Постановление №02-13-78-2015 Постановление №02-13-78-2015 о назначении административного ... от 7 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 02-13-78-2015

о назначении административного наказания

01 декабря 2015 года                                                                                 г. Новосибирск

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области Камнева Наталья Петровна, рассмотрев протокол № 02-13-78-2015 от 17 ноября 2015 года и материалы дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района» (ИНН 5404269334, КПП 540401001, дата регистрации – 15.03.2006 г., юридический и почтовый адрес: 630078, г. Новосибирск, ул. Ватутина, д. 12/1), далее - ООО «СЗ ЖКХ Ленинского района»,

в отсутствие представителя ООО «СЗ ЖКХ Ленинского района», о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении уведомленного надлежащим образом (копия протокола об административном правонарушении № 02-13-78-2015 от 17.11.2015 г. и копия Определения № 02-13-78-2015 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 17.11.2015 г., направленные письмом исх. № 02-11694 от 20.11.2015 г. по юридическому и почтовому адресу ООО «СЗ ЖКХ Ленинского района»: 630078, г. Новосибирск, ул. Ватутина, д. 12/1, получены Обществом, что подтверждается отчетом об отслеживании почтовых отправлений ФГУП «Почта России», почтовый идентификатор 63001190220741),

УСТАНОВИЛ:

Решением Комиссии Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства от 03 сентября 2015 года по результатам рассмотрения дела № 02-01-39-10-15 от 28.07.2015 г. ООО «СЗ ЖКХ Ленинского района» признано:

  1. Занимающим доминирующее положение с долей 100% на рынках услуг по обследованию индивидуального узла учета воды, включающему следующие работы: визуальный осмотр специалистом, опломбировку счетчика и составление акта, в каждом жилом доме, в котором указанное Общество осуществляло управление имуществом в период с марта по май 2015г. и в которых проводилось обследование установленного индивидуального узла учета воды, включающее следующие работы: визуальный осмотр специалистом, опломбировку счетчика и составление акта, за указанный период времени в соответствии со ст. 5 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».

2. Нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» путем взимания платы за ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета воды.

Комиссией Новосибирского УФАС России установлено следующее.

Согласно п. 80 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 (далее – Правила № 354) учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.

К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.

В соответствии с п. 81 Правил № 354 оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

Согласно п. 2 Правил № 354 под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

ООО «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района» является исполнителем в понимании Правил № 354 для собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Новосибирск, ул. Путевая, д. 7, что подтверждается протоколом № 1 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Новосибирск, ул. Путевая, д. 7, проведенного в форме заочного голосования от 15.08.2006 г., а также договором управления многоквартирным домом, в котором расположены помещения, являющиеся муниципальной собственностью от 01.03.2007 г., в соответствии с п. 1.1, 2.1.2 которого исполнитель (ООО «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района») обязуется обеспечивать предоставление в помещения коммунальных и иных услуг в соответствии с правилами, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации и г. Новосибирска.

В случае выполнения монтажа прибора учета исполнителем ввод в эксплуатацию осуществляется исполнителем путем оформления и подписания акта ввода прибора учета в эксплуатацию (п. 81(3) Правил № 354).

Согласно п. 81(4) Правил № 354 в ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат:

а) соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте;

б) соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета;

в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета);

г) работоспособность прибора учета.

По результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию, в котором указываются:

а) дата, время и адрес ввода прибора учета в эксплуатацию;

б) фамилии, имена, отчества, должности и контактные данные лиц, принимавших участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию;

в) тип и заводской номер установленного прибора учета, а также место его установки;

г) решение о вводе или об отказе от ввода прибора учета в эксплуатацию с указанием оснований такого отказа;

д) в случае ввода прибора учета в эксплуатацию показания прибора учета на момент завершения процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию и указание мест на приборе учета, где установлены контрольные одноразовые номерные пломбы (контрольные пломбы);

е) дата следующей поверки (п. 81(6) Правил № 354).

При этом в соответствии с п. 81(8) Правил  354 перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию (при отсутствии оснований для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию) представитель исполнителя осуществляет установку контрольных пломб на приборе учета.

В соответствии с п. 81(9) Правил № 354, ввод приборов учета в эксплуатацию осуществляется исполнителем коммунальных услуг без взимания платы в случаях, предусмотренных настоящими Правилами.

Согласно п. 81(14) Правил № 354 установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.

На основании изложенного, действующим законодательством не предусмотрено взимание исполнителем платы с потребителей коммунальных услуг за ввод в эксплуатацию приборов учета, в том числе, за опломбирование индивидуальных приборов учета в случае отсутствия повреждений пломбы и знаков поверки потребителем или третьим лицом.

Согласно реестру стоимости услуг по ООО «СЗ ЖКХ Ленинского района» на 01.01.2015 г., утвержденному директором управляющей организации, стоимость услуги вызова специалиста по обследованию индивидуального узла учета воды составляет 150 руб., для пенсионеров – 100 руб., в том числе стоимость услуги по опломбировке узла учета – 0 руб. Стоимость вызова специалиста по обследованию индивидуального узла учета воды при срочных сроках исполнения (до 3 рабочих дней с момента поступления заявки) составляет 200 руб., для пенсионеров – 160 руб., при этом опломбировка бесплатна. Стоимость вызова специалиста по обследованию индивидуального узла учета воды в случае срыва пломбы по вине жителей составляет 260 руб., для пенсионеров – 200 руб., в том числе стоимость опломбировки прибора учета – 50 руб.

Кроме того, ООО «СЗ ЖКХ Ленинского района» также представило расчет стоимости услуги вызова специалиста по обследованию индивидуального узла учета воды по ООО «СЗ ЖКХ Ленинского района», включающей работы: визуальный осмотр, опломбировка счетчика, составление акта. Стоимость вызова специалиста составляет 127.70 руб., стоимость опломбировки узла учета и составления акта – 0 руб., НДС 18 % - 22.99 руб., итого стоимость услуги для населения – 150 руб., для пенсионеров (собственников жилья) – 100 руб. Стоимость вызова специалиста по обследованию индивидуального узла учета воды при срочных сроках исполнения (до 3 рабочих дней с момента поступления заявки) складывается из стоимости вызова специалиста – 169,72 руб., стоимости опломбировки узла учета и составления акта – 0 руб., НДС – 30,55 руб., итого – 200 руб. для населения, 160 руб. для пенсионеров. Стоимость вызова специалиста по обследованию индивидуального узла учета воды в случае срыва пломбы по вине жителей складывается из стоимости вызова специалиста – 170 руб., стоимости опломбировки – 50 руб., НДС – 40 руб., итого – для населения 260 р., для пенсионеров – 200 руб.

При этом согласно расчету фактических затрат на оказание услуги по вызову специалиста на визуальный осмотр учета воды по ООО «СЗ ЖКХ Ленинского района» стоимость услуги с учетом НДС и нулевой рентабельностью (прибылью) составляет 150,48 руб.

Кроме того, факт взимания ООО «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района» с заявителя гр. Кузнецова В.А. платы в размере 150 руб. за оказание услуги по вводу в эксплуатацию прибора учета, в состав которой входят работы по визуальному осмотру, опломбировке прибора учета, составлению акта подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру № 156 от 09.02.2015 г.

В соответствии с п. 81, 81(3) Правил № 354 ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

Ввод в эксплуатацию осуществляется исполнителем путем оформления и подписания акта ввода прибора учета в эксплуатацию.

По результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию, в котором указывается, в том числе, решение о вводе или об отказе от ввода прибора учета в эксплуатацию с указанием оснований такого отказа (п. 81(6) Правил № 354).

В силу указанных выше положений Правил № 354 работы по проверке установленного прибора учета на предмет соответствия критериям, указанным в п. 81(4) Правил № 354 осуществляются представителем исполнителя коммунальных услуг непосредственно с целью установить наличие, либо отсутствие оснований для принятия решения о вводе или об отказе от ввода прибора учета в эксплуатацию. Следовательно, ввод в эксплуатацию прибора учета невозможен без его предварительной проверки (визуального осмотра) в силу прямого указания действующего законодательства, а проведение работы по визуальному осмотру прибора учета в данном случае не имеет самостоятельной ценности и необходимо для ввода в эксплуатацию прибора учета.

При этом, как было указано выше, действующее законодательство предусматривает взимание исполнителем платы с потребителей коммунальных услуг за ввод в эксплуатацию приборов учета только в случае отсутствия повреждений пломбы и знаков поверки потребителем или третьим лицом, и в данном случае допускается взимание платы только за услугу по опломбировке прибора учета. В иных случаях взимание исполнителем платы с потребителей за какую-либо работу, являющуюся необходимой составной частью процесса оказания услуги по вводу в эксплуатацию приборов учета, в частности, за визуальный осмотр (проверку) прибора учета на предмет соответствия требованиям действующего законодательства будет нарушать действующее законодательство и права потребителей коммунальных услуг, так как услуга по вводу в эксплуатацию приборов учета не будет являться бесплатной для потребителя.

Кроме того, являясь Обществом с ограниченной ответственностью, ООО «СЗ ЖКХ Ленинского района» в соответствии с гражданским законодательством РФ, относится к коммерческим организациям, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли. В ст. 2 Гражданского кодекса РФ закреплено, что предпринимательская деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке, осуществляется данными лицами самостоятельно и на свой риск.

Исходя из изложенного, Новосибирское УФАС России не принимает доводы ООО «СЗ ЖКХ Ленинского района» об отсутствии у управляющей организации дополнительных денежных средств на оплату расходов, связанных с оказанием потребителям коммунальных услуг услуги по вводу в эксплуатацию индивидуальных приборов учета воды, так как, осуществляя свою деятельность, любая управляющая организация обязана руководствоваться нормами действующего законодательства.

В ответ на запрос Новосибирского УФАС России ООО «СЗ ЖКХ Ленинского района» пояснило, что взимание платы за выезд специалиста на опломбировку приборов учета стало осуществляться с 01.03.2015 г.

Факт взимания ООО «СЗ ЖКХ Ленинского района» платы за ввод в эксплуатацию приборов учета в период с марта по май 2015 г. подтвержден письменными пояснениями ООО «СЗ ЖКХ Ленинского района» и документами, представленными Обществом в ответ на запросы информации Новосибирского УФАС России письмами вх. № 4985 от 28.05.2015 г., вх. № 6375 от 13.07.2015 г., а именно - реестром стоимости услуг по ООО «СЗ ЖКХ Ленинского района» на 01.01.2015 г., утвержденным директором управляющей организации, расчетами стоимости услуги вызова специалиста по обследованию индивидуального узла учета воды по ООО «СЗ ЖКХ Ленинского района», включающей работы: визуальный осмотр, опломбировка счетчика, составление акта, расчетом фактических затрат на оказание услуги по вызову специалиста на визуальный осмотр учета воды по ООО «СЗ ЖКХ Ленинского района», копиями договоров на визуальное обследование индивидуальных приборов учета воды, заключенных между потребителями коммунальных услуг и ООО «СЗ ЖКХ Ленинского района», и копиями приходных кассовых ордеров к договорам, списком опломбированных и (или) установленных приборов учета за период с марта по май 2015 г.

Кроме того, на взимание ООО «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района» платы за ввод в эксплуатацию приборов учета указал в своем обращении гр. Кузнецов В.А., представив в подтверждение квитанцию к приходному кассовому ордеру № 156 от 09.02.2015 г. Каких-либо доказательств того, что в рассматриваемом случае имелись повреждения потребителем или третьим лицом пломбы и знаков поверки на приборе учета воды, установленном в жилом помещении гр. Кузнецова В.А. в Новосибирское УФАС России не представлено, следовательно, действия ООО «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района» по взиманию с заявителя платы за ввод в эксплуатацию индивидуального прибора учета воды нарушают п. 81(9) Правил № 354, ущемляя права и законные интересы гр. Кузнецова В.А., что подтверждается его обращением в Новосибирское УФАС России.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. При этом необходимо отметить, что в соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 г. № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.

В соответствии с Аналитическим отчетом отдела товарных и финансовых рынков Новосибирского УФАС России на основании п.1 ч.1 ст. 5 Закона «О защите конкуренции» (доминирующим признается положение  хозяйствующего субъекта, доля которого на рынках определенного товара превышает 50%....), предварительно сделан вывод, что ООО «Служба заказчика ЖКХ Ленинского района» занимало доминирующее положение с долей 100% на рынках услуг по обследованию индивидуального узла учета воды, включающее следующие работы: визуальный осмотр специалистом, опломбировку счетчика и составление акта, в каждом жилом доме, в котором указанное Общество осуществляло управление имуществом в период с марта по май 2015г. и в которых проводилось обследование установленного индивидуального узла учета воды, включающее следующие работы: визуальный осмотр специалистом, опломбировку счетчика и составление акта, за указанный период времени.

Таким образом, действия ООО «Служба заказчика ЖКХ Ленинского района», занимающего доминирующее положение с долей 100% на рынках услуг по обследованию индивидуального узла учета воды, включающему следующие работы: визуальный осмотр специалистом, опломбировку счетчика и составление акта, в каждом жилом доме, в котором указанное Общество осуществляло управление имуществом в период с марта по май 2015г. и в которых проводилось обследование установленного индивидуального узла учета воды, включающее следующие работы: визуальный осмотр специалистом, опломбировку счетчика и составление акта, за указанный период времени, по взиманию платы за ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета воды нарушают часть 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г., ущемляя права гр. Кузнецова В.А, а также иных потребителей коммунальных услуг.

Ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, предусмотрена частью 1 статьи 14.31 Кодекса об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Таким образом, ООО «Служба заказчика ЖКХ Ленинского района» за нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» несет ответственность в соответствии с частью 1 статьи 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Место совершения административного правонарушения – г. Новосибирск.

Время совершения административного правонарушения – с 01.01.2015 г. по 15.09.2015 г.

ООО «СЗ ЖКХ Ленинского района» не представило в Новосибирское УФАС России пояснений по факту административного правонарушения.

Согласно ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты меры по их соблюдению. Правовая возможность исполнения существующей обязанности определяется отсутствием объективных препятствий для выполнения указанных обязанностей, то есть обстоятельств, не зависящих от воли обязанного лица.

У ООО «СЗ ЖКХ Ленинского района» имелась возможность для соблюдения норм антимонопольного законодательства, а именно – обеспечения для потребителей коммунальных услуг бесплатного ввода в эксплуатацию индивидуальных приборов учета воды, что предусмотрено Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354. Таким образом, ООО «СЗ ЖКХ Ленинского района» не предприняло всех зависящих от него мер, необходимых и достаточных для соблюдения требований антимонопольного законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, что подтверждает наличие вины в действиях ответчика.

В соответствии с частью 1 статьи 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

В соответствии с 7 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ обстоятельством, смягчающим административную ответственность, признается добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор).

Письмом вх. № 8578 от 16.09.2015 г. ООО «СЗ ЖКХ Ленинского района» сообщило в Новосибирское УФАС России об исполнении Предписания № 02-01-39-10-15 от 03.09.2015 г., выданного Обществу по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 02-01-39-10-15 от 28.07.2015 г.

Таким образом, в данном случае подлежит применению обстоятельство, смягчающее административную ответственность, предусмотренное п. 7 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.

Руководствуясь статьями 23.48 и частью 1 статьи 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях, учитывая наличие смягчающих и отсутствие отягчающих обстоятельств,

 ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать Общество с ограниченной ответственностью «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района» (ИНН 5404269334, КПП 540401001, дата регистрации – 15.03.2006 г., юридический и почтовый адрес: 630078, г. Новосибирск, ул. Ватутина, д. 12/1) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

2. Применить к Обществу с ограниченной ответственностью «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района» (ИНН 5404269334, КПП 540401001, дата регистрации – 15.03.2006 г., юридический и почтовый адрес: 630078, г. Новосибирск, ул. Ватутина, д. 12/1) меру ответственности в виде административного штрафа в размере 300 000 (триста тысяч) рублей.

Согласно части 1 статьи 32.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу постановления о наложении административного штрафа либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях на р/с 40 101 810 900 000 010 001, Банк получателя: Сибирское ГУ Банка России г. Новосибирска, БИК 045004001.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Получатель: Управление Федерального казначейства по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России), ИНН 5405116098/КПП 540501001, код БК 161 1 16 02010 01 6000 140, ОКТМО 50701000.

Назначение платежа: административные штрафы, зачисляемые в федеральный бюджет.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, постановление в соответствии с действующим законодательством направляется судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в соответствии со ст. 30.1-30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны