Решение №08-01-26 Решение №08-01-26 по жалобам ООО «СТРОЙИНВЕСТ» и ООО «СибСтр... от 12 февраля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 08-01-26

«04» февраля 2016 года                                                                                                           г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

Сухоплюев Д.В.

- и.о. зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

Студеникин Д.Е.

- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

Заргаров А.М.

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

в отсутствие представителей подателя жалобы – ООО «СТРОЙИНВЕСТ», уведомлено надлежащим образом,

в отсутствие представителей подателя жалобы – ООО «СибСтрой Центр», уведомлено надлежащим образом,

в присутствии представителя ГКУ НСО «УКС»: «…» (по доверенности),

в присутствии представителей Минстроя НСО: «…» (по доверенности), «…» (по доверенности),

рассмотрев жалобы ООО «СТРОЙИНВЕСТ» и ООО «СибСтрой Центр» на действия Минстроя НСО и ГКУ НСО «УКС» при проведении электронного аукциона на выполнение подрядных работ по завершению строительства объекта «Строительство детского сада в с. Ярково Новосибирского района» (извещение № 0151200006016000001), начальная (максимальная) цена контракта 13 058 403,00 рублей,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратились ООО «СТРОЙИНВЕСТ» и ООО «СибСтрой Центр» с жалобами на действия Минстроя НСО и ГКУ НСО «УКС» при проведении электронного аукциона на выполнение подрядных работ по завершению строительства объекта «Строительство детского сада в с. Ярково Новосибирского района» (извещение № 0151200006016000001).

Суть жалобы ООО «СТРОЙИНВЕСТ» заключается в следующем.

В п.6.2 проекта контракта указано: «Гарантийный срок на выполняемые по контракту работы составляет не менее 5 (пяти) лет с даты подписания сторонами акта приемки законченного строительством объекта.

Под гарантией понимается устранение подрядчиком своими силами и за свой счет допущенных по его вине недостатков, выявленных после приемки работ».

Согласно статье 756 ГК РФ при предъявлении требований, связанных с ненадлежащим качеством результата работ, применяются правила, предусмотренные пунктами 1-5 статьи 724 ГК РФ. Предельный срок обнаружения недостатков в соответствии с пунктами 2 и 4 указанной статьи составляет 5 лет. При этом возможность уменьшения этого срока законом не предусмотрена.

Таким образом, заказчик не может установить гарантийный срок, превышающий предельный срок в 5 лет. Однако в проекте контракта заказчиком установлен гарантий срок «не менее 5 лет». Такой формулировкой заказчик предполагает, что гарантийный срок может быть и более пяти лет, но исходя из вышесказанного, это невозможно согласно положениям Гражданского кодекса РФ, а значит указание заказчиком гарантийного срока в данной формулировке незаконно.

В пункте 9 аукционной документации установлены требования, предъявляемые к участникам аукциона и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками аукциона:

наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, на право, заключить который проводится закупка:

копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе».

ООО «СТРОЙИНВЕСТ» считает, что заказчик неправомерно установил требование к опыту исполнения контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства за последние 3 года.

Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015г. № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» установлено, что осуществлении закупки работ строительных, а именно «Выполнение работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей» необходимо руководствоваться следующим:

Дополнительным требованием к участникам закупки работ строительных, является наличие опыта исполнения контракта (договора) стоимостью не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. Для подтверждения соответствия указанному требованию участник представляет в составе заявки на участие в закупке копии контракта, акта выполненных работ, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением случаев, указанных в Постановлении Правительства № 99 от 04.02.2015 г.).

Заявка на участие в закупке,  может содержать копии нескольких контрактов, актов выполненных работ, разрешений на ввод объекта в эксплуатацию в отношении нескольких объектов.

Однако обязательным является наличие в составе заявки участников закупки хотя бы одного контракта (договора) стоимостью не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка, в отношении одного объекта. Наличие такого контракта, а также акта выполненных работ и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию  является условием допуска к участию в соответствующей закупке.

Согласно примечанию к пункту 2 приложения № 1 к Постановлению № 99 Правительства № 99 от 04.02.2015 г. требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:

- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

При этом заказчик, в соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63, частью 3 статьи 64 ФЗ № 44-ФЗ, устанавливает в извещении о проведении закупки, документации о закупке группу работ, наличие контракта на выполнение которых требуется для подтверждения участниками закупки соответствия требованиям пункта 2 приложения № 1 к постановлению № 99.

ООО «СТРОЙИНВЕСТ» считает, что заказчик не устанавливает дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с требования статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ и постановления Правительства № 99 от 04.02.2015 г., нарушая тем самым законодательство.

Согласно извещению о проведении аукциона, код ОКПД рассматриваемой закупки - 41.20.40.000. Следовательно, заказчик неправомерно установил требования к опыту работы.

На основании изложенного, ООО «СТРОЙИНВЕСТ» просит выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок

Суть жалобы ООО «СибСтрой Центр» заключается в следующем.

Статья 65 ФЗ №44-ФЗ регламентирует порядок предоставления документации об электронном аукционе, разъяснений ее положений и внесение в нее изменений.

Заказчик в аукционной документации указал следующие сроки:

- Дата окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе: 27.01.2016г.;

- Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе 29.01.2016г. 08.00.

Следовательно, при установлении срока предоставление разъяснений положений аукционной документации, Заказчик не учел данную правовую норму и нарушил часть 4 статьи 65 44-ФЗ.

Кроме того, в аукционной документации указаны следующие сроки выполнения (завершения) работ:

Начало выполнения работ по контракту – не позднее 5 (пяти) дней с момента подписания контракта.

Срок окончания выполнения работ, до истечения которого должен быть передан результат работ – в течение 10 дней со дня заключения контракта.

ООО «СибСтрой Центр» считает, что невозможно выполнить весь объем работ в сроки, установленные заказчиком. Заказчиком  нарушена часть 2 статьи 8 ФЗ №44-ФЗ. Согласно данной норме конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям ФЗ № 44-ФЗ, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок. Установление срока, в течение которого просто невозможно выполнить требуемый объем работ, приводит к существенному ограничению числа участников.

Кроме того, представители ООО «СибСтрой Центр» осуществили выезд по адресу, указанному заказчиком на обозначенный объект. При визуальном осмотре представители ООО «СибСтрой Центр» не обнаружили необходимости в требуемых в документации работах, в связи с чем, по мнению ООО «СибСтрой Центр», очевидно лоббирование интересов конкретного подрядчика и нарушение законодательно регламентированной процедуры заключения договоров (контрактов).

На основании изложенного, ООО «СибСтрой Центр» просит выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

На жалобы ООО «СТРОЙИНВЕСТ» и ООО «СибСтрой Центр» от заказчика поступили возражения, в которых изложено следующее.

В соответствии со ст. 756 ГК РФ предельный срок обнаружения недостатков строительных работ, в соответствии с п. 2 и п. 4 ст. 724 ГК РФ, составляет пять лет. В соответствии со ст. 755 ГК РФ подрядчик, если иное не предусмотрено договором строительного подряда, гарантирует достижение объектом строительства указанных в технической документации показателей и возможность эксплуатации объекта в соответствии с договором строительного подряда на протяжении гарантийного срока. Установленный законом гарантийный срок может быть увеличен соглашением сторон. Данный довод жалобы ООО «СТРОЙИНВЕСТ» необоснован, по мнению заказчика.

Довод жалобы ООО «СТРОЙИНВЕСТ» о неправомерности установления требований к опыту выполнения работ заказчик считает не обоснованным по следующим причинам:

В соответствии с ч.4 ст. 31 ФЗ № 44-ФЗ в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч.2 и ч.2.1 ст.31 ФЗ № 44-ФЗ дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования. Таким образом, заказчиком установлены требования о наличии опыта в соответствии с ч.2 приложения 1 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 №99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам,   услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям». Код ОКПД, указанный в закупке №0151200006016000001 в единой информационной системе, установлен в соответствии с п. 2 приложения 1 вышеуказанного Постановления.

В соответствии с ч.4. ст.65 ФЗ № 44-ФЗ заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Таким образом, дата окончания подачи заявок 29.01.2016г., запрос может быть подан за три дня до даты окончания срока подачи заявок, т.е. 25.01.2016г., соответственно разъяснения заказчиком должны быть размещены в течение двух дней, с даты поступления запроса от оператора, т.е. не позднее 27.01.2015г.

Заказчик считает, что довод жалобы в отношении установления сроков выполнения работ не обоснован, поскольку при привлечении подрядчиком необходимых трудовых ресурсов и строительной техники, срок выполнения работ, установленный извещением и документацией об электронном аукционе, является разумным и достаточным. В свою очередь, различные виды работ, предусмотренные локальными сметными расчетами, могут выполняться одновременно, поскольку не представляют собой единый процесс, требующий последовательного его выполнения. Данный срок обусловлен социальной значимостью и необходимостью ввода в эксплуатацию объекта.

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

Заказчик в п.6.2 проекта контракта указал условие о предоставлении гарантий на выполненные работы в течение не менее 5 лет с даты подписания сторонами акта приемки законченного строительством объекта.

Согласно статье 756 ГК РФ при предъявлении требований, связанных с ненадлежащим качеством результата работ, применяются правила, предусмотренные пунктами 1-5 статьи 724 ГК РФ. Предельный срок обнаружения недостатков в соответствии с пунктами 2 и 4 указанной статьи составляет 5 лет.

В соответствии со ст. 755 ГК РФ подрядчик, если иное не предусмотрено договором строительного подряда, гарантирует достижение объектом строительства указанных в технической документации показателей и возможность эксплуатации объекта в соответствии с договором строительного подряда на протяжении гарантийного срока. Установленный законом гарантийный срок может быть увеличен соглашением сторон. В связи с этим, данный довод ООО «СТРОЙИНВЕСТ» не обоснован.

Заказчик в п.9 аукционной документации установил требование к участникам закупки о наличии у них соответствующего опыта исполнения контрактов в следующей форме:

наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, на право, заключить который проводится закупка:

копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе.

Кроме того, заказчик указал код по ОКПД2 41.20.40.000.

Согласно п.3 ч.2 ст.31 ФЗ № 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.

Согласно ч.4 ст.31 ФЗ № 44-ФЗ в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 ст.31 ФЗ № 44-ФЗ дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению № 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением № 1 к данному Постановлению.

Согласно п.2 приложения №1 к данному Постановлению Правительства для выполнения работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей требуется наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка

Согласно совместному Письму Минэкономразвития России № 23275-ЕЕ/Д28и и ФАС России № АЦ/45739/15 от 28.08.2015г. «О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу о применении постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. № 99 требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При осуществлении закупки на выполнение работ строительных, указанных в пункте 2 приложения № 1 к постановлению № 99 (в том числе по текущему ремонту), участник закупки признается соответствующим дополнительным требованиям при наличии совокупности следующих условий:

участником закупки представлено подтверждение исполнения одного контракта за последние три года на выполнение исключительно работ по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту. При этом подтверждение опыта исполнения контракта (договора) выполнением иных работ строительных (например, по текущему ремонту) не допускается;

участником закупки подтвержден опыт выполнения работ строительных по одному объекту строительства, аналогичному объекту, выполнение работ строительных по которому является объектом закупки, а именно: в случае осуществления закупки работ строительных по объекту капитального строительства, подтверждением наличия опыта будет являться выполнение работ строительных по объекту капитального строительства; в случае осуществления закупки работ строительных по объекту, не являющемуся объектом капитального строительства, - выполнение работ строительных по объекту, не являющемуся объектом капитального строительства.

На основании изложенного, данный довод жалобы ООО «СТРОЙИНВЕСТ» необоснован.

Согласно п.11 ч.1 ст.64 аукционная документация должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

Согласно ч.3 ст.65 ФЗ № 44-ФЗ любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

Согласно ч.4 ст.65 ФЗ № 44-ФЗ в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 ст.65 ФЗ № 44-ФЗ запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Согласно п.17 аукционной документации любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации об аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Дата начала предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе: 13.01.2016г.

Дата окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе: 27.01.2016г.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, окончание срока подачи заявок в данном электронном аукционе 29.01.2016г. 08-00 часов.

Таким образом, с учетом норм ст.65 ФЗ № 44-ФЗ, ст.191, ст.192 ГК РФ, заказчик указал сроки предоставления разъяснений положений документации, соответствующие действующему законодательству. Данный довод жалобы ООО «СибСтрой Центр» необоснован.

В аукционной документации указаны следующие сроки выполнения (завершения) работ:

Начало выполнения работ по контракту – не позднее 5 (пяти) дней с момента подписания контракта.

Срок окончания выполнения работ, до истечения которого должен быть передан результат работ – в течение 10 дней со дня заключения контракта.

Заказчик представил график выполнения работ, предусмотренных контрактом, согласно которому работы можно выполнить в течение 10 дней. В свою очередь, ООО «СибСтрой Центр» не представило каких-либо доказательств о невозможности выполнения предусмотренных контрактом работ в течение 10 дней со дня заключения контракта. В связи с этим, данный довод жалобы ООО «СибСтрой Центр» не нашел своего подтверждения.

Кроме того, ООО «СибСтрой Центр» не представило каких-либо доказательств, подтверждающих отсутствие потребности заказчика в закупке указанных работ. В связи с этим, данный довод жалобы ООО «СибСтрой Центр» необоснован.

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 ФЗ №44-ФЗ внеплановой проверки данной закупки нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выявлено.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15 ст.99 ФЗ №44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

Признать жалобы ООО «СТРОЙИНВЕСТ» и ООО «СибСтрой Центр» на действия Минстроя НСО и ГКУ НСО «УКС» при проведении электронного аукциона на выполнение подрядных работ по завершению строительства объекта «Строительство детского сада в с. Ярково Новосибирского района» (извещение № 0151200006016000001) необоснованными.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны