Постановление №02-13-77-2014 Постановление №02-13-77-2014 о назначении административного ... от 11 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 02-13-77-2014

о назначении административного наказания

4 декабря 2014 года                                                                                  г. Новосибирск

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области Камнева Наталья Петровна, рассмотрев протокол № 02-13-77-2014 от 20 ноября 2014 года и материалы дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении юридического лица – Открытого акционерного общества «Элементы и конденсаторы Сибири» (далее ОАО «Элексиб») (ИНН 5408108377, ул. Часовая, 6, г. Новосибирск, 630098),

в присутствии законного представителя ОАО «Элексиб» - «…»,

УСТАНОВИЛ:

Решением Комиссии Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства от 11.07.2014 года по результатам рассмотрения дела № 02-01-15-10-14 от 09.04.2014 года ОАО «Элексиб» признано:

- занимающим доминирующее положение на рынке услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя в границах арендуемых сетей, в соответствии с ч. 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

- нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в препятствовании передаче тепловой энергии и теплоносителя на объекты ОАО «НЗК», ООО «ЭПТ», а также несоблюдении законодательно установленного порядка введения ограничения теплоснабжения.

Общество с ограниченной ответственностью «Энергопромтепло» (далее по тексту – ООО «ЭПТ») владеет на праве аренды, на основании договора аренды № 36 от 30.11.2013 г. зданиями и сооружениями, принадлежащими на праве собственности ОАО «НЗК», основная часть которых (более тридцати объектов недвижимости) расположена на промплощадке завода по адресу г. Новосибирск, ул. Часовая, 6.

Энергоснабжение принадлежащих ОАО «НЗК», ООО «ЭПТ» объектов недвижимости, в том числе электроснабжение, теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение, осуществляется с использованием инженерно - технических сооружений - сооружений электроэнергетики, теплотрассы, наружного водопровода, внутриплощадочной канализации, ливневой канализации, составляющих федеральное имущество и переданных на праве аренды открытому акционерному обществу «Элементы и конденсаторы Сибири» (далее по тексту - ОАО «Элексиб») на основании договоров аренды федерального имущества от 15.11.2013г. №№ 52р, 53р, 54р, 55р, 56р.

Таким образом ОАО «Элексиб» владеет объектами теплоснабжения.

Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении) устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.

В соответствии со статьей 2 Закона о теплоснабжении под передачей тепловой энергии, теплоносителя понимается совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя.

В соответствии с частью 6 статьи 17 Закона о теплоснабжении собственники или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям, а также требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям.

Актами от 30.12.2013г., от 31.12.2013г., от 01.01.2014г., от 13.01.2014г., от 22.01.2014г., от 23.01.2014г. было установлено неоднократное ограничение подачи тепловой энергии путем перекрытия запорной арматуры сетей, что повлекло существенное снижение температуры воздуха в зданиях, в которых ведется хозяйственная деятельность, ОАО «НЗК», ООО «ЭПТ».

При этом ОАО «Элексиб» был нарушен порядок ограничения тепловой энергии,  определенный п. 78 Постановления от 08.08.2012 г. № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 808), согласно которому, в случае, если подача тепловой энергии (мощности), теплоносителя потребителю осуществляется по тепловым сетям, принадлежащим теплосетевой организации, действия по ограничению, прекращению данной подачи в порядке, установленном настоящими Правилами, осуществляются теплосетевой организацией на основании уведомления, направленного теплоснабжающей организацией.

Кроме того в договоре аренды федерального имущества № 52 р от 15.11.2013г. (п. 2.2.8.) указанно, что в случае возникновения аварийных ситуаций арендатор обязан немедленно принять необходимые меры к их устранению. Аварийно- восстановительные работы на Объекте аренды производить в течение 24 (двадцати четырех) часов. Немедленно извещать  «Арендодателя» о всяком повреждении, аварии или ином событии, нанесшем (или грозящем нанести) Объекту ущербы, и своевременно принимать все возможные меры  по предотвращению угрозы, против дальнейшего разрушения или повреждения Объекта.

В соответствии с п. 105 Постановления Правительства № 808, необходимость введения аварийных ограничений может возникнуть в следующих случаях:

понижение температуры наружного воздуха ниже расчетных значений более чем на 10 градусов на срок более 3 суток;

возникновение недостатка топлива на источниках тепловой энергии;

возникновение недостатка тепловой мощности вследствие аварийной остановки или выхода из строя основного теплогенерирующего оборудования источников тепловой энергии (паровых и водогрейных котлов, водоподогревателей и другого оборудования), требующего восстановления более 6 часов в отопительный период;

нарушение или угроза нарушения гидравлического режима тепловой сети по причине сокращения расхода подпиточной воды из-за неисправности оборудования в схеме подпитки или химводоочистки, а также прекращение подачи воды на источник тепловой энергии от системы водоснабжения;

нарушение гидравлического режима тепловой сети по причине аварийного прекращения электропитания сетевых и подпиточных насосов на источнике тепловой энергии и подкачивающих насосов на тепловой сети;

повреждения тепловой сети, требующие полного или частичного отключения магистральных и распределительных трубопроводов, по которым отсутствует резервирование.

Исходя из анализа представленных ответчиком документов, не установлена необходимость введения аварийной ситуации на объектах ОАО «Элексиб», по обстоятельствам, предусмотренным п. 105 Постановления Правительства № 808.

Документы, предоставленные ОАО «Элексиб» не подтверждают должного уведомления заявителей о введении ограничения (прекращении) подачи тепловой энергии, а также отсутствуют документы подтверждающие уведомление в соответствии с Постановлением Правительства № 808 теплоснабжающей организации, и уведомление арендодателя в соответствии с условиями договора аренды.

Кроме того, согласно акту выполненных работ от 15.01.14 ремонтные работы проводились в период с 16.12.13 по 15.01.14, однако, согласно актам об обнаружении нарушений передачи тепловой энергии нарушения приходились также на 22 и 23 января 2014 г., то есть после окончания всех работ.

Согласно материалам дела ОАО «Элексиб» направило в адрес ОАО «НЗК» письмо № 59 от 30.12.2013 г., с угрозой отключения теплоносителей, если в срок до 31.12.2013 г. не будет заключен договор возмездного оказания услуг по техническому обслуживанию и текущему содержанию энергосетей, определив стоимость платы в размере 350 000 рублей в месяц. В противном случае ОАО «НЗК» придется  использовать альтернативные пути теплоснабжения своих помещений. Необходимо отметить, что отключения начались с даты направления данного письма.

Частью 6 статьи 17 Закона о теплоснабжении установлен запрет для собственников или иных законных владельцев тепловых сетей препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям в не зависимости от каких-либо обстоятельств.

Исходя из п.107, п. 108, п. 109 Постановления Правительства № 808, графики ограничений потребителей должны разрабатываться на 1 год с начала отопительного периода. Перечень потребителей, не подлежащих включению в указанные графики, составляется по согласованию с органами местного самоуправления.

 Графики ограничений потребителей в случае угрозы возникновения аварийной ситуации вводятся в действие единой теплоснабжающей организацией по решению органа местного самоуправления поселения, городского округа, органа исполнительной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Об ограничениях теплоснабжения теплоснабжающая организация сообщает потребителям:

при возникновении дефицита тепловой мощности и отсутствии резервов на источниках тепловой энергии - за 10 часов до начала ограничений;

при дефиците топлива - не более чем за 24 часа до начала ограничений.

При аварийных ситуациях, требующих принятия безотлагательных мер, осуществляется срочное введение графиков ограничения и отключения с последующим в течение 1 часа оповещением потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности отключения.

На основе ожидаемых сроков и длительности ограничения потребитель при наличии технической возможности может принять решение о сливе воды из теплопотребляющих установок по согласованию с теплоснабжающей организацией.

Теплоснабжающая организация обязана обеспечить оперативный контроль за выполнением потребителями распоряжений о введении графиков и размерах ограничения потребления тепловой энергии.

Теплоснабжающие и теплосетевые организации обязаны информировать о введенных аварийных ограничениях и прекращении теплоснабжения соответствующие органы местного самоуправления и органы государственного энергетического надзора в течение 1 суток со дня их введения.

На основании изложенного действия ОАО «Элексиб» по введению ограничения теплоснабжения объектов заявителей не соответствуют вышеперечисленным положениям действующего законодательства о теплоснабжении.

Из материалов дела усматривается, что ОАО «Элексиб» с использованием принадлежащих ему тепловых сетей осуществляет передачу тепловой энергии на объекты ОАО «НЗК», ООО «ЭПТ».

Услуги по передаче тепловой энергии в силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Частью 5 статьи 5 ФЗ № 135-ФЗ определено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, ОАО «Элексиб» является субъектом естественной монополии и, соответственно, в силу прямого указания закона занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии потребителям, в границах арендуемых ОАО «Элексиб» сетей.

Федеральный закон от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участками гражданского оборота. Так, для лиц, занимающих доминирующее положение на рынке, введены ограничения, предусмотренные ст. 10 указанного Закона.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В пункте 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» указано, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. Также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.

Действия ОАО «Элексиб» по препятствованию передаче тепловой энергии и теплоносителя и несоблюдению законодательно введения ограничения (прекращения) теплоснабжения на объекты ОАО «НЗК», ООО «ЭПТ», являются злоупотреблением доминирующим положением данным хозяйствующим субъектом, и нарушают часть 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».

Умышленные действия ответчика по препятствованию передаче тепловой энергии и теплоносителя подтверждает письмо № 59 от 30.12.13 г., которое является принуждением ОАО «Элексиб» заключить договор возмездного оказания услуг  по техническому обслуживанию и текущему содержанию сетей, стоимость услуг составляет 350000 рублей в месяц. В данном письме прямо указанно, что в случае если в течении  рабочего дня 31 декабря 2013 г. не будет подписан предоставленный договор и не перечислены денежные средства из расчета общей месячной арендной платы за период 15 ноября 2013 г. по 31 января 2013 г., энергосети (теплоноситель, холодная вода) будут отключены от производственных зданий. Данные действия ответчика противоречат Законодательству в сфере теплоснабжения, нарушают законные права и интересы заявителей, являются злоупотреблением доминирующем положением.

Таким образом, действия ОАО «Элексиб» противоречат вышеуказанным положениям законодательства о теплоснабжении, являются злоупотреблением  своим доминирующим положением на рынке услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя в границах арендуемых сетей и приводят к ущемлению интересов ОАО «НЗК» и ООО «ЭПТ», следовательно, нарушают часть 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».

Ответственность за совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, предусмотрена частью 2 статьи 14.31 Кодекса об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Таким образом, ОАО «Элексиб» за нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» несет ответственность в соответствии с частью 2 статьи 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Место совершения административного правонарушения – город Новосибирск. Время совершения административного правонарушения с декабря 2013г.  по настоящее время (акты от 30.12.2013г., от 31.12.2013г., от 01.01.2014г., от 13.01.2014г., от 22.01.2014г., от 23.01.2014г. о неоднократном ограничении подачи тепловой энергии).

При составлении протокола об административном правонарушении ОАО «Элексиб» пояснило, что с протоколом не согласно.

При рассмотрении дела ответчиком представлены объяснения по существу правонарушения (вх. 12588 от 20.11.2014), суть в которых в следующем.                                                                                

Из содержания уведомления Управления ФАС по НСО от 23.10.2014 года № 02- 11230 от 23.10.2014 года следует, что Управление ФАС по НСО усматривает в действиях ОАО «Элексиб» совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.31 ч. 2 КоАП РФ по факту совершения действий, признанных Комиссией Новосибирского УФАС России нарушением ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в несоблюдении законодательно установленного порядка введения ограничения теплоснабжения, а также в препятствии передаче тепловой энергии и теплоносителя на объекты ОАО «НЗК», ООО «ЭПТ».

В уведомлениях указано на то, что производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица «ОАО «Элексиб» возбуждается по факту совершения действий, признанных решением Комиссии Новосибирского УФАС России по делу № 02-01-15-10-14 от 08.07.2014 года нарушением ч. 1 ст. 10 ФЗ « О защите конкуренции», выразившихся в несоблюдении законодательно установленного порядка введения ограничения теплоносителя, а также препятствовании передачи тепловой энергии и теплоносителя на объекты ОАО «НЗК», ООО «ЭПТ».

Считаю, что в действиях ОАО «Элексиб» отсутствует как событие, так и состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.31 ч. 2 КоАП РФ по следующим основаниям.

Статьей 14.31 ч .2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

Указанная норма является отсылочной и для установления наличия или отсутствия состава административного правонарушения ст. 14.31 ч. 2 КоАП РФ следует руководствоваться, в том числе, ст. 5, 10 ФЗ «О защите конкуренции».

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.31 ч. 2 КоАП РФ, с учетом ст. 5, 10 ФЗ « О защите конкуренции», заключается в злоупотреблении своим доминирующим положением на товарном рынке, т.е. положением, которое дает возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товаров и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, либо затруднять доступ на этот рынок. При этом виновный должен занимать «доминирующее положение», которое определяется исходя из ст. 5 Закона о конкуренции, а "злоупотребления" могут выразиться в действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц – ст. 10 Закона «О защите конкуренции». Данное правонарушение может быть совершено только в форме действий. Субъективная сторона правонарушения характеризуются только наличием умысла. По делу об административных правонарушениях подлежат выяснению и доказыванию в соответствии со ст. 26.1. КоАП РФ, в том числе: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Согласно ст. 2.1. ч. 1, 2.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность;

административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Управление Новосибирского ФАС России считает, исходя из содержания уведомлений и решения УФАС России по НСО по делу № 02-01-15-10-14 от 08.07.2014 года, что злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке со стороны ОАО «Элексиб» выразилось в несоблюдении законодательно установленного порядка введения ограничения теплоснабжения, а также препятствовании транспортировке тепловой энергии и теплоносителя на объекты ОАО «НЗК», ООО «ЭПТ».

Не направление уведомления о временном прекращении или ограничении теплоснабжения абоненту ОАО «НЗК» является бездействием. Учитывая, что диспозиция ст. 14.31 ч. 2 КоАП РФ заключается в действии, то не направление указанных уведомлений, являясь бездействием, не образует состава административного правонарушения ст. 14.31.ч. 2 КоАП РФ.

Не направление уведомлений о временном ограничении теплоснабжения само по себе не ведет к временному прекращению или ограничению теплоснабжения, а потому не ущемляет чьи-либо интересы в получении теплоснабжения.

Следовательно, несоблюдение законодательно установленного порядка введения ограничения теплоснабжения       не образует состава административного

правонарушения, предусмотренного ст. 14.31 ч. 2 КоАП РФ.

Управление ФАС России по НСО считает злоупотреблением доминирующим положением на товарном рынке и образующим состав административного правонарушения по ст. 14.31 ч. 2 КоАП РФ ограничение тепловой энергии и теплоносителя на объекты ОАО «НЗК», ООО «ЭПТ», зафиксированных актами от 30.12.2013 года, 31.12.2013 года, 01.01.2014 года, 13.01.2014 года, 22.02.2014 года, 23. 01.2014 года.

Согласно ст. 22 ч. 1 ФЗ « О теплоснабжении» Правительство РФ утверждает Правила организации теплоснабжения. Постановлением Правительства РФ от 8 августа 2012 г. N 808 утверждены Правила «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». В случае возникновения (угрозы возникновения) аварийных ситуаций в системе теплоснабжения для недопущения длительного и глубокого нарушения температурных и гидравлических режимов систем теплоснабжения, санитарно-гигиенических требований к качеству теплоносителя допускается полное и (или) частичное ограничение режима потребления (далее - аварийное ограничение), в том числе без согласования с потребителем при необходимости принятия неотложных мер. В таком случае аварийное ограничение вводится при условии невозможности предотвращения указанных обстоятельств путем использования резервов тепловой мощности.

Ограничения теплоснабжения объектов ОАО «НЗК», ООО «ЭПТ» имели место в связи с аварийно-восстановительными работами на теплотрассе подтверждается документально.

Сказанное означает, что временное ограничение теплоснабжения было произведено ОАО «Элексиб» на законном основании.

В материалах проверки отсутствуют доказательства того, что проведение ремонтно­восстановительных работ не требовалось, что указанные работы не проводились и что, при проведении работ, не требовалось ограничение теплоснабжения.

Из содержания п. 105 Правил следует, что в нем указан примерный перечень аварийного ограничения тепловой энергии, который не исключает и другие, перечисленные в актах об установлении аварийных ситуаций, случаи такого ограничения.

ОАО «Элексиб» в адрес ОАО «НЗК» письмом от 30.12.2013 года № 59 предложило заключить договор возмездного оказания услуг по техническому обслуживанию и текущему содержанию сетей, в договоре указана цена 350 000 руб. в месяц, содержится предложение оплатить в срок 31 декабря 2013 года денежные средства, также указано на последствие не подписания договора- использование ОАО «НЗК» альтернативных путей теплоснабжения. ОАО «НЗК» такой договор не заключило.

В материалах проверки отсутствуют доказательства того, что на основании данного письма было произведено ограничение теплоснабжения ОАО «НЗК», ООО «ЭПТ».

При таких обстоятельствах, ограничение теплоснабжения объектов ОАО «НЗК», ООО «ЭПТ» было произведено в допустимых пределах осуществления гражданских прав на производство аварийно-восстановительных работ на системе теплоснабжения со стороны ОАО «Элексиб» и ограничения ОАО «НЗК» в получении теплоснабжения были разумными.

В связи с ограничением теплоснабжения какого-либо ущерба ОАО «НЗК», ООО «ЭПТ» не причинено.

Действия ОАО «НЗК «Элексиб» по ограничению теплоснабжения (ограничение тепловой энергии и теплоносителя) ОАО «НЗК», ООО «ЭПТ» были произведены в рамках закона и в этих действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.31 ч. 2 КоАП РФ – злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке. Действия по ограничению теплоснабжения были связаны только с аварийно-восстановительными работами. У ОАО «Элексиб» умысел на совершение действий по злоупотреблению доминирующим положением на товарном рынке отсутствовал.

Решение Комиссии УФАС России по Новосибирской области по делу № 02-01-15-10- 14 от 08.07.2014 года принималось в рамках соблюдения антимонопольного законодательства и такое решение является одним из доказательств по административному делу, но не создает согласно КоАП РФ презумпции, и не освобождает УФАС России по НСО от доказывания обстоятельств, указанных в ст. 26.1. КоАП РФ, в рамках производства по административному производству и такие доказательства отсутствуют.

В соответствии со ст. 24.5 ч. 1, ч. 2 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: 1) отсутствие события административного правонарушения; 2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие).

С учетом изложенного ОАО «Элексиб» дело об административном правонарушении в отношении ОАО «Элексиб» просит прекратить.

По поводу вышеизложенных доводов ответчика необходимо отметить следующее.

В соответствии с частью 6 статьи 17 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении) собственники или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям, а также требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям.

Как следует из материалов дела № 02-01-15-10-14 ОАО «Элексиб» владеет объектами тепловых сетей, что подтверждается представленным договором № 55р от 15.11.2013 г. аренды федерального имущества.

Услуги по передаче тепловой энергии в силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

ОАО «Элексиб», оказывая услуги по тепловой энергии в границах присоединенных тепловых сетей, является субъектом естественной монополии.

В соответствии с частью 5 статьи 5 ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

ОАО «Элексиб», передающее тепловую энергию потребителям, присоединенным к его тепловым сетям, является субъектом рынка по передаче тепловой энергии.

Очевидность доминирующего положения субъекта естественной монополии (в данном случае ОАО «Элексиб») исключает необходимость проведения антимонопольным органом анализа конкурентной среды.

Таким образом, ОАО «Элексиб» является субъектом естественной монополии и, соответственно, в силу прямого указания закона занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии потребителям, в границах арендыемых ОАО «Элексиб» сетей.

Федеральный закон от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участками гражданского оборота. Так, для лиц, занимающих доминирующее положение на рынке, введены ограничения, предусмотренные ст. 10 указанного Закона.

В соответствии частью 1 статьи 10 ФЗ № 135-ФЗ, запрещается злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, которое может выражаться  как в форме действий, так и бездействия.

Статья 14.31 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке (в любой форме), признанное недопустимым  в соответствии с антимонопольным законодательством. Факт нарушения антимонопольного законодательства Открытым акционерным обществом «Элексиб» установлен решением Комиссии Новосибирского УФАС России  от 11.07.2014 г. по делу № 02-01-15-10-14. В соответствии со   ст. 28.1 КоАп РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.31 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации. Согласно ст. 2.1. КоАП РФ  административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.                    Наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи  14.31 КоАП РФ,   при злоупотреблении доминирующим положением в форме бездействия подтверждается Определением ВАС РФ от 29.04.2014 N 5199/14 по делу N А33-18652/2013.

Кроме того необходимо отметить, что нарушение антимонопольного законодательства со стороны ОАО «Элексиб» осуществлено путем несоблюдения законодательно установленного порядка введения ограничения (прекращения) теплоснабжения, а также препятствования передаче тепловой энергии на объекты ОАО «НЗК», ООО «ЭПТ».

Осуществление ОАО «Элексиб» действий по препятствованию передаче тепловой энергии по арендуемым сетям подтверждается актами от 30.12.2013г., от 31.12.2013г., от 01.01.2014г., от 13.01.2014г., от 22.01.2014г., от 23.01.2014г. также письмом исх. № 59 от 30.12.13 г., которое содержит угрозу отключения энергосети (теплоноситель) от производственных зданий, в случае не подписания договора возмездного оказания услуг.

Данное обстоятельство указывает на умышленный характер действий ОАО «Элексиб», направленных на нарушение правил недискриминационного доступа к услугам по передаче энергоресурсов, установленных законами и постановлениями Правительства Российской Федерации. Кроме того, необходимо отметить, что угроза отключения энергоресурсов, изложенная в письме № 59 от 30.12.13 г. была реализована ответчиком не только в части теплоснабжения, но и в части водоснабжения, что являлось предметом рассмотрения иного дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Довод ОАО «Элексиб» о временном прекращении теплоснабжения в связи с плановой проверкой и аварийно-восстановительными работами в котельной, не могут быть приняты во внимание по причине отсутствия документального подтверждения.

Представленные ответчиком докладные записки об обнаружении неполадок в тепловой сети не отражают и не подтверждают наличие неисправностей. Вместе с тем, учетным оборудованием котельной не было зафиксировано случаев аварийной утечки сетевой воды, которые могли бы свидетельствовать о наличии аварийных ситуаций в тепловой сети. Кроме того, по фактам отключений 22 и 23 января 2014 г. ответчиком не представлено никаких обосновывающих документов (информации).

Относительно акта о проведении ремонтных работ в период с 16.12.13 по 15.01.14 г. необходимо отметить, что в соответствии с договором аренды федерального имущества № 55 р от 15.11.2013г. в случае возникновения аварийных ситуаций, работы на объекте необходимо проводить в течение 24 часов при этом известив арендодателя. Данные условия ответчиком также были проигнорированы. Ограничение теплоснабжения в зимний период на длительное время не предусмотрено выше приведенными нормативно-правовыми актами.

Таким образом, ОАО «Элексиб» умышлено осуществляло противоправные, виновные действия (бездействие), которые являются злоупотреблением субъектом естественной монополии своим доминирующим положением и недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством. Следовательно, в действиях ответчика присутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Таким образом, ОАО «Элексиб» за нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» несет ответственность в соответствии с частью 2 статьи 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Сумма выручки на рынке передачи тепловой энергии в границах арендуемых ОАО «Элексиб»  инженерных сетей в 2013 году  отсутствует.

Совокупная сумма выручки ОАО «Элексиб»  за 2013 год  составляет «…»рублей.

Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении не установлены.

Руководствуясь статьями 23.48 и частью 2 статьи 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях, учитывая наличие смягчающих и отягчающих обстоятельств,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать Открытое акционерное общество «Элементы и конденсаторы Сибири»  (ИНН 5408108377, ул. Часовая, 6, г. Новосибирск, 630098), виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

2. Применить к Открытому акционерному  обществу «Элементы и конденсаторы Сибири» (ИНН 5408108377, ул. Часовая, 6, г. Новосибирск, 630098), меру ответственности в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

Согласно части 1 статьи 32.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу постановления о наложении административного штрафа либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях на р/с 40 101 810 900 000 010 001 ГРКЦ ГУ Банка России по Новосибирской области, г. Новосибирск, БИК 045004001.

Получатель: Управление Федерального казначейства по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России), ИНН 5405116098/КПП 540501001, код БК 161 1 16 02010 01 6000 140, ОКТМО 50701000.

Назначение платежа: административные штрафы, зачисляемые в федеральный бюджет.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, постановление в соответствии с действующим законодательством направляется судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в соответствии со ст. 30.1-30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.[1]

Согласно требованиям ст. 29.11 КоАП РФ резолютивная часть данного постановления по делу об административном правонарушении оглашена в полном объёме немедленно по окончании рассмотрения дела.

Заместитель руководителя управления                                                                         Н.П. Камнева

 


[1] В соответствии со ст. 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу. В случае рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания течение срока давности продлевается на срок рассрочки.

Связанные организации

Связанные организации не указаны