Решение №08-01-369 Решение №08-01-369 по жалобе ООО «ТД Милкград» на действия ... от 25 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
 25 (12.00 Кб)

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 08-01-369

21 сентября 2015 года                                                                                                       г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

Швалов А.Г.

- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

Заргаров А.М.

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

Газизов М.М.

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

в отсутствие представителей подателя жалобы – ООО «ТД Милкград», уведомлено надлежащим образом,

в присутствии представителей ГБУЗ НСО «Родильный дом №2 «…» (по доверенности), «…» (по доверенности),

рассмотрев жалобу ООО «ТД Милкград» на действия заказчика – ГБУЗ НСО «Родильный дом №2» при проведении электронного аукциона на поставку молока (извещение № 0351300025515000160), начальная (максимальная) цена контракта 55 680,00 рублей,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «ТД Милкград» с жалобой на действия заказчика – ГБУЗ НСО «Родильный дом №2» при проведении электронного аукциона на поставку молока.

Суть жалобы заключается в следующем.

В аукционной документации заказчик установил требование к фасовке молока не более 0,5 л.

Податель жалобы направил запрос о даче разъяснений положений аукционной документации, на что заказчик ответил, что законом не предусмотрено ограничений по включению в аукционную документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика, не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару. Более того, указание в документации конкретных характеристик поставляемого товара предусмотрено законодательством о закупках. Соответственно, заказчик вправе включить в аукционную документацию характеристики и требования к товару, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций, тем более что, товар с данными характеристиками, выпускается большим количеством производителей и, соответственно, данные требования заказчика не ограничивают конкуренцию (текст ответа размещен заказчиком на официальном сайте).

Однако податель жалобы не согласен с такой позицией заказчика по следующим основаниям.

В соответствии с требованиями ст.36 Федерального закона от 12.06.2008 года №88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» молоко и продукты его переработки должны сопровождаться информацией для потребителей, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей и требованиям данного Федерального закона. Пункт 25 данной статьи определяет, что молоко и продукты его переработки, расфасованные в потребительскую тару и реализуемые на территории Российской Федерации в оптовой и розничной торговле, должны иметь маркировку, содержащую следующую информацию – масса нетто или объем таких продуктов. Масса нетто указывается в отношении таких продуктов, если они имеют сыпучую, твердую, пастообразную или вязкопластичную консистенцию либо для них нет методик выполнения измерений плотности. Объем или масса нетто (по усмотрению изготовителя) указывается для продуктов, имеющих жидкую консистенцию, если для таких продуктов существуют методики выполнения измерений плотности и (или) дозировочное оборудование.

Методика определения плотности установлена ГОСТ Р 54758-2011 «Молоко и продукты переработки молока. Методы определения плотности». Таким образом, законом определено, что производитель имеет право выпускать молоко с указанием на потребительской упаковке информации об объеме или массе нетто продукта на свой выбор.

В соответствии со ст.33 ФЗ № 44-ФЗ заказчик в описании объекта закупки при необходимости должен указывать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки. При этом использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначение и терминологию, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчик не использует такие стандартные показатели, то в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей.

Законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, предусмотрено, что производитель может наносить маркировку на упаковку с информацией об объеме или массе нетто. Заказчик, используя требование к фасовке в литрах, не предоставил обоснование использования такого показателя. На основании вышеуказанного, податель жалобы считает, что доводы заказчика, указанные в разъяснении, являются не объективными и в описание объекта закупки включены требования, влекущие за собой ограничение количества участников закупки.

Федеральным законом от 12.06.2008 года №88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» введены основные понятия на молоко и молочную продукцию. Термин «молоко коровье», указанный заказчиком в описании объекта закупки, отсутствует в данном Федеральном законе. В соответствии с определением закона, данный продукт называется «Молоко питьевое». Требования указанного закона обязывают наносить маркировку с наименованием продукта с использованием понятий, предусмотренных Федеральным законом №88-ФЗ.

Опираясь на вышеуказанное, податель жалобы считает, что описание объекта закупки выполнено не объективно, заказчиком указаны характеристики объекта закупки с нарушением норм и требований технических регламентов и стандартов, а также условных обозначений и терминологии. Заказчик своими действиями не создал равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок, что приводит к ограничению числа участников закупки.

На жалобу от заказчика поступили возражения, в которых указано следующее.

Указание в документации конкретных характеристик поставляемого товара предусмотрено законодательством о закупках. Соответственно, заказчик вправе включить в аукционную документацию характеристики и требования к товару, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций, тем более, что товар с данными характеристиками выпускается большим количеством производителей и, соответственно, данные требования заказчика не ограничивают конкуренцию.

Податель жалобы утверждает о нарушении заказчиком Федерального закона от 12.06.2008г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию». Это не соответствует действительности. Данный закон определяет требования к маркировке на упаковке для поставщиков, требования заказчика относятся к сфере законодательства о закупках, и, во-первых, данное требование заказчика относится не к маркировке на упаковке товара, а к конкретным характеристикам фасовки товара, т.е. к количеству молока в упаковке.

Во-вторых, действия заказчика, касающиеся требований к объему фасовки, обусловлены, прежде всего, тем, что аукцион на поставку молока для питания сотрудников объявлялся заказчиком в связи с требованиями законодательства об охране труда, а именно, Приказа Министерства                  здравоохранения и социального развития РФ от 16 февраля 2009 г. № 45н «Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, Порядка осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, и Перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов». Согласно данному нормативному акту норма бесплатной выдачи молока составляет 0,5 литра за смену независимо от продолжительности смены.

Ввиду отсутствия столовой в ГБУЗ НСО «РД №2» и с целью соблюдения требований санитарии молоко работникам выдается непосредственно в пакетированном виде.

В-третьих, заказчик использует при составлении описания объекта закупки именно стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки. Единица измерения «литры» входит в ОКЕИ и не противоречит требованиям Федерального закона от 12.0б.2008г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию». Участник закупки при подаче аукционной заявки имеет право представить перерасчет массы нетто в объем. Тем более, что практически все производители молока в РФ имеют в наличии объем упаковки товара, требуемый заказчиком.

Относительно указания «Молоко коровье» в описании объекта закупки заказчик поясняет, что данное словосочетание не относится к терминам, установленным для поставщиков Федеральным законом от 12.06.2008г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», а относится к сфере законодательства о закупках и является характеристикой товара, и данная характеристика, как молоко «коровье», есть и в тексте вышеназванного закона № 88-ФЗ.

На основании изложенного, заказчик просит признать жалобу ООО «ТД Милкград» необоснованной.

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 ФЗ № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 ФЗ № 44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно п.1 ч.1 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами.

Описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с ч.3 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена ФЗ № 44-ФЗ.

В рамках данного электронного аукциона заказчик закупает молоко коровье питьевое пастеризованное. Согласно описанию объекта закупки молоко должно быть в упаковке в виде бумажных пакетов из жиро-водонепроницаемого картона с полимерными покрытиями или в иной герметичной пластиковой упаковке, предназначенной для молочной продукции и сохраняющей целостность товара с фасовкой не более 0,5 л. Согласно извещению о проведении аукциона молоко закупается заказчиком для сотрудников. Согласно п.4 норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, которые могут выдаваться работникам вместо молока, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16 февраля 2009 г. № 45н, норма бесплатной выдачи молока составляет 0,5 литра за смену независимо от продолжительности смены. Приказом главного врача ГБУЗ НСО «Родильный дом №2» № 179/0 от 05.08.2015г. утвержден список должностей и профессий ГБУЗ НСО «Родильный дом №2», при работе которых выдается молоко объемом 0,5 литра в рабочую смену и утвержден список работников ГБУЗ НСО «Родильный дом №2», занятых на работах с вредными условиями труда, которым положена бесплатная выдача молока.

На основании вышеизложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к выводу о том, требование аукционной документации к объему упаковки молока (фасовке) является объективной потребностью заказчика и не противоречит законодательству о контрактной системе. Данное требование позволяет участнику предложить к поставке молоко в упаковке с указанием массы нетто, которая при конвертации в литры, будет соответствовать требованию не более 0,5 литра, что и подтвердил в своих возражениях заказчик. Данный довод подателя жалобы не нашел своего подтверждения.

Относительно обозначения «молоко коровье» Комиссия установила, что в рамках данного электронного аукциона заказчик закупает молоко коровье питьевое пастеризованное.  Данное обозначение не противоречит Федеральному закону от 12.06.2008г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», которым предусмотрена такая продукция, как молоко питьевое пастеризованное коровьего происхождения. Данный довод подателя жалобы не нашел своего подтверждения.

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 ФЗ №44-ФЗ внеплановой проверки данной закупки нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выявлено.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15 ст.99 ФЗ №44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «ТД Милкград» на действия заказчика – ГБУЗ НСО «Родильный дом №2» при проведении электронного аукциона на поставку молока (извещение № 0351300025515000160) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны