Решение №054/01/18.1-2080/2022 жалоба ООО «ГБК» на действия организатора торгов ГАУ НСО «... от 7 декабря 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
054/01/18.1-2080/2022
07 декабря 2022 года г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:
<...>;
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «ГБК» (далее – ООО «ГБК», вх. № 18349-ЭП/22 от 17.11.2022 г.) на действия организатора торгов Государственного автономного учреждения Новосибирской области «Новосибирск-Арена» (далее – ГАУ НСО «Арена») при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку оборудования для душевых и туалетных комнат на многофункциональную ледовую арену ГАУ НСО «Арена» (извещение на сайте https://zakupki.gov.ru/ 32211849864 от 15.11.2022 г., Процедура 32211849864 на сайте http://www.rts-tender.ru, Лот № 1),
в отсутствие представителя ООО «ГБК», надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,
в присутствии представителей ГАУ НСО «Арена» – <...>, <...>,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступила жалоба ООО «ГБК» (вх. № 18349-ЭП/22 от 17.11.2022 г.) на действия организатора торгов ГАУ НСО «Арена» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку оборудования для душевых и туалетных комнат на многофункциональную ледовую арену ГАУ НСО «Арена» (извещение на сайте https://zakupki.gov.ru/ 32211849864 от 15.11.2022 г., Процедура 32211849864 на сайте http://www.rts-tender.ru, Лот № 1).
Заявитель сообщает следующее.
15.11.2022 года в единой информационной системе в сфере закупок на сайте https://zakupki.gov.ru/ было опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку оборудования для душевых и туалетных комнат на многофункциональную ледовую арену ГАУ НСО «Арена» (номер извещения в ЕИС 32211849864).
Заказчиком в конкурсной документации установлены требования к характеристикам товара, влекущие за собой ограничение количества участников закупки и нарушающие основные принципы конкуренции Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), а именно:
В п. 7 Описание предмета закупки (Приложения №1 к документации о закупке) указаны габариты закупаемого товара.
Так, диспенсер для полотенец должен соответствовать габаритам (ШхГхВ) 29.7 х 24.8 х 37.4 см. (± 20 мм);
- диспенсер для туалетной бумаги в рулонах с центральной подачей - (ШхГхВ) 46.4 х 27.4 х 13.3 см. (± 20 мм);
- диспенсер для жидкого и пенного мыла в кассетах белый - (ШхГхВ) 11.6x11.4x23.5см. (±20 мм);
- диспенсер для моющего средства для душевых - (ШхГхВ) 11.6 х 11.4 х 23.5 см. (± 20 мм).
К данным характеристикам подходит лишь один производитель: Kimberly-Clark.
Проведя анализ производителей по оборудованию для душевых и туалетных комнат установлено, что остальные производители не подходят по указанным габаритам.
Диспенсер для полотенец
Производитель |
ширина |
глубина |
высота |
Kimberly-Clark |
29,7 |
24,8 |
37,4 |
Veiro Professional POD |
30,5 |
20,5 |
34 |
Lime диспенсер для полотенец в рулонах Matic |
31,4 |
20,4 |
33 |
Фокус |
33,6 |
23,9 |
37,3 |
Ksitex |
30,5 |
22,7 |
40 |
TORK |
33,7 |
20,3 |
37,2 |
Диспенсер для туалетной бумаги в рулонах с центральной подачей
Производитель |
ширина |
глубина |
высота |
Kimberly-Clark |
46,4 |
27,4 |
12,3 |
TORK |
39,8 |
20,1 |
15,6 |
Диспенсеры для мыла и пенной продукции (1 литр)
Производитель |
ширина |
глубина |
высота |
Kimberly-Clark |
11,6 |
11,4 |
23,5 |
TORK |
11,3 |
11,4 |
29,2 |
Пунктом 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках установлена обязанность заказчика указывать в документации описание предмета закупки, включая функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики закупаемого товара.
На основании пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, к принципам, которыми должны руководствоваться заказчики при закупке товаров, работ, услуг, относятся равноправие (отсутствие дискриминации) участников закупки и недопустимость необоснованного ограничения конкуренции.
Аналогичная норма содержится в п. 3.1.2. Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГАУ НСО «Арена».
В нарушение указанных принципов заказчик определил в закупочной документации требование к габаритам, которые подходят к одному производителю, чем заведомо исключил возможность участия в закупке хозяйствующих субъектов, имевших намерение принять участие в закупке, но не соответствующим предъявленным требованиям, что поставило их в неравное положение с иными хозяйствующими субъектами, и, как следствие, допустил ограничение конкуренции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Закона о защите конкуренции, частью 10 статьи 3 Закона о закупках, Заявитель просит признать жалобу ООО «ГБК» обоснованной; выдать заказчику ГАУ НСО «Арена» предписание об устранении допущенных нарушений.
ГАУ НСО «Арена» предоставило следующие возражения на доводы жалобы.
В соответствии с пп. 2) ч. 6.1. ст. 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
- в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.
Следовательно, Заказчиком при описании предмета закупки не должны быть установлены такие требования к товарам, которые влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки.
При разработке описания предмета закупки по закупке № 32211849864 заказчиком был исследован рынок аналогичных товаров. Получены коммерческие предложения от 3-х поставщиков с предложениями о поставке такого товара. Следовательно, на товарном рынке существует множество организаций, имеющих возможность поставки товара с характеристиками, удовлетворяющим требованиям Заказчика.
Доводы подателя жалобы в части указания того, что под описанный предмет закупки подходит лишь продукция Kimberly-Clark, не соответствует фактическим обстоятельствам товарного рынка.
Так, описанию предмета закупки – Диспенсер для полотенец, помимо указанного производителя, соответствует продукция как минимум двух производителей - «Merida Automatik», «Соnnех».
Также, описанию предмета закупки - Диспенсер для мыла и пенной продукции, помимо указанного производителя, соответствует продукция производителя «Ksitex».
В соответствии с ч. 5 ст. 3 Закона о закупках, участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, т.е. стать поставщиком товара в конкретной закупке может любое лицо.
Таким образом, участником закупки, может быть, как сам производитель, так и любое юридическое или физическое лицо, занимающееся реализацией продукции, но не являющееся ее производителем.
ГАУ НСО «Арена» считает, что описание предмета закупки аукциона № 32211849864 составлено в соответствии с требованиями Закона о закупках, а доводы Заявителя о нарушении Заказчиком принципа конкурентности и ограничении круга потенциальных участников закупки по причине описания продукции одного производителя несостоятельны.
Дополнительно ГАУ НСО «Арена» сообщила следующее.
Заказчиком проведен мониторинг рынка о наличии в свободной продаже у потенциальных поставщиков сантехнических товаров диспенсеров для туалетной бумаги производителя моделей бренда «Тоrk», так и производителя моделей бренда «Kimberly-Clark». По результатам такого мониторинга выявлены 5 поставщиков, у которых имеются в продаже диспенсеры обоих производителей, что свидетельствует о возможности выбора моделей различных производителей среди продавцов такого товара.
Таким образом, описание диспенсеров для туалетной бумаги с характеристиками, указанными Заказчиком, не могло повлечь за собой необоснованное ограничение количества участников закупки и не является нарушением требований Закона о защите конкуренции.
Кроме того, доводы подателя жалобы в части указания того, что под описанный предмет закупки подходит лишь продукция Kimberly-Clark, не соответствует фактическим обстоятельствам товарного рынка. Под данное описание также подходит продукция бренда «Тоrk».
В соответствии с ч. 5 ст. 3 Закона о закупках участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, т.е. стать поставщиком товара в конкретной закупке может любое лицо.
Таким образом, участником закупки, может быть, как сам производитель, так и любое юридическое или физическое лицо, занимающееся реализацией продукции, но не являющееся ее производителем.
В постановлении Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28.05.2014 №Ф04-4412/2014 по делу №А70-6882/2013 указано, что задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лиц, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.01.2016 по делу №АЗ9-143 5/2015 суд пришел к выводу, что исходя из положений законодательства в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Следовательно, включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматривать как ограничение доступа к участию в торгах.
Таким образом, указание заказчиком в документации об аукционе особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Данный вывод содержится также в пункте 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017.
Следовательно, Заказчиком описан предмет закупки аукциона в соответствии с требованиями законодательства и нуждами Заказчика с учетом требований пп. 2) ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках, не совершены действия, противоречащие требованиям Закона о закупках, которые могли повлиять на ограничение числа участников аукциона.
Описание предмета закупки аукциона № 32211849864 составлено в соответствии с требованиями Закона о закупках, а доводы Заявителя о нарушении Заказчиком принципа конкурентности и ограничении круга потенциальных участников закупки по причине описания продукции одного производителя несостоятельны.
Рассмотрев по существу поступившую жалобу, представленные материалы и возражения, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.
15.11.2022 года на официальном интернет сайте http://zakupki.gov.ru организатором торгов - ГАУ НСО «Арена» было опубликовано извещение и закупочная документация о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку оборудования для душевых и туалетных комнат на многофункциональную ледовую арену ГАУ НСО «Арена» в составе 1 лота (извещение на официальном интернет-сайте http://zakupki.gov.ru № 32211849864). Начальная (максимальная) цена Договора 11 360 931 (одиннадцать миллионов триста шестьдесят тысяч девятьсот тридцать один) рубль 31 копейка.
Дата и время начала срока подачи заявок 15.11.2022 в 00:00 (МСК+4).
Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) 23.11.2022 в 09:00 (МСК+4).
Дата и время рассмотрения первых частей заявок 24.11.2022.
Дата и время начала срока подачи ценовых предложений 25.11.2022.
Дата и время рассмотрения вторых частей заявок 28.11.2022.
Дата подведения итогов 28.11.2022 (МСК+4).
Срок предоставления документации с 15.11.2022 по 23.11.2022.
Согласно Извещению о проведении аукциона в электронной форме предметом договора является поставка оборудования для душевых и туалетных комнат на многофункциональную ледовую арену ГАУ НСО «Арена».
На основании пункта 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен указать функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.
Пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В п. 7 Описание предмета закупки Приложения №1 к документации о закупке указаны заказчик указал следующие габариты закупаемого товара.
Так, диспенсер для полотенец должен соответствовать габаритам (ШхГхВ) 29,7 х 24,8 х 37,4 см. (± 20 мм);
- диспенсер для туалетной бумаги в рулонах с центральной подачей - (ШхГхВ) 46,4 х 27,4 х 13,3 см. (± 20 мм);
- диспенсер для жидкого и пенного мыла в кассетах белый - (ШхГхВ) 11,6x11,4x23,5см. (±20 мм);
- диспенсер для моющего средства для душевых - (ШхГхВ) 11,6 х 11,4 х 23,5 см (± 20 мм).
Согласно имеющейся информации, указанным габаритам соответствуют минимум два производителя.
Диспенсер для полотенец |
||||||
|
Габариты предлагаемого товара |
Требуемые габариты (± 20 мм) |
||||
Производитель |
ширина |
глубина |
высота |
ширина |
глубина |
высота |
|
|
|
29,7 |
24,8 |
37,4 |
|
Kimberly-Clark |
29,7 |
24,8 |
37,4 |
|
|
|
Connex Connex PDA-20 |
28,5 |
22,8 |
39,0 |
|
|
|
Merida Automatik Maxi CJB501 |
29,8 |
23,2 |
36,7 |
|
|
|
Диспенсер для туалетной бумаги в рулонах с центральной подачей (± 20 мм) |
||||||
|
Габариты предлагаемого товара |
Требуемые габариты |
||||
Производитель |
ширина |
глубина |
высота |
ширина |
глубина |
высота |
|
|
|
46,4 |
27,4 |
13,3 |
|
Kimberly-Clark |
46,4 |
27,4 |
12,3 |
|
|
|
Tork, арт. 555508 |
44,8 |
25,4 |
15,2 |
|
|
|
Диспенсер для мыла и пенной продукции (1 литр) (± 20 мм) |
||||||
|
Габариты предлагаемого товара |
Требуемые габариты |
||||
Производитель |
ширина |
глубина |
высота |
ширина |
глубина |
высота |
|
|
|
11,6 |
11,2 |
23,5 |
|
Kimberly-Clark |
11,6 |
11,4 |
23,5 |
|
|
|
Ksitex SD-1369А |
11,4 |
10,4 |
24,9 |
|
|
|
Таким образом, довод подателя жалобы о том, что к указанным в аукционной документации характеристикам товара подходит товар лишь одного производителя (Kimberly-Clark) не находит своего подтверждения. Кроме того, подателем жалобы не указаны наименования моделей, артикулы товара, приведенного им в сравнительных таблицах.
Таким образом, в действиях организатора торгов ГАУ НСО «Арена» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку оборудования для душевых и туалетных комнат на многофункциональную ледовую арену ГАУ НСО «Арена» (извещение на сайте https://zakupki.gov.ru/ 32211849864 от 15.11.2022 г., Процедура 32211849864 на сайте http://www.rts-tender.ru, Лот № 1) не установлено нарушений порядка организации и проведения торгов.
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «ГБК» (вх. № 18349-ЭП/22 от 17.11.2022 г.) на действия организатора торгов ГАУ НСО «Арена» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку оборудования для душевых и туалетных комнат на многофункциональную ледовую арену ГАУ НСО «Арена» (извещение на сайте https://zakupki.gov.ru/ 32211849864 от 15.11.2022 г., Процедура 32211849864 на сайте http://www.rts-tender.ru, Лот № 1) необоснованной.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.