Решение №08-01-373 Решение №08-01-373 по жалобе ООО «Газпромнефть-Корпоративны... от 29 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 08-01-373

23 сентября 2015 года                                                                                                       г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

Швалов А.Г.

- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

Заргаров А.М.

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

Газизов М.М.

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

в присутствии представителя подателя жалобы – ООО «Газпромнефть-Корпоративные продажи»: «…» (по доверенности),

в присутствии представителей УСД в Кемеровской области: «…» (по доверенности), «…» (по доверенности),

рассмотрев жалобу ООО «Газпромнефть-Корпоративные продажи» на действия аукционной комиссии заказчика – УСД в Кемеровской области при проведении электронного аукциона на поставку нефтепродуктов по пластиковым картам в 4-м квартале 2015 г. (извещение № 0139100001515000173), начальная (максимальная) цена контракта 1 330 456,00 рублей,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «Газпромнефть-Корпоративные продажи» с жалобой на действия аукционной комиссии заказчика – УСД в Кемеровской области при проведении электронного аукциона на поставку нефтепродуктов по пластиковым картам в 4-м квартале 2015 г.

Суть жалобы заключается в следующем. По результатам рассмотрения единственной заявки на участие в аукционе в электронной форме заявка ООО «Газпромнефть-Корпоративные продажи» признана несоответствующей требованиям документации об аукционе с формулировкой: «Участником закупки не представлена информация, предусмотренная ч.3 ст. 66 Федерального закона от 05.04.13 № 44-ФЗ, п. 30 информационной карты документации об аукционе в электронной форме, а именно, не представлены конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным документацией (присутствует «не более», «не менее»)».

ООО «Газпромнефть-Корпоративные продажи» считает отказ в допуске первой части своей заявки незаконным и необоснованным на основании следующего.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). При этом, в силу ч.2 ст. 33 ФЗ № 44-ФЗ документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом, указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Описание товара, приведенное в заявке ООО «Газпромнефть-Корпоративные продажи», полностью соответствует требованиям, предъявляемым разделом 2 главы III аукционной документации.

Кроме того, пункт 30 информационной карты, согласно которому первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, не указывает на недопустимость использования словосочетаний «не более» при описании характеристик товара, которые согласно разделу 2 главы III аукционной документации могут изменяться до максимальных показателей.

Таким образом, заявка ООО «Газпромнефть-Корпоративные продажи» полностью соответствовует требованиям документации об аукционе.

Кроме того, комиссией заказчика не приняты во внимание специфика товара и условия его поставки.

Согласно условиям контракта поставка нефтепродуктов осуществляется путем заправки автомобилей заказчика на АЗС в течение срока действия контракта (п.2.1, п.2.3 проекта контракта).

Завоз топлива на АЗС производится по мере необходимости и может осуществляться от разных изготовителей (производителей) до нескольких раз в сутки. Учитывая изложенное, принимая во внимание количество нефтепродуктов, реализуемых ежедневно через АЗС, поставка нефтепродуктов в течение срока действия контракта (4 квартал 2015 года) будет осуществляться из разных партий.

В соответствии с п.3.14 ГОСТ Р53229-2008, утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 25.12.2008 № 743-ст, на каждую партию продукции каждой марки изготовителем выдается паспорт продукции. Аналогичное положение содержится в п. 4.13 ст.4 Технического регламента Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» (ТР ТС 013/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 826, согласно которому каждая партия топлива, выпускаемого в обращение и (или) находящегося в обращении, должна сопровождаться документом о качестве (паспортом).

При этом под партией продукции понимается любое количество продукции, изготовленной в ходе непрерывного технологического процесса, однородной по компонентному составу и свойствам (п.3 Технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.02.2008 № 118). В силу особенностей технологического процесса, условий производства и прочих факторов компонентный состав и свойства каждой партии продукции являются различными. Этим обусловлено установление требований к качеству нефтепродуктов в виде диапазона значений. Так, например, согласно п. 4, п. 10 указанного технического регламента автомобильные бензины и дизельное топливо должны соответствовать требованиям, указанным в приложениях № 1, № 2 к техническому регламенту, соответственно. Указанные приложения не содержат точных/конкретных показателей: требования к автомобильному бензину и дизельному топливу указаны в диапазонах «не более», «не менее», «не ниже».

В зависимости от показателей конкретной партии определяется принадлежность нефтепродуктов к определенному классу. В соответствии с п. 53 Технического регламента до 31.12.2015 на территории РФ допускается выпуск в оборот автомобильного бензина и дизельного топлива 4 класса, срок выпуска в оборот автомобильного бензина и дизельного топлива 5 класса не ограничен.

Таким образом, вывод комиссии заказчика о необходимости указания в заявке конкретных показателей товара (нефтепродуктов) без слов «более», «менее» является незаконным и объективно неисполнимым в силу невозможности определить нефтепродукты, которые будут поставлены на АЗС в процессе исполнения контракта, будет являться ничем иным, как предоставлением недостоверной информации (сведений) о товаре и введением заказчика в заблуждение.

Кроме того, качество нефтепродуктов может изменяться в процессе их хранения в зависимости от химического состава нефтепродуктов, условий их хранения, транспортирования, конструктивных особенностей технических средств и состояния их поверхности, контактирующей с нефтепродуктами.

Вывод о возможности изменения показателей нефтепродуктов и о допустимости указания характеристик товара путем указания максимальных/минимальных значений подтверждается также Решением Санкт-Петербургского УФАС России от 27.05.2014 по делу № 44-745/14, согласно которому значения некоторых показателей нефтепродуктов (например, «массовая доля серы») при отгрузке с нефтебазы могут изменяться в пределах диапазонов, установленных ГОСТ и не могут быть одинаковыми в силу объективных причин.

На основании изложенного, податель жалобы просит выдать аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

На жалобу от заказчика поступили возражения, в которых указано следующее.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с частью 1 статьи 67 ФЗ № 44-ФЗ аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 ФЗ № 44-ФЗ, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Согласно части 4 статьи 67 ФЗ № 44-ФЗ участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 ФЗ № 44-ФЗ, или предоставления недостоверной информации, несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 ФЗ № 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе.

Частью 5 статьи 67 ФЗ № 44-ФЗ установлено, что отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 этой статьи, не допускается.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 части 3 статьи 66 ФЗ № 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать при заключении контракта на поставку товара конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Аналогичные требования содержатся в пункте 30 информационной карты электронного аукциона.

Под конкретными показателями поставляемого товара, являющегося предметом электронного аукциона, в аукционной документации понимаются технические и качественные характеристики товара, которые установлены в главе III «Техническое задание».

ООО «Газпромнефть-Корпоративные продажи» в своей заявке не представило конкретные показатели поставляемого товара, в частности, первый показатель - октановое число Бензина АИ-92 (в заявке указано не менее 92), АИ-95 (в заявке указано не менее 95,0).

В соответствии с частью 2 ст. 33 Закона №44-ФЗ документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

По мнению департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России (Письмо от 08.04.2015 №Д28и-984), в случае если заказчиком в аукционной документации установлено требование к товару в виде конкретного значения показателя или диапазона значений, то заказчик вправе отклонить первую часть заявки на участие в электронном аукционе, в которой содержится диапазон значений показателя товара или указание на ГОСТ и отсутствуют конкретные показатели товара, предлагаемого к поставке.

Диапазон значений показателя товара не является конкретным показателем и не позволяет определить реальные конкретные характеристики предлагаемого участником к поставке товара.

Таким образом, участник аукциона обязан в первой части заявки указать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе. Отсутствие в заявке конкретных показателей, в том числе дублирование норм технических регламентов, стандартов и т.п., является основанием для отказа в допуске к участию в аукционе соответствующему участнику.

Заказчик считает, что использование в отношении характеристик предлагаемого к поставке товара таких формулировок, как «в диапазоне», «не более», «не менее» и других подобных условных формулировок, расценивается как не позволяющее определить реальные конкретные характеристики предлагаемого участником к поставке товара, а, следовательно, влекущее недопуск заявки участника к участию в аукционе.

На основании изложенного, заказчик просит признать жалобу ООО «Газпромнефть-Корпоративные продажи» необоснованной.

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии  с ч.1 ст.67 ФЗ № 44-ФЗ аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч.3 ст.66 ФЗ № 44-ФЗ, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

В соответствии с ч.4 ст.67 ФЗ № 44-ФЗ участник электронного аукциона не допускается к участию в электронном аукционе в случае непредставления сведений, предусмотренных ч.3 ст.66 ФЗ № 44-ФЗ, а также в случае представления сведений, несоответствующих требованиям аукционной документации.

В соответствии с ч.5 ст.67 ФЗ № 44-ФЗ отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным ч.4 ст.67 ФЗ № 44-ФЗ, не допускается.

Заказчик в аукционной документации установил требования к некоторым показателям закупаемых бензинов АИ-92 Регуляр, АИ-95 Премиум и дизельного топлива в диапазонах значений. ООО «Газпромнефть-Корпоративные продажи» в первой части своей заявки указало, в том числе, диапазоны значений показателей АИ-92 Регуляр, АИ-95 Премиум и дизельного топлива, соответствующие требованиям аукционной документации. Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что с учетом периода поставки нефтепродуктов и с учетом их специфики указание в первой части заявки диапазонов значений допустимо и соответствует потребностям заказчика, поскольку поставка нефтепродуктов осуществляется путем заправки автомобилей заказчика на 96 АЗС в течение срока действия контракта (п.2.1, п.2.3 проекта контракта) и завоз топлива на АЗС производится по мере необходимости и может осуществляться от разных изготовителей (производителей) до нескольких раз в сутки. Поставка нефтепродуктов в течение срока действия контракта (4 квартал 2015 года) будет осуществляться из разных партий. Таким образом, значения, указанные в первой части заявки ООО «Газпромнефть-Корпоративные продажи», соответствуют значениям, указанным в аукционной документации, и фактической ситуации.

Вместе с тем, установлено следующее. Заказчик в техническом задании аукционной документации установил требования, в том числе, о соответствии закупаемых нефтепродуктов требованиям ГОСТ Р 51105-97, ГОСТ Р 51866-2002 (ЕН 228-99), ГОСТ Р 52368-2005 (ЕН 590-2004), (ЕН 590-2009), ГОСТ 305-82.

В соответствии с таблицей 1 ГОСТ Р 51105-97 в составе автомобильного бензина Регуляр-92 должен отсутствовать свинец. Согласно таблице 2 ГОСТ Р 51866-2002 (ЕН 228-99) содержание свинца в бензине должно быть не более 5 мг/дм3. ООО «Газпромнефть-Корпоративные продажи» в первой части заявки указало содержание свинца в автомобильном бензине Регуляр АИ-92  не более 0,010 г/дм3. Таким образом, по данной характеристике предлагаемый ООО «Газпромнефть-Корпоративные продажи» бензин Регуляр АИ-92 не соответствует ни ГОСТ Р 51105-97, ни ГОСТ Р 51866-2002 (ЕН 228-99), соответственно, не соответствует требованиям аукционной документации.

В соответствии с таблицей 1 ГОСТ Р 51866-2002 (ЕН 228-99) объемная доля бензола в составе автомобильного бензина АИ-95 Премиум должна составлять не более 1%. Однако ООО «Газпромнефть-Корпоративные продажи» в первой части заявки указало объемную долю бензола в автомобильном бензине АИ-95 не более 5 %. Таким образом, по данной характеристике предлагаемый ООО «Газпромнефть-Корпоративные продажи» бензин Регуляр АИ-95 не соответствует ГОСТ Р 51866-2002 (ЕН 228-99), соответственно, не соответствует требованиям аукционной документации.

В соответствии с таблицей 1 ГОСТ Р 51866-2002 (ЕН 228-99) плотность автомобильного бензина АИ-95 Премиум должна соответствовать 720-775 мг/м3 при температуре 15°C. Однако ООО «Газпромнефть-Корпоративные продажи» в первой части заявки указало плотность автомобильного бензина АИ-95 Премиум 720-780 мг/м3 при температуре 15°C. Таким образом, по данной характеристике предлагаемый ООО «Газпромнефть-Корпоративные продажи» бензин Регуляр АИ-95 не соответствует ГОСТ Р 51866-2002 (ЕН 228-99), соответственно, не соответствует требованиям аукционной документации.

В соответствии с таблицей 2 ГОСТ Р 52368-2005 (ЕН 590-2004) плотность дизельного топлива должна соответствовать 820-845 кг/м3 при температуре 15°C. Однако ООО «Газпромнефть-Корпоративные продажи» в первой части заявки указало плотность дизельного топлива 820-860 кг/м3 при температуре 15°C. Таким образом, по данной характеристике предлагаемое ООО «Газпромнефть-Корпоративные продажи» дизельное топливо не соответствует ГОСТ Р 52368-2005 (ЕН 590-2004), соответственно, не соответствует требованиям аукционной документации.

Таким образом, с учетом изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к выводу о том, что ООО «Газпромнефть-Корпоративные продажи» представило в первой части своей заявки сведения, несоответствующие требованиям аукционной документации.

Вместе с тем, установлено следующее.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 ФЗ № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 ФЗ № 44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно п.1 ч.1 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами.

Описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с ч.3 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена ФЗ № 44-ФЗ.

Заказчик в аукционной документации установил требования к показателям закупаемых нефтепродуктов в той форме, как они указаны в заявке ООО «Газпромнефть-Корпоративные продажи». При этом, заказчик установил требования о соответствии закупаемых нефтепродуктов вышеуказанным ГОСТ. Следовательно, заказчик установил противоречивые требования к закупаемым нефтепродуктам, которые, как установлено, в результате ввели в заблуждение участника закупки. Например, требование о соответствии ГОСТ Р 51105-97 и ГОСТ Р 51866-2002 (ЕН 228-99) в части содержания свинца в бензине АИ-92 и т.д. Таким образом, заказчик установил требования, нарушающие ст.33 ФЗ № 44-ФЗ.

С учетом изложенного, довод подателя жалобы о неправомерном отказе в допуске к участию в электронном аукционе нашел свое подтверждение частично.

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 ФЗ №44-ФЗ внеплановой проверки данной закупки выявлено следующее нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Заказчик, в нарушение п.10 ч.1 ст.31 ФЗ № 44-ФЗ, не установил требование к участникам закупки о том, что ими не могут быть офшорные компании.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 ФЗ №44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Газпромнефть-Корпоративные продажи» на действия аукционной комиссии заказчика – УСД в Кемеровской области при проведении электронного аукциона на поставку нефтепродуктов по пластиковым картам в 4-м квартале 2015 г. (извещение № 0139100001515000173) частично обоснованной.
  2. Признать заказчика нарушившим ст.31, ст.33 ФЗ № 44-ФЗ.
  3. Выдать заказчику и аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

ПРЕДПИСАНИЕ № 08-02-368

об устранении нарушений законодательства в сфере закупок

23 сентября 2015 года                                                                                                г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

Швалов А.Г.

- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

Заргаров А.М.

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

Газизов М.М.

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

на основании своего решения №08-01-373 от 23.09.2015г. по жалобе ООО «Газпромнефть-Корпоративные продажи» на действия аукционной комиссии заказчика – УСД в Кемеровской области при проведении электронного аукциона на поставку нефтепродуктов по пластиковым картам в 4-м квартале 2015 г. (извещение № 0139100001515000173),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Для устранения нарушений законодательства в сфере закупок заказчику необходимо:

  1. Прекратить нарушение ст.33 ФЗ № 44-ФЗ, а именно, прекратить устанавливать в аукционной документации противоречивые требования к закупаемому товару, вводящие в заблуждение участников закупки;
  2. Прекратить нарушение п.10 ч.1 ст.31 ФЗ № 44-ФЗ, а именно, прекратить не устанавливать требование к участникам закупки о том, что ими не могут быть офшорные компании;
  3. Внести изменения в аукционную документацию в соответствии с решением №08-01-373 от 23.09.2015г. и настоящим предписанием;
  4. Продлить срок подачи заявок в соответствии с требованиями законодательства о закупках.

Для устранения нарушений законодательства в сфере закупок аукционной комиссии необходимо:

Отменить решения аукционной комиссии, зафиксированные во всех протоколах по данному электронному аукциону.

Для устранения нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок электронной площадке ЗАО «Сбербанк-АСТ» обеспечить возможность исполнения решения № 08-01-373 от 23.09.2015г. и настоящего предписания.

О принятых мерах в соответствии с требованиями настоящего предписания сообщить до 12.10.2015г. с приложением подтверждающих документов.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Примечание:

За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего предписания в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридические лица и должностные лица несут административную ответственность.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны