеет инженерными сетями и имеет подключенных к указанным сетям потребителей.

Согласно п. 35 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных  Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644, абонент обязан предоставлять иным абонентам и транзитным организациям возможность подключения (технологического присоединения) к водопроводным и (или) канализационным сетям, сооружениям и устройствам, принадлежащим на законном основании абоненту при наличии согласования с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.

Однако при обращении заявителя 02.07.2014г. в ЖСК «Дубравушка» с заявлением о подписании договоров о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения и о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоснабжения в отношении строящегося объекта ОАО «Трансервис», расположенного по адресу: г. Новосибирск, ул. 2-я Ельцовка, 64 стр,  председатель ЖСК «Дубравушка» отказала в подписании договоров.

Также в материалах присутствует письменный отказ ЖСК «Дубравушка»         (исх. № 08/07 от 08.07.14) от подписания договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения № 5-14 304 от 17.06.14 и договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоснабжения № 5-14 303 от 17.06.14 по причине отсутствия свободных производственных мощностей, направленный в адрес МУП «Горводоканал» и в адрес ОАО «Трансервис».  Отказ в подключении строящегося объекта ОАО «Трансервис» к сетям ЖСК по причине отсутствия пропускной способности сетей  также изложен в ответе ЖСК «Дубравушка» на запрос Новосибирского УФАС России (исх. № 23/7 от 23.07.14).

Не правомерность действий ответчика по отказу (уклонению) от заключения договоров о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения и обязанность заключить вышеуказанные договоры подтверждена вступившим в силу судебным актом (дело № А45-14143/2014).  Кроме того, судом всесторонне исследован вопрос наличия (отсутствия) технической возможности  подключения объекта заявителя к сетям водоснабжения и водоотведения.

Предприятие «Горводоканал» выдало заявителю технические условия от 07.05.2013 № 5-13-1231, от 23.04.2014 № 5-13-1321 (уточнённые), на подключение к сетям водопровода и канализации.

ЖСК «Дубравушка» согласовал заявителю возможность подключения к своим сетям. Заключениями ООО «Мидель» подтверждена техническая возможность подключения заявителя к спорному участку сетей ответчика. От заключения договоров о подключении (технологическом присоединении) ответчик уклонился. Доказательств наличия обстоятельств, являющихся в силу пункта 17 Правил № 360 основаниями для отказа от заключения договора о подключении (технологическом присоединении), не представлено.

Таким образом, действия ответчика по отказу и (или) уклонению от заключения вышеуказанных договоров являются неправомерными.                             

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона  «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Согласно Договору № 6873-Д от 29.12.2004 г. на отпуск питьевой воды и прием сточных вод между ЖСК «Дубравушка» и МУП «Горводоканал» и акту разграничения ответственности, являющегося приложением к данному договору, Кооператив является основным абонентом, владеет инженерными сетями и имеет подключенных к указанным сетям потребителей. 

 В соответствии со статьей 31 ФЗ от 07.12.2011 № 416-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «О водоснабжении и водоотведении» к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения относятся:

1)                        холодное водоснабжение, в том числе:

а)                        транспортировка воды, включая распределение воды;

б)                        подвоз воды в случаях, установленных частью 3 названной статьи;

2)     подключение (технологическое присоединение) к централизованной
системе водоснабжения.

К регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения относятся:

1) водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод;

2) прием и транспортировка сточных вод;

3) подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.

В материалах  дела имеется  письмо ООО «Партнер»,  в котором указано, что ЖСК «Дубравушка» принимало  оплату от физических и юридических лиц за врезку в водопровод  и справка ЖСК «Дубравушка» от 30.06.2015 г., подтверждающая  взимание платы за технологическое присоединение к инженерным сетям, в том числе к сетям водоснабжения.  Также в материалах дела имеется договор об осуществлении технологического присоединения к инженерным сетям от 31.05.2013 г. между ЖСК «Дубравушка» и ООО «ГлаСиб», в соответствии с которым кооператив взимал плату за технологическое присоединение к сетям водоснабжения и канализирования, газоснабжения (п. 3.1). Часть оплаты по данному договору в последующем перечислялась второму собственнику сетей – ООО «Наш дом» согласно соответствующему соглашению (имеется в материалах дела). Указанные документы подтверждают, что ЖСК оказывает услуги в сфере водоснабжения и водоотведения.

Кроме того, под транспортировкой воды (сточных вод) понимается перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей (ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О водоснабжении и водоотведении"). Таким образом, ЖСК «Дубравушка», владея объектами водоснабжения и водоотведения и имея подключенных к данным объектам потребителей оказывает услуги в сфере водоснабжения и водоотведения, а именно услуги по подключению (технологическому присоединению) к системе водоснабжения и водоотведения,   транспортировке (распределению)  воды.

В соответствии с частью 1 статьи 4 ФЗ от 17.08.1995 № 147-ФЗ (ред. от  30.12.2012) «О естественных монополиях» услуги, оказываемые в сфере водоснабжения и водоотведения  с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сфере деятельности субъектов естественной монополии.

ЖСК «Дубравушка», оказывая услуги в сфере водоснабжения и водоотведения, а именно по технологическому подключению (присоединению), транспортировке (распределению) воды и сточных вод,   в  границах присоединенных водопроводных сетей, является субъектом естественной монополии.

В соответствии с частью 5 статьи 5 ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Доминирующее положение в данном случае устанавливается исходя из определения естественной монополии, понимаемой как состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем, спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Таким образом, ЖСК «Дубравушка», как субъект естественной монополии, в границах присоединенных водопроводных сетей занимает доминирующее положение. Следовательно, на ЖСК «Дубравушка» распространяются требования и запреты антимонопольного законодательства (в частности части 1 статьи 10 ФЗ № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 39.1 Федерального закона «О  защите  конкуренции» № 135-ФЗ от 27.06.2006 г., в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение); выдача предупреждения в период рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства осуществляется комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае, если при рассмотрении такого дела установлены признаки нарушения пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, которые не были известны на момент возбуждения такого дела.

ЖСК «Дубравушка» предупреждение Новосибирского УФАС России о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона  «О  защите  конкуренции» № 135-ФЗ от 27.06.2006 г.) не исполнило.

Таким образом,  действия ЖСК «Дубравушка», выразившиеся в отказе от заключения договоров о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения и о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоснабжения в отношении строящегося объекта ОАО «Трансерсвис», расположенного по адресу: г. Новосибирск, ул. 2-я Ельцовка, 64 стр, нарушают пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона  «О  защите  конкуренции» № 135-ФЗ от 27.06.2006 г.

Ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, предусмотрена частью 2 статьи 14.31 Кодекса об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Таким образом, ЖСК «Дубравушка» за нарушение  пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», несет ответственность в соответствии с частью 2 статьи 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Место совершения административного правонарушения –                                    г. Новосибирск

Время совершения административного правонарушения – 02.07.2014г., 08.07.2014г., 23.07.2014г.

При рассмотрении дела об административном правонарушении ЖСК «Дубравушка» озвучены ранее приведенные доводы,  а также представлены следующие письменные пояснения.

В настоящее время ЖСК «Дубравушка» подано заявление в суд о признании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 14.10.2015г. по делу № 02-01-49-10-14 недействительным.

ЖСК «Дубравушка» полагает  невозможным производство по делу об административном правонарушении по признакам административного, предусмотренного ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ до вступления в законную силу судебного акта, принятого по результатам рассмотрения заявления ЖСК «Дубравушка» о признании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 14.10.2015г. по делу № 02-01-49-10-14 недействительным.

Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 14.10.2015г. по делу № 02-01-49-10-14 в части пунктов 1 и 2 не соответствует требованиям законодательства и незаконно возлагают обязанности, предусмотренные ФЗ «О защите конкуренции».

Данное мнение основано на следующем.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии с положениями статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим  положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного отвара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии.

В силу статьи 4 Закона о защите конкуренции под товаром понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного ведения в оборот; под товарным рынком понимается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В соответствии с пп.26 п. 1 ст. 2 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» под транспортировкой воды (сточных вод) понимается перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей.

В соответствии со ст. 14 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием  сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством РФ, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения. К договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами РФ и не противоречит существу договора водоотведения. Договор водоотведения является публичным договором.

Таким образом, осуществление транспортировки на безвозмездной основе не является услугой в смысле ст. 14 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и статьи 4 ФЗ «О естественных монополиях».

Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 20.11.2012 № 2513/12 по делу № А50-5359/2011.

Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться  недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Нормами статьи 18 Федерального закона «О водоснабжении» установлена обязанность организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, по заключению договора с заявителем о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения (водоотведения).

Следовательно, технологическое присоединение является неотъемлемой организационно-технической предпосылкой, необходимой для оказания сетевой организацией услуг по водоснабжению и водоотведению, т.е. услуги по технологическому  присоединению охватываются единой сферой обращения товара – рынком услуг по водоснабжению и водоотведению.

ЖСК «Дубравушка» не является лицом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по подключению (технологическому присоединению), поскольку согласно письму № 17-2201 от 15.04.2015г. МУП г. Новосибирска «Горводоканал» выразило свое согласие на подключение ОАО «Трансервис» к своим сетям.

Кроме того, из акта от 08.04.2015г., составленного специалистами МУП г. Новосибирска «Горводоканал» следует, что существующие насосные агрегаты канализационной насосной станции ЖСК «Дубравушка» изношены и не могут принимать дополнительный объем сточных вод. Также обследованием установлено и подтверждено МУП г. Новосибирска «Горводоканал» (письмо № 17-2201 от 15.04.2015г.), что замечания, указанные в акте, указывают на то, что без реализации соответствующих мероприятий по ремонту (замене) оборудования не гарантируется надежность и работоспособность канализационной насосной станции, что влияет на техническую возможность (наличие достаточной мощности и пропускной способности) новых подключений. Таким образом, в административный орган были предоставлены доказательства, что техническое состояние сетей не позволяет принимать и сбрасывать дополнительный объем сточных вод.

При определении меры наказания заявитель просит учесть, что ЖСК «Дубравушка» является некоммерческим лицом, не извлекающим прибыль из своей деятельности. ЖСК финансируется за счет средств его членов, являющихся физическими лицами.

ЖСК «Дубравушка» просит снизить размер штрафа исходя из позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ от 14.02.2013г. № 4-П от 25.02.2014г. № 4-П.

Согласно части 1 статьи 3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административный штраф, равно как любое другое административное наказание, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Соответственно, устанавливаемые данным Кодексом размеры административных штрафов должны соотноситься  с характером и степенью общественной опасности административных правонарушений  и обладать разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов. В противном случае применение административной ответственности не будет отвечать предназначению государственного принуждения, которое по смыслу статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 3), 18 и 55 (часть 3) Конституции РФ, должно заключаться главным образом в превентивном использовании соответствующих юридических средств для защиты прав и свобод человека и гражданина, иных конституционно признаваемых ценностей гражданского общества и правового государства.

Общее правило назначения административного наказания имеет целью предотвращение излишнего административного усмотрения  и избежание злоупотреблений при принятии решений о размерах административных санкций в конкретных делах, что в целом согласуется с  конституционными требованиями к использованию мер публично-правовой ответственности. Тем не менее применительно к административным штрафам, минимальные размеры которых сопряжены со значительными денежными затратами, оно может – при определенных обстоятельствах – противоречить целям административной ответственности и приводить к чрезмерному  ограничению конституционных прав и свобод (Постановление Конституционного Суда РФ от 14.02.2013г. № 4-П).

Согласно части 3 статьи 4.1 кодекса РФ об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им  административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. При этом, КоАП РФ, исходя, в частности из того, что административное наказание  не может иметь своей целью нанесение вреда деловой репутации юридического лица (часть 2 ст. 3.1), предоставляет судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, правомочие признать смягчающими обстоятельства, не указанные в данном кодексе или законах субъектов РФ об административных правонарушениях (часть 2 статьи 4.2). Соблюдение этих –  вытекающих из конституционных принципов равенства, пропорциональности и соразмерности – требований призвано обеспечить индивидуализацию наказания юридических лиц, виновных в совершении административных правонарушений, и одновременно не допустить при применении мер административной ответственности избыточного ограничения их имущественных прав и интересов.

Между тем в условиях, когда нижняя граница административных штрафов для юридических лиц за совершение административных правонарушений составляет как минимум сто тысяч рублей, обеспечение индивидуального – учитывающего характер административного правонарушения, обстановку его совершения и наступившие последствия, степень вины, а также имущественное и финансовое положение нарушителя – подхода к наложению административного штрафа становится крайне затруднительным, а в некоторых случаях и просто невозможным.

Конституционный Суд РФ в постановлении от 25.04.2014г. № 4-П указал, что впредь до внесения в Кодекс об административных правонарушениях РФ надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам за совершение административных правонарушений, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и белее, может быть снижен на основе требований Конституции РФ и с учетом правовых позиций Конституционного Суда РФ, выраженных в настоящем Постановлении, если наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица.

При рассмотрении дела об административном правонарушении установлены следующие обстоятельства.

Обжалование Решения № 02-01-49-10-14 от 14.10.2015г. в соответствии с нормами КоАП РФ не препятствует рассмотрению дела об административном правонарушении.

Согласно имеющимся материалам дела ЖСК оказывает услуги в сфере водоснабжения и водоотведения.

В соответствии со статьей 31 ФЗ от 07.12.2011 № 416-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «О водоснабжении и водоотведении» к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения относятся:

1) холодное водоснабжение, в том числе:

а) транспортировка воды, включая распределение воды;

б) подвоз воды в случаях, установленных частью 3 названной статьи;

2) подключение (технологическое присоединение) к централизованной
системе водоснабжения.

К регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения относятся:

1) водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод;

2) прием и транспортировка сточных вод;

3) подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.

В материалах  дела имеется  письмо ООО «Партнер»,  в котором указано, что ЖСК «Дубравушка» принимало  оплату от физических и юридических лиц за врезку в водопровод  и справка ЖСК «Дубравушка» от 30.06.2015 г., подтверждающая  взимание платы за технологическое присоединение к инженерным сетям, в том числе к сетям водоснабжения.  Также в материалах дела имеется договор об осуществлении технологического присоединения к инженерным сетям от 31.05.2013 г. между ЖСК «Дубравушка» и ООО «ГлаСиб», в соответствии с которым кооператив взимал плату за технологическое присоединение к сетям водоснабжения и канализирования, газоснабжения (п. 3.1). Часть оплаты по данному договору в последующем перечислялась второму собственнику сетей – ООО «Наш дом» согласно соответствующему соглашению (имеется в материалах дела). Указанные документы подтверждают, что ЖСК оказывает услуги в сфере водоснабжения и водоотведения.

Под транспортировкой воды (сточных вод) понимается перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей (ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О водоснабжении и водоотведении"). Таким образом, ЖСК «Дубравушка», владея объектами водоснабжения и водоотведения и имея подключенных к данным объектам потребителей оказывает услуги в сфере водоснабжения и водоотведения, а именно услуги по подключению (технологическому присоединению) к системе водоснабжения и водоотведения,   транспортировке (распределению)  воды.

В соответствии с частью 1 статьи 4 ФЗ от 17.08.1995 № 147-ФЗ (ред. от  30.12.2012) «О естественных монополиях» услуги, оказываемые в сфере водоснабжения и водоотведения  с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сфере деятельности субъектов естественной монополии.

ЖСК «Дубравушка», оказывая услуги в сфере водоснабжения и водоотведения, а именно по технологическому подключению (присоединению), транспортировке (распределению) воды и сточных вод,   в  границах присоединенных водопроводных сетей, является субъектом естественной монополии.

В соответствии с частью 5 статьи 5 ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Доминирующее положение в данном случае устанавливается исходя из определения естественной монополии, понимаемой как состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем, спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Таким образом, ЖСК «Дубравушка», как субъект естественной монополии, в границах присоединенных водопроводных сетей занимает доминирующее положение. Следовательно, на ЖСК «Дубравушка» распространяются требования и запреты антимонопольного законодательства (в частности части 1 статьи 10 ФЗ № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Согласно Договору № 6873-Д от 29.12.2004 г. на отпуск питьевой воды и прием сточных вод между ЖСК «Дубравушка» и МУП «Горводоканал» и акту разграничения ответственности, являющегося приложением к данному договору, Кооператив является основным абонентом, владеет инженерными сетями и имеет подключенных к указанным сетям потребителей.

Согласно п. 35 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных  Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644, абонент обязан предоставлять иным абонентам и транзитным организациям возможность подключения (технологического присоединения) к водопроводным и (или) канализационным сетям, сооружениям и устройствам, принадлежащим на законном основании абоненту при наличии согласования с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.

При обращении заявителя 02.07.2014г. в ЖСК «Дубравушка» с заявлением о подписании договоров о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения и о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоснабжения в отношении строящегося объекта ОАО «Трансервис», расположенного по адресу: г. Новосибирск, ул. 2-я Ельцовка, 64 стр,  председатель ЖСК «Дубравушка» отказала в подписании договоров.

Также в материалах присутствует письменный отказ ЖСК «Дубравушка» (исх. от 02.07.2014г., исх. № 08/07 от 08.07.14) от подписания договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения № 5-14 304 от 17.06.14 и договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоснабжения № 5-14.303 от 17.06.14 по причине отсутствия свободных производственных мощностей, направленный в адрес МУП «Горводоканал» и в адрес ОАО «Трансервис».  Отказ в подключении строящегося объекта ОАО «Трансервис» к сетям ЖСК по причине отсутствия пропускной способности сетей  также изложен в ответе ЖСК «Дубравушка» на запрос Новосибирского УФАС России (исх. № 23/7 от 23.07.14).

Таким образом, действия ЖСК «Дубравушка», выразившиеся в отказе от заключения договоров о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения и о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоснабжения в отношении строящегося объекта ОАО «Трансервис», расположенного по адресу: г. Новосибирск, ул. 2я Ельцовка, 64 стр., нарушают пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона  «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006г.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.

У ЖСК имелась возможность для соблюдения норм антимонопольного законодательства, а именно заключить договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения и о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоснабжения в отношении строящегося объекта ОАО «Трансервис», расположенного по адресу: г. Новосибирск, ул. 2-я Ельцовка, 64 стр., но данным ответчиком не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению законодательства.

Таким образом, ЖСК не предприняло зависящих от него мер, необходимых и достаточных для соблюдения требований антимонопольного законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, что подтверждает наличие вины в действиях ответчика.

В соответствии с ч. 2 ст. 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях, совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Общая сумма выручки ЖСК за 2013г. составила  7 637 957 рублей.

Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, закрепленные статьей 4.2, 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не установлены.

Руководствуясь статьями 23.48 и частью 2 статьи 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях, учитывая отсутствие отягчающих и смягчающих обстоятельств,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать  Жилищно-строительный кооператив «Дубравушка» (ИНН 5407197060/КПП 540701001, юридический адрес: 630132, г. Новосибирск, ул. Красноярская, д.40) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31  КоАП РФ.

2. Применить к Жилищно-строительному кооперативу «Дубравушка» (ИНН 5407197060/КПП 540701001, юридический адрес: 630132, г. Новосибирск, ул. Красноярская, д.40) меру ответственности в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

Согласно части 1 статьи 32.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу постановления о наложении административного штрафа либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях статьей 31.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях на р/с 40 101 810 900 000 010 001 ГРКЦ ГУ Банка России по Новосибирской области, г. Новосибирск, БИК 045004001.

Получатель: Управление Федерального казначейства по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России), ИНН 5405116098/КПП 540501001, ОКАТО  50401000000, ОКТМО 50701000.

Назначение платежа: административные штрафы, зачисляемые в федеральный бюджет.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, постановление в соответствии с действующим законодательством направляется судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в соответствии со ст. 30.1-30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постновления.

Согласно требованиям ст. 29.11 КоАП РФ резолютивная часть данного постановления по делу об административном правонарушении оглашена в полном объёме немедленно по окончании рассмотрения дела.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны