Постановление №06-147/15 Постановление №06-147/15 о назначении административного нака... от 15 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ №06-147/15

о назначении административного наказания

«10» декабря 2015 г.                                                                г. Новосибирск

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области Н.П. Камнева, рассмотрев протокол № 06-147/15 от «26» ноября 2015 г. об административном правонарушении и материалы административного дела, возбужденного в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ЛС-Групп» (ИНН 5408247211, дата присвоения ОГРН: 28.11.2006 г., юридический адрес: 630128, г. Новосибирск, ул. Полевая, д. 7/1), по части 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ,

в присутствии: представителя ООО «ЛС-Групп» - генерального директора ООО «ЛС-Групп» «…»(Выписка из ЕГРЮЛ),

УСТАНОВИЛ:

 

В рамках наблюдения за выполнением обязательных требований Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) Новосибирским УФАС России установлено размещение информации на стр. 25 журнала «АкадемLaif» № 4 апрель 2015 г. следующего содержания:

«Раннее бронирование/Кредит / Мировой отдых / ул. Полевая, 7/1, тел.: 355-66-80, 306-36-06 _ ул. Русская, 1 (ТЦ «Маяк»), тел.: 306-30-96, 28-716-28 www.mir-ot-nsk-ru».

Согласно п.1 ст.3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация является рекламной, т.к. привлекает внимание неопределенного круга лиц к компании «Мировой отпуск», предлагающей путешествие в кредит, что в полной мере соответствует определению, указанному в Законе о рекламе.  

  По смыслу ч.1 ст.819 Гражданского кодекса РФ, кредит – это денежные средства, предоставленные заемщику по кредитному договору банком или иной кредитной организацией (кредитором) в размере и на условиях, предусмотренных договором.

 Согласно ст. 1 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее - Закон о банках и банковской деятельности), банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Законом о банках и банковской деятельности. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

На основании ст. 12 Закона о банках и банковской деятельности, лицензия на осуществление банковских операций кредитной организации выдается после ее государственной регистрации в порядке, установленном Законом о банках и банковской деятельности и принимаемыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России. Кредитная организация имеет право осуществлять банковские операции с момента получения лицензии, выданной Банком России.

В силу ст. 13 Закона о банках и банковской деятельности, осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России. Лицензии, выдаваемые Банком России, учитываются в реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций. В лицензии на осуществление банковских операций указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться.

Согласно п. 6 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг.

По смыслу Закона о защите конкуренции, банковская услуга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц, относится к финансовой услуге (п. 2 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

В соответствии со ст. 5 Закона о банках и банковской деятельности, к банковским операциям относятся, в том числе привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок); размещение вышеуказанных привлеченных средств от своего имени и за свой счет.

Между ООО «ЛС – Групп» и ОАО «Альфа-Банк» заключен Договор № У54010399 о сотрудничестве с торговой организацией от 17.10.2012 г., согласно которому указанный договор устанавливает порядок взаимодействия сторон при обслуживании клиентов, приобретающих в торговой точке ООО «ЛС – Групп» товар с оплатой за счет кредита, предоставляемого клиенту ОАО «Альфа-Банк», а также порядок передачи в банк документов клиентов, оформленных при предоставлении кредита.

Следовательно, рекламируемая услуга – продажа путевок в кредит -  является финансовой услугой, подлежащей лицензированию в соответствии с ФЗ «О банках и банковской деятельности» и оказываемой кредитной организацией - ОАО «Альфа-Банк».

В соответствии с ч.1 ст. 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

В рекламе ООО «ЛС – Групп» отсутствует указания на лицо, оказывающее финансовую услугу, что является нарушением ч.1 ст. 28 Закона о рекламе.

Согласно пояснениям ООО «ЛС – Групп», Общество заключило договор с ООО «Фаворит МК» №20/1 от 20.01.2015г. на размещение рекламного модуля (рекламного объявления).

Рекламный модуль был изготовлен специалистами ООО «Фаворит МК» и размещен в журнале «АкадемLife» № 4 за апрель 2015 г. на странице 25.

Информация в рекламном модуле содержала следующие данные:

  • «Мировой отдых» - наименование торговой марки, под которой работает ООО «ЛС- Групп» на рынке туристических услуг.
  • «Раннее бронирование» - профессиональный термин, указывающий на возможность приобретения туристических путевок по специальным ценам, предлагаемых туристическими операторами за счет их раннего оформления.
  • «Кредит» - ООО «JIC-Групп», заключив договор с ОАО «Альфа-Банк», предостав­ляет услуги населению по оформлению заявок в кредитной системе банка, сбору необходи­мых документов для выдачи кредита на приобретение туристических путевок. Специалисты банка рассматривают каждую заявку и выносят решение по предоставлению кредита каждо­му конкретному клиенту (копия договора с ОАО «Альфа-Банк» прилагается). Кредит оформляется непосредственно в офисе ООО «JIC-Групп».

- ул. Полевая 7/1, тел.: 335-66-80, 306-36-06, ул. Русская, 1 (ТЦ «Маяк»), тел.:306-30- 96, 28-716-28 - адреса и телефоны местонахождения офисов ООО «ЛС-Групп», в которых оказываются туристические услуги.

ООО «ЛС-Групп» осуществляет турагентскую деятельность. Туристические услуги предоставляются только в офисах компании путем заключения договоров с туристами. 

 В соответствии со ст. 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе несет рекламодатель.

В силу п. 7 ст. 3 Закона о рекламе, рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

 

 Рекламная информация: «Раннее бронирование/Кредит / Мировой отдых…», размещалась по Договору №20/15 от 20.01.2014 г., заключенному между ООО «Фаворит МК» и ООО «ЛС-Групп».

 По условиям указанного договора, ответственность за нарушение обязательств по договору стороны несут в порядке, предусмотренном законодательством РФ (п. 5.1.).

 Согласно представленным документам, макет рассматриваемой рекламной информации был согласован и подписан директором ООО «ЛС-Групп» «…». 20.03.2015 г., во исполнение указанного договора от 20.01.2014 г. представлен Акт № 989 от 20.03.2015 г. на выполнение работ-услуг, по которому работы выполнены в полном объеме и в срок и  надлежащего качества, стороны претензий друг к другу не имеют.

 Следовательно, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «ЛС-Групп».

 Решением Комиссии Новосибирского УФАС России ООО «ЛС-Групп» признано нарушившим требования ч.1 ст. 28 Закона о рекламе: реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество). 

 В соответствии с ч. 4 ст.38 Федерального закона «О рекламе», нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.   

Согласно ч. 1 ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Время совершения административного правонарушения – апрель 2015 г.

Место совершения административного правонарушения – г. Новосибирск.

 Согласно пояснениям, приложенным к Протоколу № 06-147/15 об административном правонарушении от 26.11.2015 г. (вх. № 10892 от 26.11.2015 г.), получив Определение о возбуждении дела с требованием предоставить в адрес Новосибирского УФАС России все необходимые юридические документы (устав, свидетельство о государственной регистрации и постановке на налоговый учет, документ о назначении руководителя), а также договоры с банками-партнерами по кредитованию, копии всех документов Обществом были предоставлены, согласно перечню и в указанные сроки.

 При размещении информации в рекламном модуле о «Раннем бронировании» и «Кре­дите» Общество предполагало информировать потребителей о возможности оплаты за туры ни сразу единым платежом, а в не­сколько этапов. Фактически, при раннем бронировании туров, клиенты получают рассрочку платежа - 50 % стоимости нужно оплатить в течении трех дней после подтвержде­ния брони, остальные средства оплачиваются в зависимости от Туроператора, в соответ­ствии с его условиями (до конца акции раннего бронирования, за 10 дней до вылета).

Общество исходит из того, что рассрочка — это способ оплаты товаров или услуг, при ко­тором платёж производится не в полной сумме их стоимости, а по частям. В соответствии со статьёй 489 ГК РФ, договором о продаже товара в кредит может быть предусмотрена оплата товара в рассрочку.

 Также, Обществом представлены: Контракт № 509-2014/ОК от 19.09.2014 г., заключенного с ООО «Пегас-Новосибирск» и Агентский договор № 18132/АР-14 от 26.06.2014 г., заключенный с ООО «Анатолийский экспресс Регионы».

 Согласно пояснениям Общества от 07.12.2015 г. (вх. № 11209), копия договора с ОАО «Альфа-Банк» была представлена только потому, что такое требование содержалось в  Определении от 28.09.2015 г., а отзыв писали исходя из затребованного в Определении пакета документов.

Договор на производство и размещение рекламы в журнале «АкадемLife» был заключен с ООО «Фаворит МК». Для размещения рекламного модуля в журнале Общество предоставило всю запрашиваемую ими информацию. Сотрудники журнала, как рекламопроизводители, обязались из­готовить макет, в том числе с соблюдением требований законодательства о рекламе. Об этом говорит пункт 8.1 Договора, заключенного с ООО «Фаворит МК» №20/1 от 20 января 2015г. В соответствии с этим пунктом журнал должен был отказаться от печати макета, если «размещенная реклама не соответствует принципам и нормам, изложенным в Законе о рекламе». Т.к. директор Общества, Лок Т.Ю., не обладает достаточными знаниями за­конодательства РФ о рекламе, а в штате компании нет юриста, из-за отсутствия финансовой возможно­сти, директор понадеялась на компетенцию специалистов журнала.

ООО «ЛC-Групп» является микропредприятием, находящимся на упрощенной системе налого­обложения. Выручка (не прибыль) предприятия составляет 130 тысяч рублей в месяц, из которой выпла­чиваются все платежи (налоги, зарплата сотрудникам, аренда и т.д.). При этом в зимние месяцы (до мая) выручка не превышает и 100 тысяч рублей. Компания сейчас работает на гране себестоимости.

ООО «ЛC-Групп» работает на рынке туристических услуг с 2006 года. Учитывая крайне сложное финансовое положение в туризме, наложение штрафа на компанию приведет к ее закрытию. Рабо­тают в компании одни женщины, у всех дети. Найти работу сейчас крайне сложно. В отрасли закрыва­ются целые направления деятельности. Предприятие не имеет финансовой возможности выплатить штраф.

Должностное лицо Новосибирского УФАС России отмечает, что согласно Письму ФАС России от 16.12.2011 N АК/47126 "Об актуальных вопросах применения Федерального закона "О рекламе" арбитражными судами",  в случае размещения в рекламе какого-либо товара информации о возможности приобретения данного товара в кредит, подобная реклама должна соответствовать положениям статьи 28 Федерального закона "О рекламе", в том числе, в части указания имени или наименования лица, предоставляющего кредит.

Данная позиция ФАС России подтверждена Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа (далее - ФАС ВВО) от 26.07.2011 N А43-23080/2010.

В частности, ФАС ВВО указывает на то, что в случае отсутствия в рекламе вида предоставляемого кредита при покупке товара: товарный, коммерческий (отсрочка, рассрочка платежа и т.д.) или банковский, такое указание воспринимается как предложение в получении именно банковской услуги. Следовательно, такая реклама должна соответствовать требованиям части 1 статьи 28 Закона о рекламе и содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги.

 

На рассмотрении дела представитель ООО «ЛС-Групп» согласилась с наличием правонарушения, объяснив данное нарушение незнанием закона.

Из материалов дела, следует, что у ООО «ЛC-Групп» имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях  предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно ч.3 ст.2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Срок давности привлечения общества с ограниченной ответственностью «ЛC-Групп» к административной ответственности на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Учитывая характер правонарушения, имущественное и финансовое положение, наличие смягчающих обстоятельств, отсутствие отягчающих обстоятельств, руководствуясь статьями 14.3, 23.48 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать Общество с ограниченной ответственностью «ЛС-Групп» (ИНН 5408247211, дата присвоения ОГРН: 28.11.2006 г., юридический адрес: 630128, г. Новосибирск, ул. Полевая, д. 7/1), виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

2. Применить к обществу с ограниченной ответственностью «ЛС-Групп» меру ответственности в виде административного штрафа в размере 100 000 (ста тысяч) рублей.

Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Реквизиты для уплаты административного  штрафа: р/с 40101810900000010001 в Сибирском  ГУ Банка России г. Новосибирск, БИК 045004001, получатель: УФК по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России), ИНН 5405116098 / КПП 540501001, код БК  161 116 26000 01 6000 140, ОКТМО 50701000 назначение платежа: административный штраф за нарушение  законодательства РФ о рекламе.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в соответствии со статьями 30.1-30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В соответствии с ст. 31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Согласно части 1 статьи 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В силу требования статьи 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, резолютивная часть данного Постановления по делу об административном правонарушении объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны