Решение № 08-01-2 РЕШЕНИЕ по жалобе № 08-01-2 ООО «Запсибресурс» на действия з... от 17 января 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ № 08-01-2
09 января 2017 года г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Швалов А.Г. |
- зам. руководителя управления, председатель Комиссии; |
Газизов М.М. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Заргаров А.М. |
- ведущий эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
в отсутствие представителей подателя жалобы – ООО «Запсибресурс» (уведомлено надлежащим образом),
в отсутствие представителей заказчика – Управления Судебного департамента в Республике Алтай (заявлено ходатайство о рассмотрении в отсутствие представителей),
рассмотрев жалобу ООО «Запсибресурс» на действия заказчика – Управления Судебного департамента в Республике Алтай при проведении электронного аукциона на оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию инженерных систем в здании Дворца Правосудия Республики Алтай (извещение № 0377100000916000223), начальная (максимальная) цена контракта 1 769 450,00 руб.,
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «Запсибресурс» с жалобой на действия заказчика – Управления Судебного департамента в Республике Алтай при проведении электронного аукциона на оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию инженерных систем в здании Дворца Правосудия Республики Алтай (извещение № 0377100000916000223).
Суть жалобы заключается в следующем. По мнению подателя жалобы ООО «Запсибресурс», заказчик в нарушение ч.2 ст.63 ФЗ № 44-ФЗ сократил срок подачи заявок на участие в электронном аукционе на один календарный день, что не позволило ООО «Запсибресурс» подготовить заявку и принять участие в данном электронном аукционе.
Кроме того, по мнению подателя жалобы, заказчиком по позициям «средство для промывки калориферов», «средство для прочистки труб», «кислород технический газообразный», «припои оловянно-свинцовые бессурьмянистые», «винты самонарезающие» описания объекта закупки аукционной документации установлены требования к показателям, которые отсутствуют в сертификатах, протоколах испытаний и паспортах на данные товары, и для того, чтобы предоставить в составе заявки достоверную информацию в отношении химического состава и (или) компонентов товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после производства, участнику на момент заполнения заявки необходимо закупить данный товар, провести лабораторные и иные испытания данного товара, что имеет признаки ограничения доступа к участию в закупке.
На основании изложенного, ООО «Запсибресурс» просит выдать Управлению Судебного департамента в Республике Алтай предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
На жалобу ООО «Запсибресурс» от заказчика – Управления Судебного департамента в Республике Алтай поступили возражения, в которых указано следующее.
Заказчик не согласен с доводами подателя жалобы в силу следующего. По мнению заказчика, общий срок подачи заявок на участие в электронном аукционе с 20 декабря 2016 года до 17-00 26 декабря 2016 года составил семь дней, что не противоречит требованиям ч.2 ст.63 ФЗ № 44-ФЗ.
Довод относительно установления в описании объекта закупки требований к товарам, используемым при выполнении работ, об указании значений показателей, которые отсутствуют в сертификатах, протоколах испытаний и паспортах на данные товары, заказчик считает необоснованным, поскольку все показатели к используемым товарам установлены в соответствии со стандартами (ГОСТ) на данные товары, при этом представленное заказчиком в документации об электронном аукционе описание используемого товара носит объективный характер, с учетом общепринятой практики достаточности и разумности такого описания.
Более того, в соответствии с инструкцией по оформлению заявки на участие в электронном аукционе участник закупки имеет возможность представить диапазонные значения показателей товаров в случае, когда указанный диапазон является конкретным показателем (значением) в зависимости от «природы» показателя.
Заказчик считает, что установил требования к товарам, которые находятся на товарном (функционирующем) рынке в свободном обороте и не зависят от конкретных потребностей заказчика, и информация о данных товарах может быть получена любым заинтересованным лицом, неограниченным кругом лиц, в т.ч. участником закупки.
На основании изложенного, Управление Судебного департамента в Республике Алтай просит признать жалобу ООО «Запсибресурс» необоснованной.
Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с ч.2 ст.63 ФЗ № 44-ФЗ в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Комиссией Новосибирского УФАС России было установлено, что извещение о проведении электронного аукциона было размещено в единой информационной системе 19.12.2016г., при этом начальная максимальная цена контракта составляет 1 769 450,00 руб., то есть не превышает три миллиона рублей.
Согласно ч.1 ст.194 ГК РФ если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока, однако если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.
Комиссией Новосибирского УФАС России также было установлено, что в соответствии с распорядком рабочего дня в Управлении Судебного департамента в Республике Алтай окончание рабочего дня официально установлено в 17-00 ч по местному времени.
Таким образом, заказчик, установив окончание срока подачи заявок на 17.00 ч 26.12.2016г., надлежащим образом исполнил требования ч.3 ст.63 ФЗ № 44-ФЗ, разместив в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе. Данный довод подателя жалобы не нашел своего подтверждения.
Согласно п.2 ч.1 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с Письмом ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке», неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что, в свою очередь, может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, по мнению ФАС России, целесообразно:
При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 ФЗ № 44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 ст.66 ФЗ № 44-ФЗ и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Комиссией Новосибирского УФАС России при анализе описания объекта закупки аукционной документации было установлено, что заказчик в описании объекта закупки установил требования об указании химического состава и (или) компонентов товаров, по следующим позициям: «средство для прочистки труб» - «… Состав: гидрохлорит натрия 5 – 15 %, анионные и неионогенные ПАВ менее 5%. Содержание амфотерных или (анионных и катионных) ПАВ: менее 3%. Водородный показатель (рН) моющего средства не должен превышать 14. Пропорциональное содержание поверхностно-активных веществ в средстве, % не менее: неионогенных поверхностно-активных веществ - 1,4; анионных поверхностно-активных веществ - 1,1…», «кислород технический газообразный» - «… Объемная доля кислорода не может быть менее 99,5 %. Объемная доля водяных паров не может превышать 0,009 %. Объемная доля водорода не может превышать 0,5 %...», «припои оловянно-свинцовые бессурьмянистые» - «… Содержание олова в изделии не менее 39 %, а свинца не более 61 %. Содержание в химическом составе примесей не должно превышать, %: мышьяка 0,02; висмут 0,2; медь 0,05; сурьма 0,1…», «винты самонарезающие» - «… Глубина слоя химико-термической обработки должна быть: от 0,05 до 0,23 мм…», что в соответствии с Письмом ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 имеет признаки ограничения доступа к участию в закупке, при этом по позиции «средство для промывки калориферов» каких-либо требований об указании химического состава и (или) компонентов товара не установлено. Таким образом, данный довод подателя жалобы нашел свое подтверждение частично, заказчик нарушил п.2 ч.1 ст.64 ФЗ № 44-ФЗ.
При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 ФЗ № 44-ФЗ внеплановой проверки данного электронного аукциона иных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выявлено.
Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 ФЗ №44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО «Запсибресурс» на действия заказчика – Управления Судебного департамента в Республике Алтай при проведении электронного аукциона на оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию инженерных систем в здании Дворца Правосудия Республики Алтай (извещение № 0377100000916000223) частично обоснованной.
2.Признать заказчика нарушившим п.2 ч.1 ст.64 ФЗ № 44-ФЗ.
3.Выдать заказчику и единой комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
ПРЕДПИСАНИЕ № 08-02-2
об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок
09 января 2017 года г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Швалов А.Г. |
- заместитель руководителя управления, председатель Комиссии; |
Газизов М.М. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Заргаров А.М. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
на основании своего решения № 08-01-2 от 09.01.2017 г. по жалобе ООО «Запсибресурс» на действия заказчика – Управления Судебного департамента в Республике Алтай при проведении электронного аукциона на оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию инженерных систем в здании Дворца Правосудия Республики Алтай (извещение № 0377100000916000223),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Для устранения нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок Управлению Судебного департамента в Республике Алтай необходимо:
- Прекратить нарушение п.2 ч.1 ст.64 ФЗ № 44-ФЗ, а именно, прекратить устанавливать требования к составу заявки, влекущие за собой ограничение количества участников закупки, а именно, прекратить устанавливать требования подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными только при испытании определенной партии товара после его производства.
- Внести изменения в документацию об электронном аукционе № 0377100000916000223 в соответствии с решением № 08-01-2 от 09.01.2017 г. и настоящим предписанием.
- Продлить сроки подачи заявок на участие в электронном аукционе в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок.