Постановление №06-62/16 Постановление №06-62/16 о прекращении производства по делу о... от 25 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ №06-62/16

о прекращении производства по делу об административном правонарушении

 «20» июля 2016 г.                                                      г. Новосибирск

 Заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области И.В. Волохина, рассмотрев протокол № 06-62/16 от «31» мая 2016 г. об административном правонарушении и материалы административного дела, возбужденного в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ДубльГис» (юридический адрес: пл. К.Маркса, д. 7, г. Новосибирск, 630048, ОГРН 1045401929847, ИНН 5405276278), по части 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ,

 в отсутствии: представителя ООО «ДубльГис» (не явился, уведомлен надлежащим образом),

УСТАНОВИЛ:

  В Новосибирское УФАС России поступило обращение физического лица (вх. № 4456 от 13.05.2015 г.) по факту размещения на сайте в сети Интернет по адресу: www.2gis.ru/33534 информации следующего содержания:

  «Тулинский квартал ООО «НСК-Недвижимостъ» / Об объекте / Важное о доме _ 15 год III квартал _ 3 этажа _ Тулинский квартал_ Доступное жилье в Новосибирске _ Микрорайон из 3-х этажных (8 домов) расположенный на ул. Петухова вблизи крупных транспортных магистралей Левого берега. Все квартиры имеют зеленое окружение и чистый воздух. Высота потолков от 2,7 м. Собственная прогулочная зона. Детская площадка. Зона парковки _ Варианты квартир _ 1-комнатные _ Студии _ Способы покупки ВТБ24 Застройщик: ООО «НСК-Недвижимость» Проектная декларация http://nsk-n.ru/», с признаками нарушения Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).   

 Согласно заявлению, на земельных участках (с кадастровым номером 54:35:0051065), которые якобы используются для строительства рекламируемых квартир, установлен разрешенный вид использования: «для ведения дачного хозяйства», о чём свидетельствует публичная кадастровая карта http://maps.rosreestr.ru/PortalOnline/. Разрешенный вид использования земельных участков не предполагает строительства многоквартирных жилых домов, а разрешение на строительство таких домов на данных земельных участках, никому не выдавалось в то время, как в рекламе указан «застройщик» - ООО «НСК-Недвижимость».

Рассматриваемая информация, по мнению заявителя, содержит признаки нарушения Закона о рекламе, в связи с чем просит антимонопольный орган привлечь виновное лицо к ответственности.  

Новосибирским УФАС России по указанному факту возбуждено данное дело, в ходе рассмотрения которого установлено следующее.

Размещение указанной информации на сайте www.2gis.ru/33534 в сети Интернет Новосибирским УФАС России установлено путем осмотра указанного ресурса (Акт осмотра сайта от 23.06.2015 г.).

Согласно сведениям, представленным ООО «ДубльГис» (вх. № 4086э от 13.07.2015 г., 6391 от 13.07.2015 г.), справочно-информационные материалы о микрорайоне Тулинский Квартал были размещены в Городском Информационном Справочнике «2ГИС.Новосибирск» (далее - Справочник «2ГИС.Новосибирск», Справочник) организацией «НСК», расположенной по адресу: г. Новосибирск, ул. Петухова, д. 4/1, в качестве справочной информации, не имеют в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являются социальной рекламой, распространяются ООО «ДубльГИС» бесплатно.

Договор на размещение рекламы в Справочнике «2ГИС.Новосибирск» с указанной организацией не заключался, информацией о точном наименовании и организационно-­правовой форме данной организации ООО «ДубльГИС» не обладает, так как формирование Справочника «2ГИС.Новосибирск» осуществляется путем обработки и внесения в базу данных информации из публичных источников (СМИ: газеты, журналы, каталоги и из сети Интернет), а также входящих анкет, заполнение которых возможно любым заинтересованным лицом на сайте в сети Интернет по адресу: http://reklama.2Ris.ru/novosibirsk/add-info.

Содержание указанной информации определяется на основании данных, приведенных в форме. Установленная технология внесения информации в Справочник «2ГИС.Новосибирск» не предполагает отслеживание и обработку источников получения информации. Информация о дате заполнения формы, размещенной на сайте http://reklama.2gis.ru/astrakhan/add-info/, контактных данных, указанных в форме в целях размещения информации о микрорайоне Тулинский Квартал организацией НСК в Справочнике, не может быть предоставлена ввиду ее отсутствия.

Размещение или отображение справочно-информационных материалов Справочнике «2ГИС.Новосибирск» на сайте ООО «ДубльГИС» осуществляется пользователем при соблюдении условий и в порядке, предусмотренном «Соглашением об использовании сервисов 2ГИС», размещенном в сети Интернет по адресу: http://law.2gis.ru/rules/ (далее – Соглашение об использовании сервисов 2ГИС).

В соответствии с Соглашением об использовании сервисов 2ГИС, по общему правилу, при прохождении пользователем процедуры регистрации и/или авторизации на сайте администрации, документы, подтверждающие данные, указанные пользователем при регистрации, администрацией не запрашиваются. Только при необходимости при регистрации пользователь обязуется подтвердить свои полномочия выступать от имени и в интересах представляемого им юридического лица (п. 2.5 Соглашения об использовании сервисов 2ГИС). Любые действия, совершенные с использованием логина и пароля пользователя, считаются совершенными соответствующим пользователем за исключением случаев, когда пользователь уведомил администрацию о несанкционированном доступе третьих лиц к логину и паролю пользователя, их утраты пользователем (п. 2.7 Соглашения об использовании сервисов 2ГИС).

По данным ООО «ДубльГИС», справочно-информационные материалы о микрорайоне Тулинский Квартал были изменены 15 июня 2015 года через Личный кабинет (в значении Соглашения об использовании сервисов 2ГИС) организации НСК пользователем, указавшим в качестве контактных данных электронный адрес: «…» Объем указанных изменений определить не представляется возможным.

В соответствии с п. 4.4 Соглашения об использовании сервисов 2ГИС, пользователь гарантирует, что использование им сервиса для конкретных целей не нарушает имущественных и/или личных неимущественных прав третьих лиц, а равно запретов и ограничений, установленных применимым правом, включая без ограничения: авторские и смежные права, права на товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров, права на промышленные образцы, права на использование изображений людей, размещаемый пользователем контент не содержит информации и/или образов, оскорбляющих честь, достоинство и деловую репутацию лиц, а также пропагандирующих насилие, порнографию, наркотики, расовую или национальную вражду, и пользователем получены все необходимые разрешения от уполномоченных лиц в связи с использованием контента. Всю ответственность за содержание контента и соответствие его требованиям применимого права несет лицо, создавшее данный контент и/или добавившее его на сайт администрации (п. 6.6 Соглашения об использовании сервисов 2ГИС).

Документы, на основании которых осуществляется размещение справочно-информационных материалов о микрорайоне Тулинский Квартал организацией «НСК» в Справочнике, расположенной по адресу г. Новосибирск, ул. Петухова, д. 4/1, ООО «ДубльГИС» не предоставлены в виду их отсутствия.

Согласно пояснениям, представленным ООО «ДубльГис» (вх. № 10294 от 09.11.2016 г.), Общество квалифицирует указанную информацию как справочно-информационный материал о микрорайоне «Тулинский Квартал», размещавшийся по ссылке http://2gis.ru/33534/, который был размещен самостоятельно компанией, внесенной в Справочник «2ГИС», с использованием сервиса «Буклеты», и представляют собой мини-сайт данной компании.

Справочно-информационные материалы, размещаемые в «Буклетах», не являются рекламой.

Сервис «Буклеты», как сообщает Общество, это сервис (инструмент) для создания мини-сайтов (страничек) компаний, размещающихся в Справочнике «2ГИС», в данном случае, в рубрике «Новостройки».

Буклет представляет собой страницу интернет-сайта, размещенного в домене «2gis.ru», которая создается и размещается самой компанией (представителем юридического лица или индивидуального предпринимателя, внесенного в Справочник «2ГИС») посредством использования специального программного обеспечения в личном кабинете данной компании - путем заполнения формы в разделах личного кабинета. Данная мини-страница каждой компании содержит структурированную информацию о производимых или реализуемых данной компанией товарах, оказываемых услугах или выполняемых работах, для целей информирования конечного пользователя Справочника 2ГИС о реализуемых товарах, работах, услугах.

Сервис «Буклеты» был разработан для возможности ознакомления конечных пользователей Справочника «2ГИС» со справочно-информационными материалами о строящихся объектах города, а также предоставляет возможность размещения в сети Интернет указанной информации компаниям, не имеющим собственного сайта. Объем и характер представления информации по новостройкам в сервисе «Буклеты» принципиально не отличается от характера представления информации о фирмах города, размещаемых в Справочнике «2ГИС».

Если рассматривать организации, внесенные в рубрику «Новостройки» Справочника «2ГИС», то любая из указанных организаций с помощью личного кабинета компании и встроенного в него специального программного обеспечения (разделов личного кабинета) может создать для себя отдельный мини-сайт (т.е. Буклет), содержащий установленный объем информации и отображающийся для конечного пользователя на отдельных страницах сайта 2gis.ru.

Данной возможностью могут воспользоваться все компании рубрики «Новостройки»; информация, вносимая ими в личном кабинете, после нажатия кнопки «Сохранить» в режиме реального времени отображается на созданном мини-сайте данной компании. В частности, для новостроек компании имеют возможность заполнить информацию об объекте (описание объекта, дата сдачи, информация о доме (этажность, материал, число подъездов), планировки, цена за кв. метр, способы покупки, дворовой инфраструктуры (парковки, охрана и т.п.), объектах социальной значимости, находящихся рядом, проектной декларации и др.). Буклет может заполняться компанией на каждое здание в отдельности или на комплекс зданий вместе.

Таким образом, набор информации, подлежащей размещению на мини-сайтах организаций рубрики «Новостройки» для всех компаний данной рубрики одинаковый (всем предлагается заполнить одну и ту же форму, при этом часть полей данной формы является обязательной к заполнению).

При этом конечный потребитель - пользователь Справочника «2ГИС» получает доступ к Буклетам всех компаний, создавших Буклет по своим строящимся объектам, и таким образом может ознакомиться с описанием всех новостроек города, представленной для удобства конечного пользователя в схожем формате (все организации заполняют информацию по этажности домов, срокам сдачи и т.п.).

Данные цели функционирования Сервиса Буклеты (размещение компаниями справочной информации по своим товарам/услугам) указывались при постановке задачи программистам, которые создавали для ООО «ДубльГИС» специальное программное обеспечение для личного кабинета компаний в целях предоставления компаниям возможность разместить структурированную информацию об объектах в своих Буклетах посредством внесения соответствующих сведений в личном кабинете.

Как указывается в пояснениях, в соответствии с Техническим заданием заказчика на создание продукта от 25.10.2013 г. (Приложение N 9215 к Договору по разработке, адаптации и модификации программ для ЖВМ и баз данных №2 от 27.05.2011 г.), предметом заказа являлось разработка и создание Сервиса «Буклеты» - инструмента для создания мини-сайтов (страничек) компаний, размещающихся в Справочнике «2ГИС» (для рубрики «Новостройки») - «Предмет заказа» Технического задания).

Буклет - страница интернет-сайта, размещенного в домене, находящемся под управлением домена 2gis.ru, создаваемая и размещаемая пользователем в 2GIS. Буклет - это мини-сайт компании, встроенный в 2GIS («Общие сведения и назначение» Технического задания).

Буклет должен разворачиваться почти на весь экран браузера и выглядеть как отдельный сайт и иметь собственный адрес, например 2gis.ru/bookman (п. 2 Описания - л. 2 Технического задания).

Под каждую рубрику должны быть свои Буклеты с уникальным дизайном, функциями и возможностями в зависимости от потребностей пользователей.

Выполнение работ в соответствии с указанным Техническим заданием подтверждается подписанным сторонами Актом №299 от 19.11.2013 г.

Таким образом, как отмечает ООО «ДубльГИС», еще на этапе разработки данного сервиса позиционировал сервис «Буклеты» как способ отображения в Справочнике «2ГИС» дополнительной справочной информации по всем новостройкам города.

При отображении информации в Буклетах (мини-сайтах компаний), по мнению Общества, не осуществляется привлечение внимания к какому-то конкретному товару/услуге (какой-то конкретной новостройке) и его выделение среди однородных товаров/услуг. В соответствии с позицией ФАС России, изложенной в Письме ФАС России от 28.08.2015 г. N АК/45828/15 «О рекламе в сети «Интернет», такая информация, по мнению Общества, не может быть признана рекламой.

При размещении справочной информация Буклетов такая задача, стоящая перед рекламой, как формирование и поддержание интереса к конкретному юридическому лицу и/или его товару, услуге, не выполняется, поскольку однородная информация, размещенная среди таких же, однородных, сведений о различных товарах/услугах остальных фирм (об остальных новостройках), не позволяет выделить какой-либо отдельный товар/услугу (новостройку) и сформировать к нему интерес.

Характер отображения и представления конечному пользователю информации в Справочнике «2ГИС» (где видны все новостройки города со структурированным описанием каждого объекта) не позволяет отнести информацию о каком-то конкретном объекте к рекламной информации.

В указанном случае, по мнению Общества, такая информация подпадает под действие п. 3 ч. 2 ст. 2 ФЗ «О рекламе», согласно которому данный Федеральный закон не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.

 Для признания информации рекламой необходимо установить следующие обстоятельства:

  • факт распространения информации;
  • информация адресована неопределенному кругу лиц;
  • информация направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему;
  • информация направлена на продвижение объекта рекламирования на рынке, указанные обстоятельства должны быть установлены в совокупности.

ООО «ДубльГИС» только предоставляет техническую возможность компании создать свой мини­-сайт, наполнив его справочной информацией. ООО «ДубльГИС» при предоставлении всем организациям, внесенным в Справочник «2ГИС» в рубрику «Новостройки», возможности размещения ими справочной информации о строящихся объектах не преследовалось цели продвижения какой - либо конкретной новостройки на рынке, в том числе «Тулинского Квартала», целью распространения указанной информации являлось информирование конечных пользователей Справочника «2ГИС» дополнительной справочной информацией о реализуемых компаниями товарах/услугах. В опубликованной справочной информации по новостройкам специальная направленность, присущая рекламе, отсутствует, также как и отсутствует как таковая воля сторон (ООО «ДубльГИС» и каждой из компаний, заполнившей Буклет) на размещение рекламы (данная дополнительная справочная информация распространяется в Справочнике «2ГИС» бесплатно, без заключения договоров).

Справочная информация Буклетов, согласно позиции Общества, не подпадает под понятие рекламы, так как целью распространения данной информации является предоставление справочной информации по заранее заданной структуре, одинаковой для всех компаний одной рубрики Справочника 2ГИС (все компании одной сферы деятельности предоставляют однотипную информацию о своих товарах/услугах, что не позволяет какой-либо из компаний выделиться и привлечь внимание к своему товару/услуге), и на такую информацию не распространяются требования Закона о рекламе.

Справочно-информационные материалы Буклетов включают в себя общедоступные сведения, размещаемые застройщиками при размещении проектных деклараций.

Указанные работы были произведены на основании Договора N92 по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ и баз данных от 27.05.2011 г.,  Дополнительного соглашения №2 от 30.12.2012 г. к указанному договору (о продлении срока действия договора на 2013 г.), а также Платежного поручения №10798 от 25.11.2013 г., подтверждающее перечисление денежных средств в счет оплаты выполненных работ по созданию Сервиса «Буклеты» в соответствии с Техническим заданием №215 от 25.10.2013 г.

Таким образом, по мнению Общества, вся информация, добавляемая организациями с использованием сервиса Буклеты посредством личного кабинета компании, размещается на мини-сайтах каждой компаний в качестве справочной информации, не имеет в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являются социальной рекламой, распространяется ООО «ДубльГИС» бесплатно и не является рекламой в соответствии п. 3 ч. 2 ст. 2 ФЗ «О рекламе».

ООО «ДубльГИС», предоставляя компаниям техническую возможность для размещения справочной информации о реализуемых ими товарах/услугах, не является рекламораспространителем в смысле ст. 3 Закона о рекламе. Вся информация Буклетов по Новостройкам является способом представления пользователю Справочника справочной информации по строящимся объектам города.

 Порядок использования Личного кабинета и Буклетов (страниц профиля юридического лица или индивидуального предпринимателя) компаниями регулируется «Соглашением об использовании сервисов 2ГИС», размещенным в сети Интернет по адресу http://law.2gis.ru/rules/.

В соответствии с пунктами 6.3, 6.6 Соглашения об использовании сервисов 2ГИС вся информация, вносимая через личный кабинет пользователем (представителем юридического лица или ИП, внесенного в Справочник 2ГИС) является контентом данного пользователя и он несет полную ответственность за добавление данного контента: «Всю ответственность за содержание Контента и соответствие его требованиям применимого права несет лицо, создавшее данный Контент и/или добавившее его на Сайт Администрации», «Администрация никак не связана с Контентом, размещенным (в том числе транслируемым) Пользователями на Сайте, и не осуществляет проверку содержания, подлинности и безопасности этого Контента либо его компонентов, а равно его соответствия требованиям применимого права, и наличия у Пользователей необходимого объема прав на его использование».

 Справочно-информационные материалы о микрорайоне «Тулинский Квартал» размещались в Справочнике «2ГИС» на странице http://2gis.ru/33534/ с использованием сервиса «Буклеты» представителем организации, внесенной в Справочник 2ГИС под названием «ИСК, ГК, строящиеся объекты».

В соответствии с п. 4.4 Соглашения об использовании сервисов 2ГИС, пользователь гарантировал, что «использование им сервиса для конкретных целей не нарушает ... запретов и ограничений, установленных применимым правом, ... и пользователем получены все необходимые разрешения от уполномоченных лиц в связи с использованием контента».

Всю ответственность за содержание контента и соответствие его требованиям применимого права несет лицо, создавшее данный контент и/или добавившее его на сайт администрации в соответствии с п. 6.6 Соглашения об использовании сервисов 2ГИС.

По данным Общества, справочно-информационные материалы о микрорайоне «Тулинский Квартал», размещаемые в Буклетах, в последний раз (до удаления данного Буклета) были изменены 15 июня 2015 года через Личный кабинет организации «НСК, ГК, строящиеся объекты» пользователем, указавшим в качестве контактных данных электронный адрес: «…»

ООО «ДубльГИС» не инициирует и не контролирует размещение компаниями справочной информации в Буклетах. Тем не менее, ООО «ДубльГИС» была разработана процедура направления Администрации (ООО «ДубльГИС») уведомлений о нарушении прав и/или интересов третьих лиц в связи с предоставлением Сервиса Буклеты (п. 6.7 Соглашения об использовании сервисов 2ГИС).

Помимо указанного, ООО «ДубльГИС» прямо уведомляет конечных пользователей о том, что сервисы 2ГИС предоставляются на условиях «как есть» («Вам не представляются какие-либо гарантии, что Сервисы 2ГИС будет соответствовать Вашим требованиям; предоставляться непрерывно, быстро, надежно и без ошибок; результаты, которые могут быть получены с использованием Сервисов 2ГИС, будут точными и надежными; качество какого-либо продукта, услуги, информации и прочего Контента, полученного с использованием Сервисов 2ГИС, будет соответствовать Вашим ожиданиям; все ошибки в программном обеспечении Сервисов 2ГИС будут исправлены», п. 6.1 Соглашения об использовании сервисов 2ГИС). Справочник 2ГИС является коммерческим продуктом и не может служить официальным источником для подтверждения адресной и любой иной информации о размещенных в нем объектах и организациях.

Согласно пояснениям Общества, представленным 25.02.2016 г. (вх. № 1644), электронный адрес «»…» принадлежит «…» заведен как контактный для фирм, внесенных в Справочник «2ГИС» согласно установленной технологии с наименованиями «НСК, ГК, строящиеся объекты», «НСК- Недвижимость, ООО» и «НСК-Строй, ООО, строительная компания» 

«…» с контактным email «..» была внесена в систему 15.09.2014 г. как лицо, принимающее решение.

 Указанные три фирмы входят в одну группу компаний: справочно-информационные материалы в отношении организации «НСК, ГК, строящиеся объекты» размещаются в Справочнике 2ГИС с указанием следующих направлений деятельности (рубрик) - «новостройки»; справочно­информационные материалы в отношении организации «НСК-Недвижимость, ООО» размещаются с указанием следующих направлений деятельности (рубрик) - «агентства недвижимости», «оценка собственности», «оформление недвижимости/земли», «помощь в оформлении ипотеки»; справочно-информационные материалы об организации «НСК-Строй, ООО, строительная компания» размещаются с указанием следующих направлений деятельности (рубрик) - «строительство многоквартирных домов», «промышленное строительство», «строительство административных зданий». Указанные три фирмы взаимосвязаны, входят в одну группу компаний, объединены едиными контактными лицами. Данная информация подтверждается и содержанием страниц сайта http://nsk-n.ru/.

   Кроме того, как отмечает Общество, с использованием данного электронного адреса («»…» из личного кабинета компании «НСК, ГК, строящиеся объекты» была сформирована заявка на закрытие офиса «НСК-Недвижимость, ООО». Также в одной из заявок, оформленных из личного кабинета компании «НСК, ГК, строящиеся объекты» была указана фамилия отправителя, что подтверждается представленными Обществом распечатками (скриншотами) из внутренних систем учета прилагаем.

Рассматриваемая информация о «Тулинском квартале» не является рекламной, по мнению Общества, указание на характеристики объекта (этажность, расположение и т.д.) размещается компаниями в одинаковом ключе, такая информация размещена в общем массиве однородной информации по всем объектам в городе, квалифицирующие признаки для признания информации рекламной отсутствуют.

Комиссия Новосибирского УФАС России считает данную позицию ошибочной и противоречащей фактическим обстоятельствам дела в связи со следующим.

Согласно ст.3 Закон о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Рекламой считается информация, которая призвана способствовать реализации товаров, идей и начинаний. Реклама должна влиять на мотивацию потребителя при выборе товара и побуждать его совершить определенные действия в отношении объекта рекламирования, вступить в конкретные правоотношения купли-продажи по поводу рекламируемой продукции. Такая способность является отличительной чертой рекламы.

Информация, которая удовлетворяет совокупности перечисленных признаков, является рекламой.

Выделяет объект рекламы из массы сообщений, циркулирующих в средствах массовой информации, характеризует его дополнительно отличительными потребительскими качествами, преимуществами на рынке товаров и услуг, создавая спрос и побуждая покупателей и потребителей к заключению сделки.

Важным признаком рекламы является ее распознаваемость, которая означает, что та или иная информация воспринимается именно как реклама независимо от формы, способа ее распространения, без применения технических средств и независимо от наличия или отсутствия специальных знаний у потребителей.

Кроме того, размещение информации на возмездной или безвозмездной основе, а также намерения лиц, которые размещают ту или иную информацию, не являются критериями для ее отнесения к рекламе.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 2 Закона о рекламе, данный Федеральный закон не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.

Не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах, размещенная на сайте производителя или продавца данных товаров или на страницах в социальных сетях производителя или продавца данных товаров, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта или страницы в социальной сети о реализуемых товарах, ассортименте, правилах пользования, также не является рекламой информация о хозяйственной деятельности компании, акциях и мероприятиях, проводимых данной компанией и т.п. В том числе не является рекламой информация о скидках или проводимых акциях, размещенная на сайтах, на которых аккумулируются и предлагаются различные купоны или билеты, позволяющие приобрести товар со скидкой. Следовательно, на такую информацию положения Закона о рекламе не распространяются.

Согласно материалам дела, доменное имя сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет 2GIS.RU зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций как средство массовой информации (сетевое издание) на основании Свидетельства о регистрации СМИ Эл № ФС77-55792 от 28.10.2013 г. по тематике: информационная (адресно-телефонный справочник предприятий городов, содержащий цифровую карту городов), реклама в соответствии с действующим законодательством РФ о рекламе. 

В данном случае, размещаемая на странице сайта 2GIS.RU информация направлена не столько на информирование потребителя об ассортименте товаров или деятельности компании, сколько на привлечение внимания к конкретному объекту рекламирования - строящемуся «Тулинскому кварталу».

Таким образом, вышеуказанная информация является рекламной, т.к. отвечает всем требованиям определения рекламы: привлекает внимание неопределенного круга лиц к объекту рекламирования – квартирам в новых домах в указанном квартале (с указанием их потребительских характеристик (доступность, этажность, месторасположение, квадратура, цена за кв.м., высота потолков), сроков строительства, с указанием инфраструктуры, указанием на наличие детской площадки, зоны парковки, прогулочной зоны, зеленого окружения, экологической обстановки), юридическому лицу, который указан в качестве застройщика рекламируемых объектов, с целью формирования или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке, что в полной мере соответствует всем признакам понятия «реклама».

В силу п. 7 ст. 7 Закона о рекламе, не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Согласно ч. 7 ст. 28 Закона о рекламе, реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, должна содержать сведения о месте и способах получения проектной декларации, предусмотренной федеральным законом.

Согласно позиции Общества от 25.02.2016 г., в рассматриваемой информации нет предложения к реализации объектов долевого строительства, а если рассматривать реализацию готового жилья (уже введенного в эксплуатацию), то наличие необходимых разрешений презюмируется фактом введения жилья в эксплуатацию.

В соответствии со скриншотами сайта nsk-n.ru, по состоянию на 29.11.2014 г. и 10.11.2015 г., а также в распечатке информации с сайта, сделанной административным органом - во всех случаях содержится указание «Изучение спроса*», а внизу страницы размещена расшифровка «*» - «Объект с пометкой «изучение спроса» - это объекты, информация о которых размещена исключительно с целью исследования. Квартиры в указанном объекте на данный момент не являются товаром. Денежные средства физических и юридических лиц не принимаются».

При этом в информации о «Тулинском квартале» нет указания на факт реализации объектов по договору долевого участия. Приведено описание самих квартир как готового жилья, что с учетом размещенной информации об изучении спроса на квартиры, по мнению Общества, не может рассматриваться как информация, подпадающая под действие требований ч. 7 ст.7, ч. 7 ст. 28 ФЗ «О рекламе».

 В рассматриваемой информации о «Тулинском квартале» отсутствует какое-либо указание на привлечение денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов, фактически такие договоры с физическими лицами не заключались, требования ч. 7 ст. 28 ФЗ «О рекламе» не распространяются на рассматриваемую информацию о «Тулинском квартале».

При этом, как отмечает Общество, для иных случаев, когда в Буклетах по Новостройкам размещается информация о привлечении именно денежных средств участников долевого строительства, в личном кабинете компании предусмотрена графа «Проектная декларация размещена: __________», которая является обязательной для заполнения компанией (без заполнения данной графы в Личном кабинете компании невозможно разместить как таковую информацию в Буклете, вся размещаемая информация о товарах/услугах компании просто не выгрузится на мини-сайт компании).

 

Данный довод, по мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, является ошибочным в связи со следующими обстоятельствами.

Согласно материалам, преданным в Новосибирское УФАС России Прокурором Кировского района г. Новосибирска (в том числе Постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении от 18.12.2015 г.), ООО «НСК-Недвижимость» является застройщиком многоквартирных домов, в том числе трехэтажного дома № 4/1 стр. по ул. Петухова (входящего в жилой комплекс «Тулинский квартал»), на земельных участках, расположенных по ул.Петухова на территории ДНП «Тулинское заречье» и принадлежащих застройщику на праве собственности.

На основании распоряжения мэра города Новосибирска № 6039-р от 25.06.2007 земельный участок площадью 20,0381 га по ул.Петухова предоставлен ДНП «Тулинское заречье» для строительства дач.

ООО «НСК-Недвижимость» приобретены в собственность земельные участки (из землеотвода ДНП «Тулинское заречье») и поставлены на кадастровый учет, что подтверждается свидетельствами о праве собственности (право собственности зарегистрировано в 2013 году).

Земельный участок, выделенный ДНП «Тулинское заречье», согласно карте градостроительного зонирования территории города Новосибирска, относится к зоне жилой застройки сезонного проживания (зона Ж-7), где согласно Правилам землепользования и застройки города Новосибирска, утвержденным решением Совета депутатов города Новосибирска от 24.06.2009 № 1288, в основных разрешенных видах использования земельных участков и объектов капитального строительства отсутствует объект «многоквартирный дом».

В соответствии со схемой расположения строительных объектов ООО «НСК-Недвижимость» осуществлено строительство объектов, в том числе по ул. Петухова. 4/1 стр. (по схеме № 2) - трехэтажный трехподъездный дом, имеющий признаки многоквартирного. Выполнены в полном объеме строительно-монтажные работы (крыша, оконные блоки, дверные блоки).

Разрешение на строительство многоквартирных домов ООО «НСК - Недвижимость» не получено. 14.01.2015 г. по постановлению прокурора Инспекцией ГСН по Новосибирской области директор ООО «НСК - Недвижимость» привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ по факту осуществления строительства без разрешения.

13.12.2014 г. прокурором Кировского района в отношении директора и юридического лица ООО «НСК-Недвижимость» возбуждено два дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.28 КоАП РФ в связи с выявлением факта неправомерного заключения застройщиком договором на привлечение денежных средств граждан. 17.12.2014г. два дела об административном правонарушении рассмотрены Министерством строительства Новосибирской области (назначены административные штрафы).

09.11.2015 г. проведены публичные слушания по вопросу изменения категории разрешенного вида используемых ООО «НСК-Недвижимость» земельных участков, итоговый нормативно-правовой акт по данному вопросу не принят. Разрешение на строительство многоквартирного трехэтажного дома по ул.Петухова, 4/1 стр. ООО «НСК-Недвижимость» на момент вынесения указанного Постановления прокурора Кировского района, не получено, дом в эксплуатацию не введен.

Ленинским районным судом г.Новосибирска 30.09.2015 удовлетворены исковые требования прокурора Кировского района г.Новосибирска к ООО «НСК-Недвижимость» о запрете привлекать денежные средства граждан и признании произведенных действий по строительству, в том числе дома № 4/1 стр. по ул.Петухова, незаконными.

      Кроме того, в соответствии с ответом Управления Архитектурно-строительной инспекции (вх. № 7758 от 20.08.2015 г.), по вопросу выдачи разрешений на строительство многоквартирных жилых домов по ул. Петухова на территории ДНП «Тулинское заречье» в Кировском районе города Новосибирска, по данным управления, разрешения на строительство указанных объектов капитального строительства не выдавались.

Согласно ответу Департамента земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска (вх. № 2610 от 28.03.2016 г.), земельный участок площадью 200381 кв.м. (кадастровый номер <...> :35:000000:277) был предварительно согласован и предоставлен ДНП «Тулинское заречье» для строительства дач распоряжениями мэрии от 12.02.2007 №730-р и от 25.06.2007 № 6039-р соответственно.

Указанный земельный участок каким-либо лицам в аренду не предоставлялся.

В дальнейшем членам ДНП «Тулинское заречье» земельные участки, необходимые для ведения дачного хозяйства, были предоставлены в собственность по соответствующему заявлению в соответствии со статьей 28 Федерального закона от 15.04.98 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

В 2015 году в мэрию города Новосибирска поступали обращения от ООО «НСК-Недвижимость» (правообладатель земельных участков, образованных из земельного участка с кадастровым номером 54:35:000000:277), о смене терри­ториальной зоны земельных участков ООО «НСК-Недвижимость» на территории ДНП «Тулинское заречье».

Публичные слушания по проекту решения Совета депутатов города Ново­сибирска «О внесении изменений в решение Совета депутатов города Новосибирска от 24.06.2009 № 1288 «О Правилах землепользования и застройки города Новосибирска», включающего предложение ООО «НСК-Недвижимость» о переводе части земельного участка в ДНП «Тулинское заречье» в Кировском рай­оне в зону застройки малоэтажными жилыми домами (Ж-2), проведены 09.11.2015 года (постановление мэрии города Новосибирска от 13.08.2015 № 5225 (п. 1.2.62, приложение 62)).

Заключение по результатам публичных слушаний 09.11.2015 г., которое со­держит предложения, одобренные на слушаниях экспертами, опубликовано в Бюллетене органов местного самоуправления № 52 часть 2 от 19.11.2015 г.

В соответствии с утвержденным решением Совета депутатов города Ново­сибирска от 02.12.2015 № 94 «О внесении изменений в решение Совета депутатов города Новосибирска от 24.06.2009 № 1288 «О Правилах землепользования и за­стройки города Новосибирска» по земельному участку в ДНП «Тулинское заречье» в Кировском районе изменены границы территориальных зон.

 В соответствии с пояснениями Департамента строительства и архитектуры мэрии г. Новосибирска (вх. № 4130 от 10.05.2016 г.), по заявлению ООО «НСК-Недвижимость» (ИНН 54043965561, директор – Степанов Р.С.) был рассмотрен вопрос изменения зонирования земельных участков, расположенных на территории ДНП «Тулинское заречье» в Кировском районе из зоны застройки сезонного проживания (Ж-7), в зону застройки малоэтажными жилыми домами (Ж-2). Данный вопрос был рассмотрен и одобрен экспертами на указанных выше слушаниях.

По состоянию на 10.05.2016 г. осуществляется передача сведений о принятом решении Совета депутатов города Ново­сибирска от 02.12.2015 № 94 в государственный кадастр недвижимости.

 Поскольку на момент размещения рассматриваемой рекламной информации (июнь 2015 г.) отсутствовала соответствующая разрешительная документация на объект рекламирования – «Тулинский квартал», Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что данная реклама не отвечает требованиям ч. 8 ст. 28 Закона о рекламе, согласно которой размещение реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, не допускается до выдачи в установленном порядке разрешения на строительство многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, опубликования в средствах массовой информации и (или) размещения в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети "Интернет") проектной декларации, государственной регистрации права собственности или права аренды на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в составе которых будут находиться объекты долевого строительства; а также с нарушением требований  п. 7 ст. 7 Закона о рекламе.

Таким образом, на сайте www.nsk-n.ru отсутствовала проектная декларация, следовательно, информация об источнике ознакомления с проектной декларацией, указанной в рекламе является недостоверной.

      Нарушение требований ч.7 ст. 28 Комиссией Новосибирского УФАС России не установлено.

Ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе установлено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

 Согласно позиции ООО «ДубльГис», в отношении ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, отсутствие в рекламе наименования лица, оказывающего услуги, не тождественно отсутствию части фирменного наименования (организационно-правовой формы) юридического лица, наименования кредитных организаций могут быть отражены в рекламе в общеупотребительном, понятном для обычного потребителя виде.

Отсутствие в спорной рекламе указания на организационно-правовую форму кредитных учреждений не искажает смысл информации и не влечет введение потребителей в заблуждение.

В рассматриваемом случае в информации о «Тулинском квартале» была размещена фирменная эмблема банка ВТБ24 и наименование, что в совокупности вполне определенно для потребителя идентифицировало лицо, оказывающее финансовые услуги, потребитель не мог быть введен в заблуждение.

Комиссия Новосибирского УФАС России считает данную позицию ошибочной в связи со следующим.

Финансовая услуга, в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", - это банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Согласно материалам проверки Банк ВТБ24 (ПАО) предоставляет ипотечные кредиты на приобретение квартир в микрорайоне «Тулинский квартал» ООО «НСК-Недвижимость» в рамках программы «Ипотека Лайт. Строящееся жилье», по которой не предусмотрена аккредитация строящегося объекта, документы по объекту (проектная декларация, разрешение на строительство) в банк не предоставляются застройщиком.

  В Банке ВТБ24 (ПАО) имеются действующие кредитные договоры, заключенные с клиентами на приобретение объектов недвижимости в микрорайоне «Тулинский квартал» (вх. № 6718 от 22.07.2015 г.).

 Словосочетание "способы покупки", используемое совместно со словами "ВТБ24", и в контексте содержания рассматриваемой рекламы, указывают на возможность приобрести жилье посредством долгосрочного жилищного кредита путем обращения к указанной кредитной организации.

Таким образом, рассматриваемая реклама, сочетает в себе не только рекламу недвижимости, застройщика, но и рекламу финансовой услуги, оказываемой конкретной кредитной организацией.

Указание наименования организации, предоставляющей услуги по кредитованию (финансовой услуги), является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.

Наименование юридического лица включает указание на его организационно - правовую форму и указывается в учредительных документах юридического лица (пункты 1 и 3 статьи 54 ГК РФ).

Полное фирменное наименование кредитной организации на русском языке должно содержать указание на его организационно-правовую форму или его аббревиатуру.

Фирменное наименование является средством индивидуализации юридического лица, поэтому указание в рекламе только произвольной части наименования не может быть признано предоставлением потребителям надлежащей информации о лице, оказывающем финансовые услуги.

Следовательно, в данной рекламе имеется нарушение ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.

Ответственность за нарушение требований ст. 7, ст.28 Закона о рекламе, в силу ст.38 указанного Федерального закона, рекламораспространитель, т.е. лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, а также рекламодатель.

 Согласно пояснениям ООО «ДубльГис», Общество не является рекламораспространителем любой информации, размещаемой фирмами в сервисе Буклеты (мини-сайтах организаций) по следующим основаниям.

Информация о «Тулинском квартале» на момент ее распространения размещалась в сетевом СМИ «2GIS».

Сайт 2gis.ru был зарегистрирован в качестве средства массовой информации - сетевого издания 2GIS.

В соответствии с Уставом редакции сетевого издания «2GIS» редакция СМИ имеет право самостоятельно решать вопросы содержания и художественного оформления СМИ (п. 3.1.1), самостоятельно осуществлять все необходимые действия по производству, выпуску в свет и распространению СМИ (п. 3.1.4), осуществлять размещение информации, в том числе рекламы, в СМИ в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ по своему усмотрению на основе профессиональной самостоятельности (п. 3.2.2), главный редактор несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности средства массовой информации законодательством РФ (п. 5.2), организует работу редакции, распределяет обязанности между работниками Редакции и дает указания, обязательные для исполнения работниками Редакции (п. 5.4.4.), представляет интересы СМИ в отношениях с физическими и юридическими лицами, органами государственной власти (п. 5.4.1).

Поскольку все решения о размещении той или иной информации на сайте 2gis.ru принимаются главным редактором данного СМИ, в том числе порядок размещения организациями информации о своих товарах/услугах в сервисе Буклеты (мини-сайтах фирм), полное и всестороннее рассмотрение настоящего дела невозможно без привлечения главного редактора СМИ «2GIS».

На сайте 2gis.ru реализована   техническая возможность для самостоятельного размещения компаниями информации о себе (реализуемых ими товарах/услугах). ООО «ДубльГис» не является распространителем указанной информации.

В материалы дела Обществом были предоставлены документы, подтверждающие разработку третьим лицом сервиса Буклетов - то есть страничек интернет-сайта, размещенного в домене 2gis.ru, представляющих собой мини-сайт компании, заполняемых непосредственно авторизированным представителем компании через личный кабинет компании.

В материалы дела Обществом представлены скриншоты страниц личного кабинета, подлежащие непосредственному заполнению авторизированным представителем компании в личном кабинете компании. Пользователь личного кабинета имеет возможность изменять, удалять, добавлять и определять содержание информации, размещаемой на его странице Буклета, при этом часть информации отнесена к категории обязательной для заполнения.

Указанное, по мнению Общества, подтверждает, что редакция СМИ «2GIS», главный редактор СМИ «2GIS», ООО «ДубльГис» не связаны непосредственно с размещаемой пользователем (фирмой) информацией, не определяют ее непосредственное содержание и не распространяют ее.

Лицами, непосредственно распространяющим информацию Буклетов «Новостройки», являются организации, которые разместили данную информацию на страницах сайта 2gis.ru посредством использования технических возможностей своего личного кабинета.

Данный факт, как следует из пояснений Общества, подтверждается также положениями Соглашения об использовании сервисов 2ГИС, размещенным в сети Интернет по адресу http://law.2gis.ru/rules/ (распечатка Соглашения приобщена к материалам дела): «Всю ответственность за содержание Контента и соответствие его требованиям применимого права несет лицо, создавшее данный Контент и/или добавившее его на Сайт Администрации», «Администрация никак не связана с Контентом, размещенным (в том числе транслируемым) Пользователями на Сайте, и не осуществляет проверку содержания, подлинности и безопасности этого Контента либо его компонентов, а равно его соответствия требованиям применимого права, и наличия у Пользователей необходимого объема прав на его использование» (п. 6.3., 6.6 данного Соглашения).

Пользователь самостоятельно несет ответственность за все действия и их последствия в рамках и/или в связи с использованием Сервисов 2ГИС под его учетной записью (п. 2.7), ему разрешается размещать (в том числе транслировать с внешних источников), редактировать и удалять изображения, текстовые, аудио- и видеоматериалы, а также прочие объекты авторских и (или) смежных прав (далее по тексту — «Контент») при соблюдении ограничений и гарантий согласно п.4 настоящего Соглашения.

 

 

Пользователь гарантировал, что использование Сервиса будет осуществляться исключительно для целей, разрешенных настоящим Соглашением с соблюдением его положений, а равно требований Лицензионного соглашения, применимого права и общепринятой практики (п.

 

4.2).

Для простых потребителей, согласно пояснения ООО «ДубльГис», указанное Соглашение также обязательно в виду его акцепта согласно п. 1.3 Соглашения. При этом в пункте 6.1. Соглашения для пользователей прямо указывается о предоставлении ему информации «как есть»: «Сервисы 2ГИС предоставляются на условиях «как есть», в связи с чем Вам не представляются какие-либо гарантии, что Сервисы 2ГИС будет соответствовать Вашим требованиям; предоставляться непрерывно, быстро, надежно и без ошибок; результаты, которые могут быть получены с использованием Сервисов 2ГИС, будут точными и надежными; качество какого-либо продукта, услуги, информации и прочего Контента, полученного с использованием Сервисов 2ГИС, будет соответствовать Вашим ожиданиям».

Помимо указанного в п. 6.7 Соглашения предусмотрен порядок сообщения о нарушении прав и/или интересов пользователей (В случае обнаружения нарушения Ваших прав и/или интересов в связи с предоставлением Сервиса, в том числе размещением Контента иным Пользователем, Вам следует сообщить об этом Администрации. Для этого Вам необходимо направить Администрации письменное уведомление с подробным изложением обстоятельств нарушения и гипертекстовой ссылкой на страницу Сайта, содержащую материалы, которыми нарушаются Ваши права и/или интересы).

Таким образом, по мнению Общества, на сайте 2gis.ru предоставлена и реализована техническая возможность для самостоятельного размещения компаниями справочной информации о своих товарах/услугах, ООО «ДубльГис» не инициирует и не распространяет указанную информацию, не определяет ее непосредственное содержание. Для компаний не только реализована техническая возможность для самостоятельного размещения информации на мини-сайтах, но и установлены ограничения использования данного сервиса, а также предусмотрена возможность третьих лиц сообщать о нарушении прав в рамках размещения информации в Буклетах.

 Данная позиция не принимается Комиссией Новосибирского УФАС России на основании следующего.

Согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации" (далее - Закон об информации) обладатель информации - лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам.

Исходя из смысла приведенной нормы, применительно к сайту в сети Интернет лицом, создавшим информацию об объекте рекламирования для ее последующего размещения на сайте в сети Интернет (обладатель информации), является рекламодатель. Созданная рекламодателем информация об объекте рекламирования, внесенная на сайт ООО «ДубльГис», после ее размещения на сайте рассматривается как реклама в сети Интернет.

Согласно ч. 3 ст. 6 Закона об информации, обладатель информации, если иное не предусмотрено федеральными законами, вправе:

1) разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа;

2) использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению;

3) передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании;

4) защищать установленными законом способами свои права в случае незаконного получения информации или ее незаконного использования иными лицами;

5) осуществлять иные действия с информацией или разрешать осуществление таких действий.

В данном случае, в отношениях между владельцем сайта и пользователем сайта, создавшим и разместившим информацию, не соответствующую требованиям закона, владелец сайта выполняет функции рекламораспространителя (так как предоставляет созданный им сайт и обеспечивает доступ к нему других лиц), а посетитель сайта выступает лицом, определяющим объект рекламирования и (или) содержание рекламы, т.е. рекламодателем.

Владелец сайта в сети Интернет - это лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования сайта в сети Интернет, в том числе порядок размещения информации на таком сайте (п. 17 ст. 2 Закона об информации).

Владелец веб-сайта является одним из основных участников механизма блокировки веб-ресурса, на котором размещена несоответствующая закону рекламная информация.

Владелец сайта в сети Интернет обладает возможностью самостоятельного принимать решение по вопросу управления веб-сайтом, в том числе определения правил размещения контента другими пользователями сети Интернет. Соответственно, для признания лица владельцем сайта не требуется, чтобы он сам размещал соответствующую информацию на нем, а только предоставлял техническую возможность.

В силу п. 2.9.-2.10 Соглашения об использовании сервисов 2ГИС (далее – Соглашение), Администрация вправе в любой момент запросить у Пользователя документы, подтверждающие данные, указанные им при регистрации. В случае не предоставления Пользователем подтверждающих документов Администрация вправе по своему усмотрению заблокировать либо удалить учетную запись Пользователя и отказать Пользователю в использовании Сервисов 2ГИС или их отдельных функций. В случае если данные Пользователя, указанные в предоставленных им документах, не соответствуют данным, указанным при регистрации, не позволяют идентифицировать Пользователя, Администрация вправе отказать Пользователю в доступе в Личный кабинет и использовании Сервисов 2ГИС.

 Информация, содержащаяся в учетной записи Пользователя, хранится и обрабатывается Администрацией в соответствии с условиями Политики конфиденциальности.

 Согласно п. 2.12. Соглашения, Администрация вправе заблокировать или удалить учетную запись Пользователя, а также запретить доступ с использованием какой-либо учетной записи к отдельным Сервисам 2ГИС: временно заблокировать возможность написания отзывов на сайте, размещенном в домене по адресу flamp.ru, в отношении юридического лица/индивидуального предпринимателя, информация о котором содержится в Справочнике организаций, на срок до трех месяцев; удалить любой контент без объяснения причин, в том числе в случае нарушения Пользователем условий Соглашения или условий иных документов, упомянутых в разделе 1 Соглашения.

 В силу п. 6.4 Соглашения, пользователю запрещается использование Сервисов 2ГИС для  размещения рекламных материалов и логотипов на Сайте Администрации (за исключением случаев заключения отдельных Соглашений с Администрацией на основании Правил оказания рекламных и информационных услуг с использованием Продуктов 2ГИС (http://law.2ais.ru/aclvert- rulesA).

 В случае возникновения каких-либо претензий третьих лиц в отношении нарушения любых имущественных и/или личных неимущественных прав третьих лиц, а равно установленных законодательством запретов или ограничений вы обязаны по требованию Администрации пройти официальную идентификацию, предоставив Администрации обязательство урегулировать возникшие претензии собственными силами и за свой счет с указанием своих паспортных данных для передачи указанной информации Администрацией лицу, предъявившему соответствующую претензию (п.6.8. Соглашения).

В связи с установленной законодательством ответственностью информационного посредника за размещение и предоставление доступа к нелегальному Контенту Администрация оставляет

за собой право незамедлительно удалить любой Контент с Сайта. При этом Администрация не принимает на себя обязательств по уведомлению Пользователя об удалении Контента и урегулированию возможного спора или выплате компенсации каких-либо убытков в связи с указанными действиями (п. 6.10. Соглашения).

В случае многократного или грубого нарушения условий настоящего Соглашения, Лицензионного соглашения и/или требований законодательства, Администрация оставляет за собой право заблокировать Вашу учетную запись (аккаунт) целиком, удалить его либо иным  образом ограничить (прекратить) предоставление Сервиса (п. 6.11. Соглашения).

Согласно п. 6.12. Соглашения, в случае привлечения Администрации к ответственности или наложения на нее взыскания в связи с допущенными пользователем нарушениями прав и/или интересов третьих лиц, а равно установленных законодательством запретов или ограничений, пользователь обязан в полном объеме возместить убытки Администрации.

Таким образом, у ООО «ДубльГис» имелась возможность для пресечения распространения информации, не соответствующей требованиям Закона о рекламе, следовательно, Общество является рекламораспространителем рассматриваемой рекламы.

Согласно п.4 ст. 3 Закона о рекламе, ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Решением Комиссии Новосибирского УФАС России ООО «ДубльГис» признано нарушившим требования:

- п. 7 ст. 7 Закона о рекламе: не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений;

ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе: реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество);

- ч. 8 ст. 28 Закона о рекламе: реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, не допускается до выдачи в установленном порядке разрешения на строительство многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, опубликования в средствах массовой информации и (или) размещения в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети "Интернет") проектной декларации, государственной регистрации права собственности или права аренды на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в составе которых будут находиться объекты долевого строительства,

 а информация, размещенная на сайте в сети Интернет по адресу: www.2gis.ru/33534 информации следующего содержания:

«Тулинский квартал ООО «НСК-Недвижимостъ» / Об объекте / Важное о доме _ 15 год III квартал _ 3 этажа _ Тулинский квартал_ Доступное жилье в Новосибирске _ Микрорайон из 3-х этажных (8 домов) расположенный на ул. Петухова вблизи крупных транспортных магистралей Левого берега. Все квартиры имеют зеленое окружение и чистый воздух. Высота потолков от 2,7 м. Собственная прогулочная зона. Детская площадка. Зона парковки _ Варианты квартир _ 1-комнатные _ Студии _ Способы покупки ВТБ24 Застройщик: ООО «НСК-Недвижимость» Проектная декларация http://nsk-n.ru/», ненадлежащей рекламой.

  В соответствии с ч. 4 ст.38 Федерального закона «О рекламе», нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях

  Время совершения административного правонарушения – 23 июня 2015 г.

  Место совершения административного правонарушения – г. Новосибирск.

Согласно ч. 1 ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

 На рассмотрение административного дела представитель ООО «ДубльГис» не явился, представил отзыв (вх. № 3353э от 20.07.2016 г.), в котором указывалось, что Общество не согласно с вменяемым нарушением в связи с  отсутствием в действиях ООО «ДубльГИС» вины в распространении рассматриваемой информации о Тулинском квартале, рассматриваемая информация ООО «ДубльГИС» не размещалась и не распространялась, ООО «ДубльГИС» не является рекламораспространителем в отношении информации о Тулинском квартале (информация размещалась непосредственно представителем данной компании и в режиме онлайн выгружалась из личного кабинета на мини-сайт данной компании, генерируемый в домене 2gis.ru непосредственно данной компанией). ООО «ДубльГИС» не инициировало размещение данной информации и не модерировало ее размещение, более того использование Сервиса Буклеты в соответствии с п. 6.4 Соглашения об использовании сервисов 2ГИС запрещает пользователю использование Сервисов 2ГИС, в том числе Сервиса Буклеты, для размещения рекламных материалов сайте.

При этом, как указывает ООО «ДубльГИС», сайт 2gis.ru был зарегистрирован в качестве сетевого СМИ «2G1S» и в соответствии с предоставленным в дело Уставом редакции сетевого издания «2GIS» находится в полном ведении редакции данного СМИ, представленной Главным редактором, который полностью определяет порядок размещения в СМИ справочной информации и рекламной информации (п. 5.2, 5.3, 5.4.2, 3.1.4, 3.2.2, 3.2.6 Устава редакции). ООО «ДубльГИС» не вправе вмешиваться в данную деятельность, осуществляемую Главным редактором (п. 2.2.3 Устава редакции). Таким образом, по мнению Общества, главный редактор сетевого СМИ в данном случае является специальным субъектом для привлечения к ответственности за выявленные нарушения законодательства о рекламе в данном сетевом СМИ, несет самостоятельную ответственность в силу своего статуса (в данном случае статус Главного редактора специальный в рамках его установления Законом «О СМИ» и не идентичен ответственности конкретного работника юридического лица, допустившего нарушение, что означает невозможность одновременного привлечения к ответственности учредителя СМИ и главного редактора СМИ при текущем определении правомочий Главного редактора сетевого СМИ, зафиксированном в Уставе редакции).

 ООО «ДубльГИС» действительно является владельцем домена 2gis.ru, но вопрос о возложении ответственности на ООО «ДубльГИС» как на владельца сайта должен решаться не только с учетом специального правового режима для сайта 2gis.ru (статус сетевого СМИ и передача руководства СМИ и наполнения информацией сайта Главному редактору СМИ в соответствии с Законом «О средствах массовой информации»), но и с учетом того, что в данном случае владелец сайта не мог знать о несоответствии рассматриваемой информации законодательству РФ.

  В силу п. 3 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в случае, если распространение определенной информации ограничивается или запрещается федеральными законами, владелец сайта освобождается от гражданско-правовой ответственности, если докажет, что не мог знать о незаконности размещаемой информации при оказании услуги по обеспечению доступа к ней, равно как и факт того, что он не изменял и не исправлял информацию, предоставленную другим лицом, при оказании услуги по ее передаче.

ООО «ДубльГИС» не могло знать о незаконности размещаемой компанией информации о Тулинском квартале, т.е. вина в размещении на сайте информации о Тулинском квартале отсутствует. Кроме того, заботясь о пользователях данного ресурса при заполнении компаниями Буклетов через личный кабинет были разработаны специальные графы, отсутствие заполнений которых влечет невозможность отображения информации на сайте (к ним в частности относится ссылка на сайт, содержащий проектную декларацию, размещение официального логотипа банка) и в рассматриваемом случае ссылка на сайт застройщика, официальный логотип банка ВТБ24 - присутствовали.

Состав вменяемой ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, по мнению Общества, отсутствует. В информации о Тулинском квартале размещался не буквенное обозначение названия банка без его организационно ­правовой формы, а графический официальный логотип Банка ВТБ.

Согласно                        информации             на             официальном             сайте             банка (http://www.vtb24.ru/aboiit/Pages/default.asDx’) это корпоративный знак ВТБ24 (кириллическая версия), который официально применяется для обозначения услуг ВТБ для розницы и малого бизнеса на территории России, банком разработаны Правила использования логотипа ВТБ 24 (ПАО) в рекламно-информационных материалах.

По данным справочника по кредитным организациям на сайте Центрального банка России Банк ВТБ, это второй по величине активов банк страны и первый банк страны по размерам уставного капитала. При использовании вышеприведенного официального логотипа банка, рекомендованного банком к обозначению услуг банка, а также являющегося общеизвестным для широкого круга потребителей, какое-либо введение пользователей в заблуждение исключено.

 Как указывает Общество, в соответствии с ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии с ч. 3.2 ст. 4,1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Учитывая характер вменяемого правонарушения - информация о Тулинском квартале размещалась

 

 

 


непосредственно компанией «НСК, ГК, строящиеся объекты», ООО «ДубльГИС» не участвовало в размещении и распространении данной информации, не инициировало ее размещение, информация размещалась непродолжительный срок (размещение информации прекратилось до возбуждения дела по признакам нарушения законодательства о рекламе), способ ознакомления с информацией о Тулинском квартале простому пользователю сайта 2gis.ru затруднен (чтобы данную информацию увидеть, пользователю нужно предварительно найти данную организацию в справочнике на сайте, затем целенаправленно зайти в карточку данной компании, из которой целенаправленно выбрать информацию о буклете данной компании), Общество полагает в данном деле присутствующими обстоятельства, указанные в ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.

 

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Правовым последствием применения положений указанной нормы является вынесение постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении и объявление устного замечания.

В целях формирования единой правоприменительной практики антимонопольным органам при применении статьи 2.9 КоАП РФ рекомендуется учитывать характер совершенного административного правонарушения и конкретные обстоятельства его совершения, а также учитывать отсутствие существенной угрозы или существенного нарушения охраняемых правоотношений («Методические рекомендации по применению антимонопольными органами статьи 2.9 КоАП (в части прекращения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением антимонопольного законодательства, по малозначительности)», утв. ФАС России).

По мнению Общества, о малозначительности нарушения в отношении размещения на странице сайта http://2gis.ru/33534/ информации о Тулинском квартале свидетельствуют следующие факты:

- незначительный срок размещения рассматриваемой информации, прекращение распространения информации до возбуждения дела по признакам нарушения законодательства о рекламе и тем более до получения предписания по данному делу;

- способ распространения рассматриваемой информации о Тулинском квартале (место размещения и небольшой потенциальный круг потребителей, которые могли ее увидеть) - информация размещалась в карточке конкретной организации, вследствие чего являлась недоступной к свободному и неограниченному просмотру пользователями, просто обратившихся к сайту 2gis.ru.

 Рассматриваемая информация размещалась по адресу http://2gis.ru/33534/ в карточке фирмы, размещенной в Справочнике 2ГИС. Обычному пользователю Справочника нужно совершить несколько целенаправленных переходов на сайте, чтобы увидеть данную информацию о Тулинском квартале (т.е. в отличие, например, от баннера, размещенного на рекламной конструкции в центре города, информацию о Тулинском квартале могло увидеть крайне ограниченное количество пользователей). Это свидетельствует о немногочисленности лиц, имевших потребность/возможность ознакомления с содержанием указанной информации о Тулинском квартале.

- намерения в размещении именно рекламной информации отсутствовали, стороны не заключали каких-либо договоров на размещений указанной информации. Городской Информационный Справочник 2ГИС - это справочник организаций, совмещенный с цифровым планом города. Целью реализации сервиса Буклеты с информацией о новостройках было более полное информирование пользователей справочника обо всех объектах города, нанесенных на карту Справочника (в данном случае эта информация касалась новостроек).

- ООО «ДубльГИС» не инициировало и не модерировало размещение информации о Тулинском квартале, предоставив сайт полное ведение Редакции сетевого СМИ «2GIS», не знало и не могло знать о незаконности деятельности застройщика и/или отсутствии у него каких-либо разрешительных документов. Редакция СМИ в соответствии с п. 3.2.2 Устава редакции обязалась «осуществлять размещение информации, в том числе рекламы, в «2GIS» в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации... исключительно по своему усмотрению на основе профессиональной самостоятельности».

- по сведениям с официального сайта застройщика - информация была размещена только для «Изучения спроса*», «* - Объект с пометкой «изучение спроса» - это объекты, информация о которых размещена исключительно с целью исследования. Квартиры в указанном объекте на данный момент не являются товаром. Денежные средства физических и юридических лиц не принимаются».

- допущенное нарушение не повлекло за собой общественного вреда и не нанесло ущерба гражданам и охраняемым общественным интересам, было совершено впервые.

Общество также просит учесть оказание содействия административному органу в сборе доказательств и установлении обстоятельств, подлежащих выяснению по делу.

 

г


Таким образом, по мнению Общества, круг лиц, которые фактически могли ознакомиться с рассматриваемой информацией о Тулинском квартале изначально ограничен условиями ее демонстрации пользователю (незначительный период демонстрации, размещение в карточке конкретной организации в рамках справочника, размещенного на сайте), что свидетельствует об отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в результате размещения данной информации. При указанных обстоятельствах размер возможного вреда/последствий допущения правонарушения не является значительным.

 

В соответствии с частью 1 статьи 1.5. Кодекса об административных правонарушениях РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В распространении рассматриваемой информации о Тулинском квартале, по мнению Общества, вина ООО «ДубльГИС» отсутствует, а рассматриваемое нарушение является малозначительным.

В связи с вышеизложенным, Общество просит производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «ДубльГИС» прекратить.

Должностное лицо Новосибирского ЦФАС России, рассмотрев указанные доводы, отмечает, что из материалов дела, следует, что у ООО «ДубльГис» имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При этом, согласно ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Согласно материалам дела, факт распространения рассматриваемой рекламной информации установлен 23 июня 2015 г.

Таким образом, срок, в течение которого постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено, истек 23.06.2016 года.

В силу п.6 ч.1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

ПОСТАНОВИЛ:

1. Прекратить производство по делу № 06-62/16 об административном правонарушении, возбужденное в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ДубльГис» (адрес: пл. К.Маркса, д. 7, г. Новосибирск, 630048, ОГРН 1045401929847, ИНН 5405276278) в связи с истечением срока давности привлечения лица к административной ответственности.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в соответствии со статьями 30.1-30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны