Решение №08-01-269 Решение №08-01-269 по жалобе филиала ФГУП «Охрана» МВД Росси... от 12 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 08-01-269

20 июля 2015 года                                                                                                                  г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

Швалов А.Г.

- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

Заргаров А.М.

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

Запорожан Н.И.

- специалист-эксперт отдела контроля государственного оборонного заказа, член Комиссии;

в присутствии «…»

рассмотрев жалобу филиала ФГУП «Охрана» МВД России по НСО на действия заказчика – ГБУЗ НСО «ГНОКБ» при проведении запроса котировок на оказание услуг по вооруженной охране и сопровождению наркотических средств  и психотропных веществ (извещение № 0351200000715000665), начальная (максимальная) цена контракта 98 500,00 рублей,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратился филиал ФГУП «Охрана» МВД России по НСО с жалобой на действия заказчика – ГБУЗ НСО «ГНОКБ» при проведении запроса котировок на оказание услуг по вооруженной охране и сопровождению наркотических средств  и психотропных веществ.

Суть жалобы заключается в следующем.  Статьёй 21 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08.01.1998 № 3-ФЗ и пунктом 2 «Правил перевозки наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на территории Российской Федерации, а также оформления необходимых для этого документов», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 № 449 (далее - Правила) для указанного в извещении вида услуг предусмотрено наличие лицензии на деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, с правом на их перевозку. В извещении требование к участникам о наличии указанной лицензии отсутствует.

В пункте 6 Правил указано, что для перевозки наркотических средств используются закрытые транспортные средства, которые оборудованы запирающим устройством и имеют места для размещения лиц, ответственных за перевозку, и лиц, осуществляющих охрану.

Техническим заданием (Приложение № 2) к Извещению предусмотрено, что охрана и сопровождение наркотических средств и психотропных веществ должны осуществляться на бронированном закрытом спец. автомобиле, оборудованном запирающим устройством. Требование о том, что автомобиль должен быть бронированным не предусмотрено законодательством и, соответственно, приводит к ограничению конкуренции.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 8 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», ч. 2 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», податель жалобы просит признать запрос котировок на право заключения контракта на оказание услуг по вооруженной охране и сопровождению наркотических средств и психотропных веществ для государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Государственная Новосибирская областная клиническая больница» не соответствующим законодательству.

На основании изложенного, податель жалобы просит выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

На жалобу от заказчика поступили возражения, в которых указано следующее.

В силу пунктов 53, 54 части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозки, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение) подлежит лицензированию.

В соответствии с пунктом 3 указанных в жалобе Правил юридическое лицо, осуществляющее перевозку наркотических средств, обеспечивает их охрану. При этом такое юридическое лицо должно иметь лицензию на осуществление негосударственной (частной) охранной деятельности. В случае ее отсутствия охрана наркотических средств осуществляется путем привлечения к перевозке в установленном порядке:

  • подразделений вневедомственной охраны полиции;
  • ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти или организаций;
  • юридического лица, имеющего лицензию на осуществление негосударственной (частной) охранной деятельности.

Учитывая вышеизложенное, а также то, что объектом закупки является охрана и сопровождение наркотических средств, а не их перевозка, то требование о наличии лицензии на перевозку наркотических средств и психотропных веществ распространяется только на заказчика. При этом, ГБУЗ НСО «ГНОКБ» имеет бессрочную лицензию на осуществление деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений от 26.03.2014 № ЛO - 54-03-000188, которая, среди прочего, включает право на их перевозку.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 73 ФЗ № 44-ФЗ, извещение о проведении запроса котировок должно содержать информацию, указанную в пунктах 1-6 статьи 42 ФЗ № 44-ФЗ (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии со статьей 31 ФЗ № 44-ФЗ. Требовать от участника запроса котировок предоставления иных документов и информации не допускается.

Таким образом, заказчик не может согласиться с доводом заявителя о том, что отсутствие в извещении о проведении запроса котировок требования о наличии лицензии на осуществление деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ является нарушением законодательства о закупках.

Относительно довода заявителя о неправомерном требовании наличия бронированного закрытого спец. автомобиля, оборудованного запирающим устройством, заказчик поясняет, что это является потребностью заказчика.

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.74 ФЗ № 44-ФЗ в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 ФЗ № 44-ФЗ (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 ФЗ № 44-ФЗ), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ.

Согласно ст.42 ФЗ № 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 ФЗ № 44-ФЗ.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно абзацу 1 ст.787 ГК РФ по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

В соответствии с п.1 ст.785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

В техническом задании запроса котировок указано, что исполнитель по заявке заказчика оказывает следующие услуги:

1.1. По обеспечению сопровождения и  вооруженной охраны представителя заказчика и перевозимого им имущества, далее груза (наркотических средств и психотропных веществ) согласно оговоренным договором маршрутам.

1.2.      Доставка наркотических средств и психотропных веществ осуществляется в упаковке опечатанной заказчиком, исключающей любой доступ третьих лиц (далее по тексту - груз с вложением наркотических средств и психотропных веществ или груз).

1.3.      Доставка груза осуществляется в соответствии с порядком оформления груза с вложением наркотических средств и психотропных веществ (далее по тексту - порядок), разработанным  в соответствии с требованиями положений Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» и постановления Правительства РФ от 12.06.2008 № 449 «О порядке перевозки наркотических средств и психотропных веществ на территории Российской Федерации, а также оформления необходимых для этого документов».

1.4.      Доставка груза с вложением наркотических средств и психотропных веществ осуществляется при наличии: у получателя (далее по тексту именуемый «получатель») и Заказчика лицензии на виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, с указанием права на их уничтожение.

Исполнитель обязуется:

2.1.      при выполнении маршрута обеспечивает сопровождение и охрану ответственного лица Заказчика с перевозимым им грузом от краж, грабежей или разбойных нападений с момента начала выполнения маршрута до момента прибытия в пункт назначения.  

2.2.      подавать автомашину в технически исправном состоянии по указанному адресу и в точное время, указанное Заказчиком;

2.3.      оформлять для перевозки груза документы в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 12.06.2008 №449 «О порядке перевозки наркотических средств и психотропных веществ на территории Российской Федерации, а также оформления необходимых для этого документов»;

2.4.      обеспечить у лиц, ответственных за доставку груза с вложением наркотических средств и психотропных веществ, наличие документов, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 №449 «О порядке перевозки наркотических средств и психотропных веществ на территории Российской Федерации, а также оформления необходимых для этого документов»;

2.5.      использовать для доставки груза с вложением наркотических средств и психотропных веществ закрытые транспортные средства, которые оборудованы запирающим устройством и имеют место для представителя заказчика.

Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что с учетом описания объекта данной закупки заказчику фактически необходимы услуги по перевозке товара или фрахтованию, относящиеся к главе 40 ГК РФ (Перевозка), а не услуги по вооруженной охране и сопровождению. Заказчик ненадлежащим образом сформировал описание объекта закупки, тем самым нарушил ст.33 ФЗ № 44-ФЗ.

Согласно п.18 ч.1 ст.12 ФЗ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивирование наркосодержащих растений.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1085 «О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений» в перечень работ и услуг, составляющих деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений относятся:

  • перевозка наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список I перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации;
  • перевозка прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список I перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации;
  • перевозка наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список II перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации;
  • перевозка психотропных веществ, внесенных в список III перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации.

Согласно п.2 Правил данные Правила распространяются на перевозку наркотических средств на территории Российской Федерации любыми видами транспорта, осуществляемую юридическими лицами независимо от формы собственности при наличии лицензии на деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, с правом на их перевозку.

Согласно п.3 Правил юридическое лицо, осуществляющее перевозку наркотических средств, обеспечивает их охрану. При этом оно должно иметь лицензию на осуществление негосударственной (частной) охранной деятельности. В случае ее отсутствия охрана наркотических средств осуществляется путем привлечения к перевозке в установленном порядке:

подразделений вневедомственной охраны полиции;

ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти или организаций;

юридического лица, имеющего лицензию на осуществление негосударственной (частной) охранной деятельности.

Таким образом, с учетом описания объекта закупки заказчик обязан был установить требование к участникам закупки о наличии у него лицензии на осуществление деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ и установить требование о предоставлении копии такой лицензии. Заказчик нарушил п.1 ч.1 ст.74 ФЗ № 44-ФЗ. Довод подателя жалобы нашел свое подтверждение.

Техническим заданием (Приложение № 2) к Извещению предусмотрено, что охрана и сопровождение наркотических средств и психотропных веществ должны осуществляться на бронированном закрытом спец. автомобиле, оборудованном запирающим устройством.

Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что указанное требование является объективным, соответствует потребностям заказчика в силу специфики перевозимого товара и не противоречит законодательству о контрактной системе в сфере закупок. Данный довод подателя жалобы не нашел своего подтверждения.

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 ФЗ №44-ФЗ внеплановой проверки данной закупки были выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Заказчик в форме котировочной заявки затребовал у участников закупки не предусмотренные ч.3 ст.73 ФЗ № 44-ФЗ сведения, а именно, ОГРН, ЕГРИП, КПП, сведения о генеральном директоре, главном бухгалтере, телефон, адрес электронной почты, сайт.

Кроме того, заказчик затребовал декларацию о соответствии участников закупки требованиям, установленным в п.1, п.3, п.4, п.5, п.7, п.8 ч.1 ст.31 ФЗ № 44-ФЗ. Установив данные требования, заказчик нарушил ч.4 ст.73 ФЗ № 44-ФЗ.

В связи с тем, что в соответствии с ч.4 ст.74 ФЗ № 44-ФЗ изменение объекта закупки не допускается, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что устранение вышеуказанных нарушений возможно исключительно путем аннулирования данной закупки.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 ФЗ №44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу филиала ФГУП «Охрана» МВД России по НСО на действия заказчика – ГБУЗ НСО «ГНОКБ» при проведении запроса котировок на оказание услуг по вооруженной охране и сопровождению наркотических средств  и психотропных веществ (извещение № 0351200000715000665) частично обоснованной.
  2. Признать заказчика нарушившим ст.33 ФЗ № 44-ФЗ, п.1 ч.1 ст.74 ФЗ № 44-ФЗ и ч.4 ст.73 ФЗ № 44-ФЗ.
  3. Выдать заказчику и аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок с требованием об аннулировании закупки.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 08-02-265

об устранении нарушений законодательства в сфере закупок

20 июля 2015 года                                                                                           г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

Швалов А.Г.

- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

Заргаров А.М.

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

Запорожан Н.И.

- специалист-эксперт отдела контроля государственного оборонного заказа, член Комиссии;

на основании своего решения №08-01-269 от 20.07.2015г. по жалобе филиала ФГУП «Охрана» МВД России по НСО на действия заказчика – ГБУЗ НСО «ГНОКБ» при проведении запроса котировок на оказание услуг по вооруженной охране и сопровождению наркотических средств  и психотропных веществ (извещение № 0351200000715000665),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Для устранения нарушений законодательства в сфере закупок заказчику - ГБУЗ НСО «ГНОКБ» необходимо:

  1. Прекратить нарушение ст.33 ФЗ № 44-ФЗ, а именно, прекратить указывать в описании объекта закупки характеристики, не соответствующие объекту закупки;
  2. Прекратить нарушение п.1 ч.1 ст.74 ФЗ № 44-ФЗ, а именно, прекратить не устанавливать к участникам закупки требования об их соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, а также о представлении документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным требованиям;
  3. Прекратить нарушение ч.4 ст.73 ФЗ № 44-ФЗ, а именно, прекратить требовать у участников закупки не предусмотренные ч.3 ст.73 ФЗ № 44-ФЗ сведения, в том числе в форме котировочной заявки;
  4. Аннулировать данный запрос котировок.

Для устранения нарушений законодательства в сфере закупок котировочной комиссии необходимо:

Отменить решения котировочной комиссии, зафиксированные во всех протоколах по данному запросу котировок.

О принятых мерах в соответствии с требованиями настоящего предписания сообщить заказчику до 06.08.2015г. с приложением подтверждающих документов.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Примечание:

За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего предписания в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридические лица и должностные лица несут административную ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны