Решение №054/01/18.1-143/2023 жалоба ООО «Стройкомплект» на действия МУП г. Новосибирска ... от 6 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

054/01/18.1-143/2023

 

06 февраля 2023 года                                                                                                  г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

…..

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью «Стройкомплект» (далее – ООО «Стройкомплект») (вх. № 795-ЭП/23 от 17.01.2023 г.) на действия заказчика муниципального унитарного предприятия г. Новосибирска «Горводоканал» (далее – МУП г. Новосибирска «Горводоканал») при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на  оказание услуг по осуществлению строительного контроля за строительством объекта: «Повысительная насосная станция «Садовая» и резервуаров чистой воды» (извещение № 32211970337 на сайте https://zakupki.gov.ru/),

в присутствии <...>

УСТАНОВИЛА:

                  

В Новосибирское УФАС России поступила жалоба ООО «Стройкомплект» (вх. № 795-ЭП/23 от 17.01.2023 г.) на действия заказчика МУП г. Новосибирска «Горводоканал» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на  оказание услуг по осуществлению строительного контроля за строительством объекта: «Повысительная насосная станция «Садовая» и резервуаров чистой воды» (извещение № 32211970337 на сайте https://zakupki.gov.ru/).

Заявитель сообщает следующее.

20.12.2022 на сайте http://zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства № 32211970337 на оказание услуг по осуществлению строительного контроля за строительством объекта: «Повысительная насосная станция «Садовая» и резервуаров чистой воды» (далее – конкурс).

В пп. 12 п. 19.1 Информационной карты конкурсной документации предусмотрены следующие требования, предъявляемые к участникам закупки:

«12) Соответствие участников закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации:

В соответствии с ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации участник конкурса должен быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства с соблюдением условий, предусмотренных ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Данное требование не применяется к участникам конкурса в случаях, указанных в ч. 2.1 и ч. 2.2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с Письмом от 12 февраля 2021 г. № 5265-ТБ/02 Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации исходя из совокупности положений части 2 статьи 53 и пункта 22 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) строительный контроль является функцией технического заказчика и может выполняться только членом саморегулируемой организации  в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных частями 2.1 и 2.2 статьи 52 Кодекса.

В соответствии с частями 10 - 13 статьи 55.16 Кодекса уровень ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда саморегулируемой организации определяется исходя из максимальной стоимости договора подряда, который планируют выполнять индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, уровень ответственности по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации - исходя из предельного размера обязательств по договорам подряда, которые индивидуальный предприниматель, юридическое лицо намерены заключить с использованием конкурентных способов.

В этой связи обязательность членства в саморегулируемой организации, а также уровень ответственности члена саморегулируемой организации, имеющего намерение выполнять по договору строительный контроль, определяются исходя из размера обязательств по договору о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, по которому планируется осуществление этого строительного контроля».

Предметом контроля является: Выполнение работ по строительству объекта: «Повысительная насосная станция «Садовая» и резервуаров чистой воды».

Стоимость строительства в соответствии с договором составляет: 260 890 869 рублей 24 копейки.

Взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, должен быть обеспечен участником закупки, с которым заключается договор, на момент заключения договора по итогам конкурса».

Таким образом, исходя из положений конкурсной документации, участник закупки должен иметь второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств на момент заключения договора по итогам конкурса, а не на момент подачи заявки на участие в конкурсе.

Согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок конкурса № 2609304 от 13.01.2023 ООО «Стройкомплект» было признано не соответствующим требованиям конкурсной документации, в связи с тем, что у данного участника первый уровень ответственности.

Согласно выписке из реестра членов саморегулируемой организации от 10.01.2023, а также исходя из сведений из открытого доступа с сайта https://reestr.nostroy.ru/ ООО «Стройкомплект» имеет второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации по договорным обязательствам.

В соответствии с ч. 1 ст. 55.17 ГрК РФ в единый реестр сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах включается информация о членах саморегулируемой организации, о лицах, прекративших членство в саморегулируемой организации, а также сведения об их обязательствах соответственно по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, договорам подряда на осуществление сноса, заключенным такими лицами с использованием конкурентных способов заключения договоров.

В соответствии с ч.5 ст. 55.17 ГрК РФ сведения, содержащиеся в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах, подлежат размещению в сети «Интернет» и должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.

С учетом положений ч. 2 ст. 7.1 Федерального закона от 1 декабря 2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» наличие сведений в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах является подтверждением членства в соответствующей саморегулируемой организации и уровня ответственности члена саморегулируемой организации.

Исходя из вышесказанного, сведения о компенсационном фонде и уровне ответственности члена СРО находятся в общем доступе.

Следовательно, заказчик неправомерно применил в отношении ООО «Стройкомплект» отсутствующее в конкурсной документации требование о наличии второго уровня ответственности членов СРО на момент подачи заявки и неправомерно признал заявку ООО «Стройкомплект» несоответствующей требованиям конкурсной документации.

В соответствии с п. 4 ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случае предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

Податель жалобы просит:

1. Принять настоящую жалобу к рассмотрению.

2. Признать действия заказчика несоответствующими действующему законодательству.

МУП г. Новосибирска «Горводоканал» предоставило следующие возражения на доводы жалобы.

Жалобу ООО «Стройкомплект» на действия организатора торгов МУП г. Новосибирска «Горводоканал» при проведении электронного конкурса  среди СМП на оказание услуг по осуществлению строительного контроля за строительством объекта: «Повысительная насосная станция «Садовая» и резервуаров чистой воды» (извещение на сайте https://zakupki.gov.ru/ 32211970337 от 20.12.2022 г.) МУП г. Новосибирска «Горводоканал» считает необоснованной в связи со следующими обстоятельствами.

Согласно п.п 12 п 19.1 информационной карты конкурсной документации ЕИС № 32211970337) было установлено требование о соответствие участников закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации:

В соответствии с ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации участник конкурса должен быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства с соблюдением условий, предусмотренных ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

Данное требование не применяется к участникам конкурса в случаях, указанных в ч. 2.1 и ч. 2.2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с Письмом от 12 февраля 2021 г. № 5265-ТБ/02 Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, исходя из совокупности положений части 2 статьи 53 и пункта 22 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) строительный контроль является функцией технического заказчика и может выполняться только членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных частями 2.1 и 2.2 статьи 52 Кодекса.

В соответствии с частями 10 - 13 статьи 55.16 Кодекса уровень ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда саморегулируемой организации определяется исходя из максимальной стоимости договора подряда, который планируют выполнять индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, уровень ответственности по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации - исходя из предельного размера обязательств по договорам подряда, которые индивидуальный предприниматель, юридическое лицо намерены заключить с использованием конкурентных способов.

В этой связи обязательность членства в саморегулируемой организации, а также уровень ответственности члена саморегулируемой организации, имеющего намерение выполнять по договору строительный контроль, определяются исходя из размера обязательств по договору о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, по которому планируется осуществление этого строительного контроля.

Предметом контроля является выполнение работ по строительству объекта «Повысительная насосная станция «Садовая» и резервуаров чистой воды».

Стоимость строительства в соответствии с договором составляет: 260 890 869 рублей  24  копейки.

Взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств должен быть обеспечен участником закупки, с которым заключается договор, на момент заключения договора по итогам конкурса.

Информация указанная в .п 12 п 19.1 информационной карты конкурсной документации о том , что взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, должен быть обеспечен участником закупки, с которым заключается договор, на момент заключения договора по итогам конкурса не имеет отношение к допуску или не допуску заявки для участия в закупочной процедуре, а лишь служит дополнительным напоминанием о необходимости внести взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, если у участника конкурса которого признали победителем отсутствует взнос на момент рассмотрения заявки.

Данное пояснение размещено в соответствии с письмом от 30.01.2020 вх №2184 от Ассоциации строительных организаций Новосибирской области (АСОНО), в котором указано: «На текущем этапе  судебная практика исходит из понимания, что на момент подачи заявки заявитель должен состоять в СРО в области строительства, если конкурентная процедура предполагает заключение договора подряда на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, при этом уровень ответственности по обязательствам, исходя из которого должен быть внесен взнос  в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, должен быть обеспечен на момент заключения контракта по итогам конкурса».

Т.к. стоимость строительства в соответствии с договором составляет: 260 890 869 рублей 24 копейки уровень ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда саморегулируемой организации в соответствии с частями 10 - 13 статьи 55.16  Градостроительного Кодекса должен быть не менее второго. Участник конкурса ООО «Стройкомплект» на момент рассмотрения заявки 13.01.2023 г.  имел первый уровень ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда, т.е. участник конкурса ООО «Стройкомплект» не соответствовал требованиям п.п. 12 п. 19.1 информационной карты конкурсной документации.

Заявитель дополнительно сообщил следующее.

В пп. 12 п. 19.1 Информационной карты конкурсной документации предусмотрены следующие требования, предъявляемые к участникам закупки:

«12) Соответствие участников закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации:

В соответствии с ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации участник конкурса должен быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства с соблюдением условий, предусмотренных ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

Данное требование не применяется к участникам конкурса в случаях, указанных в ч. 2.1 и ч. 2.2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с Письмом от 12 февраля 2021 г. № 5265-ТБ/02 Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации:

«Исходя из совокупности положений части 2 статьи 53 и пункта 22 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) строительный контроль является функцией технического заказчика и может выполняться только членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных частями 2.1 и 2.2 статьи 52 Кодекса.

В соответствии с частями 10 - 13 статьи 55.16 Кодекса уровень ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда саморегулируемой организации определяется исходя из максимальной стоимости договора подряда, который планируют выполнять индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, уровень ответственности по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации - исходя из предельного размера обязательств по договорам подряда, которые индивидуальный предприниматель, юридическое лицо намерены заключить с использованием конкурентных способов.

В этой связи обязательность членства в саморегулируемой организации, а также уровень ответственности члена саморегулируемой организации, имеющего намерение выполнять по договору строительный контроль, определяются исходя из размера обязательств по договору о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, по которому планируется осуществление этого строительного контроля».

Предметом контроля является: Выполнение работ по строительству объекта: «Повысительная насосная станция "Садовая" и резервуаров чистой воды».

Стоимость строительства в соответствии с договором составляет: 260 890 869 рублей 24 копейки

Взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, должен быть обеспечен участником закупки, с которым заключается договор, на момент заключения договора по итогам конкурса».

Таким образом, Заказчик в конкурсной документации установил требование, о наличии у участника закупки второго уровня ответственности члена саморегулируемой организации по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств па момент заключения договора по итогам конкурса, а не на момент подачи заявки на участие в конкурсе.

Согласно выписке из реестра членов саморегулируемой организации от 10.01.2023, а также исходя из сведений из открытого доступа с сайта https://reestr.nostroy.ru/ ООО «Стройкомплект» имеет второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации по договорным обязательствам.

Таким образом, ООО «Стройкомплект» соответствует требованиям конкурсной документации, так обеспечил взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств уже на момент рассмотрения вторых частей заявок.

В соответствии с ч. 6 ст. 3 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Следовательно, заказчик неправомерно применил в отношении ООО «Стройкомплект» отсутствующее в конкурсной документации требование о наличии второго уровня ответственности членов СРО на момент подачи заявки и неправомерно признал заявку ООО «Стройкомплект» несоответствующей требованиям конкурсной документации.

МУП г. Новосибирска «Горводоканал» дополнительно предоставило следующие возражения на доводы жалобы.

Наличие у участника закупки 2-го уровня ответственности по фонду возмещения вреда установлено в п.п. 12 п 19.1 информационной карты конкурсной документации  в виде требования к участникам закупки быть  членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства с соблюдением условий, предусмотренных  ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 ст. 55.8 Градостроительного кодекса член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:

- наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 настоящего Кодекса.

На основании ч. 1 ст. 55.16 ГрК РФ саморегулируемая организация в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, формирует компенсационный фонд возмещения вреда.     

Саморегулируемая организация в случаях, установленных ГрК РФ, в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда или договорам подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, дополнительно формирует компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.

Не допускается освобождение члена саморегулируемой организации от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд возмещения вреда, в том числе, за счет его требований к саморегулируемой организации, а также освобождение члена саморегулируемой организации, подавшего заявление о намерении принимать участие в заключении договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров, от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случае, если саморегулируемой организацией принято решение о формировании такого компенсационного фонда. ( ч 3 ст 55.16 ГрК РФ).

Из вышеприведенных норм следует, что компенсационный фонд возмещения вреда формируется саморегулируемой организацией в обязательном порядке, размер взноса в указанный фонд зависит от стоимости одного договора строительного подряда.

Стоимость подряда  для  ООО «Стройкомплект» составит  260 890 869 рублей  24  копейки т.к уровень ответственности члена саморегулируемой организации, имеющего намерение выполнять по договору строительный контроль, определяются исходя из размера обязательств по договору о строительстве  ( Письмо от 12 февраля 2021 г. № 5265-ТБ/02 Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации,    решение Новосибирского УФАС России № 054/06/48-2/2023 от 28.12.2022).

Порядок формирования компенсационных фондов в зависимости от уровня ответсвенности  члена СРО установлен в части 10-13 ст.55.16. ГрК  РФ:

Минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет:

-  пятьсот тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору не превышает пятьсот миллионов рублей (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации) ,т.е уровень ответственности по фонду возмещения вреда для участников данного конкурса должен быть не менее второго.

Участник конкурса ООО «Стройкомплект» был признан несоответствующим требованиям  п.п 12 п 19.1 информационной карты конкурсной документации, т.к. на момент рассмотрения заявки  13.01.2023  имел первый уровень ответственности по фонду возмещения вреда (стоимость работ по договору не превышает 60 млн. руб.), что подтверждается информацией с сайта реестра НОСТРОЙ.

Рассмотрев по существу поступившую жалобу, представленные материалы и возражения, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

20.12.2022 на сайте http://zakupki.gov.ru МУП г. Новосибирска «Горводоканал» разместило извещение о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства № 32211970337 на оказание услуг по осуществлению строительного контроля за строительством объекта: «Повысительная насосная станция «Садовая» и резервуаров чистой воды».

Начальная (максимальная) цена договора: 8 914 716,00 руб.

Дата начала срока подачи заявок - 20.12.2022 00:00 (МСК+4).

Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) – 28.12.2022 09:00 (МСК+4).

В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в конкурсе № 2609304, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства от 29.12.2022 г., на участие в торгах было подано 10 заявок.

Все заявки (в первой части) признаны соответствующие требованиям закупочной документации.

В соответствии с протоколом рассмотрения вторых частей заявок конкурса № 2609304, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпри-нимательства  от 13.01.2022  г. заявка участника ООО «Стройкомплект» (помимо иных) признана не соответствующей требованиям закупочной документации по следующим основаниям.

Несоответствие участника закупки требованиям пп. 12 п. 19.1 Информационной карты конкурсной документации:

В соответствии с Письмом от 12 февраля 2021 г. № 5265-ТБ/02 Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, уровень ответственности члена саморегулируемой организации, имеющего намерение выполнять по договору строительный контроль, определяются исходя из размера обязательств по договору о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, по которому планируется осуществление этого строительного контроля».

Предметом контроля является: Выполнение работ по строительству объекта: «Повысительная насосная станция "Садовая" и резервуаров чистой воды» 

Стоимость строительства в соответствии с договором составляет: 260 890 869 рублей 24 копейки, т.е. член СРО должен иметь уровень ответственности не менее 2-го.

Конкурсная комиссия заказчика отметила, что у данного участника первый уровень ответственности.

Давая оценку вышеуказанному факту Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

В соответствии с п.п. 12 п.19.1 Информационной карты конкурсной документации установлено следующее требование к участникам торгов.

Соответствие участников закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации:

 В соответствии с ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации участник конкурса должен быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства с соблюдением условий, предусмотренных ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

Данное требование не применяется к участникам конкурса в случаях, указанных в ч. 2.1 и ч. 2.2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с Письмом от 12 февраля 2021 г. № 5265-ТБ/02 Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации: «исходя из совокупности положений части 2 статьи 53 и пункта 22 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) строительный контроль является функцией технического заказчика и может выполняться только членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных частями 2.1 и 2.2 статьи 52 Кодекса.

В соответствии с частями 10 - 13 статьи 55.16 Кодекса уровень ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда саморегулируемой организации определяется исходя из максимальной стоимости договора подряда, который планируют выполнять индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, уровень ответственности по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации - исходя из предельного размера обязательств по договорам подряда, которые индивидуальный предприниматель, юридическое лицо намерены заключить с использованием конкурентных способов.

В этой связи обязательность членства в саморегулируемой организации, а также уровень ответственности члена саморегулируемой организации, имеющего намерение выполнять по договору строительный контроль, определяются исходя из размера обязательств по договору о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, по которому планируется осуществление этого строительного контроля».

Предметом контроля является: выполнение работ по строительству объекта: «Повысительная насосная станция «Садовая» и резервуаров чистой воды».

Стоимость строительства в соответствии с договором составляет: 260 890 869 рублей  24  копейки.

Взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, должен быть обеспечен участником закупки, с которым заключается договор, на момент заключения договора по итогам конкурса.

Таким образом, исходя из п.п. 12 п.19.1 Информационной карты конкурсной документации, фактических обстоятельств закупки и требований Градостроительного кодекса РФ участникам закупки необходимо иметь вторые уровни ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда и по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств.

При этом заказчик пояснил, что информация указанная в п.п. 12 п. 19.1 информационной карты конкурсной документации о том, что взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, должен быть обеспечен участником закупки, с которым заключается договор, на момент заключения договора по итогам конкурса не имеет отношение к допуску или не допуску заявки для участия в закупочной процедуре, а лишь служит дополнительным напоминанием о необходимости внести взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, если у участника конкурса которого признали победителем отсутствует взнос на момент рассмотрения заявки.

Данное пояснение размещено в соответствии с письмом от 30.01.2020 вх. №2184 от Ассоциации строительных организаций Новосибирской области (АСОНО), в котором ука-зано: «На текущем этапе  судебная практика исходит из понимания, что на момент подачи заявки заявитель должен состоять в СРО в области строительства, если конкурентная проце-дура предполагает заключение договора подряда на строительство, реконструкцию, капи-тальный ремонт объектов капитального строительства, при этом уровень ответственности по обязательствам, исходя из которого должен быть внесен взнос  в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, должен быть обеспечен на момент заключения кон-тракта по итогам конкурса».

При этом заказчик пояснил, что заявка подателя жалобы была отклонена именно из-за отсутствия у него второго уровня ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда.

Требование о том, что взнос в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть обеспечен участником закупки, с которым заключается договор, на момент заключения договора по итогам конкурса не следует ни из п.п. 12 п.19.1 Информационной карты конкурсной документации, ни из положений Градостроительного кодекса РФ.

Порядок формирования компенсационных фондов в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации установлен в ст. 55.16 ГрК РФ.

В соответствии с ч. 13 ст. 55.16 Грк РФ, минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров, в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет:

1) двести тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает шестьдесят миллионов рублей (первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

2) два миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает пятьсот миллионов рублей (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

3) четыре миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает три миллиарда рублей (третий уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

4) семь миллионов рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает десять миллиардов рублей (четвертый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

5) двадцать пять миллионов рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам составляет десять миллиардов рублей и более (пятый уровень ответственности члена саморегулируемой организации).

При этом наличие у участника закупки 2-го уровня ответственности по фонду возмещения вреда установлено в п.п. 12 п 19.1 информационной карты конкурсной документации  и следует из требований Градостроительного кодекса РФ и фактических обстоятельств закупки.

Так, в соответствии с частью 3 ст. 55.8 Градостроительного кодекса член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:

- наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 настоящего Кодекса.

На основании ч. 1 ст. 55.16 ГрК РФ саморегулируемая организация в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, формирует компенсационный фонд возмещения вреда.     

Саморегулируемая организация в случаях, установленных ГрК РФ, в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда или договорам подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, дополнительно формирует компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.

Не допускается освобождение члена саморегулируемой организации от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд возмещения вреда, в том числе, за счет его требований к саморегулируемой организации, а также освобождение члена саморегулируемой организации, подавшего заявление о намерении принимать участие в заключении договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров, от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случае, если саморегулируемой организацией принято решение о формировании такого компенсационного фонда. (ч. 3 ст 55.16 ГрК РФ).

Таким образом, компенсационный фонд возмещения вреда формируется саморегулируемой организацией в обязательном порядке, размер взноса в указанный фонд зависит от стоимости одного договора строительного подряда.

Стоимость подряда  для  ООО «Стройкомплект» составит  260 890 869 рублей  24  копейки т.к. уровень ответственности члена саморегулируемой организации, имеющего намерение выполнять по договору строительный контроль, определяются исходя из размера обязательств по договору о строительстве  ( Письмо от 12 февраля 2021 г. № 5265-ТБ/02 Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации).

Порядок формирования компенсационных фондов в зависимости от уровня ответсвенности  члена СРО установлен в части 10-13 ст. 55.16. ГрК  РФ:

Минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет:

-  пятьсот тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору не превышает пятьсот миллионов рублей (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации), т.е. уровень ответственности по фонду возмещения вреда для участников данного конкурса должен быть не менее второго.

Участник конкурса ООО «Стройкомплект» был признан несоответствующим требованиям  п.п. 12 п. 19.1 информационной карты конкурсной документации, т.к. на момент рассмотрения заявки  13.01.2023  имел первый уровень ответственности по фонду возмещения вреда (стоимость работ по договору не превышает 60 млн. руб.), что подтверждается информацией с сайта реестра НОСТРОЙ.

Исходя из вышеизложенного, так как стоимость строительства в соответствии с договором составляет: 260 890 869 рублей 24 копейки, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводам о том, что требование закупочной документации о том, что потенциальный участник торгов, член СРО должен иметь уровень ответственности не менее 2-го установлено правомерно, так как указанный уровень определяются исходя из размера обязательств по договору о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, по которому планируется осуществление этого строительного контроля» (о чем было указано в информационной карте).

Податель жалобы не отрицал, что на момент подачи заявки у него был первый уровень ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда.

Возможность дополнения ранее поданной заявки иными сведениями закупочной документацией не предусмотрена.

Изучив заявки участников закупки, Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что в составе второй части заявки ООО «Стройкомплект» была представлена выписка из реестра членов саморегулируемой организации (№ выписки 5405382477-20221202-0558 ), согласно которой ООО «Стройкомплект» имело на момент подачи заявки следующие уровни ответственности:

По обязательствам по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, и стоимости работ по одному договору, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда: первый.

По обязательствам по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, и предельному размеру обязательств по таким договорам, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств: первый.

Таким образом, заявка ООО «Стройкомплект» была отклонена правомерно, как не соответствующая требованиям закупочной документации.

Таким образом, в действиях заказчика МУП г. Новосибирска «Горводоканал» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъ-екты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на  оказание услуг по осуществлению строительного контроля за строительством объекта: «Повыситель-ная насосная станция «Садовая» и резервуаров чистой воды» (извещение № 32211970337 на сайте https://zakupki.gov.ru/) не усматривается нарушение порядка организации и проведения торгов.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Стройкомплект» (вх. № 795-ЭП/23 от 17.01.2023 г.) на действия заказчика муниципального унитарного предприятия г. Новосибирска «Горводоканал» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на  оказание услуг по осуществлению строительного контроля за строительством объекта: «Повысительная насосная станция «Садовая» и резервуаров чистой воды» (извещение № 32211970337 на сайте https://zakupki.gov.ru/) необоснованной.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны