Решение №08-01-339 Решение №08-01-339 ООО «МедМаркет» на действия заказчика – ф... от 27 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 08-01-339

15 сентября 2016 года                                                                                                   г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

Швалов А.Г.

- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

Газизов М.М.

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

Заргаров А.М.

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

в отсутствие представителей подателя жалоб – ООО «МедМаркет» (уведомлено надлежащим образом),

в присутствии представителя заказчика – федерального государственного бюджетного учреждения «Новосибирский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии им. Я.Л. Цивьяна» Министерства здравоохранения РФ: «…» (по доверенности),

рассмотрев жалобы ООО «МедМаркет» на действия заказчика – федерального государственного бюджетного учреждения «Новосибирский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии им. Я.Л. Цивьяна» Министерства здравоохранения РФ при проведении электронных аукционов на поставку фармакотерапевтических средств (извещения №№ 0351100021316000364, 0351100021316000365) и на поставку противомикробных средств: антибиотиков (извещение № 0351100021316000367), начальные (максимальные) цены контрактов 997 119,70 руб., 995 860,00 руб., 997 710,00 руб., соответственно,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «МедМаркет» с жалобами на действия заказчика – федерального государственного бюджетного учреждения «Новосибирский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии им. Я.Л. Цивьяна» Министерства здравоохранения РФ при проведении электронных аукционов на поставку фармакотерапевтических средств (извещения №№ 0351100021316000364, 0351100021316000365) и на поставку противомикробных средств: антибиотиков (извещение № 0351100021316000367).

Суть жалоб заключается в следующем. По мнению ООО «МедМаркет», заказчиком в описаниях объектов закупок документаций об электронных аукционах №№ 0351100021316000364, 0351100021316000365 установлены требования, влекущие за собой ограничение количества участников закупок, поскольку по п.8 описаний объектов закупок установлены требования к дозировке лекарственного препарата, которым соответствует только один лекарственный препарат с МНН «Комплекс ботулинический токсин типа A-гемагглютинин», а именно, «Диспорт®» (производитель «Ипсен Фарма», Франция), по п.3 описания объекта закупки документации об электронном аукционе № 0351100021316000367 установлены требования к режиму хранения и стабильности раствора, которым соответствует только один лекарственный препарат с МНН «Ванкомицин», а именно, «Эдицин» (производитель «Лек д.д.», Словения).

Постановлением Правительства РФ № 929 закреплено, что предельное значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) устанавливается в размере 1 тыс. рублей, если предметом одного контракта (одного лота) наряду с иным лекарственным средством (иными лекарственными средствами) является поставка лекарственного средства с международным непатентованным наименованием (при отсутствии такого наименования - с химическим, группировочным наименованием), в рамках которого отсутствуют зарегистрированные в установленном порядке аналогичные по лекарственной форме и дозировке лекарственные средства.

Таким образом, по мнению ООО «МедМаркет», данные препараты не должны быть в составе лотов наряду с другими лекарственными препаратами, так как это противоречит ст.33 ФЗ №44-ФЗ и Постановлению Правительства РФ № 929, что приводит к искусственному ограничению конкуренции.

На жалобы ООО «МедМаркет» от заказчика – федерального государственного бюджетного учреждения «Новосибирский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии им. Я.Л. Цивьяна» Министерства здравоохранения РФ поступили возражения, в которых указано следующее.

Заказчик не согласен с доводами подателя жалоб, поскольку при описании объектов закупок закачик исходил из потребности в обеспечении лекарственными средствами на определенный период времени, п.1 ч.1 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ предоставляет исключительное право заказчику при необходимости излагать функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки ровно в том объеме, в котором у него существует потребность, кроме того, при проведении электронного аукциона № 0351100021316000367 было подано две заявки на участие, в результате проведения аукциона начальная максимальная цена контракта была снижена более чем на 25 %, что свидетельствует об отсутствии ограничения конкуренции.

На основании изложенного, федеральное государственное бюджетное учреждение «Новосибирский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии им. Я.Л. Цивьяна» Министерства здравоохранения РФ просит признать жалобы ООО «МедМаркет» необоснованными.

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Комиссией Новосибирского УФАС России было установлено, что заказчиком по п.8 описаний объектов закупок по электронным аукционам №№ 0351100021316000364, 0351100021316000365 установлены требования, а именно, «Комплекс ботулинический токсин типа A-гемагглютинин, лиофилизат для приготовления раствора для инъекций 500ЕД фл.», которым соответствует только один лекарственный препарат, зарегистрированный в Государственном реестре лекарственных средств, а именно, лекарственный препарат с торговым наименованием «Диспорт®» производства «Ипсен Фарма», Франция (регистрационные удостоверения П № 011520/01 от 15.08.2011, ЛП-001486 от 08.02.2012), зарегистрированные в установленном порядке аналогичные по лекарственной форме и дозировке лекарственные средства в указанном реестре отсутствуют, исходя из чего данная позиция описаний объектов закупок является блокирующей, что свидетельствует об ограничении количества участников закупки.

Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 17.10.2013 № 929 «Об установлении предельного значения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями» установлено предельное значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в размере 1 тыс. рублей, если предметом одного контракта (одного лота) наряду с иным лекарственным средством (иными лекарственными средствами) является поставка лекарственного средства с международным непатентованным наименованием (при отсутствии такого наименования - с химическим, группировочным наименованием), в рамках которого отсутствуют зарегистрированные в установленном порядке аналогичные по лекарственной форме и дозировке лекарственные средства, однако по электронному аукциону № 0351100021316000364 начальная (максимальная) цена контракта составляет 997 119,70 руб., по электронному аукциону № 0351100021316000365 - 995 860,00 руб.

Таким образом, заказчиком нарушены п.1 ч.1 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ, Постановление Правительства РФ № 929 от 17.10.2013г., данные доводы подателя жалоб нашли свое подтверждение.

Довод подателя жалобы относительно установления в п.3 описания объекта закупки по электронному аукциону № 0351100021316000367 требований, которым соответствует только один лекарственный препарат с МНН «Ванкомицин», зарегистрированный в Государственном реестре лекарственных средств, а именно, «Эдицин» (производитель «Лек д.д.», Словения), нашел свое подтверждение частично, поскольку требованиям, установленным заказчиком по данной позиции, а именно, «Режим хранения - 25 градусов, без ограничения нижнего температурного предела, в условиях, не требующих искусственного затемнения. Стабильность раствора - приготовленный раствор должен храниться в течение не менее 24 часов при комнатной температуре (до 25 градусов)», не соответствует ни один из лекарственных препаратов, зарегистрированных в Государственном реестре лекарственных средств, в том числе, и «Эдицин» (производитель «Лек д.д.», Словения)», поскольку ни одна из инструкций по применению лекарственных препаратов с МНН «Ванкомицин», зарегистрированных в Государственном реестре лекарственных средств, не содержит условий о возможности хранения приготовленного раствора в течение не менее 24 часов при комнатной температуре (до 25 градусов), в том числе, и инструкция к лекарственному препарату «Эдицин».

Таким образом, заказчик нарушил п.1 ч.1 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ, сформировав описание объекта закупки таким образом, что совокупности установленных требований не соответствует ни один из зарегистрированных лекарственных препаратов.

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 ФЗ №44-ФЗ внеплановой проверки данных электронных аукционов, были выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

В соответствии с письмом ФАС России №АК/28644/15 от 09.06.2015г. одним из наиболее типичных примеров ограничения количества участников закупки лекарственных препаратов является указание в документации закупки терапевтически не значимых харастеристик, соответствующих конкретным торговым наименованиям лекарственных препаратов, без возможности поставки эквивалентного товара, в том числе, необоснованное требование к количеству единиц (таблеток, ампул) лекарственного препарата во вторичной упаковке, а также требование поставки конкретного количества упаковок вместо количества лекарственного препарата, указание конкретных лекарственных форм препаратов, предназначенных для перорального (внутреннего) применения («капсулы», «капсулы мягкие», «гранулы», «микросферы», «таблетки», «двояковыпуклые таблетки», «таблетки в оболочке», «таблетки в пленочной оболочке», «таблетки в кишечнорастворимой оболочке» и т.д.), указание конкретных лекарственных форм препаратов, предназначенных для парентерального (инъекционного) введения («лиофилизат», «порошок», «лиофилизированный порошок», «концентрат», «раствор», «суспензия» и т.д.), предъявление требований к температурному режиму хранения препарата, предъявление требований к составу вспомогательных веществ.

Комиссией Новосибирского УФАС России при анализе аукционных документаций было установлено, что описания объектов закупок содержат вышеуказанные требования к лекарственным препаратам, способные привести к ограничению количества участников закупки, например, по позициям 2, 5, 6, 7, 11, 16, 18 описаний объектов закупок электронных аукционов №№ 0351100021316000364, 0351100021316000365, по позициям 1 - 3, 5, 8, 10 описания объекта закупки электронного аукциона № 0351100021316000367. Таким образом, заказчиком нарушен п.1 ч.1 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ.

В соответствии с ч.3 ст.14 ФЗ № 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.

Правительством РФ 30.11.2015г. принято Постановление № 1289 «Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вступившее в силу 10.12.2015г., в п.1 которого установлено, что для целей осуществления закупок лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - лекарственный препарат), для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с одним международным непатентованным наименованием или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием), являющегося предметом одного контракта (одного лота), заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза. Таким образом, ограничение, предусмотренное Постановлением Правительства РФ № 1289, распространяется только на случаи закупок по одному МНН или при отсутствии такого наименования – химическому или группировочному наименованию в рамках одного контракта.

Заказчиком в нарушение ст.14 ФЗ № 44-ФЗ в документации об электронном аукционе № 0351100021316000367 установлено ограничение, предусмотренное Постановлением Правительства № 1289, однако данная закупка предусматривает поставку лекарственных препаратов 9 различных МНН.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 ФЗ №44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «МедМаркет» на действия заказчика – Федерального государственного бюджетного учреждения «Новосибирский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии им. Я.Л. Цивьяна» Министерства здравоохранения РФ при проведении электронного аукциона на поставку фармакотерапевтических средств (извещение № 0351100021316000364) обоснованной.
  2. Признать жалобу ООО «МедМаркет» на действия заказчика – Федерального государственного бюджетного учреждения «Новосибирский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии им. Я.Л. Цивьяна» Министерства здравоохранения РФ при проведении электронного аукциона на поставку фармакотерапевтических средств (извещение № 0351100021316000365) обоснованной.
  3. Признать жалобу ООО «МедМаркет» на действия заказчика – Федерального государственного бюджетного учреждения «Новосибирский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии им. Я.Л. Цивьяна» Министерства здравоохранения РФ при проведении электронного аукциона на поставку противомикробных средств: антибиотиков (извещение № 0351100021316000367) частично обоснованной.
  4. Признать заказчика нарушившим п.1 ч.1 ст.33, ст.14 ФЗ № 44-ФЗ, Постановление Правительства РФ № 929 от 17.10.2013г.
  5. Выдать заказчику и аукционной комиссии предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок с требованием об аннулировании определений поставщиков.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения. 

Связанные организации

Связанные организации не указаны