Решение №08-01-254 Решение № 08-01-254 по жалобе физического лица на действия з... от 14 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 08-01-254

 

08 июля 2015 года                                                                                                                  г. Новосибирск

           

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе «…»,

в отсутствие представителей подателя жалобы –  «...», уведомлен надлежащим образом,

в присутствии представителя администрации Кабинетного сельсовета Чулымского района Новосибирской области «…»,

рассмотрев жалобу  гражданина «...» на действия заказчика – администрации Кабинетного сельсовета Чулымского района Новосибирской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту дороги (извещение № 0151300022015000001), начальная (максимальная) цена контракта 4 861 251,00 рублей,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратился  гражданин «...» с жалобой на действия заказчика – администрации Кабинетного сельсовета Чулымского района Новосибирской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту дороги.

Суть жалобы заключается в следующем.  Заказчик в п.5 перечня используемых при выполнении работ товаров (материалов) установил следующие требования к применяемой при изготовлении бетона воде, которые нарушают законодательство о контрактной системе в сфере закупок.

Максимальное содержание растворимых солей должно быть не более десяти тысяч миллиграмм на литр; максимальное содержание ионов S04-2 должно быть не более двух тысяч семисот миллиграмм на литр; максимальное содержание ионов хлора должно быть не более четырех тысяч пятисот миллиграмм на литр; максимальное содержание взвешенных частиц должно быть не более пятисот миллиграмм на литр.

Согласно таблице 1 ГОСТ 23732-2011, указанного в требованиях к воде, максимальное допустимое содержание (мг/л) в воде растворимых солей, ионов SO42-, ионов Cl- и взвешенных частиц зависит от назначения воды. В таблице указано 7 видов назначений воды. Однако заказчиком не указано вода какого назначения необходима для приготовления бетона, что вводит участников в заблуждение и не позволяет подготовить заявку.

Общее содержание в воде ионов натрия и калия в составе растворимых солей не должно превышать одной тысячи пятисот миллиграмм на литр.

Данное требование противоречит требованиям пункта 4.5 ГОСТ 23732-2011, которым устанавливается требование к общему содержанию в воде положительно заряженных ионов натрия Na+ и положительно заряженных ионов калия К+ в составе растворимых солей. Установление требования, противоречащего ГОСТ, нарушает положения п. 2 ч. 1 ст. 33 ФЗ №44-ФЗ.

Максимальное содержание свинца должно быть не более ста миллиграмм на литр; максимальное содержание цинка должно быть не более ста миллиграмм на литр; максимальное содержание сульфидов должно быть не более ста миллиграмм на литр.

Данное требование противоречит требованиям таблицы 2 ГОСТ 23732-2011, которая устанавливает требования к максимальному содержанию свинца в расчете на РЬ2+; максимальному содержанию цинка в расчете на Zn2+; максимальному содержанию сульфидов в расчете на S2-. Установление требования, противоречащего ГОСТ, нарушает положения п. 2 ч. 1 ст. 33 ФЗ №44-ФЗ.

По мнению подателя жалобы, требования к воде, используемой для приготовления бетонов, являются избыточными. Участники не могут знать какую воду и с какими показателями будет использовать производитель бетона.

Также заказчиком в п. 20 документации установлена дата окончания предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе - 29 июня 2015 г. что нарушает требования ч. 4 ст. 65 ФЗ № 44-ФЗ: в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Таким образом, с учетом того, что дата окончания подачи заявок 02.07.2015, дата окончания предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе должна быть установлена 30.06.2015.

На основании изложенного, податель жалобы просит выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

На жалобу от заказчика поступили возражения, в которых указано следующее.

Заказчиком не установлено требование к назначению воды, так как вода используется для затворения бетонной смести, то, соответственно, и назначение воды должно быть соответствующее согласно таб. 1 ГОСТ 23732-2011 на выбор участника и в соответствии с требованиями описания объекта закупки. Запрос на разъяснение относительно назначения воды не поступал.

Требование к содержанию в воде ионов натрия и калия соответствует п. 4.5 ГОСТ 23732-2011, в виду того, что ГОСТ 23732-2011 однозначно указывает содержание каких ионов нужно указать.

Требование к содержанию в воде свинца, цинка и сульфидов соответствует таблице 2 ГОСТ 23732-2011, ввиду того, что ГОСТ 23732-2011 однозначно указывает содержание каких ионов нужно указать. Значение показателя максимальное содержание сульфидов должно соответствовать таблице 2 ГОСТ 23732-2011.

В позиции №5 «Бетон тяжелый» приложения №1 «Описание объекта закупки» установлено требование о соответствии бетона тяжелого ГОСТ 26633-2012. Согласно п. 3.5.3.5 ГОСТ 26633-2012,  вода для затворения бетонной смеси должна соответствовать требованиям ГОСТ 23732-2011.

Последним днем, когда поступил запрос и когда заказчик обязан отвечать на запрос о разъяснении, является 28.06.2015 (не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок). Указав срок предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации 29.06.2015, заказчик ни коим образом не нарушил права участников, а взял на себя дополнительное обязательство ответить в течение одного дня с даты поступления запроса и не нарушил требования ч.4 ст.65 ФЗ № 44-ФЗ: в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе.

На основании изложенного, заказчик просит признать жалобу  «...» необоснованной.

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 ФЗ № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 ФЗ № 44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно п.1 ч.1 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В соответствии с ч.3 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена ФЗ № 44-ФЗ.

В позиции №5 «Бетон тяжелый» перечня используемых при выполнении работ товаров (материалов)  приложения №1 «Описание объекта закупки» установлено требование о соответствии бетона тяжелого ГОСТ 26633-2012. Согласно п. 3.5.3.5 ГОСТ 26633-2012,  вода для затворения бетонной смеси должна соответствовать требованиям ГОСТ 23732-2011.

Заказчик в п.5 перечня используемых при выполнении работ товаров (материалов) установил следующее требование к применяемой при изготовлении бетона воде. Максимальное содержание растворимых солей должно быть не более десяти тысяч миллиграмм на литр; максимальное содержание ионов S04-2 должно быть не более двух тысяч семисот миллиграмм на литр; максимальное содержание ионов хлора должно быть не более четырех тысяч пятисот миллиграмм на литр; максимальное содержание взвешенных частиц должно быть не более пятисот миллиграмм на литр.

Согласно таблице 1 ГОСТ 23732-2011, указанного в требованиях к воде, максимальное допустимое содержание (мг/л) в воде растворимых солей, ионов SO42- , ионов Cl- и взвешенных частиц зависит от назначения воды. Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что в данной таблице указаны 7 видов воды:

вода для затворения бетонной смеси при изготовлении напряженных железобетонных конструкций и нагнетаемого раствора;

вода для затворения бетонной смеси при изготовлении бетонных и железобетонных конструкций с ненапрягаемой арматурой, в т.ч. для водосбросных сооружений и зоны переменного горизонта воды массивных сооружений, а также строительных штукатурных растворов и растворов для армированной каменной кладки;

вода для затворения бетонной смеси при изготовлении бетонных неармированных конструкций, к которым не предъявляются требования по ограничению образования высолов, бетона бетонных и железобетонных конструкций подводной и внутренней зон массивных сооружений, а также строительных растворов для неармированной каменной кладки;

вода для промывки заполнителей, включая мокрую контрольную сортировку и охлаждение заполнителей;

вода для поливки рабочих швов при перерывах в бетонировании, поверхностей стыков, подлежащих омоноличиванию, и поверхностей водосбросных конструкций, а также вода для трубного охлаждения массива бетона;

вода для поливки законченных наружных поверхностей бетонных и железобетонных конструкций;

вода для поливки наружных поверхностей бетонных конструкций (включая поверхности водосбросных сооружений), если на поверхности допускается появление выцветов, высолов.

На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России было установлено, что требованиям к содержанию в воде растворимых солей, ионов S04-2, ионов хлора и взвешенных частиц соответствуют первые 6 видов воды, указанные в таблице 1 ГОСТ 23732-2011. При этом, заказчику требуется вода для затворения бетонной смеси. Неуказание вида воды может ввести в заблуждение участников закупки, что может привести к ограничению их числа. Данный довод подателя жалобы нашел свое подтверждение. Заказчик нарушил ст.33 ФЗ № 44-ФЗ.

В соответствии с п.4.5 ГОСТ 23732-2011, общее содержание в воде ионов натрия Na+ и калия К+ в составе растворимых солей не должно превышать 1500 мг/л.

Согласно таблицы 2 ГОСТ 23732-2011 содержание в воде нитратов, сульфидов, сахаров, фосфатов и цинка должно быть в следующих объемах:

Наименование примеси

Максимальное содержание, мг/л

Метод испытания

Сахар

100

По 6.5

Фосфаты в расчете на P2O5

100

По 6.4

Нитраты в расчете на 

500

По 6.4

Сульфиды в расчете на S2-

100

По 6.5

Свинец в расчете на Pb2+

100

По 6.4

Цинк в расчете на Zn2+

100

По 6.4

 

Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что требования аукционной документации  к содержанию в воде ионов натрия, калия, свинца, цинка и сульфидов включают в себя значения, указанные в ГОСТ 23732-2011. Таким образом, данные доводы подателя жалобы не нашли своего подтверждения.

Последним днем, когда поступил запрос и когда заказчик обязан принять запрос о разъяснении, является 28.06.2015 (не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок). Указав срок предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации 29.06.2015, заказчик не нарушил права участников, не нарушил требования ч.4 ст.65 ФЗ № 44-ФЗ, согласно которой в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе. Данный довод подателя жалобы не нашел своего подтверждения.

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 ФЗ №44-ФЗ внеплановой проверки данной закупки были выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Заказчик в аукционной документации указал, что осуществляет данную закупку у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. Осуществление закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций является ограничением при проведении закупки в соответствии со ст.30 ФЗ № 44-ФЗ. Однако заказчик в извещении и аукционной документации указал ограничение в соответствии со ст.30 ФЗ № 44-ФЗ как в пункте «ограничения в определении поставщика» так и в пункте «преимущества». Таким образом, заказчик нарушил ст.30 ФЗ № 44-ФЗ. Указанная информация могла ввести в заблуждение участников закупки. Кроме того, заказчик в п.15.2.5 аукционной документации установил требование о предоставлении документов, подтверждающих право на получение преимущества по ч.12 аукционной документации (по ст.30 ФЗ № 44-ФЗ). Пункт 7 части 5 ст.66 ФЗ №44-ФЗ предусматривает в качестве документа, подтверждающего статус СМП или СОНО, декларацию. Заказчик, не установив требование о представлении во второй части заявки декларации о принадлежности участника закупки СМП или СОНО, нарушил п.7 ч.5 ст.66 ФЗ № 44-ФЗ.

03.07.2015г. Новосибирским УФАС России в адрес администрации Кабинетного сельсовета Чулымского района Новосибирской области на имя главы администрации Кабинетного сельсовета Чулымского района Новосибирской области направлено уведомление № 08-6758 от 03.07.2015г. с требованием представить в антимонопольный орган в срок до 07.07.2015г. первые и вторые части заявок участников данной закупки. Аналогичное требование содержится в ч.5 ст. 106 ФЗ №44-ФЗ. В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок от 06.07.2015г. на участие в электронном аукционе было подано 6 заявок. В нарушение указанного уведомления, ч.5 ст. 106 ФЗ №44-ФЗ, заказчик в установленные сроки не представил в адрес Новосибирского УФАС России первые и вторые части заявок участников данной закупки, представив только первую часть одной заявки.

Заказчик в п.7.2 проекта контракта установил следующие размеры штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения обязательств по контракту:

для заказчика – 2,5%,

для поставщика – 10%.

В соответствии с ч.4 ст.34 ФЗ № 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Согласно ч.5 ст.34 ФЗ № 44-ФЗ в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.4 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 1063 от 25 ноября 2013г., за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;

в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Согласно п.5 указанных Правил за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;

в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Начальная (максимальная) цена контракта данного аукциона составляет 4 861 251,00 рублей. Данный аукцион признан несостоявшимся по причине допуска к участию в нем одной заявки.

Таким образом, заказчик, указав в п.7.2 проекта контракта ненадлежащие размеры штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения обязательств по контракту, нарушил ст.34 ФЗ № 44-ФЗ и постановление Правительства Российской Федерации № 1063 от 25 ноября 2013г.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 ФЗ №44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

Признать жалобу  «...» на действия заказчика – администрации Кабинетного сельсовета Чулымского района Новосибирской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту дороги (извещение № 0151300022015000001) частично обоснованной.

Признать заказчика нарушившим ст.33 ФЗ № 44-ФЗ, ст.30 ФЗ № 44-ФЗ, п.7 ч.5 ст.66 ФЗ № 44-ФЗ, ч.5 ст. 106 ФЗ №44-ФЗ, ст.34 ФЗ № 44-ФЗ и постановление Правительства Российской Федерации № 1063 от 25 ноября 2013г.

Выдать заказчику и аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Передать материалы уполномоченному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 08-02-247

об устранении нарушений законодательства в сфере закупок

           

08 июля 2015 года                                                                                           г. Новосибирск

           

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе «…»

на основании своего решения №08-01-254 от 08.07.2015г. по жалобе  гражданина «...» на действия заказчика – администрации Кабинетного сельсовета Чулымского района Новосибирской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту дороги (извещение № 0151300022015000001),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Для устранения нарушений законодательства в сфере закупок заказчику - администрации Кабинетного сельсовета Чулымского района Новосибирской области необходимо:

Прекратить нарушение ст.33 ФЗ № 44-ФЗ, а именно, прекратить не указывать назначение воды по ГОСТ 23732-2011;

Прекратить нарушение ст.30 ФЗ № 44-ФЗ, а именно, прекратить предоставлять субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям не предусмотренные законом преимущества;

При установлении ограничения участия в закупке по ст.30 ФЗ № 44-ФЗ прекратить требовать во второй части заявки документы, подтверждающие право на получение преимущества по ст.30 ФЗ № 44-ФЗ, прекратить не требовать во второй части заявки декларацию о принадлежности участника аукциона к субъектам СМП или СОНО;

Прекратить нарушение ст.34 ФЗ № 44-ФЗ и постановление Правительства Российской Федерации № 1063 от 25 ноября 2013г., а именно, прекратить указывать размер штрафа в проекте контракта не в соответствии с Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 1063 от 25 ноября 2013г.

Внести изменения в аукционную документацию в соответствии с решением №08-01-254 от 08.07.2015г. и настоящим предписанием;

Продлить срок подачи заявок в соответствии с требованиями законодательства о закупках.

 Для устранения нарушений законодательства в сфере закупок аукционной комиссии необходимо:

Отменить решения аукционной комиссии, зафиксированные во всех протоколах по данному электронному аукциону.

 Для устранения нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок электронной площадке ЗАО «Сбербанк-АСТ» обеспечить возможность исполнения решения № 08-01-254 от 08.07.2015г. и настоящего предписания.

О принятых мерах в соответствии с требованиями настоящего предписания сообщить до 27.07.2015г. с приложением подтверждающих документов.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Примечание:

За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего предписания в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридические лица и должностные лица несут административную ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны