Решение №08-01-216 Решение № 08-01-216 по жалобе ООО «Электрон» на действия зак... от 22 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 08-01-216

 

14 июня 2016 года                                                                                                                                                                                                                  г. Новосибирск              

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

Швалов А.Г.

- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

Газизов М.М.

- ведущий специалист – эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

Соловьёв А.О.

- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

в присутствии представителей заказчика – ФКУ «Сибуправтодор»: <...> (по доверенности), <...> (по доверенности),

в отсутствие представителей подателя жалобы – ООО «Электрон», уведомлено надлежащим образом,

рассмотрев жалобу ООО «Электрон» на действия заказчика – ФКУ «Сибуправтодор» при проведении электронного аукциона на выполнение работ: «Расходы на мероприятия по повышению уровня обустройства автомобильных дорог федерального значения. Устройство искусственного электроосвещения на автомобильной дороге Р-255 "Сибирь" Новосибирск – Кемерово – Красноярск - Иркутск, подъезд к городу Томск на участках км 110+082 – км 111+029 с. Тахтамышево, км 112+147 – км 114+130 д. Черная Речка, км 117+785 – км 118+600 г. Томск, Томская область» (извещение № 0351100008916000074), начальная (максимальная) цена контракта 23 293 680,00 рублей,

 

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «Электрон» с жалобой на действия заказчика – ФКУ «Сибуправтодор» при проведении электронного аукциона на выполнение работ: «Расходы на мероприятия по повышению уровня обустройства автомобильных дорог федерального значения. Устройство искусственного электроосвещения на автомобильной дороге Р-255 "Сибирь" Новосибирск – Кемерово – Красноярск - Иркутск, подъезд к городу Томск на участках км 110+082 – км 111+029 с. Тахтамышево, км 112+147 – км 114+130 д. Черная Речка, км 117+785 – км 118+600 г. Томск, Томская область».

Суть жалобы заключается в следующем. ООО «Электрон» обжалует не соответствие аукционной документации требованиям ФЗ №44-ФЗ.

ООО «Электрон» указывает, что в нарушение правил описания объекта закупки заказчиком допущены нарушения в Приложении 4 «Сведения о поставляемых товарах (материалах)», не позволяющие точно определить потребность заказчика и представить достоверную информацию о товаре, а именно, в п.1 «Болты с шестигранной головкой» указано, что «Резьба» должна быть «М6, M12», а также «Номинальная длина болта, мм: 55, 60». Таким образом, в данном случае возникает неопределенность, которая вводит участников закупки в заблуждение.

В п.3 «Выключатель автоматический для переменного тока» «Номинальное напряжение частотой 50 Гц, В» указано, что оно соответствует «230/400». Таким образом, в данном случае возникает неопределенность, которая вводит участников закупки в заблуждение.

В п. 11 «Колпачок изолирующий. Сечение СИП, мм2, указано «От 25 до 150». Таким образом, в данном случае возникает неопределенность, которая вводит участников закупки в заблуждение.

В п.1 «Болты с шестигранной головкой» в наименовании показателя класс прочности указано «Должен соответствовать значению, установленному ГОСТ Р ИСО 898-2-2013». Однако этот ГОСТ предусмотрен для гаек, у которых значения класса прочности не соответствуют классу прочности болтов. Таким образом, в данном случае возникает противоречие, которое вводит участников закупки в заблуждение.

На жалобу от заказчика поступили возражения, в которых указано следующее.

Заказчик сообщил, что согласно требованиям ч.2 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Заказчик указывает, что в п.1 Приложения №4 указаны требования к товару «Болты с шестигранной головкой и гайки шестигранные»: «...Резьба: М6, М12...». Требования установлены в соответствии с ГОСТ 7798-70. Показатель, значение которого не может изменяться - Резьба М6, М12. Согласно ГОСТ 7805-70 и ГОСТ 7798-70 числовой показатель в данном обозначении указывает на диаметр резьбы (указанная характеристика не сопровождается обозначением минимального или максимального значения «не менее»; «не более»), т.е. заказчиком установлен показатель, который не изменяется.

Заказчик поясняет, что в документации об аукционе для связи однородных членов (Болты с шестигранной головкой с резьбой: М6, M12) применил запятые. Поскольку знак препинания «запятая» в русском языке не используется для возможности выбора, участник закупки должен указать в заявке на участие в электронном аукционе номинальные длины болтов мм: 55; 66, так как при выполнении работ требуется использовать болты всех диаметров.

Заказчик обращает внимание, что им для материала «Болты с шестигранной головкой» указаны стандартные показатели «Резьба» и «Номинальная длина болта, мм», установленные в соответствии со стандартом, а именно, таблицей 1 ГОСТ Р ИСО 4014-2013. При этом в соответствии с ч. 2 ст. 33 ФЗ №44-ФЗ указаны значения «М6, М12» для показателя «Резьба» и «55; 60» для показателя «Номинальная длина болта, мм».

Заказчик ссылается на то, что в соответствии с п.2 ч.1 ст.33 ФЗ №44-ФЗ для материала «Выключатель автоматический для переменного тока» указан стандартный показатель «Номинальное напряжение частотой 50 Гц, В», установленный в соответствии со стандартами, а именно, таблицей 1 ГОСТ Р 50345-2010 и ГОСТ 29322-2014. При этом в соответствии с ч.2 ст.33 ФЗ №44-ФЗ и указанными стандартами установлено значение показателя «230/400». В соответствии с указанными стандартами значение 230/400 является значением, которое не может изменяться и является стандартизованным значением сетевого напряжения 230/400 В.

Заказчик поясняет, что в соответствии с п.2 ч.1 ст.33 ФЗ №44-ФЗ для материала «Колпачок изолирующий» указан стандартный показатель «Сечение СИП, мм2», в примечании Приложения №4 указано, что СИП - самонесущие изолированные провода. При этом указан диапазон значений показателя «От 25 до 150». Исходя из конструкции колпачка изолирующего и его назначения (конусообразное изделие с разными диаметрами концов для изоляции проводов) понятно, что он используется для изоляции проводов разного сечения в определенном диапазоне. В данном случае колпачок способен изолировать провода сечением в диапазоне от 25 до 150 мм2. Участник в заявке должен указать диапазон значений либо «от 25 до 150», либо «25-150», либо более широкое значение диапазона, например, «20-200».

Заказчик обращает внимание на то, что ГОСТ Р ИСО 898-2-2013 является действующим и распространяет свое действие на требования на механические свойства крепежных изделий. ГОСТ Р ИСО 898-2-2013 имеет наименование «Механические свойства крепежных изделий из углеродистых и легированных сталей», состоит из 2 (двух) частей, а именно, ГОСТ Р ИСО 898-1-2011 «Механические свойства крепежных изделий из углеродистых и легированных сталей. Часть 1. Болты, винты и шпильки установленных классов прочности с крупным и мелким шагом резьбы» и «ГОСТ Р ИСО 898-2-2013 Механические свойства крепежных изделий из углеродистых и легированных сталей. Часть 2. Гайки установленных классов прочности с крупным и мелким шагом резьбы».

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что указанные доводы жалобы  ООО «Электрон» по позиции 1 «Болты с шестигранной головкой. Резьба: М6, М12. Номинальная длина болта, мм: 55, 60», а также по позиции 11 «Колпачок изолирующий. Сечение СИП, мм2: От 25 до 150» являются несостоятельными, поскольку с позиции грамматического толкования перечисление через запятую характеристик материала означает необходимость наличия каждой из указанных характеристик. При этом Комиссия Новосибирского УФАС России исходит из того, что дополнительного указания на данное обстоятельство в аукционной документации не требуется.

Если бы государственному заказчику было необходимо наличие только одного показателя из перечисленных, то он должен был сформулировать соответствующие требования через разделительный союз «или».

Довод подателя жалобы не нашел своего подтверждения.

Комиссия Новосибирского УФАС России  установила, что согласно сведениям, указанным в таблице 1 – «предпочтительные значения номинального напряжения» ГОСТа Р 50345-2010, номинальное напряжение для однополюсного выключателя – 230/400 В.

Таким образом, довод ООО «Электрон» относительно того что указанная характеристика (230/400 В) по позиции 3 «Выключатель автоматический для переменного тока» вводит участников закупки в заблуждение, является необоснованным.  

Довод подателя жалобы не нашел своего подтверждения.

Согласно п.1 ч.1 ст.33 ФЗ №44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Приложением 4 «Описание объекта закупки» аукционной документации заказчиком установлены требования с указанием ГОСТ, а именно, по п.1 «болты с шестигранной головкой» – ГОСТ Р ИСО 898-2-2013. Однако заказчик в аукционной документации не обоснованно предусмотрел условие о соответствии закупаемого товара данному ГОСТ вместо надлежащего ГОСТ Р ИСО 898-2-2011. Таким образом, заказчик установил требования, нарушающие ст.33 ФЗ № 44-ФЗ.

Довод подателя жалобы нашел свое подтверждение.

На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России решила признать жалобу частично обоснованной.

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 ФЗ №44-ФЗ внеплановой проверки данной закупки выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Согласно пп. 33.4 п.33 раздела III Перечня видов работ, утвержденного приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 г. N 624, к видам работам по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, относятся работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), в том числе объекты электроснабжения до 110 кВ включительно.

Объектом закупки является выполнение работ по устройству искусственного электроосвещения на автомобильной дороге Р-255 "Сибирь" Новосибирск – Кемерово – Красноярск - Иркутск, подъезд к городу Томск на участках км 110+082 – км 111+029 с. Тахтамышево, км 112+147 – км 114+130 д. Черная Речка, км 117+785 – км 118+600 г. Томск, Томская область.

Согласно ч.3 ст.52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.

При этом в соответствии с ч.3.1 ст.52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Следовательно, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемому в документации об электронном аукционе в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, должно являться обязательное наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства.

Исходя из указанного, установление заказчиком в пункте 17 аукционной документации требования о представлении участниками закупки в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе копии выданного саморегулируемой организацией в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ, свидетельства о допуске к отдельным видам работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не соответствует требованиям Градостроительного кодекса РФ, ФЗ № 44-ФЗ. Таким образом заказчик нарушил ч.6 ст.31, п.2 ч.1 ст.64 ФЗ № 44-ФЗ.

В соответствии с Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063, ответственность заказчика должна быть включена в проект контракта до заключения контракта.

Комиссия Новосибирского УФАС России, проанализировав проект контракта, установила, что заказчиком нарушена ч.4 ст.34 Федерального закона №44-ФЗ, в контракт не включено обязательное условие об ответственности заказчика, а именно, не установлен размер штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 ФЗ №44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

1.Признать жалобу ООО «Электрон»  на действия заказчика – ФКУ «Сибуправтодор»при проведении электронного аукциона выполнение работ (извещение № 0351100008916000074) частично обоснованной.

2.Признать заказчика нарушившим требования ст.33, ч.6 ст.31, ч.4 ст.34, п.2 ч.1 ст.64 ФЗ № 44-ФЗ.

3.Выдать заказчику и аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны