Постановление №06-24/16 Постановление №06-24/16 о назначении административного наказ... от 17 марта 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ №06-24/16

о назначении административного наказания

«15» марта 2016 г.                                            г. Новосибирск

Заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области И.В. Волохина, рассмотрев протокол № 06-24/16 от «01» марта 2016 г. об административном правонарушении и материалы административного дела, возбужденного в отношении Общества с ограниченной ответственностью Управляемая компания «Современные Биотехнологии города Новосибирска» (ИНН 5406664386, дата регистрации в качестве юридического лица: 28.03.2011 г., юридический адрес: г. Новосибирск, ул. С. Шамшиных, д.18/1),

в присутствии: директора ООО Управляемая компания «Современные Биотехнологии города Новосибирска» «…»,

УСТАНОВИЛ:

В Новосибирское УФАС России поступило обращение физического лица (вх. № 9261 от 07.10.2015 г.), переданное из Приемной Президента РФ в Сибирском федеральном округе.

  Как указывает заявитель, в эфире радиостанции «Радио России» в период с 8:00 ч. до 12:00 ч. местного времени 19.09.2015 г., 6.10.2015 г., 7.10.2015 г. распространялась рекламная информация изделия «Радуга прозрения» и препарата «Лактомарин», с признаками нарушения Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе»  (далее – Закон о рекламе).

 Новосибирским УФАС России в результате рассмотрения данного обращения установлено следующее.

  В период с 01 по 30 октября 2015 г. в эфире регионального блока вещания общероссийского радиоканала вещания СМИ – радиоканале «Радио России» в  радиопередаче «Микрофорум» во временном интервале 08:10 часов – 09:00 часов транслировалась информация о препарате «Лактомарин» следующего содержания:

 1) «Вед. - Богатство выбора - увеличивает шанс ошибки! У нас на новосибирском рынке товаров для здоровья есть что выбрать. Главное не ошибиться! Центр современные биотехнологии рекомендует обратить внимание на натуральный комплекс «Лактомарин». Его разработчик Научно-производственное Объединение «Сумма технологий», под руководством академика Российской академии естественных наук, и Европейской академии наук им. Лейбница профессора Одинца. «Лактомарин» произведен под патронажем «Российского научного центра восстановительной медицины» и личном контроле доктора медицинских наук, академика Российской академии медицинских наук, заслуженного деятеля науки Российской Федерации профессора Разумова.

Обращайтесь по адресу в Новосибирске ул. Семьи Шамшиных, д. 18/1. Упаковка Лактомарина бесплатно к курсу приема на 25% дешевле. Справки по телефону «…».

ЗВОНОК: «…»

Вед.-  «…»

В.П. - «…».

Вед. - «…», скажите, пожалуйста, сколько вам лет?

В.П. - Мне 85

Вед. - Скажите, что вас беспокоит?

В.П. - У меня был третий инфаркт, вот, был три месяца назад …

Вед. – Скажите, пожалуйста, давление у вас повышается?

В.П. - Нет, ни сколько не повышается. У меня давление стабильное, 130 на 70, 72 пульс.

Вед. – Боли в сердце после инфаркта вас беспокоят?

В.П. - Беспокоили, особенно после второго и после третьего. А сейчас меня не беспокоит.

Вед. – А какие же у вас были боли в сердце? Давило, сжимало, кололо?

В.П. - Дышать мне было тяжело. Я вообще задыхалась.

Вед. – Скажите, о Лактомарине вы откуда узнали?

В.П. - От соседки, Она тоже принимает. Вот я пропила сейчас половина…

Вед. – Сейчас еще принимаете?

В.П. - Да, да, да.

Вед. – Поняла. Скажите, пожалуйста, суставы вас не беспокоят?

В.П. - Суставы я намажу, тепленько закрою, и утром встаю, как ни в чем не бывало.

Вед. – Вы довольны действием «Лактомарина»?

В.П. - Да. Ну, так три инфаркта и 85 лет! Суставы меня не беспокоят. Я испытала на себе, суставы, меня они вообще не беспокоят

Вед. – Ну, это очень важно. Хорошо.

В.П. - Ну я буду пить.

Вед. – Ну, хорошо. Я вам желаю всего доброго. Крепкого, крепкого здоровья и всех благ. До свиданья.

В.П. - Спасибо большое!

Вед. – У вас есть выбор. Попробуйте, и убедитесь: Новосибирск, ул. Семьи Шамшиных, д. 18/1. Дорогие земляки, сегодня на курс приема действует 25% скидка, к которому вы еще получаете упаковку «Лактомарина» бесплатно! Оформляйте ваши заказы по телефону «…», и воспользуйтесь бесплатной курьерской доставкой. Жители области не забывайте набирать 8, код Новосибирска 383 , и затем телефон«…»звоните! И, будьте здоровы!

Не является лекарством и БАДом. ООО «Современные биотехнологии» ОГРН 1104220000169» (длительность 4 минуты, далее рекламный ролик № 1);

 2) «Новосибирск Долголетие.

ВЕД: – Моя бабушка, которая прожила, до 90 лет, часто повторяла народную присказку: «Жизнь прожить - не поле перейти, а помирать - все равно не охота». А еще она говорила: «я вот уже сколько прожила на свете, а ведь еще пожить то хочется!». Действительно, желание жить долго это инстинкт самосохранения. Т.е. человек это может и не осознавать. Однако, вполне осознанное желание - в любом возрасте оставаться работоспособным в здравом уме и твердой памяти. Возможно ли это? Об этом мы и поговорим сегодня. В студии «…», врач терапевт, высшей категории, научный консультант центра «Современные биотехнологии».

ОТВЕТ: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели!

ВЕД: Тема нашей программы: «Секреты активного долголетия»... Геронтологи утверждают: уже с 35 лет начинается угасание всех функций.

ОТВЕТ: Понятно, что в 35 лет мы еще не думаем о том, что когда то закончится молодость красота, и, увы, здоровье.

ВЕД: Ведь зеркало отражает лицо, которое ты видишь каждый день....

ОТВЕТ: Потом, такое впечатление, что ты состарился в один день. Привычные домашние дела, которые приносили радость и удовольствие, стали непривычно тяжелыми. И, чувствуешь, как уходят жизненные силы... Однако сегодня можно замедлить процесс старения. И в 40 лет родить ребенка, в 60 с удовольствием и плодотворно работать, а в 80 можно не ощущать возраст ни творчески, ни физически.

ВЕД: Но, до сих пор, «молодильные яблочки» еще не изобрели ... И, тем не менее, мы не хотим ни болеть, ни стареть. Мы ищем способы для сохранения и улучшения своего здоровья. И, часто обращаемся к средствам растительного происхождения.

ОТВЕТ: Это правильный путь. Никто не оспорит тот факт, что для здоровья нужны натуральные продукты… И, в первую очередь, они нужны сердцу, каждый удар, которого дает жизнь всему организму.

ВЕД: Итак, «…», как же сохранить сердечное здоровье? Напоминаю, «…», врач терапевт высшей категории, научный консультант центра «Современные биотехнологии».

ОТВЕТ: Для этой цели мы предлагаем вам натуральный комплекс «Лактомарин». Его компоненты помогают улучшить гибкость сосудов, повышают их эластичность. Если вас беспокоят перебои, боли в сердце, если вас мучает одышка и отеки. Коротко сказать, если у вас нарушено кровообращение, болит и кружится голова, плохой сон, спазмы, звон в ушах, то обратите внимание на «Лактомарин». Обращайтесь по адресу: Новосибирск ул. Семьи Шамшиных, д. 18/1. Сегодня у вас есть возможность получить академический прием с 25% скидкой, к которому упаковку Лактомарина бесплатно получают те, кому более 60 лет.

ВЕД: Отмечу удобство оформления заказа по телефону «…»и бесплатную курьерскую доставку, на тех же условиях возможную и для жителей области. Не забывайте набирать код Новосибирска 383 и телефон «…», звоните. Я приветствую тех, кто только что присоединился к нашему разговору. Сегодня мы говорим об активном долголетии. Иными словами, как в любом возрасте оставаться бодрым, работоспособным в здравом уме и твердой памяти.

ОТВЕТ: Приведу очень интересный пример: латиноамериканский ученый проводил эксперимент на живом сердечке курицы, он питал его и очищал. И закончился этот эксперимент со смертью ученого, а длился 36 лет.

ВЕД: И, это доказывает, что если правильно питать организм и правильно его очищать, то и человек может жить долго...?

ОТВЕТ: Конечно! А компоненты «Лактомарина», как раз отвечают и за очищение и за питание каждой клетки жизненно важных органов. Это очень важно, потому что жить хочется не только долго, но и активно, а не мучиться нестерпимыми болями в суставах или лежать «овощем» на постели, и руки, ноги не двигаются, ничего не видишь, и голова не работает.

ВЕД: А ведь, и правда, активная жизнь современного человека оскорбительно коротка!

ОТВЕТ: По этому, дорогие друзья, мы просто обязаны дать питание каждому органу. В состав «Лактомарина» входят макро и мироэлементы, полиненасыщенные жирные кислоты. Как раз эта полезнейшая питательная смесь, да еще и с антиоксидантами нужна вашей клетке. Которая пробита и вирусами и болезнью и, она нуждается в том, что ее зачинили, заштопали. И, когда вы принимаете «Лактомарин», то вы питаете, насыщаете клетку этими веществами, которые необходимы ей для жизни!

ВЕД:  Приобрести «Лактомарин» можно в Новосибирске, ул. Семьи Шамшиных, д. 18/1. Сегодня у вас есть возможность получить академический прием с 25% скидкой, к которому упаковку «Лактомарина» бесплатно получают те, кому более 60 лет. Оформляйте ваш заказ по телефону «…». И воспользуйтесь бесплатной курьерской доставкой «…»Звоните! «…»а, вы сказали об очищении, поговорим об этом подробнее.

ОТВЕТ: Вопрос очищения организма очень серьезный, раньше люди не понимали всей опасности загрязнения экологическими отходами и не качественными продуктами питания. Но сейчас, когда мы знаем, чем насыщен наш организм, все это прекрасно понимают, что очищение организма необходимо! Потому что токсины мечутся, цепляются за здоровые клетки и губят их! Альгинаты, входящие в состав «Лактомарина» берут на себя всю токсичность организма. И получается, что кроме решения основных задач сосудистых, желудочно-кишечных, суставных. Мы решаем вопрос питания и очищения организма!

Если это сделать правильно мы будем жить дольше и иметь совершенно другое качество жизни! Я напомню наш телефон «…»Сегодня у вас есть возможность получить академический прием с 25% скидкой, к которому упаковку «Лактомарина» бесплатно получают те, кому более 60 лет.

ВЕД: «…»звоните!! Мы же продолжаем говорить о компонентах «Лактомарина».

ОТВЕТ: Я не могу оставить без внимания манит, а, который убирает только лишнюю жидкость из организма, отсюда уменьшаются отеки и немножко уходит лишний вес. Плюс освобождается кишечник. «Лактомарин» проникает под залежи, в кишечнике очищает стенки кишечника и освобождает от того что мы носим в себе буквально, годами! Еще убавляется вес... Человеку, уже легче! У него нормализуется положение диафрагмы. Компоненты «Лактомарина» действуют на кровь, и на качество сосудов, от очень крупных, до очень мелких. В его составе есть все необходимое и для нормальной работы сердца и для нормального функционирования каждой клетки головного мозга. У нас уже заканчивается время программы?

ВЕД: Да, к сожалению.

ОТВЕТ: О «Лактомарине» говорить можно очень долго. Однако, спрос в течение более 15 лет говорит сам за себя. Потому что, «Лактомарин», как мы раньше говорили, в комплексной терапии, помогает привести в норму артериальное давление. Его прием актуален при болях в области сердца, ощущении перебоев, одышки сердцебиении, головокружении, нарушении координации движения, снижении памяти..., нарушении сна. Уважаемые радиослушатели! Эликсир долголетия складывается из божественной интуиции ученого помноженной на силу природы! Так считали ученые со времен Авицены. У нас сегодня есть и то и другое          . Потрясающая интуиция наших российских ученых помноженная на целебные свойства ламинарии. В результате мы получили, если не эликсир долголетия, то эликсир высокого качества жизни! Добро пожаловать к нам Новосибирск ул. Семьи Шамшиных, д. 18/1 и пусть ваши истории болезни станут историями здоровья!

ВЕД: Уважаемые радиослушатели, спасибо за внимание! В студии была врач терапевт, высшей категории, научный консультант центра «Современные биотехнологии» «…»а. Сегодня у вас есть возможность получить академический прием продукции центра с 25% скидкой, к которому упаковку «Лактомарина» бесплатно получают те, кому более 60 лет. Акция ограничена во времени. Не пропустите!

Оформляйте свой заказ по телефону «…», и воспользуйтесь бесплатной курьерской доставкой. Жители области не забывайте набирать 8 код Новосибирска 383 , и затем телефон «…»,  звоните!

И, будьте здоровы!

Не является лекарством и Бадом. ООО "УК Современные биотехнологии" г. Новосибирск, ул. Семьи Шамшиных, 18/1, офис 5, ОГРН 1115476035674» (далее – рекламный ролик № 2). 

Согласно определениям, данным в статье 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

  объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари) на привлечение, внимания к которым направлена реклама.         

  Рассматриваемая информация по направленности, и содержанию является рекламной. Объектами рекламирования в данном случае является препарат «Лактомарин».

  Согласно п. 6 ч. 5 ст. 5 Закона о рекламе, в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий.

 В силу п. 2 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе, недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе установлено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

 На рассмотрении дела Комиссией Новосибирского УФАС России 15.01.2016 г. представитель Общества не согласился с наличием нарушения законодательства о рекламе, озвучил отзыв (вх. № 47 от 11.01.2016 г.), в котором указывалось следующее.

  Природа товара - совокупность естественных признаков и качеств, определяющих сущность и назначение товара/услуги и отличающих его от иных товаров/услуг.

Речь идет о тех случаях, когда рекламируемый объект не является таковым по сути, но выдается за него.

Однако, по мнению Общества, в рассматриваемой рекламе указывается, что рекламируемый товар - пищевой продукт, натурального происхождения, никакого упоминания о лекарственных средствах, БАД, пищевых добавках, продуктах детского питания нет.

Назначение товара - функция, которую выполняет товар в процессе его, использования. Для этого продукт должен обладать рядом характерных для данного вида товаров свойств. Диетическое питание  - лечебное питание.

В ч.3 ст. 15 ФЗ РФ от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" указано, что продукты диетического питания должны иметь свойства, позволяющие использовать такие продукты для лечебного и профилактического питания человека в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения требованиями к организации диетического питания, и быть безопасными для здоровья человека.

Из указанного, по мнению Общества, следует, что рекламируемый продукт должен обладать лечебными и профилактическими свойствами. О положительных свойствах рекламируемого продукта и было рассказано в рекламе.

Потребительское свойство товара - качество товара, исходя из его природы и назначения, проявляющееся при его использовании потребителем в процессе удовлетворения потребностей.

Рекламируемый товар «Лактомарин» в соответствии со Свидетельством о государственной регистрации № RU.77.99.19.004.Е.006037.04.15 от 28.04.2015 года реализуется с целью проведения профилактического питания, диетического питания населения у лиц с хроническими заболеваниями желудочно-кишечного тракта и сердечно­сосудистой системы.

В рамках рассматриваемой рекламы, согласно Отзыву, была дана информация о большинстве положительных свойств диетического продукта, способах воздействия на организм, то есть, указанное положение было соблюдено, предоставлена информация, которая необходима для того, чтобы сделать верный вывод о свойствах рекламируемого объекта, приобрести его и использовать надлежащим образом. Для получения более обширной информации был предоставлен телефон и адрес организации. То есть, по мнению Общества, реклама не создает иллюзий о товаре и порядке его приобретения.

По мнению Общества, при размещении рекламы были соблюдены положения ч.7 и ч.11 ст.5 Закона о рекламе.

В статье 1 ФЗ от 02.01.2000 года № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» дано следующее определение: «продукты диетического питании» - предназначенные для лечебного и профилактического питания пищевые продукты.

 В ст. 469 Гражданского Кодекса РФ и ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» указано, что потребителю должна быть представлена информация о товарах, в том числе об основных потребительских свойствах товаров, назначении. Согласно п.32 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением правительства РФ от 19.01.1998 года №55, информация о продовольственных товарах должна содержать сведения о назначении, условиях и области применения диетического питания.

Из указанных положений следует, что сведения о лечебных и профилактических свойствах диетических продуктов являются существенной информацией о диетических продуктах.

 Таким образом, по мнению Общества, при рекламе диетического (лечебного и профилактического) питания с целью соблюдения прав потребителей, положений Гражданского кодекса РФ, Закона «О защите прав потребителей», ФЗ РФ «О качестве и безопасности пищевых продуктов, Правил продажи отдельных видов товаров, Закона о рекламе, Общество должно было предоставить сведения о назначении продукции, его свойствах, то есть существенную информацию о продукте.

Также, по мнению Общества, п.6 ч.5 ст.5 Закона о рекламе при рекламе диетических продуктов питания противоречит положениям ч.7 и ч. 11 ст. 5 указанного Закона, а также положениям Гражданского Кодекса РФ, Закона «О защите прав потребителей», ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов, Правилам продажи отдельных видов товаров.

Кроме того, согласно Отзыву, реклама диетических продуктов питания по сравнению с лекарственными средствами БАД, пищевыми добавками и продуктами детского питания никак не регламентирована Законом о рекламе, несмотря на то, что диетические продукты по своей природе предназначены для лечения и профилактики следующих заболеваний: заболеваний желудочно-кишечного тракта; заболеваний печени и желчных путей; заболеваний сердечно-сосудистой системы; заболеваний почек, мочевыводящих путей, мочевого пузыря; а также людей, страдающих хроническими панкреатитами, анемией различной этиологии, туберкулезом, остеомиелитами, нарушением обмена, сахарным диабетом и т.п.

Опираясь на проведенное исследование ФГБУ «Научно-исследовательским институтом терапии и профилактической медицины Сибирского Отделения Российской Академии Наук по оценке влияния геля из бурых морских водорослей «Лактомарин» на липидный профиль крови и гемостаз человека в 2014 г.», Экспертное заключение ГУ НИИ питания РАМН в 2004 г. и др., по мнению Общества, можно сделать вывод, что продукт оказывает влияние на организм человека, как продукт диетического лечебного и диетического профилактического питания, о чем и было рассказано в рекламном материале.

Исходя из вышеизложенного ООО «Управляемая Компания «Современные Биотехнологии» город Новосибирск» полагает, что при рекламе пищевого продукта для диетического лечебного и диетического профилактического питания гель охлажденный «Лактомарин», были использованы соответствующие действительности сведения о продукте согласно Свидетельству о государственной регистрации № RU.77.99.19.004.Е.006037.04.15 от 28.04.2015 года, что соответствует требованиям Закона рекламе.

 

о

В рекламе продукта отсутствует информация о его лечебных свойствах, оказываемых на течение той или иной болезни. Однако реклама содержит сведения о сфере применения рекламируемого продукта - в качестве продукта для диетического лечебного и диетического профилактического питания у лиц с хроническими заболеваниями желудочно-кишечного тракта и сердечно-сосудистой системы.

 

При рекламировании товара в полном объеме использована соответствующая действительности информация о рекламируемом товаре, в том числе об условиях его приобретения и использования.

Таким образом, по мнению Общества, при рекламе продукта для диетического лечебного и диетического профилактического питания гель охлажденный «Лактомарин» отсутствует нарушение.

  15.01.2016 г. представителем Общества были представлены дополнительные пояснения (вх. № 227), согласно которым характеристика и сущность рекламируемого продукта предполагает наличие в нем заявленных лечебных и профилактических свойств. При этом, наличие указанных свойств не является следствием того, что объект рекламирования является лекарственным средством, медицинской услугой, методом профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинским изделием, а является отдельным самостоятельным продуктом.

Требования ст. 10 Закона «О защите прав потребителей», п.п.11, 32 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 года №55, и положений ч.7 ст.5 Закона о рекламе требуют обязательного доведения потребительских свойств товара.

Рекламируемый товар «Лактомарин» в соответствии со Свидетельством о государственной регистрации № RU.77.99.19.004.Е.003788.02.15 от 13.02.2015 года реализуется с целью проведения профилактического питания, диетического питания населения у лиц с хроническими заболеваниями желудочно-кишечного тракта и сердечно­сосудистой системы.

Не доведение до потребителей информации об основных положительных свойствах диетического продукта, способах воздействия на организм объекта рекламирования повлекло бы за собой иной состав административного правонарушения, предусмотренный ч.2 ст. 14.7 КоАП РФ.

Общество полагает, что доведение информации о потребительских свойствах объекта рекламирования было направлено, в том числе для целей защиты прав и законных интересов потенциальных потребителей товара и соблюдения действующего законодательства РФ.

Кроме того, по факту вменяемого Обществу нарушения п.6 ч.5 ст. 5 Закона о рекламе, указывается, что в соответствии с буквальным значением слов и выражений указанного пункта Закона не допускается указание в рекламе на положительное влияние объекта рекламирования на течение болезни. Рассматриваемые рекламные ролики не содержат в себе названия каких-либо болезней, как следствие, в рекламе отсутствуют указания на положительное влияние объекта рекламирования на течение болезни. Как таковое приведение симптоматики без указания конкретной болезни не является нарушением п. 6 ч. 5 ст. 5 Закона о рекламе.

Указание на потребительские свойства объекта рекламирования, как полагает Общество, не может трактоваться как нарушение п. 6 ч. 5 ст. 5 Закона о рекламе, в силу соблюдение иных положений законодательства, в частности Закона «О защите прав потребителей».

 Комиссия Новосибирского УФАС России считает данные доводы ошибочными и противоречащими материалам дела на основании следующего. 

  Материалам дела установлено, что объектом рекламирования указанной рекламной информации является специализированный пищевой продукт для диетического лечебного и диетического профилактического питания - ламинария гель охлажденный с тмином «Лактомарин», согласно Свидетельству о государственной регистрации № RU.77.99.19.004.Е.006037.04.15 от 28.04.2015 года. Указанный продукт имеет Сертификат соответствия № РОСС RU. АЯ 46. Н68116, Санитарно-Эпидемиологическое заключение № 77.99.27.928.Т.001620.07.08. от 23.07.2008 г.

  Согласно статье 1 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов" от 02.01.2000 N 29-ФЗ (далее - ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов"), пищевые продукты - продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутылированная питьевая вода, алкогольная продукция (в том числе пиво), безалкогольные напитки, жевательная резинка, а также продовольственное сырье, пищевые добавки и биологически активные добавки.   

В соответствии с п. 2 ст. 4 "ТР ТС 027/2012. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания", пищевая продукция диетического лечебного питания - специализированная пищевая продукция с заданной пищевой и энергетической ценностью, физическими и органолептическими свойствами и предназначенная для использования в составе лечебных диет.

Рекламируемый препарат «Лактомарин» - являясь пищевым продуктом, не является лекарственным средством, в государственном реестре лекарственных средств данный препарат как  лекарственное средство не зарегистрировано.

Реклама товаров не должна создавать у потребителей заблуждений относительно свойств (качеств, характеристик и др.) товара. Таким образом, в рекламе не допускается использование информации не соответствующей действительности.

Оценка рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.   

В рекламе существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

 В рекламном ролике № 1 указывается возраст (85 лет) и определенная симптоматика дозвонившегося собеседника, а именно после перенесенного второго и третьего инфаркт, у женщины наблюдались боли в сердце, суставах.

После вопроса ведущего: «Вы довольны действием «Лактомарина»?», собеседница ответила, что довольна, указывает перенесенные заболевания - три инфаркта и указывает свой возраст, и сообщает, что суставы ее не беспокоят, она испытала на себе.

В рекламном ролике № 2 указывается, что беседа о препарате ведется от имени ««…», врач терапевт, высшей категории научный консультант центра современные биотехнологии» (данные обстоятельства подтверждены соответствующими документами о квалификации указанного лица), указанная фраза упоминается в рекламе несколько раз.

Кроме того, в рекламном ролике делается акцент на то, что скидка на препарат предоставляется лицам, старше 60 лет, что в сочетании с упоминанием медицинского работника направлено на создание определенного психологического восприятия содержания рекламной информации именно пожилыми людьми. 

Кроме того, в тексте рекламной информации указывается:

«…желание жить долго это инстинкт самосохранения. …. Однако, вполне осознанное желание - в любом возрасте оставаться работоспособным в здравом уме и твердой памяти. Возможно ли это? …»;

«…Геронтологи утверждают: уже с 35 лет начинается угасание всех функций….»;

«Однако сегодня можно замедлить процесс старения. И в 40 лет родить ребенка, в 60 с удовольствием и плодотворно работать, а в 80 можно не ощущать возраст ни творчески, ни физически…»;

«... И, тем не менее, мы не хотим ни болеть, ни стареть. Мы ищем способы для сохранения и улучшения своего здоровья. И, часто обращаемся к средствам растительного происхождения…»;

«…для здоровья нужны натуральные продукты… И, в первую очередь, они нужны сердцу каждый удар, которого дает жизнь всему организму…»;

«…Для этой цели мы предлагаем вам натуральный комплекс «Лактомарин». Его компоненты помогают улучшить гибкость сосудов, повышают их эластичность. Если вас беспокоят перебои, боли в сердце, если вас мучает одышка и отеки. Коротко сказать, если у вас нарушено кровообращение, болит и кружится голова, плохой сон, спазмы, звон в ушах, то обратите внимание на «Лактомарин»…»;

«...Сегодня мы говорим об активном долголетии. Иными словами, как в любом возрасте оставаться бодрым, работоспособным в здравом уме и твердой памяти.

ОТВЕТ: Приведу очень интересный пример: латиноамериканский ученый проводил эксперимент на живом сердечке курицы, он питал его и очищал. И закончился этот эксперимент со смертью ученого, а длился 36 лет.

ВЕД: И, это доказывает, что если правильно питать организм и правильно его очищать, то и человек может жить долго...?

ОТВЕТ: Конечно! А компоненты «Лактомарина», как раз отвечают и за очищение и за питание каждой клетки жизненно важных органов. Это очень важно, потому что жить хочется не только долго, но и активно, а не мучиться нестерпимыми болями в суставах или лежать «овощем» на постели, и руки, ноги не двигаются, ничего не видишь, и голова не работает.

ВЕД: А ведь, и, правда, активная жизнь современного человека оскорбительно коротка!

ОТВЕТ: По этому, дорогие друзья, мы просто обязаны дать питание каждому органу. В состав «Лактомарина» входят макро и мироэлементы, полиненасыщенные жирные кислоты. Как раз эта полезнейшая питательная смесь, да еще и с антиоксидантами нужна вашей клетке. Которая пробита и вирусами и болезнью и, она нуждается в том, что ее зачинили, заштопали. И, когда вы принимаете «Лактомарин», то вы питаете, насыщаете клетку этими веществами, которые необходимы ей для жизни!...»;

«…Альгинаты, входящие в состав «Лактомарина» берут на себя всю токсичность организма. И получается, что кроме решения основных задач сосудистых, желудочно-кишечных, суставных, мы решаем вопрос питания и очищения организма!...»;

«…Компоненты «Лактомарина» действуют на кровь, и на качество сосудов, от очень крупных, до очень мелких. В его составе есть все необходимое и для нормальной работы сердца и для нормального функционирования каждой клетки головного мозга…»;

 «…О «Лактомарине» говорить можно очень долго. Однако, спрос в течение более 15 лет говорит сам за себя. Потому что, «Лактомарин», как мы раньше говорили, в комплексной терапии, помогает привести в норму артериальное давление. Его прием актуален при болях в области сердца, ощущении перебоев, одышки сердцебиении, головокружении, нарушении координации движения, снижении памяти..., нарушении сна. Уважаемые радиослушатели! Элексир долголетия складывается из божественной интуиции ученого помноженной на силу природы! Так считали ученые со времен Авицены. У нас сегодня есть и то и другое. Потрясающая интуиция наших российских ученых помноженная на целебные свойства ламинарии».

  Вместе с тем, согласно Отчету о выполнении Договора ФГБУ «Научно-исследовательский институт терапии и профилактической медицины» СО РАМН об оценке влияния геля из бурых морских водорослей «Лактомарин» на липидный профиль крови и гемостаз человека от 07.11.2014 г., после испытания препарата с участием пациентов учреждением были высказаны несколько суждений, в частности:

- срок наблюдения пациентов в 2 месяца – недостаточен для выявления липидно-снижающего эффекта, особенно когда используются изучаемые препараты (продукты) с не очень высоким воздействием на холестериновый обмен;

- препарат  «Лактомарин» применялся пациентами в скромной дозировке – максимум 4 столовых ложки в день, что ниже официально рекомендованного количества – 150 гр.;

- протоколом не предусмотрен тщательный и частый контроль за приемом препарата пациентами;

- данным исследованием липидного спектра крови в период приема препарата не предусмотрена группа контроля с плацебо, без которого неубедительно оценивать результаты, даже если они были бы статистически достоверны во всей группе или какой-либо подгруппе.

  Согласно Заключению ГУНИ «Институт питания» РАМН от 15.07.2004 г., рекламируемый препарат имеет противопоказания: состояния, при которых противопоказаны препараты йода, повышенная чувствительность к препаратам йода, индивидуальная непереносимость компонентов. Лицам с заболеваниями щитовидной железы перед употреблением рекомендована консультация врача-эндокринолога.

Также, согласно ст. 3 указанного Заключения, в клинических исследованиях «Водоросли бурые гомогенизированные» принимали в натуральном виде (гель охлажденный) пациенты, с хроническими заболеваниями желудочно-кишечного тракта (колит, гастрит, язвенная болезнь желудка, 12-перстной кишки, гастродуоденит, дисбактериоз кишечника, хронический гепатит, хронические запоры). Все испытуемые пациенты одновременно с указанным препаратом получали базовую терапию. И на основании полученных результатов исследования, рассматриваемый препарат был рекомендован как дополнительный источник пищевых волокон (альгинатов) и йода.

  В соответствии с Экспертным заключением ГУНИ «Институт питания» РАМН от 30.10.2008 г., рекламируемый препарат рекомендован в качестве специализированного продукта для диетического лечебного питания.

 Согласно Рекомендациям по применению специализированного пищевого продукта для диетического лечебного и диетического профилактического питания «Лактомарин», указанный продукт имеет противопоказания, указанные в Заключении ГУНИ «Институт питания» РАМН от 15.07.2004 г., а  также Особенности использования: прием «Лактомарина» не отменяет и не заменяет приема медикаментозных средств. Снижение доз лекарственных препаратов или их отмена производится только по рекомендации лечащего врача.

 Согласно Толковому словарю русского языка под. Ред. С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой «целебный» - полезный, способствующий излечению, сохранению здоровья.

В рассматриваемой рекламе имеется описание подробных симптомов, относящихся к определенным заболеваниям. Указывается, что ламинария, входящая в состав рекламируемого препарата,  является целебной, что в сочетании с описанными симптомами заболеваний, возраста радиослушателей, создает впечатление того, что препарат «Лактомарин» обладает определенным лечебным эффектом, положительно влияет на устранение всех перечисленных в рекламе болезненных симптомов, что не может являться действительностью.

При этом, сведения, указываемые в рекламе наряду с симптомами заболеваний упоминаются хотя и безотносительно к рекламируемому продукту, однако принимая во внимание тот факт, что о препарате рассказывает врач-терапевт, целевой аудиторией рекламной информации являются, в том числе пожилые люди (упоминании возраста собеседника, о скидках на препарат для лиц старше 60 лет), могут восприниматься слушателями как реклама, направленная именно на формирование у потребителя впечатления о наличии у данного продукта лечебных свойств, способных оказывать положительное действие на болезни, в том числе за счет эмоциональной окраски, подчеркивающей особый натуральный (растительный) характер данного продукта.

С учетом изложенного рассматриваемый продукт из ламинарии для диетического (лечебного и профилактического) питания «Лактомарин» лекарственным средством не является, указывать в его рекламе на лечебные свойства не допускается.

Следовательно, рассматриваемая рекламная  информация, содержатся не соответствующие действительности сведения о потребительских свойствах товара, что является нарушением п. 2 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе, а также указание на его лечебные свойства, что не допускается в силу п. 6 ч. 5 ст. 5 Закона о рекламе.

Кроме того, отсутствие в рекламе сведений о том, что рекламируемый препарат по своей сути является пищевым продуктом,  у которого имеются определенные противопоказания (за счет содержания йода) и именно отсутствие таких сведений в совокупном сочетании всей рекламной информации, воспринимаемое потребителями, способно создать у них неверное впечатление относительно рекламируемого продукта, указывающих на их лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни при различных заболеваниях (с учетом описания характерных симптомов), свидетельствует о нарушении ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.

 Указанная позиция находит свое подтверждение в сложившейся судебной практике (например, Постановление Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 20.05.2008 г. № 867/08, Постановление  ФАС Волго-Вятского округа от 21.10.2013 г. по делу № В82-11188/2012, Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 22.10.2015 г. по делу № А45-11026/2015).

Ответственность за нарушение требований указанных норм Закона о рекламе несет рекламодатель (ч. 6 ст. 38 ФЗ «О рекламе»), т.е. изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. 

Реклама препарата «Лактомарин» размещалась на основании Договора № 01-14 от 01.10.2015 г., заключенного между ООО Управляемая компания «Современные Биотехнологии города Новосибирска» и ООО «РКЦ радио», во исполнение которого представлен Акт об оказании услуг от 31.10.2015 г., согласованные тексты рекламных роликов, документы об оплате.

Таким образом,  рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО Управляющая компания «Современные Биотехнологии города Новосибирска».

 Решением Комиссии Новосибирского УФАС России от 26.02.2016 г. ООО Управляемая компания «Современные Биотехнологии города Новосибирска» признано нарушившим требования:

- п. 2 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе: недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара

-п.6 ч. 5 ст. 5 Закона о рекламе: в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий,

- ч.7 ст. 5 Закона о рекламе установлено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

 В соответствии с ч. 4 ст.38 Федерального закона «О рекламе», нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Согласно ч. 1 ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

 Время совершения административного правонарушения – октябрь 2015 г.

 Место совершения административного правонарушения – г. Новосибирск.

На рассмотрении административного дела директор ООО Управляемая компания «Современные Биотехнологии города Новосибирска» Побежимова М.В. представила письменные доказательства об исполнении предписаний антимонопольного органа, выданных Обществу 26.02.2016 г.

   Кроме того, представитель Общества представила ходатайство, в котором указывалось, что Общество является добросовестным налогоплательщиком, ранее не привлекалось к административной ответственности, предприняло все меры по устранению нарушения законодательства о рекламе в кротчайшие сроки путем снятия с эфира спорной рекламы, тем самым добровольно прекратив противоправное поведение.

  В связи с кризисной ситуацией в стране, Общество находится в затруднительном материальном положении, в связи с чем просит принять во внимание ч. 3.2 ст. 4.1. КоАП РФ и назначить размер административного штрафа  менее минимального размера.

   Должностное лицо Новосибирского УФАС России, рассмотрев указанное ходатайство, указывает следующее.

 В силу ч. 3.2 ст. 4.1. КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

 В данном случае каких-либо исключительных обстоятельств правонарушения не установлено.  Характер установленного правонарушения в сочетании с видом рекламируемого товара указывает на существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, так как полученная из ненадлежащей рекламы информация, способствующая принятию решения о приобретении рекламируемого продукта, без предупреждения о противопоказаниях, способна нанести вред здоровью граждан, которым противопоказаны препараты йода, обмануть их ожидания от отсутствия положительного эффекта, указываемого в рекламе.

 В силу сложившейся судебной практики вопрос о снижении размера административного штрафа, предусмотренного ст. 14.3 КоАП РФ принимается судебными органами. 

Из материалов дела, следует, что у ООО Управляемая компания «Современные Биотехнологии города Новосибирска»  имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях  предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

 Согласно ч.3 ст.2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Срок давности привлечения ООО Управляемая компания «Современные Биотехнологии города Новосибирска» к административной ответственности на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Учитывая характер правонарушения, имущественное и финансовое положение, наличие смягчающих обстоятельств (нарушение совершено впервые), отсутствие отягчающих обстоятельств, руководствуясь статьями 14.3, 23.48 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать общество с ограниченной ответственностью Управляемая компания «Современные Биотехнологии города Новосибирска» (ИНН 5406664386, дате регистрации в качестве юридического лица: 28.03.2011 г., юридический адрес: г. Новосибирск, ул. С. Шамшиных, д.18/1) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

2. Применить к обществу с ограниченной ответственностью «Управляемая компания «Современные Биотехнологии города Новосибирска» меру ответственности в виде административного штрафа в размере 100 000 (ста тысяч) рублей.

Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Реквизиты для уплаты административного  штрафа: р/с 40101810900000010001 в Сибирском  ГУ Банка России г. Новосибирск, БИК 045004001, получатель: УФК по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России), ИНН 5405116098 / КПП 540501001, код БК  161 116 26000 01 6000 140, ОКТМО 50701000 назначение платежа: административный штраф за нарушение  законодательства РФ о рекламе.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в соответствии со статьями 30.1-30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В соответствии с ст. 31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Согласно части 1 статьи 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В силу требования статьи 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, резолютивная часть данного Постановления по делу об административном правонарушении объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела.

Связанные организации

Связанные организации не указаны