Решение №054/06/100-835/2022 обращение (акт ведомственного контроля, проведенного КРУ МВД... от 17 мая 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/100-835/2022

о результатах внеплановой проверки соблюдения

законодательства о государственном оборонном заказе и законодательства о контрактной системе в сфере закупок

 

«17» мая 2022 г.                                                                                                           г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

 

в отсутствие представителей ОФСИН России по Республике Алтай,

рассмотрев обращение (акт ведомственного контроля, проведенного КРУ МВД России), содержащее информацию о результатах документарной проверки по соблюдению ГУ МВД по Иркутской области требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок в период с 01.01.2021 по 01.01.2022, в том числе при осуществлении закупок в рамках государственного оборонного заказа,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее – Новосибирское УФАС России) поступило (акт ведомственного контроля, проведенного КРУ МВД России), содержащее информацию о результатах документарной проверки по соблюдению ГУ МВД по Иркутской области требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок в период с 01.01.2021 по 01.01.2022, в том числе при осуществлении закупок в рамках государственного оборонного заказа (вх. от 06.04.2022 № 4179/22).

В результате проверочных мероприятий в отношении ГУ МВД по Иркутской области был выявлен ряд нарушений, отраженных в акте от 02.02.2022.

КРУ МВД России установило следующее.

  1. ГУ МВД по Иркутской области в единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) разместило извещение от 31.03.2021 № 0134100007421000020 о проведении электронного аукциона на поставку оборудования хранения информации (сетевых хранилищ) по начальной (максимальной) цене контракта 720,4 тыс. рублей.

В нарушение ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) в извещении и документации об аукционе заказчиком неправомерно установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2019 № 1746 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров, происходящих из иностранных государств, и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 1746).

Как указывает КРУ МВД России действия заказчика содержат признаки нарушения, предусмотренного ч. 1.4, ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

На участие в аукционе было подано 2 заявки (минимальное предложение цены контракта – 2584,4 тыс. рублей), которые были отклонены от участия в закупке на основании Постановления № 1746, в связи с чем процедура определения поставщика была признана несостоявшейся.

При повторном проведении аукциона (извещение от 19.04.2021 № 0134100007421000028) запреты, предусмотренные Постановлением № 1746, заказчиком установлены не были.

По результатам аукциона был заключен государственный контракт от 31.05.2021 № 0134100007421000028_76307 на сумму 2666,0 тыс. рублей.

Таким образом, в результате отклонения участников закупки, в связи с неправомерно установленными в закупке № 0134100007421000020 ограничениями допуска, сетевые хранилища приобретены по более дорогой цене. Дополнительные расходы федерального бюджета составили 81,6 тыс. рублей.

  1. Аналогичное нарушение ст. 14 Федерального закона № 44-ФЗ, выраженное в неправомерном установлении запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, было допущено при проведении электронного аукциона от 19.03.2021 № 0134100007421000010 на поставку устройств для защищенного хранения ключей шифрования и ключей электронной подписи по НМЦК 962,50 тыс. рублей

Как указывает КРУ МВД России действия заказчика содержат признаки нарушения, предусмотренного ч. 1.4, ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

3.         ГУ МВД по Иркутской области в ЕИС разместило извещение от 14.04.2021 № 0134100007421000025 о проведении электронного аукциона на поставку оборудования для технической защиты информации по НМЦК 3063,2 тыс. рублей.

В документации электронного аукциона установлено ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 г. № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление № 878).

В нарушение п. 15 ст. 42 Федерального закона № 44-ФЗ информация об ограничении допуска, предусмотренная аукционной документацией, в извещении отсутствовала.

Как указывает КРУ МВД России действия заказчика содержат признаки нарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.

4.         ГУ МВД по Иркутской области в ЕИС разместило извещение от 12.05.2021 № 0134100007421000033 о проведении электронного аукциона на поставку носимых радиостанций «Эрика» по НМЦК 22033,3 тыс. рублей.

Согласно п. 6 дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 (далее – Дополнительные требования), при осуществлении закупки по государственному оборонному заказу в части заказов на создание, модернизацию, поставки, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и специальной техники к участникам закупки устанавливается соответствующее дополнительное требование.

В нарушение ч. 4 ст. 31, ч. 1 ст. 64 Федерального закона № 44-ФЗ, п. 6 Дополнительных требований извещение и документация об аукционе не содержали требования об отсутствии у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, главного бухгалтера юридического лица – участника закупки судимости за преступления, предусмотренные статьями 201.1, 238, 285, 285.4 и 286 Уголовного кодекса Российской Федерации, подтверждаемого справкой.

В нарушение п. 1.1 Приказа № 126н в извещении установлено преимущество участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров, в размере 15 процентов, вместо предусмотренных Приказом 20 процентов.

5.         Аналогичные нарушения ч. 4 ст. 31, ч. 1 ст. 64 Федерального закона № 44-ФЗ, п. 6 Дополнительных требований допущены при проведении извещения от 19.03.2021 № 0134100007421000012 на сумму 20441,2 тыс. рублей на поставку подвижного узла связи.

6.         Аналогичные нарушения п. 1.1 Приказа № 126 были установлены при проведении следующих закупок: извещение №№ 0134100007421000033, 0134100007421000050, 0134100007421000065, 0134100007421000062, 0134100007421000044, 0134100007421000036, 0134100007421000032, 0134100007421000029, 0134100007421000031, 0134100007421000027, 0134100007421000024, 0134100007421000023, 0134100007421000019, 0134100007421000007.

Как указывает КРУ МВД России действия заказчика содержат признаки нарушений, предусмотренных ч. 1.4, ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

7.         ГУ МВД по Иркутской области в ЕИС разместило извещение от 18.06.2021 № 0134100007421000044 о проведении электронного аукциона на поставку ПЭВМ (в рамках ГОЗ) по НМЦК 2796,8 тыс. рублей.

В нарушение ст. 33 Федерального закона № 44-ФЗ в техническом задании аукционной документации заказчиком установлены требования к интерфейсу накопителя SSD: SATA; PCIe, которые не могут быть реализованы совместно. При этом в инструкции по заполнению первых частей заявок отсутствуют правила чтения символов, используемых заказчиком при описании объекта закупки. Таким образом не представляется возможным определить значение символа «;» и порядок указания характеристик, разделяемых им при подаче заявок участниками закупки.

Как указывает КРУ МВД России действия заказчика содержат признаки нарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

По результатам электронного аукциона ГУ МВД с ООО «Меркурий» заключен государственный контракт от 16.07.2021 № 2121188101382003808171041/0134100007421000044_76307 на сумму 2 784,2 тыс. рублей, в который характеристики SSD включены в неизменном виде.

Дополнительным соглашением от 27.08.2021 б/н сторонами были изменены характеристики SSD – увеличен объем накопителя с 480Гб до 512Гб и указан его конкретный интерфейс (SATA). При этом накопители с интерфейсом PCIe имеют меньшие задержки и большую пропускную способность по сравнению с SATA.

Таким образом, неправильное описание объекта закупки повлекло заключение дополнительного соглашения и поставку товара с ухудшенными характеристиками на общую сумму 2 784,2 тыс. рублей.

8.         ГУ МВД по Иркутской области в ЕИС разместило извещение от 05.04.2021 № 0134100007421000021 о проведении электронного аукциона на оказание услуг по ремонту специальной техники в рамках государственного оборонного заказа вне государственной программы вооружения (поставка комплектующих для систем видеонаблюдения) на сумму 2298,8 тыс. рублей (контракт от 19.05.2021 № 2121188100902003808171041/0134100007421000021 76307 на сумму 2 149,3 тыс. рублей), в котором указало общий код ОКПД2 26.40.33.190 для устройств внешних записывающих, мониторов, видеокамер, при этом для каждого из указанных товаров предусмотрены коды ОКПД2 и позиция в КТРУ для монитора.

В описании объекта закупки и извещении о закупке в нарушение п. 2 ч. 2 ст. 33 Федерального закона № 44-ФЗ применены характеристики монитора, не соответствующие (отсутствующие) позиции КТРУ, действующей на момент размещения закупки (время оклика, температурный режим), также указан конкретный показатель угла обзора без разделения на горизонтальный и вертикальный. Предусмотренное законом обоснование применения указанных характеристик в документации отсутствовало.

По факту выявленных нарушений ГУ МВД по Иркутской области пояснило следующее.

  1. При проведении электронного аукциона на поставку оборудования хранения информации (сетевых хранилищ) (извещение от 31.03.2021 № 0134100007421000020), в техническом задании в наименовании объекта закупки было указано: «сетевое хранилище данных» ОКПД 26.20.21.120.

Пунктом 1 Постановления № 1746 устанавливался запрет на допуск программно-аппаратных комплексов систем хранения данных, относящихся к коду по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) 26.20.2 «Устройства запоминающие и прочие устройства хранения данных», происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В техническом задании указывалось наименование объекта закупки и ОКПД 26.20.21.120, подходившие под устройства хранения данных.

На основании изложенного ГУ МВД по Иркутской области считает, что нарушение ст. 14 Федерального закона № 44-ФЗ в действиях заказчика отсутствовали.

  1. При проведении электронного аукциона на поставку устройств для защищенного хранения ключей шифрования и ключей электронной подписи (извещение от 19.03.2021 № 0134100007421000010) в техническом задании в наименовании объекта закупки было указано: «устройства для защищенного хранения ключей шифрования и ключей электронной подписи» ОКПД 26.20.21.120, подходившее под устройства хранения данных.

Заказчик пояснил, что при проведении электронного аукциона принцип обеспечения конкуренции был соблюден, на участие в аукционе было подано 2 заявки. Экономия бюджетных средств при заключении контракта составила 0,5%. Кроме того, участником закупки была предоставлена декларация о нахождении объекта закупки в едином реестре Российской радиоэлектронной продукции с указанием номера реестровой записи.

На основании изложенного ГУ МВД по Иркутской области считает, что нарушение ст. 14 Федерального закона № 44-ФЗ в действиях заказчика отсутствовали.

  1. По нарушениям, выявленным КРУ МВД России и указанным в п. 3 настоящего решения ГУ МВД по Иркутской области пояснило, что размещение в ЕИС извещения от 14.04.2021 № 0134100007421000025 на поставку оборудования для технической защиты информации осуществлялось специалистом по закупкам ГМиРЗ УОТО ГУ МВД Д.А. Сафоновым, что подтверждается его цифровой подписью.

Вместе с тем Д.А. Сафонов был уволен из органов внутренних дел 23.06.2021 г.

  1. При проведении электронного аукциона на поставку носимых радиостанций «Эрика» (извещение от 12.05.2021 № 0134100007421000033) заказчиком не были установлены дополнительные требования в соответствии с п. 6 Дополнительных требований по причине большой загруженности и невнимательности должностных лиц заказчика при разработке документации.

В соответствии с Приказом № 126н при осуществлении закупок могут применяться две преференциальные ставки в размере 15% (при осуществлении закупки товара, указанного в приложении № 1) или в размере 20% (при осуществлении закупки товара, указанного в приложении № 2 и закупаемого при реализации национальных проектов/программ).

Учитывая, что товары закупались заказчиком не в рамках реализации национальных проектов (программ) были применены преимущества в отношении цены контракта в размере 15 процентов.

  1. При проведении электронного аукциона на поставку подвижного узла связи (извещение от 19.03.2021 № 0134100007421000012) заказчиком не были установлены дополнительные требования по Постановлению № 99, так как инициатор закупки не указал, что объект закупки является специальной техникой, в связи с чем извещение и документация об электронном аукционе не предусматривали установленные названным постановлением дополнительные требования.
  2. В соответствии с Приказом № 126н при осуществлении закупок могут применяться две преференциальные ставки в размере 15% (при осуществлении закупки товара, указанного в приложении № 1) или в размере 20% (при осуществлении закупки товара, указанного в приложении № 2 и закупаемого при реализации национальных проектов/программ).

Учитывая, что товары по указанным в акте КРУ МВД России (п. 6 настоящего решения) закупались заказчиком не в рамках реализации национальных проектов (программ) были применены преимущества в отношении цены контракта в размере 15 процентов.

  1. При описании объекта закупки ГУ МВД по Иркутской области руководствовалось указанием ДИТСиЗИ МВД России от 16.03.2021 № 9/2228, согласно которого в техническом задании аукционной документации заказчиком были установлены требования к интерфейсу накопителя SSD: SATA; PCIe.

Как пояснил заказчик, данная характеристика подразумевает поставку накопителя с интерфейсом SATA или PCIe на выбор поставщика, так как они не могут быть реализованы совместно. При этом их пропускная способность не рассматривалась, так как данное оборудование не планировалось для использования в качестве специализированных АРМ в том числе там, где является критичным пропускная способность накопителей.

Заказчиком было получено письмо ООО «Меркурий» от 23.08.2021 № 23082021-1 с предложением заменить накопитель SSD 480Гб на накопитель SSD 512Гб с интерфейсом SATA. Данное предложение было рассмотрено и принято решение, что это является улучшением характеристик, так как увеличивается объем накопителя. Таким образом, в соответствии с дополнительным соглашением 27.08.2021 № б/н, была осуществлена поставка оборудования с улучшенными характеристиками.

На основании изложенного ГУ МВД по Иркутской области считает, что нарушение ст. 33 Федерального закона № 44-ФЗ отсутствовали.

  1. В рамках закупки на оказание услуг по ремонту специальной техники в рамках государственного оборонного заказа вне государственной программы вооружения (поставка комплектующих для систем видеонаблюдения) (извещение от 05.04.2021 № 0134100007421000021) осуществлялась поставка мониторов, предназначенных для воспроизведения изображения для систем видеонаблюдения, в связи с чем был указан общий код ОКПД2 26.40.33.190, поскольку код ОКПД2 26.20.17.110 относится к мониторам, подключаемым к компьютерам, к их частям и принадлежностям.

Так как, закупаемые мониторы не относятся к частям и принадлежностям компьютера, а предназначены для использования в системах видеонаблюдения, отдельный ОКПД2 не мог быть применен заказчиком в данной закупке.

Комиссия Новосибирского УФАС России, проанализировав представленные информацию и документы, установила следующее.

  1. ГУ МВД по Иркутской области в единой информационной системе в сфере закупок разместило извещение от 31.03.2021 № 0134100007421000020 о проведении электронного аукциона на приобретение вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества, иных товаров, работ и услуг в рамках ГОЗ в целях обеспечения государственной программы вооружения (поставка оборудования хранения информации (сетевых хранилищ)).

Согласно п. 15.1 документации об электронном аукционе в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 № 1746 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров, происходящих из иностранных государств, и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» заказчиком был установлен запрет на допуск отдельных видов товаров, происходящих из иностранных государств, аналогичная информация указана заказчиком в извещении об осуществлении закупки, размещенном в ЕИС № 0134100007421000020.

Согласно п. 1 Постановления № 1746 установлен запрет на допуск программно-аппаратных комплексов систем хранения данных, относящихся к коду по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) 26.20.2 «устройства запоминающие и прочие устройства хранения данных», происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с п. 7 названный документ вступил в силу со дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 26.12.2019) и действовал в течение 2 лет, соответственно по 26.12.2021.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что к объекту закупки заказчиком был применен код позиции ОКПД2 26.20.21.120 «устройства запоминающие внешние».

Проанализировав техническое задание аукционной документации, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к выводу, что заказчиком закупался товар – сетевое хранилище данных, соответственно в рассматриваемой части заказчиком правомерно был установлен запрет, предусмотренный Постановлением № 1746.

Таким образом, Комиссия Новосибирского УФАС России не усматривает в действиях заказчика нарушения ст. 14 Федерального закона № 44-ФЗ.

Вместе с тем, Комиссией Новосибирского УФАС России установлено следующее.

При осуществлении аналогичной закупки на приобретение вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества, иных товаров, работ и услуг в рамках ГОЗ в целях обеспечения государственной программы вооружения (поставка оборудования хранения информации (сетевых хранилищ)) (извещение от 19.04.2021 № 0134100007421000028) заказчиком запрет, предусмотренный Постановлением № 1749 не применялся.

Согласно информации об объекте закупки (оборудование хранения информации (сетевые хранилища)) заказчиком применялся код ОКПД2 26.20.21.120 «устройства запоминающие внешние». Требования к характеристикам объекта закупки, предусмотренные техническим заданием аукционной документации идентичны требованиям, установленным заказчиком при осуществлении закупки от 31.03.2021 № 0134100007421000020.

Таким образом, в рассматриваемой части заказчиком нарушены требования ст. 14 Федерального закона 44-ФЗ, что предусматривает наличие признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности по выше перечисленным нарушениям истек.

  1. При проведении электронного аукциона на приобретение вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества, иных товаров, работ и услуг в рамках ГОЗ в целях обеспечения государственной программы вооружения (приобретение устройств для защищенного хранения ключей шифрования и ключей электронной подписи) (извещение от 19.03.2021 № 0134100007421000010) заказчиком был установлен запрет, предусмотренный Постановлением № 1746.

Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что к объекту закупки (устройства для защищенного хранения ключей шифрования и ключей электронной подписи) применялся код ОКПД2 26.20.21.120.

Пункт 1 Постановления № 1746 предусматривает запрет на допуск программно-аппаратных комплексов систем хранения данных, относящихся к коду по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) 26.20.2 «устройства запоминающие и прочие устройства хранения данных», происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Проанализировав техническое задание аукционной документации, спецификацию к контракту от 13.04.2021 № 2121188100712003808171041/0134100007421000010_76307 Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что заказчиком был закуплен товар –устройство для защищенного хранения ключей шифрования и ключей электронной подписи, товарный знак RUTOKEN: Рутокен ЭЦП 2 64КБ micro.

В рассматриваемом случае, устройство, предназначенное для защищенного хранения ключей шифрования и ключей электронной подписи – это компактное USB-устройство, полнофункциональное средство криптографической защиты информации, средство электронной подписи с аппаратной реализацией ГОСТ Р 34.10-2012 с длиной ключа 256/512 бит и ГОСТ Р 34.11-2012 (информация с официального сайта https://www.rutoken.ru/).

Таким образом, заказчиком правомерно был установлен запрет, предусмотренный Постановлением № 1746. Комиссия Новосибирского УФАС России не усматривает в действиях заказчика нарушения ст. 14 Федерального закона № 44-ФЗ.

  1. ГУ МВД по Иркутской области в ЕИС разместило извещение от 14.04.2021 № 0134100007421000025 о проведении электронного аукциона на приобретение вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества, иных товаров, работ и услуг в рамках ГОЗ в целях обеспечения государственной программы вооружения (поставка оборудования для технической защиты информации).

В п. 15.1 документации электронного аукциона установлено ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 г. № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно п. 10 ст. 42 Федерального закона № 44-ФЗ (в ред. от 24.02.2021) заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в том числе следующая информация: информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона.

Частью 3 ст. 7 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что извещение от 14.04.2021 № 0134100007421000025, размещенное в единой информационной системе, информацию об установленных в соответствии с Постановлением № 878 ограничениях не предусматривало.

Таким образом, рассматриваемые действия заказчика нарушают требования ч. 3 ст. 7, п. 10 ст. 42 Федерального закона № 44-ФЗ, что предусматривает наличие признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности по выше перечисленным нарушениям истек.

  1. Заказчик разместил извещение от 12.05.2021 № 0134100007421000033 на приобретение вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества, иных товаров, работ и услуг в рамках ГОЗ в целях обеспечения государственной программы вооружения (поставка носимых радиостанций).

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 275-ФЗ размещение государственного оборонного заказа осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч. 4 ст. 31 Федерального закона № 44-ФЗ в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 названной статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Согласно п. 6 Дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 в случае осуществление закупки по государственному оборонному заказу в части заказов на создание, модернизацию, поставки, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и специальной техники установлено требование об отсутствии у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, главного бухгалтера юридического лица – участника закупки судимости за преступления, предусмотренные ст.ст. 201.1, 238, 285, 285.4 и 286 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята).

Установлено, что соответствующие дополнительные требования заказчиком установлены не были.

Таким образом в действиях заказчика установлены нарушения требований ч. 4 ст. 31 Федерального закона № 44-ФЗ, п. 6 Дополнительных требований, что предусматривает наличие признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Аналогичной позиции Комиссия Новосибирского УФАС России придерживается по фактам, указанным в п. 5 настоящего решения (в рамках извещения от 19.03.2021 № 0134100007421000012).

Вместе с тем, в соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности по выше перечисленным нарушениям (в рамках извещения от 19.03.2021 № 0134100007421000012) истек.

В части установления преимущества участникам закупки, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров, в размере 15%, вместо предусмотренных Приказом № 126н – 20%, Комиссия Новосибирского УФАС России сообщает следующее.

Подпунктом 1.1 Приказа № 126н установлено, что преимущества при проведении аукциона в отношении цены контракта в размере 15% в отношении товаров, указанных в приложении № 1, в размере 20% в отношении товаров, указанных в приложении № 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), в соответствии с пп. 1.2 и 1.3 п. 1 названного приказа предоставляются участникам закупки, заявки (окончательные предложения) которых признаны соответствующими требованиям документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок и содержат исключительно предложения о поставке товаров, происходящих из государств – членов Евразийского экономического союза.

Соответственно, в отношении товаров из Приложения № 2 преференция предоставляется в размере 20%, если такие товары закупаются при реализации национальных проектов или программ.

Учитывая, что товары закупались заказчиком не в рамках реализации национальных проектов (программ) были применены преимущества в отношении цены контракта в размере 15%.

Таким образом, в рассматриваемой части заказчиком не нарушены требования ст. 14 Федерального закона 44-ФЗ, п.п. 1.1 Приказа № 126н.

Аналогичной позиции Комиссия Новосибирского УФАС России придерживается по фактам, указанным в п. 6 настоящего решения (в рамках извещений №№ 0134100007421000033, 0134100007421000050, 0134100007421000065, 0134100007421000062, 0134100007421000044, 0134100007421000036, 0134100007421000032, 0134100007421000029, 0134100007421000031, 0134100007421000027, 0134100007421000024, 0134100007421000023, 0134100007421000019, 0134100007421000007).

7. Заказчиком было размещено извещение от 18.06.2021 № 0134100007421000044 на приобретение вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества, иных товаров, работ и услуг в рамках ГОЗ в целях обеспечения государственной программы вооружения (поставка ПЭВМ).

В техническом задании аукционной документации заказчиком установлены требования к интерфейсу накопителя SSD: SATA; PCIe.

Согласно акта ведомственного контроля КРУ МВД России в инструкции по заполнению первых частей заявок отсутствуют правила чтения символов, используемых заказчиком при описании объекта закупки, таким образом не представляется возможным определить значение символа «;» и порядок указания характеристик, разделяемых им при подаче заявок участниками закупки.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 29.06.2021 № 0134100007421000044-1 на участие в таком аукционе было подано 7 заявок. Сведения о последних ценовых предложениях предоставили три участника электронного аукциона, что подтверждается протоколом подведения итогов электронного аукциона от 05.07.2021 № 0134100007421000044-3. Запросов на разъяснение положений документации об электронном аукционе не поступало.

Таким образом, позиция КРУ МВД России по факту того, что не представляется возможным определить значение символа «;» и порядок указания характеристик, разделяемых им при подаче заявок участниками закупки не может быть оценена как нарушение требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Также по факту заключения дополнительного соглашения от 27.08.2021 б/н об изменении сторонами характеристик SSD (увеличение объема накопителя с 480Гб до 512Гб и указание на конкретный интерфейс (SATA)) Комиссия Новосибирского УФАС России сообщает, что материалы проверки не содержат информации о проведении мероприятий по установлению соответствия поставляемого товара признакам улучшенности либо ухудшенности.

Таким образом, в рассматриваемом случае объективно оценивать действия заказчика по заключению дополнительного соглашения от 27.08.2021 б/н как нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок не представляется возможным.

  1. ГУ МВД по Иркутской области в ЕИС разместило извещение от 05.04.2021 № 0134100007421000021 о проведении электронного аукциона на оказание услуг по ремонту специальной техники в рамках государственного оборонного заказа вне государственной программы вооружения (поставка комплектующих для систем видеонаблюдения), в котором указало общий код ОКПД2 26.40.33.190 для закупаемых позиций.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 19.04.2021 № 0134100007421000021-1 на участие в таком аукционе было подано 2 заявки. Сведения о последних ценовых предложениях предоставили два участника электронного аукциона, что подтверждается протоколом подведения итогов электронного аукциона от 23.04.2021 № 0134100007421000021-3.

Как указано в акте ведомственного контроля для каждой закупаемой заказчиком позиции (видеорегистраторы, монитор, видеокамеры) «предусмотрены коды ОКПД2 и позиция в КТРУ для монитора». При этом, указание о соотношении каждой позиции к конкретному коду в акте не предусмотрено.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что для товара монитор на дату размещения извещения каталогом товаров, работ, услуг была предусмотрена позиция КТРУ 26.20.17.110-00000001 «монитор, подключаемый к компьютеру».

В своих пояснениях заказчик также указывает на код ОКПД2 26.20.17.110, который относится к мониторам, подключаемым к компьютерам, к их частям и принадлежностям.

При этом установлено, что закупаемые мониторы не относились к частям и принадлежностям компьютера, а были предназначены для использования в системах видеонаблюдения.

На дату размещения извещения от 05.04.2021 № 0134100007421000021 обязательных к применению позиций КТРУ в отношении требуемых к поставке заказчику позиций (видеокамер и видеорегистратора) предусмотрено не было.

Также, при формировании объекта закупки заказчик вправе самостоятельно определять код ОКПД2 путем соотнесения объекта закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД2 с учетом специфики закупки в области применения.

Законодательством о контрактной системе в сфере закупок не установлено каких-либо правил использования ОКПД2, как и порядка соотнесения закупаемого товара к определенному коду, соответственно и санкции за использования заказчиком того или иного кода не предусмотрено. При этом ответственность и нарушения могут возникнуть, в случае если код выбран с целью изменения способа определения поставщика (исполнителя, подрядчика) или иных неправомерных действий, нарушающих требования законодательства о контрактной системе в сфере закупок (например, если заказчиком предусмотрены в описании объекта закупки характеристики, позволяющие соотнести закупаемый товар с товаром, имеющим обязательные к применению характеристики, указанные в позиции КТРУ).

Таким образом, в рассматриваемой части, с учетом имеющихся информации и документов, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к выводу об отсутствии в действиях заказчика нарушений требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Руководствуясь ч. 10 ст. 99 Федерального закона № 44-ФЗ, ст. 15.1, п. 10 ч. 1 ст. 15.2, ч. 4 ст. 15.4 Федерального закона № 275-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России,

РЕШИЛА:

  1. Установить в действиях заказчика – ГУ МВД по Иркутской области нарушения ч. 4 ст. 31 Федерального закона № 44-ФЗ, п. 6 Дополнительных требований, утв. постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99, ответственность за которые предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30.
  2. Передать материалы ответственному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц заказчика к административной ответственности.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны