Решение №08-01-427 Решение №08-01-427 по жалобе ООО «СТРОЙТЕХГРУПП» на действия... от 5 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ № 08-01-427

29 октября 2015 года                                                                                                        г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

Сухоплюев Д.В.

- и.о. зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

Студеникин Д.Е.

- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

Газизов М.М.

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

в отсутствие представителей подателя жалобы ООО «СТРОЙТЕХГРУПП» (уведомлено надлежащим образом),

в присутствии представителей заказчика – государственного казенного учреждения Новосибирской области «Управление капитального строительства» (далее - ГКУ НСО «УКС»): «…» (по доверенности), «…» (без доверенности),

в присутствии представителей уполномоченного органа – Министерства строительства Новосибирской области (далее - Минстрой НСО): «…» (по доверенности), «….» (по доверенности),

рассмотрев жалобу ООО «СТРОЙТЕХГРУПП» на действия заказчика – государственного казенного учреждения Новосибирской области «Управление капитального строительства» и уполномоченного органа – Министерства строительства Новосибирской области при проведении открытого конкурса на выполнение работ по строительству объекта «Строительство детского сада Новомарусино г. Новосибирск на 220 мест» (извещение № 0151200006015000362), начальная (максимальная) цена контракта 160 704 470,00 руб.,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «СТРОЙТЕХГРУПП» с жалобой на действия заказчика – государственного казенного учреждения Новосибирской области «Управление капитального строительства» и уполномоченного органа – Министерства строительства Новосибирской области при проведении открытого конкурса на выполнение работ по строительству объекта «Строительство детского сада Новомарусино г. Новосибирск на 220 мест» (извещение № 0151200006015000362).

Суть жалобы заключается в следующем. ООО «СТРОЙТЕХГРУПП» обжалует следующие положения документации об электронном аукционе.

Пункт 2.1 проекта контракта упоминает НДС, который включается в цену контракта. Заказчиком, по мнению подателя жалобы, не учтена возможность заключения контракта с участником, в отношении которого действует специальный налоговый режим в соответствии с Разделом VIII.1. Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

Срок выполнения работ, согласно пункту 3.4 проекта контракта, заканчивается 30.09.2016г., но при этом срок действия контракта заканчивается только 31.12.2016г. (пункт 9.2 проекта контракта). ООО «СТРОЙТЕХГРУПП» считает срок действия контракта необоснованно завышенным и обременительным для  участников, которые несут дополнительные затраты на обеспечение банковской гарантии.

Кроме того, податель жалобы полагает, что заказчиком в конкурсной документации должны быть установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с постановлением Правительства № 99 от 04.02.2015г. «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям», поскольку объектом закупки являются строительные работы, включенные в код 45 ОКПД, при этом начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 миллионов рублей.

ООО «СТРОЙТЕХГРУПП» полагает, что заказчиком не установлены требования энергетической эффективности товаров (работ, услуг) в соответствии с Правилами установления требований энергетической эффективности продукции, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009г. № 1221 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд».

По мнению ООО «СТРОЙТЕХГРУПП», заказчиком было нарушено требование п. 1 ч.1 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ при описании характеристик товаров (материалов) по пунктам №№ 153, 154, 155, 156 ПЕРЕЧНЯ ТОВАРОВ (МАТЕРИАЛОВ), используемых при выполнении работ, выразившееся в указании миллиметров, а не квадратных миллиметров, в качестве единиц измерения сечения кабелей.

На жалобу ООО «СТРОЙТЕХГРУПП» от уполномоченного органа – Минстроя НСО поступили возражения, в которых указано следующее. Уполномоченный орган не согласен с доводами подателя жалобы в силу следующего. В случае, если участник закупки является налогоплательщиком НДС в соответствии с ч.1 ст.143 НК РФ, то он выделяет 18% от цены контракта, а в случае, если участник закупки не является налогоплательщиком НДС, он не выделяет НДС из цены контракта.

ФЗ № 44-ФЗ не содержит требований, предъявляемых к сроку действия контракта. При установлении в проекте контракта сроков его действия необходимо принимать во внимание предусмотренные извещением, документацией о закупке сроки поставки товаров, завершения работ и оказания услуг, а также сроки выполнения иных обязательств по контракту (приемки и оплаты товаров, работ, услуг, а также выполнения гарантийных обязательств).

Постановление Правительства РФ № 99 от 04.02.2015г. не устанавливает дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения открытого конкурса.

В соответствии со ст.11 ФЗ № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливаются требования к включаемым в проектную документацию и применяемым при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений технологиям и материалам, позволяющие исключить нерациональный расход энергетических ресурсов как в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта зданий, строений, сооружений, так и в процессе их эксплуатации. Проектная документация, размещенная на официальном сайте, получила положительное заключение государственной экспертизы и разработана в соответствии с действующим законодательством, в том числе, ФЗ № 261-ФЗ. Таким образом, внесение изменений в проектную документацию может повлиять на безопасность объекта капитального строительства. В проектной документации установлены требования к архитектурным, функционально-технологическим, конструктивным и инженерно-техническим решениям, влияющим на энергетическую эффективность зданий, строений и сооружений.

Уполномоченный орган не согласен с нарушением п.1 ч.1 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ, поскольку по позициям №№ 153, 154 перечня товаров (материалов) описания объекта закупки указан параметр « диаметр», измеряемый в миллиметрах, а по позициям №№ 155, 156 перечня товаров (материалов) описания объекта закупки по причине технической ошибки не были удалены единицы измерения «мм». Данная ошибка на результаты подведения итогов никак не повлияла, запросы на разъяснения по данным позициям не поступали.

На основании изложенного, Минстрой НСО просит признать жалобу ООО «СТРОЙТЕХГРУПП» необоснованной.

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

В п.2.1 проекта контракта конкурсной документации указано: «Цена контракта составляет ____(___) рублей, в том числе НДС -__% (__ процентов), ____ (__) рублей». Поскольку ФЗ № 44-ФЗ не устанавливает специальных правил формирования начальной (максимальной) цены контракта для лиц, в отношении которых установлены специальные налоговые режимы, Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденные Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567, также не содержат таких правил, у заказчика отсутствуют правовые основания для указания в проекта контракта и конкурсной документации особенностей для потенциальных участников закупки, в отношении которых действуют какие-либо специальные налоговые режимы. Таким образом, данный довод подателя жалобы не нашел своего подтверждения.

Довод ООО «СТРОЙТЕХГРУПП» относительно срока действия контракта, превышающего срок выполнения работ, не нашел своего подтверждения, поскольку в соответствии со ст.425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения, законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору, при этом договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства. Кроме того, необходимо принимать во внимание, что в срок действия контракта входит не только предусмотренные извещением, документацией о закупке сроки поставки товаров, завершения работ и оказания услуг, а также сроки выполнения иных обязательств по контракту (приемки и оплаты товаров, работ, услуг, а также выполнения гарантийных обязательств).

Довод подателя жалобы относительно установления дополнительных требований к участникам закупки, предусмотренных постановлением Правительства № 99 от 04.02.2015г. «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям», в связи с тем, что объектом закупки являются строительные работы, включенные в код 45 ОКПД, при этом начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 миллионов рублей, не нашел своего подтверждения, поскольку постановление Правительства № 99 от 04.02.2015г. не устанавливает дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения открытого конкурса.

В соответствии с ч.6 ст.52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.

Кроме того, ст.11 ФЗ № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливаются требования к включаемым в проектную документацию и применяемым при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений технологиям и материалам, позволяющие исключить нерациональный расход энергетических ресурсов как в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта зданий, строений, сооружений, так и в процессе их эксплуатации.

Проектная документация, размещенная на официальном, получила положительное заключение государственной экспертизы и разработана в соответствии с действующим законодательством, в том числе ФЗ № 261-ФЗ. Таким образом, внесение изменений в проектную документацию может повлиять на безопасность объекта капитального строительства.

В размещенной проектной документации установлены требования к архитектурным, функционально-технологическим, конструктивным и инженерно-техническим решениям, влияющим на энергетическую эффективность зданий, строений и сооружений, например, предусмотрены самозакрывающиеся двери (т.е. с дверными доводчиками в соответствии с ч. II приказа от 04.06.2010 №229, р.9 проектной документации, предусмотрены в отношении радиаторов отопления - наличие на подводящих теплоноситель трубах средств регулирования теплоотдачи радиаторов, таких как ручные регулирующие краны в соответствии с ч.I приказа от 04.06.2010 № 229, р. 02-01-09 проектной документации. Таким образом, данный довод подателя жалобы не нашел своего подтверждения.

Согласно п.1 ч.1 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Комиссией Новосибирского УФАС России было установлено, что по позициям №№ 153, 154 ПЕРЕЧНЯ ТОВАРОВ (МАТЕРИАЛОВ), используемых при выполнении работ, описания объекта закупки документации указано следующее: «кабель телефонный КСВВнг-LS 2х0,4 мм», «кабель телефонный КСВВнг-LS 2х0,5 мм», что не противоречит требованиям действующего законодательства, поскольку в соответствии с ТУ 3581-001-39793330-2000 одним из электрических параметров данного кабеля является «диаметр жил», измеряемый в миллиметрах.

Относительно позиций №№ 155, 156 ПЕРЕЧНЯ ТОВАРОВ (МАТЕРИАЛОВ), используемых при выполнении работ, описания объекта закупки документации указано следующее: «кабель монтажный экранированный МКЭШнг 2х0,75 мм», «кабель монтажный экранированный МКЭШнг 3х0,75 мм», что противоречит требованиям ГОСТ 10348-80, согласно которому условное обозначение кабеля марки МКЭШнг не содержит единиц измерения, выраженных в миллиметрах. Таким образом, довод подателя жалобы относительно нарушения п.1 ч.1 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ нашел свое подтверждение частично.

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 ФЗ №44-ФЗ внеплановой проверки данного открытого конкурса, были выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Заказчиком и уполномоченным органом в извещении о проведении открытого конкурса, формируемом на официальном сайте закупок, в разделе «Преимущества, требования к участникам» установлены преимущества, предоставляемые участникам, привлекающим субъекты малого предпринимательства в качестве соисполнителей, субподрядчиков для исполнения контракта и участникам, привлекающим социально ориентированные некоммерческие организации в качестве соисполнителей, субподрядчиков для исполнения контракта (в соответствии со статьей 30 Федерального закона № 44-ФЗ).

Однако в соответствии с ч.5 ст.30 ФЗ № 44-ФЗ заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Исходя из изложенного, указанное в ч.5 ст.30 ФЗ № 44-ФЗ требование не является преимуществом для участников закупки. Таким образом, в извещении о проведении открытого конкурса в нарушение ст.30 ФЗ № 44-ФЗ размещена ненадлежащая информация относительно предоставления преимуществ, способная ввести в заблуждение участников закупки.

Кроме того, в извещении о проведении открытого конкурса заказчиком и уполномоченным органом установлено в соотвествии с ч.5 ст.30 ФЗ № 44-ФЗ требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

В соответствии с ч.6 ст.30 ФЗ № 44-ФЗ в случае, предусмотренном ч.5 ст.30 ФЗ № 44-ФЗ в контракты должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Комиссией Новосибирского УФАС России было установлено, что в проекте контракта, размещенном на официальном сайте закупок, данное условие отсутствует, что нарушает ч.6 ст.30 ФЗ № 44-ФЗ.

В п.18.2 конкурсной документации содержится инструкция по заполнению заявки на участие в конкурсе, в которой указано, в том числе, следующее: «При описании характеристики товара (показателей для определения соответствия) участник закупки вправе указать диапазоны значений, если это предусмотрено параметрами товара».

В соответствии с п.4 ч.1 ст.50 ФЗ № 44-ФЗ конкурсная документация должна, в том числе, содержать предусмотренные ст.51 ФЗ № 44-ФЗ требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.

Исходя из содержащейся в конкурсной документации инструкции по заполнению заявки нельзя однозначно установить, по каким показателям участники закупки должны указать в составе заявки дискретные показатели, а по каким допустимо указание диапазона характеристик. С учетом изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к выводу, что инструкция по заполнению заявки данного открытого конкурса вводит участников закупки в заблуждение относительно состава и содержания заявки на участие в открытом конкурсе, что нарушает п.4 ч.1 ст.50 ФЗ № 44-ФЗ.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15 ст.99 ФЗ №44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «СТРОЙТЕХГРУПП» на действия заказчика – государственного казенного учреждения Новосибирской области «Управление капитального строительства» и уполномоченного органа – Министерства строительства Новосибирской области при проведении открытого конкурса на выполнение работ по строительству объекта «Строительство детского сада Новомарусино г. Новосибирск на 220 мест» (извещение № 0151200006015000362) частично обоснованной.
  2. Признать заказчика и уполномоченный орган нарушившими ст.30, ч.6 ст.30, п.1 ч.1 ст.33, п.4 ч.1 ст.50 ФЗ № 44-ФЗ.
  3. Выдать заказчику, уполномоченному органу, единой комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

ПРЕДПИСАНИЕ № 08-02-430

об устранении нарушения законодательства в сфере закупок

29 октября 2015 года                                                                                                      г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

Сухоплюев Д.В.

- и.о. зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

 

Студеникин Д.Е.

- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

Газизов М.М.

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

на основании своего решения №08-01-427 от 29.10.2015г. по жалобе ООО «СТРОЙТЕХГРУПП» на действия заказчика – государственного казенного учреждения Новосибирской области «Управление капитального строительства» и уполномоченного органа – Министерства строительства Новосибирской области при проведении открытого конкурса на выполнение работ по строительству объекта «Строительство детского сада Новомарусино г. Новосибирск на 220 мест» (извещение № 0151200006015000362),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Для устранения нарушения законодательства в сфере закупок заказчику – ГКУ НСО «УКС» и уполномоченному органу – Минстрою НСО необходимо:

  1. Прекратить нарушение ст.30 ФЗ № 44-ФЗ, а именно, прекратить устанавливать в извещении о проведении открытого конкурса преимущества участникам закупки, не предусмотренные действующим законодательством о контрактной системе в сфере закупок.
  2. Прекратить нарушение ч.6 ст.30 ФЗ № 44-ФЗ, а именно, в случае установления в конкурсной документации требования, предусмотренного ч.5 ст.30 ФЗ № 44-ФЗ, включать в проект контракта обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
  3. Прекратить нарушение п.1 ч.1 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ, а именно, прекратить указывать в описании объекта закупки информацию о единицах измерений товаров (материалов), используемых при выполнении работ, способную ввести в заблуждение участников закупки.
  4. Прекратить нарушение п.4 ч.1 ст.50 ФЗ № 44-ФЗ, а именно, прекратить включать в инструкцию по заполнению заявки на участие в открытом конкурсе требования, вводящие участников закупки в заблуждение, в частности, указать в инструкции по заполнению заявки, по каким показателям необходимо указывать дискретное значение, а по каким - диапазон значений.
  5. Внести изменения в конкурсную документацию № 0151200006015000362 в соответствии с решением № 08-01-427 от 29.10.2015г. и настоящим предписанием.
  6.  Продлить сроки подачи заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Для устранения нарушения законодательства в сфере закупок единой комиссии по существлению закупок необходимо:

Отменить решения единой комиссии, зафиксированные во всех протоколах по данному открытому конкурсу.

О принятых мерах в соответствии с требованиями настоящего предписания заказчику и уполномоченному органу сообщить в адрес Новосибирского УФАС России в срок до 17.11.2015г. с приложением подтверждающих документов.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Примечание:

За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего предписания в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридические лица и должностные лица несут административную ответственность.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны