Заключение №054/10/5-2170/2023 в отношении ООО «Поставка» от 30 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

054/10/5-2170/2023

30.10.2023 г.                                                                                                         г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

<...>;

рассмотрев обращение акционерного общества «Аэропорт Толмачево» (вх. № 19416-ЭП/23 от 18.10.2023 г.) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об обществе с ограниченной ответственностью «Поставка», уклонившемся от заключения договора на поставку плит железобетонных предварительно напряжённых ПАГ-14 (извещение о закупке № 32312686434),

в отсутствие представителя АО «Аэропорт Толмачево», надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения обращения,

в отсутствие представителя ООО «ПОСТАВКА», надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения обращения,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее – Новосибирское УФАС России) поступило обращение «Аэропорт Толмачево» (вх. № 19416-ЭП/23 от 18.10.2023 г.) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об обществе с ограниченной ответственностью «Поставка», уклонившемся от заключения договора на поставку плит железобетонных предварительно напряжённых ПАГ-14 (извещение о закупке № 32312686434).

Сведения об участнике закупки:

1. Полное наименование: Общество с ограниченной ответственностью «Поставка»;

2. Сведения о месте нахождения юридического лица: страна – Россия;

почтовый индекс – 194363;

наименование единицы административно-территориального деления страны, муниципального образования, населенного пункта, улицы, номер дома (владения), корпуса (строения) и офиса – Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, вн.тер.г. поселок Парголово, Толубеевский пр-д, д. 8, к. 2, стр. 1, помещ. 735н, офис 1а р.м. 2;

3. Идентификационный номер налогоплательщика: 7802938524.

4. Дата подведения итогов закупки - 08.09.2023.

5. Сведения о договоре: наименование работ: Поставка плит железобетонных предварительно напряжённых ПАГ-14 для АО «Аэропорт Толмачево».

код ОКПД 2 – 23.61.12.165 Плиты специальные аэродромные железобетонные;

валюта - российский рубль,

цена договора – Начальная (максимальная) цена договора: 1 260 000,00 руб., 1 020 000 (Один миллион двадцать тысяч) руб.24 коп.

срок исполнения договора – Поставка товара (товаров) осуществляется единовременно (одной партией), в течение 75 календарных дней со дня подписания Сторонами Договора.

- Код валюты договора: 643 Российский рубль.

Заявитель сообщает следующее.

АО «Аэропорт Толмачево» (далее – Заказчик) 18.08.2023 разместило извещение о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку плит железобетонных предварительно напряжённых ПАГ-14 (извещение № 32312686434).

В соответствии с протоколом подведения итогов запроса предложений в электронной форме участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства от 08.09.2023 №01-842-23/3, ООО «ПОСТАВКА» признано Победителем закупки, предложившим лучшие условия исполнения договора в соответствии с установленными критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, и подавшего заявку, которая отвечает требованиям, установленным в Закупочной документации, с наибольшим рейтингом привлекательности предложения, вследствие чего закупочной комиссией принято решение о заключении договора с Победителем закупки.

Заказчиком в адрес Победителя закупки, посредством ЭТП «Фабрикант», 15.09.2023 направлен проект договора на поставку плит железобетонных предварительно напряжённых ПАГ-14.

Согласно п. 27 Закупочной документации, в случае если Победитель закупки в установленный настоящим пунктом Закупочной документации срок, не представил подписанный со своей стороны договор, либо не представил подписанный с его стороны протокол разногласий в части несоответствия предлагаемого к заключению договора условиям, и (или) обеспечение исполнения договора, если предоставление обеспечения было установлено в п. 31 Информационной карты, он считается уклонившимся от заключения договора.

Согласно п. 31 Приложения №1 к Закупочной документации № 01-842-23 (далее – Информационная карта), установлено требование об обеспечении исполнения договора. Размер обеспечения исполнения договора установлен в размере 80% от цены договора (в размере аванса по договору).

Обеспечение исполнения договора может предоставляться Участником закупки по его выбору путем внесения денежных средств на счет, указанный Заказчиком в Закупочной документации или путем предоставления независимой гарантии.

Участник закупки, признанный победителем закупки, с которым заключается Договор, не позднее 10 (десяти) календарных дней со дня размещения в ЕИС протокола подведения итогов закупки, должен предоставить Заказчику обеспечение исполнения Договора.

Договор может быть заключен только после представления Участником закупки, с которым заключается Договор, обеспечения исполнения договора.

Если в установленные сроки не предоставлено обеспечение исполнения договора, Участник закупки, с которым заключается Договор, признается не предоставившим обеспечение исполнения договора.

Протокол подведения итогов запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства был размещен в ЕИС 12.09.2023.

Таким образом, в соответствии со ст. 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), датой окончания срока представления обеспечения Победителем закупки является 22.09.2023.

Закупочной комиссией АО «Аэропорт Толмачево» 25.09.2023, на основании п.85.6. Положения о закупке товаров, работ, услуг АО «Аэропорт Толмачево», п.27 Закупочной документации №01-842-23, п. 31 Информационной карты, ООО «ПОСТАВКА» признано уклонившимся от заключения договора, в связи с тем, что не предоставило Заказчику обеспечение исполнения обязательств по Договору, в сроки, установленные в Закупочной документации, что подтверждается протоколом уклонения от заключения договора по результатам запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства №01-842-23/4.

На адрес электронной почты, указанный в Информационной карте, 20.09.2023 и 21.09.2023, поступили письма Победителя закупки, содержащие информацию о направлении проекта банковской гарантии и просьбу о предварительном согласовании проекта банковской гарантии соответственно.

Однако, в п. 31 Информационной карты присутствует закрытый перечень требований к независимой гарантии, соответствующий ст. 3.4. Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон 223-ФЗ).

Закон 223-ФЗ, Положение о закупке Заказчика и Закупочная документация не содержат права или обязанности Заказчика по предварительному согласованию проектов независимых гарантий.

Вместе с тем, Закон 223-ФЗ устанавливает единые требования в случаях проведения закупочных процедур с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в части обеспечения подаваемых ими заявок и исполнения договоров, и не содержит положений о какой-либо процедуре предварительного согласования проектов независимых гарантий.

Следовательно, предварительное согласование проекта независимой гарантии не допускается, поскольку может привести к нарушениям принципов, предусмотренных ч. 1 ст. 3 Закона 223-ФЗ.

Кроме того, Победитель закупки вправе был направить Заказчику запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и получить разъяснения Заказчика в порядке, предусмотренном частями 2, 3 ст. 3.2. Закона 223-ФЗ, однако не сделал этого в части разъяснений необходимых ему для предоставления подписанной независимой гарантии.

На основании вышеизложенного, просит включить сведения об ООО «ПОСТАВКА» (94363, Россия, г. Санкт-Петербург, вн. тер. г. поселок Парголово, Толубеевский пр-д, д. 8, к. 2, ИНН 7802938524) в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

ООО «ПОСТАВКА» не представило возражения по существу рассматриваемого вопроса.

Рассмотрев представленные документы и доводы лиц, участвующих в рассмотрении обращения, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

18.08.2023 АО «Аэропорт Толмачево» объявило о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку плит железобетонных предварительно напряжённых ПАГ-14 (извещение № 32312686434).

Дата начала срока подачи заявок - 18.08.2023.

Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) - 04.09.2023 17:00.

Дата рассмотрения первых частей заявок - 06.09.2023.

Дата рассмотрения вторых частей заявок - 08.09.2023.

Дата подведения итогов - 08.09.2023.

Начальная (максимальная) цена договора: 1 260 000,00 руб.

Согласно п. 8 протокола подведения итогов запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства № 01-842-23/3 от 08.09.2023, до участия в закупке было допущено 2 заявки. Согласно п. 10.1 указанного протокола, победителем закупки признан участник (заявка № 5295366-1-1). Согласно п. 10.2 указанного протокола, принято решение заключить договор с победителем – участником закупки (заявка № 5295366-1-1). Рейтинг привлекательности 99,25 %.

15.09.2023 заказчиком в адрес Победителя закупки, посредством ЭТП «Фабрикант», направлен проект договора на поставку плит железобетонных предварительно напряжённых ПАГ-14.

Согласно п. 31 Приложения №1 к Закупочной документации № 01-842-23 (далее – Информационная карта), установлено требование об обеспечении исполнения договора. Размер обеспечения исполнения договора установлен в размере 80% от цены договора (в размере аванса по договору).

Обеспечение исполнения договора может предоставляться Участником закупки по его выбору путем внесения денежных средств на счет, указанный Заказчиком в Закупочной документации или путем предоставления независимой гарантии.

Участник закупки, признанный победителем закупки, с которым заключается Договор, не позднее 10 (десяти) календарных дней со дня размещения в ЕИС протокола подведения итогов закупки, должен предоставить Заказчику обеспечение исполнения Договора.

Договор может быть заключен только после представления Участником закупки, с которым заключается Договор, обеспечения исполнения договора.

Если в установленные сроки не предоставлено обеспечение исполнения договора, Участник закупки, с которым заключается Договор, признается не предоставившим обеспечение исполнения договора.

Протокол подведения итогов запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства был размещен в ЕИС 12.09.2023.

Таким образом, в соответствии со ст. 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), датой окончания срока представления обеспечения Победителем закупки является 22.09.2023.

Как сообщает заявитель, на адрес электронной почты, указанный в Информационной карте, 20.09.2023 и 21.09.2023, поступили письма Победителя закупки, содержащие информацию о направлении проекта банковской гарантии и просьбу о предварительном согласовании проекта банковской гарантии соответственно.

Заказчик указывает, что в п. 31 Информационной карты присутствует закрытый перечень требований к независимой гарантии, соответствующий ст. 3.4. Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон 223-ФЗ).  Закон 223-ФЗ, Положение о закупке Заказчика и Закупочная документация не содержат права или обязанности Заказчика по предварительному согласованию проектов независимых гарантий. Закон 223-ФЗ устанавливает единые требования в случаях проведения закупочных процедур с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в части обеспечения подаваемых ими заявок и исполнения договоров, и не содержит положений о какой-либо процедуре предварительного согласования проектов независимых гарантий. Следовательно, предварительное согласование проекта независимой гарантии не допускается, поскольку может привести к нарушениям принципов, предусмотренных ч. 1 ст. 3 Закона 223-ФЗ. Победитель закупки вправе был направить Заказчику запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и получить разъяснения Заказчика в порядке, предусмотренном частями 2, 3 ст. 3.2. Закона 223-ФЗ, однако не сделал этого в части разъяснений необходимых ему для предоставления подписанной независимой гарантии.

Закупочной комиссией АО «Аэропорт Толмачево» 25.09.2023, на основании п.85.6. Положения о закупке товаров, работ, услуг АО «Аэропорт Толмачево», п.27 Закупочной документации №01-842-23, п. 31 Информационной карты, ООО «ПОСТАВКА» признано уклонившимся от заключения договора, в связи с тем, что не предоставило Заказчику обеспечение исполнения обязательств по Договору, в сроки, установленные в Закупочной документации, что подтверждается протоколом уклонения от заключения договора по результатам запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства №01-842-23/4.

В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 223-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.

Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает недобросовестное поведение.

Уклонение от заключения договора может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения договора, то есть создает условия, влекущие невозможность его подписания.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, Комиссия считает, что в рассматриваемом случае возможно применение по аналогии правовой позиции, сформулированной в Определениях Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17.09.2012 № ВАС-11617/12, от 12.07.2013 № ВАС-8371/13, согласно которой включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителях) является санкцией за недобросовестное поведение участника, выражающееся в намеренном и умышленном неисполнении своих договорных обязательств.

По смыслу действующего законодательства ведение реестра недобросовестных поставщиков призвано обеспечивать защиту заказчиков от действий (бездействия) недобросовестных поставщиков при заключении и исполнении договоров (контрактов). В то же время включение в реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров, работ, услуг.

В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 № 13-П и от 21.11.2002 № 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

Нарушение участником закупки своих обязательств по подписанию договора при отсутствии у него умышленного, виновного и недобросовестного намерения уклониться от его заключения не может являться основанием для включения сведений о таком лице в реестр недобросовестных поставщиков.

Исходя из представленных Комиссии Новосибирского УФАС России пояснений и доказательств следует, что в действиях ООО «ПОСТАВКА» не усматривается намеренное, недобросовестное и умышленное уклонение от заключения договора, поскольку Общество имело намерение заключить договор.

На основании вышеизложенного, невозможно сделать вывод о недобросовестности ООО «ПОСТАВКА» при заключении договора в рамках данной закупки.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 5 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», пунктом 5.3.4. Положения о ФАС России, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 331 от 30.06.2004 года, пунктом 7.10.  Положения о территориальном органе ФАС России, утвержденного Приказом ФАС России № 649/15 от 23.07.2015 года, Постановлением Правительства Российской Федерации № 1211 от 22.11.2012 года «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»,

 

ЗАКЛЮЧИЛА:

 

Признать имеющиеся материалы недостаточными для включения информации об ООО «ПОСТАВКА» в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Федеральным законом от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны