Решение №054/01/10-1758/2019 в отношении «Электропром» от 31 октября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 054/01/10-1758/2019

Резолютивная часть решения объявлена 21 октября 2019 года           г. Новосибирск

Решение изготовлено в полном объеме 31 октября 2019 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

….

в присутствии:

….

в отсутствие представителя заявителя 505 военного представительства Министерства обороны Российской Федерации, о времени и месте рассмотрения дела извещенного надлежащим образом (копия определения от 19.09.2019 о назначении дела № 054/01/10-1758/2019 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению, направленная письмом исх. № 02-11662 от 20.09.2019, вручена адресату 27.09.2019 года, что подтверждается отчетом об отслеживании почтовых отправлений ФГУП «Почта России», почтовый идентификатор 63000736232675),

 

рассмотрев дело № 054/01/10-1758/2019 от 12.09.2019 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Электропром» (далее – ООО «Электропром»), (ИНН 4223038598/КПП 422301001, ОГРН: 1054223018816 юридический адрес: 653000, Кемеровская область, г. Прокопьевск, проспект Шахтеров, д. 1) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Новосибирское УФАС России из ФАС России поступила информация от 505 ВП МО РФ о факте повышения ООО «Электропром» цен на продукцию (преобразователь АТТ-8-400Р, пускатель ПТ 2231, УБП 13Р), необходимую для выполнения государственного оборонного заказа.

 

            По результатам рассмотрения представленных материалов установлено следующее.

В соответствии с частью 3 статьей 14 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» Головной исполнитель, исполнители, военные представительства государственного заказчика обязаны представлять в антимонопольный орган информацию о всех фактах повышения поставщиками (исполнителями, подрядчиками) цен на сырье, материалы и комплектующие изделия, работы, услуги, необходимые для выполнения государственного оборонного заказа, если установленная или предлагаемая цена более чем на пять процентов превышает цену, рассчитанную с применением индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности, определенных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Приказом Минэкономразвития России от 29.01.2015 г. № 37 утвержден Порядок применения индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности при прогнозировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу (далее – Порядок применения индексов № 37).

В соответствии с п. 2.1 Порядка применения индексов № 37 исполнители государственного оборонного заказа независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности вправе использовать настоящий Порядок при определении цены контракта с головным исполнителем (исполнителем) государственного оборонного заказа, цены единицы товара (работы, услуги), поставляемого с целью выполнения государственного оборонного заказа.

Согласно пп. 1 п. 2.2 Порядка применения индексов № 37 с целью применения настоящего Порядка для определения цены на период поставки используются показатели базового (основного) варианта прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации в среднем за год к предыдущему году на очередной финансовый год и плановый период - показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренного Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 Порядка применения индексов № 37 при определении прогнозной цены, начальной (максимальной) цены государственного контракта (контракта) на поставку товаров, на проведение работ (за исключением работ по строительству, реконструкции, техническому перевооружению объектов капитального строительства), на оказание услуг, а также цены государственного контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), путем индексации цены, используются следующие показатели: для продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу, - индекс цен производителей по видам экономической деятельности на продукцию машиностроения «Производство машин и оборудования, электрооборудования, транспортных средств (38.9+DL+DM)».

Порядок применения индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности, а также иных показателей в составе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации при формировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержден  Приказом Минэкономразвития России от 01.06.2018 № 276.

В письмах Минэкономразвития России также сообщается о порядке применения показателей Прогноза.

Согласно письму Министерства экономического развития от 03.10.2018 № 28438-АВ/Д03и «О применении показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в целях ценообразования на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу» индекс цен производителей на 2017 год (факт) составляет 105,3%, на 2018 год (оценка) составляет 105,3 %, на 2019 год (прогноз) составляет 104,9%.

 

Согласно информации, представленной 505 ВП МО РФ, в целях обеспечения выполнения  государственного оборонного заказа ООО «Электропром» имеет лицензию № М 004357 ВВТ – ПР от 13.11.2018г и выступает в качестве исполнителя , заключающего договор с Головным исполнителем, исполнителем (обществом) на поставку серийных комплектующих изделий (по ГОСТ РВ 54540) для вооружения и военной технике согласно решению Минобороны и Россудостроения № 7 от 28.02.2003 года с приемкой качества 505 ВП МО РФ.

Постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 N 1465 "О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу.

 

Согласно представленным ООО «Электропром» пояснениям ежегодно до 2016 г. цена на выпускаемые изделия увеличивалась, но не более чем на утвержденный индекс роста цен. Данный процесс контролируется представителем Заказчика, находящимся на предприятии (по указанию начальника управления военных представительств) и находит свое отражение в выдаваемых заключениях по цене на изделия с приемкой ВП. Однако применяемый индекс-дефлятор не компенсирует фактически сложившихся затрат. Расчет цен в реальных условиях показывает необходимость увеличения цен в 2016 году на 40%.

Для производства продукции Предприятие приобретает сырье и комплектующие изделия не только у предприятий, являющихся поставщиками продукции по Государственному оборонному заказу, но и у коммерческих предприятий, рост цен на закупаемые материалы превышает величину индекса-дефлятора.

Проведенный анализ результатов деятельности предприятия за 2018 год и аналогичный период 2017 года показывает следующее.

Выпуск продукции за 2018 год составил 297139 тыс.руб., что на 27576 тыс. руб. ниже объемов выпуска 2017 года.

Предприятием принимается ряд мер по сокращению расходов. В абсолютном выражении в 2018 г., в сравнении с аналогичным периодом прошлого года,  в целом по предприятию сокращены общепроизводственные расходы на 2410 тыс. руб. При этом, несмотря на снижение данных затрат в рублях, в процентном отношении  величина накладных расходов увеличилась, так как рассчитывается отношением абсолютных величин данных расходов к величине основной заработной платы производственных рабочих. При общем снижении накладных расходов, темпы их снижения отстают от темпов снижения объемов производства в силу того, что общепроизводственные и общехозяйственные расходы относятся к постоянным расходам предприятия и не имеют прямой зависимости от объемов производства.

Для того, чтобы сохранить возможность производить комплектующие изделия, применяемые при изготовлении продукции военного назначения, ООО «Электропром» вынуждено было переносить постоянные расходы, связанные с производством ГОЗ на остальную продукцию, производимую предприятием, что делает продукцию гражданского назначения неконкурентоспособной на рынке и привело к снижению объема заказов.

Таким образом, увеличение цены продукции на величину индекса-дефлятора, указанного в заключении 505 ВП МО РФ, не покрывает затраты предприятия на изготовление и реализацию продукции.

По расчету предприятия величина накладных расходов на производство продукции составляет в 2017 г. – 960%; в 2018г. – 1069%; в 2019 г. – 865%. Военным представительством проведен анализ экономической обоснованности материальных и трудовых затрат в структуре цены по факту 2016г., 2017 г., 2018г. и предложен размер накладных расходов на 2016-2017 – 1072%; 2017-2018 – 993%; 2019 – 672%. Получены заключения 505 ВП МО РФ от 21.10.2016 исх. № 505/653, исх. № 505/287 от 30.05.2017; исх. № 505/634 от 04.04.2019.

Прибыль в составе цены не может превышать 1 процента затрат единственного поставщика на оплату покупных комплектующих изделий (полуфабрикатов), работ (услуг) исполнителей государственного оборонного заказа, участвующих в выполнении государственного контракта, и 20 процентов остальных затрат единственного поставщика на производство военной продукции.

 

Приказом Минпромэнерго России от 23.08.2006 № 200 утвержден Порядок определения состава затрат на производство продукции оборонного значения, поставляемой по государственному оборонному заказу (далее – Порядок № 200).

В соответствии с п. 12 Порядка № 200 на статью калькуляции «Общепроизводственные затраты» относятся затраты на содержание, амортизацию и ремонт производственных зданий и сооружений, оборудования, внутризаводского транспорта и других видов производственного имущества цехов, износ и затраты на восстановление приспособлений производственного назначения и т.д., основная и дополнительная заработная плата аппарата управления цехов или иных производственных подразделений с учетом страховых взносов на обязательное социальное страхование, другие расходы, связанные с управлением и обслуживанием производства в соответствии с номенклатурой общепроизводственных затрат, приведенной в приложении 5 к настоящему Порядку.

В том случае, если предусматривается формирование ремонтного фонда, то затраты на все виды ремонта основных средств в общепроизводственные и общехозяйственные расходы не включаются.

В состав общепроизводственных затрат не включаются расходы на работы, выполняемые для собственного капитального строительства или ремонта, а также услуги для непромышленных хозяйств.

Общепроизводственные затраты каждого структурного подразделения (цеха) могут относиться на виды производимой продукции либо прямым счетом, либо одним из следующих методов, определяемых спецификой производимой продукции: пропорционально основной заработной плате производственных рабочих (в отраслях, специализирующихся на выпуске конструктивно и технологически близкой продукции), по нормо-часам, по сметным ставкам, пропорционально выпуску в соответствии с принятой на предприятии учетной политикой.

Согласно п. 13 Порядка № 200 статья калькуляции «Общехозяйственные затраты» включает затраты, связанные с организацией и управлением деятельностью организации в целом: основная и дополнительная заработная плата управленческого персонала с учетом страховых взносов на обязательное социальное страхование, амортизация, расходы на содержание и ремонт зданий, сооружений, инвентаря и иного имущества общехозяйственного назначения; расходы, связанные со служебными командировками; расходы на содержание лабораторий общехозяйственного назначения и расходы, связанные с проводимыми в них испытаниями, исследованиями и опытами; расходы на подготовку и переподготовку кадров и другие расходы общехозяйственного назначения в соответствии с номенклатурой общехозяйственных затрат, приведенной в приложении 6 к настоящему Порядку.

Общехозяйственные затраты распределяются между всеми видами конечной продукции, как правило, пропорционально основной заработной плате производственных рабочих. Исходя из специфики производимой продукции, может быть установлен иной порядок распределения общехозяйственных затрат, согласованный с заказчиком и отраженный в учетной политике организации.

На продукцию внутризаводского оборота общехозяйственные затраты не распределяются.

В состав общехозяйственных затрат не включаются следующие виды расходов:

представительские расходы;

расходы на содержание и ремонт зданий и оборудования, увеличивающие стоимость амортизируемого имущества;

рекламные расходы (включая рекламные мероприятия и презентации);

расходы на сувенирную продукцию;

расходы на симпозиумы, семинары, конференции;

расходы по зарубежным командировкам;

расходы на добровольное медицинское и пенсионное страхование.

По статье калькуляции "Внепроизводственные затраты" отражаются расходы, связанные с подготовкой продукции к транспортировке (упаковка, укрытие, маскировка и т.д.) в соответствии с техническими условиями и условиями поставки. Производственная себестоимость калькуляционной единицы, увеличенная на величину внепроизводственных затрат, составляет ее полную себестоимость.

Согласно анализу подробной расшифровки затрат, включенных в калькуляцию цены на продукцию за 2017 год: преобразователь АТТ-8-400Р, пускатель ПТ 2231, УБП 13Р, а также представленной Себестоимости товарной продукции ООО «Электропром» установлено следующее.

В состав себестоимости товарной продукции ООО «Электропром» фактически в 2017 году  в состав Внепроизводственных расходов включены услуги сторонних организаций, в том числе реклама.

Согласно п. 13 Порядка № 200 данные затраты не предусмотрены для включения в себестоимость продукции по ГОЗ.

Вместе с тем, согласно сведениям, представленным 505 ВП МО РФ в бюджете затрат на производство и реализацию продукции на 2018 год включены затраты, не относящиеся к выполнению государственного оборонного заказа, в том числе расходы на рекламу.

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта, при котором он осуществляет или имеет возможность осуществлять поставки продукции по государственному оборонному заказу, сырья, материалов и комплектующих изделий, выполнение работ, оказание услуг, необходимые для выполнения государственного оборонного заказа, и в отношении этого хозяйствующего субъекта выполняется хотя бы одно из следующих условий:

1) хозяйствующий субъект включен в установленном порядке в реестр единственных поставщиков (исполнителей, подрядчиков);

2) хозяйствующий субъект является единственным производителем продукции по государственному оборонному заказу, использование которой, и (или) ее составных частей, и (или) комплектующих изделий при выполнении государственного оборонного заказа предусмотрено конструкторской или иной документацией либо требованиями государственного заказчика.

На хозяйствующий субъект, указанный в части 1 настоящей статьи, в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации распространяется запрет на злоупотребление доминирующим положением.

Согласно представленным 505 ВП МО РФ и ООО «Электропром» сведениям установлено следующее.

505 ВП МО РФ представлена информация о том, что ООО «Электропром» является единственным производителем продукции: преобразователь АТТ-8-400Р, пускатель ПТ 2231, УБП 13Р.

Письмом вх. № 6198 от 27.06.2019 ООО «Электропром» сообщило, что у Общества отсутствует информация об иных хозяйствующих субъектах, которые производят продукцию: преобразователь АТТ-8-400Р, пускатель ПТ 2231, УБП 13Р.

Следовательно, сведения об иных хозяйствующих субъектах, которые производят Продукцию или её аналог, у Новосибирского УФАС России отсутствуют.

На основании изложенного, можно сделать вывод, что ООО «Электропром» занимает доминирующее положение на товарном рынке поставки Продукции: преобразователь АТТ-8-400Р, пускатель ПТ 2231, УБП 13Р, необходимой для выполнения государственного оборонного заказа.

          Таким образом, действия ООО «Электропром» по установлению цены на Продукцию: преобразователь АТТ-8-400Р, пускатель ПТ 2231, УБП 13Р с нарушением требований Порядка определения состава затрат на производство продукции оборонного значения, поставляемой по государственному оборонному заказу, утвержденного Приказом Минпромэнерго России от 23.08.2006 № 200, являются нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

         В связи с указанными обстоятельствами Приказом № 177 от 12.09.2019 возбуждено дело № 054/01/10-1758/2019 о нарушении антимонопольного законодательства.

 

  Представителем ответчика по существу дела № 054/01/10-1758/2019 представлены письменные объяснения (вх. № 11949 от 21.10.2019)  по существу дела, суть которых в следующем.

В статье «Внепроизводственные расходы» отражаются расходы, связанные с подготовкой продукции к транспортировке (упаковка, укрытие, маскировка, транспортно-экспедиторские, погрузочно-разгрузочные расходы и т.д.) в соответствии с техническими условиями и условиями поставки. В представленном анализе «Расшифровка себестоимости товарной продукции за 2017 год» затраты сформированы в целом по предприятию, т.е. затраты на производство продукции военного и общепромышленного назначения. При распределении затрат на военную продукцию ни в коем случае не включаются затраты на услуги рекламных организаций, т.к. затраты не предусмотрены приказом № 200 от 23.08.2006. В фактический состав внепроизводственных затрат, включенных на производство военной продукции, входят: сырье и материалы на изготовление тары для упаковки продукции в сумме 998 тыс. руб. и амортизационные отчисления за товарный знак предприятия 1,5 тыс. руб.

 

Себестоимость товарной продукции за 2017 год

Наименование статей затрат

2017 г.

факт

в том числе:

ВП

Общепром

Удельный вес основной продукции в общем объеме товарной продукции

 

0,48

0,52

Объем товарной продукции

297139

142678

154461

4. Внепроизводственные расходы

1977

999

978

Сырье и материалы (изготовление тары)

1815

998

817

Услуги и работы сторонних организаций:

10

0

10

в т.ч. реклама

10

0

10

Прочие затраты, в т.ч.:

153

1,5

151

Транспортно-экспедиторские расходы

137

0

137

Прочие расходы (товарный знак)

15,12

1,5

14

   

На заседании Комиссии представитель ответчика поддержал ранее представленные доводы, а также дополнительно сообщил следующее.

При расчете цены на изделие принимается норматив, согласованный с представителями военной приемки, достигнутый в отчетном периоде. Так и при расчете внепроизводственных расходов принимается норматив 1% от производственной себестоимости товарной продукции, но если рассчитать реальную себестоимость изготовления ящика на продукцию, то 1% не хватает на покрытие затрат на изготовление тары.

По расчету цены в калькуляции внепроизводственные расходы на АТТ-8-400Р составляют 4487,66 руб., а стоимость изготовления двух ящиков 5 та 820028.06 (упаковка АТТ-8-400Р с БФК 238Р) и 5 та 820086.02 (упаковка РН-40Р) составляет 5230,16 руб., что превышает расчет по нормативу на 742,5 руб.

По расчету цены в калькуляции внепроизводственные расходы на УБП-13Р составляют 820,26 руб., а стоимость изготовления ящика 5 та 820086.01 составляет 1653,07 руб., что превышает расчет по нормативу на 832,81 руб.

По расчету цены в калькуляции внепроизводственные расходы на ПТ-2231 составляют 549,16 руб., а стоимость изготовления ящика 5та 820086.02 составляет 1542,67 руб., что превышает расчет по нормативу на 993,51 руб.

По расчету цены в калькуляции внепроизводственные расходы на комплект АТТ-8-400Р (в комплекте с аппаратурой), ПТ-2231, УБП-13Р составляют 5857,08 руб., а стоимость изготовления ящиков 5 та 820086.02 и 5 та 820087.10 составляет 8258,7 руб., что превышает расчет по нормативу на 2401,62 руб.  

 

 

Изучив материалы дела и доводы ответчика в полном объеме, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

При рассмотрении дела установлено, что в представленном ООО «Электропром» анализе «Расшифровка себестоимости товарной продукции за 2017 год» затраты сформированы в целом по предприятию. При расчете цены на военную продукцию принимается норматив, согласованный с представителями военной приемки. Согласно представленным на заседании Комиссии сведениям услуги сторонних организаций, в том числе реклама, не включены в себестоимость товарной продукции за 2017 год в части ГОЗ, так как данные затраты не предусмотрены Порядком определения состава затрат на производство продукции оборонного значения, поставляемой по государственному оборонному заказу, утвержденным Приказом Минпромэнерго России от 23.08.2006 № 200. Сумма 10 тыс. руб. включена в себестоимость по статье затрат: услуги сторонних организаций, в том числе реклама за 2017 год только по продукции общепромышленного назначения. Указанная сумма является затратами в 2017 году  на проведение выставки.

 

На основании изложенного установлено, что фактически в состав себестоимости товарной продукции военного назначения в 2017 году, а именно в состав Внепроизводственных расходов, услуги сторонних организаций, в том числе реклама, ООО «Электропром» не включены, таким образом, действия ООО «Электропром» по установлению цены на Продукцию: преобразователь АТТ-8-400Р, пускатель ПТ 2231, УБП 13Р не противоречит требованиям Порядка определения состава затрат на производство продукции оборонного значения, поставляемой по государственному оборонному заказу, утвержденного Приказом Минпромэнерго России от 23.08.2006 № 200. Следовательно, нарушение антимонопольного законодательства в действиях ООО «Электропром» отсутствует.

Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-3 ст. 41, ст. 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

 

 

РЕШИЛА:

  1. Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Электропром» по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

Связанные организации

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЭЛЕКТРОПРОМ"
ИНН 4223038598, ОГРН 1054223018816