Решение №08-01-415 РЕШЕНИЕ № 08-01-415 в отношении Минстроя НСО и ГКУ НСО «УКС»... от 12 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 08-01-415

«30» ноября 2016 года                                                                                                          г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

Швалов А.Г.

- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

Сухоплюев Д.В.

- зам. начальника отдела контроля закупок, член Комиссии;

Заргаров А.М.

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

в отсутствие представителей подателя жалобы – ООО «Ставр», уведомлено надлежащим образом,

в отсутствие представителей подателя жалобы – ООО «СтройКом», поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в их отсутствие,

в присутствии представителей Министерства строительства Новосибирской области (далее Минстрой НСО, уполномоченный орган): <...> (по доверенности), <...> (по доверенности),

в отсутствие представителей государственного казённого учреждения Новосибирской области (далее ГКУ НСО «УКС», заказчик), уведомлено надлежащим образом,

рассмотрев жалобы ООО «Ставр» и ООО «СтройКом» на действия Минстроя НСО и ГКУ НСО «УКС» при проведении электронного аукциона на выполнение подрядных работ по строительству объекта «Реконструкция и техническое перевооружение больничного комплекса государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Барабинская центральная районная больница» (реконструкция лечебного корпуса)» (извещение № 0151200006016000115), начальная (максимальная) цена контракта 244 999 999,00 рублей,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратились ООО «Ставр» и ООО «СтройКом» с жалобами на действия Минстроя НСО и ГКУ НСО «УКС» при проведении электронного аукциона на выполнение подрядных работ по строительству объекта «Реконструкция и техническое перевооружение больничного комплекса государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Барабинская центральная районная больница» (реконструкция лечебного корпуса)».

Суть жалобы ООО «СтройКом» заключается в следующем.

Исходя из содержания п.1 ч.1 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ, описание объекта закупки должно носить объективный характер. Требования аукционной документации, установленные к товарам, должны быть однозначно определены, и должны соответствовать требованиям действующего законодательства.

В разделе I описания объекта закупки заказчиком установлены следующие требования к арматурной стали. Горячекатаная арматурная сталь тип 3 - соответствие ГОСТ 5781-82, должна быть периодического профиля, класса А-I, А-III, диметр, мм., 6.

В свою очередь, в п. 1.2 ГОСТ 5781-82 установлено, что арматурную сталь класса A-I (A240) изготовляют гладкой.

Указанное требование заказчика не дает возможности участнику корректно подготовить заявку, а также предложить материал, соответствующий требованиям заказчика и требованиям соответствующего ГОСТ одновременно, так как данный товар не выпускается и в продаже отсутствует. Установив данное требование в документации об электронном аукционе, заказчик нарушил ФЗ № 44-ФЗ.

ООО «СтройКом» считает вышеуказанное требование аукционной документации не соответствующим требованиям ФЗ № 44-ФЗ и просит выдать заказчику и уполномоченному органу предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Суть жалобы ООО «Ставр» заключается в следующем.

Заказчик в пункте 11.1. документации об электронном аукционе, в инструкции по заполнению первой части заявки указал, что при заполнении первой части заявки на участие в настоящем аукционе формулировки «не более», «не менее», «более», «менее», «(с) выше», «ниже» и знаки «+», «≥», «-», «±», «≤» могут быть использованы в отношении товаров, указанных в разделе III перечня товаров (материалов), когда указанным способом показатели характеристик товара обозначаются производителем товара либо предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.

Однако раздел III описания объекта закупки устанавливает, что участники закупки в заявках указывают максимальные и (или) минимальные значения и (или) диапазон значений показателей, которые перечислены в этом разделе, при этом заказчик в указанном разделе не предоставляет возможности участникам закупки указывать в первой части заявки конкретные показатели используемого товара (точным цифровым значением).

ООО «Ставр» считает, что инструкция по заполнению первой части заявки (в указанной выше части) и раздел III описания объекта закупки (в части установления требований к указанию  сведений в заявках) не соответствуют друг другу.

Указанные действия заказчика приводят к тому, что при подготовке первой части заявки на участие в данном аукционе участнику закупки становится не ясно, как именно указать значения некоторых показателей у части товаров, используемых при выполнении работ. Некоторые значения указываются не в диапазоне (минимальное и (или) максимальное цифровое значение), а конкретным цифровым значением. Так, например, согласно ГОСТ 3262-75 значение показателя гидравлическое давление у труб обыкновенных обозначается конкретным цифровым значением 2,4 МПа; согласно ГОСТ 5781-82 значение показателя предельное отклонение по длине, у горячекатаной арматурной стали обозначается конкретным цифровым значением в зависимости от длины стержней, однако, почему-то, такие показатели и их значения находятся не в разделе II описания объекта закупки, который обязывает участников закупки в заявках указывать точное числовое или иное значение, а в разделе III описания объекта закупки, который обязывает участников закупки в заявках указывать максимальные и (или) минимальные значения и (или) диапазон значений показателей.

Заказчиком в разделе III описания объекта закупки установлено требование к предельному отклонению труб по толщине стенки труб ≥-15 %. В разделе II описания объекта закупки указано, что труба по точности изготовления может быть как повышенной точности, так и обычной. В разделе I описания объекта закупки указано, что труба должна соответствовать требованиям ГОСТ 3262-75. Однако согласно данному ГОСТ предельное отклонение по толщине стенки не должно превышать для труб обычной точности – -15%, для труб повышенной точности – -10%. Требование документации устанавливает для этого показателя не максимальное (как указано в ГОСТ 3262-75), а минимальное значение показателя – «≥-15 %». Также данное требование документации исключает возможность участника закупки использовать трубы с повышенной точностью изготовления.

Заказчиком в разделе III описания объекта закупки установлено следующее требование к камням бортовым, используемым при выполнении работ: камни бортовые – для приготовления бетонной смеси необходимо использовать  бездобавочный портландцемент или портландцемент с минеральными добавками до 5% или портландцемент для бетонов дорожных и аэродромных покрытий марки не ниже 400, содержащий в цементном клинкере не более 5% оксида магния и не более 8% трехкальциевого алюмината. Перечисление входящих в состав бетонной смеси материалов через союз «или» подразумевает под собой выбор конкретного материала, а не числового значения. Тем самым, указать минимальное, максимальное значение, а также диапазон значений невозможно.

В разъяснениях положений документации от 21.11.2016 г. уполномоченный орган указал, что данные требования были установлены, в том числе с учетом письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке».

ООО «Ставр» считает вышеуказанные требования аукционной документации не соответствующими требованиям ФЗ № 44-ФЗ и просит выдать заказчику и уполномоченному органу предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

От ГКУ НСО «УКС» не поступило возражений на жалобы.

На жалобы ООО «Ставр» и ООО «СтройКом» от Минстроя НСО поступили возражения, в которых изложено следующее.

В инструкции по заполнению первой части заявки установлено, что в разделе III указываются показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 ФЗ № 44-ФЗ, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках: максимальные и (или) минимальные значения показателей товара (участниками закупки в заявках указываются максимальные и (или) минимальные значения и (или) диапазон значений). Т.е. данной формулировкой не запрещается указывать как точное числовое значение, так и диапазон значений.

Заказчиком в разделе III описания объекта закупки установлено следующее требование к товару, используемому при выполнении работ: труба - предельные отклонения по толщине стенки труб ≥-15 %. В разделе II описания объекта закупки указано, что труба по точности изготовления может быть как повышенной точности, так и обычной. В разделе I описания объекта закупки указано, что данный материал должен соответствовать требованиям ГОСТ 3262-75. Согласно данному ГОСТ предельное отклонение не должно превышать для труб обычной точности – -15%, для труб повышенной точности – -10%. Требование документации устанавливает для этого показателя не максимальное (как указано в ГОСТ 3262-75), а минимальное значение показателя– «≥-15 %». По вышеуказанной позиции заказчиком установлен показатель в соответствии с п. 1.3 ГОСТ 3262-75, а так же в соответствии с правилами применения математических символов (знаков сравнения). Данный показатель включает в себя предельное отклонение для труб обычной точности и для труб повышенной точности.

В инструкции по заполнению первой части заявки установлено, что в разделе III перечня товаров (материалов) формулировки «не более», «не менее», «более», «менее», «(с) выше», «ниже» и знаки «+», «≥», «-», «±», «≤» могут быть использованы, когда указанным способом показатели характеристик товара обозначаются производителем товара либо предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации. Так как в соответствии с разъяснениями ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке» ФЗ № 44-ФЗ не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, а в случае выбора одной из следующих позиций: «портландцемент с минеральными добавками до 5% или портландцемент для бетонов дорожных и аэродромных покрытий марки не ниже 400, содержащий в цементном клинкере не более 5% оксида магния и не более 8% трехкальциевого алюмината.» данные точно указать невозможно (если товара (материала) не имеется в наличии), данные показатели отнесены к третьему разделу. Кроме того, в инструкции по заполнению первой части заявки установлено, что в разделе III указываются показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 ФЗ № 44-ФЗ, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках: максимальные и (или) минимальные значения показателей товара (участниками закупки в заявках указываются максимальные и (или) минимальные значения и (или) диапазон значений). Т.е., данной формулировкой не запрещается указывать как точное числовое (иное) значение, так и диапазон значений.

В описании объекта закупки раздел I - значения показателей, которые не могут изменяться участником при подаче заявки, заказчиком установлены требования в следующей форме: «Горячекатаная арматурная сталь тип 3 - соответствие ГОСТ 5781-82 должна быть периодического профиля, класса А-I, А-III, диметр, мм., 6.» В свою очередь, п. 1.2 ГОСТ 5781-82 установлено, что арматурную сталь класса A-I (A240) изготовляют гладкой. Данная ошибка, возникшая вследствие копирования, не привела к ограничению конкуренции и отклонению участников закупки.

На основании изложенного, Минстрой НСО просит признать жалобы необоснованными.

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

Согласно п.1 ч.1 ст.64 ФЗ № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 ФЗ № 44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В силу п.1 ч.1 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Как указано выше, в разделе I описания объекта закупки заказчиком установлены следующие требования к арматурной стали: «Горячекатаная арматурная сталь тип 3 - соответствие ГОСТ 5781-82, должна быть периодического профиля, класса А-I, А-III, диметр, мм., 6.».

При этом, в п. 1.2 ГОСТ 5781-82 установлено, что арматурную сталь класса A-I (A240) изготовляют гладкой. Довод ООО «СтройКом» нашел свое подтверждение. Указанные требования противоречат друг другу. В данной части описание объекта закупки необъективно. Уполномоченный орган и заказчик нарушили п.1 ч.1 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ.

Представители Минстроя НСО на заседании Комиссии Новосибирского УФАС России подтвердили, что в документации об электронном аукционе при описании объекта закупки допущена ошибка в части установления указанного требования к арматурной стали. Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что данная ошибка не привела к принятию неправильного решения при рассмотрении заявок комиссией по осуществлению закупок, а также не повлияла на результаты закупки.

Изучив инструкцию по заполнению первой части заявки, установленную в п.11.1 аукционной документации, а также раздел III описания объекта закупки, Комиссия Новосибирского УФАС России каких-либо противоречий не обнаружила. Описание объекта закупки позволяет представлять конкретные показатели товаров, материалов, применяемых при выполнении работ, что, в свою очередь, затребовано в п.11.1 аукционной документации. Более того, согласно письму ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке» в целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, по мнению ФАС России, целесообразно:

1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;

2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);

3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;

4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным стандартами).

Данные указания ФАС России соблюдены Минстроем НСО и ГКУ НСО «УКС», в том числе в разделе III описания объекта закупки.

Показатель «гидравлическое давление» у труб, выраженное значением 2,4 МПа, подразумевает возможность участника закупки предложить в заявке трубы, выдерживающее гидравлическое давление более 2,4 МПа, что будет соответствовать и превосходить потребности заказчика. По сути, требование, установленное в разделе III описания объекта закупки, представляет собой минимальное значение данного показателя.

Требование «предельное отклонение по длине» горячекатаной арматурной стали, установленное в разделе III описания объекта закупки, представляет собой максимальное значение данного показателя, соответствует сути требований, установленных в разделе III описания объекта закупки.

Таким образом, данные доводы ООО «Ставр» не нашли своего подтверждения.

Заказчиком в разделе III описания объекта закупки установлено требование к предельному отклонению труб по толщине стенки труб ≥-15 %. В разделе II описания объекта закупки указано, что труба по точности изготовления может быть как повышенной точности, так и обычной. В разделе I описания объекта закупки указано, что труба должна соответствовать требованиям ГОСТ 3262-75. Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что согласно п.1.3 ГОСТ 3262-75 предельные отклонения по размерам труб не должны превышать указанных в таблице 3 ГОСТ 3262-75 значений.

Согласно таблице 3 ГОСТ 3262-75 предельное отклонение толщины стенки труб обычной точности изготовления не должно превышать -15%, труб повышенной точности – - 10%. Таким образом, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к выводу о том, что данное требование описания объекта закупки не противоречит ГОСТ 3262-75, поскольку диапазон значений «больше либо равно минус 15» охватывает, в том числе, значение «минус 10». Данный довод ООО «Ставр» не нашел своего подтверждения.

Заказчиком в разделе III описания объекта закупки установлено следующее требование к камням бортовым, используемым при выполнении работ: камни бортовые – для приготовления бетонной смеси необходимо использовать  бездобавочный портландцемент или портландцемент с минеральными добавками до 5% или портландцемент для бетонов дорожных и аэродромных покрытий марки не ниже 400, содержащий в цементном клинкере не более 5% оксида магния и не более 8% трехкальциевого алюмината. Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что перечисленные материалы, которые нужны для приготовления бетонной смеси, входят в один диапазон значений, из которых необходимо выбрать участнику закупки при представлении сведений в первой части своей аукционной заявки. Установление данного требования в разделе III описания объекта закупки не может вводить в заблуждение участников закупки. Данное требование описания объекта закупки соответствует позиции ФАС России, изложенной в письме № ИА/44536/16  от 01.07.2016г. Довод ООО «Ставр» не нашел своего подтверждения.

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 ФЗ №44-ФЗ внеплановой проверки данного электронного аукциона иных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выявлено.

В связи с тем, что выявленное нарушение не привело к принятию неправильного решения при рассмотрении заявок комиссией по осуществлению закупок, не повлияло на результаты закупки, при которых достигнута существенная экономия бюджетных средств, а именно, около 2,5 миллионов рублей, Комиссия Новосибирского УФАС России решила не выдавать предписание об отмене результатов закупки.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15 ст.99 ФЗ №44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Ставр» на действия Министерства строительства Новосибирской области и ГКУ НСО «УКС» при проведении электронного аукциона на выполнение подрядных работ по строительству объекта «Реконструкция и техническое перевооружение больничного комплекса государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Барабинская центральная районная больница» (реконструкция лечебного корпуса)» (извещение № 0151200006016000115) необоснованной.
  2. Признать жалобу ООО «СтройКом» на действия Министерства строительства Новосибирской области и ГКУ НСО «УКС» при проведении электронного аукциона на выполнение подрядных работ по строительству объекта «Реконструкция и техническое перевооружение больничного комплекса государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Барабинская центральная районная больница» (реконструкция лечебного корпуса)» (извещение № 0151200006016000115) обоснованной.
  3. Признать Министерство строительства Новосибирской области и ГКУ НСО «УКС» нарушившими п.1 ч.1 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны