Решение №054/06/23-561/2023 жалоба ООО «Спэрпартс» на действия заказчика – ГБУЗ НСО «Дов... от 4 апреля 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ № 054/06/23-561/2023
04 апреля 2023 года г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
в присутствии представителя:
…
рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ООО «Спэрпартс» на действия заказчика – ГБУЗ НСО «Доволенская ЦРБ» при проведении электронного аукциона № 0351300075523000049 на поставку урофлоуметра многоразового использования, начальная (максимальная) цена контракта 457 166 руб. 67 коп.,
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «Спэрпартс» с жалобой на действия заказчика – ГБУЗ НСО «Доволенская ЦРБ» при проведении электронного аукциона № 0351300075523000049 на поставку урофлоуметра многоразового использования.
Суть жалобы ООО «Спэрпартс» заключается в следующем.
В соответствии с ч.6 ст.23 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п.4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 (далее – Правила), заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с пп. «б» - «г» и «е» - «з» п.10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145, и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом, заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию.
При размещении закупки заказчиком была применена позиция КТРУ 26.60.12. 129-00000231 «Урофлоуметр многоразового использования».
Вместе с тем, податель жалобы считает, что заказчиком установлены требования к товару, не предусмотренные соответствующей позицией КТРУ, что нарушает ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе и Правила.
ГБУЗ НСО «Доволенская ЦРБ» в возражениях на жалобу ООО «Спэрпартс» сообщило следующее.
В соответствии с положениями Правил обоснование необходимости использования показателей и требований, не предусмотренных КТРУ, обусловлено правом заказчика на указание дополнительных потребительских свойств, в том числе, функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик товара, которые не предусмотрены в позиции каталога. Заказчик считает, что данный набор характеристик позволяет максимально удовлетворить потребности заказчика с учетом специфики его деятельности.
Согласно стандартам оснащения рабочих мест медицинских работников по требованиям Министерства здравоохранения Новосибирской области и Министерства цифрового развития Новосибирской области закупаемые для нужд здравоохранения компьютеры должны работать под управлением ОС AltLinux. Осуществление закупок компьютеров под управлением ОС Windows, а также удаление ОС AltLinux и установка ОС Windows на ранее закупленных компьютерах не разрешается. Учитывая, что поставщик медицинского оборудования не может предоставить программное обеспечение, совместимое с ОС AltLinux, ГБУЗ НСО «Доволенская ЦРБ» для полноценного функционирования поставляемого медицинского оборудования просит включить в состав АРМ компьютер под управлением ОС Windows, что подтверждается официальным письмом от производителя ООО «ЯРОВИТ-ЯРЬ».
03.04.2023 аукционной комиссией заказчика были рассмотрены 6 заявок участников, 5 участников закупки были признаны соответствующими требованиям извещения о закупке. Поставщиками были предложены урофлоуметры различных торговых знаков (страна происхождения – Россия).
Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами: в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом, указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом, заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе, указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что заказчику необходим к поставке урофлоуметр многоразового использования. При размещении закупки заказчиком применена позиция КТРУ 26.60.12.129-00000231 «Урофлоуметр многоразового использования».
В соответствии с информацией, размещенной в КТРУ по позиции 26.60.12.129-00000231, заказчиком в описании объекта закупки должны быть установлены обязательные требования к следующим характеристикам:
НАИМЕНОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
ЗНАЧЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
Воронка (характеристика является обязательной для применения) |
Да |
Нет |
|
Максимальная измеряемая скорость потока, мл/с (характеристика является обязательной для применения) |
≥ 50 и ≤ 200 |
Максимальный измеряемый объем (характеристика является обязательной для применения) |
≥ 500 и ≤ 2000 |
Ручная регулировка настроек измеряемых параметров (характеристика является обязательной для применения) |
Да |
Нет |
|
Специализированное ПО (характеристика является обязательной для применения) |
Да |
Нет |
|
Стойка (характеристика является обязательной для применения) |
Да |
Нет |
|
Урофлоуметрический стул/ сиденье (характеристика является обязательной для применения) |
Да |
Нет |
Пунктом 5 Правил установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст.33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
При этом, согласно пп. «а» п.5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе, функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случая осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление Правительства РФ № 878), при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
В извещении о проведении закупки установлены ограничения на допуск товаров в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 878.
Таким образом, описание объекта закупки может содержать требования к характеристикам закупаемого товара, исключительно, предусмотренные соответствующей позицией КТРУ.
Вместе с тем, изучив извещение о закупке, Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что описание объекта закупки частично сформировано заказчиком не в соответствии с указанной позицией КТРУ, поскольку включает в себя дополнительные характеристики товара, включение которых не предусмотрено Правилами, что является нарушением положений ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в описании объекта закупки заказчиком установлено требование об оснащении закупаемого урофлуометра специализированным программным обеспечением, следовательно, заказчиком должен был быть установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление Правительства РФ № 1236) или включено в извещение о закупке обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств. Вместе с тем, в нарушение положений ч.3 ст.14, п.5 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ № 1236 заказчиком данный запрет установлен не был, обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, не размещено.
При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении заявок, иные нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выявлены.
Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «Спэрпартс» на действия заказчика – ГБУЗ НСО «Доволенская ЦРБ» при проведении электронного аукциона № 0351300075523000049 на поставку урофлоуметра многоразового использования частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим положения ч.3 ст.14, ч.6 ст.23, п.5 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ № 1236.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для решения вопроса о возбуждении производства по делам об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.