Постановление №06-143/16 ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 06-143/16 о назначении административного ... от 14 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 06-143/16

о назначении административного наказания

«10» ноября 2016 г.                                                                                            г. Новосибирск

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области – начальник отдела рекламы И.В. Волохина, рассмотрев протокол № 06-143/16 от 27.10.2016 г. об административном правонарушении и материалы административного дела, возбужденного по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ в отношении ООО «Миг» (ОГРН 1135476109482; ИНН/КПП 5410778820/541001001; юридический адрес: 630061, г. Новосибирск, ул. Земнухова, д.7/1, оф.210), в присутствии: директора ООО «Миг» - <...> (паспорт),

УСТАНОВИЛ:

В адрес Новосибирского УФАС России поступило заявление физического лица (вх. № 1044 от 09.02.2016 г.) по факту размещения в общественном транспорте города Новосибирска (автобус № 28 (1038)) в январе-феврале 2016 года информации следующего содержания: «ЦФИ Центр финансовой индустрии / КРЕДИТ ВСЕМ / Кредит с любой кредитной историей / Кредит без предоплат / Бесплатная консультация / Кредит под 16% годовых / Тел. 363-900 310-52-76 / ул. Фрунзе, 5 www.cfibrokerplus.ru», с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

По данному факту Новосибирским УФАС России возбуждено дело, в ходе рассмотрения которого установлено следующее.

В соответствии с п.1 ст.3 Закона «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объектом рекламирования может быть товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

По смыслу ч.1 ст.819 Гражданского кодекса РФ, кредит – это денежные средства, предоставленные заемщику по кредитному договору банком или иной кредитной организацией (кредитором) в размере и на условиях, предусмотренных договором.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее - Закон о банках и банковской деятельности), банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Законом о банках и банковской деятельности. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

На основании ст. 12 Закона о банках и банковской деятельности, лицензия на осуществление банковских операций кредитной организации выдается после ее государственной регистрации в порядке, установленном Законом о банках и банковской деятельности и принимаемыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России. Кредитная организация имеет право осуществлять банковские операции с момента получения лицензии, выданной Банком России.

В силу ст. 13 Закона о банках и банковской деятельности, осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России. Лицензии, выдаваемые Банком России, учитываются в реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций. В лицензии на осуществление банковских операций указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться.

Согласно п. 6 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг.

По смыслу Закона о защите конкуренции, банковская услуга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц, относится к финансовой услуге (п. 2 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

В соответствии со ст. 5 Закона о банках и банковской деятельности, к банковским операциям относятся, в том числе привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок); размещение вышеуказанных привлеченных средств от своего имени и за свой счет.

Товар, согласно п.3 ст.3 Закона «О рекламе», - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Поскольку рассматриваемая информация направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (соответствующим услугам по выдаче кредита), формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, и не содержит указания на конкретного субъекта получения, в соответствии с Закона «О рекламе» она являются рекламой.

Рекламируемая услуга (выдача кредитов) является финансовой услугой, подлежащей лицензированию в соответствии с ФЗ «О банках и банковской деятельности».

Согласно ч. 1 ст. 28 Закона «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В соответствии с ч.1 ст. 51 ГК РФ, юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму.

Таким образом, в рассматриваемой рекламе имеется нарушение ч. 1 ст. 28 Закона «О рекламе», поскольку в ней отсутствует указание на организационно-правовую форму юридического лица, оказывающего услуги по выдаче кредитов.

Согласно ч. 3 ст. 28  Закона «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.

В рассматриваемой рекламе указано о выдаче кредита под 16% годовых, но отсутствуют другие существенные условия, способные повлиять на полную стоимость кредита. Данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении ч. 3 ст. 28  Закона «О рекламе».

В силу ч. 13 ст. 28  Закона «О рекламе», реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", не допускается.

Согласно информации, размещенной в государственном реестре микрофинансовых организаций, ООО «Центр финансовой индустрии» было исключено из реестра 24.01.2014г. Таким образом, рассматриваемая реклама содержит нарушение ч. 13 ст. 28 Закона «О рекламе».

Ответственность за нарушение ч. 3 ст. 28 Закона «О рекламе» несет рекламодатель. Ответственность за нарушение ч. 1, 13 ст. 28 Закона «О рекламе» несут рекламодатель и рекламораспространитель (ст. 38 Федерального закона «О рекламе»).

В соответствии со сведениями, указанными в рассматриваемой рекламе, официальным сайтом компании, оказывающей услуги по выдаче кредита является сайт www.cfibrokerplus.ru. В соответствии с информацией на указанном сайте, деятельность по выдаче кредитов осуществляет ООО «Центр Финансовой Индустрии» (Акт осмотра сайта от 29.02.2016г.).

Согласно информации, представленной заявителем, автобус принадлежит ООО «Новосибирскпрофстрой» (ИНН 5402128176). В соответствии с информацией, представленной ООО «Новосибирскпрофстрой» (вх. № 3379 от 18.04.2016г.), рекламу в автобусе разместило ООО «МК Спутник» (ИНН: 5406549256). В ответ на запрос Новосибирского УФАС России о представлении информации, ООО «МК Спутник» представлены документы (вх. № 3179 от 13.04.2016г.), согласно которым заказчиком рассматриваемой рекламы является ООО «Миг» (ИНН: 5410778820). В соответствии с информацией, представленной ООО «Миг» (вх. № 3669 от 26.04.2016г.), рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Центр финансовой индустрии» (далее ООО «ЦФИ»; ИНН: 5402560210), на основании договора № 01/14-01 от 14.01.2016г. на размещение рекламно-информационной продукции, заключенного между ООО «Миг» и ООО «ЦФИ».

В адрес ООО «ЦФИ» Новосибирским УФАС России неоднократно направлялись запросы о предоставлении информации, однако до настоящего момента ответ на них обществом не представлен.

15.06.2016г. ООО «Новосибирскпрофстрой» представлен отзыв (вх. № 5416) на Определение о возбуждении дела № 73/16 от 25.05.2016г., согласно которому ООО «Новосибирскпрофстрой» не является рекламораспространителем, рассматориваемой рекламы, поскольку договор заключенный между ООО «Новосибирскпрофстрой» и ООО «МК Спутник» (от 11.01.2016г.), заключен не на размещение рекламы, а на аренду площадей.

Согласно п. 1.2. данного договора, рекламу размещает Заказчик (ООО «МК Спутник»). ООО «Новосибирскпрофстрой» распространением рекламы на своих транспортных средствах не занималось, своим сотрудникам поручений на ее размещение не давало, заявок на ее распространение не представляло.

06.09.2016г. на заседании Комиссии Новосибирского УФАС России, представитель ООО «Новосибирскпрофстрой» поддержал позицию представленную ранее в Отзыве (вх. № 5416 от 15.06.16г.).

Представитель ООО «МК Спутник» на заседании Комиссии Новосибирского УФАС России 06.09.2016г. пояснил, что в соответствии с договором, заключенным между ООО «МК Спутник» (Заказчик) и ООО «Новосибирскпрофстрой» (Исполнитель), Исполнитель предоставляет Заказчику площади для размещения рекламной продукции в виде плакатов в салонах городского транспорта. Кроме того, ООО «МК Спутник» самостоятельно осуществляет сервисное обслуживание размещенной продукции.

Также представитель ООО «МК Спутник» отметил, что рассматриваемую рекламу ООО «МК Спутник» разместило на основании договора № 47 от 28.12.2015г., заключенного с ООО «Миг». В соответствии с п. 3.2 данного договора, ООО «Миг» обязуется предоставить ООО «МК Спутник» рекламно-информационный материал, в котором указываются добросовестные и достоверные сведения о предоставляемых товарах или услугах, соответствующих требованиям Федерального закона «О рекламе».

На основании изложенного, Комиссией Новосибирского УФАС России Определением об отложении дела от 06.09.2016г., ООО «Миг» было привлечено в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки правонарушения.

В качестве отзыва на данное Определение, ООО «Миг» представило пояснения, согласно которым на основании договора № 01/14-01 от 14.01.2016г., заключенного между ООО «Миг» и ООО «ЦФИ», были получены утвержденные рекламные материалы – макет в виде плакатов для размещения в салонах автобусов.

Кроме того, на рассмотрении дела 04.10.2016г. Комиссией Новосибирского УФАС России, директором ООО «Миг» даны устные пояснения, согласно которым ООО «Миг» получило от ООО «ЦФИ» готовые рекламные плакаты для размещения в салоне автобуса. Оплата за оказанные услуги ООО «ЦФИ» до настоящего времени не произведена.

Дополнительных документов о видах деятельности ООО «ЦФИ», при заключении договора, ООО «Миг» не запрашивалось.

Исходя из изложенного, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Центр Финансовой Индустрии» (ИНН 5402560210).

Рекламораспространителями являются ООО «МК Спутник» (ИНН 5406549256) и ООО «Миг» (ИНН 5410778820).

Таким образом, своими действиями по размещению рассматриваемой информации, ООО «Центр Финансовой Индустрии» нарушило требования ч. 1, 3, 13 ст. 28 Закона «О рекламе».

Действия ООО «МК Спутник» и ООО «Миг» нарушили ч. 1, 13 ст. 28 Закона «О рекламе».

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе, ненадлежащая реклама - это реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Решением по делу № 73/16 Комиссии Новосибирского УФАС России ООО «Миг» признано нарушившим:

- ч.1 ст.28 Закона «О рекламе», согласно которой реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эт.и услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество);

- ч. 13 ст. 28  Закона «О рекламе», согласно которой реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", не допускается.

В соответствии с ч. 4 ст. 38 Федерального закона «О рекламе», нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях

Дата обнаружения административного правонарушения – февраль 2016г.

Место совершения административного правонарушения – г. Новосибирск.

Согласно ч. 1 ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тыс. рублей.

Из материалов дела следует, что у ООО «Миг» имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Срок давности привлечения ООО ««Миг» к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях на момент вынесения настоящего постановления не истек.

В соответствии с п. 1 ст. 4.1.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно п.2 ст. 3.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.

Согласно сведениям Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО «Миг» является субъектом малого предпринимательства. Дата включения в реестр 01.08.2016г.

Данное правонарушение совершено ООО «Миг» впервые, не нанесло вредных последствий, не повлекло угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не причинило имущественного ущерба.

Рассмотрев материалы дела, учитывая характер правонарушения, финансовое  положение лица, наличие смягчающих обстоятельств (нарушение совершено впервые), а так же отсутствие отягчающих обстоятельств, установленных ст. 4.3 КоАП РФ, руководствуясь статьями 4.1.1, 14.3, 23.48 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

  1. Признать ООО «Миг» (ОГРН 1135476109482; ИНН/КПП 5410778820/541001001; юридический адрес: 630061, г. Новосибирск, ул. Земнухова, д.7/1, оф.210) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
  2. Применить к ООО «Миг» меру ответственности в виде предупреждения.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в соответствии со статьями 30.1 – 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В соответствии со ст. 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях резолютивная часть постановления по делу об административном правонарушении  оглашена немедленно по окончании рассмотрения дела.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны