Решение №054/06/100-149/2023 обращение (акт ведомственного контроля, проведенного МВД по ... от 7 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/100-149/2023

о результатах внеплановой проверки соблюдения законодательства о государственном оборонном заказе и законодательства о контрактной системе в сфере закупок

«07» февраля 2023 г.                                                                                                г.  Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского У ФАС России) в составе:

….

в отсутствие

рассмотрев обращение (акт ведомственного контроля, проведенного МВД по Республике Тыва), содержащее информацию о результатах проверки ФКУ «ЦХиСО МВД по Республике Тыва» на предмет соблюдения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок в период с 01.01.2022 по 01.11.2022, в том числе при осуществлении закупок в рамках государственного оборонного заказа,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее — Новосибирское УФАС России) поступило обращение (акт ведомственного контроля, проведенного МВД по Республике Тыва), содержащее информацию о результатах проверки ФКУ «ЦХиСО МВД по Республике Тьюа» на предмет соблюдения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок в период с 01.01.2022 по 01.11.2022, в том числе при осуществлении закупок в рамках государственного оборонного заказа.

В результате проверочных мероприятий в отношении ФКУ «ЦХиСО МВД по Республике Тыва» был выявлен ряд нарушений, отраженных в акте от 24.12.2022 г.

 

  1. МВД по Республике Тыва установило следующее.

При проведении электронных аукционов №                         0812100000122000079,      №

0812100000122000088, № 0812100000122000089 на поставку сухих полнорационных кормов для служебных собак в рамках ГОЗ на 2023 г. с начальной (максимальной) ценой контракта по 654,0 тыс. рублей в описании объекта закупки такие физико-химические показатели как, линолевая кислота, кальций, калий, натрий, магний, фосфор, белки, жиры указаны в процентах (при этом не уточнено от какого показателя берется этот процент); также, такие показатели как, медь, цинк, железо, витамин А, витамин ДЗ, витамин Е указаны в миллиграммах на килограмм (мг/кг), тогда как в соответствии с требованиями п. 5.2.5 «ГОСТ Р 55453-2022 Корма для непродуктивных животных. Общие технические условия» (далее - ГОСТ Р 55453-2022), утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17.03.2022 № 145-ст, вышеуказанные показатели для полнорационных кормов для собак указываются в граммах, миллиграммах и ME на 100 граммов сухого вещества. При этом, необходимость использования единицы измерения в процентах и «мг/кг» заказчиком не обоснована, что является нарушением п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ), п. 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 (далее - Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 №145).

Аналогично, энергетическая ценность в описании объекта закупки указана «на 1 кг корма: не менее 4300 ккал/кг», тогда как согласно п. 17 Порядка обеспечения кормами (продуктами) и подстилочными материалами штатных животных органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 30.12.2019 № 988, энергетическая ценность полнорационных кормов для служебных собак, щенков в органах внутренних дел должна составлять не менее 370 килокалорий на 100 граммов полнорационного корма. При этом, обоснование необходимости изменений единицы измерения и границ показателя энергетической ценности по отношению к требованиям указанного приказа МВД России отсутствовало.

По факту выявленных нарушений ФКУ «ЦХиСО МВД по Республике Тыва» сообщило следующее.

Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 44-ФЗ государственные органы, казенные учреждения при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных нужд.

Потребности заказчика складываются из показаний ветеринарного врача, состояния здоровья служебных собак, продолжительности физических нагрузок, климатических условий, опыта кормления и т.д. По опыту кормления служебных собак кормами с более низким содержанием питательных веществ установлено, что такие корма не удовлетворяют потребностям служебной собаки в витаминах и питательных веществах, что в последствии ведет к необходимости дополнительных закупок витаминов и ветеринарных препаратов, дорогостоящего и не всегда эффективного лечения, что в свою очередь приводит к дополнительным расходам постоянные тренировки и высокие физические нагрузки и неэффективному расходованию бюджетных средств. Служебные собаки ведут образ жизни с повышенными физическими нагрузками и стрессами, также необходимо учитывать особые условия содержаний в виду климата Республики Тыва с пониженным температурным режимом воздуха в зимний сезон. Республика Тыва является местностью, приравненной к районам Крайнего Севера, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.11.2021 № 1946 «Об утверждении перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в целях предоставления государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в этих районах и местностях, признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской

Федерации и признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых актов Совета Министров СССР». В зимний сезон температура на территории Республика Тыва достигает -50°С.

В обращении МВД по Республике Тыва указано, что при указании в описании объекта закупки физико-химических показателей, как линолевая кислота, кальций, калий, натрий, магний, фосфор, белки, жиры, не уточнено от какого показателя берется процент. В спецификации описания объектов вышеуказанных закупок указано, что дополнительные характеристики прописаны в соответствии с ГОСТ Р 55453-2022, ГОСТ Р 55985-2014, Ветеринарно-санитарных норм и требований к качеству кормов для непродуктивных животных, утверждённых Департаментом ветеринарии Минсельхоза России от 15.07.1997 № 13-7-2/1010. Так, согласно таблице 3 ГОСТа Р 55453-2022 значения физико-химических показателей линолевая кислота, кальций, калий, натрий, магний, фосфор приведены на 100 граммов сухого вещества. Также согласно таблице 3 п. 2.3 Ветеринарно-санитарных норм показатели питательных веществ белок и жир указываются в процентах в пересчете на сухое вещество рациона. Следовательно, в спецификации закупок значения физико­химических показателей, как линолевая кислота, кальций, калий, натрий, магний, фосфор, приведены на 100 граммов сухого вещества, а белка и жира - в пересчете на сухое вещество рациона.

Также в обращении указано, что некоторые показатели указаны в миллиграммах на килограмм (мг/кг), тогда как в соответствии с требованиями п. 5.2.5 ГОСТа Р 55453-2022 указанные показатели указываются в граммах, миллиграммах и ME на 100 граммов сухого вещества. Энергетическая ценность указана «на 1 кг корма: не менее 4300 ккал/кг», тогда как согласно п. 17 Порядка обеспечения кормами (продуктами) и подстилочными материалами штатных животных органов внутренних дел РФ, утвержденного приказом МВД России от 30.12.2019 № 988, энергетическая ценность кормов должна составлять не менее 370 килокалорий на 100 граммов полнорационного корма. Порядок, утверждённый приказом МВД России от 30.12.2019 № 988, регламентирует только минимальную допустимую калорийность корма для служебных собак.

Кроме того, согласно постановлению Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13.04.2015 № Ф07-953/15 по делу № А56-28868/2014 в случае, если ГОСТ утверждён для добровольного применения, заказчик вправе устанавливать в документации о закупке единицы измерения отличные от указанных в ГОСТе для добровольного применения. На сайте Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Новосибирской и Томской областям 17.05.2022 размещены сведения о том, что ГОСТ Р 55453-2022 носит добровольный характер применения, в связи с чем, заказчик не обязан применять единицы измерения, предусмотренные в данном ГОСТе. Кроме того, применение единиц измерения не должно обосновываться заказчиком, так как единица измерения не является дополнительной характеристикой.

Комиссия Новосибирского У ФАС России, проанализировав представленные информацию и документы, установила следующее.

Объектом закупок № 0812100000122000079, № 0812100000122000088, № 0812100000122000089 является «Корм для собак сухой». Заказчиком по позиции КТРУ 10.92.10.111-00000004 установлены обязательные для применения характеристики - для всех пород, полнорационный.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 44-ФЗ если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от

  1. №145, заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ, которые не предусмотрены в позиции каталога.

Пунктом 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 №145, установлено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 данных Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации.

ФКУ «ЦХиСО МВД по Республике Тыва» в обоснование использования дополнительных критериев к корму выше установленных характеристик в Техническом задании указывает о том, что характеристики, указанные в КТРУ и ГОСТ Р 55453-2022 не являются исчерпывающими и не позволяют точно определить соответствие функциональным, техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам закупаемого товара.

Заказчик предоставил заключение ветеринарного врача в котором указано, что корм для служебных собак должен соответствовать возрастной группе, типу активности и условиям их содержания. Также указнное заключение включает в себя значения показателей для служебных собак.

Установлено, что положения КТРУ и ГОСТ Р 55453-2013 не учитывают региональные особенности и особенности, связанные с применением служебных собак разных направлений и разных пород.

Таким образом, в описании объекта закупки заказчиком указана дополнительная информация о характеристиках, имеющих существенное значения для обеспечения деятельности служебных подразделений заказчика и реализации функций и полномочий, учитывая специфику работы заказчика и специфику задач, для решения которых приобретается товар. Установленные заказчиком значения показателей позволяют обеспечить организм служебной собаки веществами для правильного протекания биологических процессов, необходимой энергией в холодное время года и при выполнении служебных задач, связанных с повышенной физической активностью, учитывают потребности возрастной группы, условия круглогодичного вольерного содержания и отсутствия необходимости использования витаминно-минеральных подкормок или других функциональных добавок.

Учитывая изложенное, в действиях ФКУ «ЦХиСО МВД по Республике Тыва» не установлено нарушений ст. 33 Федерального закона № 44-ФЗ, п. 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 №145, при описании объекта закупки в извещениях № 0812100000122000079, № 0812100000122000088, № 081210000012200008.

  1. МВД по Республике Тыва установило следующее.

При описании объекта закупки в трех электронных аукционах (извещения № 0812100000122000010, № 0812100000122000031,№ 0812100000122000037) на поставку радиоэлектронной продукции в рамках ГОЗ на 2022 г., включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой заказчиком установлены ограничения в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - постановление Правительства РФ № 878), прописаны дополнительные функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики закупаемых товаров, тогда как в соответствии с требованиями п. 5 ч. 1 ст. 42 Федерального закона № 44-ФЗ, п. 4, пп. «а» п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 №145, при закупке радиоэлектронной продукции, в отношении которых установлены ограничения в соответствии с постановлением Правительства РФ № 878, в описании объекта закупки применяется исключительно информация, включенная в позицию каталога товаров, работ, услуг, что ФКУ «ЦХиСО МВД по Республике Тыва» не было сделано в нарушение п. 5 ч. 1 ст. 42 Федерального закона № 44-ФЗ, постановления Правительства РФ № 145.

По факту выявленных нарушений ФКУ «ЦХиСО МВД по Республике Тыва» сообщило следующее.

Описание объекта закупок №0812100000122000010, 0812100000122000031 на поставку средств активной защиты информации в рамках государственного оборонного заказа на 2022 год сформировано исходя из потребностей заказчика. В данных закупках установлено ограничение допуска радиоэлектронной продукции иностранного производства в соответствии с постановлением Правительства РФ от № 878.

ФКУ «ЦХиСО МВД по Республике Тыва» считает, что при описании объектов вышеперечисленных закупок нецелесообразно применение позиций Каталога товаров, работ, услуг, утверждённого проставлением Правительства РФ № 145, по следующим основаниям.

Согласно пп. «а» п. 5 Правил, утверждённых постановлением Правительств РФ от

  1. № 145, заказчик не вправе указывать в извещении об осуществлении закупки дополнительные характеристики товаров в случае установления ограничения в соответствии с постановлением Правительства РФ № 878.

В соответствии с п. 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в КТРУ отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст. 33 Федерального закона № 44-ФЗ.

Объектом закупок № 0812100000122000010, № 0812100000122000031 являются средства активной защиты информации от утечки по техническим каналам за счет ПЭМИН. Закупка размещена с кодом ОКПД2 26.20.40.140. В КТРУ имеется позиция 26.20.40.140- 00000002 (генераторы электромагнитного шума), в которой содержится одна обязательная характеристика: максимальное значение диапазона частот. Данная позиция КТРУ не отображает технические характеристики товара, необходимого к поставке заказчику, и не позволяет сформулировать в полном объеме требования к закупаемому товару. Описание объектов закупки, как средства активной защиты информации от ее утечки по каналам радиосвязи, токосъемник измерительный заглушка компьютерного интерфейса, невозможно описать согласно позиции КТРУ 26.20.40.140-00000002 (генераторы электромагнитного шума), так как данная позиция не содержит необходимое для заказчика описание объекта закупки. Средства активной защиты информации от утечки по техническим каналам за счет ПЭМИН по техническим характеристикам содержит несколько диапазонов составляющих, а именно для электрической (0,01-6000 МГц), для магнитной (0,01-30 МГц), для электрических сигналов, наведённых на цепи электропитания (0,01-400 МГц). Однако в указанной позиции КТРУ нет конкретизации какое именно максимальное значение диапазона частот генератора электромагнитного шума необходимо применить. Кроме того, к генераторам электромагнитного шума с максимальным значением диапазона частот 6000 Мгц относятся: ЛГШ-516 СТАФ, «Гамма-ГШ18» и другие, которые по качественным характеристикам не подходят для заказчика, в связи с чем, заказчик произвёл описание объекта закупки без применения позиций КТРУ, руководствуясь п. 7 Правил, утверждённых постановлением Правительства РФ от

  1. № 145.

Объектом закупки № 0812100000122000037 является антенна биконическая измерительная НБА-02, которая предназначена для ремонта программно-аппаратного комплекса «Сигурд А10». В указанной закупке также установлено ограничение в соответствии с постановлением Правительства РФ № 878. Закупка размещена с кодом ОКПД2 26.30.40.110. В КТРУ имеются позиции, соответствующие коду ОКПД2 товаров, однако ни одна из этих позиций КТРУ по описанию характеристик товара не подходит заказчику. Согласно приложению к свидетельству № 55905 антенны биконические измерительные НБА-02 предназначены для преобразования напряженности электромагнитного поля в электрические сигналы в коаксиальном тракте и в комплекте с измерительным приемником (селективным микровольтомером, анализатором спектра) - для измерений напряженности электрической составляющей электромагнитного поля. В этом же приложении к свидетельству № 55905 имеются характеристики антенны биконической измерительной НБА-02. Во всех позициях КТРУ 26.30.40.110 обязательными являются две характеристики: вид и тип антенны, которые не отображают технические характеристики товара, необходимого к поставке заказчику, и не позволяют сформулировать в полном объеме требования к закупаемому товару, в связи с чем, заказчик произвёл описание объекта закупки без применения позиций КТРУ, руководствуясь п. 7 Правил, утверждённых постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145.

Комиссия Новосибирского У ФАС России, проанализировав представленные информацию и документы, установила следующее.

В соответствии с п. 15 ст. 42 Федерального закона № 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, в том числе информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со ст. 14 данного Федерального закона.

В электронных аукционах (извещения №                             0812100000122000010,      №

0812100000122000031,     №     0812100000122000037) на поставку радиоэлектронной

продукции в рамках ГОЗ на 2022 г. ФКУ «ЦХиСО МВД по Республике Тыва» установлены ограничения допуска в соответствии с постановлением Правительства РФ от№ 878, а также установлены условия допуска в соответствии с приказом Минфина России от 04.06.2018 № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государств или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно пп. «а» п. 5 Правил, утверждённых постановлением Правительства РФ от

  1. № 145, заказчик не вправе указывать в извещении об осуществлении закупки дополнительные характеристики товаров в случае установления ограничения в соответствии с постановлением Правительства РФ № 878.

В соответствии с п. 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в КТРУ отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст. 33 Федерального закона № 44-ФЗ.

Таким образом, ФКУ «ЦХиСО МВД по Республике Тыва» при описании объекта закупки в электронных аукционах № 0812100000122000010, № 0812100000122000031, № 0812100000122000037 должно было руководствоваться положениями ст. 33 Федерального закона №44-ФЗ.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия Новосибирского У ФАС России считает, что по данному факту в действиях заказчика не усматриваются нарушения п. 5 ч. 1 ст. 42 Федерального закона № 44-ФЗ, п. 4, пп. «а» п. 5 постановления Правительства РФ от

Руководствуясь ч. 10 ст. 99 Федерального закона № 44-ФЗ, ст. 15.1, п. 10 ч. 1 ст. 15.2, ч. 4 ст. 15.4 Федерального закона № 275-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФ АС

РЕШИЛА:

Установить в действиях заказчика - ФКУ «ЦХиСО МВД по Республике Тыва» отсутствие нарушений требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупок в рамках государственного оборонного заказа в период с 01.01.2022 по 01.11.2022.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны