Решение №054/06/33-1223/2020 жалоба ООО «СКБ Научприбор» на действия заказчика – ГБУЗ НСО... от 2 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/33-1223/2020

02 июля 2020 года                                                                                                             г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

в присутствии представителей:

….

рассмотрев жалобу ООО «СКБ Научприбор» на действия заказчика – ГБУЗ НСО «Каргатская центральная районная больница» и уполномоченного учреждения – ГКУ НСО «УКСис» при проведении электронного аукциона № 0851200000620003198 на поставку медицинского изделия - аппарата рентгеновского цифрового для флюорографии легких, начальная (максимальная) цена контракта 6 500 000 руб. 00 коп.,

                                                 

УСТАНОВИЛА:

 

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «СКБ Научприбор» с жалобой на действия заказчика – ГБУЗ НСО «Каргатская центральная районная больница» и уполномоченного учреждения – ГКУ НСО «УКСис» при проведении электронного аукциона № 0851200000620003198 на поставку медицинского изделия - аппарата рентгеновского цифрового для флюорографии легких.

Суть жалобы ООО «СКБ Научприбор» заключается в следующем.

Согласно описанию объекта закупки к поставке необходимо медицинское изделие, в том числе, со следующими характеристиками:

- схема расположения двери защитной кабины: правосторонняя и левосторонняя (п. 6.2.2 ГОСТ Р 56312-2014);

- фокусное расстояние, см.: не более 125, (п. 6.2.2 ГОСТ Р 56312-2014).

Вместе с тем, на российском рынке имеются четыре производителя цифровых флюорографов сканирующего типа: «АДАНИ» (Беларусь, г. Минск), «АМИКО» (г. Москва), ООО «Медтех» (г. Новосибирск), ООО «СКБ Научприбор» (г. Орёл).

Однако только один из указанных производителей, а именно, ООО «Медтех» выпускает сканирующий флюорограф «КАРС» с кабиной, имеющей две двери.

Между тем, на рынке уже было выпущено множество аппаратов с кабиной с левосторонней или правосторонней дверью. Данные аппараты поставлялись и поставляются до сих пор в рамках национальных проектов: «Борьба с туберкулезом», «Мать и дитя», «Онкология», НЦП «Здоровье», «Модернизация здравоохранения». При этом, ни у одного из заказчиков не возникало претензий и жалоб в отношении расположения двереи (левосторонняя или правосторонняя).

Таким образом, по совокупности двух параметров (наличие правосторонней и левосторонней двери; фокусное расстояние - не более 125 см.) требованиям описания объекта закупки соответствует оборудование единственного производителя - ООО «Медтех».

ГБУЗ НСО «Каргатская центральная районная больница» в возражениях на жалобу ООО «СКБ Научприбор» сообщило следующее.

При формировании технического задания заказчику в силу ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе)  предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, удовлетворяющих его потребностям, которые отражают специфику его деятельности и обеспечивают эффективное расходование бюджетных средств.

Меньшее фокусное расстояние позволяет снижать нагрузку на излучатель. Снижение нагрузки на излучатель ведёт к увеличению срока его службы и снижению его нагрева, то есть обеспечению непрерывности работы оборудования, в частности, при обследовании пациентов с высоким индексом массы тела. При увеличении фокусного расстояния для достижения сопоставимых показателей диагностического качества получаемых рентгеновских изображений нагрузка на рентгеновский излучатель возрастает пропорционально квадрату изменения расстояния, то есть при увеличении фокусного расстояния со 125 сантиметров, например, до 135 сантиметров нагрузка на излучатель увеличится на 16.64%. Повышение нагрузки на излучатель ведет к ускорению износа анода, что приведет к замене излучателя ввиду его преждевременного выхода из строя.

Кроме того, на рынке представлено как минимум два оборудования с фокусным расстоянием равным 125 см. или менее 125 см.

Описание объекта закупки не содержит требования о наличии двух дверей. В описании объекта закупки заказчиком установлено требование к схеме расположения двери защитной кабины: правосторонняя и левосторонняя (во время монтажа оборудования станет известно какую дверь необходимо будет установить). В настоящее время в ГБУЗ НСО «Каргатская центральная районная больница» установлен аппарат, имеющий две двери (наличие двух дверей обеспечивает возможность свободного подхода к оборудованию с обеих сторон, что позволяет пациентам и персоналу не ходить кругами вокруг флюорографа, а свободно подходить к нему).

Заказчик полагает, что частичное совпадение характеристик, указанных в описании объекта закупки, с характеристиками аппарата конкретного производителя не свидетельствует об ограничении конкуренции, а лишь конкретизирует потребность заказчика в поставке конкретного типа оборудования. Кроме того, поставку медицинского оборудования может осуществить любое лицо, а не только производитель данного оборудования.

Вместе с тем, на рынке существует несколько производителей товара, соответствующего характеристикам, установленным в описании объекта закупки.

ГКУ НСО «УКСис» в возражениях на жалобу ООО «СКБ Научприбор» сообщило следующее.

В силу пп. 2. п. 7, п. 13 Порядка взаимодействия заказчиков Новосибирской области с уполномоченным учреждением в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Новосибирской области, утвержденным Постановлением Правительства Новосибирской области от 30.12.2013 № 596-п «О наделении полномочиями государственного казенного учреждения Новосибирской области «Управление контрактной системы», описание объекта закупки относится к исключительным полномочиям заказчика и только он может обосновать потребность в определенных технических характеристиках закупаемых товаров.

Вместе с тем, описанию объекта рассматриваемой закупки соответствуют товары не менее чем двух различных производителей:

1) Флюорограф цифровой малодозовый с рентгенозащитной кабиной, стационарный « КАРС» - С1 с принадлежностями (ООО «Медтех», Россия);

2) Флюорограф малодозовый цифровой сканирующий с рентгенозащитной кабиной ФМус - «ПроСкан» с принадлежностями (АО «Рентгенопром», Россия).

Таким образом, круг потенциальных участников закупки не ограничен, принцип обеспечения конкуренции реализован, так как в электронном аукционе может участвовать неограниченное количество поставщиков, способных предложить требуемый к поставке товар по различной цене.

Учитывая изложенное, уполномоченное учреждение считает, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) содержит необходимые показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям. При этом, уполномоченное учреждение полагает, что отсутствие у подателя жалобы товара, соответствующего показателям, установленным в описании объекта закупки, не может рассматриваться как ограничение доступа подателя жалобы к участию в торгах и не является нарушением законодательства.

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

Согласно описанию объекта закупки к поставке необходимо медицинское изделие - аппарат рентгеновский цифровой для флюорографии легких, в том числе, со следующими характеристиками:

- схема расположения двери защитной кабины: правосторонняя и левосторонняя (п. 6.2.2 ГОСТ Р 56312-2014);

- фокусное расстояние, см.: не более 125, (п. 6.2.2 ГОСТ Р 56312-2014).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). При этом, в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Так, разделом 6 ГОСТ Р 56312-2014 «Изделия медицинские электрические. Флюорографы цифровые. Технические требования для государственных закупок» (основные технические характеристики, указываемые в техническом задании) для варианта конструктивного исполнения флюорографа цифрового на основе рентгенозащитной кабины в соответствии с п. 6.2.2 раздела 6 ГОСТ Р 56312-2014 предусмотрены следующие характеристики:

- схема расположения двери защитной кабины: правосторонняя или левосторонняя;

- фокусное расстояние, см, не менее.

Согласно примечанию п. 6.2.2 ГОСТ Р 56312-2014 для правосторонней схемы защитной кабины дверь располагается справа относительно пациента, установленного в прямой заднепередней проекции. Соответственно, для левосторонней защитной кабины дверь относительно пациента располагается слева.

Таким образом, согласно ГОСТ Р 56312-2014 флюорграфы цифровые на основе рентгенозащитной кабины могут иметь либо правостороннюю схему расположения двери защитной кабины, либо левостороннюю. Положениями ГОСТ Р 56312-2014 не предусмотрены флюорографы с правосторонней и левосторонней схемой расположения двери защитной кабины одновременно. Таким образом, наличие данной характеристики у медицинского оборудования возможно достичь при наличии двух дверей.

Вместе с тем, требование о наличии правосторонней и левосторонней схемы расположения двери защитной кабины является ограничивающим конкуренцию, поскольку сводит возможность поставки оборудования с такой характеристикой только одного производителя (ООО «Медтех»), что также подтверждается результатами закупки (на участие в данном электронном аукциона была подана одна заявка, которая содержала предложение о поставке флюорографа цифрового «КАРС», ООО «Медтех»).

При этом, согласно возражениям заказчика им не было установлено требование о наличии двух дверей, а установлено требование о наличии схемы расположения двери как правосторонней, так и левосторонней (во время монтажа оборудования станет известно какую дверь необходимо будет установить). Между тем, на заседании Комиссии представитель ООО «СКБ Научприбор» сообщил, что флюорограф производства  ООО «СКБ Научприбор» (г. Орёл) предусматривает возможность установлении двери как с правой стороны, так и с левой стороны (исходя из потребностей заказчика).

Кроме того, довод заказчика и уполномоченного учреждения о том, что указанной характеристике (схема расположения дверей: правосторонняя и левосторонняя) соответствует флюорограф малодозовый цифровой сканирующий с рентгенозащитной кабиной ФМус - «ПроСкан» с принадлежностями (АО «Рентгенопром», Россия) не нашел своего подтверждения, поскольку данный флюорограф имеет одну дверь. Доказательств, подтверждающих возможность установления двери у данного флюорографа одновременно открывающейся в обе стороны, заказчиком и уполномоченным учреждением не представлено.

Таким образом, довод жалобы относительно неправомерного установления требования о наличии схемы расположения двери как правосторонней, так и левосторонней нашел свое подтверждение, заказчиком нарушены положения п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

В отношении фокусного расстояния положения ГОСТ Р 56312-2014 не содержат значений верхней или нижней границ. Таким образом, Комиссия Новосибирского УФАС России полагает, что заказчик вправе, исходя из своих потребностей, установить данные значения самостоятельно, применяя при этом словосочетание «не более», поскольку установленная заказчиком верхняя граница значения фокусного расстояния (не более 125 см.) не приводит к возможности поставки оборудования единственного производителя, так как на рынке как минимум два производителя выпускают флюорографы цифровые с фокусным расстояние менее 125 см., что также подтвердил представитель подателя жалобы на заседании Комиссии. Данный довод жалобы подтверждения не нашел.

При проведении на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении заявок, иные нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выявлены.

Руководствуясь ч. 8 ст. 106, п. 1 ч. 15, п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «СКБ Научприбор» на действия заказчика – ГБУЗ НСО «Каргатская центральная районная больница» и уполномоченного учреждения – ГКУ НСО «УКСис» при проведении электронного аукциона № 0851200000620003198 на поставку медицинского изделия - аппарата рентгеновского цифрового для флюорографии легких частично обоснованной.

2. Признать заказчика нарушившим п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику, уполномоченному учреждению и аукционной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для принятия решения о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны