Постановление №02-13-95-2018 ПОСТАНОВЛЕНИЕ №02-13-95-2018 о назначении административного... от 13 декабря 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 02-13-95-2018

о назначении административного наказания

 

13 декабря 2018  года                                                                                          г. Новосибирск

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области Камнева Наталья Петровна, рассмотрев протокол № 02-13-95-2018 от 29 ноября 2018 года и материалы дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении юридического лица – Акционерного общества «Региональные электрические сети»  (далее – АО «РЭС») (ИНН 5406291470/ КПП 540601001, дата регистрации юридического лица 01.10.2004, ОГРН 1045402509437, юридический адрес: 630005, г. Новосибирск, ул. Семьи Шамшиных, д. 80),

в присутствии представителя АО «РЭС»  - «…», действующей по доверенности от 13.08.2018 № 555/18,

 

УСТАНОВИЛ:

В Новосибирское УФАС России поступило заявление ИП Федорова И.Г. с жалобой на действия АО «РЭС» по факту нарушения порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.

19.07.2017 ИП Федоровым И.Г. в адрес филиала  «Приобские электрические сети» АО «РЭС» была направлена заявка на технологическое присоединение энергопринимающего устройства – производственного здания, расположенного на принадлежащем ему земельном участке по адресу: Новосибирская область, Мошковский район, Барлакский сельсовет (кадастровый номер земельного участка «…») (далее - Участок), к электрическим сетям (далее - Заявка).

Между АО «РЭС» и  ИП Федоровым И.Г. заключен договор №36190/5420016 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 03.11.2017.

В соответствии с абзацем 1 пункта 88 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. Постановление Правительства РФ № 861 от 27.12.2004 (далее – Правил) по результатам мероприятий по проверке выполнения заявителем технических условий сетевая организация в 3-дневный срок составляет и направляет для подписания заявителю подписанный со своей стороны в 2 экземплярах акт о выполнении технических условий.

В соответствии абзацем 3 пункта 88 Правил, акт о выполнении технических условий в отношении заявителей, указанных в пункте 12(1) Правил, подписывается заявителем и сетевой организацией непосредственно в день проведения осмотра. В соответствии с абзацем 4 пункта 88 Правил, сетевая организация вместе с актом о выполнении технических условий обязана предоставить заявителю ранее полученные от гарантирующего поставщика 2 экземпляра подписанного гарантирующим поставщиком проекта договора энергоснабжения - если в заявке в качестве вида договора, обеспечивающего продажу заявителю электрической энергии (мощности) на розничном рынке, указан договор энергоснабжения.

В соответствии пунктом 90 Правил, срок проведения мероприятий по проверке сетевой организацией выполнения заявителем технических условий (с учетом направления заявителю подписанного сетевой организацией акта о выполнении технических условий) не должен превышать 10 дней со дня получения сетевой организацией уведомления от заявителя о выполнении им технических условий либо уведомления об устранении замечаний.

17.07.2018 в адрес филиала «Приобские электрические сети» АО «РЭС» было направлено уведомление о выполнении заявителем мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ Участка, предусмотренных Техническими условиями. Уведомление о выполнении Технических условий было получено филиалом «Приобские электрические сети» АО «РЭС» 24 июля 2018 года, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления 63097924711241.

Таким образом, Акт о выполнении технических условий вместе с подписанным гарантирующим поставщиком проектом договора энергоснабжения АО «РЭС» должно было предоставить заявителю для подписания не позднее 03.08.2018.

Акт о выполнении технических условий № 54-М-5420016 вместе с подписанным гарантирующим поставщиком проектом договора энергоснабжения были предоставлены заявителю для подписания 17.08.2018 и подписаны заявителем в этот же день.

Таким образом, АО «РЭС» нарушило пункт 90 Правил, путем несоблюдения срока проведения мероприятий по проверке сетевой организацией выполнения заявителем технических условий (с учетом направления заявителю подписанного сетевой организацией акта о выполнении технических условий)

В соответствии с абзацем 8 пункта 8(3) Правил, сетевая организация обязана обеспечить возможность получения заявителем сведений о ходе выполнения сетевой организацией технических условий на своём официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемом Правительством Российской Федерации, в режиме реального времени без использования программного обеспечения, установка которого на технические средства потребителя требует заключения лицензионного или иного соглашения с правообладателем программного обеспечения, предусматривающего взимание с потребителя платы, и без использования специальных аппаратных средств.

 Согласно обращению у ИП Федорова И.Г. отсутствует возможность получения сведений о ходе выполнения АО «РЭС» Технических условий на официальном сайте АО «РЭС» или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемом Правительством Российской Федерации, что заявитель расценивает как нарушение порядка выполнения договора, регламентированного Правилами.

Постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 № 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии» утверждены стандарты раскрытия информации сетевой организации (далее – Стандарты).

Согласно пп. е(1)), е(2)) пункта 11 Стандартов Сетевая организация помимо информации, предусмотренной пунктом 9 настоящего документа, раскрывает в том числе информацию: о возможности подачи заявки на осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861, к электрическим сетям классом напряжения до 10 кВ включительно посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в сети Интернет, определяемого Правительством Российской Федерации; об основных этапах обработки заявок юридических и физических лиц и индивидуальных предпринимателей на технологическое присоединение к электрическим сетям, включая информацию о дате поступления заявки и ее регистрационном номере, о направлении в адрес заявителей подписанного со стороны сетевой организации договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технических условий, о дате заключения договора, о ходе выполнения сетевой организацией технических условий, о фактическом присоединении и фактическом приеме (подаче) напряжения и мощности на объекты заявителя, а также информацию о составлении и подписании документов о технологическом присоединении.

Согласно пункту 11(5) Стандартов информация, указанная в подпункте "е(1)" пункта 11 настоящего документа, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации. Информация, указанная в подпункте "е(2)" пункта 11 настоящего документа, подлежит доведению до сведения заявителей с момента поступления заявки на технологическое присоединение и совершения сетевой организацией дальнейших юридически значимых действий по рассмотрению этой заявки, заключению и исполнению договора об осуществлении технологического присоединения в отношении каждой заявки, поступающей в сетевую организацию, с использованием личного кабинета заявителя на официальном сайте сетевой организации или ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации. Порядок создания личного кабинета определяется сетевой организацией самостоятельно.

В подтверждение вышеизложенного довода, заявителем 27.09.2018 представлены сведения Личного кабинета с официального сайта АО «РЭС» («Главная» - «Клиентам» - «Технологическое присоединение» - «Личный кабинет»): распечатанные страницы вкладок «Мои данные», «Заявки», «Справка», «Помощь», в которых отсутствует информация о ходе выполнения сетевой организацией технических условий. Представленные заявителем материалы подтверждают неисполнение сетевой организацией абзаца 8 пункта 8(3) Правил.

Таким образом, АО «РЭС» нарушило абзац 8 пункта 8(3) Правил, путем неразмещения необходимых сведений о ходе выполнения сетевой организацией технических условий на своём официальном сайте.

В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, является административным правонарушением, которое влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сферам деятельности субъектов естественных монополий.

Приказом ФСТ России № 140-э от 18.04.2005г. АО «РЭС» (ранее – ЗАО «РЭС»), Новосибирская область, осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел I «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии», под регистрационным номером 54.1.38.

Приказом департамента по тарифам Новосибирской области от 19.12.2017 г. № 681-ЭЭ АО «РЭС» установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии.

Таким образом, АО «РЭС» является субъектом естественной монополии.

Принимая во внимание вышеизложенное, в действиях АО «РЭС» по нарушению абзаца 8 пункта 8(3) и пункта 90 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, содержатся признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрена части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Таким образом, АО «РЭС» за нарушение Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. Постановление Правительства РФ № 861 от 27.12.2004, несет ответственность в соответствии с частью 1 статьи 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

Место совершения нарушения – г. Новосибирск.

Время совершения правонарушения  - 04.08.2018.

 

При рассмотрении дела об административном правонарушении ответчиком были представлены пояснения, суть которых в следующем.

 

АО «РЭС» не согласно с вменяемым правонарушением.

Имеются основания для прекращения производства по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения, выразившегося, по мнению Новосибирского УФАС России, в неразмещении АО «РЭС» на своем официальном сайте необходимых сведений о выполнении ими технических условий.

Положения абз. 8 п. 8(3) Правил технологического присоединения распространяются только на случаи подачи заявки через официальный сайт сетевой организации, однако, ИП Федоров И.Г. направил заявку на заключение договора почтой на бумажном носителе.

В соответствии с п. 8 Правил технологического присоединения для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил. Заявка направляется по формам согласно приложениям № 4-7 любым способом ее подачи (почтой или с использованием официального сайта сетевой организации).

В силу абз. 3 п. 8(3) Правил технологического присоединения заявка направляется заявителем в сетевую организацию в 2 экземплярах письмом с описью вложения. Заявитель вправе представить заявку в сетевую организацию лично или через уполномоченного представителя, а сетевая организация обязана принять такую заявку.

При этом согласно абз. 4 п. 8(3) Правил технологического присоединения заявители, указанные в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил, в случае осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно вправе направлять заявку и прилагаемые документы посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемого Правительством Российской Федерации.

Подача заявок и документов в электронной форме осуществляется заявителем с использованием идентификатора и пароля, выданных посредством сайта сетевой организации в порядке, установленном сетевой организацией. Информация о порядке выдачи и использования идентификатора и пароля размещается на сайте сетевой организации (абз. 5 п. 8(3)).

Для получения идентификатора и пароля заявитель – индивидуальный предприниматель проходит процедуру регистрации на указанном сайте с использованием основного государственного регистрационного номера индивидуального предпринимателя и идентификационного номера налогоплательщика (абз. б п. 8(3)).

Заявитель несет ответственность за достоверность и полноту прилагаемых в электронном виде к заявке документов в соответствии с законодательством Российской Федерации (абз. 7 п. 8(3)).

Согласно абз. 8 п. 8(3) Правил технологического присоединения сетевая организация обязана обеспечить принятие в электронном виде заявок и прилагаемых документов от заявителей (в том числе возможность бесплатного получения заявителями идентификатора и пароля) и возможность получения заявителем сведений об основных этапах обработки заявок юридических и физических лиц и индивидуальных предпринимателей на технологическое присоединение к электрическим сетям, включая информацию о дате поступления заявки и ее регистрационном номере, направлении в адрес заявителей подписанного со стороны сетевой организации договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технических условий, о дате заключения договора, о ходе выполнения сетевой организацией технических условий, о фактическом присоединении и фактическом приеме (подаче) напряжения и мощности на объекты заявителя, а также о составлении и подписании документов о технологическом присоединении, на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, в режиме реального времени без использования программного обеспечения, установка которого на технические средства потребителя требует заключения лицензионного или иного соглашения с правообладателем программного обеспечения, предусматривающего взимание с потребителя платы, и без использования специальных аппаратных средств.

Из буквального и системного прочтения положений абзацев 4-8 п. 8(3) Правил технологического присоединения следует, что обязанность обеспечить возможность получения заявителем сведений о ходе выполнения сетевой организацией технических условий возникает у последней только в случае, если заявка подана в электронном виде.

Приведенные положения абзацев 4-8 п. 8(3) Правил технологического присоединения введены Постановлением Правительства РФ от 09.12.2013 г. № 1131 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам введения процедуры приема заявок на технологическое присоединение к электрической сети классом напряжения до 10 кВ включительно от лиц, мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 150 кВт, через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" с возможностью отслеживания исполнения заявки в режиме реального времени».

В Справке, размещенной на официальном Портале Правительства России, указано, что изменения, разработанные ФАС России и вносимые Постановлением Правительства РФ от 09.12.2013 г. № 1131 направлены на закрепление права лиц, желающих присоединить энергопринимающие устройства мощностью до 150 кВт к электрическим сетям классом напряжения до 10 кВ включительно, подавать заявку в сетевую организацию с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также на закрепление обязанности сетевых организаций раскрывать информацию об основных этапах поступления и обработки этих заявок (поступление заявки, выдача технических условий, заключение договора, подключение объекта).

Таким образом, из данной Справки прямо следует, что положения абз. 8 п. 8(3) Правил технологического присоединения распространяются только на случаи, когда заявка подана в электронном виде.

Указанное также следует из введенных тем же Постановлением Правительства РФ от 09.12.2013 г. № 1131 пп. е(1)), е (2)) п. 11, п. 11(5) Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 г. № 24 (далее - Стандарты).

По пп. е(1)), е(2)) п. 11(5) Стандартов сетевая организация раскрывает информацию о возможности подачи заявки на осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 Правил технологического присоединения, к электрическим сетям классом напряжения до 10 кВ включительно посредством официального сайта  сетевой организации или иного официального сайта в сети Интернет, определяемого Правительством Российской Федерации; об основных этапах обработки заявок юридических и физических лиц и индивидуальных предпринимателей на технологическое присоединение к электрическим сетям, включая информацию о дате поступления заявки и ее регистрационном номере, о направлении в адрес заявителей подписанного со стороны сетевой организации договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технических условий, о дате заключения договора, о ходе выполнения сетевой организацией технических условий, о фактическом присоединении и фактическом приеме (подаче) напряжения и мощности на объекты заявителя, а также информацию о составлении и подписании документов о технологическом присоединении.

В силу п. 11(5) Стандартов информация, указанная в подпункте "е(1)" пункта 11 настоящего документа, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации. Информация, указанная в подпункте "е(2)" пункта 11 настоящего документа, подлежит доведению до сведения заявителей с момента поступления заявки на технологическое при соединение и совершения сетевой организацией дальнейших юридически значимых действий по рассмотрению этой заявки, заключению и исполнению договора об осуществлении технологического присоединения в отношении каждой заявки, поступающей в сетевую организацию, с использованием личного кабинета заявителя на официальном сайте сетевой организации или ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации. Порядок создания личного кабинета определяется сетевой организацией самостоятельно.

В соответствии со Стандартами АО «РЭС» разработана Инструкция по регистрации и использованию личного кабинета заявителя на сайте АО «РЭС» в целях оформления (подачи) заявок на технологическое присоединение энергопринимающих устройств к сетям АО «РЭС».

ИП Федоров И.Г. направил в АО «РЭС» заявку от 19.07.2017 на технологическое присоединение принадлежащего ему объекта с приложениями (л. д. 102-97) на бумажном носителе по почте, что подтверждается имеющимися в материалах дела описью вложения (л. д. 96), почтовой квитанцией (л. д. 95), уведомлением о вручении (л. д. 94).

С учетом указанного, у сетевой организации не возникла обязанность по размещению на своем официальном сайте сведений о ходе выполнения ею технических условий по Договору, заключенному с ИП Федоровым И.Г.

Из представленной заявителем в материалы дела распечатанной страницы вкладки «Мои данные» (л. д. 99) следует, что личный кабинет ИП Федорова И.Г. на сайте АО «РЭС» зарегистрирован 19.08.2018 г. - после подписания сторонами Акта о выполнении технических условий от 17.08.2018.

Из распечатанной страницы вкладки личного кабинета «Заявки» (л. д. 100) следует, что заявителем не оформлялись какие-либо заявки в электронном виде.

Таким образом, отсутствуют основания утверждать, что АО «РЭС» не исполнило требования абз. 8 п. 8(3) Правил технологического присоединения, в связи с чем, отсутствует само событие административного правонарушения.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия события административного правонарушения.

Вменяемое АО «РЭС» нарушение срока проведения мероприятий по проверке выполнения заявителем технических условий имело незначительный период и было обусловлено необоснованным отказом заявителя от подписания Акта о выполнении технических условий в день проведения осмотра.

В соответствии с Протоколом сетевая организация должна была провести мероприятия по проверке выполнения заявителем технических условий не позднее 03.08.2017.

Проверка соответствия технических решений, параметров оборудования (устройств) и проведенных мероприятий требованиям технических условий, а также осмотр присоединяемого энергопринимающего устройства проведены мастером Барлакского участка филиала «Приобские электрические сети» АО «РЭС» Шабановым Н.Н. 06.08.2018 (т.е. на следующий рабочий день), что ИП Федоров И.Г. подтверждает в своем заявлении о нарушении антимонопольного законодательства (л. д. 107).

При этом согласно служебной записке от 12.12.2018 заявитель отказался подписать Акт о выполнении технических условий 06.08.2018, устно объяснив тем, что сетевая организация не приступила к строительству воздушной линии до границы его земельного участка. В связи с указанным, заявитель пояснил, что подпишет Акт после консультации.

Повторный выезд был произведен мастером 17.08.2018. В день повторного выезда заявитель подписал Акт о выполнении технических условий с замечанием по поводу отсутствия указания на проектируемую опору.

В представленном в материалы дела письме № РЭС-10698 от 16.10.2018 (л. д. 115-111) АО «РЭС» уже обращало внимание на то, что сетевая организация не обязана была делать в Акте указание на проектируемую опору. Правила технологического присоединения не обусловливают выполнение мероприятий заявителем условием о предварительном выполнении мероприятий сетевой организацией, поскольку соответствующие мероприятия выполняются каждой стороной самостоятельно в границах соответствующей зоны выполнения мероприятий. Следовательно, ИП Федоров И.Г. самостоятельно в независимости от действий АО «РЭС» должен был выполнить мероприятия по технологическому присоединению.

Сложившаяся судебная практика также подтверждает, что заявитель самостоятельно выполнять мероприятия в границах своего земельного участка безотносительно мероприятий сетевой организации (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.04.2017 № Ф04-533/2017 по делу № А27-8890/2016, Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2017 по делу № А45-26389/2016, Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 18.10.2013 по делу № А45-13505/2013), а также разъяснениями Федеральной антимонопольной службы России (письмо №АГ/46581 от 14.12.2011).

Таким образом, отказ заявителя от подписания Акта о выполнении технических условий 06.08.2018 был неправомерен.

Соответственно, по сути период просрочки проведения мероприятий по проверке выполнения заявителем технических условий составил 3 дня, а вина сетевой организации в просрочке с 07.08.2018 г. по 17.08.2018 г. отсутствует, поскольку просрочка в указанный период обусловлена исключительно необоснованным отказом заявителя от подписания Акта о выполнении технических условий в день проведения осмотра.

Вменяемое АО «РЭС» нарушение срока проведения мероприятий по проверке выполнения заявителем технических условий было устранено до составления Протокола, что является обстоятельством, смягчающим административную ответственность.

Согласно п.2 ч.1 ст.4.2 КоАП РФ обстоятельством смягчающим ответственность, признается добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение.

 Как отмечено ранее, проверка выполнения заявителем технических условий была проведена 06.08.2018; Акт о выполнении технических условий № 54-М-5420016 (в связи с необоснованным отказом заявителя от подписания в день проведения осмотра энергопринимающего устройства) подписан 17.08.2018.

Таким образом, какое-либо противоправное поведение со стороны АО «РЭС» отсутствовало как на дату составления Протокола, так и отсутствует на дату рассмотрения настоящего дела, что является обстоятельством, смягчающим административную ответственность.

Даже если допустить наличие виновного поведения АО «РЭС», размер административного штрафа подлежит снижению в соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ.

Санкция ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с ч. 3.2 cт. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей

В Постановлении Конституционного суда РФ от 25 февраля 2014 г. № 4-П сформулирована правовая позиция, раскрывающая конституционно-правовой смысл норм о применении мер административной ответственности и принципы применения мер административного наказания, в том числе принцип, согласно которому подлежат учету причины и условия совершения правонарушения и степень вины правонарушителя.

Меры административной ответственности и правила их применения, устанавливаемые законодательством об административных правонарушениях, должны не только соответствовать характеру правонарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий для лица, привлекаемого к административной ответственности, тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений (Постановления Конституционного Суда РФ от 25 февраля 2014 г. № 4-П, от 19 марта 2003 г. № 3-П, от 13 марта 2008 г. № 5-П, от 27 мая 2008 г. № 8-П, от 13 июля 2010 г. № 15-П, от 17 января 2013 г. № 1-П и от 14 февраля 2013 г. №4-П).

Вменяемое АО «РЭС» нарушение срока выполнения мероприятий по проверке выполнения заявителем технических условий фактически не повлекло каких-либо вредных последствий для заявителя. Стоит отметить, что технологическое присоединение объекта заявителя осуществлено надлежащим образом, с соблюдением установленных сроков.

При таких обстоятельствах назначение административного наказания в размере, предусмотренном ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, будет являться несоразмерным вменяемому нарушению.

Кроме того, согласно правовым положениям, изложенным в постановлении Конституционного Суда РФ от 25 февраля 2014 г. № 4-П, содержательно вина юридического лица в совершении административного правонарушения может выражаться различным образом – в полном игнорировании требований законодательства, в уклонении от исполнения отдельных правовых предписаний, в неиспользовании всех доступных средств для соблюдения установленных. правил и т. п. Составообразующего значения для квалификации совершенного юридическим лицом административного правонарушения эти обстоятельства не имеют, однако в правоприменительной практике назначения административного наказания их учет не лишен смысла.

Согласно протоколу № 02-13-95-2018 просрочка выполнения мероприятий по проверке выполнения ИП Федоровым И.Г. технических условий составила всего 14 дней; по факту (с учетом вышеизложенного) - только 3 дня.

Вина АО «РЭС» не выражалась в полном игнорировании требований законодательства, в уклонении от исполнения отдельных правовых предписаний, в неиспользовании всех доступных средств для соблюдения установленных правил.

Более того, фактически предполагаемое нарушение устранено АО «РЭС» добровольно до составления Протокола.

Таким образом, с учетом изложенных обстоятельств, на основании ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ и с учетом правовых позиций, установленных Конституционным судом РФ, в случае привлечения АО «РЭС» к административной ответственности имеются основания для снижения штрафа ниже низшего предела, установленного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ - до 50 000 руб. (ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ).

Даже если допустить наличие события административного правонарушения, производство по делу подлежит прекращению в связи с малозначительностью  административного правонарушения.

В соответствии со ст.2.9. КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в п. 18 Постановления от 02.06.2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношения.

Согласно п. 18.1 указанного Постановления Пленума ВАС РФ при квалификации административного право нарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким­-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.

Как следует из обстоятельств дела, возможное нарушение АО «РЭС» носит формальный, малозначительный характер, устранено до составления Протокола по делу об административном правонарушении.

В частности, согласно Протоколу №02-13-95-2018 просрочка составила всего 14 дней (а по факту - 3 дня), что само по себе не свидетельствует о существенном затягивании процедуры технологического присоединения объекта ИП Федорова И.Г.

Таким образом, в рассматриваемом случае возбуждение производства по административному делу и привлечение АО «РЭС» к ответственности, по существу не направлено на защиту интересов заявителя, предотвращение вредных последствий. Поведение АО «РЭС» фактически не повлекло существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Исходя из общих принципов права, санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, что следует из правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 12.05.1998 г. №14- П.

С учетом указанных положений, разъясненных Конституционным Судом РФ, очевидно, что с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела, административный штраф, предусмотренный ч.1 ст.9.21 КоАП РФ, несоразмерен содеянному и его взыскание повлечет негативные последствия для АО «РЭС», не отвечающие принципам административного наказания (справедливости наказания и его соразмерности).

При этом в данном конкретном случае при освобождении Общества от административной ответственности ввиду применения ст. 2.9 КоАП РФ достигаются и реализуются все цели и принципы административного наказания (справедливости, неотвратимости, целесообразности и законности), поскольку к нарушителю применяется такая мера государственного реагирования, как устное замечание, которая призвана оказать моральное воздействие и направлена на то, чтобы предупредить, проинформировать о недопустимости совершения подобного нарушения впредь.

Соответственно АО «РЭС» допускает возможным (даже в случае установления события административного правонарушения и вины) применение в рассматриваемом случае положений ст.2.9 КоАП РФ и освобождение АО «РЭС» от административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 24.5 КоАП РФ АО «РЭС» просит прекратить производство по делу об административном право нарушении в отношении АО «РЭС».

 

При рассмотрении дела об административном правонарушении установлены следующие обстоятельства.

 

ИП Федоров И.Г. направил заявку на заключение договора почтой на бумажном носителе.

В соответствии с п. 8 Правил технологического присоединения для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил. Заявка направляется по формам согласно приложениям № 4-7 любым способом ее подачи (почтой или с использованием официального сайта сетевой организации).

В силу абз. 3 п. 8(3) Правил технологического присоединения заявка направляется заявителем в сетевую организацию в 2 экземплярах письмом с описью вложения. Заявитель вправе представить заявку в сетевую организацию лично или через уполномоченного представителя, а сетевая организация обязана принять такую заявку.

При этом согласно абз. 4 п. 8(3) Правил технологического присоединения заявители, указанные в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил, в случае осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно вправе направлять заявку и прилагаемые документы посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемого Правительством Российской Федерации.

Подача заявок и документов в электронной форме осуществляется заявителем с использованием идентификатора и пароля, выданных посредством сайта сетевой организации в порядке, установленном сетевой организацией. Информация о порядке выдачи и использования идентификатора и пароля размещается на сайте сетевой организации (абз. 5 п. 8(3)).

Для получения идентификатора и пароля заявитель – индивидуальный предприниматель проходит процедуру регистрации на указанном сайте с использованием основного государственного регистрационного номера индивидуального предпринимателя и идентификационного номера налогоплательщика (абз. б п. 8(3)).

Заявитель несет ответственность за достоверность и полноту прилагаемых в электронном виде к заявке документов в соответствии с законодательством Российской Федерации (абз. 7 п. 8(3)).

В соответствии с абзацем 8 пункта 8(3) Правил, сетевая организация обязана обеспечить возможность получения заявителем сведений о ходе выполнения сетевой организацией технических условий на своём официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемом Правительством Российской Федерации, в режиме реального времени без использования программного обеспечения, установка которого на технические средства потребителя требует заключения лицензионного или иного соглашения с правообладателем программного обеспечения, предусматривающего взимание с потребителя платы, и без использования специальных аппаратных средств.

Согласно доводам ответчика, положения абзацев 4-8 п. 8(3) Правил технологического присоединения введены Постановлением Правительства РФ от 09.12.2013 г. № 1131 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам введения процедуры приема заявок на технологическое присоединение к электрической сети классом напряжения до 10 кВ включительно от лиц, мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 150 кВт, через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" с возможностью отслеживания исполнения заявки в режиме реального времени».

В Справке, размещенной на официальном Портале Правительства России, указано, что изменения, разработанные ФАС России и вносимые Постановлением Правительства РФ от 09.12.2013 г. № 1131 направлены на закрепление права лиц, желающих присоединить энергопринимающие устройства мощностью до 150 кВт к электрическим сетям классом напряжения до 10 кВ включительно, подавать заявку в сетевую организацию с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также на закрепление обязанности сетевых организаций раскрывать информацию об основных этапах поступления и обработки этих заявок (поступление заявки, выдача технических условий, заключение договора, подключение объекта).

Таким образом, из данной Справки прямо следует, что положения абз. 8 п. 8(3) Правил технологического присоединения распространяются только на случаи, когда заявка подана в электронном виде.

ИП Федоров И.Г. направил заявку на заключение договора почтой на бумажном носителе, что подтверждается описью вложения почтового отправления.

На основании изложенного, принимая во внимание доводы ответчика, положения  абз. 8 п. 8(3) Правил со стороны АО «РЭС» не нарушены.

В соответствии пунктом 90 Правил, срок проведения мероприятий по проверке сетевой организацией выполнения заявителем технических условий (с учетом направления заявителю подписанного сетевой организацией акта о выполнении технических условий) не должен превышать 10 дней со дня получения сетевой организацией уведомления от заявителя о выполнении им технических условий либо уведомления об устранении замечаний.

17.07.2018 в адрес филиала «Приобские электрические сети» АО «РЭС» было направлено уведомление о выполнении заявителем мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ Участка, предусмотренных Техническими условиями. Уведомление о выполнении Технических условий было получено филиалом «Приобские электрические сети» АО «РЭС» 24 июля 2018 года, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления 63097924711241.

Таким образом, Акт о выполнении технических условий вместе с подписанным гарантирующим поставщиком проектом договора энергоснабжения АО «РЭС» должно было предоставить заявителю для подписания не позднее 03.08.2018.

Акт о выполнении технических условий № 54-М-5420016 вместе с подписанным гарантирующим поставщиком проектом договора энергоснабжения были предоставлены заявителю для подписания 17.08.2018 и подписаны заявителем в этот же день.

Согласно пояснениям ответчика, вменяемое АО «РЭС» нарушение срока проведения мероприятий по проверке выполнения заявителем технических условий имело незначительный период и было обусловлено необоснованным отказом заявителя от подписания Акта о выполнении технических условий в день проведения осмотра.

Проверка соответствия технических решений, параметров оборудования (устройств) и проведенных мероприятий требованиям технических условий, а также осмотр присоединяемого энергопринимающего устройства проведены мастером Барлакского участка филиала «Приобские электрические сети» АО «РЭС» Шабановым Н.Н. 06.08.2018, что ИП Федоров И.Г. подтверждает в своем заявлении о нарушении антимонопольного законодательства.

При этом согласно служебной записке от 12.12.2018 заявитель отказался подписать Акт о выполнении технических условий 06.08.2018, устно объяснив тем, что сетевая организация не приступила к строительству воздушной линии до границы его земельного участка. В связи с указанным, заявитель пояснил, что подпишет Акт после консультации.

Повторный выезд был произведен мастером 17.08.2018. В день повторного выезда заявитель подписал Акт о выполнении технических условий с замечанием по поводу отсутствия указания на проектируемую опору.

Учитывая изложенное, АО «РЭС» нарушило пункт 90 Правил, путем несоблюдения срока проведения мероприятий по проверке сетевой организацией выполнения заявителем технических условий (с учетом направления заявителю подписанного сетевой организацией акта о выполнении технических условий).

Таким образом, Новосибирским УФАС России установлено событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

В своих пояснениях заявитель указывает на то, что АО «РЭС» допускает возможным (даже в случае установления события административного правонарушения и вины) применение в рассматриваемом случае положений ст.2.9 КоАП РФ и освобождение АО «РЭС» от административной ответственности.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Вменяемое АО «РЭС» административное правонарушение не может быть признано малозначительным, так как действиями АО «РЭС», являющегося  субъектом естественной монополии, был нарушен порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям, путем несоблюдения срока проведения мероприятий по проверке сетевой организацией выполнения заявителем технических условий (с учетом направления заявителю подписанного сетевой организацией акта о выполнении технических условий),  тем самым были нарушены законные права заявителя на своевременное подписание акта о выполнении технических условий.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.

У АО «РЭС» имелась возможность для соблюдения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, но ответчиком не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению законодательства.

Таким образом, АО «РЭС» не предприняло зависящих от него мер, необходимых и достаточных для соблюдения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, что подтверждает наличие вины в действиях ответчика.

АО «РЭС» несет ответственность в соответствии с частью 1 статьи 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусматривающей наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Учитывая тот факт, что действия самого заявителя также повлекли затягивание срока подписания акта о выполнении технических условий, в данном случае антимонопольный орган считает возможным применить к АО «РЭС»  положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.

Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Обстоятельства, закрепленные статьями 4.2, 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не установлены.

Руководствуясь статьями 23.48, частью 1 статьи 9.21 и частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ Кодекса РФ об административных правонарушениях, учитывая отсутствие отягчающих и смягчающих обстоятельств,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Признать  АО «РЭС» (ИНН 5406291470/ КПП 540601001, дата регистрации юридического лица 01.10.2004, ОГРН 1045402509437, юридический адрес: 630005, г. Новосибирск, ул. Семьи Шамшиных, д. 80) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21  КоАП РФ.

2. Применить к АО «РЭС» (ИНН 5406291470/ КПП 540601001, дата регистрации юридического лица 01.10.2004, ОГРН 1045402509437, юридический адрес: 630005, г. Новосибирск, ул. Семьи Шамшиных, д. 80)  меру ответственности в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.

 

Согласно части 1 статьи 32.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу постановления о наложении административного штрафа либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях статьей 31.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях на р/с 40 101 810 900 000 010 001 ГРКЦ ГУ Банка России по Новосибирской области, г. Новосибирск, БИК 045004001.

 

Получатель: Управление Федерального казначейства по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России), ИНН 5405116098/КПП 540501001, КБК 161 1 16 41000 01 6000 140 ОКАТО  50401000000, ОКТМО 50701000. УИН: 16100500000000017282.

Назначение платежа: административные штрафы, зачисляемые в федеральный бюджет.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, постановление в соответствии с действующим законодательством направляется судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в соответствии со ст. 30.1-30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.[1]

 

 

Заместитель руководителя управления                                                            Н.П. Камнева

 

                                                                                                                                                                               

Постановление о назначении административного наказания получено:

«___»________201__г.

 

 

Постановление о назначении административного наказания вступило в законную силу:

«___»___________ 201__ г.

 

[1] В соответствии со ст. 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу. В случае рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания течение срока давности продлевается на срок рассрочки.

Связанные организации

Связанные организации не указаны