Постановление №02-13-84-2016 в отношении АО «Транснефть-Западная Сибирь», от 13 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 02-13-84-2016

о назначении административного наказания

8 декабря 2016 года                                                                                             г. Новосибирск

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области <...>, рассмотрев протокол № 02-13-84-2016 от 24 ноября 2016 года и материалы дела об административном правонарушении, возбужденного по ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ в отношении юридического лица – Акционерного общества «Транснефть-Западная Сибирь» (ИНН 5502020634, КПП 554250001, дата государственной регистрации юридического лица 15.06.1994г.; 630049, г. Новосибирск, ул. Галущака, 1), далее  АО «Транснефть-Западная Сибирь»,

в присутствии представителя АО «Транснефть-Западная Сибирь» – <...>, по доверенности № 241/16/22 от 27.04.2016г.

УСТАНОВИЛ:

В Новосибирское УФАС России из Государственной жилищной инспекции НСО поступило заявление правления ТСЖ «Нефтяник» в составе старших по дому, проживающих по адресам: НСО, г. Чулым, ул. Островского, 1, 2, 3, 4, 5, 8, 12, на действия АО «Транснефть-Западная Сибирь» по поводу отказа в выдаче технических условий по установке приборов учета тепловой энергии.

  Порядок заключения и существенные условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утвержденный Приказом Минэнерго РФ  от 7 апреля 2010г. № 149 (далее – Порядок № 149) определяет особенности заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов (воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии) (далее - договор) на объектах, подключенных к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.

Согласно п. 3 Порядка № 149 договор является публичным договором и заключается между организацией, которая осуществляет снабжение энергетическим ресурсом или его передачу и сети инженерно-технического обеспечения которой имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - исполнитель), и обратившимся к исполнителю с предложением заключить договор собственник (физическое или юридическое лицо, либо уполномоченное им лицо) (далее - заказчик) здания, строения, сооружения, помещения в многоквартирном доме, иного объекта, в процессе эксплуатации которого используются энергетические ресурсы, в том числе временного объекта, подлежащего оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, и имеющего непосредственное присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения исполнителя (далее - объект заказчика), в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Порядком.

В качестве заказчика по договору об установке (замене) и (или) эксплуатации коллективных приборов учета используемых энергетических ресурсов может выступать лицо, ответственное за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, либо лицо, представляющее интересы собственников жилых (дачных, садовых) домов, объединенных общими сетями инженерно-технического обеспечения.

Письмом от 26.08.2015 № 33 ТСЖ «Нефтяник» обратилось с заявлением в АО «Транснефть-Западная Сибирь» о выдаче технических условий по установке приборов учета тепловой энергии на многоквартирные жилые дома №№ 1, 3, 5, 8, 12,  по  ул. Островского города Чулым Новосибирской области.

Согласно пп. 5, 6 Порядка № 149 для заключения договора заказчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель направляет исполнителю письменную заявку, которая должна содержать:

1) сведения о предмете договора;

2) полное и сокращенное наименование заказчика - юридического лица, фамилию, имя, отчество заказчика - индивидуального предпринимателя и реквизиты документа, удостоверяющего его личность, место нахождения (место жительства), почтовый адрес, а также при наличии телефоны, факс, адрес электронной почты;

3) сведения об объекте, подлежащем оснащению прибором учета (для договора на эксплуатацию и (или) замену прибора учета - сведения о местонахождении прибора учета, его технических характеристиках);

4) основные требования заказчика к прибору учета, соответствующие требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации.

 К заявке заказчика - юридического лица или индивидуального предпринимателя прилагаются:

1) копии документов, подтверждающих право собственности на объект, подлежащий оснащению прибором учета;

2) копии учредительных документов;

3) копия свидетельства о государственной регистрации;

4) копия свидетельства о постановке на учет в налоговых органах Российской Федерации;

5) документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявку.

ТСЖ «Нефтяник» не приложило к направленной заявке копии всех необходимых документов, указанных в пункте 6 Порядка № 149.

В соответствии с пунктом 9 Правил № 149, при отсутствии в заявке необходимых сведений, а также при отсутствии документов, предусмотренных пунктами 7 - 9 настоящего Порядка, исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня получения заявки и прилагаемых к ней документов уведомляет об этом заказчика.

В ответ на заявку ТСЖ «Нефтяник» АО «Транснефть-Западная Сибирь» письмами от 28.08.2015г., 16.09.2015г. сообщило о том, что для получения ТУ на установку приборов учета на каждый жилой дом по ул. Островского следует обратиться к владельцу тепловых сетей, по которым производится доставка тепловой энергии до потребителей.

Таким образом, на не предоставление заявителем каких-либо документов, необходимых для заключения договора на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, АО «Транснефть-Западная Сибирь» ТСЖ «Нефтяник» в ответе на заявку не указало.

Администрация г.Чулыма Чулымского района НСО письмом от 20.07.2016г. сообщила жителю дома по адресу: г. Чулым, ул. Островского, 5, что ТУ на установку общедомовых приборов учета выдает энергоснабжающая организация, подающая тепло в жилые дома. В полномочия администрации не входит выдача технических характеристик источника теплоснабжения АО «Транснефть-Западная Сибирь».

В ответе на запрос антимонопольного органа вх. № 10028 от 08.11.2016 Администрация г. Чулыма также пояснила, что отказ  АО «Транснефть-Западная Сибирь» в выдаче технических условий по установке приборов учета тепловой энергии является необоснованным и в соответствии с Федеральным законом  190-ФЗ «О теплоснабжении» это является обязанностью ресурсоснабжающей организации. Согласно договору на поставку тепловой энергии № 34922 от 12.10.2015 АО «Транснефть-Западная Сибирь» не исключает установку прибора учета и прописывает порядок расчета. Кроме того, собственники МКД планируют установить ОДПУ по теплу на своем общем имуществе собственников МКД (в подъездах и техподполье).

Следовательно, иные организации (помимо АО «Транснефть-Западная Сибирь»), уполномоченные на заключение договора на установку ОДПУ в г. Чулыме Чулымского района НСО отсутствуют. В связи с этим, уклонение АО «Транснефть-Западная Сибирь» от заключения договора по установке коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии в домах, расположенных по адресам: НСО, г. Чулым, ул. Островского, 1, 2, 3, 4, 5, 8, 12, с ТСЖ «Нефтяник» нарушает права собственников на расчеты за поставленную тепловую энергию по приборам учета.

В силу части 9 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009г. № 261-ФЗ, с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ установлено, что необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, под ресурсоснабжающей организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод).

Приказом департамента по тарифам Новосибирской области от 24.11.2015 № 310-ТЭ для АО «Транснефть-Западная Сибирь» в лице филиала "Новосибирское районное нефтепроводное управление" (Чулымская нефтеперекачивающая станция) установлен тариф на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям на территории Чулымского района Новосибирской области, на долгосрочный период регулирования.

Таким образом, АО «Транснефть-Западная Сибирь», осуществляя продажу потребителям коммунальных ресурсов, является ресурсоснабжающей организацией.

Принимая во внимание вышеизложенное, в действиях АО «Транснефть-Западная Сибирь»  по уклонению от заключения договора по установке коллективных (общедомовых) приборов учета, путем направления ТСЖ к владельцу тепловых сетей (в администрацию города Чулым), а также не уведомления заявителя о необходимости предоставления в составе заявки всех сведений и документов, указанных в п. 5, 6 Порядка № 149, содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ.

Таким образом, АО «Транснефть-Западная Сибирь» несет ответственность за нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, путем несоблюдения установленных в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, в соответствии с частью 12 статьи 9.16 Кодекса об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Место совершения административного правонарушения – г. Новосибирск, ул. Галущака, 1.

Время совершения административного правонарушения – с 28.08.2015г. (письмо АО «Транснефть-Западная Сибирь» от 28.08.2015г.) по настоящее время.

При составлении протокола об административном правонарушении, а также при рассмотрении дела АО «Транснефть-Западная Сибирь» представило следующие объяснения.

Согласно п. 9 ст. 13 ФЗ от 23.11.2009г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность установки коллективных (общедомовых) приборов учета лежит на ресурсоснабжающих организациях сети инженерно-технического обеспечения, которые имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов инженерно-технического обеспечения. АО «Транснефть-Западная Сибирь» не имеет непосредственного присоединения, таким образом, АО «Транснефть-Западная Сибирь» не имеет ни возможности, ни обязанности по установке общедомовых приборов учета, а также заключения договоров на их установку.

Ответчиком по существу вменяемого административного правонарушения при рассмотрении дела даны следующие объяснения.

АО «Транснефть-Западная Сибирь» поддержало доводы, изложенные при составлении протокола, добавив, что на границе раздела тепловых сетей Обществом установлен прибор учета тепловой энергии, однако установить приборы учета в МКД не представляется возможным, т.к. сети МКД принадлежат администрации г. Чулыма. Кроме того, ТСЖ «Нефтяник» не обращалось к АО «Транснефть-Западная Сибирь» по поводу заключения договора на установку ОДПУ.

Относительно вышеуказанной позиции ответчика Новосибирское УФАС России считает необходимым отметить следующее.

Письмом от 26.08.2015 № 33 ТСЖ «Нефтяник» обратилось к АО «Транснефть-Западная Сибирь», в котором сообщается следующее.

ТСЖ «Нефтяник» были направлены письма от 11.06.2015 № 23 и от 21.06.2015 № 24 в адрес АО «Транснефть-Западная Сибирь» с просьбой о выдаче ТУ на установку приборов учета тепловой энергии и холодного водоснабжения на МКД №№  1, 3, 5, 8, 12,  по  ул. Островского города Чулым Новосибирской области. До сегодняшнего дня ТСЖ не получило ответа на свою просьбу, а также не получило ТУ. ТСЖ просит выдать ТУ на вышеуказанные дома по  ул. Островского города Чулым Новосибирской области.

Таким образом, довод Общества о том, что ТСЖ «Нефтяник» не обращалось к АО «Транснефть-Западная Сибирь» по поводу установки ОДПУ, не могут быть приняты антимонопольным органом. Установка ОДПУ, в соответствии с п. 3 Порядка № 149, осуществляется на основании заключенного договора.

По поводу позиции АО «Транснефть-Западная Сибирь», заключающейся в том, что у Общества нет обязанности по установке общедомовых приборов учета, а также заключения договоров на их установку, необходимо отметить, что АО «Транснефть-Западная Сибирь», являясь ресурсоснабжающей организацией, в силу  части 9 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009г. № 261-ФЗ, обязано осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют и не вправе отказать обратившимся лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение или передачу которых осуществляет АО «Транснефть-Западная Сибирь».

Согласно заключенному между  АО «Транснефть-Западная Сибирь» и ТСЖ «Нефтяник» договору на поставку тепловой энергии № 34922 от 12.10.2015 АО «Транснефть-Западная Сибирь» (поставщик) отпускает тепловую энергию в горячей воде от котельной Чулымской НПС для отопления жилых домов №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 12, здания детского сада и здания магазина по ул. Островского в количестве 1921,26 Гкал.

Согласно пп. 2.1, 2.2 учет количества отпущенной тепловой энергии потребителю поставщиком производится согласно «Правилам коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя», утв. Постановлением Правительства РФ № 1034 от 18.11.2013.

При организации расчетов по коммерческим приборам учета тепловой энергии учет потребления тепловой энергии и теплоносителя определяется на основании показаний приборов учета, если они установлены на границе раздела тепловых сетей. Если приборы учета установлены не на границе раздела, на основании показаний приборов учета с учетом потерь в тепловых сетях от места установки приборов до границы раздела тепловых сетей.

Таким образом, вышеуказанные договор не исключает установку приборов учета тепловой энергии.

Кроме того, как сообщает в письме  вх. № 10028 от 08.11.2016 администрация г. Чулыма, иные организации (помимо АО «Транснефть-Западная Сибирь»), уполномоченные на заключение договора на установку ОДПУ в г. Чулыме Чулымского района НСО отсутствуют.

Таким образом, уклонение ответчика от заключения договора на установку ОДПУ нарушает права собственников на осуществление расчетов за тепловую энергию, исходя из фактического потребления, на основании показаний ОДПУ.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.

У АО «Транснефть-Западная Сибирь» имелась возможность для соблюдения норм действующего законодательства, а именно: направить договор по установке коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии в домах, расположенных по адресам: НСО, г. Чулым, ул. Островского, 1, 2, 3, 4, 5, 8, 12, и технические условия в адрес ТСЖ «Нефтяник», предварительно уведомив о необходимости предоставления недостающих документов.

Таким образом, АО «Транснефть-Западная Сибирь» не предприняло всех зависящих от него мер, необходимых и достаточных для соблюдения требований действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, что подтверждает наличие вины в действиях ответчика.

В соответствии с частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ установлено, что необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, не установлено.

Руководствуясь статьями 23.48 и частью 12 статьи 9.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях, учитывая отсутствие смягчающих и отягчающих обстоятельств,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать АО «Транснефть-Западная Сибирь» (ИНН 5502020634, КПП 554250001, 630049, г. Новосибирск, ул. Галущака, 1) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 9.16  КоАП РФ.

2. Применить к АО «Транснефть-Западная Сибирь» (ИНН 5502020634, КПП 554250001, 630049, г. Новосибирск, ул. Галущака, 1) меру ответственности в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.

Согласно части 1 статьи 32.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу постановления о наложении административного штрафа либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях статьей 31.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях на р/с 40 101 810 900 000 010 001 Сибирское ГУ Банка России г. Новосибирска, БИК 045004001.

Получатель: Управление Федерального казначейства по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России), ИНН 5405116098/КПП 540501001, код БК 161 1 16 02010 01 6000 140, ОКТМО 50701000. УИН 0319806761121200000644841.

Назначение платежа: административные штрафы, зачисляемые в федеральный бюджет.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, постановление в соответствии с действующим законодательством направляется судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в соответствии со ст. 30.1-30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.[1]

В соответствии со ст. 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях резолютивная часть постановления объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела.

[1] В соответствии со ст. 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу. В случае рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания течение срока давности продлевается на срок рассрочки.

Связанные организации

Связанные организации не указаны