Решение №08-01-409 Решение №08-01-409 по жалобе ООО «Энергопроект» на действия ... от 21 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 08-01-409

14 октября 2015 года                                                                                                             г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

Швалов А.Г.

- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

Заргаров А.М.

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

Соловьёв А.О.

- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

в отсутствие представителей подателя жалобы – ООО «Энергопроект», уведомлено надлежащим образом,

в отсутствие  представителей администрации Ускюльского сельсовета Татарского района Новосибирской области, уведомлено надлежащим образом,

рассмотрев жалобу ООО «Энергопроект» на действия заказчика – администрации Ускюльского сельсовета Татарского района при проведении открытого конкурса на выполнение работ по разработке схемы теплоснабжения с. Ускюль, Татарского района Новосибирской области на 2015-2019 г.г. и период до 2030 г. (извещение № 0151300005315000001), начальная (максимальная) цена контракта 343 965,00рублей,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «Энергопроект» с жалобой на действия заказчика – администрации Ускюльского сельсовета Татарского района при проведении открытого конкурса на выполнение работ по разработке схемы теплоснабжения с. Ускюль, Татарского района Новосибирской области на 2015-2019 г.г. и период до 2030 г.

Суть жалобы заключается в следующем. Податель жалобы считает, что конкурсная документация размещена на официальном сайте с нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок. В частности, в п.30 конкурсной документации указана следующая значимость критериев оценки конкурсных заявок: цена – 20%, нестоимостные критерии оценки – 80%. При этом, в соответствии с объектом закупки и требованиями правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства №1085 от 28.11.2013г. «Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Правила оценки) в данном открытом конкурсе должна быть установлена следующая значимость критериев: минимальная значимость стоимостных критериев оценки – 60%, максимальная значимость нестоимостных критериев оценки – 40%. Таким образом, значимость критериев оценки конкурсных заявок установлена заказчиком в конкурсной документации с нарушением Правил оценки и п.9 ч.1 ст.50 ФЗ №44-ФЗ.

Кроме того, в п.п.3 п.30 конкурсной документации установлен критерий оценки заявок «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки». Податель жалобы считает, что документация о закупке должна содержать предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по не стоимостным критериям, зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по вышеуказанному критерию, а также инструкцию по заполнению заявки. Податель жалобы считает, что такой предмет оценки, как «Максимальное количество баллов по данному показателю» не направлен на выявление лучшего условия исполнения контракта, имеет нечеткий и не исчерпывающий объект оценки, отсутствует взаимосвязь между количеством присваиваемых баллов членами комиссии и представляемыми сведениями со стороны участников. Таким образом, по мнению подателя жалобы, заказчиком не установлен порядок оценки заявок участников по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки».

На основании изложенного, податель жалобы считает, что конкурсная документация размещена на официальном сайте с нарушением норм законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

На жалобу от заказчика поступили возражения, в которых указано следующее.

В соответствии с ч.6 ст.32 ФЗ № 44-ФЗ в случае проведения конкурса на выполнение научно-исследовательских работ значимость стоимостных критериев указывается как «20%». Согласно Правилам оценки, распределение стоимостных и нестоимостных критериев определяется как «20%» и «80%», соответственно.

Факт отнесения результатов работ по разработке схемы теплоснабжения к категории научно-исследовательских работ подтверждается нижеследующим.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» научная (научно-исследовательская) деятельность - это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе:

фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды;

прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.

На основании указанной нормы можно сделать вывод, что основным в научных работах является получение и применение новых знаний или решений. Новыми могут быть знания, не представленные в ранее выполненных работах, а также дополнительные знания, полученные на основе проведенных исследований. Новаторство научно-технической работы проявляется в уникальности способов ее проведения, неординарности, непредсказуемости методов сбора анализируемой информации. В результате проведения научно-исследовательских работ каждым потенциальным исполнителем могут быть предложены различные варианты развития, рекомендации (не идентичные с результатами работ другого исполнителя).

Согласно Методическим рекомендациям по разработке схем теплоснабжения (утв. приказом Министерства энергетики РФ и Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2012 г. № 565/667), рекомендации разработаны в целях обеспечения единого методического подхода при разработке схем теплоснабжения, устанавливают методологические основы разработки схемы теплоснабжения поселений, городских округов по разделам.

Таким образом, указанные рекомендации описывают лишь общий подход к выполнению данного вида работ и указывают на методы разработки схем теплоснабжения и не устанавливают строгих показателей для соответствия результата выполненных работ.

Применительно к схемам теплоснабжения, указано, что исполнителем работ на третьем этапе работ предлагаются варианты «Схемы теплоснабжения муниципального образования» (см. п.3.3 описания объекта закупки). Для каждого разработанного сценария выполняются гидравлические расчеты с построением пьезометрических графиков; предлагаются варианты изменения состава действующего оборудования источников теплоты, с возможным использованием газопоршневых, газотурбинных, когенерационных установок, установок работающих на местных видах топлива, в том числе на биотопливе; предлагаются варианты децентрализации теплоснабжения в зонах с низкоплотной тепловой нагрузкой, в том числе по мере газификации территории муниципального образования; обосновывается развитие (модернизация) тепловых сетей для загрузки вновь строящихся и реконструируемых генерирующих мощностей в рамках схемы теплоснабжения.

Согласно п.4.1. описания объекта закупки - «...В схему теплоснабжения включается следующее:

  • раздел 1 «Показатели перспективного спроса на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель в установленных границах территории муниципального образования»;
  • раздел 2 «Перспективные балансы тепловой мощности источников тепловой энергии и тепловой нагрузки потребителей»;
  • раздел 3 «Перспективные балансы теплоносителя»;
  • раздел 4 «Предложения по строительству, реконструкции и техническому перевооружению источников тепловой энергии»;
  • раздел 5 «Предложения по строительству и реконструкции тепловых сетей»;
  • раздел 6 «Перспективные топливные балансы»;
  • раздел 7 «Инвестиции в строительство, реконструкцию и техническое перевооружение»;
  • раздел 8 «Решение об определении единой теплоснабжающей организации (организаций)»;
  • раздел 9 «Решения о распределении тепловой нагрузки между источниками тепловой энергии»;
  • раздел 10 «Решения по бесхозяйным тепловым сетям».

Исполнителем в результате выполнения работ рассчитываются перспективные показатели, даются уникальные предложения по строительству, реконструкции, техническому перевооружению источников тепловой энергии, строительству и реконструкции тепловых сетей.

Таким образом, в соответствии с требованиями описания объекта закупки, действующей нормативной документацией, большую часть работ составляют исследовательско-аналитические работы - это сбор, изучение и анализ данных, на основе которых Исполнителем предлагаются варианты развития схемы теплоснабжения населенного пункта.

В соответствии с п. 11 Правил оценки для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 данных Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

В составе заявки предложение участника конкурса в отношении объекта закупки оценивается по степени детализации и содержательной проработанности предложений участника закупки по выполнению работ в соответствии с заданием, в части представления проектных методов и практических подходов, нормативно-методических обоснований и подходов участника закупки к решению поставленных работах задач. Количество баллов, присуждаемое заявке по критерию «Качество работ» определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке. Каждой заявке выставляется значение от 0 до 100 баллов.

Таким образом, заказчиком в конкурсной документации определены показатели, раскрывающие содержание данного нестоимостного критерия, а также порядок определения количества баллов, присуждаемых по данным показателям.

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

Комиссия Новосибирского УФАС России, проанализировав п.31 конкурсной документации, установила, что определенный заказчиком порядок оценки и сопоставления заявок соответствует требованиям Правил оценки. Также в составе документации присутствует указание (инструкция), каким образом участникам закупки будут выставляться баллы по не стоимостным критериям. На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России признала данный довод жалобы необоснованным.

Кроме того, на заседании Комиссии Новосибирского УФАС России было установлено, что в рамках выполнения работ по разработке схемы теплоснабжения с. Ускюль, Татарского района Новосибирской области на 2015-2019 г.г. и период до 2030 г., указанных в описании объекта закупки, каких-либо научно-исследовательских работ, имеющих значения для фундаментальной и прикладной науки выполняться не будет. Таким образом, ссылка заказчика на положения ФЗ №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политики» и ГОСТ 15.101-98 «Порядок выполнения научно-исследовательских работ» несостоятельна. Кроме того, в п.1 описания объекта закупки указано, что работы по разработке схемы теплоснабжения с. Ускюль, Татарского района Новосибирской области на 2015-2019 г.г. и период до 2030 г. должны быть выполнены в соответствии с ФЗ №190-ФЗ «О теплоснабжении» и Постановлением Правительства РФ №1016 от 07.10.2014г. «О внесении изменений в требования к схемам теплоснабжения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22.02.2012г. №154», т.е. на основании уже установленных данными нормативно-правовыми актами правил и порядка. При этом в п.30 конкурсной документации указана следующая значимость критериев оценки конкурсных заявок: цена – 20% (в случае, если предложение по цене контракта на 25% и более ниже начальной (максимальной) цены контракта 10%), нестоимостные критерии – 80% (в случае, если предложение по цене контракта на 25% и более ниже начальной (максимальной) цены контракта 90%). При этом, в соответствии с объектом закупки и требованиями Правил оценки в данном открытом конкурсе должна быть установлена следующая значимость критериев: минимальная значимость стоимостных критериев оценки – 60%, максимальная значимость нестоимостных критериев оценки – 40%. На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что значимость критериев оценки конкурсных заявок установлена заказчиком в конкурсной документации с нарушением требований п.9 ч.1 ст.50 ФЗ №44-ФЗ и Правил оценки.

На основании вышеизложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России решила признать жалобу ООО «Энергопроект» на действия заказчика – администрации Ускюльского сельсовета Татарского района при проведении открытого конкурса на выполнение работ по разработке схемы теплоснабжения с. Ускюль, Татарского района Новосибирской области на 2015-2019 г.г. и период до 2030 г. (извещение № 0151300005315000001) частично обоснованной.

При проведении внеплановой проверки на основании п.1 ч.15 ст.99 ФЗ №44-ФЗ данного открытого конкурса выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

В соответствии с п.2 ч.3 ст.49 и ч.1 ст.50 ФЗ №44-ФЗ заказчик в конкурсной документации должен устанавливать требования к участникам закупки, в том числе, требование о том, что участник закупки не является офшорной компанией. В п.7 конкурсной документации заказчиком установлены требования к участникам открытого конкурса. Однако, в нарушение п.2 ч.3 ст.49 и ч.1 ст.50 ФЗ №44-ФЗ заказчик не установил требования к участникам конкурса в соответствии с п.10 ч.1 ст.31 ФЗ №44-ФЗ.

Как было установлено на заседании Комиссии Новосибирского УФАС России, заказчиком 09.10.2015г. были внесены изменения в конкурсную документацию, а также продлен срок подачи конкурсных заявок до 26.10.1015г. В связи с этим, заказчик изменил соответствующие даты в извещении о проведении открытого конкурса.

Однако заказчик, в нарушение ч.6 ст.50 ФЗ № 44-ФЗ, не изменил дату окончания срока подачи заявок, указанную в конкурсной документации.

Также, заказчик, в нарушение п.8 ч.1 ст.50 ФЗ № 44-ФЗ, не изменил дату окончания срока предоставления разъяснений, указанную в конкурсной документации.

Кроме того, заказчик, в нарушение ч.1 ст.50 и п.6 ч.3 ст.49 ФЗ № 44-ФЗ, не изменил дату и время вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов этим заявкам, дату рассмотрения и оценки таких заявок.

В соответствии с п.2 ч.3 ст.49 № 44-ФЗ в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 ст.49 № 44-ФЗ, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 ст.49 № 44-ФЗ

Согласно ч.1 ст.50 ФЗ № 44-ФЗ конкурсная документация должна содержать информацию и сведения, в том числе, предусмотренные в извещении о проведении конкурса.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.50 ФЗ № 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 ФЗ № 44-ФЗ требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.

Подпункт г) пункта 1 ч.2 ст.51 ФЗ № 44-ФЗ предусматривает, что заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ, или копии таких документов, а также декларацию о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ.

Согласно п.1 ч.1 ст.31 ФЗ № 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно описанию объекта закупки в рамках исполнения контракта предусматривается подготовка исполнителем актуализированной цифровой картографической основы на проектируемую территорию, т.е. подрядчику необходимо изготовить актуальную карту современного состояния территории, с привязкой к указанной системе координат, с отображением контуров квартальной застройки, объектов централизованных систем теплоснабжения и т.д. Таким образом, указанные выше работы по разработке схемы теплоснабжения содержат элементы территориального планирования.

Согласно ст.1 ФЗ №209-ФЗ «О геодезии и картографии» картография - это специфическая область отношений, возникающих в процессе научной, технической и производственной деятельности по изучению, созданию и использованию картографических произведений, главной частью которых являются картографические изображения.

Статьями 10, 14, 19 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что схемы территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных районов содержат положения о территориальном планировании, карты планируемого размещения объектов федерального значения, регионального значения, местного значения, соответственно, и иные виды карт. То есть картографическая часть схем территориального планирования является объектом картографической деятельности.

В соответствии с п.42 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» геодезические и картографические работы федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства) подлежат лицензированию.

Таким образом, организациям, осуществляющим разработку документов территориального планирования, в части создания картографических материалов и документов (в том числе отдельных карт, используемых в качестве основы для разработки схем теплоснабжения), необходимо иметь лицензию, выданную в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Заказчик, в нарушение п.2 ч.3 ст.49, ч.1 ст.50 ФЗ № 44-ФЗ, не установил требования к участникам закупки о наличии вышеуказанной лицензии, а также, в нарушение п.4 ч.1 ст.50 и п.п. г) пункта 1 ч.2 ст.51 ФЗ № 44-ФЗ, не установил требования к составу заявки о представлении в ней копии лицензии.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15 и п.2 ч.22 ст.99 ФЗ №44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Энергопроект» на действия заказчика – администрации Ускюльского сельсовета Татарского района при проведении открытого конкурса на выполнение работ по разработке схемы теплоснабжения с. Ускюль, Татарского района Новосибирской области на 2015-2019 г.г. и период до 2030 г. (извещение № 0151300005315000001) частично обоснованной.
  2. Признать заказчика нарушившим п.9 ч.1 ст.50 ФЗ № 44-ФЗ, Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденные Постановлением Правительства № 1085 от 28.11.2013г., п.2 ч.3 ст.49 и ч.1 ст.50, ч.6 ст.50, п.8 ч.1 ст.50, ч.1 ст.50, п.6 ч.3 ст.49, п.2 ч.3 ст.49, ч.1 ст.50, п.4 ч.1 ст.50 и п.п. г) пункта 1 ч.2 ст.51 ФЗ № 44-ФЗ.
  3. Выдать заказчику и конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

ПРЕДПИСАНИЕ № 08-02-412

об устранении нарушений законодательства в сфере закупок

14 октября 2015 года                                                                                                     г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

Швалов А.Г.

- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

Заргаров А.М.

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

Соловьёв А.О.

- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

на основании своего решения №08-01-409 от 14.10.2015г. по жалобе ООО «Энергопроект» на действия заказчика – администрации Ускюльского сельсовета Татарского района при проведении открытого конкурса на выполнение работ по разработке схемы теплоснабжения с. Ускюль, Татарского района Новосибирской области на 2015-2019 г.г. и период до 2030 г. (извещение № 0151300005315000001),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Для устранения нарушений законодательства в сфере закупок заказчику - администрации Ускюльского сельсовета Татарского района Новосибирской области необходимо:

  1. Прекратить нарушение п.9 ч.1 ст.50 ФЗ №44-ФЗ, а именно, прекратить устанавливать в конкурсной документации значимость критериев оценки конкурсных заявок с нарушением требований Правил оценки, утвержденных Постановлением Правительства №1085 от 28.11.2013г.;
  2. Прекратить нарушение п.2 ч.3 ст.49, ч.1 ст.50 ФЗ №44-ФЗ, а именно, при проведении открытого конкурса устанавливать в конкурсной документации требования к участникам закупки в соответствии с п.1, если это обусловлено объектом закупки, и п.10 ч.1 ст.31 ФЗ №44-ФЗ;
  3. Прекратить нарушение ч.6 ст.50 ФЗ № 44-ФЗ, а именно, прекратить указывать в конкурной документации дату окончания срока подачи заявок, не соответствующую требованиям законодательства;
  4. Прекратить нарушение п.8 ч.1 ст.50 ФЗ № 44-ФЗ, а именно, прекратить указывать в конкурной документации дату окончания срока предоставления разъяснений, не соответствующую требованиям законодательства;
  5. Прекратить нарушение ч.1 ст.50 и п.6 ч.3 ст.49 ФЗ № 44-ФЗ, а именно, прекратить указывать в конкурной документации дату окончания срока предоставления разъяснений, дату и время вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов этим заявкам, дату рассмотрения и оценки таких заявок, не соответствующие требованиям законодательства;
  6. Прекратить нарушение п.4 ч.1 ст.50 и п.п. г) пункта 1 ч.2 ст.51 ФЗ № 44-ФЗ, а именно, прекратить не устанавливать в конкурсной документации требования к составу и содержанию заявки о представлении в ней документов в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 ФЗ № 44-ФЗ;
  7. Внести изменения в конкурсную документацию в соответствии с решением №08-01-409 от 14.10.2015г. и настоящим предписанием;
  8. Продлить срок подачи заявок в соответствии с требованиями законодательства о закупках.

Для устранения нарушений законодательства в сфере закупок конкурсной комиссии необходимо:

Отменить решения конкурсной комиссии, зафиксированные во всех протоколах по данному открытому конкурсу.

О принятых мерах в соответствии с требованиями настоящего предписания сообщить до 02.11.2015г. с приложением подтверждающих документов.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Примечание:

За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего предписания в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридические лица и должностные лица несут административную ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны