Решение №08-01-376 РЕШЕНИЕ № 08-01-376 и предписание по жалобе ООО «ПолБерри» д... от 30 июля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 08-01-376

27 июля 2018 года                                                                                      г. Новосибирск              

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

«…»

- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

 

«…»

- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

«…»

- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

в отсутствие представителей:

от подателя жалобы: ООО «ПолБерри» - не явились (уведомлено надлежащим образом);

от заказчика ГКУ НСО "ХОЗУ": не явились (уведомлено надлежащим образом);

в присутствии представителей:

от уполномоченного учреждения - ГКУ НСО "УКСис": «…» (по доверенности), «…» (по доверенности);

рассмотрев жалобу ООО «ПолБерри» действия уполномоченного учреждения – ГКУ НСО «УКСис» при проведении электронного аукциона № 0851200000618003296 на поставку строительных материалов, размещен в ЕИС 17.07.2018г., начальная (максимальная) цена контракта 738161,46 рублей,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «ПолБерри» с жалобой на действия уполномоченного учреждения – ГКУ НСО «УКСис» при проведении электронного аукциона № 0851200000618003296 на поставку строительных материалов.

Суть жалобы ООО «ПолБерри» заключается в нижеследующем.

Податель жалобы полагает, что установление в документации требований о представлении в составе второй части заявок одного из документов, предусмотренных ч. 2 Постановления Правительства РФ от 5.10.2017г. № 1072 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением государств – членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление № 1072), неправомерно, так как указанное Постановление не устанавливает запрет в отношении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация.

В подпунктах а, б, в) п. 1 Постановления указаны исключения, которые позволяют поставлять товары, происходящие из иностранных государств. Для подтверждения таких исключений и должны требоваться документы, предусмотренные п. 2 Постановления № 1072.

В случаях, когда в составе первых частей заявок представлена страна происхождения – Российская Федерация, требовать документ в составе вторых частей заявок в соответствии с Постановлением № 1072 неправомерно.

На жалобу ООО «ПолБерри» от заказчика – ГКУ НСО "ХОЗУ" поступили следующие возражения.

В соответствии с Постановлением Правительства Новосибирской области от 30.12.2013г. № 596-п «О возложении полномочий на государственное казенное учреждение Новосибирской области «Управление контрактной системы»» ГКУ НСО «УКСис» для ГКУ НСО «ХОЗУ» опубликовало электронный аукцион на поставку строительных материалов.

Описание объекта закупки, обоснование начальной (максимальной) цены контракта и проект контракта формировались заказчиком и направлялись в уполномоченное учреждение. Разработка документации о закупке осуществлялась ГКУ НСО «УКСис»

На жалобу ООО «ПолБерри» от уполномоченного учреждения - ГКУ НСО "УКСис" поступили следующие возражения.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 ФЗ № 44-ФЗ в целях защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливается запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, выполняемых и оказываемых иностранными лицами.

На основании указанного требования ФЗ № 44-ФЗ Постановлением № 1072 установлен запрет на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств.

Предметом закупки № 0851200000618003296 является поставка строительных материалов, входящих в перечень товаров, на поставку которых из иностранных государств установлен запрет Постановлением № 1072.

Указанный запрет не распространяется на случаи, предусмотренные п.п. а, б, в) п. 1 Постановления № 1072.

При этом, в соответствии с п. 2 Постановления № 1072 подтверждением производства товаров для случаев исключений, предусмотренных п.п. а, б, в) п. 1, является представление одного из следующих документов:

  • копия специального инвестиционного контракта, заверенная руководителем организации (индивидуальным предпринимателем), являющейся стороной указанного контракта;
  • акт экспертизы, выдаваемый Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в порядке, определенном ею по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;
  • заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;
  • сертификат о происхождении товара (продукции), выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - участника Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. по форме СТ-1, приведенной в приложении 1 к Правилам определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств, являющемся неотъемлемой частью Соглашения.

Таким образом, по смыслу указанного, запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, не распространяется на случаи, указанные в п.п. а-в) п. 1 Постановления № 1072, фактически являющимися случаями-исключениями, позволяющими поставить товар, происходящий из иностранных государств, если участник подтвердит, что предлагаемый им к поставке товар подпадает под исключения п.п. а-в) п. 1 Постановления № 1072 и представит в составе своей заявки хотя бы один из документов, предусмотренных п. 2 Постановления № 1072.

В связи изложенной позицией уполномоченного учреждения, в составе вторых частей заявок участники должны представлять документы, подтверждающие соответствие предлагаемого товара запретам, установленным заказчиком в соответствии с пунктом 15 документации об электронном аукционе.

Изучив доводы подателя жалобы, возражения заказчика и уполномоченного учреждения, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

Постановление № 1072 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением государств – членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» было разработано и принято в целях защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики и поддержки российских товаропроизводителей при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд на период с 01.12.2017г. по 01.12.2019г. в виде запрета на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств, по перечню согласно приложению к Постановлению.

Постановление предусматривает исключения, которые позволяют закупать иностранные товары мебельной и деревообрабатывающей промышленности. В п.п. а, б, в указаны случаи, позволяющие закупать для государственных и муниципальных нужд товары мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящие из иностранных государств.

Пункт 2 Постановления предусматривает, что для случаев, являющихся исключениями из п. 1, а именно, пп. а, б, в, в целях подтверждения производства товара необходимо в составе вторых частей заявок участников представить один из указанных ниже документов:

  • копию специального инвестиционного контракта, заверенную руководителем организации (индивидуальным предпринимателем), являющейся стороной указанного контракта;
  • акт экспертизы, выдаваемый Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в порядке, определенном ею по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;
  • заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;
  • сертификат о происхождении товара (продукции), выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - участника Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. по форме СТ-1, приведенной в приложении 1 к Правилам определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств, являющемся неотъемлемой частью Соглашения.

В отношении всех прочих, не предусмотренных п.п. а, б, в) п. 1 Постановления № 1072 случаев, для товаров, происходящих из иностранных государств, установлен запрет. Таким образом, необходимость представления документов, предусмотренных ч. 2 Постановления, возникает только в отношении товаров (материалов), происходящих из иностранных государств в случаях, подпадающих под исключения для допуска иностранных товаров, предусмотренных п.п. а, б, в) п. 1 Постановления № 1072. Для товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация (Россия), данный запрет не установлен, а, следовательно, требование о представлении в составе вторых частей заявок участников документов, подтверждающих принадлежность к «случаям-исключениям», предусмотренным пп. а-в) п. 1 Постановления № 1072, установленным именно в отношении товаров, происходящих из иностранных государств, не является правомерным. Кроме того, указанным постановлением также не установлена обязанность подтверждать страну происхождения товара, если поставляется товар российского происхождения, а также не определены документы, необходимые для подтверждения того, что товар имеет в качестве страны происхождения Россию.

Установив требование о представлении документов для подтверждения страны происхождения товаров в случаях, которые не предусмотрены Постановлением № 1072 в отношении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация (Россия), уполномоченное учреждение нарушило ч. 5 ст. 66 ФЗ № 44-ФЗ.

При проведении на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 ФЗ № 44-ФЗ внеплановой проверки данной закупки, в том числе всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении заявок, были выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

  1. Описание объекта закупки заказчика содержит строительные материалы: ламинат и ЛДСП.

Согласно информации из ЕИС ламинат закупается по коду ОКПД2 – 16.21.14.000, как «Плиты древесно-волокнистые из древесины или других одревесневших материалов».

Плитам древесно-волокнистым из древесины или других одревесневших материалов согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) присвоен код 16.21.14.000.

Перечень отдельных видов товаров Постановления № 1072 содержит товар с наименованием товара «Плиты древесно-волокнистые из древесины или других одревесневших материалов» и кодом 16.21.14.

Однако приказом от 02.03.2017г. № 597/пр «О формировании классификатора строительных ресурсов», в редакции, вступившей в силу с 03.07.2018г., Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации ввело в действие классификатор строительных ресурсов, который построен на основе синхронизации, в том числе, с общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) путем привязки к кодам ОКПД2. Первые шесть цифр кода данного классификатора соответствуют кодам КПЕС 2008.

Согласно указанному классификатору покрытия полов ламинированных принадлежат к групповой классификации с кодом - 16.21.22. В указанную группу входят: покрытие напольное ламинированное и ламинат (покрытие напольное ламинированное). Ламинат (покрытие напольное ламинированное) с классом нагрузки 33 также входит в указанный групповой код.

Уполномоченным учреждением выбран неверный код по ОКПД2 в отношении товара (материала) ламинат, так как в отношении него присвоен иной специальный, присвоенный классификатором строительных ресурсов, код. Уполномоченное учреждение разместило недостоверную информацию относительно кода по ОКПД2, чем нарушило ч. 3 ст. 7 ФЗ № 44-ФЗ.

  1. Перечень отдельных видов товаров, прилагающийся к Постановлению № 1072, не содержит товаров (материалов) с кодом 16.21.22. ОК 034-2014 (КПЕС 2008), таким образом, в отношении товаров (материалов) с кодом 16.21.22 ОК 034-2014 (КПЕС 2008) запрет поставки товаров, страной происхождения которых является иностранное государство, не установлен.

Однако запрет в документации об электронном аукционе был установлен ко всем четырем позициями описания объекта закупки, в том числе, к ламинату, который, как установлено выше, не входит в Перечень отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств, и на него не наложен запрет Постановлением № 1072. Уполномоченным учреждением нарушена ст. 14 ФЗ № 44-ФЗ.

  1. Уполномоченное учреждение установило требования к составу первых частей заявок, а именно, затребовало согласие на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона; конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе с указанием на товарный знак (при наличии); наименование страны происхождения.

Согласно ч. 3 ст. 66 ФЗ № 44-ФЗ при осуществлении закупки товара заказчик обязан установить требования к наименованию страны происхождения товара в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 ФЗ № 44-ФЗ.

В отношении товара (материала) «ламинат» запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, неправомерно установлен, вследствие чего, требование о представлении наименования страны происхождения этого товара также неправомерно. Уполномоченное учреждение нарушило ч. 3 ст. 66 ФЗ № 44-ФЗ.

Руководствуясь ч. 8 ст. 106, п. 1 ч. 15, п. 2 ч. 22 ст. 99 ФЗ № 44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «ПолБерри» на действия уполномоченного учреждения – ГКУ НСО «УКСис» при проведении электронного аукциона № 0851200000618003296 на поставку строительных материалов обоснованной.
  2. Признать уполномоченное учреждение нарушившим ч. 3 ст. 7, ст. 14, чч. 3, 5 ст. 66 ФЗ № 44-ФЗ.
  3. Выдать заказчику, уполномоченному учреждению и аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для принятия решения о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 08-02-199

27 июля 2018 года                                                                                      г. Новосибирск

              

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

«…»

- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

 

«…»

- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

«…»

- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

на основании своего решения № 08-01-376 от 27.07.2018г. по жалобе ООО «ПолБерри» действия уполномоченного учреждения – ГКУ НСО «УКСис» при проведении электронного аукциона № 0851200000618003296 на поставку строительных материалов, размещен в ЕИС 17.07.2018г., начальная (максимальная) цена контракта 738161,46 рублей,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Для устранения нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок заказчику и уполномоченному учреждению – ГКУ НСО «УКСис» необходимо:

 

  1. Прекратить нарушение ч. 3 ст. 7 ФЗ № 44-ФЗ, а именно, прекратить размещать недостоверную информацию о коде по ОКПД2 в отношении товара (материала) ламинат;
  2. Прекратить нарушение ст. 14 ФЗ № 44-ФЗ, а именно, прекратить устанавливать запрет, предусмотренный Постановлением Правительства от 5.10.2017г. № 1072 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением государств – членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в отношении товара (материала) ламинат;
  3. Прекратить нарушение ч. 3 ст. 66 ФЗ № 44-ФЗ, а именно, прекратить требовать в составе первых частей заявок наименование страны происхождения товара (материала) ламинат;
  4. Прекратить нарушение ч. 5 ст. 66 ФЗ № 44-ФЗ, а именно, надлежащим образом установить требования к составу вторых частей заявок, прекратить требовать документы, предусмотренные п. 2 Постановления Правительства № 05.09.2017г. № 1072, в случае, если участником предлагается товар, страной происхождения которого является Российская Федерация;
  5. Внести изменения в извещение и документацию об электронном аукционе в соответствии с решением № 08-01-376 от 27.07.2018г. и настоящим предписанием;
  6. Продлить сроки подачи заявок на участие в электронном аукционе № 0851200000618003296 в соответствии с ФЗ № 44-ФЗ.

 

Для устранения нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок аукционной комиссии уполномоченного учреждения – ГКУ НСО «УКСис» необходимо:

 

Отменить решения аукционной комиссии, зафиксированные во всех протоколах по данному электронному аукциону.

 

О принятых мерах в соответствии с требованиями настоящего предписания сообщить до 10.08.2018г. с приложением подтверждающих документов.

 

Оператору электронной торговой площадки – обеспечить исполнение требования решения Новосибирского УФАС России № 08-01-376 от 10.08.2018г. и настоящего предписания.

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Примечание:

Согласно ч. 7 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд, его территориального органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц в размере пятисот тысяч рублей.

 

Председатель Комиссии                                                                                                   «…»

 

Члены Комиссии                                                                                                                «…»

                                                                                                                                             «…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны