Решение №054/01/18.1-1180/2024 в отношении организатора торгов администрации города Черепан... от 15 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ 054/01/18.1-1180/2024

15 мая 2024 года                                                                                                     г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

<...>

рассмотрев жалобу <...> (вх. № 7468-ЭП/24 от 22.04.2024 г.) на действия организатора торгов администрации города Черепаново Черепановского района Новосибирской области при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора аренды земельного участка из земель населенных пунктов (лот № 1 - Земельный участок с кадастровым номером <...>, местоположением Новосибирская область, р-н Черепановский, г. Черепаново, ул. Чернышевского, 37, площадью 2389 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование земельного участка: «Малоэтажная многоквартирная жилая застройка»; категория объекта - Земли населенных пунктов; форма собственности - муниципальная собственность (извещение № 21000030710000000111, лот № 1, на сайте <...>),

в отсутствие <...>, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,

в присутствии представителя администрации города Черепаново Черепановского района Новосибирской области – <...> (представитель по доверенности от 06.03.2024 г.),

УСТАНОВИЛА:

   В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступила жалоба <...> (вх. № 7468-ЭП/24 от 22.04.2024 г.) на действия организатора торгов администрации города Черепаново Черепановского района Новосибирской области при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора аренды земельного участка из земель населенных пунктов (лот № 1 - Земельный участок с кадастровым номером <...>, местоположением Новосибирская область, р-н Черепановский, г. Черепаново, ул. Чернышевского, 37, площадью 2389 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование земельного участка: «Малоэтажная многоквартирная жилая застройка»; категория объекта - Земли населенных пунктов; форма собственности - муниципальная собственность. (извещение № 21000030710000000111, лот № 1, на сайте <...>).

Заявитель сообщает следующее.

В порядке ст. 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ, на проведение торгов по извещению: № 21000030710000000111, опубликованного на официальном сайте <...> Дата и время публикации извещения: 09.03.2024, 10:48 (МСК+4). Дата и время начала подачи заявок: 10.03.2024, 14:00 (МСК+4). Дата и время окончания подачи заявок: 05.04.2024, 14:00 (МСК+4). Дата рассмотрения заявок: 08.04.2024. Дата и время начала проведения аукциона: 10.04.2024, 14:00 (МСК+4).

Предмет аукциона: право на заключение договора аренды земельного участка:

Лот № 1 – земельный участок

Местоположение земельного участка: Новосибирская область, р-н Черепановский, г. Черепаново, ул. Чернышевского, 37.

Площадь земельного участка: 2389 кв.м.

Кадастровый номер земельного участка:<...>.

Права на земельный участок: муниципальная собственность.

Категория земель: земли населенных пунктов.

Разрешенное использование земельного участка: «Малоэтажная многоквартирная жилая застройка».

Ограничения использования и обременения земельного участка: отсутствуют.

Начальная цена предмета аукциона: 75 870 (семьдесят пять тысяч восемьсот семьдесят) рублей 09 коп.

Шаг аукциона: 2276 (две тысячи двести семьдесят шесть) рублей 10 коп.

Размер задатка: 75 870 (семьдесят пять тысяч восемьсот семьдесят) рублей 09 коп.

<...> сообщает, что подала заявку на участие в указанном аукционе и была не допущена до участия в нем.

В связи с чем, податель жалобы полагает, что имеют место нарушения, допущенные организатором аукциона в ходе его проведения

По мнению подателя жалобы, нижеуказанные нарушения, помимо недопуска, не позволили подателю жалобы и другим участникам аукциона получить достоверную информацию о представленном лоте, нарушили саму процедуру проведения аукциона, а также частично ограничили законную конкуренцию между участниками торгов. Данные обстоятельства не позволили участникам законно и спокойно участвовать в аукционе по представленному лоту, так как существует объективная возможность признать проведенные торги недействительными с последующим изъятием земельного участка лота № 1 у победителя.

1. Незаконный отказ в допуске <...> в качестве участника представленного аукциона:

В соответствии с п. 8 ст. 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ заявитель не допускается к участию в аукционе в следующих случаях:

1) непредставление необходимых для участия в аукционе документов или представление недостоверных сведений;

2) непоступление задатка на дату рассмотрения заявок на участие в аукционе;

3) подача заявки на участие в аукционе лицом, которое в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами не имеет права быть участником конкретного аукциона, покупателем земельного участка или приобрести земельный участок в аренду;

4) наличие сведений о заявителе, об учредителях (участниках), о членах коллегиальных исполнительных органов заявителя, лицах, исполняющих функции единоличного исполнительного органа заявителя, являющегося юридическим лицом, в предусмотренном настоящей статьей реестре недобросовестных участников аукциона.

В соответствии с п. 1 ст. 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы:

1) заявка на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка;

2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан);

3) надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

4) документы, подтверждающие внесение задатка.

Первый факт нарушения напрямую связан с незаконным отказом в допуске <...> как участнику аукциона. В соответствии с информацией, размещенной на официальном сайте <...>, а также в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в аукционе, основанием недопуска стало: Непредставление необходимых для участия в аукционе документов или представление недостоверных сведений (ч. 8 ст. 39.12 ЗК РФ). Отсутствуют документы, предусмотренные аукционной документацией.

<...> сообщает, что в ходе подачи заявки ею были предоставлены все достоверные сведения и весь список, необходимых для участия в аукционе, документов (в соответствии с извещением и с Земельным кодексом РФ). Касательно заявления организатора аукциона о том, что отсутствуют документы, предусмотренные аукционной документацией, податель жалобы считает данную позицию необоснованной и противозаконной, так как весь список необходимых документов был предоставлен ею в нужный срок и в полном объеме, если рассматривать сайт электронной площадки.

Представленная заявка была подана в соответствии со всеми правилами, указанными площадкой и законодателем. А заявление организатора аукциона, о непредоставлении вышеуказанных сведений, явно является противоправным и создано для того, чтобы отсеять часть участников, что, собственно, и произошло. Из-за незаконности представленного отказа было отсеяно часть участников в указанном аукционе, что прямо нарушает не только земельное законодательство, но также и законодательство в сфере защиты конкуренции.

Таким образом, податель жалобы считает законным аннулирование аукциона по представленному лоту, так как были грубо нарушены права участников данных торгов.

Для подтверждения своей позиции податель жалобы приложила к жалобе копию своего паспорта, заявку на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме, документ, подтверждающий внесение задатка, вышеуказанный скриншот сайта электронной торговой площадки.

2. На территории земельного участка лота № 1 находится здание, которое не передается по закону победителю аукциона:

В соответствии с пп. 9 п. 8 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и продажа или предоставление в аренду указанных здания, сооружения, объекта незавершенного строительства является предметом другого аукциона либо указанные здание, сооружение, объект незавершенного строительства не продаются или не передаются в аренду на этом аукционе одновременно с земельным участком, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса.

Вторым таким нарушением стал факт наличия на территории земельного участка лота № 1 здания капитального характера, о котором не было никакой информации в аукционной документации. В ходе изучения материалов публичной кадастровой карты, размещенной на официальном сайте <...>, участок с кадастровым номером <...>, содержит на своей территории крупное строение, но при этом данный факт нигде в аукционной документации не фигурирует. Таким образом, организатор представленного аукциона на незаконном основании выставил на торги представленный земельный участок, так как указанное здание явно не передается в аренду на этом аукционе одновременно с земельным участком, а также была ограничена полная информация о земельном участке лота № 1 со стороны организатора аукциона.

Исходя из вышеуказанного аргумента и норм Земельного кодекса РФ земельный участок лота № 1 в принципе не мог являться предметом аукциона, а победитель незаконно приобрел в аренду как сам земельный участок, так и строение на нем. Указанная ситуация приводит к увеличению затрат для приведения земельный участок в соответствии с нормами закона, а также появляется обоснованная возможность сразу же изъять у победителя аукциона, как сам земельный участок, так и здание на его территории, указанное выше, так как представленное строение по факту не будет ему принадлежать, и их собственник в любой момент времени может заявить об этом. Таким образом, были прямо нарушены права всех участников аукциона, а также сама процедура проведения торгов.

Для подтверждения указанного довода податель жалобы приложил к жалобе скриншоты вышеуказанной публичной кадастровой карты.

3. Извещение содержит противоречивую информацию об основном виде разрешенного использования земельного участка лота № 1:

В соответствии с пп. 5 п. 8 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если в отношении земельного участка не установлено разрешенное использование или разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования земельного участка, указанным в заявлении о проведении аукциона.

По Лоту № 1 Информационная карта на Официальном сайте содержит следующую информацию.

 

Однако извещение, опубликованное Организатором торгов, содержит следующую информацию о основном виде разрешенного использования:

 

Таким образом, Информационная карта с Официального сайта или извещение содержит недостоверные сведения в части основного вида разрешенного использования. Указанные два вида разрешенного использования противоречат друг другу, следовательно, нельзя точно определить назначение данного земельного участка. На этом основании также нельзя признавать представленный земельный участок в качестве предмета аукциона, а также этим вводятся в заблуждение как участники аукциона, так и потенциальные участники торгов. Также есть шанс изъятия у победителя указанного земельного участка в случае использования его не по назначению.

4. Отсутствует информация о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения для лота № 1:

В соответствии с пп. 4 п. 8 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если в отношении земельного участка отсутствует информация о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения), за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений.

В соответствии с п. 1 ст. 52.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, сетям связи (далее - сети инженерно-технического обеспечения), определение платы за такое подключение (технологическое присоединение) осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, о теплоснабжении, о газоснабжении, о водоснабжении и водоотведении, о связи с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Указанные особенности не применяются в случаях технологического присоединения объектов электроэнергетики к электрическим сетям.

В связи с видом разрешенного использования земельного участка лота № 1 организатор аукциона был обязан предоставить информацию о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Организатор аукциона обязан был предоставить полную информацию о сетях газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, сетях связи.

Фактически он замалчивает всю необходимую информацию, и говорит о невозможности подключения всех представленных видов сетей, при этом нет никаких доказательств, что указанные сети и правда отсутствуют. Данная информация носит также основополагающий характер и является жизненно необходимой для последующего использования земельного участка по назначению. Следовательно, ее отсутствие ведёт к прямому нарушению прав участника аукциона (увеличение затрат на доступ к информации, которая должна была предоставляться на безвозмездной основе организатором торгов, так как это является его прямой обязанностью), так и всей процедуры торгов в целом.

5. Извещение о проведение Аукциона не содержит все виды разрешенного использования земельного участка, предусмотренные правилами землепользования и застройки:

В соответствии с пп. 4 п. 21 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о предмете аукциона (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере земельного участка), правах на земельный участок, об ограничениях этих прав, о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель, а также о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения), о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения) (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения).

Согласно Федеральному закону от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» под информацией понимаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления (п. 1 ст. 2); под документированной информацией – зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель (п. 11 ст. 2). При этом требования к документированию информации могут быть установлены законодательством Российской Федерации или соглашением сторон (ч. 1 ст. 11).

Согласно Письму ФАС России от 25.09.2020 № ИА/83159/20 предоставление возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков из предусмотренных правилами землепользования и застройки повышает инвестиционную привлекательность земельного участка, способствует развитию конкуренции при проведении аукционов по продаже земельных участков или аукционов на право заключения договора аренды земельных участков.

В соответствии с частью 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков.

В соответствии с ч. 2 и ч. 6 статьи 30 ГрК РФ градостроительные регламенты являются элементом правил землепользования и застройки. В градостроительном регламенте в отношении земельных участков указываются, в том числе, виды разрешенного использования земельных участков.

Правила землепользования и застройки согласно п. 4 ч. 1 ст. 30 ГрК РФ разрабатываются в целях создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков.

Таким образом, предоставление возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельного участка из предусмотренных правилами землепользования и застройки повышает инвестиционную привлекательность земельного участка, способствует развитию конкуренции при проведении аукционов по продаже земельных участков или аукционов на право заключения договора аренды земельных участков.

Исходя из вышеизложенного, Организатор торгов в извещении о проведении аукциона должен указывать все виды разрешенного использования земельного участка, которые содержатся в правилах землепользования и застройки в зоне, к которой относятся земельные участки.

Согласно Правилам землепользования и застройки для данной зоны, к которой относится земельный участок, определены основные, вспомогательные и условно-разрешенные виды разрешенного использования.

Письмо ФАС России от 25 сентября 2020 года № ИА/83159/20 не носит рекомендательный характер, а прямо обязывает организатора торгов указывать в извещении все виды разрешенного использования.

В силу положения об антимонопольных органах разъяснения ФАС России являются обязательными для исполнения для территориальных антимонопольных органов.

В абзаце восьмом Письма делается вывод о необходимости указания организатором торгов в извещении о проведении аукциона всех видов разрешенного использования земельного участка, которые содержатся в правилах землепользования и застройки, что соответствует земельному законодательству.

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации в отношении земельного участка в соответствии с федеральным законом могут быть установлены один или несколько основных, условно разрешенных или вспомогательных видов разрешенного использования. Любой основной или вспомогательный вид разрешенного использования из предусмотренных градостроительным зонированием территорий выбирается правообладателем земельного участка в соответствии с данным Кодексом и законодательством о градостроительной деятельности.

Аналогичная позиция в части обязанности указания всех видов разрешенного использования в извещении отражена в решение Верховного Суда РФ от 21.03.2022 № АКПИ22-56 и в Апелляционном определении Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 14.06.2022 № АПЛ22-187.

Подход отраженный в письме ФАС России применяется на территории всех субъектов и подтверждается сложившийся судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26.09.2022 по делу № А57-600/2022, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 23.09.2021 по делу № А60-63304/2020, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14.09.2021 по делу № А60-63300/2020, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13.09.2021 по делу № А60-63305/2020, Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2022 по делу № А60-63314/2020) и практикой антимонопольных органов ( Решение Свердловского УФАС России от 23.01.2023 по жалобам № 066/10/18.1-4/2023, 066/10/18.1-7/2023, Решение Якутского УФАС России от 01.08.2022 по жалобе № 014/10/18.1-1068/2022, Решение Курского УФАС России от 05.02.2021 по делу № 046/10/18.1-21/2021 и т.д.).

6. Организатор торгов не указал размер платы взимаемой оператором ЭТП:

В соответствии с пунктом 3.2. статьи 39.13 ЗК РФ наряду со сведениями, указанными в пункте 21 статьи 39.11 настоящего Кодекса, в извещении о проведении электронного аукциона должна содержаться информация о размере взимаемой с победителя электронного аукциона или иных лиц, с которыми в соответствии с пунктами 13, 14, 20 и 25 статьи 39.12 настоящего Кодекса заключается договор купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо договор аренды такого участка, платы оператору электронной площадки за участие в электронном аукционе, если Правительством Российской Федерации установлено право операторов электронных площадок взимать данную плату.

В извещении указано следующее: «Допускается взимание оператором электронной площадки с победителя электронного аукциона или иных лиц, с которыми в соответствии с пунктами 13, 14, 20 и 25 статьи 39.12 Земельного кодекса РФ заключается договор аренды такого участка, платы за участие в электронном аукционе в порядке, размере и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Однако, пункт 3.2. статьи 39.13 ЗК РФ обязывает указывать в извещении РАЗМЕР взимаемой с победителя платы, а не ссылки на сторонние ресурсы и нормативные акты.

Таким образом, Организатор торгов не исполнил возложенные на него обязательства и не указал размер платы взимаемой оператором ЭТП.

7. Организатор аукциона в заявке на участие нарушил требования, предъявляемые законом к защите персональных данных:

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», заявка обязана содержать согласие участника торгов на обработку Организатором торгов и ЭТП его персональных данных.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, предметным, информированным, сознательным и однозначным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом.

В соответствии с частью 9 статьи 9 Закона о персональных данных требования к содержанию согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, устанавливаются уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных.

Требование к содержанию согласия на обработку персональных данных установлены Приказом Роскомнадзора от 24.02.2021 № 18 «Об утверждении требований к содержанию согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения».

Заявка не содержит обязательных в соответствии с приказом условий, а именно: не содержит цель получения согласия, срок его получения и объём получаемых персональных данных.

Отсутствие данной информации в составе заявки, делает невозможным исполнение положений пункта 9 и пункта 15 статьи 39,12 ЗК РФ, так как публичное размещение персональных данных без согласия, оформленного согласно требованиям Закона о персональных данных лица чьи данные размещаются невозможно.

Подавая свою заявку на участие в Аукционе, я должна обладать информацией о целях, сроках и объеме обработки моих персональных данных.

Таким образом, Организатор торгов обязан разместить в составе извещения форму согласия на обработку персональных данных согласно Приказу № 18 или привести форму заявки в соответствие с требованиями, установленными к содержанию согласию на обработку персональных данных.

На основании изложенного, податель жалобы считает проведенные торги незаконными и, как следствие, из результаты недействительными, а действия организатора аукциона – противоречащими Российской правовой системе. В связи с этим податель жалобы считает необходимым аннулирование результатов представленного аукциона и проведение новых торгов по тому же лоту, но уже в соответствии с законом Российской Федерации, просит:

1. Признать нарушением порядка организации и проведения торгов действия Администрации города Черепаново Черепановского района Новосибирской области;

2. Обязать организатора торгов внести изменения в аукционную документацию, не противоречащую действующему законодательству;

3. Признать результаты аукциона по данному лоту недействительными;

4. Провести новые торги по тому же лоту аукциона в соответствии с законом;

5.  Привлечь к административной ответственности виновных лиц;

6. Выдать обязательное для исполнения предписание организатору торгов.

Администрацией города Черепаново Черепановского района Новосибирской области представлены следующие возражения на жалобу.

- по сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером <...> не обременен и не имеет в своих границах объекта капитального строительства, а значит может быть предметом аукциона.

- По правилам землепользования и застройки города Черепаново земельный участок с кадастровым номером <...> имеет разрешенное использование «Малоэтажная многоквартирная жилая застройка», но при размещении извещения на сайте <...> характеристики лота указаны жилая застройка, в связи с отсутствием на указанном сайте разрешенного использования в соответствии с ПЗЗ.

Информация о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно- технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения) размещена в извещении:

На момент проведения торгов, отсутствует техническая возможность присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения.

Рассмотрев по существу поступившую жалобу, представленные материалы и возражения, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

09.03.2024 организатор торгов администрация города Черепаново Черепановского района Новосибирской области разместил в ГИС Торги извещение о проведении торгов в форме открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора аренды земельного участка из земель населенных пунктов (лот № 1 - Земельный участок с кадастровым номером <...>, местоположением Новосибирская область, р-н Черепановский, г. Черепаново, ул. Чернышевского, 37, площадью 2389 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование земельного участка: «Малоэтажная многоквартирная жилая застройка»; категория объекта - Земли населенных пунктов; форма собственности - муниципальная собственность (извещение № 21000030710000000111, лот № 1, на сайте <...>).

Дата и время начала подачи заявок - 10.03.2024 14:00 (МСК+4).

Дата и время окончания подачи заявок - 05.04.2024 14:00 (МСК+4).

Дата проведения торгов - 10.04.2024 14:00 (МСК+4).

Относительно доводов жалобы установлено следующее.

В части довода о незаконном отказе в допуске к участию в аукционе установлено следующее.

В соответствии с информацией, размещенной на официальном сайте <...> а также в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в аукционе, основанием недопуска стало: Непредставление необходимых для участия в аукционе документов или представление недостоверных сведений (ч. 8 ст. 39.12 ЗК РФ). Отсутствуют документы, предусмотренные аукционной документацией.

<...> сообщает, что в ходе подачи заявки ею были предоставлены все достоверные сведения и весь список, необходимых для участия в аукционе, документов (в соответствии с извещением и с Земельным кодексом РФ).

Податель жалобы в жалобе сообщает, что для подтверждения своей позиции податель жалобы приложила к жалобе копию своего паспорта, заявку на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме, документ, подтверждающий внесение задатка, вышеуказанный скриншот сайта электронной торговой площадки.

При этом при подготовке к рассмотрению жалобы и в ходе рассмотрения жалобы установлено, что документ, подтверждающий внесение задатка, подателем жалобы при подаче жалобы в Новосибирское УФАС России не представлен.

Организатор торгов пояснил, что при рассмотрении заявок было установлено, что в отношении заявки № 331713 отсутствует информация о внесении задатка для участия в данном аукционе. Кроме того, при рассмотрении заявок на участие в аукционе (извещение № 21000030710000000111) произошел конфликт IP адресов. В связи с технической ошибкой, заявку <...> и приложенные к ней документы идентифицировать не удалось. В результате вышеуказанного <...> не была допущена до участия в аукционе.

При этом согласно информации с ЭТП РТС-тендер, по заявке № 331713 участника <...> денежные средства в размере задатка 0,00 руб. заблокированы на счету участника 05.04.2024 на время проведения процедуры. Приложено платежное поручение № 873270 от 05.02.2024 на сумму  3000000-00 руб.

В соответствии с п. 1 ст. 39.12 Земельного кодекса Российской для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы:

1) заявка на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка;

2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан);

3) надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

4) документы, подтверждающие внесение задатка.

В соответствии с п. 8 ст. 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации заявитель не допускается к участию в аукционе в следующих случаях:

1) непредставление необходимых для участия в аукционе документов или представление недостоверных сведений;

2) непоступление задатка на дату рассмотрения заявок на участие в аукционе;

3) подача заявки на участие в аукционе лицом, которое в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами не имеет права быть участником конкретного аукциона, покупателем земельного участка или приобрести земельный участок в аренду;

4) наличие сведений о заявителе, об учредителях (участниках), о членах коллегиальных исполнительных органов заявителя, лицах, исполняющих функции единоличного исполнительного органа заявителя, являющегося юридическим лицом, в предусмотренном настоящей статьей реестре недобросовестных участников аукциона.

Таким образом, заявка подателя жалобы не могла быть допущена до участия в торгах в связи с не поступлением задатка на дату рассмотрения заявок на участие в аукционе.

Относительно довода подателя жалобы о том, что на территории земельного участка лота № 1 находится здание, установлено следующее.

Согласно пояснениям, представленным организатором торгов, на территории зе-мельного участка с кадастровым номером <...>, который являлся предметом аукциона, отсутствуют здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Согласно выписке из ЕГРН от 15.05.2024 г. № КУВИ-001/2024-131946936, на земельном участке с кадастровым номером 54:28:010214:4 отсутствуют кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка объекта недвижимости.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» публичные кадастровые карты - ка-дастровые карты, предназначенные для использования неограниченным кругом лиц, ко-торые представляют собой составленные на картографической основе тематические кар-ты, на которых в графической форме и текстовой форме воспроизводятся сведения, со-держащиеся в Едином государственном реестре недвижимости. 

Публичная кадастровая карта представляет собой онлайн-сервис, размещенный в сети Интернет, в котором воспроизводятся сведения, содержащиеся в Едином государ-ственном реестре недвижимости. Сервис имеет справочный характер и не является пер-воисточником сведений.

В ходе рассмотрения жалобы при обращении к сайту публичной кадастровой кар-ты (<...>) строений на территории земельного участка с кадастровым номером <...> не обнаружено.

Ссылки на страницы публичной кадастровой карты, по которым возможно перей-ти и удостовериться в наличии строений на указанном земельном участке, а также фото-графий после личного осмотра земельного участка подателем жалобы ни в ходе подачи жалобы, ни в ходе рассмотрении жалобы подателем жалобы не представлены.

Таким образом, довод подателя жалобы о том, что на территории земельного участка лота № 1 находятся незарегистрированные строения, не подтвержден.

Относительно довода о том, что извещение содержит противоречивую информацию об основном виде разрешенного использования земельного участка лота № 1 установлено следующее.

Согласно пп. 4 п. 21 ст. 39.11 Земельного Кодекса Российской Федерации в изве-щении о проведении аукциона должны содержаться сведения о разрешенном использова-нии земельного участка и принадлежности земельного участка к определенной категории земель.

В соответствии с пп. 5 п. 8 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ земельный участок, находящийся в государственной или муници-пальной собственности, не может быть предметом аукциона, если в отношении земельно-го участка не установлено разрешенное использование или разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования земельного участка, указанным в заявлении о проведении аукциона.

В соответствии с официальным сайтом <...>, видом разрешенного ис-пользования земельного участка указывается: Малоэтажная многоквартирная жилая застройка; согласно извещению видом разрешенного использования земельного участка указывается: «Малоэтажная многоквартирная жилая застройка», категория земель: земли населенных пунктов.

Согласно частям 1, 2 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктуры, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон. В состав жилых зон могут включаться: 1) зоны застройки индивидуальными жилыми домами; 2) зоны застройки индивидуальными жилыми домами и малоэтажными жилыми домами блокированной застройки; 3) зоны застройки среднеэтажными жилыми домами блокированной застройки и многоквартирными домами; 4) зоны застройки многоэтажными многоквартирными домами; 5) зоны жилой застройки иных видов.

Таким образом, отсутствует противоречие информации относительно вида разрешенного использования, указанного в ГИС торги и извещении.

Относительно довода подателя жалобы об отсутствии информации о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения для лота № 1 установлено следующее.

В соответствии с пп. 4 п. 8 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если в отношении земельного участка отсутствует информация о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключе-нием сетей электроснабжения), за исключением случаев, если в соответствии с разрешен-ным использованием земельного участка не предусматривается возможность строитель-ства зданий, сооружений.

В соответствии с п. 1 ст. 52.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, сетям связи (далее - сети инженерно-технического обеспечения), определение платы за такое подключение (технологическое присоединение) осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, о теплоснабжении, о газоснабжении, о водоснабжении и водоотведении, о связи с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Указанные особенности не применяются в случаях технологического присоединения объектов электроэнергетики к электрическим сетям.

Согласно Извещению о проведении аукциона, информация о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно- технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения) размещена в извещении: На момент проведения торгов, отсутствует техническая возможность присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения.

Относительно довода о том, что Извещение о проведение Аукциона не содержит все виды разрешенного использования земельного участка, предусмотренные правилами землепользования и застройки установлено следующее.

Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ в отношении земельного участка в со-ответствии с федеральным законом могут быть установлены один или несколько основ-ных, условно разрешенных или вспомогательных видов разрешенного использования. Любой основной или вспомогательный вид разрешенного использования из предусмот-ренных градостроительным зонированием территорий выбирается правообладателем зе-мельного участка в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о градо-строительной деятельности. Правообладателем земельного участка по правилам, преду-смотренным федеральным законом, может быть получено разрешение на условно разре-шенный вид разрешенного использования.

Основной или условно разрешенный вид разрешенного использования земельного участка считается выбранным в отношении такого земельного участка со дня внесения сведений о соответствующем виде разрешенного использования в Единый государствен-ный реестр недвижимости. Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка не требуется.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответ-ствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 15.05.2024 г. № КУВИ-001/2024-131946936 в отношении земельного участка с кадастровым номером <...> установлен вид разрешенного использования: малоэтажная многоквартирная жилая застройка. Указанный вид разрешенного использования также указан в извещении о проведении аукциона.

Сведений о наличии иных видов разрешенного использования указанного земель-ного участка не установлено, подателем жалобы такой информации не представлено.

Относительно довода о том, что организатор торгов не указал размер платы, взимаемой оператором ЭТП, установлено следующее.

Согласно п. 3.2 ст. 39.13 ЗК РФ наряду со сведениями, указанными в пункте 21 статьи 39.11 настоящего Кодекса, в извещении о проведении электронного аукциона должна содержаться информация о размере взимаемой с победителя электронного аукциона или иных лиц, с которыми в соответствии с пунктами 13, 14, 20 и 25 статьи 39.12 настоящего Кодекса заключается договор купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо договор аренды такого участка, платы оператору электронной площадки за участие в электронном аукционе, если Правительством Российской Федерации установлено право операторов электронных площадок взимать данную плату.

Размер платы Оператору электронной площадки за участие в аукционе, взимаемой с лица, признанного победителем аукциона (далее - Победитель), а также иных лиц, с ко-торым договор аренды Земельного участка заключается в соответствии с пунктами 13, 14, 20 и 25 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливается Опе-ратором ЭТП, в соответствии с Регламентом Оператора электронной площадки.

В Извещении о проведении аукциона на право заключения договора аренды зе-мельного участка с кадастровым номером <...>, процедура № 21000030710000000111, отражена информация, а именно:

Для обеспечения доступа к участию в аукционе в электронной форме (далее по тексту - Процедура) заявителям (претендентам) необходимо пройти регистрацию в соот-ветствии с Регламентом электронной площадки Оператора торгов <...> (да-лее - электронная площадка).

Дата и время регистрации на электронной площадке заявителей (претендентов) на участие в Процедуре осуществляется ежедневно, круглосуточно, но не позднее даты и времени окончания подачи (приема) заявок, указанных в извещении.

Регистрация на электронной площадке осуществляется без взимания платы.

Регистрации на электронной площадке подлежат заявители (претенденты), ранее не зарегистрированные на электронной площадке или регистрация которых на электронной площадке была ими прекращена.

Порядок работы заявителя (претендента) на электронной площадке, системные требования и требования к программному обеспечению устанавливаются Оператором и размещены на сайте Оператора <...>.

Таким образом, потенциальный претендент на участие в электронном аукционе, ознакамливаясь с данными лота, имеет полную информацию о характеристиках лота, начальной цены, шага аукциона, размере задатка, в том числе и о стоимости услуг опера-тора. С данной информацией возможно ознакомиться без регистрации на торговой пло-щадке.

После опубликования извещения об организации аукциона размер стоимости услуг оператора автоматически рассчитывается на ЭТП. Указанная сумма отражается в открытой части площадки и доступна для ознакомления.

Относительно довода о том, что организатор аукциона в заявке на участие нарушил требования, предъявляемые законом к защите персональных данных, установлено следующее.

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон о персональных данных), подавая Заявку, Заявитель дает согласие на обработку персональных данных, в целях участия в аукционе (под обработкой персо-нальных данных понимается совершение, в том числе, следующих действий: сбор, систе-матизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных, описание способов обработки данных приведено в Законе о персональных данных), а также на передачу та-кой информации третьим лицам, в случаях, установленных в любой момент по соглаше-нию сторон.

Если Согласие составляется в форме электронного документа, то оно должно быть подписано электронной подписью (часть 4 статьи 9 Закона о персональных данных). Электронная подпись является аналогом собственноручной подписи. Ее использование допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом и иными правовыми акта-ми или соглашением сторон (пункт 2 статьи 160 Гражданского Кодекса Российской Фе-дерации). Отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, ис-полнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридиче-ски значимых действий, а также во всех случаях, установленных федеральными закона-ми, регулирует Федеральный закон от 06.04.2011 №63-ФЗ «Об электронной подписи».

Участники подают заявку на сайте оператора электронной площадки ООО «РТС-тендер».

При регистрации на электронной площадке ООО «РТС-тендер» участник в соот-ветствии со статьей 9 Закона о персональных данных дает согласие на обработку персо-нальных данных, подписывает электронной подписью, в целях организации на электрон-ной площадке Оператора торговых процедур в электронной форме и участие в таких процедурах, для сбора, обработки и хранения персональных данных пользователей, осу-ществляется Оператором с целью обеспечения возможности организации торговых про-цедур и участия в таких торговых процедурах в соответствии с Регламентом электронной площадки.

Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, предмет-ным, информированным, сознательным и однозначным. Согласие на обработку персо-нальных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представите-лем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установ-лено федеральным законом.

Согласно части 9 статьи 9 Закона о персональных данных требования к содержа-нию согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, устанавливаются уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных.

Требование к содержанию согласия на обработку персональных данных установ-лены Приказом Роскомнадзора от 24.02.2021 № 18 «Об утверждении требований к содер-жанию согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональ-ных данных для распространения» (далее – Приказ № 18).

Для исполнения требований Приказа № 18 о персональных данных, при формиро-вании заявка на участие в аукционе на электронной площадке, в сведениях о претенден-те/участнике указывается информация о ФИО, местонахождении, почтовом адресе, адресе электронной почты, телефоне участника аукциона и содержится заявление о согласии на обработку персональных данных, согласно которому физическое лицо, либо представи-тель юридического лица, действующий от его имени и в его интересах, ознакомлен с по-ложениями Закона о персональных данных, права и обязанности в области защиты пер-сональных данных физическому лицу понятны и такое лицо дает согласие на обработку своих персональных данных и персональных данных доверителя (в случае передоверия).

Таким образом, установлено, наличие в составе заявки, подаваемой участником аукциона на сайте оператора электронной площадки, заявления, выражающего согласие участника на обработку персональных в соответствии с требованиями Закона о защите персональных данных.

На сайте оператора электронной площадки размещен документ «Политика в отно-шении обработки персональных данных в ООО «РТС-тендер», регламентирующий обра-ботку персональных данных в ООО «РТС-тендер», согласно которому в разделе 9 Согла-сие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, а также в разделе 10 Порядок и условия обработку персональных данных, содержится подробная информация о целях и этапах проведения обработки персональных данных ООО «РТС-тендер».

При этом, с учетом ст. 18.1, ст. 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» к полномочиям антимонопольного органа не относится контроль за соблюдением Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

В Земельном кодексе РФ отсутствует требование о необходимости предоставления согласия на обработку персональных данных.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

Признать жалобу <...> (вх. № 7468-ЭП/24 от 22.04.2024 г.) на действия организатора торгов администрации города Черепаново Черепановского района Новосибирской области при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора аренды земельного участка из земель населенных пунктов (лот № 1 - Земельный участок с кадастровым номером <...>, местоположением Новосибирская область, р-н Черепановский, г. Черепаново, ул. Чернышевского, 37, площадью 2389 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование земельного участка: «Малоэтажная многоквартирная жилая застройка»; категория объекта - Земли населенных пунктов; форма собственности - муниципальная собственность (извещение № 21000030710000000111, лот № 1, на сайте <...>)  необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны