Решение №054/06/33-2046/2022 жалоба ООО «ОАО» на действия заказчика - ГУ МВД России по Но... от 30 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/33-2046/2022

«30» ноября 2022 г.                                                                                                  г.   Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

<...>                  -                    Врио руководителя управления, председатель

Комиссии;

<...>                    -                    ведущий специалист-эксперт отдела контроля

государственного оборонного заказа, член Комиссии;

<...>                -                                 специалист 1 разряда отдела контроля

государственного оборонного заказа, член Комиссии;

в присутствии генерального директора ООО «ОАО» - <...>

в присутствии представителей ГУ МВД России по Новосибирской области:

Врио начальника отдела маркетинга и размещения заказов Управления организации тылового обеспечения ГУ МВД России по Новосибирской области - <...>;

Начальника отдела договорно-правовой работы Правового управления ГУ MB России по Новосибирской области - <...>;

Начальника Центра кинологической службы ГУ MB России по Новосибирской области - <...>;

Инспектора группы организации службы Центра кинологической службы ГУ MB России по Новосибирской области - <...>,

рассмотрев жалобу ООО «ОАО» (ИНН 6155091940, КПП 615501001) на действия заказчика - ГУ МВД России по Новосибирской области (ИНН 5406012253, КПП 540601001), совершенные при проведении электронного аукциона (извещение от 14.11.2022 № 0151100004522000116) на поставку сухого полнорационного корма для служебных собак для нужд ЦКС ГУ МВД России по Новосибирской области в рамках государственного оборонного заказа, ИКЗ 221540601225354060100100000691092223,

249655 *

 

В Новосибирское У ФАС России поступила жалоба ООО «ОАО» на действия заказчика - ГУ МВД России по Новосибирской области, совершенные при проведении электронного аукциона (извещение от 14.11.2022 № 0151100004522000116) на поставку сухого полнорационного корма для служебных собак для нужд ЦКС ГУ МВД России по Новосибирской области в рамках государственного оборонного заказа, ИКЗ 221540601225354060100100000691092223.

Суть жалобы заключается в следующем.

Податель жалобы обжалует действия ГУ МВД России по Новосибирской области, выражающиеся в нарушении ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ) при описании объекта закупки.

По первому доводу податель жалобы сообщает следующее.

В «Приложение 3 Тех.задание_2022», Заказчик установил «Гарантируемые показатели». Вместе с тем, при описании объекта закупки Заказчик в соответствии с п. 2 ст. 33 Федерального закона №    44-ФЗ, при описании объекта закупки должен

руководствоваться правилами использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с п. 5.1. ГОСТа Р 55453-2022 корма для непродуктивных животных должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, вырабатываться по рецептам изготовителя в соответствии с регламентом производства (технологической инструкцией, стандартом организации и др.), утвержденным для конкретного предприятия с соблюдением действующих нормативных правовых актов Российской Федерации.

Податель жалобы не согласен с техническим заданием по следующим пунктам:

  1. Массовая доля сухого вещества: не менее 90% и не более 92% - данный критерий не установлен ГОСТ Р 55453-2022. Податель жалобы указывает на то, что заказчиком не определено на основании каких нормативно-правовых документов заказчиком установлено данное требование.
  2. Белки: не менее 32% и не более 34% - податель жалобы указывает, что ГОСТ Р 55453-2022 содержит требование к содержанию «Массовой доли сырого протеина», которое установлено в граммах на 100 граммов сухого вещества (табл. 3 ГОСТ Р 55453- 2022).
  3. Жиры: не менее 30% и не более 32% - податель жалобы указывает, что ГОСТ Р 55453-2022 содержит требование к содержанию «Массовой доли сырого жира», которое установлено в граммах на 100 граммов сухого вещества (табл. 3 ГОСТ Р 55453-2022).
  4. Углеводы: не более 60% - податель жалобы указывает, что в требованиях заказчик не установил показатель полностью, так как в ГОСТ Р 55453-2022 в данной аббревиатуре показатель не установлен. В соответствии с положениями ГОСТа показатель «Легкоусваемые углеводы» установлен только к кормам с особенными целями кормления, а именно при «острых нарушениях пищеварения и всасывания в кишечнике».
  5. Влага: не менее 8% и не более 10% - по мнению подателя жалобы Заказчик неправомерно ограничил показатель влаги, так как в соответствии с п. 4.2 ГОСТ Р 55453-

2022 сухим кормом для непродуктивных животных является корм с содержанием влаги до 14 % включительно.

  1. Минеральные вещества (Зола): не менее 8,1% и не более 8,9% - податель жалобы указывает, что данный показатель не установлен ГОСТ Р 55453-2022.
  2. Клетчатка: не менее 2,1% и не более 2,9% - податель жалобы указывает, что данный показатель не установлен ГОСТ Р 55453-2022.
  3. Кальций: не менее 1,5% и не более 1,8% - податель жалобы указывает, что данный показатель установлен ГОСТ Р 55453-2022 в значении от 1/1 до 2/1.
  4. Фосфор: не менее 1,0% и не более 1,3% - податель жалобы указывает, что данный показатель установлен ГОСТ Р 55453-2022 в значении от 0,4 до 1,6.
  5. Железо: не менее 220 мг/кг и не более 270 мг/кг - податель жалобы указывает, что данный показатель установлен ГОСТ Р 55453-2022 в значении не менее 3,6 мг на 100 грамм сухого вещества.
  6. Цинк: не менее 180 мг/кг и не более 220 мг/кг - податель жалобы указывает, что данный показатель в корме является потенциально опасным для здоровья животных веществом в кормах для непродуктивных животных.
  7. Линолевая кислота: не менее 4,2% и не более 5,3% - податель жалобы указывает, что данный показатель установлен ГОСТ Р 55453-2022 в значении не менее 1,32 г. на 100 гр. сухого вещества, а также Заказчиком неверно установлена единица измерения показателя.
  8. Селен: не менее 0,07 мг/кг и не более 0,4 мг/кг - податель жалобы указывает, что данный показатель установлен ГОСТ Р 55453-2022 в значении не менее 18 мкг.
  9. Иод: не менее 3,5 мг/кг и не более 4,5 мг/кг - податель жалобы указывает, что данный показатель установлен только для корма кошек.
  10. Показатели: Омега 6: не менее 4,2% и не более 5,5%; Омега 3: не менее 1% и не более 1,3%; Фолиевая кислота: не менее 9 мг/кг и не более 12 мг/кг.; Холин: не менее 2600,0 мг/кг и не более 2900 мг/кг; Глюкозамина сульфат + хондроитина сульфат: не менее 950 мг/кг и не более 1200 мг/кг; Медь: не менее 13 мг/кг и не более 20 мг/кг; Магний: не менее
  1. 1% и не более 0,4%; Калий: не менее 0,7% и не более 1%; Натрий: не менее 0,4% и не более 0,7%; Витамин А: не менее 23000 МЕ/кг и не более 25 000 МЕ/кг.; Витамин ДЗ: не менее 1000 МЕ/кг и не более 1200МЕ/кг; Витамин Е: не менее 700 мг/кг и не более 1000 мг/кг - податель жалобы указывает, что данные показатели также нарушают требования ГОСТ Р 55453-2022, а содержание Витамина С в значении не менее 250 мг/кг и не более 500 мг/кг не нормируется ГОСТ Р 55453-2022.

Податель жалобы считает, что заказчик не аргументировал свою потребность в поставке корма, отличающегося по характеристикам от требований ГОСТ Р 55453-2022, так как в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 44-ФЗ, если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии

По второму доводу податель жалобы сообщает следующее.

Заказчиком установлено требование о маркировке товара:

«Государственный заказчик при приемке Товара вправе проверить наличие защитной маркировки Товара (тары), а также вправе потребовать исправить маркировку тары на соответствующую наименованию Товара, указанного в сопроводительных документах и в транспортном документе, и потребовать от Поставщика вскрыть тару при приемке Товара. Поставщик несет ответственность за всякого рода порчу Товара до приемки его Государственным заказчиком, вследствие некачественной упаковки или несоблюдения инструкции по хранению Товара».

Податель жалобы указывает, что данное требование установлено незаконно и противоречит нормативно-правовой документации установленной на территории РФ, так как корм для животных не указан в перечне отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2018 г. № 792-р «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации» (далее распоряжение Правительства № 792-р).

По мнению подателя жалобы данное требование создает дискриминационные условия, тем самым ограничив круг возможных участников закупки, чем нарушает ст. 8, п. 4 ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 44-ФЗ.

На жалобу ООО «ОАО» от заказчика поступили возражения следующего содержания.

Заказчик с доводами жалобы не согласен.

По первому доводу заказчик сообщает следующее.

Ответственными лицами, отвечающими за разработку технического задания являются начальник ветеринарной службы ЦКС ГУ МВД России по Новосибирской области М.В. Шевченко и инспектор группы организации службы ЦКС ГУ МВД России по Новосибирской области М.Н. Москаленко.

Заказчиком в Техническом задании в обоснование необходимости использования других показателей, требований, потребительских свойств, в том числе функциональных, технических, качественных, характеристик товара было установлено следующее:

«В связи с тем, что характеристики, указанные в КТРУ и ГОСТ Р 55453-2022 не являются исчерпывающими и не позволяют точно определить соответствие функциональным, техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам закупаемого товара (в соответствии с требованиями п.1 4.1 ст. 33 Федерального закона № 44-ФЗ), а также, принимая во внимание что в КТРУ и ГОСТ Р 55453-2013 не учитываются региональные температурные особенности и специфика работы кинологических подразделений, при выполнении функций и задач, которым служебные собаки подвержены, например, более интенсивным физическим нагрузкам, чем собаки, содержащиеся в домашних условиях. В описании объекта закупки Заказчиком указана дополнительная информация о характеристиках, имеющих существенное значение для обеспечения служебной деятельности подразделений Заказчика и реализации функций и полномочий, учитывая специфику работы Заказчика и специфику задач, для решения которых приобретается товар. Установленные Заказчиком значения показателей позволяют классифицировать описанный корм как полнорационный, соответствующий принципам сбалансированного питания служебных собак, обеспечивающий организм служебной собаки тем количеством веществ, в том числе витаминов и микроэлементов, которое необходимо для построения и обновления органов и тканей, правильного протекания биологических процессов, необходимой энергией в холодное время года и при выполнении служебных задач, связанных с повышенной физической активностью, восполняют потребности возрастной группы».

Из письма, поступившего в адрес ГУ МВД России по Новосибирской области (исх. № 40 от 28.11.2022) от ТК № 140 «Продукция и услуги для непродуктивных животных» технического комитета по стандартизации Росстандарта, следует, что ГОСТ Р 55453-2022 «Корма для непродуктивных животных. Общие технические условия» было разработано для собак для роста и размножения, для поддержания организма взрослого животного. Потребность животного, испытывающего физические нагрузки, стресс и находящегося на уличном содержании (в вольерах) или для других случаев, рассчитать невозможно, поэтому в ГОСТ Р 55453-2022 указаны минимальные значения. Указание же значений показателей в описании сухих кормов больше табличных не нарушает указанный ГОСТ. Формулировка «не менее» указывает на невозможность применения данного показателя ниже данной нормы. Всё, что выше - применимо, в соответствии с особенностями развития, содержания животного и использования его по назначению (служебные собаки).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии. Также заказчик должен руководствоваться требованиями ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 44-ФЗ, устанавливающей, что при планировании и осуществлении закупок Заказчик должен исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд (принцип эффективности и результативности осуществления закупок). Также заказчик отмечает, что в нормативной базе отсутствует классификатор или какой-то другой документ, регламентирующий точное название веществ, которые должны содержаться в корме.

Указанные заказчиком показатели, соответствуют и не противоречат минимальным и максимальным допустимым показателям с ГОСТ Р 55453-2022. При этом в данном ГОСТе часть показателей указывается в граммах на 100 граммов сухого вещества, что эквивалентно процентному содержанию, как указанно у заказчика (например, жир не менее 9 г. эквивалентно показателю не менее 9%).

Указанные заказчиком показатели, имеют важное значение для состава корма:

Массовая доля сухого вещества

В ГОСТ 31640-2012 «Корма. Методы определения содержания сухого вещества», ссылка на который указана в ГОСТ Р 55453-2022, указаны требования к доле сухого вещества (диапазон измерения массовой доли сухого вещества) - от 5,0% до 95%.

Содержание сухого вещества или масса сухого вещества означает процентную долю твердого вещества в смеси. Чем выше эта доля, тем суше определенная смесь.

Оптимальная доля сухого вещества для аппетита собаки - не менее 90% и не более 92% (в сумме с влагой должно быть 100%)

Белок

Сырой протеин и белок понятия равнозначные.

Сырой протеин - термин, используемый в области химического анализа и кормов для животных, и относится к белкам, который содержит корм.

Жиры

Сырой жир и жир понятия равнозначные.

Сырой жир - термин, используемый в области химического анализа и кормов для животных, и относится к различным маслам и жирам, которые содержит корм.

Углеводы

Углеводы, являются одним из наиболее важных питательных веществ для организма собак, необходимых для выработки энергии. Это источник энергии, который переваривается быстрее, чем жиры и белки. Поэтому углеводы очень важны в рационе собак. Избыток углеводов может привести к диарее, вызывает метеоризм, в связи с чем Заказчик при описании объекта закупки ограничил количестве углеводов в составе корма - не боле 60 %.

Влага

Влага 8-10% оптимальна для аппетита собаки, в сумме с сухим веществом должно быть 100%.

В ГОСТе не указан четкий показатель влаги. Формулировка «не более» указывает на невозможность применения данного показателя выше данной нормы. Всё, что ниже - применимо.

Минеральные вещества (Зола)

Настоящая зола в корме отсутствует. Называют так этот показатель из-за способа его измерения, он отражает процент содержания в корме неорганических компонентов. В ходе анализа пробу корма сжигают при высокой температуре, в результате органические вещества выгорают полностью, а неорганические остаются в сухом остатке в виде золы или пепла. В итоге по величине зольности можно судить о содержании таких минеральных веществ, как кальций, фосфор, железо, натрий, цинк. Высокая зольность говорит о большом количестве неусвояемых веществ, а низкая не может обеспечить нужное количество макро и микроэлементов.

Клетчатка

Клетчатка - это вид сложных углеводов. Она отличается от других крахмалов тем, что не переваривается в тонком кишечнике. Обычно она ферментируется в толстой кишке. Это означает, что она переваривается намного дольше, чем простые углеводы.

Клетчатка увеличивает объём каловых масс и поглощает лишнюю воду в просвете кишечника. Это нормализует работу пищеварительной системы и способствует хорошему качеству стула. Клетчатка помогает поддерживать здоровый уровень pH в кишечнике собаки, препятствуя росту нежелательных бактерий.

Избыток клетчатки может привести к диарее, недостаток к запорам, нарушению всасывания воды.

Кальций

Кальций - это минерал, который является элементом для строения костей. Из него также формируются зубы и когти. Кроме того, он участвует в процессе обновления клеток. Если кальция в организме недостаточно, начинаются проблемы с опорно-двигательным аппаратом, ухудшается внешний вид, начинаются различные проблемы со здоровьем.

Кальций, регулирует процесс свертываемости крови, отвечает за работу нервной системы, отвечает за возбудимость центральной нервной системы, участвует в росте клеток, поддерживает сосудистый тонус, помогает сердечной мышце сокращаться, улучшает внешний вид шерсти, участвует в регулировании гормонального фона. Избыток может привести к уролитиазу, нарушению формирования костей у молодых животных, недостаток к нарушению опорно-двигательного аппарата у щенков и взрослых собак, снижению мышечной выносливости и работоспособности, риску переломов.

Показатель от 1/1 до 2/1, указанный в ГОСТ Р 55453-2022 - это соотношение кальция к фосфору, а не содержание кальция.

Фосфор

В правильном соотношении с кальцием фосфор в организме животных обеспечивает крепкие здоровые кости. Он необходим для жизнедеятельности каждой клетки, участвует в обмене углеводов и крайне важен для энергетического обеспечения всех физиологических процессов.

Без фосфора невозможны ни сокращения мышц, ни перенос веществ через мембраны клеток, ни передача нервных импульсов. Он поддерживает кислотно-щелочное равновесие организма и в особенности pH крови. Если этого минерала поступает с пищей недостаточно, то у питомцев могут развиваться те же патологии, что и при нехватке кальция (в том числе рахит и остеопороз). При избытке фосфора может происходить нарушение обмена кальция, остеопороз, анемия, при недостатке - высокая утомляемость, слабость, апатия.

Железо

Железо является незаменимым компонентом гемоглобина, который насыщает кровь кислородом, и миоглобина, осуществляющего ту же работу в мышцах. Этот микроэлемент играет важную роль в клеточном дыхании и активно участвует в окислительно­восстановительных реакциях организма животных. При дефиците железа животные плохо растут, страдают анемией и расстройствами пищеварения, избыток железа ведёт к нехватке магния, меди и цинка в организме — у питомцев могут наблюдаться рвота и диарея.

Цинк

Цинк содержится в организме в минимальных концентрациях. Он отвечает за обмен витамина А, формирование белков кератина и коллагена (необходимых для кожи и шерсти животных) и заживление ран. Этот микроэлемент содержит примерно двести ферментов, участвующих в делении клеток, белково-углеводном обмене и поддержании структур клеточных мембран. Он требуется для корректного функционирования рецепторов вкуса и обоняния и для сохранения постоянного состава крови.

Собаки чувствительны к нехватке цинка — они перестают расти, качество их шерсти ухудшается, а кожа на локтях и подошвах воспаляется.

Линолевая кислота

Линолевая кислота относится к одному из двух классов незаменимых жирных кислот, которые необходимы организму животного. Если животное не потребляет достаточное количество этих эссенциальных жирных кислот, то могут возникнуть некоторые проблемы со здоровьем. Линолевая кислота выполняет особую роль в поддержании здоровья сердца. Употребление линолевой кислотой снижает общее количество холестерина, улучшает чувствительность к инсулину и нормализует артериальное давление.

Селен

Селен - микроэлемент, который в малых дозах необходим организму собак, а в больших - токсичен. Выступает как антиоксидант, мешая свободным радикалам разрушать клетки - тем самым сохраняется эластичность мускулатуры и замедляется старение тела. Дефицит селена в организме выражается в отсутствии аппетита, угнетённом состоянии, затруднении дыхания. Избыток же его может вызвать отравление.

Йод

Иод - компонент гормонов щитовидной железы.

Иод в организме собаки отвечает за правильную работу щитовидной железы и выработку ее гормонов. Нехватка йода может приводить к потере шерсти, задержке роста у щенков и набору веса у взрослых собак, переменам в поведении. Также недостаток этого вещества может влиять на репродуктивную функцию питомца. При длительной нехватке йода в организме собаки начинают происходить патологические изменения.

Показатели, указанные заказчиком в п. 15 «Приложения 3 Тех.задание_2022» являются дополнительной информацией о характеристиках, имеющих существенное значение для обеспечения служебной деятельности подразделений Заказчика и реализации функций и полномочий, учитывая специфику работы Заказчика и специфику задач, для .решения которых приобретается товар. По мнению заказчика, установленные значения показателей позволяют классифицировать описанный корм как полнорационный, соответствующий принципам сбалансированного питания служебных собак, обеспечивающий организм служебной собаки тем количеством веществ, в том числе витаминов и микроэлементов, которое необходимо для построения и обновления органов и тканей, правильного протекания биологических процессов, необходимой энергией в холодное время года и при выполнении служебных задач, связанных с повышенной физической активностью, восполняют потребности возрастной группы.

По второму доводу заказчик сообщает следующее.

Заказчик указывает на то, что при описании объекта закупки в части, касающейся требований к упаковке и маркировке товара, заказчик не устанавливает требование о наличии маркировки средствами идентификации, предусмотренных распоряжением Правительства № 792-р.

В соответствии с пунктом 5.4.2. ГОСТ Р 55453-2022 «Корма для непродуктивных животных. Общие технические условия», маркировка кормов для кошек и собак должна соответствовать ГОСТ Р 55984-2014 «Корма для непродуктивных животных. Маркировка».

Требований о нанесении контрольно-идентификационных знаков (микрочипы, штрихкоды), нанесение которых на определенный перечень товаров регламентируется распоряжением Правительства № 792-р, заказчиком в аукционной документации не установлено.

Участниками аукциона или иными лицами в течение срока подачи заявок запросов на разъяснение положений извещения об осуществлении закупки, включая техническое задание, не поступало. К участию в аукционе допущены все участники аукциона.

На основании вышеперечисленного заказчик считает, что он не нарушил порядок использования при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, предусмотренный п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 44-ФЗ, из чего следует, что им не создано дискриминационных условий для участников закупки и ограничений конкуренции, нормы Федерального закона № 44-ФЗ не нарушены.

Изучив предоставленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

В Новосибирское УФАС России поступила жалоба ООО «ОАО» на действия заказчика - ГУ МВД России по Новосибирской области, совершенные при проведении электронного аукциона (извещение от 14.11.2022 № 0151100004522000116) на поставку сухого полнорационного корма для служебных собак для нужд ЦКС ГУ МВД России по Новосибирской области в рамках государственного оборонного заказа, ИКЗ 221540601225354060100100000691092223.

Объектом закупки является «Корм для собак сухой» Требования к товару: для всех пород, полнорационный, дополнительные характеристики в соответствии с условиями технического задания, позиция КТРУ 10.92.10.111-00000004.

В техническом задании установлены требования по трем объектам закупки:

  1. Полнорационный сухой корм для взрослых собак всех пород, подверженных затяжным и повышенным физическим нагрузкам;
  2. Полнорационный сухой корм для взрослых собак всех пород, подверженных продолжительным и повышенным физическим нагрузкам;
  3. Полнорационный сухой корм для взрослых собак крупных пород, в том числе породы Немецкая овчарка

Заказчиком по позиции КТРУ 10.92.10.111-00000004 установлены обязательные для применения характеристики - для всех пород, полнорационный.

В обоснование использования дополнительных критериев к корму выше установленных характеристик Заказчик в Техническом задании сообщил о том, что характеристики, указанные в КТРУ и ГОСТ Р 55453-2022 не являются исчерпывающими и не позволяют точно определить соответствие функциональным, техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам закупаемого товара. Положения КТРУ и ГОСТ Р 55453-2013 не учитывают региональные особенности и особенности, связанные с применением служебных собак разных направлений и разных пород. Таким образом, в описании объекта закупки заказчиком указана дополнительная информация о характеристиках, имеющих существенное значения для обеспечения деятельности служебных подразделений заказчика и реализации функций и полномочий, учитывая специфику работы заказчика и специфику задач, для решения которых приобретается товар. Установленные заказчиком значения показателей позволяют обеспечить организм служебной собаки веществами для правильного протекания биологических процессов, необходимой энергией в холодное время года и при выполнении служебных задач, связанных с повышенной физической активностью, учитывают потребности возрастной группы, условия круглогодичного вольерного содержания и отсутствия необходимости использования витаминно-минеральных подкормок или других функциональных добавок.

Из письма, поступившего в адрес ГУ МВД России по Новосибирской области (исх. № 40 от 28.11.2022) от ТК № 140 «Продукция и услуги для непродуктивных животных» технического комитета по стандартизации Госстандарта, установлено, что значения показателей, указанных в таблице 3 ГОСТ Р 55453-2022 «Корма для непродуктивных животных. Общие технические условия», были разработаны для собак с целью роста и размножения, для поддержания организма взрослого животного. Потребность животного испытывающего физические нагрузки, стресс и находящегося на уличном содержании в требованиях ГОСТ Р 55453-2022 не учитываются. Таким образом, ГОСТ Р 55453-2022 содержит минимальные требования к корму непродуктивных животных. Указание же значений показателей в описании сухих кормов больше табличных не нарушает указанный ГОСТ. Формулировка «не менее» указывает на невозможность применения данного показателя ниже данной нормы. Все, что выше - применимо, в соответствии с особенностями развития, содержания животного и использования его по назначению (служебные собаки). Предприятие производитель разрабатывает рецепты в соответствии с регламентом производства (технологической инструкцией, стандартом организации и др.), утвержденным для конкретного предприятия.

Значения показателей сухого корма установлены заказчиком, исходя из потребностей заказчика, с учетом норм и стандартов. В настоящем аукционе заказчиком установлены значения исходя из состояния здоровья служебных собак, испытываемых ими во время службы физических нагрузок и их продолжительности, условий их содержания (в том числе климатических), ветеринарных показаний и опыта кормления.

Указанные заказчиком при описании объекта закупки показатели не противоречат требованиям ГОСТ Р 55453-2022.

Следовательно, корм, характеристики которого соответствуют Техническому заданию заказчика, но превышают требования ГОСТ Р 55453-2022 либо имеет дополнительные характеристики, не установленные ГОСТ Р 55453-2022, является полнорационным, так как в ГОСТ Р 55453-2022 указаны минимальные значения.

В ходе рассмотрения жалобы генеральным директором ООО «ОАО» - Черненко Оксаной Алексеевной было заявлено ходатайство о рассмотрении участниками комиссии заявок, поданных по осуществляемой закупке, на предмет соответствия характеристик товара критериям, установленным заказчиком, а также проверки, является ли поставляемый товар образцами одного товарного знака.

Комиссией установлено, что для участия в электронном аукционе на поставку сухого полнорационного корма для служебных собак для нужд ЦКС ГУ МВД России по Новосибирской области было подано три заявки. В каждой из заявок указан полнорационный корм с характеристиками, входящими в диапазон значений, установленных заказчиком. При этом характеристики, указанные в заявках участников между собой не совпадают, что позволяет сделать вывод о том, что поставляемый товар не является аналогичным (одного товарного знака).

 

В техническом задании заказчиком установлено, что товар поставляется в таре и упаковке, соответствующей государственным стандартам, техническим условиям, другой нормативно-технической документации, действующим на территории Российской Федерации, для предотвращения повреждений или порчи во время перевозки, передачи и дальнейшего хранения. Государственный заказчик при приемке Товара вправе проверить наличие защитной маркировки Товара (тары), а также вправе потребовать исправить маркировку тары на соответствующую наименованию Товара, указанного в сопроводительных документах и в транспортном документе, и потребовать от Поставщика вскрыть тару при приемке Товара. В соответствии с пунктом 5.4.2. ГОСТ Р 55453-2022 «Корма для непродуктивных животных. Общие технические условия», маркировка кормов для кошек и собак должна соответствовать ГОСТ Р 55984-2014 «Корма для непродуктивных животных. Маркировка».

При описании объекта закупки в части, касающейся требований к упаковке и маркировке товара, заказчик не устанавливает требование о наличии маркировки средствами идентификации, предусмотренными распоряжением Правительства № 792-р.

Таким образом, Комиссия Новосибирского У ФАС России не усматривает в действиях заказчика признаков ограничения конкуренции, подателем жалобы доказательств обоснованности соответствующего факта также не представлено.

Руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона № 44-ФЗ, Административным регламентом ФАС России, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 Комиссия Новосибирского УФАС России,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «ОАО» на действия заказчика - ГУ МВД России по Новосибирской области, совершенные при проведении электронного аукциона (извещение от 14.11.2022 № 0151100004522000116) на поставку сухого полнорационного корма для служебных собак для нужд ЦКС ГУ МВД России по Новосибирской области в рамках государственного оборонного заказа, ИКЗ 221540601225354060100100000691092223 необоснованной.

'аксимейко Е.В.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трёх месяцев со дня его вынесения.

РЕШЕНИЕ № 054/06/33-2046/2022

«30» ноября 2022 г.                                                                                                  г.   Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

Максимейко Е.В.                    -                    Врио руководителя управления, председатель

Комиссии;

Басалаева А. А.                      -                    ведущий специалист-эксперт отдела контроля

государственного оборонного заказа, член Комиссии;

Ободзинская К. А.                  -                                 специалист 1 разряда отдела контроля

государственного оборонного заказа, член Комиссии;

в присутствии генерального директора ООО «ОАО» - Черненко Оксаны Алексеевны;

в присутствии представителей ГУ МВД России по Новосибирской области:

Врио начальника отдела маркетинга и размещения заказов Управления организации тылового обеспечения ГУ МВД России по Новосибирской области - Лаврентьевой Юлии Сергеевны;

Начальника отдела договорно-правовой работы Правового управления ГУ MB России по Новосибирской области - Онищенко Елены Александровны;

Начальника Центра кинологической службы ГУ MB России по Новосибирской области - Рябцева Ильи Владимировича;

Инспектора группы организации службы Центра кинологической службы ГУ MB России по Новосибирской области - Москаленко Марины Николаевны,

рассмотрев жалобу ООО «ОАО» (ИНН 6155091940, КПП 615501001) на действия заказчика - ГУ МВД России по Новосибирской области (ИНН 5406012253, КПП 540601001), совершенные при проведении электронного аукциона (извещение от 14.11.2022 № 0151100004522000116) на поставку сухого полнорационного корма для служебных собак для нужд ЦКС ГУ МВД России по Новосибирской области в рамках государственного оборонного заказа, ИКЗ 221540601225354060100100000691092223,

249655 *

 

В Новосибирское У ФАС России поступила жалоба ООО «ОАО» на действия заказчика - ГУ МВД России по Новосибирской области, совершенные при проведении электронного аукциона (извещение от 14.11.2022 № 0151100004522000116) на поставку сухого полнорационного корма для служебных собак для нужд ЦКС ГУ МВД России по Новосибирской области в рамках государственного оборонного заказа, ИКЗ 221540601225354060100100000691092223.

Суть жалобы заключается в следующем.

Податель жалобы обжалует действия ГУ МВД России по Новосибирской области, выражающиеся в нарушении ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ) при описании объекта закупки.

По первому доводу податель жалобы сообщает следующее.

В «Приложение 3 Тех.задание_2022», Заказчик установил «Гарантируемые показатели». Вместе с тем, при описании объекта закупки Заказчик в соответствии с п. 2 ст. 33 Федерального закона №    44-ФЗ, при описании объекта закупки должен

руководствоваться правилами использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с п. 5.1. ГОСТа Р 55453-2022 корма для непродуктивных животных должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, вырабатываться по рецептам изготовителя в соответствии с регламентом производства (технологической инструкцией, стандартом организации и др.), утвержденным для конкретного предприятия с соблюдением действующих нормативных правовых актов Российской Федерации.

Податель жалобы не согласен с техническим заданием по следующим пунктам:

  1. Массовая доля сухого вещества: не менее 90% и не более 92% - данный критерий не установлен ГОСТ Р 55453-2022. Податель жалобы указывает на то, что заказчиком не определено на основании каких нормативно-правовых документов заказчиком установлено данное требование.
  2. Белки: не менее 32% и не более 34% - податель жалобы указывает, что ГОСТ Р 55453-2022 содержит требование к содержанию «Массовой доли сырого протеина», которое установлено в граммах на 100 граммов сухого вещества (табл. 3 ГОСТ Р 55453- 2022).
  3. Жиры: не менее 30% и не более 32% - податель жалобы указывает, что ГОСТ Р 55453-2022 содержит требование к содержанию «Массовой доли сырого жира», которое установлено в граммах на 100 граммов сухого вещества (табл. 3 ГОСТ Р 55453-2022).
  4. Углеводы: не более 60% - податель жалобы указывает, что в требованиях заказчик не установил показатель полностью, так как в ГОСТ Р 55453-2022 в данной аббревиатуре показатель не установлен. В соответствии с положениями ГОСТа показатель «Легкоусваемые углеводы» установлен только к кормам с особенными целями кормления, а именно при «острых нарушениях пищеварения и всасывания в кишечнике».
  5. Влага: не менее 8% и не более 10% - по мнению подателя жалобы Заказчик неправомерно ограничил показатель влаги, так как в соответствии с п. 4.2 ГОСТ Р 55453-

2022 сухим кормом для непродуктивных животных является корм с содержанием влаги до 14 % включительно.

  1. Минеральные вещества (Зола): не менее 8,1% и не более 8,9% - податель жалобы указывает, что данный показатель не установлен ГОСТ Р 55453-2022.
  2. Клетчатка: не менее 2,1% и не более 2,9% - податель жалобы указывает, что данный показатель не установлен ГОСТ Р 55453-2022.
  3. Кальций: не менее 1,5% и не более 1,8% - податель жалобы указывает, что данный показатель установлен ГОСТ Р 55453-2022 в значении от 1/1 до 2/1.
  4. Фосфор: не менее 1,0% и не более 1,3% - податель жалобы указывает, что данный показатель установлен ГОСТ Р 55453-2022 в значении от 0,4 до 1,6.
  5. Железо: не менее 220 мг/кг и не более 270 мг/кг - податель жалобы указывает, что данный показатель установлен ГОСТ Р 55453-2022 в значении не менее 3,6 мг на 100 грамм сухого вещества.
  6. Цинк: не менее 180 мг/кг и не более 220 мг/кг - податель жалобы указывает, что данный показатель в корме является потенциально опасным для здоровья животных веществом в кормах для непродуктивных животных.
  7. Линолевая кислота: не менее 4,2% и не более 5,3% - податель жалобы указывает, что данный показатель установлен ГОСТ Р 55453-2022 в значении не менее 1,32 г. на 100 гр. сухого вещества, а также Заказчиком неверно установлена единица измерения показателя.
  8. Селен: не менее 0,07 мг/кг и не более 0,4 мг/кг - податель жалобы указывает, что данный показатель установлен ГОСТ Р 55453-2022 в значении не менее 18 мкг.
  9. Иод: не менее 3,5 мг/кг и не более 4,5 мг/кг - податель жалобы указывает, что данный показатель установлен только для корма кошек.
  10. Показатели: Омега 6: не менее 4,2% и не более 5,5%; Омега 3: не менее 1% и не более 1,3%; Фолиевая кислота: не менее 9 мг/кг и не более 12 мг/кг.; Холин: не менее 2600,0 мг/кг и не более 2900 мг/кг; Глюкозамина сульфат + хондроитина сульфат: не менее 950 мг/кг и не более 1200 мг/кг; Медь: не менее 13 мг/кг и не более 20 мг/кг; Магний: не менее
  1. 1% и не более 0,4%; Калий: не менее 0,7% и не более 1%; Натрий: не менее 0,4% и не более 0,7%; Витамин А: не менее 23000 МЕ/кг и не более 25 000 МЕ/кг.; Витамин ДЗ: не менее 1000 МЕ/кг и не более 1200МЕ/кг; Витамин Е: не менее 700 мг/кг и не более 1000 мг/кг - податель жалобы указывает, что данные показатели также нарушают требования ГОСТ Р 55453-2022, а содержание Витамина С в значении не менее 250 мг/кг и не более 500 мг/кг не нормируется ГОСТ Р 55453-2022.

Податель жалобы считает, что заказчик не аргументировал свою потребность в поставке корма, отличающегося по характеристикам от требований ГОСТ Р 55453-2022, так как в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 44-ФЗ, если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии

По второму доводу податель жалобы сообщает следующее.

Заказчиком установлено требование о маркировке товара:

«Государственный заказчик при приемке Товара вправе проверить наличие защитной маркировки Товара (тары), а также вправе потребовать исправить маркировку тары на соответствующую наименованию Товара, указанного в сопроводительных документах и в транспортном документе, и потребовать от Поставщика вскрыть тару при приемке Товара. Поставщик несет ответственность за всякого рода порчу Товара до приемки его Государственным заказчиком, вследствие некачественной упаковки или несоблюдения инструкции по хранению Товара».

Податель жалобы указывает, что данное требование установлено незаконно и противоречит нормативно-правовой документации установленной на территории РФ, так как корм для животных не указан в перечне отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2018 г. № 792-р «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации» (далее распоряжение Правительства № 792-р).

По мнению подателя жалобы данное требование создает дискриминационные условия, тем самым ограничив круг возможных участников закупки, чем нарушает ст. 8, п. 4 ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 44-ФЗ.

На жалобу ООО «ОАО» от заказчика поступили возражения следующего содержания.

Заказчик с доводами жалобы не согласен.

По первому доводу заказчик сообщает следующее.

Ответственными лицами, отвечающими за разработку технического задания являются начальник ветеринарной службы ЦКС ГУ МВД России по Новосибирской области М.В. Шевченко и инспектор группы организации службы ЦКС ГУ МВД России по Новосибирской области М.Н. Москаленко.

Заказчиком в Техническом задании в обоснование необходимости использования других показателей, требований, потребительских свойств, в том числе функциональных, технических, качественных, характеристик товара было установлено следующее:

«В связи с тем, что характеристики, указанные в КТРУ и ГОСТ Р 55453-2022 не являются исчерпывающими и не позволяют точно определить соответствие функциональным, техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам закупаемого товара (в соответствии с требованиями п.1 4.1 ст. 33 Федерального закона № 44-ФЗ), а также, принимая во внимание что в КТРУ и ГОСТ Р 55453-2013 не учитываются региональные температурные особенности и специфика работы кинологических подразделений, при выполнении функций и задач, которым служебные собаки подвержены, например, более интенсивным физическим нагрузкам, чем собаки, содержащиеся в домашних условиях. В описании объекта закупки Заказчиком указана дополнительная информация о характеристиках, имеющих существенное значение для обеспечения служебной деятельности подразделений Заказчика и реализации функций и полномочий, учитывая специфику работы Заказчика и специфику задач, для решения которых приобретается товар. Установленные Заказчиком значения показателей позволяют классифицировать описанный корм как полнорационный, соответствующий принципам сбалансированного питания служебных собак, обеспечивающий организм служебной собаки тем количеством веществ, в том числе витаминов и микроэлементов, которое необходимо для построения и обновления органов и тканей, правильного протекания биологических процессов, необходимой энергией в холодное время года и при выполнении служебных задач, связанных с повышенной физической активностью, восполняют потребности возрастной группы».

Из письма, поступившего в адрес ГУ МВД России по Новосибирской области (исх. № 40 от 28.11.2022) от ТК № 140 «Продукция и услуги для непродуктивных животных» технического комитета по стандартизации Росстандарта, следует, что ГОСТ Р 55453-2022 «Корма для непродуктивных животных. Общие технические условия» было разработано для собак для роста и размножения, для поддержания организма взрослого животного. Потребность животного, испытывающего физические нагрузки, стресс и находящегося на уличном содержании (в вольерах) или для других случаев, рассчитать невозможно, поэтому в ГОСТ Р 55453-2022 указаны минимальные значения. Указание же значений показателей в описании сухих кормов больше табличных не нарушает указанный ГОСТ. Формулировка «не менее» указывает на невозможность применения данного показателя ниже данной нормы. Всё, что выше - применимо, в соответствии с особенностями развития, содержания животного и использования его по назначению (служебные собаки).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии. Также заказчик должен руководствоваться требованиями ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 44-ФЗ, устанавливающей, что при планировании и осуществлении закупок Заказчик должен исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд (принцип эффективности и результативности осуществления закупок). Также заказчик отмечает, что в нормативной базе отсутствует классификатор или какой-то другой документ, регламентирующий точное название веществ, которые должны содержаться в корме.

Указанные заказчиком показатели, соответствуют и не противоречат минимальным и максимальным допустимым показателям с ГОСТ Р 55453-2022. При этом в данном ГОСТе часть показателей указывается в граммах на 100 граммов сухого вещества, что эквивалентно процентному содержанию, как указанно у заказчика (например, жир не менее 9 г. эквивалентно показателю не менее 9%).

Указанные заказчиком показатели, имеют важное значение для состава корма:

Массовая доля сухого вещества

В ГОСТ 31640-2012 «Корма. Методы определения содержания сухого вещества», ссылка на который указана в ГОСТ Р 55453-2022, указаны требования к доле сухого вещества (диапазон измерения массовой доли сухого вещества) - от 5,0% до 95%.

Содержание сухого вещества или масса сухого вещества означает процентную долю твердого вещества в смеси. Чем выше эта доля, тем суше определенная смесь.

Оптимальная доля сухого вещества для аппетита собаки - не менее 90% и не более 92% (в сумме с влагой должно быть 100%)

Белок

Сырой протеин и белок понятия равнозначные.

Сырой протеин - термин, используемый в области химического анализа и кормов для животных, и относится к белкам, который содержит корм.

Жиры

Сырой жир и жир понятия равнозначные.

Сырой жир - термин, используемый в области химического анализа и кормов для животных, и относится к различным маслам и жирам, которые содержит корм.

Углеводы

Углеводы, являются одним из наиболее важных питательных веществ для организма собак, необходимых для выработки энергии. Это источник энергии, который переваривается быстрее, чем жиры и белки. Поэтому углеводы очень важны в рационе собак. Избыток углеводов может привести к диарее, вызывает метеоризм, в связи с чем Заказчик при описании объекта закупки ограничил количестве углеводов в составе корма - не боле 60 %.

Влага

Влага 8-10% оптимальна для аппетита собаки, в сумме с сухим веществом должно быть 100%.

В ГОСТе не указан четкий показатель влаги. Формулировка «не более» указывает на невозможность применения данного показателя выше данной нормы. Всё, что ниже - применимо.

Минеральные вещества (Зола)

Настоящая зола в корме отсутствует. Называют так этот показатель из-за способа его измерения, он отражает процент содержания в корме неорганических компонентов. В ходе анализа пробу корма сжигают при высокой температуре, в результате органические вещества выгорают полностью, а неорганические остаются в сухом остатке в виде золы или пепла. В итоге по величине зольности можно судить о содержании таких минеральных веществ, как кальций, фосфор, железо, натрий, цинк. Высокая зольность говорит о большом количестве неусвояемых веществ, а низкая не может обеспечить нужное количество макро и микроэлементов.

Клетчатка

Клетчатка - это вид сложных углеводов. Она отличается от других крахмалов тем, что не переваривается в тонком кишечнике. Обычно она ферментируется в толстой кишке. Это означает, что она переваривается намного дольше, чем простые углеводы.

Клетчатка увеличивает объём каловых масс и поглощает лишнюю воду в просвете кишечника. Это нормализует работу пищеварительной системы и способствует хорошему качеству стула. Клетчатка помогает поддерживать здоровый уровень pH в кишечнике собаки, препятствуя росту нежелательных бактерий.

Избыток клетчатки может привести к диарее, недостаток к запорам, нарушению всасывания воды.

Кальций

Кальций - это минерал, который является элементом для строения костей. Из него также формируются зубы и когти. Кроме того, он участвует в процессе обновления клеток. Если кальция в организме недостаточно, начинаются проблемы с опорно-двигательным аппаратом, ухудшается внешний вид, начинаются различные проблемы со здоровьем.

Кальций, регулирует процесс свертываемости крови, отвечает за работу нервной системы, отвечает за возбудимость центральной нервной системы, участвует в росте клеток, поддерживает сосудистый тонус, помогает сердечной мышце сокращаться, улучшает внешний вид шерсти, участвует в регулировании гормонального фона. Избыток может привести к уролитиазу, нарушению формирования костей у молодых животных, недостаток к нарушению опорно-двигательного аппарата у щенков и взрослых собак, снижению мышечной выносливости и работоспособности, риску переломов.

Показатель от 1/1 до 2/1, указанный в ГОСТ Р 55453-2022 - это соотношение кальция к фосфору, а не содержание кальция.

Фосфор

В правильном соотношении с кальцием фосфор в организме животных обеспечивает крепкие здоровые кости. Он необходим для жизнедеятельности каждой клетки, участвует в обмене углеводов и крайне важен для энергетического обеспечения всех физиологических процессов.

Без фосфора невозможны ни сокращения мышц, ни перенос веществ через мембраны клеток, ни передача нервных импульсов. Он поддерживает кислотно-щелочное равновесие организма и в особенности pH крови. Если этого минерала поступает с пищей недостаточно, то у питомцев могут развиваться те же патологии, что и при нехватке кальция (в том числе рахит и остеопороз). При избытке фосфора может происходить нарушение обмена кальция, остеопороз, анемия, при недостатке - высокая утомляемость, слабость, апатия.

Железо

Железо является незаменимым компонентом гемоглобина, который насыщает кровь кислородом, и миоглобина, осуществляющего ту же работу в мышцах. Этот микроэлемент играет важную роль в клеточном дыхании и активно участвует в окислительно­восстановительных реакциях организма животных. При дефиците железа животные плохо растут, страдают анемией и расстройствами пищеварения, избыток железа ведёт к нехватке магния, меди и цинка в организме — у питомцев могут наблюдаться рвота и диарея.

Цинк

Цинк содержится в организме в минимальных концентрациях. Он отвечает за обмен витамина А, формирование белков кератина и коллагена (необходимых для кожи и шерсти животных) и заживление ран. Этот микроэлемент содержит примерно двести ферментов, участвующих в делении клеток, белково-углеводном обмене и поддержании структур клеточных мембран. Он требуется для корректного функционирования рецепторов вкуса и обоняния и для сохранения постоянного состава крови.

Собаки чувствительны к нехватке цинка — они перестают расти, качество их шерсти ухудшается, а кожа на локтях и подошвах воспаляется.

Линолевая кислота

Линолевая кислота относится к одному из двух классов незаменимых жирных кислот, которые необходимы организму животного. Если животное не потребляет достаточное количество этих эссенциальных жирных кислот, то могут возникнуть некоторые проблемы со здоровьем. Линолевая кислота выполняет особую роль в поддержании здоровья сердца. Употребление линолевой кислотой снижает общее количество холестерина, улучшает чувствительность к инсулину и нормализует артериальное давление.

Селен

Селен - микроэлемент, который в малых дозах необходим организму собак, а в больших - токсичен. Выступает как антиоксидант, мешая свободным радикалам разрушать клетки - тем самым сохраняется эластичность мускулатуры и замедляется старение тела. Дефицит селена в организме выражается в отсутствии аппетита, угнетённом состоянии, затруднении дыхания. Избыток же его может вызвать отравление.

Йод

Иод - компонент гормонов щитовидной железы.

Иод в организме собаки отвечает за правильную работу щитовидной железы и выработку ее гормонов. Нехватка йода может приводить к потере шерсти, задержке роста у щенков и набору веса у взрослых собак, переменам в поведении. Также недостаток этого вещества может влиять на репродуктивную функцию питомца. При длительной нехватке йода в организме собаки начинают происходить патологические изменения.

Показатели, указанные заказчиком в п. 15 «Приложения 3 Тех.задание_2022» являются дополнительной информацией о характеристиках, имеющих существенное значение для обеспечения служебной деятельности подразделений Заказчика и реализации функций и полномочий, учитывая специфику работы Заказчика и специфику задач, для .решения которых приобретается товар. По мнению заказчика, установленные значения показателей позволяют классифицировать описанный корм как полнорационный, соответствующий принципам сбалансированного питания служебных собак, обеспечивающий организм служебной собаки тем количеством веществ, в том числе витаминов и микроэлементов, которое необходимо для построения и обновления органов и тканей, правильного протекания биологических процессов, необходимой энергией в холодное время года и при выполнении служебных задач, связанных с повышенной физической активностью, восполняют потребности возрастной группы.

По второму доводу заказчик сообщает следующее.

Заказчик указывает на то, что при описании объекта закупки в части, касающейся требований к упаковке и маркировке товара, заказчик не устанавливает требование о наличии маркировки средствами идентификации, предусмотренных распоряжением Правительства № 792-р.

В соответствии с пунктом 5.4.2. ГОСТ Р 55453-2022 «Корма для непродуктивных животных. Общие технические условия», маркировка кормов для кошек и собак должна соответствовать ГОСТ Р 55984-2014 «Корма для непродуктивных животных. Маркировка».

Требований о нанесении контрольно-идентификационных знаков (микрочипы, штрихкоды), нанесение которых на определенный перечень товаров регламентируется распоряжением Правительства № 792-р, заказчиком в аукционной документации не установлено.

Участниками аукциона или иными лицами в течение срока подачи заявок запросов на разъяснение положений извещения об осуществлении закупки, включая техническое задание, не поступало. К участию в аукционе допущены все участники аукциона.

На основании вышеперечисленного заказчик считает, что он не нарушил порядок использования при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, предусмотренный п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 44-ФЗ, из чего следует, что им не создано дискриминационных условий для участников закупки и ограничений конкуренции, нормы Федерального закона № 44-ФЗ не нарушены.

Изучив предоставленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

В Новосибирское УФАС России поступила жалоба ООО «ОАО» на действия заказчика - ГУ МВД России по Новосибирской области, совершенные при проведении электронного аукциона (извещение от 14.11.2022 № 0151100004522000116) на поставку сухого полнорационного корма для служебных собак для нужд ЦКС ГУ МВД России по Новосибирской области в рамках государственного оборонного заказа, ИКЗ 221540601225354060100100000691092223.

Объектом закупки является «Корм для собак сухой» Требования к товару: для всех пород, полнорационный, дополнительные характеристики в соответствии с условиями технического задания, позиция КТРУ 10.92.10.111-00000004.

В техническом задании установлены требования по трем объектам закупки:

  1. Полнорационный сухой корм для взрослых собак всех пород, подверженных затяжным и повышенным физическим нагрузкам;
  2. Полнорационный сухой корм для взрослых собак всех пород, подверженных продолжительным и повышенным физическим нагрузкам;
  3. Полнорационный сухой корм для взрослых собак крупных пород, в том числе породы Немецкая овчарка

Заказчиком по позиции КТРУ 10.92.10.111-00000004 установлены обязательные для применения характеристики - для всех пород, полнорационный.

В обоснование использования дополнительных критериев к корму выше установленных характеристик Заказчик в Техническом задании сообщил о том, что характеристики, указанные в КТРУ и ГОСТ Р 55453-2022 не являются исчерпывающими и не позволяют точно определить соответствие функциональным, техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам закупаемого товара. Положения КТРУ и ГОСТ Р 55453-2013 не учитывают региональные особенности и особенности, связанные с применением служебных собак разных направлений и разных пород. Таким образом, в описании объекта закупки заказчиком указана дополнительная информация о характеристиках, имеющих существенное значения для обеспечения деятельности служебных подразделений заказчика и реализации функций и полномочий, учитывая специфику работы заказчика и специфику задач, для решения которых приобретается товар. Установленные заказчиком значения показателей позволяют обеспечить организм служебной собаки веществами для правильного протекания биологических процессов, необходимой энергией в холодное время года и при выполнении служебных задач, связанных с повышенной физической активностью, учитывают потребности возрастной группы, условия круглогодичного вольерного содержания и отсутствия необходимости использования витаминно-минеральных подкормок или других функциональных добавок.

Из письма, поступившего в адрес ГУ МВД России по Новосибирской области (исх. № 40 от 28.11.2022) от ТК № 140 «Продукция и услуги для непродуктивных животных» технического комитета по стандартизации Госстандарта, установлено, что значения показателей, указанных в таблице 3 ГОСТ Р 55453-2022 «Корма для непродуктивных животных. Общие технические условия», были разработаны для собак с целью роста и размножения, для поддержания организма взрослого животного. Потребность животного испытывающего физические нагрузки, стресс и находящегося на уличном содержании в требованиях ГОСТ Р 55453-2022 не учитываются. Таким образом, ГОСТ Р 55453-2022 содержит минимальные требования к корму непродуктивных животных. Указание же значений показателей в описании сухих кормов больше табличных не нарушает указанный ГОСТ. Формулировка «не менее» указывает на невозможность применения данного показателя ниже данной нормы. Все, что выше - применимо, в соответствии с особенностями развития, содержания животного и использования его по назначению (служебные собаки). Предприятие производитель разрабатывает рецепты в соответствии с регламентом производства (технологической инструкцией, стандартом организации и др.), утвержденным для конкретного предприятия.

Значения показателей сухого корма установлены заказчиком, исходя из потребностей заказчика, с учетом норм и стандартов. В настоящем аукционе заказчиком установлены значения исходя из состояния здоровья служебных собак, испытываемых ими во время службы физических нагрузок и их продолжительности, условий их содержания (в том числе климатических), ветеринарных показаний и опыта кормления.

Указанные заказчиком при описании объекта закупки показатели не противоречат требованиям ГОСТ Р 55453-2022.

Следовательно, корм, характеристики которого соответствуют Техническому заданию заказчика, но превышают требования ГОСТ Р 55453-2022 либо имеет дополнительные характеристики, не установленные ГОСТ Р 55453-2022, является полнорационным, так как в ГОСТ Р 55453-2022 указаны минимальные значения.

В ходе рассмотрения жалобы генеральным директором ООО «ОАО» - Черненко Оксаной Алексеевной было заявлено ходатайство о рассмотрении участниками комиссии заявок, поданных по осуществляемой закупке, на предмет соответствия характеристик товара критериям, установленным заказчиком, а также проверки, является ли поставляемый товар образцами одного товарного знака.

Комиссией установлено, что для участия в электронном аукционе на поставку сухого полнорационного корма для служебных собак для нужд ЦКС ГУ МВД России по Новосибирской области было подано три заявки. В каждой из заявок указан полнорационный корм с характеристиками, входящими в диапазон значений, установленных заказчиком. При этом характеристики, указанные в заявках участников между собой не совпадают, что позволяет сделать вывод о том, что поставляемый товар не является аналогичным (одного товарного знака).

 

В техническом задании заказчиком установлено, что товар поставляется в таре и упаковке, соответствующей государственным стандартам, техническим условиям, другой нормативно-технической документации, действующим на территории Российской Федерации, для предотвращения повреждений или порчи во время перевозки, передачи и дальнейшего хранения. Государственный заказчик при приемке Товара вправе проверить наличие защитной маркировки Товара (тары), а также вправе потребовать исправить маркировку тары на соответствующую наименованию Товара, указанного в сопроводительных документах и в транспортном документе, и потребовать от Поставщика вскрыть тару при приемке Товара. В соответствии с пунктом 5.4.2. ГОСТ Р 55453-2022 «Корма для непродуктивных животных. Общие технические условия», маркировка кормов для кошек и собак должна соответствовать ГОСТ Р 55984-2014 «Корма для непродуктивных животных. Маркировка».

При описании объекта закупки в части, касающейся требований к упаковке и маркировке товара, заказчик не устанавливает требование о наличии маркировки средствами идентификации, предусмотренными распоряжением Правительства № 792-р.

Таким образом, Комиссия Новосибирского У ФАС России не усматривает в действиях заказчика признаков ограничения конкуренции, подателем жалобы доказательств обоснованности соответствующего факта также не представлено.

Руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона № 44-ФЗ, Административным регламентом ФАС России, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 Комиссия Новосибирского УФАС России,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «ОАО» на действия заказчика - ГУ МВД России по Новосибирской области, совершенные при проведении электронного аукциона (извещение от 14.11.2022 № 0151100004522000116) на поставку сухого полнорационного корма для служебных собак для нужд ЦКС ГУ МВД России по Новосибирской области в рамках государственного оборонного заказа, ИКЗ 221540601225354060100100000691092223 необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трёх месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны