Решение №054/06/33-856/2021 жалоба ИП Масленниковой С.Е. на действия ФКУ «ЛИУ-1 УФСИН Р... от 30 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/33-856/2021

 

«30» апреля 2021 года                                                                                           г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

 

в присутствии …

рассмотрев жалобу ИП Масленниковой С.Е. на действия ФКУ «Лечебное исправительное учреждение №1 УФСИН России по Томской области» (далее – ФКУ «ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области») при проведении электронного аукциона
№ 0365100003421000014 на поставку пожарно-технической продукции (в рамках государственного оборонного заказа)
, начальная (максимальная) цена контракта
1 067 396,91 рублей,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Новосибирское УФАС России поступила жалоба ИП Масленниковой С.Е. на действия ФКУ «ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области» при проведении электронного аукциона № 0365100003421000014 на поставку пожарно-технической продукции (в рамках государственного оборонного заказа).

Суть жалобы заключается в следующем.

Податель жалобы считает, что положения документации об электронном аукционе № 0365100003421000014 нарушают положения ч. 2 ст. 8 и п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ № 44-ФЗ),

В обоснование своей позиции ИП Масленникова С.Е. приводит следующие доводы.

1. В качестве одним из предметов закупки является самоспасатель фильтрующий.

Согласно требованию технического задания в комплект самоспасателя должны входить:

- рабочая часть;

- герметичная упаковка;

- руководство по применению и паспорт (имеющий QR-код, для просмотра пользователем учебного фильма по применению самоспасателя, с использованием личного смартфона).

Технический регламент Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ТР ТС 019/2011, о соответствии которому заказчик установил требование, не предусматривает наличия QR-кода на руководстве (паспорте) самоспасателя.

Податель жалобы считает, что требованиям Заказчика к характеристикам (наличие внутренней системы и боковое расположение фильтров) самоспасателя и наличию сертификата соответствия ТР ТС 019/2011 соответствуют только два изделия.

По мнению ИП Масленниковой С.Е., требованию о наличии QR-кода соответствует только одно изделие конкретного производителя - самоспасатель УФМС «Шанс-Е» производства ООО «НПК Пожхимзащита».

Исходя из вышеизложенного податель жалобы делает вывод, что такие действия Заказчика нарушают положения Закона о контрактной системе и ведут к полному устранению конкуренции.

2. В документации закупки Заказчик установил требование: Качество и безопасность самоспасателя должны подтверждаться сертификатом на соответствие требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты», с приложением к нему копиями протоколов сертификационных испытаний, подтверждающих, заявленные производителем защитных свойств самоспасателя. Обоснование требований - исключение поставок фальсифицированной и контрафактной продукции.

При поставке Поставщик предоставляет Заказчику документы, удостоверяющие качество Товара: сертификат (декларацию) соответствия и протокол испытания диэлектрических комплектов.

Наличие у продукции декларации или сертификата подтверждает ее соответствие требованиям технического регламента и тем самым гарантирует ее безопасность.

Требование Заказчика к качеству продукции, по мнению подателя жалобы, не соответствует требованиям действующего законодательства, разъясняющего данное понятие.

По мнению подателя жалобы, результаты протокола сертификационных испытаний относится только к конкретным испытуемым образцам товара и не отражают качество партии продукции, а также качество всей выпускаемой продукции данного вида. Изложенное подтверждается выпиской из протокола сертификационных испытаний (приложение № 2), из вышеизложенного ИП Масленникова С.Е. делает вывод о том, что протоколы испытаний нельзя отнести к документам подтверждающим, заявленные производителем защитных свойств самоспасателя.

Податель жалобы полагает, что заявленные производителем защитные свойства подтверждаются руководством по эксплуатации и паспортом на поставляемую партию товара.

Таким образом, по мнению подателя жалобы, требование заказчика о предоставлении «копий протоколов сертификационных испытаний» не является подтверждением определяющим оценку качества продукции и является избыточным.

Также ИП Масленникова С.Е. утверждает, что требование заказчика о предоставлении протоколов сертификационных испытаний, влечет за собой ограничение количества участников закупки, не являющихся изготовителями.

Согласно Письму Федеральной антимонопольной службы от 1 июля 2016 г. № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке»: «При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде: одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке».

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчику запрещено использовать требования, влекущие ограничение количества участников закупки.

3. Объектом закупки открытого электронного аукциона № 0365100003421000014 заказчиком указаны: самоспасатели фильтрующие (код ОКПД2 - 32.99.11.199), диэлектрические комплекты (код ОКПД2 - 32.99.11.199). К диэлектрическим комплектам заказчик отнес:

  • ножницы диэлектрические;
  • перчатки диэлектрические, латексные бесшовные;
  • коврик диэлектрический;
  • боты диэлектрические.

При этом указанные товары, отнесенные заказчиком к «диэлектрическим комплектам», по мнению подателя жалобы, имеют другие ОКПД2, отличные от установленного Заказчиком ОКПД2 - 32.99.11.199 (Средства индивидуальной защиты прочие, не включенные в другие группировки) (приложение № 3).

Таким образом, податель жалобы полагает, то заказчик ошибочно применил ОКДП2 в отношении товаров отнесенных к «Диэлектрическим комплектам», что, по его мнению, приводит к ограничению конкуренции и выбору неправильного способа закупки.

Кроме того, ИП Масленникова С.Е. считает, что «Самоспасатели фильтрующие» и «Диэлектрические комплекты» являются товарами технологически и функционально не связанными между собой.

В силу части 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ № 135-ФЗ) при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами (работами, услугами), поставка (выполнение, оказание) которых признается предметом торгов.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 2 ст. 8, п. 1 ч. 1, ст. 33 Закона о контрактной системе, ТР ТС 019/2011, ст. 4, 17, 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. №135-Ф3 «О защите конкуренции», ИП Масленникова С.Е. просит признать жалобу обоснованной.

На жалобу ИП Масленниковой С.Е. от заказчика поступили возражения, следующего содержания.

Статьей 1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ФЗ № 44-ФЗ) предусмотрено, что данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в части, касающейся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги, в том числе бюджетным учреждением.

Согласно ч. 1 ст. 33 ФЗ № 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки при необходимости.

В соответствии с ч. 2 ст. 33 ФЗ № 44-ФЗ о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Из вышеуказанных норм заказчик делает вывод, что он вправе определить в своей заявке такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.

Одним из принципов контрактной системы является принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок (ст. 12 ФЗ № 44-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 12 ФЗ № 44-ФЗ заказчик при планировании и осуществлении закупок должен исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Заказчик - ФКУ «Лечебное исправительное учреждение №1 УФСИН России по Томской области» - это учреждение с массовым пребыванием людей.

Учитывая цели и задачи, стоящие перед учреждением заказчиком в документации были установлены следующие требования (в том числе и оспариваемые Заявителем) к закупаемому самоспасателю:

Самоспасателъ должен иметь руководство по применению и паспорт с QR-кодом, для просмотра пользователем учебного фильма по применению самоспасателя, с использованием личного смартфона);

Качество и безопасность самоспасателя должны подтверждаться сертификатом на соответствие требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты с приложением к нему копиями протоколов сертификационных испытаний, подтверждающих, заявленные производителем защитных свойств самоспасателя.

В соответствии с требованиями ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности.

Пунктом 4 Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» (утвержденных приказом МЧС России от 12.12.2007 № 645) к основным видам обучения работников организаций мерам пожарной безопасности отнесены противопожарный инструктаж и изучение минимума пожарно-технических знаний.

Согласно п. 9 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479) на объекте защиты с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает проведение не реже 1 раза в полугодие практических тренировок по эвакуации лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте защиты с массовым пребыванием людей, а также посетителей, покупателей, других лиц, находящихся в здании, сооружении.

В ст. 6, ст. 30, ст. 116 Правил противопожарного режима закреплена обязанность руководителя организации обеспечить своих сотрудников и посетителей средствами индивидуальной защиты.

Таким образом, в соответствии с требованиями действующего законодательства, руководитель обязан обеспечить своих сотрудников и посетителей средствами индивидуальной защиты, провести их инструктаж и обучение.

При проведении инструктажей (включая вводный, первичный и периодический), а также при проведении практических тренировок отрабатываются в том числе и действия по порядку применения средств индивидуальной защиты, стоящих на балансе учреждения. Ведь от умений пользователя использовать самоспасатель напрямую зависит сохранение его жизни и здоровья.

Самоспасатель фильтрующий по своей сути является изделием однократного применения. После вскрытия упаковки жизненный цикл самоспасателя равен времени его защитного действия, указанного производителем на упаковке, что делает затруднительным при проведении инструктажей и практических тренировок использовать закупленные само спасатели, т.к. у Заказчика отсутствуют финансовые средства на приобретение новых изделий.

Заказчик утверждает, что приобретение самоспасателей, имеющих паспорт с QR-кодом позволяет ему решить несколько стоящих перед ним задач - обеспечение сотрудников средствами индивидуальной защиты и обеспечение возможности проведения обучения их использования, без привлечения дополнительных финансовых средств на закупку новых самоспасателей, а также на закупку методических пособий (включая, но неограничиваясь: учебными плакатами, учебными фильмами, тренажерами и т.д.).

В силу ч. 1 ст. 2 ФЗ № 44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе на положениях Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс).

В соответствии со ст.ст. 69 и 72 Бюджетного кодекса закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд производятся за счет бюджетных ассигнований (расходы бюджетов), осуществление которых согласно ст. 32 Бюджетного кодекса должно отвечать принципу эффективности - необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

С учетом названных положений бюджетного законодательства к числу основных принципов контрактной системы согласно ст. 6, ч. 1 ст. 12 Закона относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования).

Заказчик утверждает, что приобретение само спасателей без паспорта с QR-кодом не соответствует действительной потребности заказчика, противоречит основным целям и принципам законодательства о контрактной системе.

Таким образом, установленное в документации требование обусловлено потребностью Заказчика (целями и задачами), соответствует положениям ст. 12 и 33 ФЗ № 44-ФЗ и не противоречит требованиям действующих стандартов.

Требование о том, что качество поставляемых самоспасателей должно подтверждаться сертификатом соответствия на требования ТР ТС 019/2011 по схеме сертификации 1C или с приложением к нему копиями протоколов сертификационных испытаний, подтверждающих заявленные производителем защитных свойств самоспасателя, относится к качественных характеристикам объекта закупки.

Обусловлено данное требование потребностью Заказчика в самоспасателе, выпускающегося серийно (т.е. продолжительное количество лет), у которого заявленные производителем защитные характеристики подтверждены в ходе сертификации (т.е. имеют протоколы сертификационных испытаний), т.к. при чрезвычайной ситуации от защитных характеристик самоспасателя зависит жизнь и здоровье людей на территории учреждения. Данный факт отражен Заказчиком в документации (в Техническом задании).

В соответствии с требованиями Технического задания к поставке требуется самоспасатель фильтрующий, предназначенный для защиты органов дыхания и зрения от продуктов горения при эвакуации из задымленных помещений во время пожара, а также от других опасных химических веществ, паров, газов и аэрозолей, в случае техногенных аварий и террористических актов.

Таким образом, предметом закупки выступает универсальный фильтрующий самоспасатель с возможностью применения как на пожаре, так и при иной чрезвычайной ситуации.

Ключевым условием доступа на рынок является обязательное подтверждение соответствия такого самоспасателя требованиям безопасности, установленным в частности в пп. 14 - 15 п.4.4. ТР ТС 019/2011. Такое подтверждение, в соответствии с п. 5.4 ТР ТС 019/2011 и п. 17 Приложения № 4 к ТР ТС 019/2011, осуществляется в форме сертификации, что подтверждается и не оспаривается самим подателем жалобы.

В соответствии с Приложением № 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе, а именно п.5, формы, схемы и процедуры оценки соответствия устанавливаются в технических регламентах Союза на основе типовых схем оценки соответствия, утверждаемых Комиссией.

В соответствии с п. 5.14 ТР ТС 019/2011 при обязательной сертификации для выпускаемых серийно СИЗ, качество которых зависит от показателей безопасности, применяется схема 1C. При этом под «безопасностью» понимается отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью причинения вреда и (или) нанесения ущерба (п.1 Приложения № 9 к Договору).

Для фильтрующих самоспасателей (объекта закупки) показателями безопасности являются такие показатели как: время защитного действия, сопротивление воздушному потоку, коэффициент подсоса, масса и др. Данные показатели установлены в пп. 14, 15 ТР ТС 019/2011.

Схема сертификации 1C включает в себя такие процедуры как:

  • отбор органом по сертификации продукции образцов для проведения испытаний;
  • проведение испытаний образцов продукции - аккредитованной испытательной лабораторией.

Таким образом, установленное в документации требование о том, что качество и безопасность поставляемых самоспасателей подтверждается сертификатом соответствия на требования ТР ТС 019/2011 по схеме 1C или с приложением к нему копиями протоколов сертификационных испытаний, подтверждающих, заявленные производителем защитных свойств самоспасателя продиктовано требованиями Закона.

Согласно ч. 1 ст. 2 ФЗ № 44-ФЗ «Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.

Частью 2 ст. 456 ГК РФ предусмотрено, что если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.

Таким образом, заказчик полагает, что установленное в документации требование о том, что качество и безопасность поставляемых самоспасателей подтверждается сертификатом соответствия на требования ТР ТС 019/2011 по схеме 1C или с приложением к нему копии протоколов сертификационных испытаний, подтверждающих, заявленные производителем защитные свойства самоспасателя продиктовано требованиями Закона, обусловлено потребностью (целями и задачами) заказчика и соответствует требованиям ст. 12 и ст. 33 ФЗ № 44-ФЗ, п. 5.14 ТР ТС 019/2011 и ч. 2
ст. 456 ГК РФ.

Целью заказчика является приобретение самоспасателя качество и безопасность которого не вызывает сомнения.

Все показатели товара сформированы исходя из потребностей Заказчика и целей обеспечения своих сотрудников и посетителей, самоспасателями, с подтвержденными защитными характеристиками и возможностью проведения обучения их использованию, без привлечения дополнительных финансовых средств. Поэтому установленные в аукционной документации требования являются значимыми для Заказчика и необходимы для выполнения соответствующих функций и в наибольшей степени отвечают целям эффективного использования бюджетных средств, а также содержат достаточно информации для оценки возможности и целесообразности участия в электронном аукционе.

Согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 04.05.2017 по делу № А08-1545/2016 «.. .Основой задачей норм, содержащихся в Законе о контрактной системе, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников определения поставщика, сколько выявление в результате такого определения лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени удовлетворит потребности заказчика в необходимом товаре...».

Таким образом, установив вышеуказанные требования, Заказчик фактически обозначил конкретные характеристики товара, потребность в которых обусловлена спецификой его деятельности, следовательно, положения документации об электронном аукционе не противоречат Закону о контрактной системе.

Закупаемая пожарно-техническая продукция предназначена для обеспечения деятельности пожарных частей ведомственной пожарной охраны УФСИН России по Томской области.

По мнению заказчика, утверждения ИП Масленниковой С.Е. о том, что самоспасатели фильтрующие и диэлектрические комплекты являются товарами технологически и функционально не связанными между собой, не являются обоснованными, так как те и другие являются средствами индивидуальной защиты пожарных и используются ими при выполнении основной боевой задачи, а именно проведение боевых действий по тушению пожаров на месте пожара для спасения людей, достижения локализации и ликвидации пожара в кратчайшие сроки (ч. 30 приказа МЧС № 444).

Наименование ОПКД2 32.99.11.199 «Средства индивидуальной защиты прочие, не включенные в другие группировки» не указывает от каких конкретно опасных факторов используются средства индивидуальной защиты, следовательно может применяться как для закупки самоспасателей, так и для закупки диэлектрических комплектов.

Таким образом, заказчик приходит к выводу, что вышеуказанными требованиями, он не ограничил конкуренцию между участниками торгов.

Установленные заказчиком требования соответствуют положениям действующего Закона, стандартов и обусловлены потребностями заказчика. В действиях заказчика отсутствуют нарушение положений ст. 1, 2, 12, 33, 64 Закона о контрактной системе.

На основании изложенного, заказчик просит признать жалобу ИП Масленниковой С.Е. не обоснованной.

Изучив предоставленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

19.04.2021 года в Единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение № 0365100003421000014 о проведении аукциона в электронной форме «Поставка пожарно-технической продукции в рамках государственного оборонного заказа», идентификационный код закупки: 211702003563970170100100440323299211, начальная (максимальная) цена контракта 1 067 396,91 рублей.

Статьей 54.3 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. предусмотрено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, помимо прочего должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 ФЗ № 44-ФЗ запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Объектом данной закупки помимо прочего является самоспасатель фильтрующий, согласно техническому заданию (приложение к аукционной документации) в комплект самоспасателя должно входить руководство по применению и паспорт (имеющий QR-код, для просмотра пользователем учебного фильма по применению самоспасателя, с использованием личного смартфона), также самоспасатель должен обладать следующими свойствами: капюшон с внутренней системой самонатяжения оголовья и боковое расположение фильтра (фильтров).

По мнению подателя жалобы сочетанию данных требований соответствует только одно изделие конкретного производителя - самоспасатель УФМС «Шанс-Е» производства ООО «НПК Пожхимзащита».

В соответствии с ч. 9 ст. 105 ФЗ № 44-ФЗ к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. Однако в подтверждение вышеуказанного довода ИП Масленниковой С.Е. документов и информации представлено не было.

Таким образом, указанный довод подателя жалобы признается необоснованным.

Согласно техническому заданию (приложение к аукционной документации) качество и безопасность самоспасателя должны подтверждаться сертификатом на соответствие  требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты», с приложением к нему копиями протоколов сертификационных испытаний, подтверждающих, заявленные производителем защитных свойств самоспасателя. Обоснование требований – для исключения поставок фальсифицированной и контрафактной продукции.

При поставке Поставщик предоставляет Заказчику документы, удостоверяющие качество Товара: сертификат (декларацию) соответствия и протокол испытания диэлектрических комплектов.

По мнению подателя жалобы данные требование заказчика о предоставлении «копий протоколов сертификационных испытаний» не является подтверждением определяющим оценку качества продукции и является избыточным.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке в описании объекта закупки указывают функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

На основании пункта 2 части 1 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилами об использовании при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Пунктом 3 части 1 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ установлено, что описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.

Частью 2 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ установлено, что документация об электронном аукционе в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно части 3 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена данным Федеральным законом.

ТР ТС 019/2011 разработан с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза единых обязательных для применения и исполнения требований к СИЗ, обеспечения свободного перемещения СИЗ, выпускаемых в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза, и распространяется на товары, указанные в приложении № 1.

Товар содержится в приложении № 1 к ТР ТС 019/2011, следовательно, на него распространяется действие данного технического регламента.

СИЗ выпускаются в обращение на рынке при их соответствии требованиям ТР ТС 019/2011, при условии, что они прошли подтверждение соответствия согласно статье 5 данного технического регламента.

В соответствии с пунктом 5.14 ТР ТС 019/2011 сертификация СИЗ осуществляется аккредитованным органом по сертификации, включенным в единый реестр.

Обязательная сертификация СИЗ проводится в соответствии с Типовыми схемами сертификации, утвержденными решением Комиссии Таможенного союза:

- для выпускаемых серийно СИЗ, качество которых зависит от показателей безопасности, применяется схема 1C.

Требование о том, что качество поставляемых самоспасателей должно подтверждаться сертификатом соответствия на требования ТР ТС 019/2011 по схеме сертификации 1C относится к качественным характеристикам объекта закупки.

При чрезвычайной ситуации от защитных характеристик самоспасателя зависит жизнь и здоровье людей, находящихся на территории лечебного исправительного учреждения.

Соответственно, Заказчиком закупается самоспасатель, у которого заявленные производителем защитные характеристики подтверждены в ходе сертификации, имеют протоколы сертификационных испытаний.

Включение в техническое задание требований к объекту закупки в соответствии с потребностью Заказчика не противоречит действующему законодательству о контрактной системе.

Заявителем в подтверждение своего довода каких-либо доказательств, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки, не представлено.

Таким образом, указанный довод подателя жалобы признается необоснованным.

Объектом закупки открытого электронного аукциона № 0365100003421000014 заказчиком указаны: самоспасатели фильтрующие (код ОКПД2 - 32.99.11.199), диэлектрические комплекты (код ОКПД2 - 32.99.11.199). К диэлектрическим комплектам заказчик отнес:

  • ножницы диэлектрические;
  • перчатки диэлектрические, латексные бесшовные;
  • коврик диэлектрический;
  • боты диэлектрические.

Подателя жалобы полагает, что заказчик ошибочно применил ОКДП2 в отношении товаров отнесенных к «Диэлектрическим комплектам», что, по его мнению, приводит к ограничению конкуренции и выбору неправильного способа закупки.

Также, ИП Масленникова С.Е. считает, что «Самоспасатели фильтрующие» и «Диэлектрические комплекты» являются товарами технологически и функционально не связанными между собой, в связи с чем включение их в одну закупку нарушает требования ч. 3 ст. 17 ФЗ № 135-ФЗ.

Однако в подтверждение своей позиции о том, что заказчик неверно применил ОКПД2 - 32.99.11.199 в отношении «Диэлектрические комплекты» ИП Масленниковой С.Е. документов и информации представлено не было.

В соответствии с пп. 6 п. а ч.12 приказа МЧС России от 16.10.2017 № 444 «Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.02.2018 № 50100) (далее - приказ МЧС № 444) для проведения боевых действий по тушению пожаров личным составом органов управления и подразделений пожарной охраны, привлеченными к проведению боевых действий по тушению пожаров силами, используются следующие средства: средства индивидуальной защиты людей при пожаре (средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения и средства индивидуальной защиты пожарных) и средства спасения людей при пожаре (индивидуальные и коллективные);

В соответствии с ч. 1 ст. 118 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - № 123-Ф3) средства индивидуальной защиты пожарных должны защищать личный состав подразделений пожарной охраны от воздействия опасных факторов пожара, неблагоприятных климатических воздействий и травм при тушении пожара и проведении аварийно-спасательных работ.

Согласно ст. 9 № 123-Ф3 к опасным факторам пожара, воздействующим на людей и имущество, относятся:

  1. пламя и искры;
  2. тепловой поток;
  3. повышенная температура окружающей среды;
  4. повышенная концентрация токсичных продуктов горения и термического разложения;
  5. пониженная концентрация кислорода;
  6. снижение видимости в дыму.

К сопутствующим проявлениям опасных факторов пожара относятся:

  1. осколки, части разрушившихся зданий, сооружений, транспортных средств, технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества;
  2. радиоактивные и токсичные вещества и материалы, попавшие в окружающую среду из разрушенных технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества;
  3. вынос высокого напряжения на токопроводящие части технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества;
  4. опасные факторы взрыва, происшедшего вследствие пожара;
  5. воздействие огнетушащих веществ.

В соответствии с пп. 2 п. 2 ч. 323 приказа Минтруда России от 11.12.2020 № 881н «Об утверждении Правил по охране труда в подразделениях пожарной охраны» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.12.2020 № 61779) - Руководитель тушения пожара имеет право приступить к тушению электрооборудования электростанций и подстанций, находящегося под напряжением до 0,4 кВ, а также электрооборудования электростанций и подстанций, находящегося под напряжением до 10 кВ, размещенного на объектах использования атомной энергии, в специальных фортификационных сооружениях, только после получения письменного разрешения (допуска) к тушению пожара, проведения инструктажа участников тушения пожара представителями энергетического объекта, создания условий визуального контроля за электроустановками и с соблюдением следующих условий: личный состав, привлекаемый для тушения пожара, должен быть обеспечен специальными защитными средствами (диэлектрическими перчатками, галошами, ботами, коврами и специальной защитной одеждой пожарного).

Для защиты от повышенной концентрации токсичных продуктов горения и термического разложения используются самоспасатели, а для защиты от выноса высокого напряжения на токопроводящие части технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества и как следствие поражение электрическим током используются диэлектрические комплекты.

Исходя из вышеизложенного закупка в рамках одного электронного аукциона самоспосателей и диэлектрических комплектов в соответствии с потребностью Заказчика не противоречит действующему законодательству о контрактной системе и в частности не нарушает требование ч. 3 ст. 17 ФЗ № 135-ФЗ согласно которому при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами (работами, услугами), поставка (выполнение, оказание) которых признается предметом торгов. Так как данные товары являются функционально связанными между собой.

Таким образом, жалоба признается необоснованной.

При проведении внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 ФЗ № 44-ФЗ электронного аукциона № 0365100003421000014 на поставку пожарно-технической продукции (в рамках государственного оборонного заказа) Комиссия Новосибирского УФАС России иные нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выявила.

Руководствуясь ч. 8 ст. 106, п. 1 ч. 15, ст. 99 ФЗ № 44-ФЗ, Административным регламентом ФАС России, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия Новосибирского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ИП Масленниковой С.Е. на действия ФКУ «ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области» при проведении электронного аукциона
№ 0365100003421000014 на поставку пожарно-технической продукции (в рамках государственного оборонного заказа) необоснованной.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трёх месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны