Постановление №06-60/16 Постановление №06-60/16 по делу об административном правонар... от 23 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ №06-60/16

о назначении административного наказания

«15» июня 2016 г.                                                                                                         г. Новосибирск

          Заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области И.В. Волохина, рассмотрев протокол № 06-60/16 от «01» мая 2016 г. об административном правонарушении и материалы административного дела, возбужденного в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Барбершоп-Новосибирск»  (ИНН 5407245885, ОГРН 1155476091341, дата регистрации в качестве юридического лица: 20.08.2015 г., юридический адрес: ул. Урицкого, д.36, г. Новосибирск, 630004), по части 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ,

          в присутствии: директора ООО «Барбершоп-Новосибирск» <...>  (Выписка из ЕГРЮЛ),

УСТАНОВИЛ:

          В Новосибирское УФАС России поступило обращение физического лица (вх. № 5396э от 21.10.2015 г.) по факту размещения в октябре 2015 г. на конструкции, расположенной на фасаде здания по адресу: г. Новосибирск, ул. Урицкого, д. 36, у входа в парикмахерскую «GUTMAN BARBERSHOP» информации следующего содержания:

          «GUTMAN BARBERSHOP _ Первая нормальная парикмахерская! _ Запишись сейчас! 299-10-90 _ Борода _ Стрижка _ Чай и кофе _ Компания _ Можно покрепче», с признаками нарушения Закона о рекламе.

         Новосибирским УФАС России по данному факту возбуждено данное дело, в ходе рассмотрения которого установлено следующее.

В силу ст.3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Реклама призвана быть убеждающей по своему характеру с тем, чтобы привлечь внимание новых потребителей к товару (объекту рекламирования), сформировать положительное представление о нем и необходимое рекламодателю для продвижения товара позитивное отношение к нему. Признаком рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту рекламирования для продвижения его на рынке, поддержать интерес к нему и закрепить его образ в памяти потребителя.

Под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Рассматриваемая информация адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (парикмахерской) и его продвижение на рынке, следовательно, в полной мере отвечает всем признакам определения «реклама».

Согласно материалам дела, деятельность по предоставлению парикмахерских услуг в нежилом помещении, расположенном по адресу: г. Новосибирск, ул. Урицкого, д. 36, осуществляет ООО «Барбершоп-Новосибирск» на основании Договора аренды помещения № 1 от 25.08.2015 г., заключенного с  ИП Марченко Л.В.

Согласно п.п. 1.2, 1.3 Устава Общества полное фирменное наименование указанного юридического лица на русском языке: Общество с ограниченной ответственностью «Барбершоп-Новосибирск», сокращенное фирменное на русском языке: ООО «Барбершоп-Новосибирск».

Фирменное наименование на иностранном языке отсутствует.

          Согласно ст. 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

          В соответствии с п.1 ч.2 ст.5 Закона о рекламе, недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

         При сравнении в рекламе собственных товаров с товарами конкурентов не допускаются сравнение, основанное на несопоставимых критериях, или неполное сравнение товаров, поскольку это искажает представление о рекламируемом товаре и не позволяет объективно оценить его свойства.

          Согласно п.1 ч.3 ст.5 Закона о рекламе, недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Реклама товаров (работ, услуг) не должна создавать у потребителей заблуждений относительно свойств (качеств, характеристик и др.) товара (работы, услуги). Таким образом, в рекламе не допускается использование информации не соответствующей действительности и аналогичных сведений о преимуществах рекламируемого товара (в том числе юридического лица).

Действующее законодательство в регулируемой сфере правоотношений исходит из того, что достоверность распространяемой рекламы с использованием утверждений, в том числе в превосходной степени, должна соответствовать реальной действительности в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

Оценка рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Рассматриваемая реклама содержит некорректное сравнение парикмахерской «GUTMAN BARBERSHOP» с другими организациями, оказывающими парикмахерские услуги в г. Новосибирске, способна вызвать неверные представления у потребителей относительно объекта рекламирования и отрицательно повлиять на осознанный выбор парикмахерской, в том числе путем указания некорректных сведений о конкурентах.

Кроме того, согласно ч. 11 ст.5 Закона о рекламе, при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, включает в себя общепризнанные принципы и нормы международного права, федеральные конституционные законы, федеральные законы (федеральное законодательство), конституции (уставы) и законы субъектов Российской Федерации (законодательство субъектов Российской Федерации).

Конституция Российской Федерации закрепляет за русским языком статус государственного языка Российской Федерации (статья 68 Конституции Российской Федерации). Данный статус предполагает повсеместное использование русского языка. Русским языком свободно владеет подавляющее большинство граждан Российской Федерации. Он представляет собой важную коммуникационную основу целостности и единства России, выполняет интеграционную функцию в политической, социальной и культурной сферах, выступает в качестве символа государства.

Исходя из законодательного определения реклама является средством продвижения товаров, работ и услуг на рынок и, следовательно, призвана содействовать формированию единого экономического пространства в Российской Федерации.

Единство экономического пространства не может быть достигнуто без создания единой информационной системы рынка. В этом смысле реклама (рекламная информация), распространяемая на русском языке как государственном языке Российской Федерации по всей ее территории, составляет основу такой информационной системы.

Определяя сферы обязательного использования государственного языка Российской Федерации, п. 10 ч. 1 ст. 3 Федеральный закон от 01.06.2005 N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации" предписывает в обязательном порядке использовать русский язык в рекламе, а также в наименованиях организаций всех форм собственности.

Вместе с тем названный Закон предусматривает возможность использовать в данных сферах наряду с государственным языком Российской Федерации другие языки народов Российской Федерации или иностранные языки в установленном порядке. Согласно данному порядку при использовании иностранного языка в рекламе тексты на русском языке и на иностранном языке должны быть идентичными по содержанию и техническому оформлению, выполнены разборчиво.

Законодательство Российской Федерации предоставляет особый правовой режим объектам интеллектуальной собственности. Право на товарный знак (знак обслуживания) и фирменное наименование охраняется законом. Правовая охрана этих объектов распространяется и на язык, который они используют.

В этой связи ч. 3 ст. 3 Федерального закона "О государственном языке Российской Федерации" сделано исключение из сфер обязательного использования русского языка для фирменных наименований, товарных знаков и знаков обслуживания.

Таким образом, в рекламе и других сферах допустимо использование на иностранном языке фирменного наименования, полученного при регистрации юридического лица, и товарного знака без перевода на русский язык.

В рассматриваемой рекламе отсутствует идентичное указание иностранных слов, выполненных на английском языке, на государственном языке РФ - русском. В материалах дела отсутствуют сведения о наличие у Общества каких-либо зарегистрированных товарных знаков.

Данные факты указывают на нарушение п.1 ч.2 ст.5, п. 1 ч. 3 ст. 5, ч. 11 ст.5 Закона о рекламе.

Ответственность  за нарушение ч.ч.2,3 ст.5 Закона о рекламе несет рекламодатель (ч.7 ст. 38 Закона о рекламе).

Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.      

17.05.2016 г. на рассмотрении дела Комиссией Новосибирского УФАС России представитель Общества согласился с наличием нарушения, затруднился пояснить, какую смысловую нагрузку содержит в себе фраза: «Первая нормальная парикмахерская».

Также указал, что у Общества отсутствуют выданные в установленном порядке свидетельства на товарные знаки, и лицензионные договоры на их использованием не заключались.

Макет рассматриваемой рекламы был придуман директором Общества Галевым К.Б. и вторым соучредителем – Долговым А.С., изготовление рекламного баннера происходило без заключения договора, по устной договоренности.  Какие-либо документы на размещение рекламы у Общества отсутствуют.

Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводу об отсутствии нарушения п. 20 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе при замещении рассматриваемой рекламы.

         С учетом изложенного, принимая во внимание представленные документы, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Барбершоп-Новосибирск».

          Согласно п.4 ст. 3 Закона о рекламе, ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

           Решением Комиссии Новосибирского УФАС России от 31.05.2016 г. ООО «Барбершоп-Новосибирск» признано нарушившим требования п.1 ч.2 ст.5, п. 1 ч. 3 ст. 5, ч. 11 ст.5 Закона о рекламе.          

           В соответствии с ч. 4 ст.38 Федерального закона «О рекламе», нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

           Время совершения административного правонарушения – октябрь 2015 г.

           Место совершения административного правонарушения – г. Новосибирск.

          В силу ч. 1 ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

         На рассмотрении административного дела Галев Константин Борисович подтвердил позицию, указанную в пояснениях к Протоколу об административном правонарушении № 06-60/16. С наличием правонарушения директора ООО «Барбершоп-Новосибирск» согласен.

          При этом, Галев К.Б. ходатайствовал не применять наказание в виде административного  штрафа. 

          Должностное лицо Новосибирского УФАС России, отказывая в удовлетворении данного ходатайства указывает, что санкцией ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает применение в виде наказание за нарушение законодательства РФ о рекламе исключительно административный штраф.

          Из материалов дела, следует, что у ООО «Барбершоп-Новосибирск» имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

         Согласно ч.3 ст.2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

 В силу ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, так как данное правонарушение не повлекло за собой ущерб для граждан и общества, были приняты меры по устранению правонарушения.

          Должностное лицо при рассмотрении дела отмечает, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 г. N 10 применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

          В данном случае каких-либо исключительных обстоятельств не установлено.    

          Срок давности привлечения общества с ограниченной ответственностью ООО «Барбершоп-Новосибирск» к административной ответственности на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Учитывая характер правонарушения, имущественное и финансовое положение, наличие смягчающих обстоятельств (нарушение совершено впервые), отсутствие отягчающих обстоятельств, руководствуясь статьями 14.3, 23.48 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать Общество с ограниченной ответственностью «Барбершоп-Новосибирск»  (ИНН 5407245885, ОГРН 1155476091341, дата регистрации в качестве юридического лица: 20.08.2015 г., юридический адрес: ул. Урицкого, д.36, г. Новосибирск, 630004) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

2. Применить к ООО «Барбершоп-Новосибирск» меру ответственности в виде административного штрафа в размере 100 000 (ста тысяч) рублей.

Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Реквизиты для уплаты административного  штрафа: р/с 40101810900000010001 в Сибирском  ГУ Банка России г. Новосибирск, БИК 045004001, получатель: УФК по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России), ИНН 5405116098 / КПП 540501001, код БК  161 116 26000 01 6000 140, ОКТМО 50701000, УИН 0319806761061500000469382, назначение платежа: административный штраф за нарушение  законодательства РФ о рекламе.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в соответствии со статьями 30.1-30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В соответствии со ст. 31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Согласно части 1 статьи 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В силу требования статьи 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, резолютивная часть данного Постановления по делу об административном правонарушении объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела.

Связанные организации

Связанные организации не указаны