Постановление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ №06-95/17Р о назначении административного н... от 31 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 06-95/17Р

о назначении административного наказания

«27» июля 2017г.                                                                                        г. Новосибирск

Заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области И.В. Волохина, рассмотрев протокол № 06-95/17Р от «15» июня 2017г. об административном правонарушении и материалы административного дела, возбужденного в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Фортуна» (ОГРН 1115476071149; ИНН/КПП 5404439836/540401001, юридический адрес: 630078, г. Новосибирск, ул. Блюхера, д.19), по части 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ,

в присутствии: представителя ООО Фортуна» - <...> (доверенность от 10.01.2017г.),

УСТАНОВИЛ:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступили заявления физического лица (вх. № 3452э от 25.07.2016г., вх. № 6913 от 28.07.2016г.) по факту размещения в июле 2016г. в лифтах многоквартирных жилых домов г. Новосибирска по ул. Красный проспект, д. 88, д.100, д.102/2, д. 173/1, д. 232 информации следующего содержания:

«Хватит это таскать / Заказывай продукты с доставкой на дом! Extremeshop.ru интрнет-гипермаркет shop.ru /  ООО «Экстрим стиль» г. Новосибирск, ул. Советская, 64, офис 210, гос.рег. № 003451748 Цены указаны с учётом скидки, действительны на 29.06.2016, при условии наличия товара на складе. Точные цены смотрите на сайте www.extremeshop.ru 349-90-09», с признаками нарушения Закона о рекламе.

Заявитель, указывает, что в рассматриваемой рекламе дистанционной продажи усматриваются признаки нарушения ст. 8 Закона о рекламе, поскольку нет обязательных сведений о лице, оказывающем такую услугу.     

По данному факту Новосибирским УФАС России возбуждено данное дело, в ходе рассмотрения которого установлено следующее.

Согласно п.1 ст.3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объектом рекламирования, согласно п.2 ст. 3 Закона о рекламе, является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (п.3 ст.3 Закона о рекламе).

В рассматриваемой рекламной информации одним из объектов рекламирования является дистанционный способ продажи товаров, реализуемых посредством указанного в рекламе сайта и интернет-магазина, что в полной мере обладает всеми признаками понятия «реклама», указанными в Законе.

В соответствии с «Правилами продажи товаров дистанционным способом», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007г. №612  (далее – Правила), продажа товаров дистанционным способом» - продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

Согласно пункту 20 Правил, договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.

В силу требований ст. 8 Закона о рекламе, в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.     

В данном случае у потребителя отсутствует прямой, непосредственный контакт с товаром либо его образцом до заключения договора, ознакомление товара происходит посредством изучения описания товара и фотоснимков, на Интернет-сайте, указанном в рекламе.

В рассматриваемом рекламном объявлении отсутствует информация, обязательная для указания в силу закона - ОГРН лица, оказывающего услугу по доставке товаров дистанционным способом, что является нарушением ст. 8 Закона о рекламе.

В соответствии со ст. 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований ст.8 Закона о рекламе несет рекламодатель и рекламораспространитель.

Новосибирским УФАС России установлено, что рассматриваемая реклама размещалась  ООО «Фортуна» на основании Договора № 651/р оказания услуг от 23.01.2014 г., заключенного между Обществом (являющегося исполнителем) с ООО «А Медиа Микс» (заказчиком), по условиям которого исполнитель по заданию заказчика обязуется оказать услуги по изготовлению и размещению рекламной продукции.

В силу п.п.2.1.1, 2.1.2.2.1.7 указанного Договора, заказчик обязуется направить исполнителю заказ на изготовление и размещение рекламного материала за 20 календарных дней до момента размещения; предоставить утвержденный оригинал-макет, необходимый для изготовления рекламного материала; не предоставлять к размещению материалы, противоречащие законодательным нормам.

Заказчик (ООО «А Медиа Микс») в силу п. п. 2.2.1, 2.2.2 Договора, имеет право корректировать представленный изготовителю рекламный материал до момента предоставления утвержденного оригинал-макета; изготовить рекламный оригинал-макет самостоятельно.

Исполнитель (ООО «Фортуна») имеет право отказать в изготовлении и размещении рекламного материала заказчика, если в нем содержится информация, противоречащая действующему законодательству (п.2.4.4. Договора).

Во исполнение указанного Договора  ООО «Фортуна» представлено Приложение № 1, № 2, (адресная программа), № 3 (согласованный сторонами макет рекламы) к Договору № 651/р оказания услуг от 23.01.2014 г., Счет № 405 от 29.06.2016 г., п/поручение № 182 от 30.06.2016 г., Акт № 503 от 31.07.2017 г., по которому стороны претензий друг к другу не имеют.

В свою очередь ООО «А Медиа Микс» представлены документы  (вх. № 8575 от 20.09.2016 г.), из которых следует, что рассматриваемая реклама размещена на основании заключенного между Обществом (исполнителем) и заказчиком (ООО «Версаль») Договора № 229 от 29.06.2016 г., Приложение № 1 к указанному договору от 29.06.2016 г., по условиям которого заказчик поручает исполнителю, а исполнитель от своего имени или заказчика, но за счет заказчика совершает юридически значимые или иные действия направленные, в том числе  на поиск рекламораспространителей для заказчика, заключение сделок на производство и размещение рекламных материалов, сопровождение заключаемых сделок, связанных с размещением рекламного заказа, контроль за выполнением рекламного заказа, иные услуги в области производства и размещения рекламы.

Исполнитель изготавливает необходимые эскизы, тексты, оригинал-макеты, иные виды рекламной продукции и предоставляет заказчику их на утверждение (п.2.1.3. Договора).

Исполнитель вправе отказаться от размещения и распространения рекламы, если ее содержание или форма выражения не соответствует требованиям законодательства РФ о рекламе, при этом, поскольку исполнитель не определяет содержание и оформление рекламы заказчика, он не несет ответственность за содержание рекламы, несоответствующее требованиям Закона о рекламе (п.п. 5.8, 5.11 Договора). 

Также ООО «А Медиа Микс» был представлен Счет № 159 от 29.06.2016 г., Акт № 000139 от 30.07.2016 г., макет рассматриваемой рекламы, в которой отсутствуют сведения, указание которых обязательно в силу закона.

Согласно пояснениям ООО «А Медиа Микс», Общество затрудняется дать точное объяснение отсутствия в рекламе ОГРН  ООО «Экстрим стиль», поскольку макет рекламы в готовом виде был представлен ООО «Версаль», однако предполагает, что это произошло по случайной ошибке дизайнера, который вместо ОГРН указал рег.номер бланка Свидетельства о государственной регистрации юридического лица.

Общество всегда проверяет содержание рекламных материалов на их соответствие законодательству РФ о рекламе и при необходимости вносит соответствующие корректировки в макеты, однако в данном случае указанный регистрационный номер был принят за ОГРН.

09.02.2017 г. на рассмотрении дела Комиссией Новосибирского УФАС России представитель ООО «А Медиа Микс» озвучила позицию, изложенную в представленном отзыве (вх. № 1024 от 06.02.2017 г.), согласно которой макет был представлен Обществу ООО «Версаль» в готовом виде. В дальнейшем данный макет ООО «А Медиа Микс» передало на согласование ООО «Фортуна».

По условиям Договора № 229 от 29.06.2016 г. ООО «А Медиа Микс» не несет ответственность за содержание рекламы.

Представитель указывает, что в рассматриваемом рекламном макете указаны сведения  о продавце: наименование, место нахождение (город, улица, номер дома, номер офиса), номер серии свидетельства о государственной регистрации юридического лица, что, по мнению представителя Общества, позволяет потребителю реализовать его права, предусмотренные законодательством о защите прав потребителей, в случае возникновения необходимости предъявления претензии  к лицу, оказывающему услуги по доставке, в связи с чем просит прекратить производство по делу. 

       Представитель ООО «Фортуна» на рассмотрении дела Комиссией Новосибирского УФАС России также озвучил отзыв, согласно которому Общество полагает, что отсутствует нарушение рекламного закона по следующим обстоятельств.

Требования ст. 8 Закона о рекламе направлены на реализацию одной из ключевых целей рекламного закона - реализация права потребителей на получе­ние добросовестной и достоверной рекламы (ст. 1 Закона о рекламе).

Поскольку при продаже товаров дистанционным способом потребитель не может проверить качество товара при оформлении заказа, то указание в рекламе дистанционных продаж идентифицирующих данных продавца (наименование, ад­рес, ОГРН) призвано обеспечить возможность потребителя в случае продажи ему товара ненадлежащего качества, реализовать свои права, предусмотренные за­конодательством о защите прав потребителя (возврат денег, замену товара, воз­мещение свои расходов, снижение стоимости и т.д.).

Представитель отмечает, что в рассматриваемой рекламе указаны наименование продавца и его адрес. При этом, согласно ст. 54 и 1473 Гражданского кодекса РФ, фирменное наименование является ключевым сред­ством индивидуализации лица в гражданском обороте и для подачи иска в соответствии со ст. 125 Гражданско-процессуального кодекса РФ достаточно указать только наименование ответчи­ка и его адрес, в связи с чем он полагает, что для соблюдения интересов потребителя в рекламе ди­станционных продаж для идентификации продавца достаточно указать его наименование и адрес.

При таких обстоятельствах, формальное отсутствие ОГРН в ре­кламе, не может, по мнению Общества, считаться нарушением, поскольку реклама является достовер­ной, и из ее содержания можно установить продавца, осуществляющего деятельность, указанную в рекламе, в связи с чем просит прекратить производство по данному делу.

Представитель ООО «Версаль» на рассмотрении дела Комиссией Новосибирского УФАС России пояснил, что размещение рассматриваемой рекламы от имени ООО «Версаль» произошло по ошибке менеджера ООО «Версаль», который передал для работы рекламный макет иной организации – ООО «Экстрим стиль», с которой у Общества отсутствуют договорные отношения.

Относительно факта нарушения представитель указал, что реклама содержала реквизиты, по которым потребитель имел возможность идентифицировать лицо, оказывающее услуги дистанционной продажи. Указание в рекламе номера бланка произошло в связи с наличием человеческого фактора и нарушение носит формальный характер. 

Комиссия Новосибирского УФАС России, рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, приходит к выводу об ошибочности доводов сторон, поскольку ст. 8 Закона о рекламе предусматривает закрытый перечь сведений, указание которых обязательно в рекламе дистанционного способа продажи товаров, с целью недопущения нарушения прав потребителей со стороны лиц, оказывающих рекламируемые услуги.

Положения заключенных между сторонами договоров предусматривают возможность отказа сторон от размещения рекламных материалов, противоречащих требованиям законодательства РФ о рекламе. Однако данные обязанности не были исполнены при размещении рекламной информации. Претензии друг к другу у сторон при размещении рассматриваемой рекламы также отсутствовали.

Согласно ст. 3 Закона о рекламе, рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Из вышеизложенного следует, что, ООО «Версаль» определило объект рекламирования, следовательно, является рекламодателем. ООО «А Медиа Микс» и ООО «Фортуна» являются рекламораспространителями рассматриваемой рекламы. Указанные лица допустили нарушение требований ст. 8 Закона о рекламе.  

Согласно п.4 ст. 3 Закона о рекламе, ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. Ненадлежащая реклама не допускается. 

Решением Комиссии Новосибирского УФАС России ООО «Фортуна» признано нарушившим требования: ст.8 Закона о рекламе.

В соответствии с ч. 4 ст.38 Федерального закона «О рекламе», нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Дата совершения административного правонарушения –  31 июля 2016 г.

Место совершения административного правонарушения – г. Новосибирск.

В силу ч. 1 ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Таким образом, в действиях ООО «Фортуна» содержится правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В соответствии ч. 1 ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Из материалов дела, следует, что у ООО «Фортуна» имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Срок давности привлечения ООО «Фортуна»  к административной ответственности на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Согласно п.3. ст. 3.4  Кодекса РФ об административных правонарушениях, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.

На основании п.1 ст.4.1.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно п.2. ст. 3.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Материалами дела подтвержден факт принадлежности ООО «Фортуна» к субъектам малого предпринимательства (включение в ЕРСМСП 01.08.2016 г.).

Согласно п.3.5. ст. 4.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях, административное наказание в виде предупреждения назначается в случаях, если оно предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. При повторном совершении однородного административного правонарушения в течение года с момента вынесения административного наказания в виде предупреждения данное правонарушение будет являться обстоятельством, отягчающим ответственность за административное правонарушение (п. 2 ч. 1 ст. 4.3 Кодекса).

В силу ч. 1 ст. 1.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

П. 2 ст. 1.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, установлено, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Учитывая характер правонарушения, материальное положение, при отсутствии отягчающих обстоятельств, установленных ст.4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, руководствуясь ст.4.1.1 ст.14.3, ст.23.48 Кодека РФ об административных правонарушениях

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать Общество с ограниченной ответственностью «Фортуна» (ОГРН 1115476071149; ИНН/КПП 5404439836/540401001, юридический адрес: 630078, г. Новосибирск, ул. Блюхера, д.19) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

2. Применить к ООО «Фортуна» меру ответственности в виде предупреждения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны