Решение №08-01-380 Решение № 08-01-380 в отношении ФГБНУ «Научно-исследовательс... от 9 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 08-01-380

18 октября 2016 года                                                                                                г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

Камнева Н.П.

- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

Студеникин Д.Е.

- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

Газизов М.М.

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии,

в присутствии представителей

заказчика - ФГБНУ «Научно-исследовательский институт фундаментальной и клинической иммунологии» - <....> (по доверенности), <...> (по доверенности),

представители подателей жалоб  – ООО «Сиббазисстрой», ООО «УСИ» и ИП Варламовой И.С. на заседание комиссии Новосибирского УФАС России не явились, податели жалоб уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев жалобы ООО «Сиббазисстрой», ООО «УСИ» и ИП Варламовой И.С. на действия ФГБНУ «Научно-исследовательский институт фундаментальной и клинической иммунологии» при проведении электронного аукциона №0351100021916000228 на выполнение работ по капитальному ремонту помещений и фасада клиники иммунопатологии, начальная (максимальная) цена контракта 8587098,69 руб.,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратились ООО «Сиббазисстрой», ООО «УСИ» и ИП Варламовой И.С. с жалобами на действия ФГБНУ «Научно-исследовательский институт фундаментальной и клинической иммунологии» при проведении электронного аукциона № 0351100021916000228 на выполнение работ по капитальному ремонту помещений и фасада клиники иммунопатологии.

Суть жалобы ООО «УСИ» сводится к следующему.

1. В Приложении №2 - требования к материалам заказчик установил следующие требования.

Густотертые масляные цветные краски должны представлять собой пасту, состоящую из соответствующего пигмента (сурик железный марки Г или Э или К и мумия). Согласно ГОСТ 8292-85 (указанный заказчиком в списке ГОСТ, применяемых для товаров, описанных в форме) настоящий стандарт распространяется на густотертые масляные цветные краски, представляющие собой пасту, состоящую из пигментов и наполнителей или соответствующего пигмента (сурик железный по ГОСТ 8135-74, мумия, охра), затертых на олифе с введением сиккатива или без него. Согласно ГОСТ 8135-74 (которого нет в списке ГОСТ, которым должны соответствовать товары, но на него ссылается ГОСТ 8292-85) железный сурик в зависимости от назначения выпускается марок Г, АК, Э, К. Для производства густотертых красок используется сурик железный марки К. Однако, заказчик указывает в требованиях сурик также тех марок, которые заведомо не подходят, чем вводит участников закупки в заблуждение.

2.Битумы нефтяные строительные должны быть марки: БН-90/10, БН-70/30. По физико-химическим показателям строительные нефтяные битумы должны соответствовать требованиям: глубина проникания иглы при 25 °C, 0,1 мм должна быть не менее 5; растяжимость при 25 °C должна быть не менее 1; температура вспышки более 230 °C. Согласно ГОСТ 6617-76 глубина проникания иглы при 25 °C, 0,1 мм, равно как растяжимость при 25 °C, а также температура вспышки определяются методом испытаний.

2.1 Податель жалобы полагает, что участник не может заранее знать и измерить конкретную характеристику данных показателей, так как не имеет до момента поставки данный товар в наличии. Требование указать данные характеристики влекут за собой ограничение количества участников закупки.

2.2 Податель жалобы полагает, что потребовав указать температуру вспышки более 230 °C, заказчик вводит участников в заблуждение, т.к. согласно п. 1.3. ГОСТ 6617-76 для марок БН-90/10, БН-70/30 температура вспышки не может быть ниже 240 °C. Таким образом, требования заказчика по нижней границе температуры вспышки противоречат ГОСТ.

3. Строительные гвозди должны быть с конической или плоской головкой. Диаметр стержня должен быть не менее 1,6 мм. Масса 100 гвоздей, должна быть менее 1,2 кг. Отклонение от соосности головки относительно стержня не должно быть более 0,7 мм. Высота головки должна быть не более 1,1 мм.  Торцевая поверхность головки должна быть гладкой или рифленой. Односторонний равномерный прогиб стержня гвоздя не должен быть более 0,5 мм. Диаметр головки должен быть не более 4 мм. Предельные отклонения на длину гвоздей должны быть в диапазоне от не более 2 мм до не менее 1,8 мм. Длина гвоздя должна быть не более 70 мм. Отклонения от круглости головок не должно быть более 0,5 мм.

Заказчик установил требование, что диаметр стержня должен быть не менее 1,6 мм.   Также заказчик требует, чтобы длина гвоздя была не более 70 мм. Данному требованию не соответствуют гвозди с диаметром стрежня более 3 мм. Заказчик требует, чтобы диаметр головки был не более 4 мм. Под данное требование подходят гвозди с диаметром стержня не более 2 мм. Высота головки, согласно требованиям заказчика, должна быть не более 1,1 мм. Данный параметр рассчитывается по формуле h=0,6d. Под данное требование подходят только те гвозди, диаметр стрежня которых не превышает 1,8 мм. Установив такие требования, заказчик вводит в заблуждение участников закупки. Заказчиком установлено требование к массе гвоздей, масса 100 гвоздей, должна быть менее 1,2 кг. Согласно ГОСТ 4028-63 имеется теоретическая масса 1000 гвоздей, в то время как заказчик требует указать ему точны параметр товара, которого в наличии у участника еще нет. Как уже упомянуто выше в ГОСТ указано значение теоретической массы для 1000 гвоздей. Таким образом, заказчик установил требование, которое противоречит требованиям стандарта (ГОСТ).

Суть жалобы ООО «Сиббазисстрой» сводится к следующему.

1. В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 ФЗ №44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 22 ФЗ №44-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных законом о контрактной системе случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов: метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); нормативный метод; тарифный метод; проектно-сметный метод; затратный метод.

Согласно информационной карте аукционной документации, цена контракта сформирована на основании сметы. Данного  метода определения цены контракта в ФЗ №44-ФЗ по мнению подателя жалобы нет.

2. Согласно п.7 ч.1 ст.64 ФЗ №44-ФЗ документация об электронном должна содержать порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта. Однако, данное положение отсутствует в аукционной документации, что, на наш взгляд, нарушает п.7 ч.1 ст.64 ФЗ №44-ФЗ.

3.  Согласно п.9 ч.1 ст.64 ФЗ №44-ФЗ, документация об электронном аукционе должна содержать возможность заказчика изменить условия контракта в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.

В ч.1 ст.95 ФЗ №44-ФЗ указаны случаи, при которых допускается изменение  существенных условий контракта при его исполнении. Согласно ч.4 ст.64 ФЗ №44-ФЗ к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации. Податель жалобы полагает, что в проекте контракта и в аукционной документации должны быть установлены единые требования относительно возможности заказчика изменить условия контракта в соответствии с положениями ФЗ №44-ФЗ.

Информационной картой электронного аукциона предусмотрена возможность заказчика изменить условия договора в соответствии с положениями настоящего Федерального закона предусмотрена в соответствии со ст.95 ФЗ №44-ФЗ. Однако, в проекте контракта данная возможность не предусмотрена.

Податель жалобы полагает, что заказчик нарушил требования ч.1 ст.34 ФЗ №44-ФЗ, т.к. не установил в проекте контракта условия о возможности изменить условия договора, однако аукционной документацией данная возможность предусмотрена, что исключает возможность однозначного толкования участниками закупки условий закупки.

4. Согласно ч.2 ст.34 ФЗ №44-ФЗ  при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.

  Условие о том, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта не установлено в проекте контракта, что по мнению подателя жалобы нарушает требования ч.2 ст.34 ФЗ №44-ФЗ.

5. Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом) установлены Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013г. №1063.  Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени), подлежат включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке.  При этом подпункты "а" - "г" пунктов 4 и 5 Правил устанавливают указание различных размеров штрафа в зависимости от цены контракта. Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчикам целесообразно устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта. Однако, заказчик в п.9.1 и 9.5  проекта контракта не установлены все возможные значения размеров штрафа. Проектом контракта не предусмотрены размеры штрафа, при снижении цены до 3 млн. и ниже, что по мнению подателя жалобы является нарушение ч.8 ст.34 ФЗ №44-ФЗ. Данный довод подтверждается решением ФАС России от 21.10.2014 N АЦ/42516/14.

6.  Согласно п.5 ч.5 ст.63 ФЗ №44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона указываются преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона.

В извещении, размещенном в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru, указано, что преимущества не установлены.

В аукционной документации указано, что преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона установлены для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организацияй.

7. Согласно п.6 ч.5 ст.63 ФЗ №44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона указываются  требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона. Таким образом, в извещении, размещенном заказчиком в единой информационной системе, указывается «исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона». Податель жалобы полагает, что в нарушение данного положения ФЗ №44-ФЗ заказчиком в извещении, размещенном в единой информационной системе, не установлен исчерпывающий перечень необходимых документов.

Однако, в аукционной документации установлены требования к участникам закупки о наличии свидетельства СРО, об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков, и т.д.

В информационной карте указаны требования, предъявляемые к участникам аукциона, а также содержания второй части заявки.

Податель жалобы считает, что отсутствие в извещении о закупке  необходимого перечня документов, которые должны быть представлены участниками, является нарушением п.6 ч.5 ст.63 ФЗ №44-ФЗ, информация, содержащаяся в извещении (в единой информационной системе) и в аукционной документации должна быть идентична.

8.  В п.57 «Труба напорная из полиэтилена», в п.76 «Блоки оконные», в п.93 «Дверные блоки», в п.95 «Бетон тяжелый», в п.97 «Раствор готовый известковый», п.98 2»Раствор готовый цементный», п. п.100, 102 «Силовой кабель» установлены избыточные требования к товарам.

9. При описании шурупа заказчик указал, что угол заострения шурупа должен быть не более 40. В данном случае не указана единица измерения, что вводит участников закупки в заблуждение.

10. В п.55 «Арматурная сталь» указано следующее. Класс арматурной стали должен быть A-I, допускаются мелкие повреждения ребер и выступов, в количестве не более трех на один метр длины, а также незначительная ржавчина, отдельные раскатанные загрязнения, отпечатки, наплывы, следы раскатанных пузырей, рябизна и чешуйчатость в пределах допускаемых отклонений по размерам. Согласно действующему ГОСТ5781-82 на арматурную сталь, арматурную сталь класса A-I (A240) изготовляют гладкой, т.е. у нее не может быть ребер и выступов. Податель жалобы полагает, что заказчик вводит участников закупки в заблуждение, нарушает ч.1 ст.33 ФЗ №44-ФЗ.

 11. Заказчиком в Приложение №2 «Техническое задание» установил что, товары и материалы должны полностью удовлетворять требованиям соответствующих стандартов:  ГОСТ 8292-85, ГОСТ 6617-76, ГОСТ 4028-63, ГОСТ 24064-80, ГОСТ 5336-80, ГОСТ 3826-82, ГОСТ 10178-85, ГОСТ 1144-80, ГОСТ 11473-75, ГОСТ 1145-80, ГОСТ 8240-97, ГОСТ 14019-80, ГОСТ 11371-78, ГОСТ 5915-70, ГОСТ 7798-70, ГОСТ 6787-2001, ГОСТ  18992-80, ГОСТ 20477-86, ГОСТ 8486-86, ГОСТ 5781-82, ГОСТ 10503-71, ГОСТ 18599-2001, ГОСТ 6141-91, ГОСТ 3262-75, ГОСТ 25809-96, ГОСТ 30970-2014, ГОСТ 26633-2012, ГОСТ 8267-93, ГОСТ 28013-98, ГОСТ 31996-2012, ГОСТ 530-2012, ГОСТ Р 54350-2011.

Податель жалобы полагает, что заказчиком не установлено какой именно государственный стандарт соответствует определенному товару, в связи с чем, участникам закупки не представляется возможным сопоставлять указанные стандарты к товару при заполнении заявки на участие в открытом аукционе.

12. Согласно п.7 ч.5 ст.63 ФЗ №44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

В извещении, размещенном в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru, указано, что ограничения не установлены. В документации указано, что условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами установлено в соответствии с ПП РФ от 29 декабря 2015 года N 1457.

Суть жалобы ИП Варламовой И.С. сводится к следующему.

1. Заказчиком в Приложение №2 аукционной документации установлены следующие требования.

Бетон тяжелый. Класс прочности бетона на сжатие должен быть более B15. Наибольшая крупность заполнителя должна быть 20 мм. Состав крупного заполнителя: содержание фракции от 5 (3) до 10 мм: не более 40%, содержание фракции свыше 10 до 20 мм: не более 75%. Марка бетона по водонепроницаемости должна быть более W2. Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы в крупном заполнителе не должно превышать 35% по массе. В качестве вяжущих материалов должны применяться цементы. В качестве крупных заполнителя должен применяться щебень. Щебень должен соответствовать следующим требованиям: щебень неорганический зернистый сыпучий материал с зернами крупностью св. 5 мм, получаемый дроблением горных пород или гравия или валунов. Щебень должен быть изготовлен из следующих типов пород: осадочных или метаморфических или изверженных. Марка по дробимости не ниже 400. Потеря массы при испытании щебня на дробимость, для щебня из изверженных интрузивных пород не менее двенадцати процентов, для щебня из метаморфических пород в сухом состоянии не менее одиннадцати процентов, для щебня из осадочных пород в сухом состоянии не менее одиннадцати процентов, для щебня из изверженных эффузивных пород не менее девяти процентов, для щебня из метаморфических пород в насыщенном водой состоянии менее двадцати пяти процентов, для щебня из осадочных пород в насыщенном водой состоянии менее двадцати восьми процентов. Марка по истираемости щебня должна быть или И1 или И2 и потеря массы при испытании по истираемости менее тридцати процентов. Содержание зерен слабых пород, в процентах по массе, не более пятнадцати. Марка по морозостойкости  щебня должна быть не менее F50. Значение показателя содержания пылевидных и глинистых частиц должно быть не более трех процентов по массе. Значение показателя содержания глины в комках должно быть не более ноля целых и двадцати пяти сотых процента по массе. Щебень должен быть стойким к воздействию окружающей среды. Щебень не должен содержать посторонних засоряющих примесей. Значение суммарной удельной эффективной активности естественных радионуклидов не должно быть более 370 беккерелей на килограмм. В зависимости от содержания зерен пластинчатой и игловатой формы щебень может быть 1-4 группы.

ИП Варламовой И.С. полагает, что в связи с тем, что участник закупки не имеет в наличии бетон тяжелый, то приобретаться данный товар будет непосредственно перед началом работ, после заключения контракта. Производители бетона имеют возможность предоставить подробную информацию о компонентах бетона только после его производства и проведения испытаний. Бетон производится непосредственно перед применением и на момент подачи заявки он отсутствует.

  2. Заказчиком в Приложение №2 аукционной документации установлены следующие требования.

Раствор готовый известковый. Марка раствора не менее М50. Водоудерживающая способность раствора должна быть не менее девяносто процентов. Расслаиваемость свежеприготовленного раствора не должна превышать десять процентов. Наибольшая крупность зерен заполнителя должна быть не более один целый двадцать пять сотых миллиметров. В качестве заполнителя должен применяться песок для строительных работ. Удельная эффективная активность естественных радионуклидов материалов, применяемых для приготовления раствора не более трехсот семидесяти Бк/кг. Раствор должен быть тяжелый. Марка по подвижности должна быть Пк2 или Пк3, глубина погружения конуса не более 12 см. Назначение раствора должно быть штукатурный накрывочного слоя. Наименование вяжущего материала в растворе должна быть известь строительная. При просеивании пробы извести сквозь сито с сетками № 02 должно проходить не менее 98,5% массы просеиваемой пробы. Песок должен быть средний или мелкий. Класс должен быть или первый или второй. значение показателя модуля крупности должно быть не более трех Мк; Значение показателя содержания зерен крупностью более пяти миллиметров должно быть для среднего песка первого класса не более пяти процентов по массе, для среднего песка второго класса не более пятнадцати процентов по массе, для мелкого песка первого класса не более пяти процентов по массе, для мелкого песка второго класса не более пятнадцати процентов по массе;  значение показателя содержания зерен крупностью более десяти миллиметров должно быть для среднего песка первого класса не более нуля целых пяти десятых процента по массе,  для среднего песка второго класса не более пяти процентов по массе, для мелкого песка первого класса не более нуля целых пяти десятых процентов по массе, для мелкого песка второго класса не более нуля целых пяти десятых процентов по массе;  значение показателя содержания зерен крупностью менее ноля целых шестнадцати сотых миллиметра должно быть  не более пяти процентов по массе для среднего песка первого класса  и не более пятнадцати процентов по массе для среднего песка второго класса,  для мелкого песка первого класса не более десяти процентов по массе, для мелкого песка второго класса не более двадцати процентов по массе; значение показателя содержания пылевидных глинистых частиц должно быть менее двух процентов по массе для природного песка первого класса, не более трех процентов по массе для природного песка второго класса; значение показателя содержания глины в комках должно соответствовать требованиям: для среднего природного песка первого класса должно быть менее нуля целых двадцати пяти сотых процента по массе, для мелкого песка первого класса должно быть менее нуля целых тридцати пяти сотых процента по массе, для мелкого песка второго класса должно быть менее нуля целых пяти десятых процентов по массе, для среднего песка второго класса должно быть менее нуля целых пяти десятых процента по массе. Природный песок при обработке раствором гидроксида натрия (колориметрическая проба на органические примеси) не должен придавать раствору окраску, соответствующую или темнее цвета эталона. Песок не должен содержать посторонних засоряющих примесей.

ИП Варламовой И.С. полагает, что в связи с тем, что участник закупки не имеет в наличии раствор готовый, то приобретаться данный товар будет непосредственно перед началом работ, после заключения контракта. Производители раствора готового имеют возможность предоставить подробную информацию о компонентах только после его производства и проведения испытаний. Раствор готовый производится непосредственно перед применением и на момент подачи заявки он отсутствует.

  На основании вышеизложенного, податели жалоб просят выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

На данные жалобы от заказчика поступили возражения следующего содержания.

Заказчик не согласен с данными жалобами, считает, что описание объекта закупки соответствует требованиям п.1 ч.1 ст.33 ФЗ №44-ФЗ, описание объекта закупи соответствует потребностям заказчика.

Заказчик сообщает, что начальная (максимальная) цена контракта рассчитана на основании сметы. Таким образом, при обосновании начальной (максимальной) цены контракта использовался проектно-сметный метод.

Начальная максимальная цена договора установлена в российских рублях. Так как рубль является национальной платежной единицей на территории РФ, в документации требование о применении официального курса валюты к рублю РФ отсутствует. Отсутствие данного положения не нарушает действующее законодательство. При установлении НМЦ в валюте, отсутствие данного требования было бы нарушением.

В документации об аукционе в соответствии с п.9 ч.1 ст.64 ФЗ № 44-ФЗ установлена возможность изменить условия договора в соответствии с положениями ст.95 настоящего закона. Данные условия не предусмотрены в проекте договора. В силу статьи 70 ФЗ №44-ФЗ договор заключается по цене, предложенной участником, включением информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект договора, прилагаемый к документации о таком аукционе. ФЗ № 44-ФЗ не устанавливает обязательного требования указания в договоре условий, которые могут изменить в соответствие с действующим законодательством.

Податель жалобы указывает, что заказчик не указал размер штрафа при снижении цены по результатам аукциона ниже 3 млн. рублей. Данный размер штрафа не установлен, т.к. такого снижения не может быть ввиду объема работ, на основании которого рассчитана начальная максимальная цена договора.

Извещение об осуществлении закупки заполняется заказчиком посредством функционала сайта zakupki.gov.ru. За ведение сайта заказчик не отвечает, редактировать позиции не может.

Избыточных требований к товару заказчиком не установлено.

Заказчик полагает, что в соответствии с ФЗ №44-ФЗ отсутствует обязанность указывать какой товар должен соответствовать какому ГОСТ.

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

В Приложении №2 - требования к материалам заказчик установил следующие требования. Густотертые масляные цветные краски должны представлять собой пасту, состоящую из соответствующего пигмента (сурик железный марки Г или Э или К и мумия). Согласно ГОСТ 8292-85 (указанный заказчиком в списке ГОСТ, применяемых для товаров, описанных в форме) настоящий стандарт распространяется на густотертые масляные цветные краски, представляющие собой пасту, состоящую из пигментов и наполнителей или соответствующего пигмента (сурик железный по ГОСТ 8135-74, мумия, охра), затертых на олифе с введением сиккатива или без него. Согласно ГОСТ 8135-74 (которого нет в списке ГОСТ, которым должны соответствовать товары, но на него ссылается ГОСТ 8292-85) железный сурик в зависимости от назначения выпускается марок Г, АК, Э, К. Для производства густотертых красок используется сурик железный марки К. Однако, заказчик указывает в требованиях сурик также тех марок, которые заведомо не подходят, чем вводит участников закупки в заблуждение. Согласно письму ФАС России от 01.07.2016 г. № ИА/44536/16 в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям стандарта показатели и (или) их значения. Значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям стандарта. Заказчиком допущено нарушение п.1 ч.1 ст.33, ч.2 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ. Данный довод жалобы ООО «УСИ» обоснован.

В Приложении №2 - требования к материалам заказчик установил следующие требования. Битумы нефтяные строительные должны быть марки: БН-90/10, БН-70/30. По физико-химическим показателям строительные нефтяные битумы должны соответствовать требованиям: глубина проникания иглы при 25 °C, 0,1 мм должна быть не менее 5; растяжимость при 25 °C должна быть не менее 1; температура вспышки более 230 °C.  Довод подателя жалобы в части избыточности требований к характеристикам данного товара признается необоснованным, т.к. на заседании Комиссии Новосибирского УФАС России было установлено, что информация об установленных заказчиком в описании объекта закупки характеристиках материалов находится в свободном доступе в сети Интернет, а также указана в ГОСТ. При этом, Комиссия Новосибирского УФАС России учла тот факт, что в составе жалобы отсутствовали какие-либо документы, свидетельствующие о том, что указанные подателем жалобы показатели могут быть получены исключительно в результате испытаний определенных партий товара после его производства.  Потребовав указать температуру вспышки более 230 °C, заказчик вводит участников в заблуждение, т.к. согласно п. 1.3. ГОСТ 6617-76 для марок БН-90/10, БН-70/30 температура вспышки не может быть ниже 240 °C. Таким образом, требования заказчика по нижней границе температуры вспышки противоречат ГОСТ, что является нарушением п.1 ч.1 ст.33, ч.2 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ. В данной части довод жалобы ООО «УСИ» признан обоснованным.

В Приложении №2 аукционной документации указаны требования к материалам заказчик установил следующие требования. Строительные гвозди должны быть с конической или плоской головкой. Диаметр стержня должен быть не менее 1,6 мм. Масса 100 гвоздей, должна быть менее 1,2 кг. Отклонение от соосности головки относительно стержня не должно быть более 0,7 мм. Высота головки должна быть не более 1,1 мм.  Торцевая поверхность головки должна быть гладкой или рифленой. Односторонний равномерный прогиб стержня гвоздя не должен быть более 0,5 мм. Диаметр головки должен быть не более 4 мм. Предельные отклонения на длину гвоздей должны быть в диапазоне от не более 2 мм до не менее 1,8 мм. Длина гвоздя должна быть не более 70 мм. Отклонения от круглости головок не должно быть более 0,5 мм.

Заказчик установил требование, что диаметр стержня должен быть не менее 1,6 мм.   Также заказчик требует, чтобы длина гвоздя была не более 70 мм. Данному требованию не соответствуют гвозди с диаметром стрежня более 3 мм. Заказчик требует, чтобы диаметр головки был не более 4 мм. Под данное требование подходят гвозди с диаметром стержня не более 2 мм. Высота головки, согласно требованиям заказчика, должна быть не более 1,1 мм. Данный параметр рассчитывается по формуле h=0,6d. Под данное требование подходят только те гвозди, диаметр стрежня которых не превышает 1,8 мм. Установив такие требования, заказчик вводит в заблуждение участников закупки. Заказчиком установлено требование к массе гвоздей, масса 100 гвоздей, должна быть менее 1,2 кг. Согласно ГОСТ 4028-63 имеется теоретическая масса 1000 гвоздей, в то время как заказчик требует указать ему точны параметр товара, которого в наличии у участника еще нет. В ГОСТ указано значение теоретической массы для 1000 гвоздей.  Таким образом, заказчиком допущено нарушение п.1 ч.1 ст.33, ч.2 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ. Данный довод жалобы ООО «УСИ» обоснован.

Согласно информационной карте аукционной документации, цена контракта сформирована на основании сметы. Таким образом, заказчиком был выбран проектно-сметный метод, что соответствует требованиям ст.22 ФЗ №44-ФЗ. Данный довод жалобы ООО «Сиббазисстрой» необоснован.

Согласно п.7 ч.1 ст.64 ФЗ №44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта. Цена по контракту указана в рублях, расчет за выполненные работы будет производится в рублях. На основании вышеизложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России не усматривает в действиях заказчика нарушений п.7 ч.1 ст.64 ФЗ №44-ФЗ. Данный довод жалобы ООО «Сиббазисстрой» необоснован.

Согласно п.9 ч.1 ст.64 ФЗ №44-ФЗ, документация об электронном аукционе должна содержать возможность заказчика изменить условия контракта в соответствии с положениями настоящего Федерального закона. В ч.1 ст.95 ФЗ №44-ФЗ указаны случаи, при которых допускается изменение существенных условий контракта при его исполнении. Довод подателя жалобы о том, что об обязательном включении в проект контракта возможности его изменения в соответствии ч.1 ст.95 ФЗ №44-ФЗ необоснован, т.к. данная обязанность не установлена ФЗ №44-ФЗ.

Согласно ч.2 ст.34 ФЗ №44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона. Таким образом, данное условие включается в контракт при его заключении. Данный довод жалобы ООО «Сиббазисстрой» необоснован.

Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом) установлены Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013г. №1063.  Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени), подлежат включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке.  При этом подпункты "а" - "г" пунктов 4 и 5 Правил устанавливают указание различных размеров штрафа в зависимости от цены контракта. Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчикам целесообразно устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта. Однако, заказчик в п.9.1 и 9.5  проекта контракта не установил все возможные значения размеров штрафа. Проектом контракта не предусмотрены размеры штрафа, при снижении цены до 3 млн. и ниже, что является нарушение ч.8 ст.34 ФЗ №44-ФЗ. Данный довод подтверждается решением ФАС России от 21.10.2014 N АЦ/42516/14. Данный довод жалобы ООО «Сиббазисстрой» обоснован.

Согласно п.5 ч.5 ст.63 ФЗ №44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона указываются преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона. В извещении, размещенном в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru, указано, что преимущества не установлены. В аукционной документации указано, что преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона установлены для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.  Таким образом, заказчиком допущено нарушение ч.3 ст.7 ФЗ №44-ФЗ. Данный довод жалобы ООО «Сиббазисстрой» обоснован.

Согласно п.6 ч.5 ст.63 ФЗ №44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона указываются  требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона. Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что данный довод жалобы обоснован, однако в данном случае нарушение является формальны, т.к. перечень документов и требований указан в аукционной документации.

По мнению подателя жалобы в п.57 «Труба напорная из полиэтилена», в п.76 «Блоки оконные», в п.93 «Дверные блоки», в п.95 «Бетон тяжелый», в п.97 «Раствор готовый известковый», п.98 «Раствор готовый цементный», п. п.100, 102 «Силовой кабель» установлены избыточные требования к товарам. Доводы подателя жалобы в части избыточности требований к характеристикам данного товара признается необоснованным, т.к. на заседании Комиссии Новосибирского УФАС России было установлено, что информация об установленных заказчиком в описании объекта закупки характеристиках материалов находится в свободном доступе в сети Интернет, а также указана в ГОСТ. При этом, Комиссия Новосибирского УФАС России учла тот факт, что в составе жалобы отсутствовали какие-либо документы, свидетельствующие о том, что указанные подателем жалобы показатели могут быть получены исключительно в результате испытаний определенных партий товара после его производства.

При описании шурупа заказчик указал, что угол заострения шурупа должен быть не более 40. В данном случае не указана единица измерения, что вводит участников закупки в заблуждение. Данный довод жалобы обоснован, заказчиком допущено нарушение п.1 ч.1 ст.33 ФЗ №44-ФЗ.

В п.55 «Арматурная сталь» указано следующее. Класс арматурной стали должен быть A-I, допускаются мелкие повреждения ребер и выступов, в количестве не более трех на один метр длины, а также незначительная ржавчина, отдельные раскатанные загрязнения, отпечатки, наплывы, следы раскатанных пузырей, рябизна и чешуйчатость в пределах допускаемых отклонений по размерам. В Согласно действующему ГОСТ 5781-82 на арматурную сталь, арматурную сталь класса A-I (A240) изготовляют гладкой, т.е. у нее не может быть ребер и выступов. Заказчиком допущено нарушение п.1 ч.1 ст.33, ч.2 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ. Данный довод жалобы обоснован.

Заказчиком в Приложение №2 аукционной документации установил что, товары и материалы должны полностью удовлетворять требованиям соответствующих стандартов:  ГОСТ 8292-85, ГОСТ 6617-76, ГОСТ 4028-63, ГОСТ 24064-80, ГОСТ 5336-80, ГОСТ 3826-82, ГОСТ 10178-85, ГОСТ 1144-80, ГОСТ 11473-75, ГОСТ 1145-80, ГОСТ 8240-97, ГОСТ 14019-80, ГОСТ 11371-78, ГОСТ 5915-70, ГОСТ 7798-70, ГОСТ 6787-2001, ГОСТ  18992-80, ГОСТ 20477-86, ГОСТ 8486-86, ГОСТ 5781-82, ГОСТ 10503-71, ГОСТ 18599-2001, ГОСТ 6141-91, ГОСТ 3262-75, ГОСТ 25809-96, ГОСТ 30970-2014, ГОСТ 26633-2012, ГОСТ 8267-93, ГОСТ 28013-98, ГОСТ 31996-2012, ГОСТ 530-2012, ГОСТ Р 54350-2011. То, что участнику закупки непонятно, какой именно государственный стандарт соответствует определенному товару, по мнению Комиссии Новосибирского УФАС России не может являться основанием для признания заказчика нарушившим ФЗ №44-ФЗ. В данном случае участник мог направить заказчику запрос о разъяснении положений аукционной документации. Данный довод жалобы ООО «Сиббазисстрой» необоснован.

Согласно п.7 ч.5 ст.63 ФЗ №44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.  В извещении, размещенном в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru, указано, что ограничения не установлены. В документации содержится указано, что условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами установлено в соответствии с ПП РФ от 29 декабря 2015 года N 1457. Таким образом, заказчиком допущено нарушение ч.3 ст.7 ФЗ №44-ФЗ. Данный довод жалобы ООО «Сиббазисстрой» обоснован.

Доводы ИП Варламовой И.С. также не могут быть приняты в качестве обоснованных, т.к. на заседании Комиссии Новосибирского УФАС России было установлено, что информация об установленных заказчиком в описании объекта закупки характеристиках материалов находится в свободном доступе в сети Интернет, а также указана в ГОСТ. При этом, Комиссия Новосибирского УФАС России учла тот факт, что в составе жалобы отсутствовали какие-либо документы, свидетельствующие о том, что указанные подателем жалобы показатели могут быть получены исключительно в результате испытаний определенных партий товара после его производства.

При проведении внеплановой проверки на основании п.1 ч.15 ст.99 ФЗ №44-ФЗ данной закупки иных нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 ФЗ №44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать жалобы ООО «Сиббазисстрой», ООО «УСИ» на действия ФГБНУ «Научно-исследовательский институт фундаментальной и клинической иммунологии» при проведении электронного аукциона № 0351100021916000228 на выполнение работ по капитальному ремонту помещений и фасада клиники иммунопатологии частично обоснованными.

2. Признать жалобу ИП Варламовой И.С. на действия ФГБНУ «Научно-исследовательский институт фундаментальной и клинической иммунологии» при проведении электронного аукциона № 0351100021916000228 на выполнение работ по капитальному ремонту помещений и фасада клиники иммунопатологии не обоснованной.

3. Признать ФГБНУ «Научно-исследовательский институт фундаментальной и клинической иммунологии» нарушившим ч.3 ст.7, п.1 ч.1 ст.33, ч.2 ст.33, ч.8 ст.34 ФЗ №44-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 25 ноября 2013г. №1063.

4. Выдать заказчику – ФГБНУ «Научно-исследовательский институт фундаментальной и клинической иммунологии» и комиссии по осуществлению закупок при данном заказчике  предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 08-02-308

об устранении нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок

18 октября 2016 года                                                                                             г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

Камнева Н.П.

- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

Студеникин Д.Е.

- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

Газизов М.М.

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии,

на основании своего решения №08-01-380 от 18.10.2016 года по жалобам ООО «Сиббазисстрой», ООО «УСИ» и ИП Варламовой И.С. на действия ФГБНУ «Научно-исследовательский институт фундаментальной и клинической иммунологии» при проведении электронного аукциона №0351100021916000228 на выполнение работ по капитальному ремонту помещений и фасада клиники иммунопатологии,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Для устранения нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок заказчику – ФГБНУ «Научно-исследовательский институт фундаментальной и клинической иммунологии» необходимо:

- прекратить нарушать п.1 ч.1 ст.33, ч.2 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ, а именно, объективно описывать объект закупки, исключить из описания объекта закупки недостоверную, противоречивую информацию о товаре, при установлении в документации о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям стандарта показатели и (или) их значения;

- прекратить нарушать ч.5 ст.34 ФЗ №44-ФЗ, а именно, устанавливать в проекте контракта размер штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. N 1063;

- прекратить нарушать ч.3 ст.7 ФЗ №44-ФЗ, прекратить размещать в единой информационной системе недостоверную информацию, а именно, привести в соответствие извещение об аукционе (форма сайта) и документацию об электронном аукционе в части установления/не установления преимуществ и ограничений;

- с учетом требований настоящего предписания и решения №08-01-380 от 18.10.2016г. внести изменения в документацию об электронном аукционе №0351100021916000228 на выполнение работ по капитальному ремонту помещений и фасада клиники иммунопатологии;

- продлить сроки подачи заявок на участие в электронном аукционе в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Для устранения нарушения законодательства в сфере закупок комиссии по осуществлению закупок ФГБНУ «Научно-исследовательский институт фундаментальной и клинической иммунологии» необходимо отменить решения комиссии, зафиксированные во всех протоколах, составленных при осуществлении данной закупки.

ФГБНУ «Научно-исследовательский институт фундаментальной и клинической иммунологии» и комиссии по осуществлению закупок при данном заказчике необходимо исполнить данное предписание и сообщить в адрес Новосибирского УФАС России о принятых мерах в соответствии с требованиями настоящего предписания в срок до 07.11.2016г. с приложением подтверждающих документов.

Оператору электронной площадки  обеспечить возможность исполнения данного предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны