Постановление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 06-54/18Р о назначении административного на... от 13 июня 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 06-54/18Р

о назначении административного наказания

«13» июня 2018 г.                                                                                            г. Новосибирск

Заместитель руководителя управления – начальник отдела рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области И.В. Волохина, рассмотрев Протокол № 06-54/18Р от «01» июня 2018 г. об административном правонарушении и материалы административного дела, возбужденного в отношении ООО «Фактор» (ОГРН 1145476164767; ИНН/КПП 5401385082/540101001, юридический адрес: 630015, г.Новосибирск, ул.Королева, д.40, дата регистрации юридического лица: 30.12.2014г.) по части 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ),

в присутствии:

- представителя ООО «Фактор» - <...> (доверенность б/н от 28.05.2018г.),

- потерпевшего – <...> (паспорт),

УСТАНОВИЛ:

В адрес Новосибирского УФАС России поступило заявление физического лица (вх. № 5856э от 10.11.2017г.) по факту размещения ненадлежащей рекламы.

Как указывает заявитель, 29.10.2017 года в магазине «Монро», расположенном по адресу: г.Новосибирск, ул. Гоголя,д.9, им был замечен рекламный баннер с информацией следующего содержания: «Стиль и комфорт / коллекция осень-зима / по 1990р / 1+1=3 / третий товар БЕСПЛАТНО! / Срок акции с 11 сентября по 30 октября 2017 года включительно. Количество товара ограничено. Подробные условия на сайте www.monro.biz».

При вопросе сотрудникам магазина об этой акции, заявителю сообщили, что коллекция осень-зима в акции не участвует. В связи с чем заявителем была оставлена претензия в книге отзывов и предложений магазина за №5 от 29.10.2017г. По мнению заявителя данный факт является нарушением требований законодательства о рекламе.

Актом фиксации информации от 10.01.2018г. Новосибирским УФАС России зафиксировано, что на сайте «Монро», в разделе «акции», размещена информация следующего содержания:

«Акции

11.09.2017

Коллекция осень - зима по 1990 рублей!

По условиям акции «Стиль и комфорт», коллекция осень-зима (1+1=3), на часть осеннего и зимнего ассортимента обуви снижены и установлены фиксированные цены: 1990 рублей за пару. Количество товара по акции ограничено. С ассортиментом акционного товара можно ознакомиться в магазинах МОНРО и на сайте www.monro.biz.

Сроки акции: с 11.09.2017 по 30.10.2017 включительно.

Условия акции «Коллекция осень - зима по 1990 рублей!» действуют во всех магазинах обувной сети «МОНРО», за исключением магазинов данного списка:

-г. Нижний Тагил, пр-т Ленинградский ,28 -г. Пермь, Парковый проспект, 23 -г. Архангельск, наб.Северной Двины, 24 -г. Тюмень, ул. Валерии Гнаровской, 12 -г. Оренбург, пр. Дзержинского, 23 -г. Сургут, ул. Ленинградская, ½ -г. Иркутск, ул. Литвинова, 20 -г. Красноярск, ул. Матросова, 4 -г. Тольятти, ул. Льва Яшина, 14 -г. Барнаул, пр-т Ленина, 17а

Акция: при покупке трех единиц товара из категорий: летняя обувь, туфли, кроссовки, шлепанцы или тапочки -предоставляется скидка 100% на одну из 3-х выбранных позиций, меньшую по стоимости.

Скидки не суммируются. Скидки предоставляются от текущей цены на ценнике. Скидка по дисконтной карте на данную акцию не распространяется. Акция действует во всех магазинах обувной сети «МОНРО», за исключением магазинов данного списка: -г. Копейск, пр.Славы ,8 -г. Миасс, пр-т Автозаводцев ,65 -г. Озерск, ул. Маркса, 29В -г. Нижний Тагил, пр-т Ленинградский ,28 -г. Пермь, Парковый проспект, 23 -г. Архангельск, наб.Северной Двины, 24 -г. Тюмень, ул. Валерии Гнаровской, 12 -г. Оренбург, пр. Дзержинского, 23 -г. Сургут, ул. Ленинградская, ½ -г. Иркутск, ул. Литвинова, 20 -г. Тольятти, ул. Льва Яшина, 14 -г. Барнаул, пр-т Ленина, 17а -г. Красноярск, ул. Матросова, 4 -г. Красноярск, ул.Партизана Железняка, 23 -г. Красноярск, ул.Щорса, 43 -г. Новоалтайск, ул.Переездная, 4/6 -г. Магнитогорск, ул.Герцена, 6 -г. Бийск, пр-т Казанцевых, 58Ж -г. Барнаул, ул. Шумакова, 46 -г. Барнаул, ул.Попова, 82 -г. Барнаул, пр.Космонавтов, 6В -г. Красноярск, пр.Комсомольский, 18 -г. Бийск, ул.Советская, 205/2 -г. Магнитогорск, ул.Советская, 170».

Новосибирским УФАС России по данному факту Определением от 10.01.2018г. возбуждено настоящее дело.

08.02.2018г. на рассмотрении дела Комиссией Новосибирского УФАС России, заявителем заявлено ходатайство о привлечении в качестве ответчиков следующих лиц:

- ООО «Находка» (ИНН 4205300972, юридический адрес: г.Кемерово, пр. Ленина, д. 123);

- ООО «Исток» (ИНН 5404017104, юридический адрес: г.Новосибирск, ул. Титова, д. 1, пом. 51).

Как указывает заявитель, в магазинах, где деятельность осуществляют данные юридические лица, ему также было отказано в продаже товаров в соответствии с рассматриваемой рекламой.

ООО «Фактор», в ответ на Определение о возбуждении дела представило отзыв, к которому ООО «Фактор» приложены, в том числе, следующие документы: копия претензии заявителя от 14.11.2017г. с приложением кассовых чеков; копия требования заявителя от 29.11.2017г. о возврате денежных средств.

Приложенные чеки выданы ООО «Исток», что свидетельствует об обращении заявителя в ООО «Исток» и совершении покупки именно у данного юридического лица.

На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России удовлетворила ходатайство заявителя в части привлечения в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, ООО «Исток» (ОГРН 1155476087095; ИНН/КПП 5404017104/540401001, юридический адрес: 630048, г.Новосибирск, ул. Титова, д. 1, пом. 51).

В ходе рассмотрения дела, установлено следующее.

В соответствии с п.1 ст.3 Закона «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объектом рекламирования может быть товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Исходя из изложенного, рассматриваемая информация является рекламой, поскольку полностью соответствует определению рекламы.

08.02.2018г. при рассмотрении дела, представителем ООО «Фактор» представлены следующие пояснения.

На сайте www.monro.biz. Размещена следующая информация:

«Сроки акции: с 11.09.2017 по 30.10.2017 включительно.

Акция «Коллекция осень - зима по 1990 рублей!» действует во всех магазинах обувной сети «МОНРО», за исключением магазинов из списка, указанных на сайте.

При покупке трех единиц товара из категорий: летняя обувь, туфли, кроссовки, шлепанцы или тапочки - предоставляется скидка 100% на одну из 3-х выбранных позиций, меньшую по стоимости.

Скидки не суммируются. Скидки предоставляются от текущей цены на ценнике. Скидка по дисконтной карте на данную акцию не распространяется. Акция действует во всех магазинах обувной сети «МОНРО», за исключением магазинов из списка, указанных на сайте».

При обращении Заявителя в магазин 29 октября 2017 года, Заявителю продавцами- консультантами были озвучены оба возможных варианта акций. 29 октября 2017 года был предпоследний день акции, с учетом спроса по сезонности акционного товара из категорий: летняя обувь, туфли, кроссовки, шлепанцы или тапочки оставалось в большом ассортименте, в то время как акционного товара зимнего и осеннего ограниченного ассортимента обуви по стоимости 1990р. оставалось в ограниченном количестве — что выражалось в присутствии малого количества моделей и ограниченного размерного ряда. В связи с чем сотрудник магазина известила Заявителя об отсутствие акционного товара зимнего и осеннего ограниченного ассортимента обуви по стоимости 1990р., удовлетворяющего требованиям заявителя по модели, цвету, размеру, а при выборе Заявителем для покупки товара не относящегося к акционному товару зимнего и осеннего ограниченного ассортимента обуви, т.е. по стоимости более 1990р., сотрудник магазина известила Заявителя о том, что акция на данный товар зимнего ассортимента не распространяется, т.е. Заявителю было озвучено, что понравившийся ему товар зимнего и осеннего ассортимента обуви по стоимости не 1990р. в акции не участвует, что и заявлено в рекламной акции.

Заявитель, как он указывает в своем заявлении, желал совершить покупку зимней обуви и ориентировался в первую очередь на размещенный в магазине баннер.

Рекламная информация в отношении товара из категорий: летняя обувь, туфли, кроссовки, шлепанцы или тапочки ему была озвучена как и всем прочим покупателям магазина, так же как и рекламная информация в отношении товара зимнего и осеннего ограниченного ассортимента обуви по стоимости 1990р.

В рассматриваемой рекламе (баннер, информация от продавцов-консультантов, информация с сайта) в доходчивой форме изложены условия акции: «Коллекция осень-зима по 1990р./1+1=3/третий товар БЕСПЛАТНО!/Срок акции с 11 сентября по 30 октября 2017года включительно. Количество товара ограничено».

Заявитель в конечном счете изъявил намерение приобрести товар зимнего ассортимента по стоимости более 1990р. и к акции не относящегося, что подтверждается его дальнейшими действиями. Так, Заявитель 30.10.2017г. приобрел ботинки мужские зимние Banderos по цене 4240р. и ботинки мужские зимние Banderos п цене 3895р., 01.11.2017г. приобрел ботинки женские зимние Damiax по цене 5095р. (цена без скидки 5790р., цена со скидкой по дисконтной карте 5095р.), что подтверждается кассовыми чеками, приложенными Заявителем к претензии от 14.11.2017г.

Таким образом, по мнению ООО «Фактор», все необходимые сведения и подробности о проводимой акции были указаны на баннере и интернет-сайте: www.monro.biz.

ООО «Исток» представило аналогичные по содержанию пояснения на рассмотрении дела Комиссией Новосибирского УФАС России 28.02.2018г.

Также ООО «Фактор» и ООО «Исток» представлены Приказы о проведении акций и Правила проведения и участия в акциях, проводимых с 11.09.2017г. по 30.10.2017г.

В соответствии с правилами проведения, по условиям акции «Стиль и комфорт/коллекция осень-зима/по 1990р./1+1=3/третий товар БЕСПЛАТНО!/Срок акции с 11 сентября по 30 октября 2017года включительно. Количество товара ограничено» - на часть осеннего и зимнего ассортимента обуви снижены и установлены фиксированные цены: 1990 рублей за пару. При покупке акционного товара по фиксированной цене 1990 рублей в период акции на каждую третью пару обуви предоставляется скидка 100% от стоимости.

Рассмотрев представленные материалы, Новосибирское УФАС России отмечает следующее.

Рассматриваемая реклама, следующего содержания: «Стиль и комфорт / коллекция осень-зима / по 1990р / 1+1=3 / третий товар БЕСПЛАТНО! / Срок акции с 11 сентября по 30 октября 2017 года включительно. Количество товара ограничено. Подробные условия на сайте www.monro.biz» содержит изображение женской осенней обуви на каблуке; цена «1990р» обведена пунктирной рамкой; словосочетание «1+1=3 / третий товар БЕСПЛАТНО!» размещено внутри окружности.

При этом, как указывает заявитель, в магазине ему пояснили, что к акции «1+1=3» относятся следующие товары: летняя обувь, туфли, кроссовки, шлепанцы, тапочки.

Из рассматриваемой рекламы невозможно однозначно сделать вывод, что акция «1+1=3» относится к летней обуви, туфлям, кроссовкам, шлепанцам или тапочкам. В совокупности элементов рекламы, у рядового потребителя может сложиться впечатление, что акция «1+1=3» относится к рекламируемой коллекции «осень-зима», поскольку реклама данных акций располагается на одном рекламном баннере.

03.04.2018г. на рассмотрении дела Комиссией Новосибирского УФАС России, заявителем представлен оригинал письма ООО «Фактор», направленного заявителю в качестве ответа на претензию, следующего содержания:

«Мы рассмотрели Ваше заявление № 5 от 29.10.2017 года и сообщаем следующее:

Подробная информация об условиях акции, которая Вас интересует размещена на сайте www.monro.biz.(http://www.monro.biz/nsk/actions/ocenzima/?archive=l&PgNum=l)

По условиям акции «Стиль и комфорт» коллекция осень-зима (1+1=3) на часть осеннего и зимнего ассортимента обуви снижены и установлены фиксированные цены: 1990 рублей за пару. Количество товара по акции ограничено.

С ассортиментом акционного товара можно ознакомиться в магазинах МОНРО и на сайте www.monro.biz.

Сроки акции: с 11.09.2017 по 30.10.2017 включительно.

Акция «Коллекция осень - зима по 1990 рублей!» действует во всех магазинах обувной сети «МОНРО», за исключением магазинов из списка, указанных на сайте.

При покупке трех единиц товара из категорий: летняя обувь, туфли, кроссовки, шлепанцы или тапочки -предоставляется скидка 100% на одну из 3-х выбранных позиций, меньшую по стоимости.

Скидки не суммируются. Скидки предоставляются от текущей цены на ценнике. Скидка по дисконтной карте на данную акцию не распространяется. Акция действует во всех магазинах обувной сети «МОНРО», за исключением магазинов из списка, указанных на сайте.

При обращении в магазин 29 октября 2017 года (предпоследний день акции) акционный товар в данном магазине закончился, поскольку количество по акции ограничено, в связи с чем сотрудник магазина известила Вас об отсутствие акционного товара.

На основании вышеизложенного вынуждены отказать Вам в удовлетворении Ваших требований».

Таким образом, исходя из информации на сайте, а также письма, полученного заявителем, следует, что рекламодатель позиционирует данные акции (Акция «Коллекция осень - зима по 1990 рублей!», Акция «1+1=3») как отдельные самостоятельные акции, не относящиеся друг к другу.

Стоит отметить, что в Приказах о проведении акций содержится информация, что при покупке акционного товара по фиксированной цене 1990 рублей в период акции на каждую третью пару обуви предоставляется скидка 100% от стоимости. Однако, рядовой потребитель, не знакомый с приказами о проведении акций, руководствуется информацией, полученной у продавцов консультантов в магазинах. Так, именно в результате получения информации у консультантов, заявитель был введен в заблуждение об условиях акции, в связи с чем не имел возможности воспользоваться предлагаемой скидкой.

В соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом «О рекламе» к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг. Оценка рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными познаниями.

Согласно п.4 ч. 3 ст. 5 Закона «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Из рассматриваемой рекламы создается впечатление, что при покупке двух пар обуви коллекции «осень-зима», третья пара обуви то же коллекции будет получена в подарок, что не соответствует фактическим обстоятельствам. Следовательно, условия приобретения товара, заявленные в рекламе, не соответствуют действительности, что нарушает требования, установленные п.4 ч. 3 ст. 5 Закона «О рекламе».

В соответствии с ч. 7 ст. 5 Закона «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Поскольку из рассматриваемой рекламы четко не следует, являются ли акции «1+1=3» и «Коллекция осень - зима по 1990 рублей!» самостоятельными акциями или одной акцией, в рассматриваемой рекламе отсутствует часть существенной информации, потребитель был введен в заблуждение. Данное обстоятельство нарушает требования, установленные ч.7 ст. 5 Закона «О рекламе».

Ответственность за нарушение п.4 ч. 3 ст. 5, ч. 7 ст. 5 Закона «О рекламе» несет рекламодатель (ст. 38 закона «О рекламе»). Согласно материалам дела, рекламодателями являются ООО «Фактор» и ООО «Исток».

Таким образом, действия ООО «Фактор» и ООО «Исток» нарушили п.4 ч. 3 ст. 5, ч. 7 ст. 5 Закона «О рекламе».

Решением по делу № 02/18 от 16.04.2018г. ООО «Фактор» признано нарушившим п.4 ч. 3 ст. 5, ч. 7 ст. 5 Закона «О рекламе».

В соответствии с ч. 4 ст. 38 Федерального закона «О рекламе», нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Дата совершения административного правонарушения – 29.10.2017г.

Место совершения административного правонарушения – г. Новосибирск.

Нарушение п.4 ч. 3 ст. 5, ч. 7 ст. 5 Закона «О рекламе» ООО «Фактор» образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, согласно которой нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тыс. рублей.

При составлении протокола 01.06.2018г. представителем ООО «Фактор» указаны пояснения, согласно которым Общество не согласно с вменяемым правонарушением и считает, что все необходимые сведения и подробности о проводимой акции были указаны на баннере и интернет-сайте www.monro.biz. Все условия приобретения товара, заявленные в рекламе, соответствуют действительности.

Данная позиция оценивалась Новосибирским УФАС России при рассмотрении дела № 2/18.

Кроме того, представителем ООО «Фактор» сообщается, что Обществом подано заявление в Арбитражный суд Новосибирской области о признании Решения по делу № 2/18 от 16.04.2018г. недействительным.

Данный довод Новосибирское УФАС России не принимает поскольку обжалование Решения Комиссии Новосибирского УФАС России в Арбитражный суд не препятствует составлению Протокола об административном правонарушении, возбуждению административного производства и вынесению Постановления по данному делу.

Также представителем ООО «Фактор» сообщается, что по иску заявителя (Мельникова Е.М.) к ООО «Фактор» мировым судьей Дзержинского района г.Новосибирска по делу № 2-108/2018-7 принято Решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Новосибирское УФАС России отмечает, что рассматриваемая реклама не являлась предметом рассмотрения дела № 2-108/2018-7. В тоже время Новосибирское УФАС России принимает во внимание отсутствие факта причинения материального ущерба заявителю со стороны ООО «Фактор».

Срок давности привлечения ООО «Фактор» к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях на момент вынесения настоящего постановления не истек.

При рассмотрении дела 13.06.2018г. представителем ООО «Фактор» представлено ходатайство о применении к Обществу административного наказания в виде предупреждения.

Новосибирское УФАС России удовлетворяет данное ходатайство на основании следующего.

В соответствии с п. 1 ст. 4.1.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно п.2 ст. 3.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.

Согласно сведениям Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО «Фактор» является субъектом малого предпринимательства. Дата включения в реестр 01.08.2016г.

Данное правонарушение совершено ООО «Фактор» впервые, не нанесло вредных последствий, не повлекло угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не причинило имущественного ущерба.

Рассмотрев материалы дела, учитывая характер правонарушения, финансовое  положение лица, отсутствие отягчающих обстоятельств, установленных ст. 4.3 КоАП РФ, руководствуясь статьями 4.1.1, 14.3, 23.48 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

  1. Признать ООО «Фактор» (ОГРН 1145476164767; ИНН/КПП 5401385082/540101001, юридический адрес: 630015, г.Новосибирск, ул.Королева, д.40, дата регистрации юридического лица: 30.12.2014г.) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
  2. Применить к ООО «Фактор» меру административной ответственности в виде предупреждения.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в соответствии со статьями 30.1 – 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В силу ст. 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, резолютивная часть данного Постановления по делу об административном правонарушении объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела.

Связанные организации

Связанные организации не указаны