Решение №06-01-01-14-16 Заключение об обстоятельствах дела № 06-01-01-14-16 в отноше... от 8 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 06-01-01-14-16

«15» июля 2016 г.г. Новосибирск

Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

председатель Комиссии: И.В. Волохина – заместитель руководителя управления – начальник отдела рекламы,

члены Комиссии: Е.А. Скоп – главный специалист-эксперт отдела рекламы,

В.Ю. Строгин – ведущий специалист-эксперт отдела рекламы,

М.О. Хрипченко – специалист-эксперт отдела рекламы,

рассмотрев дело № 06-01-01-14-16 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «ЛОРД КОМПАНИ» (ОГРН 1135476112914 от 15.07.2013 г.,юридический адрес: ул. Сибиряков-Гвардейцев, д. 49 А, г. Новосибирск, 630088) ст. 14.5 и п.п.1,2 ст.14.6 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), выразившегося в использовании ООО «ЛОРД КОМПАНИ» обозначения, нанесенного на упаковку своей продукции, сходного до степени смешения с товарными знаками заявителя по Свидетельствам № 212349 и №406383,

в присутствии представителей:

заявителя-ЗАОР «НП НЧ КБК ИМ.С.П.ТИТОВА» – «…». (Доверенность от 09.02.2016 г.),

ответчика - ООО «ЛОРД КОМПАНИ» - «…» (директор, Выписка из ЕГРЮЛ) «…». (доверенность от 05.04.2016 г.),

Руководствуясь статьей 48.1 ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Новосибирского УФАС России поступили заявления ЗАО «Народное предприятиеНабережночелнинский картонно-­бумажный комбинат им. С.П.Титова»далее - ЗАОР «НП НЧ КБК ИМ.С.П.ТИТОВА») о нарушении антимонопольного законодательства (вх. № 9419 от 13.10.2015 г.), связанного с незаконным использованием товарного знака заявителя, что может указывать на признаки нарушения Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЭ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции»).

Согласно заявлению, ЗАОР «НП НЧ КБК ИМ.С.П.ТИТОВА» поставляет туалетную бумагу в Российскую Федерацию, в том числе Новосибирскую область и Республику Казахстан.

В связи с многочисленными подделками продукции комбинат теряет потребителей, прибыль и вынужден изменять оформление упаковки своей туалетной бумаги.

 Покупатели продукции заявителя сообщили ему, что ООО «ЛОРД Компани» (адрес: г.Новосибирск, ул.Сибиряков-Гвардейцев,49А) производит и реализует контрафактную туалетную бумагу «НАБЕРЕЖНАЯ», оформление упаковки которой схоже до степени смешения с нашей туалетной бумагой.

Заявитель обратился с Письмом № 42/02-13072 от 1.09.2015. к руководству ООО «ЛОРД Компани» о прекращениинарушения антимонопольного законодательства, но вустановленный срок ООО «ЛОРД Компани» не ответило, не направило образец новой этикетки для сравнения и контактные телефоны.

Заявителем представлена распечатка фотоизображения с образцом туалетной бумаги «Набережная» (далее – образец № 1), сходное с упаковкой продукции заявителя.

По мнению заявителя, данные действия являются нарушением антимонопольного законодательства.

Комиссией Новосибирского УФАС России по данному факту возбуждено настоящее дело, в ходе рассмотрения данного установлено следующее.

В силу п. 7 ст. 4 Закона «О защите конкуренции», конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно п. 5 ст. 4 Закона «О защите конкуренции», хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Заявитель - ЗАОР «НП НЧ КБК ИМ.С.П.ТИТОВА», зарегистрировано 23.10.2001 г. Государственной регистрационной палатой при Минюсте Республики Татарстан, ОГРН 2111650219591 от 11.11.2011 г.

Основными видами экономической деятельности ЗАОР «НП НЧ КБК ИМ.С.П.ТИТОВА» по ОКВЭД являются:

21.21 – Производство гофрированного картона, бумажной и картонной тары;

21.22 - Производство бумажных изделий хозяйственно-бытового назначения и санитарно-гигиенического назначения;

51.70 – Прочая оптовая торговля.

Согласно материалам дела, Общество осуществляет деятельность на территории Новосибирской области через своих контрагентов на основании, в том числе Договора № ТБ 2015/0451 от 13.12.2014 г. (ИП Голубев А.В.), Договора № ТБ 2015/0450 от 13.12.2014 г. (ООО ТД «АБК - Новая Сибирь»).

ЗАОР «НП НЧ КБК ИМ.С.П.ТИТОВА» является правообладателем товарных знаков (знаков обслуживания) по Свидетельству №406382 от 15.04.2010 г. с датой приоритета 03.03.2008 г. и Свидетельству №212349 от 14.05.2002 г. с датой приоритета 03.07.2000 г., в том числе по классу МКТУ 16 – бумага туалетная, бумага упаковочная, графические печатные материалы (рисунки, чертежи, эскизы и т.п.), картон, картонные изделия, коробки картонные или бумажные, офсетное полотно нетекстильное, печатная продукция, полотенцадля рук бумажные, и пр.

ООО «ЛОРД КОМПАНИ» зарегистрировано 15.07.2013 г. Межрайонной ИФНС РФ № 16 по Новосибирской области за ОГРН 1135476112914.

 Основными видами экономической деятельности ООО «ЛОРД КОМПАНИ» по ОКВЭД являются:

15.13.1 - Производство готовых и консервированных продуктов измяса, мяса птицы, мясных субпродуктов и крови животных;

21.11 - Производство целлюлозы и древесной массы;

21.22 - Производство бумажных изделий хозяйственно-бытового назначения и санитарно-гигиенического назначения.

ООО «ЛОРД КОМПАНИ» осуществляет деятельность на территории Новосибирской области через своих контрагентов на основании, в том числе Договора № 88-15 поставки продукции от 06.08.2015 г. (заключенного с ООО «Софти»), Договора № 2408/1 поставки продукции от 24.08.2015 г. (заключенного с ООО «Сафо-20»), Договора № 2508/1 поставки продукции от 25.08.2015 г. (заключенного с ТОО «INFOASTANA»).

Поставщикомупаковки для т/бумаги, флексоформ является ООО «ФлексоСтар» (Счет на оплату №212 от 05.08.2015 г., Счет-фактура №212 от 10.08.2015 г., Товарная накладная № 212 от 10.08.2015 г., Счет на оплату №226 от 25.08.2015 г., Счет-фактура №229 от 31.08.2015 г., Товарная накладная №229 от 31.08.2015 г., п/поручения № 6 от 5.08.2015 г., № 7 от 11.08.2015 г., №9 от 25.08.2015 г., № 11 от 8.09.2015 г.).

Согласно пояснениям ООО «ЛОРД КОМПАНИ» (вх. №11006 от 01.12.2015 г.), при разработке дизайна упаковки, Общество не преследовало цели использовать графическое изображение, схожее с товарным знаком № 406382.

Договоры на изготовление и разработку упаковки туалетной бумаги «Набережная» у Общества отсутствует. Разработка упаковки производилась самостоятельно, без привлечения услуг сторонних организаций. Изготовление этикетки выполняется путем согласования с типографией примерного объема по телефону. Затем типография печатает оговоренный объем продукции и выставляет счет на оплату. Завершением сделки является подписание бухгалтерских документов по форме ТОРГ-12 и оплатой выставленного счета.

ООО «ЛОРД КОМПАНИ» самостоятельно был произведен анализ упаковки различных видов туалетной бумаги. Для анализа рынка туалетной бумаги приобретались образцы с разными наименованиями от разных производителей:

  • Туалетная бумага «Бархат» производства ООО «Софти»;
  • Туалетная бумага «Набережная Оби» производства ООО «Транскомплектснаб»;
  • Туалетная бумага «Из Набережных Челнов» производства заявителя.
  • Другие образцы.

В дизайне этикетки большинства вышеуказанных образцов был использован похожий шрифт, который в дальнейшем был выбран Обществом в качестве основного для написания наименования «Набережная».

Покупателями туалетной бумаги «Набережная» являются: ТОО «INFOASTANA» и ООО «Сафо-20».

В силу пункта 4 статьи 1474 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо, нарушившее правила пункта 3 названной статьи, обязано по требованию правообладателя прекратить использование фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию правообладателя или сходного с ним до степени смешения, в отношении видов деятельности, аналогичных видам деятельности, осуществляемым правообладателем, и возместить правообладателю причиненные убытки.

Заявитель 01.09.2015 г. направил в адрес ООО «ЛОРД КОМПАНИ» требование, согласно которому прекратить производство туалетной бумаги «Набережная» в схожей упаков­ке с ЗАОР «НП НЧ КБК ИМ.С.П.ТИТОВА» в срок до 07.09.2015г.

 Образец новой этикетки заявитель просил направить до 07.09.2015г., в случае не исполнения требований заявитель предупреждал о принятии соответствующих мер по защите своих прав.

В материалы дела ООО «ЛОРД КОМПАНИ» представлена упаковка туалетной бумаги «Набережная» (далее – образец №2, вх. № 11006 от 01.12.2015 г.), в которой присутствует стилизованное изображение открытой коробки малинового цвета, открытой коробки, помещенной в графические окружности и круг, где присутствует текст: «Верное качество», наименование оригинальным шрифтом: «Туалетная бумага «Набережная» и надписи на русском и казахском языках.

На запрос Новосибирского УФАС России о схожести образца № 2 с комбинированным товарным знаком- туалетная бумага «Набережные челны» по свидетельству № 406382 от 15.04.2010 г. (исх. № 06-12221 от 04.12.2016 .), специалистами Федеральной службы по интеллектуальной собственности (далее – Роспатент) подготовлена Справка № 08/17-18174 от 29.12.2015 г., согласно которой в результате проведенного исследования установлено, что представленное для исследования обозначение (фотоизображение упаковки туалетной бумаги, содержащей, в том числе словесное обозначение «НАБЕРЕЖНАЯ», изобразительные обозначения в виде стилизованного изображения коробки и комбинированное обозначение с изобразительным элементом в виде стилизованного изображения коробки в круге, и словесным элементом «ВЕРНОЕ КАЧЕСТВО») является сходным до степени смешения с товарным знаком по свидетельству № 406382, поскольку они ассоциируются друг с другом в целом в силу сходства изобразительных элементов в виде стилизованного изображения коробки.

17.02.2016 г. на рассмотрении дела Комиссией Новосибирского УФАС России представитель ООО «Лорд Компани» сообщил, что туалетная бумага «Набережная» в упаковке (образец № 2), представленной в адрес антимонопольного органа 01.12.2015 г., реализовывалась исключительно на территории Республики Казахстан. В Российской Федерации, в том числе в Новосибирской области товар в такой упаковке не продавался.

Кроме того, представитель Общества озвучила отзыв (вх. № 1287 от 15.02.2016 г.), согласно которому ранее Обществом было получено предупреждение № 42/02-13072 от заявителя о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в связи с чемООО «Лорд Компани» проделаны мероприятия, направленные на прекращение нарушений с учетом анализа товарных знаков заявителя по свидетельствам № 212349 и № 406383.

 Обществом был удален основной конструктивный элемент из графического знака (нижняя перевернутая восьмерка), изображение коробки в круге с надписью «верное качество» удалено полностью. Логотип исполнен в ином цветовом сочетании, нежели использует Заявитель - на знаке № 212349. Заявителем используется светлое изображение, Общество использует темную цветовую гамму; на знаке № 406383 используются белый, голубой и розовый цвета - ответчик использует фиолетовый, белый и бордовый цвета.

Слова и буквы не являются охраняемым элементом обоих товарных знаков, принадлежащих Заявителю. Кроме того, Общество не использует надписи на татарском языке.

Также Общество указало, что реализация туалетной бумаги ответчика происходит преимущественно в Казахстане и на Дальнем Востоке, т.е. - в тех регионах, где производимый Заявителем товар практически отсутствует, не составляя взаимной конкуренции.

Поставка товара в упаковке (образец № 1) никогда не производилась, по состоянию на февраль 2016 г. все отгрузки производятся в измененной упаковке (образец №3), которая, по мнению Общества, не копирует товарные знаки Заявителя.

По мнению Общества, границы значимого товарного рынка и негативные последствия для конкурентной среды на нем имеют важное значение. Ответчик не конкурируем с Заявителем на территории Новосибирской области.

ООО «Лорд Компани» в материалы данного дела представлен экземпляр измененной упаковки (образец № 3).

В связи со сведениями, указанными Ответчиком,Новосибирским УФАС России проведен анализ наличия конкурентных отношений между заявителем и ООО «Лорд Компани» в географических границах Новосибирской области за 2015 г. - январь-февраль 2016 г., в результате чего установлено отсутствие конкурентных отношений между ООО «Лорд Компани» иЗАОР «НП НЧ КБК ИМ.С.П.ТИТОВА» на территорииНовосибирской области в указанный период времени.

Кроме того, 25.03.2016 г. ЗАОР «НП НЧ КБК ИМ.С.П.ТИТОВА» в адрес Новосибирского УФАС России представлены сведения и документы (в том числе товарный чек № 30.1504.123 от23.03.2016 г., выданный ООО «Оптовик»), согласно которым на территории Республики Татарстан установлено распространение товара ответчика – туалетной бумаги «Набережная» в упаковке образец № 3.

Представителем ЗАОР «НП НЧ КБК ИМ.С.П.ТИТОВА» Мокшанцевым И.М. представлены пояснения и документы (вх. № 1282э от 30.03.2016 г., № 2905 от 04.04.2016 г.), согласно которым заявитель не согласен с фактом изменения ответчиком упаковки (образец № 3), поскольку на ней по-прежнему присутствует доминирующий изобразительный элемент – стилизованный рисунок открытой коробки по внешней форме, смысловому значению и виду схожий с товарным знаком.

Также заявителем зафиксирован факт размещения ответчиком своего товара в сети Интернет, на сайте http://optlist.ru (о чем свидетельствуют представленные распечатки от 29.03.2016 г.) в упаковке, схожей до степени смешения с товарными знаками заявителя, что, по мнению заявителя, в силу специфики размещения такой информации, способно вводить в заблуждение потребителей о товаре, в том числе потребителейв Новосибирской области.

Комиссия Новосибирского УФАС России, рассмотрев представленные сторонами документы и пояснения,пришла к выводу о необходимости направления запроса в Роспатент с целью установления степени смешения упаковки по образцу № 3 ООО «Лорд Компани» с комбинированным товарным знаком – туалетная бумага «Набережные челны» по свидетельству № 212349 от 14.05.2002 г.

Согласно выводам Справке ФИПС № 41-2453-12 от 29.04.2016 г., представленное обозначение упаковки по образцу № 3 является сходным до степени смешения стоварным знаком по свидетельству № 212349 в силу наличия сходных изобразительных элементов в виде стилизованного изображения коробки.

 Кроме того, в соответствии с документами, представленными ООО «ЛОРД КОМПАНИ», между Обществом и ООО «Эссен Логистик» заключен договор поставки товара № NFЭЛ/16-4.83 от 03.03.2016 г. на поставку продукции ООО «ЛОРД КОМПАНИ» для реализации своей продукции в количестве 166 404 ролика на сумму 823 699,8 руб. Первая реализация состоялась 12.04.2016 г.

Вместе с тем, согласно материалам, представленным заявителем, в том числе фискальному чеку № 184661 от 23.03.2016 г., факт реализации товара – туалетная бумага «Набережная» в упаковке (образец № 3), сходной до степени смешения с товарным знаком заявителя установлен 23.03.2016 г. у ООО «Оптовик».

Согласно ответу ООО «Эссен Логистик» (вх. № 2525э от 08.06.2016 г.), между ООО «Оптовик» и ООО «Эссен Логистик» заключен договор поставки товара № NFЭЛ/15-1685 от 01.01.2015 г.

В марте 2016 г. ООО «Оптовик» ООО «Эссен Логистик» поставлен товар производства ООО «ЛОРД КОМПАНИ» в количестве 103362 шт., который был реализован. Также рассматриваемый товар в количестве 9996 шт. реализован в ООО «Торговый дом «Камилла».

Согласно данным пояснениям, территория реализации рассматриваемого товара, переданного ООО «ЛОРД КОМПАНИ» ООО «Эссен Логистик»:Республика Татартстан, Республика Марий Эл, Удмуртская Республика, Республика Башкортостан, Чувашская Республика, Кировская область.

В связи с данными обстоятельствами, Новосибирским УФАС России проведен анализ конкурентной среды между заявителем и ответчиком в пределах одних географических границ по состоянию на март 2016 года.

Как установлено материалам дела, ЗАОР «НП НЧ КБК ИМ.С.П.ТИТОВА» и ООО «ЛОРД КОМПАНИ» имеют общие географические границы осуществления предпринимательской области - Республика Татартстан Российской Федерации и Республика Казахстан.

Таким образом, ЗАОР «НП НЧ КБК ИМ.С.П.ТИТОВА» и ООО «ЛОРД КОМПАНИ» являются субъектами-конкурентами, действующими на одном товарном рынке в границах одной географической территории – Республика Татартстан Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 39 Закона «О защите конкуренции», дело о нарушении антимонопольного законодательства может рассматриваться антимонопольным органом по месту совершения нарушения либо по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого подаются заявление или материалы.

Поскольку ООО «ЛОРД КОМПАНИ» зарегистрирован (имеет юридический адрес) на территории г. Новосибирска, подведомственного Новосибирскому УФАС России, указанный территориальный орган рассматривает настоящее дело.

15.06.2016 г. ООО «ЛОРД КОМПАНИ» были представлены пояснения (вх. № 5418), согласно которым Общество обратилось в ООО «Патентно-правовой центр Сибирь Патент», с которым у Общества заключен Договор № 70-16/4 от 30.05.2016 г., а такжеЗаявка № 01 от 30.05.2016 г. на составление ответа по запросу возможного наличия/отсутствия нарушения прав третьих лиц при использовании формы коробочки.

В отчете Патентного поверенного «…» указывается, что изображение заказчика в форме коробочки было выполнено творческим трудом заказчика, следовательно, является объектом авторских прав, не нарушает права третьих лиц и может быть свободно использовано.

15.07.2016 г. на рассмотрениидела Комиссией Новосибирского УФАС России представитель заявителя указал, что представленный ООО «ЛОРД КОМПАНИ» отчет патентного поверенного «….» не может быт взять за основу при вынесении решения Комиссией Новосибирского УФАС России, поскольку данный документ носит исключительно информационный характер, и его выводы не являются надлежащим подтверждениемналичия сходства до степени смешения. Только специалисты Роспатента уполномочены на право проведения экспертизы и установления сходства до степени смешения. После проведения экспертизы специалисты Роспатента определяют, обладает ли правовой охраной тот или иной объект с точки зрения критериев сходства.

Перед патентным поверенным ставится вопрос: можно ли использовать представленное на экспертизу изображение в качестве товарного знака, бренда в предпринимательской деятельности.

Патентный поверенный не уполномочен на решение вопроса о правовой охране того или иного объекта, тем более не может отвечать на вопрос о возможности использования какого-либо обозначения в коммерческой деятельности как товарный знак.

Он может только провести проверку по всем реестрам, а Роспатент проводит экспертизу по тем реестрам, к которым у патентных поверенных может отсутствовать доступ. Например, реестры тех товарных знаков, которые только находятся на экспертизе.

Также представитель заявителя отметил, что ответчиком утвержден дизайн упаковки, который является сходным до степени смешения с товарными знаками заявителя. Кроме того, на сайте в сети Интернет размещалось предложение о продаже и информации о соответствующем с товарными знаками заявителя.

 Как указывает представитель заявителя, ответчик пояснял, что товар в спорной упаковке уже был выведен из оборота, однако использование товарного знака заявителя осуществлялось через сеть Интернет посредствам предложения о продаже, что является нарушением антимонопольного законодательства.

 Согласно пояснениям ООО «ЛОРД КОМПАНИ», после выявления факта размещения товара Общество на сайте в сети Интернет, Обществом проведено служебная проверка, которая установила, что размещение информации производилось менеджером, который не былофициально трудоустроен в ООО «ЛОРД КОМПАНИ», осуществлял продажу товара заявителя и параллельно предлагал товар Общества. На фотоснимках, представленных в сети Интернет на специализированном сайте для оптовиков был размещен товар заявителя, но при помощи специализированной компьютерной программы наименование товара заявителя было изменено на наименование продукции ООО «ЛОРД КОМПАНИ» - туалетная бумага «Набережная».

Общество не давало поручений менеджеру на осуществление таких действий, и не было осведомлено о его поступке, не имело намерений нарушить исключительные права заявителя.

Комиссия Новосибирского УФАС России, рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения сторон, приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом.

Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации. Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными этим Кодексом), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную этим Кодексом, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается этим Кодексом.

В силу пункта 1 статьи 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак).

Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован.

 Пунктом 1 статьи 1252 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации осуществляется, в частности, путем предъявления требования о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, - к лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним.

Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака: на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации; при выполнении работ, оказании услуг; на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот; в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе; в сети "Интернет", в том числе в доменном имени и при других способах адресации.

Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.

Следовательно, использование товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения другими лицами на деловой документации (фирменных бланках и печати) при выполнении работ, оказании услуг является нарушением исключительного права владельца товарного знака.

Специально уполномоченным органом государственной власти в Российской Федерации, который в рамках полномочий производит оценку тех или иных объектов в соответствующими нормативными правовыми актами на предмет их правовой охраны в качестве товарных знаков является Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам РФ.

Согласно выводам экспертов ФИПС, указанных в Справке № 08/17-18174 от 29.12.2015 г.

в результате проведенного исследования установлено, что представленное для исследования обозначение (фотоизображение упаковки туалетной бумаги, содержащей, в том числе словесное обозначение «НАБЕРЕЖНАЯ» (образец №2), изобразительные обозначения в виде стилизованного изображения коробки и комбинированное обозначение с изобразительным элементом в виде стилизованного изображения коробки в круге, и словесным элементом «ВЕРНОЕ КАЧЕСТВО») является сходным до степени смешения с товарным знаком по свидетельству № 406382, поскольку они ассоциируются друг с другом в целом в силу сходства изобразительных элементов в виде стилизованного изображения коробки.

Согласно выводам, указанным в Справке ФИПС № 41-2453-12 от 29.04.2016 г., представленное обозначение упаковки по образцу № 3 является сходным до степени смешения стоварным знаком по свидетельству № 212349 в силу наличия сходных изобразительных элементов в виде стилизованного изображения коробки.

Сведения, представленные ООО «ЛордКомпани», представляют собой результат действий Патентного поверенного «…» по совершению действий: поиск по объекту «изображение коробочки», без указания источника получения соответствующей информации.

Представленный Обществом отчет, расцениваться Комиссией Новосибирского УФАС России исключительно как частное мнение специалиста в данной отрасли.

Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства, позволяющие достоверно установить факт причастности ООО «Лорд Компани» к информации, размещенной на сайтеhttp://optlist.ru, в связи с чем Комиссией не усматриваются правовые основания для признания данного факта актом недобросовестной конкуренции в действиях ООО «Лорд Компани».

Таким образом, ООО «ЛОРД КОМПАНИ» без согласия заявителя использует в предпринимательской деятельности обозначение, нанесенное на упаковку своей продукции (образец № 3),сходное до степени смешения с товарными знаками заявителя, что является препятствием к достижению положительного экономического эффекта для ЗАОР «НП НЧ КБК ИМ.С.П.ТИТОВА» от использования соответствующего товарного знака.

Прекращение нарушения законных интересов правообладателя - ЗАОР «НП НЧ КБК ИМ.С.П.ТИТОВА» путем использования обозначения, сходного до степени смешения с товарным знаком заявителя должно было быть осуществлено с момента получения соответствующего уведомления правообладателя. Однако такие действия не были исполнены, что повлекло за собой обращение заявителя за защитой нарушенных прав в антимонопольный орган.

Действия по использованию в своей деятельности схожего обозначения, исключительные права на которое принадлежат правообладателю - ЗАОР «НП НЧ КБК ИМ.С.П.ТИТОВА», обладают объективной способностью предоставить ООО «ЛОРД КОМПАНИ» преимущества в своей предпринимательской деятельности, поскольку позволяют ему увеличить получаемую прибыль за счет неблагоприятных последствий, которые претерпевает заявитель в связи с нарушением его законных прав.

 Поскольку ЗАОР «НП НЧ КБК ИМ.С.П.ТИТОВА» и ООО «ЛОРД КОМПАНИ» являются конкурентами, а также учитывая схожесть до степени смешения изображения на упаковке товара – туалетная бумага «Набережная» с товарным знаком заявителя, действия ООО «ЛОРД КОМПАНИ» свидетельствуют о недобросовестной конкуренции, предусмотренной п.1 ст. 14.6 ФЗ «О защите конкуренции».

Использование схожего до степени смешения оформления продукции с продукцией уже зарекомендовавшего себя производителя, ООО «ЛОРД КОМПАНИ» приобретает преимущества в предпринимательской деятельности, в виде снижения затрат на продвижение своего товара на рынок. Своей упаковкой, схожей с упаковкой заявителя, ООО «ЛОРД КОМПАНИ» дискредитирует перед покупателями продукции заявителя, чем препятствует расширению объемов поставок его туалетной бумаги в Республике Татарстан РФ.

Статья 10.bis Конвенции по охране промышленной собственности (заключена в Париже 20.03.1883, подписана СССР 12.10.1967 г.) содержит общий запрет недобросовестной конкуренции, под которой, как следует из параграфа 2 этой статьи, понимаются всякие акты, противоречащие честным обычаям в промышленных и торговых делах.

В силу пункта 1 статьи 5 Гражданского кодекса Российской Федерации, обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Абз. 3 ч. 3 ст. 1252 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если иное не установлено настоящим Кодексом, предусмотренные подпунктом 3 пункта 1 и пунктом 3 статьи 1252 настоящего Кодекса меры ответственности за нарушение интеллектуальных прав, допущенное нарушителем при осуществлении им предпринимательской деятельности, подлежат применению независимо от вины нарушителя, если такое лицо не докажет, что нарушение интеллектуальных прав произошло вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Согласно ч. 7 ст. 1253 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда нарушение исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации признано в установленном порядке недобросовестной конкуренцией, защита нарушенного исключительного права может осуществляться как способами, предусмотренными настоящим Кодексом, так и в соответствии с антимонопольным законодательством.

В соответствии с п.9 ст.4 ФЗ «О защите конкуренции», недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

В силу ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Заявителю причиняются убытки (в том числе в виде упущенной выгоды), поскольку часть потенциальных покупателей пользовались продукцией ООО «ЛОРД КОМПАНИ» поскольку добросовестно полагали, что приобретают продукцию именно заявителя.

Следовательно, в результате использования ООО «ЛОРД КОМПАНИ» обозначения, схожего с товарным знаком заявителя, происходило уменьшение получаемого дохода заявителя за счет недополученной прибыли, на которую заявитель вправе рассчитывать при добросовестном использовании своего товарного знака.

Рассматриваемые действия ООО «ЛОРД КОМПАНИ» противоречат обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и способны причинить убытки хозяйствующему субъекту-конкуренту – ЗАОР «НП НЧ КБК ИМ.С.П.ТИТОВА», действующими на одном рынке Республики Татарстан, в результате чего происходит перераспределение спроса между потребителями, что способно привести к неполучению доходов от незаключенных договоров.

 По смыслу норм ФЗ «О защите конкуренции» для квалификации совершенного деяния в качестве недобросовестной конкуренции необходимо, чтобы лицо, совершившее данные действия, обладало признаком хозяйствующего субъекта; его действия противоречили законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, заключались в распространении сведений (характеризующихся как ложные, неточные либо искаженные), которые были направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности; совершенные действия могли причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации другого хозяйствующего субъекта.

Наличие всех признаков недобросовестной конкуренции доказано выше, также учитывая сходность до степени смешения рассматриваемых изображений, действия ООО «ЛОРД КОМПАНИ» являются актом недобросовестной конкуренции.

Согласно ст. 14.6 Закона «О защите конкуренции», не допускается недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом-конкурентом в гражданский оборот на территории Российской Федерации, в том числе:

незаконное использование обозначения, тождественного товарному знаку, фирменному наименованию, коммерческому обозначению, наименованию места происхождения товара хозяйствующего субъекта-конкурента либо сходного с ними до степени смешения, путем его размещения на товарах, этикетках, упаковках или использования иным образом в отношении товаров, которые продаются либо иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а также путем его использования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая размещение в доменном имени и при других способах адресации (п.1).

Нарушение требований ст. 14.5 и п. 2 ст. 14.6 Закона «О защите конкуренции» Комиссией Новосибирского в действиях «ЛОРД КОМПАНИ» УФАС России не установлено.

Таким образом, учитывая изложенное, Комиссия Новосибирского УФАС России усматривает в действиях ООО «ЛОРД КОМПАНИ» (ОГРН 1135476112914 от 15.07.2013 г.,юридический адрес: ул. Сибиряков-Гвардейцев, д. 49 А, г. Новосибирск, 630088) нарушение антимонопольного законодательства, а именно п. 1 ст. 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в использовании ООО «ЛОРД КОМПАНИ» обозначения, нанесенного на упаковку своей продукции – туалетной бумаги «Набережная», сходного до степени смешения с товарными знаками ЗАОР «НП НЧ КБК ИМ.С.П.ТИТОВА» по Свидетельствам № 212349 и №406383 по 16 классу МКТУ.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны