Решение №054/06/31-1841/2020 обращение регионального антикоррупционного центра в Санкт-Пе... от 18 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/31-1841/2020

18 сентября 2020 года                                                                                                 г. Новосибирск

              

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

<...>
УСТАНОВИЛА:

в результате осуществления внеплановой проверки закупок на поставку медицинских изделий (извещения №№ 0851200000620002205, 0851200000619007892, 0851200000619007627, 0851200000619007438, 0851200000619007490, 0851200000619006925, 0851200000619007736, 0851200000619006934, 0851200000619006858, 0851200000619005809, 0851200000619005772, 0851200000620003023, 0851200000620002206, 0851200000620002285, 0851200000619008577, 0851200000619006697, 0851200000619005842, 0851200000619003802, 0851200000619004230) и закупки у единственного поставщика (номер контракта 2540663557920000064), проведенной на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), в связи с поступлением обращения регионального антикоррупционного центра в Санкт-Петербурге АНО «Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трапсперенси Интернешнл-Р» о нарушении заказчиками Закона о контрактной системе,

В Новосибирское УФАС России поступило обращение регионального антикоррупционного центра в Санкт-Петербурге АНО «Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трапсперенси Интернешнл-Р» о нарушении заказчиками Закона о контрактной системе при осуществлении указанных закупок.

Суть заявления регионального антикоррупционного центра в Санкт-Петербурге АНО «Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трапсперенси Интернешнл-Р» состоит в следующем.

Согласно ч. 1 ст. 49 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

В силу п. 17 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании) производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники является лицензируемым видом деятельности.

Постановлением Правительства РФ от 03.06.2013 N 469 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники» установлено требование о наличии у исполнителя услуг по монтажу и наладке медицинской техники лицензии на осуществление данных видов деятельности, которые согласно Приложению к указанному Положению о лицензировании рассматриваются как работы, выполняемые в составе деятельности по техническому обслуживанию медицинской техники.

В свою очередь, в соответствии с п. 2 Положения о лицензировании понятие «медицинская техника» определятся как медицинские изделия, представляющие собой инструменты, аппараты, приборы, оборудование, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Таким образом, как закупаемые ранее по результатам конкурентных закупок у вышеуказанных поставщиков ультразвуковые аппараты, эндоскопические комплексы и прочие медицинские изделия, так и закупленные у единственного поставщика аппараты искусственной вентиляции лёгких являются медицинской техникой, монтаж и наладка которой требуют наличия лицензии.

В соответствии с Письмом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.10.2003 № 293-22/233 введены в действие Методические рекомендации «Техническое обслуживание медицинской техники» (далее - Методические рекомендации). Согласно п. 5.2 Методических рекомендаций к видам работ по техническому обслуживанию медицинской техники отнесены: ввод в эксплуатацию, контроль технического состояния; периодическое и текущее техническое обслуживание; текущий ремонт.

В соответствии с Письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.10.2016     № Д28и-2697 в случае проведения закупки на поставку медицинского оборудования, предусматривающей также монтаж и наладку такого оборудования, заказчик обязан в соответствии с положениями Закона о контрактной системе и Закона о лицензировании установить обязательное требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление технического обслуживания медицинской техники, а участник должен в составе заявки на участие в закупке представить документы (или их копию), подтверждающие наличие указанной лицензии.

Между тем, ни в одной из рассматриваемых закупок требование о наличии лицензии на производство и техническое обслуживание медицинской техники не было установлено.

При этом, в электронном сервисе «Единый реестр лицензий», размещённом на сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранений, сведения о лицензиях, выданных ООО «Винорт» и ООО «Меркурий Медикал», отсутствуют.

Таким образом, заявитель полагает, что заказчиками Новосибирской области при проведении закупок было допущено нарушение требований п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.

Кроме того, заказчики при проведении электронных аукционов не соблюдали установленные законом требования к содержанию извещения и документации о соответствующих электронных аукционах (п. 6 ч. 5 ст. 63, ч. 3 ст. 64 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту - Закон о контрактной системе), так как данные документы должны были содержать требования, предъявляемые к участникам аукциона, и перечень документов, которые должны были представлять участники аукциона в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.

Изучив доводы заявителя и направленные заказчиками материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты.

Согласно п. 2 Правил разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июля 2014 г. № 606 «О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения», типовые условия контрактов, типовые контракты обязательны для применения при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Новосибирской области государственными заказчиками, бюджетными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, а также автономными учреждениями и иными юридическими лицами в случаях, предусмотренных частями 4 - 6 ст. 15 Закона о контрактной системе.

Объектам рассматриваемых закупок является поставка медицинских изделий.

Так, Приказом Минздрава России от 15.10.2015 № 724н «Об утверждении типового контракта на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий» утвержден типовой контракт на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (далее - типовой контракт).

Таким образом, при осуществлении закупки на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий и т.д. заказчики обязаны использовать вышеуказанный типовой контракт.

При этом, условия такого типового контракта (п. 1.1 типового контракта) предполагают включение в предмет контракта не только поставки медицинских изделий (не является лицензируемым видом деятельности), а также услуг по доставке, разгрузке, сборке, установке, монтажу, вводу в эксплуатацию поставляемого оборудования, а также услуг по обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов заказчика, эксплуатирующих оборудование и специалистов заказчика, осуществляющих техническое обслуживание оборудования, в соответствии с требованиями технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) оборудования (в силу п. 17 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании  производство и техническое обслуживание медицинской техники является лицензируемым видом деятельности).

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в том числе, к участникам закупки требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Вместе с тем, согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

Из данной нормы следует, что при осуществлении закупки на поставку медицинских изделий заказчики не вправе устанавливать требование к участникам закупки о наличии лицензии на производство и техническое обслуживание медицинской техники.

При этом, во исполнение требований действующего законодательства в п. 3.1.6 типового контракта (п. 3.1.6 проектов контрактов указанных закупок, 3.1.6 контракта, заключенного с единственным поставщиком) установлено, что поставщик обязан обеспечить соответствие поставляемого оборудования и оказываемых услуг требованиям качества, безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, условия контрактов предусматривают, что оказываемые услуги должны соответствовать требованиям действующего законодательства Российской Федерации, которые, в свою очередь, предполагают возможность оказания услуг по техническому обслуживанию медицинской техники только при наличии у исполнителя соответствующей лицензии.

Кроме того, согласно п. 7.1 типового контракта (п. 7.1 проектов контрактов указанных закупок, п. 7.1 контракта, заключенного с единственным поставщиком) услуги выполняются поставщиком лично, либо с привлечением соисполнителей.

Следовательно, в случае отсутствия у поставщика лицензии на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники, поставщик имеет право привлечь соисполнителей с наличием указанной лицензии.

Кроме того, министерство здравоохранения Новосибирской области представило на рассмотрение Комиссии Новосибирского УФАС России договор, заключенный между ООО «Меркурий Медикал» (заказчик) и ООО «Л-Сервис» (подрядчик) на проведение работ по контролю технического состояния, техническому обслуживанию и ремонту медицинского оборудования, а также договор, заключенный между ООО «Винорт» (заказчик) и ЗАО «Мэдиэйс» на ввод в эксплуатацию, инструктаж, техническое обслуживание медицинского оборудования (вместе с тем, были представлены: лицензия на размещение, техническое обслуживание источника ионизирующего излучения для медицинских целей № 77.99.15.002.Л.000116.12.16 от 06.12.2016, выданная ООО «Л-Сервис»; лицензия на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники № ФС-99-04-000707-13 от 06.12.2013, выданная  ЗАО «Мэдиэйс»).

Таким образом, в действиях заказчиков при осуществлении закупок на поставку медицинских изделий нарушений законодательства о контрактной системе не усматривается.

На основании вышеизложенного и руководствуясь п. 2 ч. 15  Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

 

Признать в действиях заказчиков при осуществлении указанных закупок отсутствие нарушений законодательства о контрактной системе.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны