Постановление №02-13-95-2014 Постановление №02-13-95-2014 о назначении административного ... от 25 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 02-13-95-2014

о назначении административного наказания

 

23 декабря 2014 года                                                                                 г. Новосибирск

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области Камнева Наталья Петровна, рассмотрев протокол № 02-13-95-2014 от 09 декабря 2014 года и материалы дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью «Азимут» (далее – ООО «Азимут»), (юридический и почтовый адрес: 630088, г. Новосибирск, ул. Петухова, д. 17, оф. 302, ИНН 5403315370, дата регистрации: 20.01.2010г.),

в отсутствие представителя ООО «Азимут», о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомленного надлежащим образом «…»,

УСТАНОВИЛ:

Решением Комиссии Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства от 16 июня 2014 года по результатам рассмотрения дела № 02-01-09-10-14 от 21.02.2014г. ООО «Азимут» признано:

1.Занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по транспортировке (пропуску) газа по газораспределительным сетям, принадлежащим ООО «Азимут» на праве собственности или ином законном основании, в соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».

2. Нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» путем указания в выданных ООО «ДВС» технических условиях от 05.11.2013 г. точки подключения, не предусмотренной проектной документацией на газопровод.

3. Нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» путем требования о внесении платы за подключение в полном объеме до осуществления фактического присоединения объектов заявителей к газораспределительным сетям ООО «Азимут».

4. Нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 путем определения размера платы за подключение к газораспределительным сетям в отсутствие утвержденного тарифа.

Комиссией Новосибирского УФАС России установлено следующее.

ООО «Азимут» в ответ на запрос ООО «ДВС» направило в адрес заявителя технические условия от 05.11.2013 г. В данных технических условиях указано, что технические условия выданы на присоединение к распределительному газопроводу высокого давления ООО «Азимут» газопровода высокого давления 2-й категории до с. Морозово, КОТЦ «Лазурный» и КОТЦ «Загородный клуб Морозово» Искитимского района Новосибирской области.

В п. 3 технических условий от 05.11.2013 г. указано: «произвести подключение к газопроводу высокого давления диаметром 160 мм на пикете ПК 47+83,5». Таким образом, в технических условиях указана точка подключения – пикет ПК 47+83,5. Указанная точка подключения проектной документацией на газопровод высокого давления от ДОЛ «Тимуровец» до СНТ «Раздольное» (заказчик – ООО «Азимут») не предусмотрена, что подтверждается письмом проектной организации – ООО «Спецпроект» исх. № 526 от 15.11.2013 г., представленной заявителем. В указанном письме проектная организация порекомендовала ООО «ДВС» осуществить подключение принадлежащего Обществу газопровода к точке ПК 30+81,0.

Также письмом от 05.11.2013 г. ООО «Азимут» направило в адрес ООО «ДВС» информацию о плате за подключение в размере  «...» р., предложив перечислить сумму платы в течение трех дней со дня получения указанного письма. При этом в п. 14 технических условий ООО «Азимут» также указало, что присоединение к распределительному газопроводу высокого давления будет произведено только после внесения заявителем платы за подключение. В письме ООО «Азимут» содержится указание на то, что плата за подключение установлена в соответствии утвержденным для ООО «Азимут» тарифом на подключение, кроме того, у ООО «Азимут» также имеется утвержденная инвестиционная программа. При этом каких-либо документов, подтверждающих наличие у ООО «Азимут» утвержденного тарифа на подключение к газораспределительным сетям и инвестиционной программы, ООО «Азимут» к письму от 05.11.2013 г. не приложило, реквизитов соответствующих нормативно-правовых документов не сообщило.

Согласно письму Администрации Морозовского сельсовета Искитимского района Новосибирской области № 177 от 14.11.2013 г. тариф на подключение к газопроводу высокого давления, расположенному на территории с. Морозово Искитимского района Новосибирской области, не утвержден, плата за подключение не взимается, так как необходимости в реконструкции существующей сети нет.

В связи с изложенным ООО «ДВС» письмом № 161 от 12.11.2013 г., направленным в адрес ООО «Азимут», сообщило, что точки подключения ПК 47+83,5, указанной в технических условиях от 05.11.2013 г., в проекте газопровода высокого давления от ДОЛ «Тимуровец» до СНТ «Раздольное» (заказчик – ООО «Азимут») не существует, в связи с чем, ООО «ДВС» предложило ООО «Азимут» осуществить присоединение к газопроводу от точки ПК 30+81. Кроме того, ООО «ДВС» также указало, что в соответствии с генеральным соглашением о порядке подключения к газораспределительным сетям и компенсации затрат на строительство газопровода от ГРС-5 до с. Морозове Искитимекого района Новосибирской области от 14.10.2013г.: ООО «ДВС» является владельцем участка газопровода высокого давления, протяженностью 7 340м, по которому будут осуществляться транзит природного газа, и не является потребителем газового ресурса, плата за подключение может взиматься только с потребителей газа, при условии наличия утвержденного тарифа, полученные средства должны распределяться между ООО «ДВС» и ООО «Азимут» в качестве компенсации затрат (инвестиций) в строительство газопровода высокого давления от ГРС-5 до с. Морозово 50% на 50%.

Также ООО «ДВС» указало, что для подключения газопровода высокого давления 2 категории от СНТ «Морозко» до с. Морозово, КОТЦ «Лазурный», КОТЦ Загородный клуб «Морозово», принадлежащего ООО «ДВС» к газопроводу высокого давления от ДОЛ «Тимуровец» до СНТ «Раздольное», СНТ «Морозко», не требуется создания и реконструкции газовых сетей, при этом, согласно Правилам определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006г. №83, в случае, если для подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения не требуется создание реконструкции сетей инженерно-технического обеспечения, плата за подключение не взимается.

На основании изложенного, ООО «ДВС» попросило ООО «Азимут» внести изменения в технические условия от 05.11.2013г. в срок до 14.11.2013г., в соответствии с указанными замечаниями.

Однако, согласно имеющейся у Новосибирского УФАС России информации, ООО «Азимут» не ответило на письмо ООО «ДВС» № 161 от 12.11.2013 г., не представив каких-либо пояснений и подтверждающих документов относительно указанной в технических условиях от 05.11.2013 г. точки подключения и заявленного размера платы за подключение для ООО «ДВС».

Как отметило ООО «ДВС», включение в состав технических условий заведомо незаконных и невыполнимых положений причиняет вред правам и законным интересам заявителя.

Новосибирским УФАС России в связи с рассмотрением обращения ООО «ДВС» неоднократно направлялись запросы информации в адрес ООО «Азимут» (в том числе, по юридическому адресу Общества: 630088, г. Новосибирск, ул. Петухова, д. 17, оф. 302). Однако, в адрес антимонопольного органа не представлены документы, подтверждающие, что ООО «Азимут» при определении технических условий на присоединение к газораспределительным сетям и расчете платы за подключение для ООО «ДВС» действовало в соответствии с действующим законодательством.

27.02.2014 г. в Новосибирское УФАС России поступило обращение жителей с. Морозово Искитимского района Новосибирской области с жалобой на действия ООО «Азимут» по неправомерному применению тарифа на подключение к газораспределительным сетям вх. № 1768, в котором заявители сообщили, что ООО «Азимут» выставляет владельцам жилых домов плату за подключение к газораспределительным сетям в размере 60 тыс. р. Заявители просили проверить обоснованность и правомерность указанных требований ООО «Азимут».

Во время совершения ООО «Азимут» нарушения антимонопольного законодательства, а также на момент возбуждения в отношении Общества дела о нарушении антимонопольного законодательства, порядок определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения был урегулирован Постановлением Правительства от 13.02.2006 г. № 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения». Кроме того, на правовые отношения, связанные с подключением к газораспределительным сетям, распространялись Правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17.05.2002г. № 317 (далее – Правила № 317, Правила пользования газом), Правила заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденные Постановлением Правительства от 09.06.2007 г. №360 (далее - Правила №360).

В соответствии с п. 10 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения технические условия должны содержать следующие данные:

  • максимальная нагрузка в возможных точках подключения;
  • срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемый в том числе в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ;
  • срок действия технических условий, но не менее 2 лет с даты их выдачи. По истечении этого срока параметры выданных технических условий могут быть изменены.

Согласно п. 16 Правил № 317 (действовал до 01.03.2014 г., следовательно, его действие распространяется на технические условия, выданные ООО «Азимут» 05.11.2013 г.) технические условия на присоединение к газораспределительной системе должны содержать следующие сведения:

а) место присоединения к газопроводу;

б) максимальный часовой расход и давление газа в присоединяемом газопроводе, а также пределы изменения этого давления;

в) требования по учету расхода газа;

г) иные условия подключения к газораспределительной системе, учитывающие конкретные особенности проектов и систем газоснабжения.

Так как в технических условиях от 05.11.2013 г., выданных ООО «Азимут» заявителю, указано, что технические условия являются техническими условиями на присоединение, в данном случае подлежат применению как Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, так и Правила пользования газом.

Необходимо отметить, что в соответствии с п. 1 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения под точкой подключения понимается место соединения сетей инженерно-технического обеспечения с устройствами и сооружениями, необходимыми для присоединения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к системам тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения. Исходя из данного положения, и учитывая требование пп. «а» п. 16 Правил № 317, под местом присоединения к газопроводу должна пониматься точка подключения, следовательно, технические условия подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения должны содержать указание точки подключения.

Также необходимо указать, что в соответствии с действующими с 01.03.2014 г. Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 г. № 1314 (далее – Правила № 1314) подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется в следующем порядке (п. 3 Правил № 1314):

а) направление исполнителю запроса о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее - технические условия);

б) выдача технических условий;

в) направление исполнителю заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения (далее соответственно - договор о подключении, заявка о подключении (технологическом присоединении);

г) заключение договора о подключении;

д) выполнение мероприятий по подключению (технологическому присоединению), предусмотренных техническими условиями и договором о подключении;

е) получение разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства заявителя (в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации);

ж) составление акта о подключении (технологическом присоединении), акта разграничения имущественной принадлежности и акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон.

Пункт 37 Правил № 1314 предусматривает, что технические условия, направляемые заявителю исполнителем в 30-дневный срок со дня получения от заявителя заявки о подключении (технологическом присоединении), дополняются следующей информацией:

а) о газопроводе, к которому осуществляется подключение (технологическое присоединение);

б) о максимальном часовом расходе газа (в случае его изменения) и пределах изменения давления газа в присоединяемом газопроводе;

в) о диаметре и материале труб;

г) об обязательствах заявителя по оборудованию подключаемого объекта капитального строительства приборами учета газа;

д) о других условиях подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения, учитывающих конкретные особенности проектов газоснабжения, включая точку подключения.

Таким образом, в соответствии с законодательством, действующим на дату вынесения решения, исполнитель также обязан указывать точку подключения в технических условиях. Изменение действующего законодательства состоит лишь в том, что информация о точке подключения вносится в технические условия после подачи заявителем заявки на подключение, то есть, является следующей стадией подключения после выдачи технических условий. Следовательно, ООО «Азимут» после обращения ООО «ДВС» с заявкой о подключении (заключении договора) обязано будет устранить допущенное нарушение, выразившееся в указании в технических условиях точки подключения, не предусмотренной проектной документацией на газопровод, указав действительно существующую точку подключения.

Согласно документам, представленным ООО «ДВС», а именно, письму проектной организации ООО «Спецпроект» (являлось проектной организацией для газопровода от ДОЛ «Тимуровец» до СНТ «Морозко», что подтверждается копией акта приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 03.12.2010 г.) точки подключения ПК 47+83,5, указанной в п. 3 выданных ООО «Азимут» технических условий, согласно проектной документации, не существует. Таким образом, ООО «Азимут», указав в выданных ООО «ДВС» технических условиях не существующую точку подключения, нарушило п. 16 Правил № 317, которым предусмотрена необходимость указания точки подключения (места присоединения к газопроводу) в технических условиях, нарушив тем самым и права и законные интересы ООО «ДВС», что подтверждается обращением ООО «ДВС», так как для осуществления фактического присоединения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения необходима информация о месте соединения сетей инженерно-технического обеспечения с устройствами и сооружениями, необходимыми для присоединения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к системам тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения, а указание в технических условиях несуществующей точки подключения делает невозможным фактическое присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения.

При этом ответа на письмо ООО «ДВС» исх. № 161 от 12.11.2013 г., в котором заявитель указал на отсутствие в проектной документации на газопровод точки подключения ПК 47+83,5, предусмотренной техническими условиями от 05.11.2013 г., и просил устранить данный недостаток, внеся изменения в технические условия, ООО «Азимут» не представило.

В соответствии с Постановлением Правительства от 13.02.2006 г. № 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения» операция по присоединению объекта к сетям (в том числе к газораспределительной сети) не имеет для хозяйствующего субъекта самостоятельной потребительской ценности, осуществляется для подачи ресурса.       

В то же время выдача технических условий на подключение осуществляется в целях присоединения объекта к сети и поставки газа. В соответствии с приведенными Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения услуга по присоединению (выдаче технических условий) оказывается владельцем соответствующей сети, который осуществляет транспортировку ресурса. Для случая присоединения к газораспределительной сети указанную услугу не может оказать никто кроме газотранспортной организации.

Также необходимо отметить, что в соответствии с п. 11 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения информация о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения должна содержать:

данные о тарифе на подключение, утвержденном на момент выдачи технических условий в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

дату окончания срока действия указанного тарифа (если период действия этого тарифа истекает ранее окончания срока действия технических условий);

дату повторного обращения за информацией о плате за подключение (если на момент выдачи технических условий тариф на подключение на период их действия не установлен).

Если для подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей инженерно-технического обеспечения, используемых в процессе холодного водоснабжения и водоотведения) не требуется создания (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения, плата за подключение не взимается.

Если у организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства, отсутствуют утвержденные инвестиционные программы, подключение осуществляется без взимания платы за подключение, а вместо информации о плате за подключение выдаются технические условия в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил.

В соответствии с п. 17 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения плата за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей инженерно-технического обеспечения, используемых в процессе холодного водоснабжения и водоотведения) определяется на основании тарифов, установленных органом местного самоуправления для подключения объекта капитального строительства к системам коммунальной инфраструктуры соответствующей ресурсоснабжающей организации.

Согласно пункту 14 Правил заключения и исполнения договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 №360 (Правила №360), размер платы за подключение определяется следующим образом:

1.если в утвержденную в установленном порядке инвестиционную программу организации коммунального комплекса – исполнителя по договору о подключении включены мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, и установлены тарифы на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов капитального строительства, размер платы за подключение определяется расчетным путем как произведение заявленной нагрузки и тарифа на подключение.

2.при отсутствии утвержденной инвестиционной программы исполнителя мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства по сооружению необходимых для подключения объектов инженерно-технической инфраструктуры, не связанному фактическим присоединением указанных объектов к существующим сетям инженерно-технического обеспечения в рамках договора о подключении, могут быть исполнены заказчиком самостоятельно. В этом случае исполнитель выполняет работы по фактическому присоединению сооруженных заказчиком объектов к существующим сетям инженерно-технического обеспечения, а плата за подключение не взимается.

3.если для подключения объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения не требуется проведения мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности этой сети, плата за подключение не взимается.

В соответствии с пунктом 12 Правил №360, договор о подключении должен содержать следующие существенные условия:

а) перечень мероприятий (в том числе технических) по подключению объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и обязательства сторон по их выполнению, в том числе:

мероприятия, выполняемые заказчиком, - в пределах границ земельного участка заказчика;

мероприятия, выполняемые исполнителем, - до границы земельного участка заказчика, на котором располагается объект капитального строительства, мероприятия по увеличению пропускной способности (увеличению мощности) соответствующих систем коммунальной инфраструктуры и мероприятия по фактическому присоединению к сетям инженерно-технического обеспечения;

б) срок осуществления исполнителем мероприятий по подключению, который не может превышать 18 месяцев с даты заключения договора о подключении, если более длительные сроки не указаны в заявке заказчика;

в) положение об ответственности сторон за несоблюдение установленных договором о подключении и настоящими Правилами сроков исполнения своих обязательств, в том числе:

право заказчика в одностороннем порядке расторгнуть договор о подключении при нарушении исполнителем сроков исполнения обязательств, указанных в договоре;

обязанность любой из сторон договора о подключении при нарушении ею сроков исполнения обязательств уплатить другой стороне в течение 10 рабочих дней с даты наступления просрочки неустойку, рассчитанную как произведение 0,014 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, установленной на дату заключения договора о подключении, и общего размера платы за подключение по договору за каждый день просрочки, если договором не предусмотрен больший размер неустойки;

г) размер платы за подключение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации;

д) порядок и сроки внесения заказчиком платы за подключение, имея в виду, что:

не более 15 процентов платы за подключение вносятся в течение 15 дней с даты заключения договора о подключении;

не более 35 процентов платы за подключение вносятся в течение 180 дней с даты заключения договора о подключении, но не позднее даты фактического подключения;

оставшаяся доля платы за подключение вносится в течение 15 дней с даты подписания сторонами акта о присоединении, фиксирующего техническую готовность к подаче ресурсов на объекты заказчика, но не позднее выполнения условий подачи ресурсов;

е) размер нагрузки ресурса, потребляемого объектом капитального строительства, который обязан обеспечить исполнитель в точках подключения;

ж) местоположение точек подключения не далее границ земельного участка заказчика;

з) условия подключения внутриплощадочных и (или) внутридомовых сетей и оборудования объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Необходимо отметить, что выдача технических условий осуществляется до заключения договора о подключении к сетям инженерно-технического обеспечения (п. 6 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, п. 3 Правил № 1314), в связи с чем, заключить указанный договор без получения и выполнения технических условий невозможно.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством плата за подключение в полном объеме должна быть внесена после подписания сторонами акта о присоединении, фиксирующего техническую готовность к подаче ресурсов на объекты заказчика.

В письме ООО «Азимут» от 05.11.2013 г. указан размер тарифа на подключение к газораспределительным сетям ООО «Азимут», однако не содержится сведений о том, каким органом и в каком порядке утвержден тариф, а также о реквизитах нормативно-правового акта, и сроке действия тарифа.

Пунктом 2.1 договоров о возмездном оказании услуг, заключенных ООО «Азимут» с жителями с. Морозово Искитимского района Новосибирской области (договор № 18 от 23.12.2013 г., договор № «…» от 23.12.2013 г., договор № «…» от 23.12.2013 г., договор № «…» от 25.01.2014 г., договор № «…» от 25.01.2014 г), копии которых представлены заинтересованным лицом, предусмотрено, что стоимость услуг ООО «Азимут» (исполнителя по договору) определяется исходя из тарифа, равного «…» руб. за один куб. м. газа в час. Пункт 2.2 договоров содержит положение о внесении платы за подключение двумя частями – 50 % суммы вносится заказчиком в течение трех рабочих дней с момента подписания договора и выдачи счета на оплату, остальная сумма вносится равными долями в течение 6 месяцев, т.е. срок внесения платы за подключение в полном объеме не поставлен в зависимость от подписания сторонами акта о присоединении, фиксирующего техническую готовность к подаче ресурсов на объекты заказчика.

Кроме того, письмом от 14.11.2013 г. администрация Морозовского сельсовета Искитимского района Новосибирской области подтвердила, что тариф на подключение к газопроводу высокого давления от ДОЛ Тимуровец до СНТ Морозко на территории с. Морозово Искитимского района не утвержден, необходимости в реконструкции существующей сети нет.

В ответ на запрос информации Новосибирского УФАС России орган местного самоуправления - администрация Морозовского сельсовета Искитимского района Новосибирской области письмом № 54 от 18.03.2014 г. сообщила, что не имеет сведений о наличии у ООО «Азимут» утвержденного тарифа на подключение к газораспределительным сетям, инвестиционная программа ООО «Азимут» в адрес администрации не представлялась, информации о необходимости проведения мероприятий по увеличенению мощности и (или) пропускной способности газопровода от ДОЛ «Тимуровец» до СНТ «Морозко» администрация не имеет.

Таким образом, на момент рассмотрения дела у Новосибирского УФАС России не имелось документального подтверждения наличия или отсутствия у ООО «Азимут» утвержденной инвестиционной программы. При этом в базе данных Справочной правовой системы «КонсультантПлюс» не имеется документов, содержащих сведения о тарифе на подключение к газораспределительным сетям, утвержденном для ООО «Азимут», а также об утверждении инвестиционной программы Общества. ООО «Азимут» также не представило в адрес антимонопольного органа соответствующие документы.

Таким образом, можно сделать вывод, что размер платы за подключение к газораспределительным сетям определен ООО «Азимут» неправомерно, в частности, в отсутствие утвержденного для Общества тарифа.

Требование ООО «Азимут» о внесении ООО «ДВС» платы за подключение в течение трех дней со дня получения информации о плате и, следовательно, до осуществления фактического присоединения объекта заявителя к газораспределительным сетям ООО «Азимут», в то время как п. 14 выданных ООО «Азимут» технических условий предусмотрено, что присоединение к газопроводу будет произведено только после внесения платы за подключение, является незаконным, следовательно, ущемляет права и законные интересы заявителя – ООО «ДВС».

Положения п. 2.1, 2.2 договоров о возмездном оказании услуг, заключенных ООО «Азимут» с жителями с. Морозово Искитимского района Новосибирской области, также не соответствуют действующему законодательству и ущемляют права потребителей.

ООО «Азимут» является владельцем газопровода высокого давления от ДОЛ «Тимуровец» до СНТ «Морозко», что подтверждается актом приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы - газопровода высокого давления от ДОЛ «Тимуровец» до СНТ «Морозко» от 03.12.2010 г., копия которого была представлена ООО «Азимут» в ответ на запрос Новосибирского УФАС исх. № 02-79 от 11.01.2013 г.

Согласно пп. «б» п. 2 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.05.2002г. № 317 (далее – Правила № 317), газораспределительной организацией является специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию газораспределительной системы и оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям. Газораспределительной организацией может быть организация - собственник газораспределительной системы, которая получила газораспределительную систему в процессе приватизации либо создала или приобрела ее на других предусмотренных законодательством Российской Федерации основаниях, или организация, заключившая с собственником газораспределительной системы договор на ее эксплуатацию.

Таким образом, ООО «Азимут» является газораспределительной организацией в понимании пп. «б» п. 2 Правил № 317.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», сферой деятельности субъектов естественной монополии является транспортировка газа по трубопроводам, следовательно, ООО «Азимут», осуществляя эксплуатацию газораспределительной системы, принадлежит к субъектам естественной монополии.

Транспортировка газа неразрывно связана с подключением к газораспределительным сетям, при этом услуги по осуществлению мероприятий по подключению оказываются непосредственно с целью обеспечения возможности последующей транспортировки газа до потребителя (технологическое подключение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по транспортировке газа). Таким образом, услуги по подключению являются нераздельной частью рынка транспортировки газа.

Частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Доминирующее положение в данном случае устанавливается исходя из определения естественной монополии, понимаемой как состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Таким образом, ООО «Азимут» в силу части 5 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям ООО «Азимут», в том числе, от ДОЛ «Тимуровец» до СНТ «Морозко».

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, согласно п. 10 части 1 статьи 10 Закона запрещается нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. При этом необходимо отметить, что в соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 г. № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.

Следовательно, действия ООО «Азимут» по указанию в технических условиях точки подключения, не предусмотренной проектной документацией на газопровод, определению размера платы за подключение к газораспределительным сетям в отсутствие утвержденного тарифа, требованию о внесении платы за подключение в полном объеме до осуществления фактического присоединения объектов заявителей к газораспределительным сетям ООО «Азимут», нарушают часть 1 статьи 10, а также пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».

Таким образом, ООО «Азимут», занимая доминирующее положение на рынке оказания услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям ООО «Азимут» от ДОЛ «Тимуровец» до СНТ «Морозко» совершило недопустимые в соответствии с частью 1 статьи 10, пунктом 10 части 1 статьи 10 ФЗ № 135-ФЗ «О защите конкуренции» действия, нарушив тем самым права и законные интересы ООО «ДВС», а также жителей с. Морозово Искитимского района Новосибирской области.

Ответственность юридического лица, являющегося субъектом естественной монополии, за совершение действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации предусмотрена частью 2 статьи 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Таким образом, ООО «Азимут» за нарушение части 1 статьи 10, а также пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» несет ответственность в соответствии с частью 2 статьи 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Место совершения административного правонарушения – г. Новосибирск.

Время совершения административного правонарушения – с 05.11.2013 г. по настоящее время.

ООО «Азимут» о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомленное надлежащим образом, на рассмотрение дела своего представителя не направило, письменных объяснений по существу правонарушения не представило.

Согласно ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты меры по их соблюдению. Правовая возможность исполнения существующей обязанности определяется отсутствием объективных препятствий для выполнения указанных обязанностей, то есть обстоятельств, не зависящих от воли обязанного лица.

У ООО «Азимут» имелась возможность для соблюдения норм действующего законодательства, путем указания в выданных ООО «ДВС» технических условиях от 05.11.2013 г. точки подключения, предусмотренной проектной документацией на газопровод, установления для потребителей условий и порядка внесения платы за подключение к газораспределительным сетям в соответствии с действующим законодательством, определения размера платы за подключение к газораспределительным сетям только после утверждения соответствующего тарифа.

Таким образом, ООО «Азимут» не предприняло всех зависящих от него мер, необходимых и достаточных для соблюдения требований антимонопольного законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, что подтверждает наличие вины в действиях ответчика.

В соответствии с частью 2 статьи 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях, совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Новосибирским УФАС России в рамках производства по делу об административном правонарушении по факту совершения ООО «Азимут» действий признанных Решением Комиссии Новосибирского УФАС России по делу № 02-01-09-10-14 нарушением части 1 статьи 10, пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции, были направлены уведомления о составлении протокола об административном правонарушении исх. № 02-6442 от 01.07.2014 г., 02-8435 от 14.08.2014 г., 02-9473 от 10.09.2014 г., 02-11622 от 05.11.2014 г., которыми Новосибирское УФАС России запросило у ООО «Азимут»:

  • Декларацию ООО «Азимут» по налогу на прибыль за 2012 год;
  • Справку о сумме выручки, полученной ООО «Азимут» в 2012 г. на рынке оказания услуг по транспортировке газа;
  • Справку о сумме выручки, полученной ООО «Азимут» в 2012 г. на рынке оказания услуг по подключению к газораспределительным сетям;
  • Копию Устава ООО «Азимут».

Уведомление о составлении протокола об административном правонарушении исх. № 02-11622 от 05.11.2014 г. получено представителем ООО «Азимут» по доверенности № б/н от 02.07.2014 г.  «...» 19.11.2014 г., что подтверждается подписью  «...» на копии уведомления, имеющейся в материалах дела об административном правонарушении № 02-13-95-2014 г. В ответ на запрос антимонопольного органа ООО «Азимут» не представило запрошенные документы и сведения. В связи с изложенным, расчет подлежащего применению размера административного штрафа исходя из размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, не представляется возможным. Таким образом, в данном случае подлежит применению минимальный размер административного штрафа, предусмотренный санкцией ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ, а именно – сто тысяч рублей.

Смягчающие и отягчающие обстоятельства, закрепленные ст. 4.2., 4.3 КоАП РФ, при рассмотрении дела не установлены.

Руководствуясь статьями 23.48 и частью 2 статьи 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях, учитывая отсутствие смягчающих и отягчающих обстоятельств,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать Общество с ограниченной ответственностью «Азимут» (юридический и почтовый адрес: 630088, г. Новосибирск, ул. Петухова, д. 17, оф. 302, ИНН 5403315370, дата регистрации: 20.01.2010г.) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ.

2. Применить к Обществу с ограниченной ответственностью «Азимут» (юридический и почтовый адрес: 630088, г. Новосибирск, ул. Петухова, д. 17, оф. 302, ИНН 5403315370, дата регистрации: 20.01.2010г.) меру ответственности в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

Согласно части 1 статьи 32.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу постановления о наложении административного штрафа либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях статьей 31.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях на р/с 40 101 810 900 000 010 001 ГРКЦ ГУ Банка России по Новосибирской области, г. Новосибирск, БИК 045004001.

Получатель: Управление Федерального казначейства по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России), ИНН 5405116098/КПП 540501001, код БК 161 1 16 02010 01 6000 140, ОКТМО 50701000.

Назначение платежа: административные штрафы, зачисляемые в федеральный бюджет.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, постановление в соответствии с действующим законодательством направляется судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в соответствии со ст. 30.1-30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно требованиям ст. 29.11 КоАП РФ данное постановление по делу об административном правонарушении оглашено в полном объёме немедленно по окончании рассмотрения дела.

В соответствии со ст. 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу. В случае рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания течение срока давности продлевается на срок рассрочки.

Связанные организации

Связанные организации не указаны