Постановление №06-67/16 ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 06-67/16 о назначении административного нака... от 28 июня 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDFПОСТАНОВЛЕНИЕ № 06-67/16
о назначении административного наказания
«20» июня 2016 г. г. Новосибирск
Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области А.А. Туров, рассмотрев протокол № 06-67/16 от 06.06.2016 г. об административном правонарушении и материалы административного дела, возбужденного по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ в отношении ООО «Группа компаний «ВДВ-Медиа» (ОГРН 1125543007260; ИНН/КПП 5504230147/552601001; юридический адрес: 644042, г.Омск, Бульвар победы, д. 3, оф. 3; дата регистрации юридического лица 16.02.2012г.),
в отсутствии: представителя ООО «Группа компаний «ВДВ-Медиа» с надлежащим образом оформленной доверенностью,
УСТАНОВИЛ:
В адрес Новосибирского УФАС России поступило заявление физического лица (вх. № 341 от 19.01.2016г.) по факту размещения в газете «Ва-Банкъ в Новосибирске» - вып. № 1(304) от 11.01.2016г., стр. 1 (обложка) - рекламы организации «Доктор рубль», следующего содержания: «Деньги под низкий процент* тел. 227-99-52», с признаками нарушения законодательства о рекламе.
Заявитель указывает, что текст «Деньги под низкий процент тел. 227-99-52...» написан крупным шрифтом и свободно воспринимается на значительном расстоянии. Остальные условия прописаны в правой части рекламного макета нечитаемым мелким шрифтом. При помощи увеличительной лупы заявителю удалось с трудом прочитать: «Микрофинансовая организация «Доктор Рубль» и далее такой же неразборчивый текст, в недоступной для восприятия обычным потребителем форме.
Как указывает заявитель, формальное присутствие в рекламе финансовых услуг условий, напечатанных мелким, нечитаемым шрифтом, не позволяет потребителю воспринимать данные сведения и не может рассматриваться как их наличие, поскольку может ввести потребителей рекламы в заблуждение относительно ряда условий (например, сроки кредита, процентные ставки, возможности и условия досрочного погашения, взимаемые комиссии за открытие счета и т.д.). Подобная форма предоставления информации о юридическом лице, оказывающем финансовую услугу и о самом кредите под низкий процент потребителями не воспринимается и фактически в рекламе отсутствует.
В соответствии с п.1 ст.3 Закона «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объектом рекламирования может быть товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Исходя из способа, формы, распространения, оформления, содержания вышеуказанной информации, она адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, способствует формированию интереса к рекламируемому товару и его продвижению на рынке.
Следовательно, рассматриваемая информация является рекламой по смыслу п.1 ст.3 Закона «О рекламе». Объектом рекламирования выступает услуга по выдаче займов компанией «Доктор Рубль» (ООО «МФО «Группа РН-Медиа»).
Согласно ч.1 ст. 28 Закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
В рассматриваемой рекламе текст «ДЕНЬГИ ПОД НИЗКИЙ ПРОЦЕНТ* / ТЕЛ. 227-99-52» напечатан крупным читаемым шрифтом.
Остальной текст рекламы напечатан мелким шрифтом, который не поддается прочтению без специальных средств, а информация о том, какая именно организация предоставляет услуги по выдаче займов является обязательной, в силу п. 1 ст. 28 Закона о рекламе. Таким образом, учитывая обстоятельства, указанные в заявлении, а именно, что заявителю не удалось прочитать информацию, напечатанную мелким шрифтом, можно сделать вывод о том, что потребитель рекламы лишен возможности получить данную информацию.
Несмотря на отсутствие законодательного закрепления размера шрифта, используемого при размещении рекламы, информация, наличие которой обязательно в рекламе, в силу закона, должна быть доведена до потребителей в воспринимаемой форме.
Таким образом, рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения ч. 1 ст. 28 Закона «О рекламе».
В силу статьи 38 Закона «О рекламе», ответственность за нарушение ч. 1 ст. 28 Закона «О рекламе» несут рекламодатель и рекламораспространитель.
Согласно материалам дела, рассматриваемая реклама размещалась в газете «Ва-Банкъ в Новосибирске» ООО «Группа компаний «ВДВ-Медиа» по заказу ООО «МФО «Группа РН-Медиа» на основании договора на оказание рекламных услуг № 16/00002 от 10.11.2015г.
Согласно свидетельству о регистрации СМИ № ТУ54-00779 от 11.01.2016г. ООО «Группа компаний «ВДВ-Медиа» является учредителем газеты «Ва-Банкъ в Новосибирске». Данное печатное издание распространяется на территории города Новосибирска.
Таким образом, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «МФО «Группа РН-Медиа» (ИНН 5504230147), рекламораспространителем является ООО «Группа компаний «ВДВ-Медиа» (ИНН 5504243379).
Согласно пояснениям, представленным ООО «Группа компаний «ВДВ-Медиа» (вх. № 3131 от 12.04.2016г.), в отдельных экземплярах газет, рассматриваемый рекламный макет, представленный ООО «МФО «Группа РН-Медиа», вышел со смазанным текстом, по вине типографии. Из-за перелива краски на полосе текст вышел нечитаемым. Как указывает ООО «Группа компаний «ВДВ-Медиа», данные производные обстоятельства не зависят ни от редакции издания, ни от рекламодателя. В остальных экземплярах газет текст этого макета вышел читаемым. В связи с выпуском некачественных экземпляров, редакция обратилась в типографию с претензией.
Также ООО «Группа компаний «ВДВ-Медиа» представлен рекламный макет (вх. № 4415 от 18.05.2016г.), переданный в адрес редакции газеты «Ва-Банкъ в Новосибирске» ООО «МФО «Группа РН-Медиа». В данном рекламном макете текст, напечатанный мелким шрифтом, отчетливо виден и содержащаяся в тексте информация хорошо воспринимается: «Микрофинансовая организация «Доктор Рубль» (ООО «МФО «Группа РН-Медиа») Регистрационный номер записи в гос.реестре МФО 2120755002180 «Доктор Рубль» предлагает потребителям (физлицам) действительно выгодные условия. Оформить заем можно под 1% в день. Вы берете 5000 рублей на 15 дней – возвращаете 5750 рублей. Микрозаймы выдаются гражданам РФ в возрасте от 21 до 70 лет имеющим постоянное место работы, проживающим и имеющим регистрацию в Новосибирске или Новосибирской области. Минимальный срок займа – 15 дней. Заявку на получение микрозайма можно отставить по тел 227-99-52 и в случае его одобрения сразу приехать в офис за деньгами».
Исходя из изложенного, следует, что ООО «МФО «Группа РН-Медиа», как рекламодатель, со своей стороны, сделало все необходимое, чтобы донести требуемую информацию до потребителей. Обстоятельства, повлекшие попадание в продажу экземпляров газеты с нечитаемым текстом не зависели от рекламодателя.
В свою очередь, ООО «Группа компаний «ВДВ-Медиа», как рекламораспространитель, имело возможность недопущения попадания экземпляров газет с нечитаемым текстом к потребителям. Однако ООО «Группа компаний «ВДВ-Медиа» распространило данные экземпляры газет, со смазанным текстом, в результате чего информация, наличие которой обязательно в рекламе, в силу закона, не была доведена до потребителей в воспринимаемой форме.
Таким образом, ООО «Группа компаний «ВДВ-Медиа» нарушило ч. 1 ст. 28 Закона «О рекламе».
Решением Комиссии Новосибирского УФАС России по делу № 41/16, ООО «Группа компаний «ВДВ-Медиа» было признано нарушившим ч.1 ст. 28 Закона «О рекламе», согласно которой реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
В соответствии с ч. 4 ст. 38 Федерального закона «О рекламе», нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дата совершения административного правонарушения – 11 января 2016г.
Место совершения административного правонарушения – г. Новосибирск.
Согласно ч. 1 ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тыс. рублей.
Из материалов дела следует, что у ООО «Группа компаний «ВДВ-Медиа» имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Срок давности привлечения ООО «Группа компаний «ВДВ-Медиа» к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях на момент вынесения настоящего постановления не истек.
Рассмотрев материалы дела, учитывая характер правонарушения, финансовое положение лица, наличие смягчающих обстоятельств: нарушение совершено впервые и устранено, а так же отсутствие отягчающих обстоятельств, установленных ст. 4.3 КоАП РФ, руководствуясь статьями 14.3, 23.48 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
- Признать ООО «Группа компаний «ВДВ-Медиа» (ОГРН 1125543007260; ИНН/КПП 5504230147/552601001; юридический адрес: 644042, г.Омск, Бульвар победы, д. 3, оф. 3; дата регистрации юридического лица 16.02.2012г.) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
- Применить к ООО «Группа компаний «ВДВ-Медиа» меру ответственности в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях на р/с 40101810900000010001 в Сибирском ГУ банка России, г. Новосибирск, БИК 045004001, ОКТМО 50701000, получатель: УФК РФ по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России), ИНН 5405116098 / КПП 540501001, код БК 161 1 16 26000 01 6000 140, УИН: 0319806761062300000474879; назначение платежа: административный штраф за нарушение законодательства о рекламе.
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в соответствии со статьями 30.1-30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В соответствии со статьей 31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, в соответствии со ст. 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
В соответствии со ст. 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении оглашено немедленно по окончании рассмотрения дела.
Заместитель руководителя управления А.А. Туров