Постановление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 06-98/17Р о назначении административного на... от 4 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 06-98/17Р

о назначении административного наказания

«29» июня 2017 г.                                                                                            г. Новосибирск

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области – начальник отдела рекламы И.В. Волохина, рассмотрев протокол № 06-98/17Р от 16 июня 2017 г. об административном правонарушении и материалы административного дела, возбужденного в отношении публичного акционерного общества междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» (ПАО «Ростелеком»; ОГРН 1027700198767; ИНН/КПП 7707049388/784001001; дата регистрации: 09.09.2002г.; юридический адрес: 191002, г. Санкт-Петербург, ул. Достоевского, д. 15),

в присутствии: представителя ПАО «Ростелеком» Валевич Д.С (доверенность № 0701/29/31-17 от 23.03.2017 г.); Гупало Т.С (доверенность от 26.11.2015 г),

УСТАНОВИЛ:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области  поступило заявление физического лица (вх. № 4621э от 06.10.2016г.), по факту распространения в октябре 2016 г. на квитанциях по оплате услуг связи ПАО «Ростелеком», направляемых абонентам г. Новосибирска рекламной информации, следующего содержания:

 «Ростелеком / Сим-карта от Ростелеком - это выгодно! Хотите платить за домашний телефон на 50% меньше? Подключайтесь к мобильной связи Ростелеком! Подключить мобильную связь Ростелеком легко!/ - Оформите СИМ-карту Ростелеком в любом офисе продаж/ - Активируйте СИМ-карту/ Платите в 2 раза меньше за домашний телефон и звоните бесплатно на мобильные сети Ростелеком/ [в середине квитанции мелким нечитаемым шрифтом указана информация, предположительно следующего содержащая: «При подключении услуг мобильной связи Ростелеком предоставляется скидка в 50% на абонентскую плату за предоставление абонентской линии домашней телефонии в счете за месяц, в котором было осуществлено подключение услуг мобильной связи. В дальнейшем скидка будет предоставляться, если сумма начислений за пользование мобильной связи по всем  номерам, подключенным к лицевому счету домашней телефонии, будет составлять 500 рублей и выше. Скидка 50% будет действовать до 31.03.2017 г., с 01.04.2017 г. размер скидки составит 30%. Бесплатные звонки с домашних телефонов Ростелеком на мобильные номера Ростелеком определяются в рамках акции» Ноль на мобильные Ростелеком». Состав и стоимость тарифов, условия подключения могут меняться в зависимости от региона РФ. Подробности на сайте RT.RU и по номеру 8 800 181 18 88]», с признаками нарушения Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту – Закон о рекламе).

Как указывает заявитель, из рекламного предложения следует, что ПАО «Ростелеком» предлагает клиентам экономить 50% средств, затрачиваемых на услуги стационарной связи (домашний телефон), в случае, если абонент соглашается на пользование дополнительным видом связи, предоставляемым Обществом.

По мнению заявителя, желание клиента оплачивать услуги связи на 50% дешевле  подразумевает длительный период такой возможности, однако ниже, очень мелким шрифтом сообщается, что скидка в 50% предоставляется только один раз, в месяц осуществления подключения услуг мобильной связи.

Такой способ подачи информации, по мнению заявителя, является недобросовестной рекламой и рассчитан на невнимательных или плохо зрячих граждан, которые могут быть введены в заблуждение.

Новосибирским УФАС России по указанному обращению в отношении ПАО «Ростелеком» была проведена внеплановая документарная проверка, по результатам которой 28.11.2016 г. в адрес ПАО «Ростелеком» был направлен Акт № 49 о наличии в действиях Общества нарушения законодательства о рекламе.

23.12.2016 г. ПАО «Ростелеком» были представлены Возражения на Акт проверки № 49, в которых указывалось следующее.

В соответствии со ст. 3 Закона о рекламе, реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечения внимания к объекту рекламирования, формирования или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Размещенная на счете-квитанции информация предназначена для ограниченного круга лиц - абонентов ПАО «Ростелеком», пользующихся услугами телефонной связи.

В содержании указано, что абонент ПАО «Ростелеком» может стать участником акции (предоставление скидки на «домашнюю телефонию») при одновременном оказании ему услуг местной, внутризоновой, междугородной телефонной связи и подвижной радиотелефонной связи.

Данная информация не является рекламой, поскольку она нацелена исключительно на уведомление абонента по вопросам, связанным с оказанием заказанных ему услуг связи, информирование абонента о возможности получения скидки на уже оказываемые ему услуги.

Пунктами 2, 3, ч. 2 ст. 2 Закона о рекламе установлено, что Закон о рекламе не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителей которой является обязательным в соответствии с федеральным законом.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее - Закон о связи) оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи. Законом абоненту предоставлено право на получение необходимой и достоверной информации об услугах связи (п.2 ст.623акона о связи).

Согласно пункту 12 Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденному постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 № 1342 (далее - Правила № 1342), Оператор связи предоставляет справочную информацию о тарифах на услуги телефонной о состоянии лицевого счета абонента, в том числе о задолженности по оплате услуг телефонной связи и др.

Пунктом 24 Правил № 1342 предусмотрена обязанность о предоставлена дополнительной информации, связанной с оказанием услуг телефонной связи.

Обязанность по предоставлению потребителю необходимой и достоверной информации об услугах, также предусмотрена статьей 10 Федерального закона о 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Таким образом, Общество полагает, что размещенная в счете информация является информационно справочной, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя, которое является обязательным в соответствии с федеральным законом (п.п. 2-3 ст. 2 Закона  рекламе; п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российское Федерации N 58 от 08.10.2012 «О некоторых вопросах практики применение арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, не является рекламой).

Согласно п. 41 Правил № 1342 счет, выставляемый абоненту за услуги связи является документом, отражающим сведения о денежных обязательствах абонента.

Правилами № 1342 предусмотрен определенный перечень сведений, содержащихся в счете. Между тем, законом не запрещено размещение в счетах об оплате услуг информации об оказываемых Оператором связи услугах.

На основании п. 42 Правил № 1342 Оператор связи обязан обеспечить предоставление абоненту счета на оплату услуг телефонной связи в течение 10 дней со дня выставления этого счета. Адрес, порядок и способ предоставления счета устанавливается договором. По согласованию с абонентом в качестве адреса предоставления абоненту счета допускается использовать адрес электронной почты либо электронный адрес системы самообслуживания оператора связи, через которую абонентом осуществляется доступ к сведениям об оказываемых ему услугах телефонной связи, расчетах с оператором связи и иной информации (личный кабинет).

В настоящей ситуации не представляется возможным определить способ получения абонентом счета на оплату услуг связи, качество изображения информации и степень ее восприятия.

В связи с доводами, указанными в представленных в антимонопольный орган возражениям ПАО «Ростелеком» не усматривает в своих действиях нарушения, указанные в Акте проверки.

Не согласившись с доводами ПАО «Ростелеком» Новосибирское УФАС России возбудило рассматриваемое дело в отношении Общества.

Согласно пояснениям ПАО «Ростелеком» на Определение по делу № 14/17 от 07.02.2017 г., Общество не усматривает в своих действиях признаки нарушения Закона о рекламе по следующим основаниям.

1. В рассматриваемом счете-квитанции размещена информация для конкретного абонента ПАО «Ростелеком», с конкретным абонентским номером, с присвоенным только ему номером лицевого счета в Автоматической системе расчетов «Старт» и др., т.е. определено конкретное лицо, которому адресовано обращение.

Информирование о скидке на оказываемые услуги уже выбранные абонентом производилось для определенного абонента и в его интересах. Лицо, имеющее право на скидку: абонент - гражданин, использующий услуги телефонной связи для личных, семейных, домашних нужд и других, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, пользующийся одновременно услугами местной телефонной связи ПАО «Ростелеком» и подвижной радиотелефонной связи ПАО «Ростелеком» и выбравший ПАО «Ростелеком» в качестве оператора междугородной и международной телефонной связи на условиях предварительного выбора - абонент Pre­select (заключивший договор/дополнительное соглашение путем акцепта публичной оферты, либо путем подписания единого документа) (далее - Абонент). Воспользоваться мобильной связью и получить скидку могло только конкретное лицо - вышеуказанный абонент ПАО «Ростелеком».

Таким образом, по мнению Общества, субъект информации персонифицирован (индивидуализирован), то есть информация носит адресный характер, то данная информация не является рекламой. Такой информацией может воспользоваться только конкретный её получатель, а значит, она должна оцениваться исключительно с точки зрения круга лиц, которому адресована.

В связи с тем, что к спорной информации признак неперсонифицированности не применим, Общество полагает, что относить ее к рекламе ошибочно.

Общество ссылается на Письмо Федеральной антимонопольной службы от 05.04.2007 г. № АЦ/4624 «О понятии неопределенный круг лиц» в котором сообщается, что в ст. 3 Закон о рекламе под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, по мнению Общества, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

2. Как указывается Обществом в пояснениях, по своему содержанию направляемая абоненту информация о предоставлении скидки в размере 50% за предоставление абонентской линии домашней телефонии при подключении услуг мобильной связи не содержит признаков рекламы.

Так, согласно п. 1 ст. 8 и п. 1 ст. 10 Федерального закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах. Таким образом, абоненты имеют право получать от оператора информацию, необходимую для исполнения заключенных с ними договоров, в том числе информацию о тарифах и оказываемых услугах. Информирование абонента о возможности получать абонентом скидку происходит по услуге, которой уже пользуется абонент.

По мнению Общества, информирование абонента ПАО «Ростелеком» о получении скидки на домашнюю телефонию способствует доведению до конкретного абонента информации о возможных изменениях в условиях предоставляемых ему услуг телефонной связи в его интересах. Данная информация носит не рекламный, а справочно-информационный характер, что соответствует основным понятиям, указанным в п.п. 1,8 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», т.е. в данном случае информация предоставляется, а не распространяется.

Реклама же, согласно Закону о рекламе, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования и его продвижение на рынке.

Данная информация не является рекламой, поскольку она нацелена исключительно на уведомление абонента по вопросам, связанным с оказанием заказанных им услуг связи. Информирование на счете абонента о возможности получения им скидки на уже оказываемые ему услуги не запрещено и произведено в интересах абонента.

Пунктами 2, 3, ч. 2 ст. 2 ФЗ о рекламе установлено, что закон о рекламе не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителей которой является обязательным в соответствии с федеральным законом.

Одним из принципов законодательства РФ является принцип "все, что не запрещено, разрешено". Тем самым, участники гражданского оборота вправе действовать по своему усмотрению во всех тех случаях, когда правила их поведения не предписаны законом, сообразуясь при этом с требованиями добросовестности и разумности и не выходя за пределы осуществления гражданских прав (ст. 9 ГК РФ).

Так, Правила № 1342 определяют обязательную информацию, которая должна содержаться в счёте на оплату, но не регулируют (и тем более не запрещают) вопросы размещения в счёте любой иной дополнительной информации. В рассматриваемом случае, Обществом как одним из вариантов доведения информации до абонента был выбран счет.

Таким образом, Общество полагает, что размещенная в счете информация является информационно­-справочной, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом (п.п. 2-3 ст. 2 Закона о рекламе; п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 58 от 08.10.2012 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, не является рекламой).

В силу того, что рассматриваемая информация рекламой не является, обязательна для предоставления в силу закона, является информационно-справочной, доведена до абонента на счете, ПАО «Ростелеком» полагает, что в действиях Общества отсутствуют признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Согласно пояснениям Общества от 12.04.2017 г. (вх. № 1653), между Оператором связи и Абонентом Быковым В.И. было заключено Дополнительное соглашение от 12.05.2010 к Договору № 1303786 от 01.01.2000 г., в соответствии с которым абонентом выбран способ доставки счетов - «Сайт Оператора связи» через ISPA (ИСПА).

ИСПА - Интернет Система Поддержки Абонентов - это личный кабинет абонентов ПАО «Ростелеком».

Личный кабинет - информационная система, предоставляющая всем клиентам компании ПАО «Ростелеком» дистанционный канал самообслуживания через сеть интернет, войти в которую можно круглосуточно. Данная система позволяет контролировать состояние лицевого счета, получать информацию о выставленных счетах и оплаченных услугах, производить оплату различными способами, подписываться на рассылку по электронной почте, изменять способ доставки счета, добавлять и удалять услуги.

30.04.2013 Абонентом Быковым В.И. способ доставки счета через Личный кабинет (с использованием персональных данных: логина и пароля) был изменен на «Получение по e-mail».

Таким образом, по мнению Общества, счет за оказанные в сентябре 2016 г. услуги связи абоненту был направлен согласно выбранному им способу доставки счета - на электронный почтовый ящик абонента.

Счет абоненту направлялся в формате, который предполагает возможность увеличения текста и просмотр информации в комфортном для пользователя масштабе.

Указанная в счете информация не являлась рекламой. Адресатами данной информации был определенный заранее круг лиц, а именно - абоненты ПАО «Ростелеком», пользующиеся услугами телефонной связи ПАО «Ростелеком» и получающие счета на услуги связи по e-mail.

ПАО «Ростелеком» в работе с абонентами руководствуется принципами клиентоориентированности, разумности и добросовестности. Оператор оперативно информирует своих абонентов о проводимых акциях, предоставляющих дополнительные скидки на оказываемые услуги, в соответствии с действующим законодательством РФ.

Новосибирское УФАС России считает данную позицию ошибочной и противоречащей фактическим материалам.

Из документов, представленных Обществом (вх. № 5106э от 8.11.2016, № 10210 от 14.11.2016 г.), следует, что ПАО «Ростелеком» действовало в соответствии с п. 42 Правил оказания услуг телефонной связи, утв. Постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 № 1342 (далее - Правила № 1342), согласно которому Оператор связи обязан обеспечить предоставление абоненту счета на оплату услуг телефонной связи.

Рассматриваемая информация была размещена в счетах на оплату услуг, оказанных в сентябре 2016 года абонентам ПАО «Ростелеком», пользующимся одновременно услугами местной телефонной связи ПАО «Ростелеком» и выбравшим ПАО «Ростелеком» в качестве оператора междугородной и международной телефонной связи на условиях предварительного выбора - абонентам Pre-select (заключившим договор/дополнительное соглашение путем акцепта публичной оферты, либо путем подписания единого документа). В связи с чем, у ПАО «Ростелеком» отсутствуют указанные договоры с рекламораспространителями/рекламопроизводителями, заявки на размещение, а также платежные документы по договорам и акты выполненных работ, макеты и т.д.

Обществом представлены документы, на основании которых проводилось информирование: Приказ от 30.08.2016 г. № 07/01/076-16 «О проведении маркетинговой акции и утверждении скидок при оказании услуг местной, внутризоновой и междугородной телефонной связи и подвижной радиотелефонной связи для абонентов категории «население» филиалов Макрорегиона «Сибирь» ПАО «Ростелеком»; Приказ ПАО «Ростелеком» от 25.08.2016 г. № 01/01/762-16 «О проведении маркетинговой акции и утверждении скидок при оказании услуг местной, внутризоновой и междугородной телефонной связи и подвижной радиотелефонной связи для абонентов категории «Население» на территории РФ».

Также Общество указало, что обязанность оператора сообщать абоненту всю необходимую информацию об оказываемых услугах предусмотрена ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300 «О защите прав потребителей» и п. 12 Правил № 1342.

Согласно пояснениям заявителя, рассматриваемая квитанция была им получена посредством электронной почты, а также путем обнаружения в почтовом ящике.

Вместе с тем, Новосибирским УФАС России установлено, что согласно п.п. 1 и 2 ст. 3 Закона о рекламе, реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара.        

Объектом рекламирования в данном случае являются услуги, предоставляемые ПАО «Ростелеком», а также рассматриваемая рекламная акция.

В указанной норме под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Абоненты – получатели квитанции, в которых содержались сведения о проводимой акции, в том числе заявитель, составляют такой неопределенный круг лиц, поскольку заранее неизвестно, воспользуются ли они данным рекламным предложением и вступят ли в конкретные правоотношения с оператором связи по поводу участия в акции.

Следовательно, под рекламой понимается определенная неперсонифицированная информация, направленная на продвижение определенного объекта рекламирования, даже если она направляется определенному адресному списку.        

В данном случае получателем рассматриваемой информации может являться не только конкретный потребитель услуг, но и члены его семьи, работники, осуществляющие распространение квитанций по почтовым ящикам абонентов, обслуживающих организаций и т.д., поскольку квитанция доставляется в не конвертируемом виде, с внешней стороны которой размещена реклама.  

Таким образом, рассматриваемая информация в полной мере обладает всеми признаками понятия «реклама», указанными в Законе.

Следовательно, довод ПАО «Ростелеком» о квалификации рассматриваемой информации в качестве справочной, не состоятелен.  

В соответствии с ч. 11 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.

П. 41 Правил № 1342 установлен исчерпывающий перечень сведений, которые должны указываться в  счете (т.е. документе, отражающем сведения о денежных обязательствах абонента, выставляемом абоненту за услуги телефонной связи), должны содержать следующие сведения:

а) реквизиты оператора связи;

б) реквизиты абонента;

в) расчетный период, за который выставляется счет;

г) номер лицевого счета абонента;

д) данные о суммарной продолжительности соединений за расчетный период (при повременном учете);

е) сумма, предъявляемая к оплате по каждому виду услуг телефонной связи и каждому абонентскому номеру;

ж) виды оказанных услуг телефонной связи;

з) сумма остатка на лицевом счете (при авансовом платеже);

и) дата выставления счета;

к) срок оплаты счета (при отложенном платеже).

Указанный перечень является закрытым и не подлежит расширительному толкования, в связи с отсутствием соответствующего указания в данной норме.    

Правила № 1342 являются составной частью Российского Законодательства, при этом указанным нормативным правовым актом не предусмотрено размещение рекламы на платежных документах.

Общество имело возможность избрать иной способ информирования своих абонентов о действующих акциях, в том числе путем направления отдельных информационных писем.   

Договор с заявителем на размещение рекламной информации на предоставляемых ему платежных документах Оператором связи также не заключался.

Данные обстоятельства свидетельствуют о нарушения требований ч. 11 ст. 5 Закона о рекламе.

Кроме того, в середине квитанции мелким нечитаемым шрифтом указана информация, предположительно следующего содержащая: «При подключении услуг мобильной связи Ростелеком предоставляется скидка в 50% на абонентскую плату за предоставление абонентской линии домашней телефонии в счете за месяц, в котором было осуществлено подключение услуг мобильной связи. В дальнейшем скидка будет предоставляться, если сумма начислений за пользование мобильной связи по всем номерам, подключенным к лицевому счету домашней телефонии, будет составлять 500 рублей и выше. Скидка 50% будет действовать до 31.03.2017 г., с 01.04.2017 г. размер скидки составит 30%. Бесплатные звонки с домашних телефонов Ростелеком на мобильные номера Ростелеком определяются в рамках акции» Ноль на мобильные Ростелеком». Состав и стоимость тарифов, условия подключения могут меняться в зависимости от региона РФ. Подробности на сайте RT.RU и по номеру 8 800 181 18 88».

Согласно п. 28 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и т.п.), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования. При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

В силу ч.7 ст.5 Федерального закона «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В данном случае, согласно поступившему обращению, а также учитывая способ,  размещения рекламной информации и его шрифт, существенные для потребителя сведения, относительно скидки на оплату услуг связи в размере 50% формально присутствует в рекламе. Однако данная информация изложена мелким (нечитаемым) шрифтом, что не позволяет потребителю (в том числе абонентам, имеющим заболевания глаз) воспринимать данные сведения, а, следовательно, не может рассматриваться как их фактическое наличие.

Довод Общества о том, что квитанции получаются абонентами в формате, который предполагает возможность увеличения текста и просмотра информации в комфортном для пользователя масштабе, отклоняется Комиссией Новосибирского УФАС России, поскольку квитанция, на которой размещена рассматриваемая реклама, получена заявителем не только по электронной почте, но и путем обнаружения в почтовом ящике на листе формата А-4.

При этом текст рекламы, в котором указываются условия предоставления скидки относительно прочей, особо привлекательной для заявителя информации, выполнен мелким шрифтом, который не поддается прочтению без специальных средств.        

Указанные факты свидетельствуют о нарушении ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.

П.7 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» определено, что рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Ответственность за нарушение требований ч.7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель, т.е. изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В данном случае, с учетом представленных пояснений и документов рекламораспространителем и рекламодателем рассматриваемой рекламы является ПАО «Ростелеком».

Данная позиция антимонопольного органа подтверждена сложившейся судебной практикой (например, Постановление  ФАС Западно-Сибирского округа от 18.09.2008 г. № Ф67-264/2008, Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 11.10.2016 г., по делу № А43-14386/2016), а также правоприменительной практикой территориальных органов ФАС России (например, Решение Омского УФАС России по делу № 06-10.1/27-2016 от 13.04.2016 г.).

Согласно п. 4 ст. 3 Закона о рекламе, ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.         

Решением Комиссии от 27.04.2017 г. ПАО «Ростелеком» признано нарушившим требования ч.ч. 7, 11 ст.5 Закона о рекламе Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе».

Дата совершения административного правонарушения – 05 октября 2016 г.

Место совершения административного правонарушения – г. Новосибирск.

Согласно ч. 1 ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тыс. рублей.

При составлении Протокола представителем ПАО «Ростелеком» в Протокол занесены пояснения, согласно которым Общество не согласно с датой совершения административного правонарушения, указанной в Протоколе (05 октября – 31 октября 2016 г.), считая ее определенной, а именно 05.10.2016г.

Также представителем Общества отмечается, что с составлением Протокола ПАО «Ростелеком» не согласно. Позиция ПАО «Ростелеком» отражена в отзыве от 15.06.2017г.

Данный отзыв совпадает с позицией Общества, изложенной в ходе рассмотрения дела № 14/17. Комиссией Новосибирского УФАС России уже была дана оценка данной позиции.

Кроме того ПАО «Ростелеком» представили письмо ФАС России № АК/30581/17 от 05.05.2017г., в котором ФАС России в ответ на обращение АО «Форме Технолоджи» о рекламе на платежных квитанциях, сообщает АО «Форме Технолоджи», что исходя из отсутствия прямого либо косвенного законодательного запрета на размещение рекламы на внешней (оборотной) стороне квитанции на оплату коммунальных услуг, само по себе размещение рекламы на внешней (оборотной) стороне квитанции на оплату коммунальных услуг не может быть признано нарушением Федерального закона «О рекламе».

Также в письме сообщается, что в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении принят законопроект, направленный на запрет рекламы на платежных документах.

Правительство Российской Федерации поддерживает принятие данного законопроекта.

Новосибирское УФАС России при рассмотрении данного документа отмечает следующее.

Письмо ФАС России № АК/30581/17 от 05.05.2017г., адресовано АО «Форме Технолоджи» в ответ на запрос данного юридического лица, по обстоятельствам конкретного дела, материалы которого не исследовались Новосибирским УФАС России. В связи с чем данное письмо не имеет прямого отношения к рассматриваемому в настоящем деле факту и не может служить доказательством по данному делу.

На рассмотрении дела 29.06.2017г. представителем ПАО «Ростелеком» озвучена также позиция, согласно которой Общество не согласно с вменением нарушения ч. 11 ст. 5 Закона «О рекламе», поскольку статьей 38 Закона «О рекламе» не предусмотрена ответственность за нарушение данной нормы.

Новосибирское УФАС России согласно с данной позицией общества, и отмечает, что рассматриваемое административное дело возбуждено по факту нарушения ПАО «Ростелеком» ч. 7 ст. 5 Закона «О рекламе». Ответственность за нарушение данной нормы предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Кроме того представителями ПАО «Ростелеком» отмечается, что датой совершения административного правонарушения не может являться промежуток с 05.10.2016г. по 31.10.2016г., поскольку направление заявителю квитанции по оплате услуг связи ПАО «Ростелеком» с рассматриваемой рекламой произошло разово, именно 05.10.2016г. Таким образом, датой совершения административного правонарушения является именно «05» октября 2016г.

Новосибирское УФАС России считает данную позицию обоснованной.

Срок давности привлечения ПАО «Ростелеком» к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Рассмотрев материалы дела, учитывая характер правонарушения, финансовое  положение лица, наличие смягчающего обстоятельства: нарушение устранено, а так же отсутствие отягчающих обстоятельств, установленных ст. 4.3 КоАП РФ, руководствуясь статьями 14.3, 23.48 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

  1. Признать ПАО «Ростелеком» (ОГРН 1027700198767; ИНН/КПП 7707049388/784001001; дата регистрации: 09.09.2002г.; юридический адрес: 191002, г. Санкт-Петербург, ул. Достоевского, д. 15) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
  2. Применить к ПАО «Ростелеком» меру ответственности в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях на р/с 40101810900000010001 в Сибирском ГУ банка России, г. Новосибирск, БИК 045004001, ОКТМО 50701000, получатель: УФК РФ по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России), ИНН 5405116098 / КПП 540501001, код БК 161 1 16 26000 01 6000 140, УИН: 0319806761062900000852036; назначение платежа: административный штраф за нарушение законодательства о рекламе.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в соответствии со статьями 30.1-30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В соответствии со статьей 31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, в соответствии со ст. 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В соответствии со ст. 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении  оглашено немедленно по окончании рассмотрения дела. 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны